Какие меры по борьбе с кризисом были приняты правительством в 2008 2009 гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассмотрены основные особенности антикризисных программ крупнейших экономик зоны евро. Даётся деление программ на меры по стабилизации финансовой системы и по поддержке реального сектора экономики. Оценивается их эффективность и влияние на восстановление экономики.

Ключевые слова: кризис, антикризисные программы, фискальные меры, стабилизация банковского сектора, государственная поддержка

Main features of anti-crisis programmes in the main economies of the euro-area are being examined. Stimulus measures are being divided in two groups: stabilization of financial systems and support of the real sector. Their efficiency and influence on economic recovery are being evaluated

Key words: recession, anti-crisis programmes, fiscal stimulus, banking sector support, role of the state in the economy

Рецессия, которую испытывают экономики 16 стран еврозоны, признана самой острой за весь послевоенный период. Поэтому на антикризисные меры потрачены беспрецедентные средства — только на фискальные меры в 2009-2010 гг. было потрачено 2% ВВП (1,1% и 0,8% соответственно). 1

Стабилизация финансовой системы

ЕЦБ всё активнее предпринимает и другие меры по оживлению и дальнейшей стабилизации ситуации на рынке кредитования. Так, в июне 2009 г. объём кредитов, полученных более чем 1100 европейскими банками на год, достиг 442 млрд. евро. Кроме того, реализуется программа (60 млрд. евро) по выкупу долговых обязательств. Однако проблема низких темпов роста кредитования предприятий и домохозяйств сохраняется — коммерческие банки по-прежнему предъявляют слишком жёсткие требования к заёмщикам, стремясь использовать полученные от ЕЦБ ресурсы на иные цели. В 2009 г. одобренный объем помощи банковскому сектору достиг 30,5% ВВП. 3

Отдельные страны зоны евро проводят собственные масштабные мероприятия. Так, уже в октябре 2008 г. в ФРГ был принят пакет мер по стабилизации финансового рынка. При этом помощь компаниям оказывалась лишь при наличии собственной программы выхода из кризиса и строгом выполнении налагаемых государством условий при отказе бонусов для топ-менеджеров, ограничении окладов, выплат дивидендов и т.д.

Необходимо отметить создание подконтрольного Федеральному министерству финансов Фонда стабилизации финансового рынка ( SoFFin ) в размере 500 млрд. евро (за счёт привлечения государством ресурсов с рынка капитала); гарантии федерального правительства по кредитам на межбанковском рынке на сумму до 400 млрд. евро, причём на возможные выплаты из Фонда стабилизации выделено 20 млрд. евро; взятие правительством на себя рисков путём приобретения проблемных активов (из SoFFin на эти цели запланировано 80 млрд. евро). 4

Во Франции, как и в ФРГ, осенью 2008 г. был разработан антикризисный план для финансового сектора, заключавшийся в выделении кредитов крупнейшим банкам для стабилизации ситуации на фондовом рынке. Для реализации плана, направленного, в том числе на стимулирование кредитования компаний и частных лиц, было решено создать отдельные институты.

Рефинансовая компания, 66% которой принадлежит банкам и 34% государству, была организована для предоставления государственных гарантий банкам и находится в ведении Французской банковской комиссии. Государственная холдинговая компания была создана для рекапитализации банков. При этом услуги государства по предоставлению гарантий стали для банков платными. 13 кредитным учреждениям был предоставлен заем в 23 млрд. Кроме того, несколько банков получили финансовую помощь в виде гарантий на восстановление доверия и ликвидности. В октябре 2008 г. 10,5 млрд. евро было выделено 6 крупнейшим банкам Франции. 5 В целом экономика Франции из всех соседей по еврозоне может считаться самой сбалансированной: она, в отличие от ФРГ, менее зависит от экспорта, обладает крупным, содействующим стабилизации экономики госсектором. 6

В случае наступления тяжелого кризиса ликвидности министерство экономики и финансов уполномочено гарантировать займы, предоставленные итальянским банкам и отделениям иностранных банков Банком Италии. Кроме того, необходимо отметить более высокий лимит средств, покрываемых системой защиты вкладов населения — до 103,3 тыс. евро при установленном в ЕС минимуме 50 тыс. евро. А 13 октября 2008 г. был принят ещё один декрет-закон, направленный на повышение ликвидности и содействие рефинансированию. Можно отметить, что государственные гарантии способствовали сохранению доступа к финансовым ресурсам для малых и средних предприятий (МСП), и помогли не допустить коллапса кредитования. 7

Стимулирование реального сектора экономики

Поддержка реального сектора экономики стала главным пунктом принятых в конце 2008 — начале 2009 гг. в странах зоны евро антикризисных пакетов. В ФРГ так называемый первый конъюнктурный пакет был принят в ноябре 2008 г., а второй вступил в силу в феврале 2009 г. В связи с этим изменились расходы федерального бюджета (См. Табл. 1).

Таблица 1

Изменение расходов федерального бюджета в ФРГ с принятием антикризисных мер (млрд. евро)

Антикризисные меры правительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.

Основной задачей было предотвращение роста бедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой части пенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризис наступил, одновременное повышение базовой части пенсии на 15%, и страховой части -- на 8% [9].

Дважды в 2009 г. повышалась страховая часть пенсии, а с 1 декабря ее базовая часть была увеличена более чем на 30%. На фоне снижающейся динамики реальной заработной платы денежные доходы пенсионеров в этот период относительно увеличились (рис. 2.2.1) [20].

-- индекс повышения базовой части;

-¤- индекс повышения страховой части;

-^- реальная заработная плата, % к предыдущему месяцу

Вторая задача по реализации антикризисных действий в социальной сфере была нацелена на устранение ситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности -- для этого вводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате, пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами стала не меньше величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания. На повышение пенсий и социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн. руб. бюджетных средств Пенсионного фонда РФ 16.

Среднедоходные слои этот процесс затронул по двум направлениям. С одной стороны, работу теряет управленческий персонал: менеджеры среднего и высшего звена, лица творческих профессий, дизайнеры, специалисты по рекламе, по связям с общественностью, занятые в издательском бизнесе и т.п. Это -- лица, имевшие уровень материального достатка выше среднего, высокие жизненные притязания и определенный общественный статус, возраст, близкий к среднему, не готовые к радикальным переменам.

Другая часть среднего класса -- ИТР и высококвалифицированные рабочие кадры, работавшие в реальном секторе экономики, среднего и выше возраста, и низкого уровня профессиональной и территориальной мобильности. Проблемы "белых воротничков" сосредоточены, в основном, в крупных городах, где существует достаточно рабочих мест по многим видам экономической деятельности, а уровень безработицы изначально был ниже среднего. Беды же второй категории распространены по всей территории, как было показано выше, особенно в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности, концентрируясь в промышленных центрах, имеющих градообразующие предприятия.

Для решения проблем безработицы в моногородах правительство России образовало в 2009 г. под эгидой Минрегиона. специальную рабочую группу по вопросам нормализации социально-экономического положения. В перечень моногородов вошли 335 населенных пунктов, в том числе 223 с численностью жителей свыше 10 тыс. чел. Первыми поддержку из федерального бюджета получили Тольятти, Пикалево, Байкальск и Ленинск-Кузнецкий, которые подготовили собственные планы развития 15.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство был предусмотрен ряд мер организационного характера 15:

- в 2009 г. в 2 раза уменьшены по сравнению с предложениями квоты на привлечение в субъекты РФ иностранных работников;

- запланировано организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах;

- предусмотрена материальная поддержка на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. чел.;

- намечено оказание адресной помощи при переезде в другую местность 15 тыс. чел.;

- предполагалось направление на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел.

Предполагалось также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. (В августе 2009 г. уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет составил 16,6%, а ее доля в общей численности безработных -- 23,5% [10].

Но основным направлением поддержки занятости, естественно, является финансовое. С начала 2009 г. в 1,5 раза был увеличен максимальный размер пособия по безработице: минимальная величина пособия по безработице составила 850 руб., максимальная -- 4,9 тыс. руб. На эти цели было предусмотрено 33,9 млрд. руб. 21

В целом предпринятые усилия, если и не снизили уровень безработицы до уровня докризисного периода, то, во всяком случае приостановили ее рост.

Одновременно с потерями в сфере занятости, негативные последствия кризиса проявились и в потребительском секторе. Поэтому такие направления финансовой политики, как сохранение сбережений населения и поддержание покупательной способности национальной валюты, с полным правом можно отнести к числу важнейших общегражданских социальных гарантий. Первой антикризисной мерой российского правительства была финансовая поддержка банковского сектора. Государство потратило на реализацию программы докапитализации банков 900 млрд. руб. Всего же российские банки получили государственную помощь в размере 5 трлн. руб. на то, чтобы выдать кредиты реальному сектору и населению по приемлемым ставкам 22.

В качестве комплексной меры, призванной, с одной стороны, поддержать отечественную автомобильную промышленность (соответственно сохранить занятость, особенно в таком моногороде, как Тольятти), а с другой -- стимулировать потребительский спрос, было решено субсидировать 2/3 ставки рефинансирования по трехлетним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. руб.). Также выделена субсидия ОАО "РЖД" на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд. руб.) [8].

В общероссийских масштабах избраны разнообразные меры смягчения ситуации на рынке ипотечного жилищного кредитования. Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации [8] на 2009 г. предусмотрено, что семьи, имеющие право на получение материнского капитала, уже в этом году смогут использовать его на погашение долга по ипотеке6. Предполагалась также реструктуризация ипотечных кредитов для граждан, потерявших работу, через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Из выделенных на эти цели 60 млрд. руб. в 2008 г. было потрачено 8,4 млрд., на 2009 г. было запланировано израсходовать 52,6 млрд. руб. Часть средств направляется на погашение обязательств самого Агентства (в декабре 2008 г. -- 7,8 млрд. руб., на 2009 г. -- 4,1 млрд. руб.). На рефинансирование ипотечных кредитов было выделено 0,6 млрд. руб. в декабре 2008 и 30 млрд. руб. на 2009 г. На выкуп ипотечных ценных бумаг, выдачу целевых займов планировалось затратить в 2009 г. 9,4 млрд. руб. Взнос в уставной капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов составил еще 5 млрд. руб. 1.

В России кризис резко оборвал девять лет быстрого восстановительного роста, 2000-08, который опирался на несколько важных факторов: низкую стартовую точку после многих лет экономического спада, рыночные институты и предпринимательский класс, созданные в 1990-е, консервативную макроэкономическую политику президента Путина и открытость российской экономики, позволявшей предприятиям и банкам получать кредиты за рубежом. Дополнительным важным фактором был постоянный рост цен на нефть и другие природные ресурсы, которые позволили правительству существенно увеличить бюджет и консолидировать контроль над расходами.

Во время борьбы с кризисом правительство не ограничивалось макроэкономикой. Из разумных мер стоит отметить увеличение пенсий и социальный выплат – как мера поддержки совокупного спроса, и политику поддержки банковского сектора. Из спорных – угрозы губернаторам и владельцам крупных предприятий со стороны силовых органов – чтобы не могли никого увольнять. Государственные банки потратили огромные средства, спасая фактически обанкротившиеся предприятия от реального банкротства. Если в Америке и Европе в случае банкротства банка или предприятия владельцы теряли все, а банк или предприятия продолжали работу, в России владельцам часто удавалось ловко пересесть в кресло топ-менеджера и, фактически, сохранять владение.

3. Состояние банковской системы России в 2010-2012 годах.

Заключение: проблемы российской банковской системы на современном этапе и пути их решения.

Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших и в тоже время сложных задач экономической реформы в России. Именно банковская система при правильном управлении и устранении всех сдерживающих ее развитие проблем может стать ведущим звеном в осуществлении экономической политики, обеспечивающей экономический рост.

Банковская система непосредственным образом связана с экономикой страны и негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.

В наиболее общем виде экономический кризис можно определить, как неспособность банковской системы выполнять свои основные функции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, предоставления кредитов, проведения расчетов и платежей в экономике страны. Последствия, которые влекут за собой экономические кризисы, делают актуальными проблемы, посвященные изучению факторов, являющихся предпосылкой для нарастания негативных тенденций в банковском секторе, выявлению и изучению непосредственных причин современных экономических кризисов, форм их проявления и последствий, а также для выработки адекватных программ антикризисного регулирования банковской деятельности.

Целью данной работы является изучение банковской системы Российской Федерации, структуры и проблем функционирования в период экономического кризиса, а так же меры, применяемые во время кризисных ситуаций, для стабилизации ее функционирования.

1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Банковская система представляет собой совокупность кредитных организаций, функционирующих в рамках единого банковского законодательства, общее регулирование деятельности которых осуществляет Центральным Банком России.

Банковская система является составной частью кредитной и финансовой систем, проводящей сетью, аккумулируя кредитные ресурсы через банковские счета и депозиты и обеспечивая предложение кредита.

Банковская система РФ является двухуровневой:

1) первый уровень - это Центральный Банк, который формирует нормативно-правовую базу и осуществляет регулирование денежно-кредитных отношений;

2) второй уровень - кредитные организации, субъекты экономической деятельности, обеспечивающие сохранность вкладов, ведение банковских счетов клиентов и совершение платежно-расчетных операций и операций с денежными, кредитными и финансовыми инструментами, выступающие в роли кредиторов и заемщиков на рынках капитала.

Таким образом, в структуру современной банковской системы входят ЦБ и кредитные организации. Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свои особые функции, проводит свой перечень денежных операций.

Коммерческие банки - составное звено банковской системы. Они осуществляют активные и пассивные операции и оказывают комплекс услуг клиентам - юридическим и физическим лицам. Функционирование банка как субъекта экономической деятельности определяется совокупностью внутренних и внешних макро - и микроэкономических факторов. Работая на рынке денег, кредита, ценных бумаг, банки действуют сообразно законам спроса и предложения. В то же время значительное воздействие на поведение банков оказывает денежно-кредитная политика через систему государственного регулирования и контроля как со стороны ЦБ, так и со стороны правительства.

Таким образом, основными функциями Центрального Банка являются помимо защиты и обеспечения устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Коммерческие банки в свою очередь выполняют следующие функции в экономической системе: посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц; стимулирование накоплений в хозяйстве; посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

Многие страны не раз переживали банковские кризисы, и в целом это явление можно считать неотъемлемым атрибутом современной глобальной экономики. Но необходимо признать, кризисы стали возникать все чаще и чаще и принимать все большие масштабы. Специалисты называют два условия при совпадении которых банковский кризис может считаться системным:




- национальная банковская система сталкивается с крупными потерями (неработающие кредиты составляют около 20% или при закрытии банков утрачивается не менее 20% совокупных банковских активов);

- бюджетные затраты на реструктуризацию банковской системы превышают 5% ВВП.

Для решения этих проблем все государства мира используют схожие механизмы, такие как поддержка ликвидности, предотвращение бегства вкладчиков, повышение капитализации банков и механизмы финансового оздоровления банков.

Также был значительно расширен список инструментов рефинансирования и доступ к ним с одновременным увеличением объемов, снижением ставок и удлинением сроков кредитования.

Ключевую роль в насыщении банковского сектора ликвидностью сыграла реализация Банком России программы беззалогового кредитования. Всего в период наиболее острой фазы кризиса задолженность банковского сектора перед Банком России превышала 3 трлн руб., что составляло на тот момент 12% совокупного объема банковских пассивов. Министерство финансов со своей стороны увеличило объем средств, предоставляемых на депозитных аукционах, а ряд гос.корпораций разместили временно свободные средства на депозитах в банках.[2]

Благодаря этим мерам удалось избежать коллапса банковского сектора и обеспечить бесперебойное функционирование национальной платежной системы.

Читайте также: