Какие механизмы лежат в основе формирования человеческих рас кратко

Обновлено: 30.06.2024

§ 53. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе

Биологические и социальные факторы антропогенеза. *Общие закономерности исторического развития живой природы применимы и к эволюции человека.* Как вы уже знаете, во второй половине XIX в. Ч. Дарвин научно обосновал роль таких биологических факторов антропогенеза, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. По современным представлениям, к биологическим факторам эволюции человека также относят популяционные волны, поток и дрейф генов, изоляцию.

Похолодание климата, которое привело к вытеснению тропических лесов Африки степями и саваннами, вынудило наших предков осваивать открытые пространства. Переход предшественников человека от древесного образа жизни к наземному способствовал развитию прямохождения. Вертикальное положение тела позволяло получать больше информации. Преимущество в борьбе за существование было у тех особей, которые могли лучше ее анализировать. В связи с этим под действием естественного отбора происходило прогрессивное развитие головного мозга. Передние конечности освободились от функции передвижения. Они стали использоваться для осуществления манипуляций с различными предметами.

Наследственные изменения, связанные с совершенствованием прямохождения, головного мозга, рук, давали преимущества в борьбе за существование и сохранялись естественным отбором. Таким образом, под действием биологических факторов в ходе антропогенеза происходило формирование прежде всего морфологических и физиологических особенностей человека.

Однако объяснить эволюцию человека исключительно биологическими закономерностями невозможно. Человек занимает особое положение в природе, поскольку является одновременно как биологическим, так и социальным существом. *Он становится человеком только тогда, когда живет и развивается в обществе. Так, ребенок, полностью изолированный от других людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Следовательно, очень важную роль в развитии человека играют социальные факторы.*

Для успешного выживания, освоения новых мест обитания, поиска пищи и защиты от хищников предки человека объединялись в группы. Возникла необходимость общения для согласования действий членов таких групп. Вероятно, первой формой общения была жестикуляция. Но постепенно гортань и ротовой аппарат людей в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовывались — развивалась речь.

Освобождение рук от функции опоры позволило использовать их для изготовления орудий труда и трудовой деятельности. *Производство орудий труда требует точной координации движений рук. Оно должно опираться на знания о свойствах материалов и способах их обработки.* Применение искусственно созданных орудий для охоты позволило человеку добавить в рацион пищу животного происхождения, более калорийную и содержащую больше белков, чем растительная. Благодаря труду человек стал не только лучше адаптироваться к среде обитания, но и постепенно изменять ее в нужном для себя направлении. С совершенствованием трудовой деятельности и речи связано развитие мышления и головного мозга. Вследствие естественного отбора у людей произошло значительное увеличение его объема и усложнение коры больших полушарий.

С развитием трудовой деятельности происходило укрепление социальных связей. Люди коллективно охотились, защищались от хищников и воспитывали детей. Стадный образ жизни, который был характерен для предшественников человека, благодаря развитию мышления, речи и совместному труду людей, стал общественным образом жизни.

Морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству. Однако очень важную роль в эволюции людей играет передача из поколения в поколение знаний, умений, традиций, которые не наследуются. Их преемственность осуществляется только в обществе благодаря обучению и воспитанию. Такой негенетический способ передачи информации стал возможным в результате развития речи, а впоследствии и письменности.

*Следует также отметить, что важным фактором в эволюции человека стало использование огня. Оно способствовало выживанию в холодном климате и расселению людей, расширению пищевого рациона. Пища, приготовленная на огне, легче пережевывалась и усваивалась. Снизилась нагрузка на жевательный аппарат и пищеварительную систему. Это обусловило относительное уменьшение объема лицевого отдела черепа и укорочение кишечника в ходе естественного отбора.*

На начальных этапах антропогенеза ведущую роль играли биологические факторы, которые способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека. Но постепенно их действие ослабевало, так как в результате трудовой деятельности уменьшилась зависимость людей от условий окружающей среды. Человек научился использовать огонь, строить жилища, изготавливать одежду и т. д. Действие социальных факторов, направленное на совершенствование отношений между людьми, наоборот, усиливалось и со временем вышло на первый план.

Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).

План урока

У Вас есть право придерживаться различных теорий по этому вопросу – божественной, инопланетной (как варианта теории панспермии).

Но напомню, что в рамках нашего курса мы рассматриваем с Вами тему с биологической (естественнонаучной точки зрения).

Биологический аспект теории антропогенеза заключается в происхождении и эволюции рода Homo, в определении места человека разумного в животном мире, его родстве с другими приматами, и особенно с ближайшими родичами – современными человекообразными обезьянами. И речь на наших уроках идёт об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.

Сегодня, мы пойдем еще дальше и поговорим о человеческих расах, на предстоит найти ответы на следующие вопросы (Слайд 2):

  1. Что такое расы? Расоведение? Расизм?
  2. Как произошли расы?
  3. Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
  4. Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Но давайте обо всем по порядку.

II. Разминка (терминология, актуализация основных вопросов по теме).

Мы рассмотрели движущие силы антропогенеза, основные этапы и стадии эволюции человека. Вспомним основные термины (Слайд 3):

  • ЭВОЛЮЦИЯ
  • АНТРОПОГЕНЕЗ
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
  • МОРФОЛОГИЯ
  • ОЛДОВАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПИТЕКАНТРОП
  • ДРИОПИТЕК
  • АЛЛЕЛИ
  • ГЕНОФОНД.

III. Проверка домашнего задания:

  1. 4 человека идут на первые парты с одной ручкой – работа по карточкам. (Приложение 1)
  2. устный индивидуальный опрос 2-х учащихся по вопросам домашнего параграфа:
  • 1 человек - На каком основании питекантропа и синантропа можно считать предками человека? (Слайд 4).
    Дополнительный вопрос: Назовите положение человека в системе животного мира.
  • 2 человек – Как Вы считаете, на чем основано утверждение, что кроманьонцы первые современные люди? (Слайд 5).
    Дополнительный вопрос: Перечислите важнейшие этапы эволюции человека.

IV. Поурочный рейтинговый контроль (тестирование или разноуровневые самостоятельные работы на 5 минут даются на каждом уроке по ходу изучению темы, в конце темы выводится общая оценка за письменные работы) (Приложение 2).

V. Итог по опросу, письменной работе и переход к новой теме:

Кроманьонцы – первые современные люди, наши непосредственные предки. Они появились 30 – 40 тысяч лет назад.

Как изменился современный человек? Как и когда появились человеческие расы? (Слайд 6):

  1. Что такое расы?
  2. Какие расы Вам известны?
  3. Каковы особенности различных рас?
    Открываю план урока на доске:
    1. Расы – это подразделения одного вида или каждая из них является отдельным видом?
    2. Отличительные характеристики рас.
    3. Когда могли появиться расы? С чем связаны морфологические различия рас?
    4. К какой группе изменений можно отнести формирования расовых признаков: ароморфозам или идиоадаптациям?

Для удобства работы будем использовать дидактические карточки (Приложение 3):

  • впишите тему урока;
  • обратите вопрос в дидактической карточке, это первый вопрос плана урока.

1. и 2. вопрос плана - Работа по слайдам 7 - 19.

Какой вывод можно сделать? (Слайд 20):

Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в соотношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов отличающих одну расу от другой невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и т.д., т. е. они имеют одинаковый наследственный потенциал, а значит и единое происхождение, а значит Расы – это подразделения одного вида Человек разумный.

3. КОГДА МОГЛИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИТСЯ РАСЫ? С чем это связано? (вопрос классу)

Вероятно, образование рас началось на стадии кроманьонца, когда труд стал основой существования общества и люди уже умели приспосабливаться к неблагоприятным условиям. Климатические факторы и естественный отбор на этой стадии утратили своё первостепенное значение. Люди стали расселяться на новые территории. Вследствие длительного существования в определенных физико-географических условиях у разных людей возник ряд наследственных свойств (цвет кожи, волос), которое в дальнейшем прошлом могло иметь адаптивное, приспособительное значение. Но эти признаки не влияли на умственные способности, речь, познание, трудовую деятельность.

Приведём доказательства: у негроидов темная окраска кожи могла закрепиться как защитное приспособление против ярких солнечных лучей, шапка курчавых волос имеет воздушную прослойку, что защищает голову от перегрева.

4. К КАКОЙ ГРУППЕ ИЗМЕНЕНИЙ МОЖНО ОТНЕСТИ ФОРМИРОВАНИЕ РАСОВЫХ ПРИЗНАКОВ: АРОМОРФОЗОВ ИЛИ ИДИОАДАПТАЦИЙ?

А что такое расизм?

Кто такие скинхеды?

Что Вам известно на эту тему? (Слайды 22-26)

Итог по теме урока: (по слайду 27) и вопросам

  1. Что такое расы?
  2. Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
  3. Какие механизмы лежат в возникновении рас?
  4. На чем основаны расовые различия людей?
  5. Что такое расоведение?
  6. что такое расизм?

Формируется вывод

Расы – это подразделения одного вида Человек разумный. Механизм образования рас таков же, как и механизм образования внутривидовых группировок животных. Они появились в результате географической изоляции популяций, живших в разных природно-климатических условиях, и обособились они уже после формирования социальных взаимоотношений. Темпы эволюции человека как вида резко снизились. Ни одна из рас не достигла видового обособления. Следовательно, всё человечество – это единый биологический вид.

Рефлексия (слайд 28).

Домашнее задание – прочитать параграф 48, ответить на вопросы параграфа и подумать над вопросом дидактической карточки.


Стремление объяснить происхождение рас человека уходит корнями в древние времена. В частности, древние греки называли причиной возникновения черной расы Фаэтона, сына бога Солнца Гелиоса, пролетавшего на колеснице своего отца слишком близко к земле и обжегшего белых людей. Библия возводила происхождение рас человека к цвету кожи сыновей Ноя, потомством которых и являлись люди с разными признаками.

Первые попытки научно обосновать расогенез относятся к XVII-XVIII векам. Первыми предложили свои классификации французский врач Франсуа Бернье в 1684 году и шведский ученый Карл Линней в 1746 году, выделившие в них четыре расы людей. Линней в основу своей классификации помимо физиологических положил психосоматические признаки.

Первым, кто начал использовать в классификации рас параметры черепов, был немецкий ученый Иоганн Блюменбах, который в 70-х годах XVIII века выделил пять рас: кавказскую, монгольскую, американскую, африканскую и малайскую. Он опирался также и на господствовавшие тогда представления о большей красоте и умственном развитии белой расы по сравнению с другими.

В XIX веке появилось множество более сложных и разветвленных классификаций, исследователи стали выделять малые расы внутри больших, ориентируясь чаще всего на культурные и языковые особенности. В этом ряду находятся, к примеру, классификация Ж. Вирея, разделившего белую и черную расы на составляющие их племена, или классификации Ж. Сент-Илера и Т. Хаксли, выделявших четыре-пять основных и множество составляющих их малых рас.

В XX веке господствовало два основных подхода к характеристике рас и их классификации: типологический и популяционный. При типологическом подходе определение расы осуществлялось на основании стереотипов, которые полагались присущими всей расе. Считалось, что расы имеют некие абсолютные различия. Эти различия выделяли на основании описания отдельных индивидов. Среди типологических классификаций находится классификация И.Е. Деникера, который руководствовался исключительно биологическими признаками и в основу своей классификации положил тип волос и цвет глаз, разделив тем самым человечество на шесть основных групп, внутри которых выделялись уже непосредственно расы.

Типологический подход с развитием популяционной генетики показал свою несостоятельность. В большей степени научно обоснованным является популяционный подход, рассматривающий не отдельных индивидов, а группы их популяций. Классификации, использующие этот подход, основываются не на стереотипах, а на генетических признаках. При этом выделяется множество переходных рас, между которыми нет абсолютных различий.

Основные гипотезы происхождения рас

Существует несколько основных гипотез происхождения рас человека: полицентризм (полифилия), дицентризм и моноцентризм (монофилия).

Гипотеза полицентризма, одним из создателей которой был немецкий антрополог Франц Вайденрайх, предполагает существование четырех очагов происхождения рас: в Восточной Азии (очаг возникновения монголоидов), в Юго-Восточной Азии (австралоиды), Африка южнее Сахары (негроиды) и Европа (европеоиды).

Эта гипотеза подверглась критике и была отвергнута как ошибочная, так как науке не известны случаи, образования одного вида животных в разных очагах, но с одинаковым эволюционным путем.

Гипотеза дицентризма, выдвигавшаяся в 1950-60-х годах, предложила два подхода к объяснению происхождения рас. Согласно первому, очаг образования европеоидов и негроидов находился в Передней Азии, а очаг образования монголоидов и австралоидов – в Юго-Восточной Азии. Из этих очагов европеоиды начали расселяться по Европе, негроиды – вдоль тропического пояса, а монголоиды изначально заселили Азию, после чего часть из них отправились на американский континент. Второй подход гипотезы дицентризма относит европеоидную, негроидную и австралоидную расу к одному стволу расогенеза, а монголоидную и американоидную расы – к другому.

Так же как гипотеза полицентризма, гипотеза дицентризма была отвергнута научным сообществом по аналогичным соображениям.

Гипотеза моноцентризма основана на признании одинакового умственного и физического уровня всех рас и происхождении их от одного общего предка в одном, достаточно протяженном, месте. Регион формирования рас сторонники моноцентризма относят к Восточному Средиземноморью и Передней Азии, откуда предки человека начали расселяться в другие регионы, постепенно образуя множество более мелких расовых групп.

Заключение

Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в отношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов отличающих одну расу от другой, невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и так далее, то есть они имеют одинаковый наследственный потенциал, а значит и единое происхождение.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Какие основные расы выделяются наукой?
  2. Назовите основные морфологические особенности рас.
  3. Как условия жизни влияли на формирование расовых признаков?

Этапы происхождения рас человека

Генетические исследования датируют исход человека современного типа из Африки периодом 80-85 тысяч лет назад, а археологические изыскания подтверждают, что уже 40-45 тысяч лет назад люди, жившие за пределами Африки, имели определенные расовые отличия. Формирование первых предпосылок к образованию рас, таким образом, должно было произойти в период 80-40 тысяч лет назад.

В.П. Алексеев в 1985 году выделил четыре основных этапа происхождения рас человека. Первый этап он отнес ко времени формирования современного человека, то есть 200 тысяч лет назад. Согласно Алексееву, на первом этапе произошло формирование первичных очагов образования рас и сформировались два основных ствола расообразования: западный, к которому относятся европеоиды, негроиды и австралоиды, и восточный, включающий монголоидов и американоидов. На втором этапе (15-20 тысяч лет назад) выделились вторичные очаги расообразования, а в пределах западного и восточного расовых стволов началось формирование эволюционных ветвей. Третий этап Алексеев отнес к периоду 10-12 тысяч лет назад, когда началось формирование локальных рас в третичных очагах расообразования. На четвертом этапе (3-4 тысячи лет до нашей эры) дифференциация рас начала углубляться и пришла к ее современному состоянию.

Европеоидная раса

Европеоидная раса в современном варианте сложилась не ранее голоцена. Наиболее вероятным является предположение, что основная масса большой европеоидной расы имела исходный ареал происхождения где-то в пределах обширной области, охватывавшей некоторые районы юго-западной Азии, а также южной Европы и северной Африки.

Факторы происхождения рас человека

Наибольшее влияние на образование рас человека оказывал естественный отбор. В ходе образования рас в популяциях закреплялись такие признаки, которые позволяли лучше адаптироваться к условиям района обитания популяции. Например, цвет кожи оказывает влияние на синтез витамина D, регулирующего баланс кальция: чем больше в ней содержится меланина, тем труднее солнечному свету, стимулирующему производство витамина D, попасть вглубь организма. Таким образом, чтобы получать достаточное количество витамина и иметь нормальный баланс кальция в организме, людям с более светлой кожей нужно находиться дальше от экватора, чем людям с темной кожей.

Различие черт лица и типа телосложения у представителей разных рас также обусловлено естественным отбором. Принято считать, что вытянутый нос у европеоидов развился как средство, предотвращающее переохлаждение легких. Плоский нос негроидов, наоборот, способствует лучшему охлаждению воздуха, поступающего в легкие.

Другими факторами, влияющими на образование рас человека, являются дрейф генов, а также изоляция и смешение популяций. Благодаря дрейфу генов генетическая структура популяций меняется, что влечет за собой медленное изменение облика людей.

Изоляция популяций способствует изменению генетического состава внутри них. При изоляции начинают воспроизводиться признаки, характерные для популяции в период начала изоляции, в результате чего с течением времени отличия в ее внешнем облике от облика других популяций будут усиливаться. Это произошло, например, с коренными обитателями Австралии, которые развивались отдельно от остального человечества в течение 20 тысяч лет.

Смешение же популяций ведет к повышению разнообразия их генотипов, в результате чего формируется новая раса. В наши дни с ростом населения планеты, усилением процессов глобализации, миграции людей усиливается и процесс смешения представителей разных рас. Процент смешанных браков увеличивается, и, по мнению многих исследователей, в перспективе это может привести к образованию единой человеческой расы.

Монголоидная раса

Монголоидный комплекс признаков не был резко выраженным и широко распространённым до появления земледелия и централизованных государств Китая. Его распространение можно связать с получением небольшой популяцией, перешедшей к земледелию, преимуществ для выживания. По другим данным — монголоидный комплекс признаков сформировался примерно 10…15 тыс. лет назад.

Литература

  • Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979.
  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2004 (6-е изд.).
  • История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 10368
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:


Человечество в настоящее время представлено одним видом Homo sapiens (Человек разумный). Однако этот вид неоднороден. Он полиморфный и состоит из трех больших и множества мелких переходных рас — биологических групп, отличающихся мелкими морфологическими признаками. К таким признакам относятся: тип и цвет волос, цвет кожи, глаз, форма носа, губ, лица и головы, пропорции тела и конечностей.

Расы появились в результате расселения и географической изоляции предков современных людей в разных природно-климатических условиях. Расовые признаки наследственны, Они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды и носили адаптивный характер. Выделяют следующие большие расы.

Негроидная (австрало-негроидная, или экваториальная) раса характеризуется темным цветом кожи, курчавыми или волнистыми волосами, широким и мало выступающим носом, толстыми губами и темными глазами. До эпохи колонизации эта раса была распространена в Африке, Австралии и на островах Тихого океана.

Европеоидная (евро-азиатская) раса отличается светлой или смуглой кожей, прямыми или волнистыми волосами, хорошим развитием волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы), узким выступающим носом, тонкими губами. Представители этойрасы расселены в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Северной Индии.

Для монголоидной (азиатско-американской) расы характерны смуглая или светлая кожа, прямые, часто жесткие волосы, уплощенное широкое лицо с сильно выступающими скулами, средняя ширина губ и носа, заметное развитие эпикантуса. Первоначально эта раса заселяла Юго-Восточную, Восточную, Северную и Центральную Азию, Северную и Южную Америку.

Хотя большие расы заметно отличаются друг от друга по комплексу внешних признаков, они связаны между собой рядом промежуточных типов, незаметно переходящих один в другой.

Как уже отмечалось, расовые особенности наследственны, и, по-видимому, часть из них в прошлом носила адаптивный характер. Так, темная кожа негроидов предохраняет организм от ярких солнечных лучей; в курчавых волосах создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют быстрому испарению влаги с высокой теплоотдачей. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим способствует синтезу витамина D, предохраняя человека от рахита. Узкий выступающий нос обеспечивает согревание вдыхаемого воздуха. Некоторые признаки монголоидов являются результатом адаптации к суровому, часто с пылевыми бурями климату Центральной Азии.

О биологическим единстве человеческих рас свидетельствуют:

  1. отсутствие генетической изоляции и неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства;
  2. равноценность рас в биологическом и психологическом отношении;
  3. наличие переходных рас между большими расами, совмещающими признаки двух соседних.
  4. локализация на втором пальце кожных узоров типа дуг (у человекообразных обезьян — на пятом); у всех представителей рас одинаковый характер расположения волос на голове и другие морфофизиологические признаки.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

Читайте также: