Какие медицинские школы были самыми древними

Обновлено: 05.07.2024

Самыми первыми медицинскими школами были медицинские школы Италии. Старейшей среди них является Салернская медицинская школа. Она была основана в IX веке недалеко от Неаполя, в Салерно, продолжала традиции античной медицины и носила светский характер.

Салернская школа была так широко известна в масштабах мира того времени, что Салерно называли городом Гиппократа (civitas Hippocratica), даже после того, как в нем появились также выдающиеся школы философов и юристов. В Салернскую школу приезжали учиться и лечиться люди со всей Европы.

Салернская школа была единственной школой Священной Римской империи, которой обладала правом присваивать звание врача. Такая привилегия была дана школе императором Фридрихом II (1212-1250 гг.), без лицензии Салернской школы ведение медицинской деятельности было запрещено.

Эта поэма стала одним из основных достижений Салернской школы, она внесла огромный вклад в развитие медицинской науки средневековой Европы.

В 1213 году Салернская школа получила статус университета. Продолжительность обучения в Салерно составляла пять лет, после чего врачи, прежде чем приступить к самостоятельной деятельности, обязательно должны были в течение одного года практиковаться под руководством опытного врача.

Первые медицинские университеты

Другие медицинские школы Средневековья, получившие статус университета:

  • школа в Болонье (Италия) – в 1158 году;
  • школы в Кембридже и Оксфорде (Британия) - в 1209 году;
  • школа в Париже (Франция) – в 1215 году;
  • школа в Саламанке (Испания) - в 1218 году;
  • школа в Падуе (Италия) – в 1222 году;
  • школа в Неаполе (Италия) – в 1224 году;
  • школа в Монпелье (Франция) – в 1289 году;
  • школа в Лиссабоне (Португалия) – в 1290 году;
  • школа в Праге (Чехия) – в 1348 году;
  • школа в Кракове (Польша) – в 1364 году;
  • школа в Вене (Австрия) – в 1365 году;
  • школа в Гейдельберге (Германия) - в 1386 году;
  • школа в Кёльне (Германия) - в 1388 году;
  • школа в Лейпциге (Германия) -в 1409 году.

Готовые работы на аналогичную тему

В средневековых университетах, как правило, обучение имело следующую структуру:

О прогрессивности университета Монпелье (наряду с Салерно) также свидетельствует и тот факт, что именно в этих учебных учреждениях стали производиться первые в Западной Европе вскрытия умерших. Для этого потребовалось особое разрешение монарха.

В 1238 году Фридрихом II медицинскому факультету в Салерно было разрешено вскрывать один труп в пять лет. И только в 1376 году Людовик, правитель Лангедока и герцог Анжуйский, приказал отдавать один труп в год университету в Монпелье.

Первым в Западной Европе учебником по анатомии стал труд Мондино де Луцци, магистра Болонского университета (1275-1326гг.), составил он его в 1316 году. Данное сочинение было основано на сведениях, полученных при вскрытиях только двух трупов, однако следует заметить, что из-за крайне редкой возможности этого события в то время, изучение каждого из трупов производилось особенно тщательно и затягивалось на нескольких недель.

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной тради­цией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились пе­редовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эл­лады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения оних почти не сохра­нились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилий­ская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат рав­новесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладко­го и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и при­несла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье по­нималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наобо­рот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как при­чина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Вы­дающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Сицилийская врачебная школа,как сообщает Гален. была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свиреп­ствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедле­ния откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнилиее наи­лучшим образом: эпидемия была прекращена.




Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабаты­вали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеилегли в основу клинического направления в медицине.

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной тради­цией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились пе­редовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эл­лады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения оних почти не сохра­нились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилий­ская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат рав­новесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладко­го и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и при­несла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье по­нималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наобо­рот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как при­чина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Вы­дающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Сицилийская врачебная школа,как сообщает Гален. была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свиреп­ствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедле­ния откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнилиее наи­лучшим образом: эпидемия была прекращена.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабаты­вали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеилегли в основу клинического направления в медицине.

Если у тебя депрессия, поговори с бомжом и дай ему кусок хлеба. Твоя депрессия развеется, как утренний туман! © Александр Дьяков 577 - | 485 - или читать все.

Понятие и признаки полезной модели - Определение и признаки полезной модели даны в ст. 1351 ГК. Согласно п. 1 указанной статьи в качестве полезной модели охраняется техническое решение.

Проверочный расчет прочности и устойчивости - При оценке прочности переборки контролируются следующие напряжения: напряжения в меридиональных и конических сечениях переборки вдали от опорного.

Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей - вступившие в брачный союз мужчина и женщина обладают как личными неимущественными, так и.


В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:
1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.


Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета в VI веке до н.э. Её основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. организм есть единство противоположностей,
2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
3. противоположное излечивается противоположным.


Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции, на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия в городе была прекращена.

Косская медицинская школа:
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,
2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,
3. развивала основы врачебной этики.


Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.


Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос


Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека.



Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.
Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.
САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.
ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.
В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)
Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.
Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.
Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.
Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огня
Левкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частиц
Демокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.


Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества, воспитания, искусства, медицины.

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

От Гиппократа до Пирогова. Всемирная история медицинского образования

Как только древний человек осознал, что подвержен болезням, он задумался над тем, как избавиться от недугов. Наблюдая за течением заболевания и открывая лечебные свойства растений и минералов, люди понемногу стали накапливать первые медицинские знания. Часто вместе со смертью знахаря терялись и его умения. Рано или поздно такая ситуация должна была привести человека к мысли о том, что полезными знаниями важно поделиться с другими. Так человечество подошло к началу формирования медицинского образования, которое, как свидетельствуют ученые, зародилось в глубокой древности и претерпело множество различных изменений.

Из глубины веков

обучение лечению в Древнем Египте

Первые сведения о централизованном обучении медицинским премудростям мы находим в письменных источниках Месопотамии, созданных более четырех тысяч лет назад. Врачеванием там занимались храмовые жрецы, однако, согласно кодексу Хаммурапи, уже тогда функционировали и общественные медицинские школы. В Древнем Египте врачебному делу обучали прямо в храмах: жрецы записывали рецепты и руководства по излечению от болезней, а также демонстрировали ученикам методы лечения непосредственно на больных. Позже крупные медицинские школы были отрыты в египетских городах Мемфисе и Фивах.

В Индии имелось особое сословие, состоящее из врачей. Во время подготовки к профессиональной практике они тренировались во владении ланцетом на растениях и трупах животных. В Китае за три тысячи лет до нашей эры уже существовали медицинские пособия и учебники. А древние японцы могли получить звание врача только после семилетнего обучения и успешного прохождения государственного экзамена.

Клятва Гиппократа

клятва Гиппократа

И сама медицина, и обучение этой дисциплине расцвели во времена античности. Связано это с именем греческого врача Гиппократа, который превратил лекарское дело в серьезную науку. Со времен этого выдающегося ученого, те, кто желал выучиться на врача, приносили клятву использовать полученные знания на благо страждущих. По легенде изначально она произносилась из уст в уста потомками Асклепия – смертного, ставшего богом врачевания и медицины, но получила распространение после того, как была письменно зафиксирована Гиппократом. В ту пору обучение стало носить наглядный характер, поскольку занятия зачастую проходили в больницах – асклепиях.

От Средневековья к Новому времени

В Средние века оплотом научного знания в Европе стали монастыри. Неудивительно, что и медицинские знания начали преподавать в школах, которые существовали при монастырях и соборах. Светское медицинское образование на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры можно было получить только в Италии – в Салернской медицинской школе. Обучаться туда приезжали люди из разных стран. А поучиться было чему: преподаватели школы в Салерно объединяли теорию с практикой, то есть не только читали лекции, но и давали практические занятия в госпиталях.

обучение медицине в эпоху Возрождения

В XII веке открылись первые европейские университеты – во Франции (в Париже и Монпелье), Англии (в Оксфорде) и Италии (в Болонье). Сперва в этих учебных заведениях медицина преподавалась как часть физических наук, а те в свою очередь входили в общий курс философии. Лекции велись на латыни и состояли в том, что профессор зачитывал студентам сочинения древних авторов, сопровождая процесс замечаниями из собственной практики.

XIX век ознаменовался значительными достижениями в области естествознания и науки о человеке, что не могло не сказаться на медицинском образовании. Обилие разнообразного теоретического материала сделало необходимым разделение медицинских факультетов на самостоятельные кафедры, посвященные отдельным аспектам врачебной практики. Постепенно обучение становилось все более похожим на современную организацию медицинского образования.

Медицинское образование в Российской империи

открытие Медицинского факультета Московского университета

Как же обстояли дела с изучением медицины в нашей стране? Вплоть до XVII века врачей для царского двора и родовитых бояр выписывали границы. Однако это было накладным делом, поэтому в 1654 году в Москве была основана врачебная школа, которая приняла три десятка учеников. К сожалению, она просуществовала не долго и вскоре была закрыта. Лишь при Петре Великом на базе госпиталя в немецкой слободе Москвы была организована первая полноценная медицинская школа, где студентам преподавали анатомию, хирургию, аптекарское дело, латынь и рисование.

При Елизавете Петровне в России уже насчитывалась не одна, а несколько медицинских школ, обучение в которых подверглось заметному реформированию. Молодых врачей начали систематически отправлялись за границу для повышения собственной квалификации. Кроме того, острая нехватка врачей привела императрицу к решению об открытии первого в стране медицинского факультета в Московском университете. В конце XVIII столетия были открыты две академии – в Москве Последняя впоследствии была преобразована академию.

Медицинский факультет Московского университета академия за долгие годы своего существования взрастили в своих стенах целый ряд талантливых врачей и ученых, таких как Николай Пирогов и Сергей Боткин, которые определи развитие российской и мировой науки на много лет вперед.

Читайте также: