Какие качества характера формирует метод проектов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эффективным методом обучения и формирования личности на современном этапе является метод проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности в профессиональном образовании заключается в необходимости формирования творческого, креативного, квалифицированного, способного к самосовершенствованию специалиста.

Технология проектирования позволяет учащимся стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития личности. Опыт самостоятельной деятельности развивает в обучающемся уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия, а также позволяет создать модель профессиональной направленности.

Одним из эффективных методов работы в среднем профессиональном образовании является метод проектной деятельности, который основан на развитии познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности, стимулирование ее творческого профессионального потенциала.

Проектная деятельность влияет на формирование таких качеств, как способность

осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение (организационно- деятельностное направление), вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения (креативное направление), умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе (коммуникативное направление).

В колледже сервиса и дизайна в рамках проектной деятельности, которую колледж реализует в виде отдельной дисциплины второй год, ребята активно занимаются созданием проектов разнообразной направленности и занимают призовые места на конкурсах различного уровня. Именно таким образом студенты не только развивают необходимые будущему специалисту качества, но и формируют портфолио для своей будущей профессиональной деятельности, а зачастую и подтверждают свои работы почетными дипломами и грамотами регионального и федерального уровня.

Таким образом, проектная деятельность стимулирует познавательный и творческий потенциал учащихся, дает им возможность быть успешным и самореализовываться не только в учебном учреждении, но и на Всероссийском уровне.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.[1]

Актуальностьпроектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

ВложениеРазмер
formirovanie_lichnostnyh_kachestv_cherez_proektnuyu_deyatelnost.efimova_v.ya_..doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа № 6

Инновационная направленность обучения и воспитания

в процессе реализации ФГОС НОО

Формирование личностных качеств через

Автор: учитель начальных классов

Ефимова Вера Яковлевна

I Введение стр. 3

II основная часть

Формирование личностных качеств через проектную деятельность

2.1.Цели и задачи кружка по проектной деятельности

2.2.План проектной деятельности стр. 4-5

2.3.Организация проектной деятельности стр. 5-7

3.1.Роль кружка в формировании личностных качеств

школьников стр. 7-8

3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы стр. 8

Литература стр. 9

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. [1]

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Особенностью кружковой работы по проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Дополнительное образование как механизм полноты и целостности образования в целом, где развиваются индивидуальные способности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Здесь раскрываются способности детей и осуществляется поддержка одаренности детей. [2]

Актуальность кружка и в том, что он учит детей продуктивно заполнять

свободное время. От того, как человек научится организовывать свой досуг в

детские годы, зависит содержание всей его дальнейшей жизни.

II. Формирование личностных качеств через проектную деятельность.

Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). [3]

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

2.Спроси у другого человека.

3.Посмотри в книгах.

4.Посмотри по телевизору.

5.Получи информацию у компьютера.

8. Свяжись со специалистами. Поговори по телефону. [4]

Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня.

Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.

2.2. План проектной деятельности (1 класс)

2011-2012 учебный год

По сбору материала, обработке и использованию

Спроси у мамы, папы,

родных, близких, знакомых

Посмотри в книгах

Попроси найти информацию по телевизору

Попроси найти информацию по компьютеру

Проведи эксперимент, анкетирование, исследование, опыт

Получи информацию у специалиста по телефону

Школа моей мечты

Елочка из пластиковых бутылок

Творческий проект. Народные традиции.

День Святого Валентина

Родительское собрание с демонстрацией наработок

2.3. Организация проектной деятельности.

Учитывая возрастные особенности детей, проектную деятельность в 1 классе организую в виде решения творческих заданий или специально созданной системой проектных задач. Так как проектная деятельность занимает свое центральное место в подростковом возрасте, то в начальной школе ведется подготовительная работа к проектной деятельности. Психологические особенности и возраст детей 1 класса не позволяют глубоко заниматься исследовательской деятельностью, поэтому темы подбираю для кратковременных проектов и такие, чтобы были интересны детям. Когда ребенок заинтересуется темой и ему будет интересно, он сам будет искать информацию в различных источниках, будет спрашивать родителей, будет просить помощи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать).

Совместно с родителями и детьми мы ведем последовательную работу по сбору материала о каждом ребенке. Эта работа является продолжением по углубленному изучению тем по окружающему миру. Дети совместно с родителями составляют карту – схему своего пути от дома до школы, отмечают на ней опасные места, рассказывают об этом на уроках и во внеклассной работе. Собирают и исследуют материал о себе, своем имени, о семье. Главная особенность: каждый ребенок и родитель проявляет свое творчество в оформлении. Не дается стандартная форма. Все учатся друг у друга. На родительских собраниях знакомлю с содержанием лучших работ, естественно каждый родитель заинтересован помочь своему ребенку оформить работу, чтобы она была лучшей. Этим решается главная задача: совместное творчество детей и взрослых.

Дети совершенно свободно выбирают, в каком из проектов, предложенных мною, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендую разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, включаю в этот проект и предоставляю ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, руководствуюсь известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект доводим до успешного завершения, чтобы у ребенка появилось ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом предоставляю учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

При подготовке к Новому году результатом нашего коллективно – творческого проекта стала новогодняя елочка, сделанная из пластиковых бутылок. При работе над этим проектом, дети узнали о том, как отмечают Новый год в разных странах, о новогодних традициях, о необходимости беречь зеленые насаждения и заменять искусственными и самодельными елочками при подготовке к празднику. Нашу елочку увезли в национальный парк на выставку ( см. презентацию).

3.1. Роль кружка в формировании личностных качеств.

Таким образом, в процессе работы в кружке по проектной деятельности у детей формируется:

- позитивная самооценка, самоуважение

-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям , сопереживать

- формирование умения решать творческие задачи

- формирование умения работать с информацией.

Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения гордости за свой результат.

Соленое тесто - наиболее доступное для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства, ценность и научиться работать с ним. Соленое тесто - эластично, его легко обрабатывать, а работа доставляет удовольствие и радость.

Важно то, что изучение приёмов лепки и росписи осуществляется в процессе реализации творческой идеи. Лепка и роспись имеет свои особенности и тонкости, которым необходимо научиться.

Дети учатся основным приемам и навыкам на основе народного творчества и его традиций.

У них развивается вкус и творческие способности.

Стимулируется творческая активность детей, развиваются индивидуальные задатки и способности.

Воспитывается интерес к труду, вовлечение детей в активную творческую деятельность

Работа кружка основана на принципах личностно- ориентированного подхода к детям. В центре внимания - личность ребенка, реализующего свои возможности. Кружок предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Лепка развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.

В сфере общения на занятиях в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, аккуратность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть, Занятия в кружке затрагивают проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомят детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

Привлечение родителей ненавязчиво силами детей к совместной творческой деятельности так же дает положительный результат. Родители в процессе совместной деятельности обучаются совместной организации деятельности с ребенком. Дети увлекаются целью и содержанием деятельности. Осуществляется совместный поиск достижения цели. Происходит совместное обучение ребенка способам деятельности. Совместный с ребенком анализ хода деятельности( Как идут дела? Что у нас получается? Что не очень? Почему?) Одобрение родителями совместных действий ( Молодец! Как ты оказывается умеешь делать! Я рада за тебя! И т.д.).совместная оценка результатов.

В результате такой совместной деятельности со взрослыми у первоклассников повышается творческая активность, интерес к ручному труду и к поиску дополнительной информации. У детей продуктивно занято свободное время, развивается моторика рук, что ведет к аккуратности и точности в выполнении ручных работ, улучшается внимание, память и умственное развитие.

3.2.Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

  1. Мультимедийная презентация лучших работ.
    Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе,
    – в школе
  2. Презентация результатов работ на родительском собрании.
    • Участие в выставке детского прикладного творчества

1. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.

2. Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.

4. Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.

5. Давыдова, Галина Николаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.

6. Майорова, Ирина Георгиевна. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей/ под ред. Е.А. Горшкова.- М.: Просвещение, 1978.- 270с., ил.

12. Федотов, Геннадий Яковлевич. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.А. Федотов.- М.: Аст-Пресс, 1999.- 144с., ил.

13. Халезова, Наталья Борисовна. Народная пластика и декоративная лепка : Пособие для воспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.

14. Шмигельская, Елена Васильевна. Скульптура малых форм: Для любителей изобразительного искусства/ Е.В. Шмигельская.- Л.: Художник РСФСР,1982.- 182с.- ил.

15.Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический онструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

16.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

17.Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

18.Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

19.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

20.Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

21.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

22.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

23.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

24.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

[3] .Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

[4] .Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"

Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов.


Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность.


Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время

Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время.


В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход.


В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход.


Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".

В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе.


laquo;Формирование экологических представленийчерез проектную деятельность».

Проектная деятельность как направление личностно-ориентированного обучения.

Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.

Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:

1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).
2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).
3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).

Базой комплекса личностно – ориентированного обучения признаются задача, диалог, имитационная игра. Формами учебной деятельности школьников в данном обучении выступают групповая работа, учебная дискуссия, ролевая игра.

Как указано в Словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.

Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.

Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.

Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Последовательность работы над проектом:

I этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться зоне ближайшего развития учащихся. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

II этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

III этап. Исследование (осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.

Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учителя их подготовили к овладению методами и технологиями, используемыми в самостоятельной работе. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы.

Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.

1. Моно предметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.

2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект – вне предметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.

Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

Условиями успешности проектной деятельности являются:

1. Чёткость и конкретность постановки цели проекта;
2. Определение планируемых результатов;
3. Констатация исходных данных.

Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценкой результатов проектирования.

И.Д. Чечель, доктор педагогических наук, изучая материал опыта проектной деятельности учащихся в лицее Нидерландов, отмечает некоторые интересные организационные аспекты, которые можно применять и в отечественных школах:

В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределённостью, его нужно организовать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

1. Постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
2. Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
3. Осуществление и аргументация выбора;
4. Осознание последствий выбора;
5. Совершенствование самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
6. Сравнение полученного с требуемым;
7. Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов;
8. Оценка процесса (самой деятельности) и результаты проектирования.

Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектом, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:

1. Умение работать в коллективе.
2. Умение брать ответственность за выбор, решение и т.п.
3. Умение разделять ответственность.
4. Умение анализировать результаты деятельности.
5. Способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

Пятибалльная оценка для этого не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, сама процедура защиты проекта и его оформление . В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и даже сам проектант.

Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, т.к. личный вклад каждого в общий проект может быть различным.

Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Реальные работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознавать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающие способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий учащихся, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные:

При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, т.к. темы проектов варьируются в широком диапазоне различных областей знаний. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь её решения, определить продуманную последовательность шагов по реализации решения, принятого самим учащимся (это обязательно!).

Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно лёгким, не чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения, позволит более эффективно осуществлять воспитательно - образовательную работу по всем направлениям развития дошкольников и взаимодействие с родителями воспитанников.

Проектная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе воспитательно-образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение участниками проекта знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе сотрудничества с педагогом группы на занятиях, в беседах и других совместных мероприятиях.

Задачи проектной деятельности :

- Обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Формировать позитивное отношение к работе (уметь проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста мы использовали тематические проекты (по сезону).

Цель: развивать воображение, образное мышление, творческую активность детей; воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное; развивать художественный вкус и творческие способности; воспитывать у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца; воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, трудолюбие, пытливость; формировать умственную активность, любознательность, инициативу.

Проект : "Осенние фантазии" (осень)

Для реализации данного проекта были проведены следующие мероприятия:

беседы с детьми об осени, ее приметах, рассматривание картин с осенними пейзажами, поделками из природного материала, изготовление поделок из природного материала, наблюдение осенней природы на территории детского сада и за ее пределами, чтение и разучивание стихотворений, песен об осени.

Как результат: оформление выставки творческих работ и поделок "Осенние фантазии", выполненных совместно с родителями.

Диплом лауреата международного конкурса рисунков "Давайте рисовать!" за рисунок "Осень в лесу" вручен Сильянову Илье.

Диплом лауреата всероссийского творческого конкурса "Осенние дары" за коллективную работу группы "Золотая рыбка" - пластилиновая живопись "Осенние дары" и творческую работу из природного материала Тютина Даниила "Домик для гномиков"

Проект : "Новогодняя игрушка своими руками" (зима)

План мероприятий по проекту "Новогодняя игрушка своими руками" был такой: рассматривание новогодних украшений (игрушек, поделок, гирлянд и т. д., картинок с новогодними украшениями, беседа с детьми и родителями об оформлении помещения группы к новогоднему празднику, чтение и разучивание стихотворений, песен про Новый год,

создание в группе настроения в преддверии новогодних праздников, желание внести свое творчество.

Как результат: оформление группы новогодними игрушками, поделками и гирляндами, выполненными детьми и родителями, диплом победителя за второе место во всероссийском конкурсе "Зимнее очарование" за презентацию проекта совместной деятельности детей 4-5 лет и их родителей.

Проект : "Очумелые ручки" (весна)

Для реализации проекта "Очумелые ручки" были проведены следующие мероприятия: консультация для родителей "Развитие творческих способностей у детей через продуктивную деятельность", беседа с детьми о том, чем они занимаются в свободное время и в выходные дни дома с родителями, рассматривание иллюстраций и поделок, выполненных в разных техниках, мастер - класс для родителей "Очумелые ручки".

Как результат: презентация поделок из различных материалов, выполненные каждой семьей по интересующей их теме.

"Динозавры" - семья Тютиных,

"Необычные деревья и цветы" - семья Гавриленко,

"Поделки из бумаги" - семья Баскаковых,

"Рисуем вместе" - семья Русановских,

"Поделки из бросового материала" - семья Достоваловых и т. д.

Через данные проекты нам удалось реализовать поставленные цели.

Таким образом, мы полагаем, что проектная деятельность позволяет развивать личностные качества детей старшего дошкольного возраста.

1. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005.

4. А. А. Люблинская. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., “Просвещение”,1971.

5. Е. О. Смирнова. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М. : Школа-Пресс, 1997.

Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Видео работаю учителем – дефектологом в дефектологических группах. В этих группах в основном находятся дети с задержкой психического развития.

Использование подвижных игр в НОД для развития ловкости старшего дошкольного возраста В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре подвижной игре принадлежит ведущая роль. Преимущество игры среди различных.

Использование элементов ТРИЗ как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель работы: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: • обогащать словарный.

Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Моей целью работы над проектом было: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Мир вокруг.

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Эго обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих но самой своей сути.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

- оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Преимущества метода проектов

Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

- интеграцию учебного содержания;

- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

- умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

- умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;

- умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

- умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);

- умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

- умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

- умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

- умение оценивать проекты, выполненные другими;

- умение понимать критерии оценивания проектов;

- умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;

- умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Читайте также: