Какие изменения произошли в медресе в результате движения джадидизма кратко

Обновлено: 04.07.2024

ДЖАДИДИЗМ (от араб. усуль аль-джа­дид - но­вый ме­тод) - общественно-политическое движение за обновление исламской культуры и общества среди российских мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии 1880-1920-х годов.

На­ча­ло дви­же­нию по­ло­жи­ла ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния (вве­де­ние но­во­го зву­ко­во­го ме­то­да обу­че­ния гра­мо­те в на­чаль­ных шко­лах-мек­те­бах, ес­те­ст­вен­ных дис­ци­п­лин и класс­но-по­уроч­ной сис­те­мы обу­че­ния в мед­ре­се). При этом пре­по­да­ва­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но с араб­ско­го и пер­сид­ско­го на род­ной язык, ко­то­рый стал отдельным учеб­ным пред­ме­том. Сто­рон­ни­ки джадидизма (джа­ди­ды) кри­ти­ко­ва­ли му­сульманских тра­ди­цио­на­ли­стов-ка­ди­мов, вы­сту­па­ли за пе­ре­смотр ос­нов ис­лам­ско­го зна­ния с учё­том тре­бо­ва­ний со­вре­мен­но­сти (см. Ид­жти­хад), раз­ви­тие нау­ки, из­да­ние га­зет и жур­на­лов на род­ном язы­ке. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов и Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 года джа­ди­ды вы­дви­га­ли по­ли­тические тре­бо­ва­ния куль­тур­но-ре­лигиозной ав­то­но­мии му­сульманских на­ро­дов Рос­сии, часть из них стре­ми­лась к объ­е­ди­не­нию му­суль­ман на ос­но­ве пан­ис­лам­ской и пан­тюрк­ской общ­но­сти.

Куль­тур­но-про­све­ти­тельное те­че­ние в джадидизме соз­дал крым­ско­та­тар­ский про­све­ти­тель и пуб­ли­цист Ис­ма­ил-бей Гас­прин­ский. По­ли­тическое те­че­ние в джадидизме к началу XX века воз­ник­ло в По­вол­жье. Джадидизм ис­пы­тал влия­ние идей татарских ре­фор­ма­то­ров XVIII века. Абд ан-На­си­ра аль-Кур­са­ви, Му­рат-мул­лы и Ба­тыр­ши, а так­же му­сульманских ре­фор­ма­то­ров Ближ­не­го Вос­то­ка конца XIX - начала XX веков Джа­маль ад-Ди­на аль-Аф­га­ни, Му­хам­ме­да Аб­до и др.

Джадидизм ока­зал влия­ние на про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции куль­ту­ры и об­щественной жиз­ни му­сульманских ре­гио­нов Рос­сии, за­вер­шив­ший­ся в хо­де советских куль­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний.

Издания:

Гас­прин­ский И. Рус­ское му­суль­ман­ст­во. Сим­фе­ро­поль, 1881;

Ва­ли­дов Дж. Очерк ис­то­рии об­ра­зо­ван­но­сти и ли­те­ра­ту­ры та­тар. М.; П., 1923.

В заключительной четверти 19 века были конструктивные конфигурации способов преподавания в мектебах и медресе: были введены европейские методы обучения - усул-джадид (новый способ), отсюда выражение джадидизм. Наряду с религией, в мектебах стали преподаваться также базы светских наук - математики, географии, а также родной язык, как особенный предмет, рисование, придавалось большее значение обучению письму преподавание проводилось на монгольском языке заместо прежнего так нарекаемого тюрки и арабского языков; обучение начиналось с исследования азбуки, потому оно величалось также звуковым способом учащиеся делились на классы, были введены экзамены, которых ранее не было. Если прежде особые школы для девченок были только в великих населенных пт, почаще всего они учились в доме у супруги муллы (абыстая), то сейчас школы раскрывались как для мальчиков, так и для девченок; те и иные одина

Какие изменения произошли в медресе в результате движения джадидизма

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 10.01.2016 20:49
  • Другие предметы
  • remove_red_eye 634
  • thumb_up 32
Ответы и объяснения 1

В последней четверти 19 века были радикальные изменения методов преподавания в мектебах и медресе: были введены европейские методы обучения - усул-джадид (новый метод), отсюда выражение джадидизм. Наряду с религией, в мектебах стали преподаваться также основы светских наук - арифметики, географии, а также родной язык, как особый предмет, рисование, придавалось большее значение обучению письму преподавание проводилось на татарском языке вместо прежнего так называемого тюрки и арабского языков; обучение начиналось с изучения азбуки, поэтому оно называлось также звуковым методом учащиеся делились на классы, были введены экзамены, которых раньше не было. Если прежде специальные школы для девочек были только в больших населенных пунктах, чаще всего они обучались в доме у жены муллы (абыстая), то теперь школы открывались как для мальчиков, так и для девочек; те и другие одина

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Россия была самой большой колониальной державой, управляющей приблизительно пятью миллионами квадратных километров из земель, традиционно принадлежащих мусульманам. Российская оккупация мусульманских земель началась намного ранее, чем у других колониальных держав. Казань была захвачена Иваном IV в 1552. В 15-ом столетии Казанское Ханство было более сильным и богатым, чем русское государство, но было ослаблено внутренними раздорами и междоусобицами. Во время его правления татар насильственно заставляли отказываться от своей религии, разрушали их храмы, конфисковали собственность татар и отрицали их гражданские права. С точки зрения ценностей и культуры, русские очень плохо относились к татарам. Эта печальная ситуация с мусульманами России была смягчена во время правления Екатерины II. Она отменила часть чрезвычайного репрессивного антимусульманского законодательства и создала Оренбургское магометанское Духовное управление в 1789 г. в городе Уфе. Мечети и медресе были восстановлены, многие торговые ограничения были отменены; привилегии татарского дворянства были восстановлены, и они были уравнены в правах с российским дворянством.

В середине девятнадцатого века это движение (джадидизм) распространилось среди мусульман России с целью их просвещения. Джадидиты подняли свои голоса в пользу изменения (политики) изоляции (мусульман от остального мира). Они боролись против ограниченности исламского богословия и за введение светских предметов в учебный план мусульманских образовательных учреждений. Такие интеллектуалы как Абдул Насир аль-Курсави, Шахабуддин аль-Марджани, Хусайн Фаизхан, Шамсуддин Культеси, Мухаммад Насир Тунтери, Зияуддин Кемали, Алимджан Баруди и Mуса Джаруллах были выдающими личностями во время начала борьбы за просвещение. Их собственная традиционная система мактабов (начальное образование) и медресе (среднее образование) обеспечила множество образованных и известных ученых. Но к концу 19-ого столетия образование, получаемое в этих учреждениях, стало более узким и провинциальным, в то же время это было бесполезно для экономического развития.

Исмаил бей Гаспринский занимает особое место в национальном движении возрождении и модернизации среди мусульман России. Его позиция компромисса с русскими административными органами способствовала достижению успешных результатов, как в плане публикации периодических изданий, так и в плане внедрения новых методов образования в мусульманских школах. В рамках реформирования он стал идеологом реформы образовательной программы, а также выпускал газету Терджуман/Переводчик, выходившую на двух языках (на турецком и русском).

Газета Гаспринского была создана в 1853 году и выходила до 1917 года. Вначале Гаспринский отстаивал через Терджуман реформу образовательной программы. Терджуман, который был распространен среди мусульманской общины Российской империи и соседних государств, был большой реформой сам по себе. Гаспринский стремился сформировать общий литературный язык для всех тюрков в Российской империи и даже за ее пределами. Многие джадидиты были в значительной степени вовлечены в печать и издательское дело, относительно новое предприятие для мусульман России. Первоначально печатные издания создавались и распространялись со стороны мусульман в Туркестане, как правило, с литографических копий канонических рукописей традиционных жанров. Туркестанские джадидиты, однако, использовали печатные СМИ для создания учебников, газет и журналов по новому методу, в дополнение к новым пьесам и литературе в отчетливо новаторской манере. Частные (то есть, негосударственные) газеты на местных языках, были доступны для татар-мусульман и ранее. Газета Гаспринского была одним из основных органов, выражающих мнение джадидитов, которое получило широкое распространение в Средней Азии и Туркестане.

Роль джадидизма в развитии мусульманского сообщества в России

Начиная с конца 18 века, татарские школы находились на очень низком уровне, поэтому татары обращались к исламским образовательным учреждениям центральных азиатских религиозных центров. Теологическая школа Бухары была известна в восточном мусульманском мире с 10-ого столетия, именно в эти медресе молодых татар послали за завершением их образования. Татарские студенты, однако, скоро стали недовольны схоластическими методами, используемыми в центральных азиатских школах, и в начале 19-ого столетия татарский реформатор, Абдул Насир Курсави (1775-1818) выступил против абстрактной системы богословов Бухары. К середине столетия талантливый татарский историк и богослов Шахабуддин Марджани (1815-1889) открыл медресе нового типа в Волжском регионе, где он преподавал его студентам прямой подход к Корану и культуре Ислама, отказываясь от средневековой системы школы Бухары. Этот бывший студент медресе Бухары, который самостоятельно не говорил на русском языке, настаивал на необходимости для татар изучать этот язык и знакомиться с достижениями европейской культуры и технологии. Одним из его последователей был Хусайн Фаизхан (1826-1866), первый "европеец" среди татар, которые разработал обширную программу по богословию и заложил основы для татарской школы. Его планы, применяемые уже после его смерти, сформировали основную программу всех ведущих татарских медресе.

Другой выдающийся педагог, Кайим Насири (1825-1902), написал и издал большое количество учебников, календарей и переводов русской литературы, а также другой иностранной литературы для развития татарского образования. Его татарские словари и грамматика для русских и российские словари и грамматика для татар внесли огромный вклад в русско-татарский диалог. Он впервые ввел в литературу диалект, используемый поволжскими татарами. Другой существенный вклад в развитие татарской культуры и образования был сделан русскими и татарскими учеными в Отделе Восточных Языков в Казанском университете.

В Южно-азиатском регионе подобное движение было начато сэром Саидом (Саид Ахмад Хан - мусульманский реформатор и государственный деятель Индии XIX века). Им было создано научно-литературное общество для улучшения положения мусульман в регионе, и он открыл школу, которая была названа Мусульманский англо-восточный колледж, это название было позже изменено на Мусульманский Университет в г. Алигарх (Индия). Эта организация сыграла очень важную роль для улучшения положения мусульман в Индии на всех уровнях.

Его беспокоили проблемы мусульманского сообщества. Он взялся за программу реформ образования и расширение прав и возможностей мусульманской общины и имел значительный успех в ее реализации, несмотря на сильную оппозицию со стороны части мусульманской общины, которая ненавидела британцев и их язык. Сегодня мы можем видеть продукты этой деятельности в Мусульманском университете в Алигархе и в любой сфере деятельности в Индии и соседних странах, как Пакистан и Бангладеш. Они заработали имя для сообщества и страны, благодаря движению, начатому в Алигархе.

Культурная жизнь татарского народа развивалась благодаря поддержке обеспеченного класса - они поддерживали школы и финансировали строительство мечетей и печать книг. Вскоре после либерального законодательства, принятого Екатериной, татары - очень религиозные и строгие мусульмане, получили свое первое разрешение на издание религиозных книг, особенно Священного Корана, и к 1802 г. приблизительно 14 300 копий таких книг были напечатаны. Примерно пятьдесят лет спустя, в период с 1853 по1859 гг., дом печати одного только Казанского университета издавал 326 700 копий Корана и другие книги для татар. В 1854-1864 гг. число книг, изданных татарами, превышало один миллион. Поскольку нам известен тот факт, что европейские издатели печатали книги на арабском языке уже в начале 16-ого столетия, а в 1729 первому мусульманскому издателю Ибрахиму Мутафаррика позволили открыть свое дело в Стамбуле, позже такие издательства появились в Египте после завоевания его Наполеоном.

Новый метод Гаспринского требовал изменения образовательной системы на предмет учебного плана и системы образования. Гаспринский ввел усуль-и-саутия (фонетический метод) в программу мактабов (начальных школ). Что касается учебного плана, он призывал к введению в него дополнительных курсов, таких как элементарная арифметика, география, история и естественные науки. Он ввел новую образовательную программу в Бахчисарае в 1884 и с самого начала имел успех. По мнению джадидитов это было радикальное изменение в системе образования. Школы, устроенные по новому методу, были попыткой внести такие изменения. Вероятно, самым важным и широко распространенным изменением в традиционном учебном плане были старания джадидитов учить детей читать по фонетическому методу, который имел большой успех в получении ими функциональной грамотности. С этой целью джадидиты писали свои собственные учебники и учебники для начинающих, в дополнение к импорту учебников, напечатанных за границей, в таких местах, как Каир, Тегеран, Бомбей и Стамбул. Хотя много первых учебников было привезено из Европейской части России, джадидиты Центральной Азии также издавали свои книги, особенно после Революции 1905 года. Физическое оснащение новых школ также отличалось от старых, в некоторых случаях в него включалось введение скамей, столов, досок и карт в классные комнаты.

Джадидиты утверждали, что мусульмане Российской империи находятся в упадке, который может быть исправлен только с приобретением нового вида знания и обновления культуры по европейскому образцу. У движения джадидитов были свои собственные особенности; они вводили усуль-и-джадид (новый метод) в школы наряду с выпуском печатных СМИ и литературных произведений, включая театр, драму и написание художественной литературы на местных народных языках. Они посвятили свою энергию просвещению и образованию местных жителей посредством обновления образовательных методов. Так, чтобы мусульманское общество могло ответить на европейскую имперскую экспансию и другие вызовы современности.

По словам Гаспринского, путь к политическому, культурному и экономическому возрождению тюркских народов лежал в полной реформе татарской культуры и образования. Улучшение школ и создание новых учебных заведений стало главной целью татарского общества. Джадидитские школы были основаны и существующие школы были приведены в соответствие с новой программой Гаспринского. Татарская буржуазия с готовностью приняла идеи Гаспринского и приняла активное участие в новом культурно-образовательном движении путем предоставление финансовой поддержки для реализации образовательных целей.

Роль джадидизма в развитии мусульманского сообщества в России

По словам Гаспринского, путь к политическому, культурному и экономическому возрождению тюркских народов лежал в полной реформе татарской культуры и образования.

Перед Октябрьской революцией, к 1916 г., были построены десять медресе, одиннадцать мактабов (начальных школ) и четырнадцать русско-татарских школ в Казани и других городах, таких, как Оренбург и Уфа, даже в деревнях были основаны новые медресе и мактабы, в то время как более старые были преобразованы. Такие медресе, как Хусайнийя в Казани и Мухаммадийя в Оренбурге, были среди лучших образовательных учреждений мусульманского мира. Светские предметы, включающие даже коммерческие курсы, необходимые для образования предпринимателей, предлагались в школах, наряду с обычными теологическими предметами. Незадолго до революции число преобразованных джадидитами школ превысило 5000, и школы кадимитов (традиционалистов), предлагающие в основном религиозные предметы, также были многочисленными. Это огромное достижение в области культуры было достигнуто без помощи государства; финансовую поддержку предоставляли только татарские предприниматели.

Многие джадидиты часто были антиклерикально настроены. Многие богословы (улема) выступали против программ и идей джадидитов, критикуя их как неисламские еретические новшества. В свою очередь джадидиты представляли кадимитов (традиционалистов) не только как противников реформ, но и как коррумпированную, корыстную элиту, чей авторитет основывался не на исламском вероучении и следовании Корану и Сунне, а скорее, на местной традиции, которая враждебна к подлинному Исламу и вредна для общества. В каирском издательстве Ан-Нахда Гаспринский опубликовал карикатуры, которые изображали мулл и шейхов в виде жадных и похотливых персонажей, которые препятствовали женщинам занять свое законное место в обществе наравне с мужчинами и злоупотребляли доверием простых мусульман.

Короче говоря, джадидиты утверждали, что алимы (ученые), как класс, были необходимы для просвещения и сохранения мусульманской общины, но одновременно считали, что алимы, которые не разделяли их видение реформы общества, далеки от подлинного знания Ислама. Безусловно, тех, кто выступал против их реформ, они осуждали как людей, движимых собственными интересами, а не желанием помочь единоверцам. Суфийские мистики получали еще более резкие обвинения в свой адрес. Джадидиты видели в алимах и суфиях не столпы исламских принципов, а скорее сторонников традиционной, привычной для народа, формы Ислама, которая была враждебна как модернизации, так и подлинной исламской традиции. Джадидиты Центральной Азии обвиняли своих религиозных лидеров в потворстве моральному разложению общества (что было видно из распространения алкоголизма, гомосексуализма, полигамии и дискриминация по признаку пола), и одновременно, в сотрудничестве с русскими чиновниками, чтобы укрепить свою власть в качестве религиозной элиты.

Несмотря на эти антиклерикальные настроения, джадидиты часто имели много общего с кадимитами. Многие из них получили образование в традиционных мактабах и медресе и были выходцами из религиозных или буржуазных семей. Иными словами, они все принадлежали к классу элиты. Как пишет историк Адиб Халид, джадидиты и кадимиты были, по существу заняты борьбой за те ценности, которые группы элит мусульманского общества пытались спроецировать на мусульман Центральной Азии.

Для разработки четкой программы действия, которая бы рассматривала широкий диапазон мусульманских социальных проблем на всероссийской основе, Гаспринский продолжил упорную борьбу с бедами российского Ислама с конца 1870-ых гг. до своей смерти в 1914. Будучи по сути своей педагогом, он стремился поднять культурный и экономический уровень своих единоверцев через широкую реформу не только учебных программ в мусульманских школах, но также и метода образования. Создание им нового метода образования (усуль-и-джадид) стало краеугольным камнем, на котором он построил свою собственную многогранную программу, и посредством печати Гаспринский пропагандировал свои идеи и положил начало тому, что стало известно как джадидизм.

Садри Максуди всегда вспоминал Исмаила бея Гаспринского как своего духовного отца за его теплоту и сочувствие, а также за его огромную роль в его интеллектуальном развитии. Садри Максуди путешествовал по Бухаре, Ташкенту и части области Туркестана. В то же время в Казани татарские купцы инициировали торговые отношения с народами Туркестана. В этом процессе образовалось несколько богатых семей казанских татар. Движение за модернизацию в Османской империи, Египте и Индии также проникло в мусульманскую Россию. Кроме того, новое поколение, познакомившись с западными идеями, стремилось принять и внедрить западную практику.

В Туркестанской области в период между 1850 и 1917 гг. царские власти развивали два типа школ. Один из них – для детей колонистов и другой – русские национальные школы (русско-турецкие школы) для обучения детей местного неевропейского населения. Образование, организованное джадидитами, было разрушено местными властями и европейскими колонизаторами. Джадидиты полагали, что изменения в системе образования, так же как в других отношениях общества, должны будут иметь место для мусульман, чтобы сопротивляться колонизации и отсталости.

Роль джадидизма в развитии мусульманского сообщества в России

Татарская литература сделала замечательные успехи за десятилетия предшествующие революции, произведя таких блестящих писателей и поэтов как Гаяз Исхакы и Абдулла Тукаев (Габдулла Тукай)

Несмотря на трудности в способе разработки общего литературного языка (одна группа татарских авторов поддерживала предложение Гаспринского использовать для татар измененный оттоманский турецкий язык, другая группа поддерживала татарский язык, рекомендуемый Насири), татарская литература сделала замечательные успехи за десятилетия предшествующие революции, произведя таких блестящих писателей и поэтов как Гаяз Исхакы и Абдулла Тукаев (Габдулла Тукай). Не менее важным было успешное преобразование татарского мусульманского богословия и татарской политической мысли. Казань стала одним из важных центров исламской цивилизации наряду с другими тремя, бывшими тогда, как Калькутта, Каир и Стамбул.

Перед революцией 1917 татары издавали десятки газет и периодических изданий в Казани, Уфе, Оренбурге и центрах татарской культурной жизни. В одной только Казани было более чем тридцать центров татарской печати и издательств. В восточных и юго-восточных областях имперской России татарский народ стал наиболее развитым культурно и экономически среди национальных меньшинств империи, имея самую большую часть городского населения и самый высокий уровень грамотности.

Один из основных моментов татарской культурной программы имел сильный политический подтекст. Это было принятие общего языка всеми российскими мусульманами. Эта резолюция была принята на 3-ей конференции мусульман в России в 1906 г. для принятия турецкого литературного языка в мусульманских школах, это решение было выполнено только татарскими и азербайджанскими учреждениями. Помимо попытки третьей конференции ввести общий тюркский язык в современных школах, была также разработана и организована программа политических действий для татарских делегатов, чтобы следовать им в российском парламенте. Более тридцати мусульман были избраны в первую и вторую Думу, где они сформировали свободное закрытое собрание под председательством Топчибашева. Эти татарские делегаты открыто представляли двадцать миллионов мусульман России, которые должны были сформироваться согласно представлениям Максудова в “объединенную национальную группу с общей религией и общей национальной цивилизацией.”

В бурный период между Февральской и Октябрьской революций 1917 года татары сделали еще одну попытку получить политическое влияние путем организации мусульман России, но мусульманский съезд, проведенный в Москве и в Казани, показал еще раз нереальность татарской политической стратегии. Их надежды на лидерство встретили сильную оппозицию даже в Волго-Уральском регионе, где башкиры отказались поддержать централистскую политику татар, что, в конце концов, привело к вооруженному конфликту, в результате которого антагонизм между этими народами сохранился даже при советской власти. Другие тюркские народы России были равнодушны к лозунгам тюркского единства, которые в силу географического и языкового разнообразия не могли быть реализованы.
1917 год имел решающее значение для политических амбиций татар. Основа их идеологии, сама их цивилизация находилась в глубоком конфликте с идеями, провозглашенными победителями Октябрьской революции. Большевистские лозунги, объявляющие освобождение народов империи, и идеи коммунизма вскоре сократили национальные, культурные и религиозные проекты народов России.

Читайте также: