Какие изменения и почему привнес в политику христианизации нерусского населения края петр 1 кратко

Обновлено: 03.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

В XVIII столетии была продолжена христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Вместе с тем направленная на нее социальная и религиозная политика претерпела ряд существенных изменений.

Указы Петра I начала 20-х гг. были обращены уже к податному нерусскому населению. Согласно этим указам, принявшие крещение получали трехлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе.

Результаты осуществления петровских указов были невелики. Из числа татар в православие перешло чуть более двух тысяч человек. Мало крестившихся было среди других нерусских народов края.

Контора новокрещенских дел. Лука Конашевич. Особенно широкий размах и жесткий характер политика христианизации приобрела в 40-50-е гг. Еще в 1731 г. в Свияжске была создана Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. За восемь лет ей удалось обратить в православие немногим более двух тысяч человек.

В 1740 г. по указу Анны Ивановны вместо этого миссионерского учреждения была основана Контора новокрещенских дел. Ей было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.

Указ российской императрицы содержал весьма обширную программу христианизации и русификации. Им предусматривались меры как по поощрению перехода в православие, так и по удержанию крещеных в новой вере. Так, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 копеек до полутора рублей. Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками. Татарским мурзам выдавали серебряный крест и более ценные вещи и одежду. Кроме того, было подтверждено, что новокрещены на три года освобождаются от налогов и повинностей (эти налоги и повинности возложили на некрещеных иноверцев). Рекомендовалось также организовать обучение новокрещеных основам православной веры, поощрять браки между новокрещеными и русскими.




В деле христианизации правительство использовало и другие меры. Так, в 50-х гг. действовало несколько новокрещенских школ, которые затем перевели в Казань, в Старотатарскую слободу. Общее число учащихся этих школ — чувашских, татарских, марийских, мордовских, удмуртских детей — в 1758 г. составляло 205 человек.

К середине XVIII в. было крещено подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов. Обратить в православие за время деятельности Конторы новокрещенских дел миссионерам удалось лишь 8,4 тысячи татар.

Ослабление религиозных притеснений. Указ 1773 г. о веротерпимости. Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756 г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар.

В 1773 г. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.

Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.

Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.

Вопросы и задания

1. Какими мерами правительство и церковь пытались обратить нерусское население Поволжья и Приуралья в христианство в первой половине, XVIII в.? Какую реакцию у него вызвали эти меры? 2. С какой целью был учреждена Контора новокрещенских дел? Что вы знаете о методах и результатах ее деятельности? 3. Какую память о себе и почему оставил в татарском народе Лука Конашевич? 4. Сравните религиозную политику правительства и православной церкви в крае в первой половине XVIII в. с аналогичной политикой в предшествующие полтора столетия. К каким выводам вы пришли? 5. С какого времени политика христианизации нерусского населения Среднего Поволжья начинает приобретать более мягкие фор­мы? 6. Почему в татарском народе за Екатериной II осталось имя Эби патша? Объясните это с точки зрения проводившейся ей религиозной политики. 7. Можно ли утверждать, что Ду­ховное управление мусульман было независимым от властей учреждением? Обоснуйте свой вывод. 8. Охарактеризуйте об­щее изменение политики христианизации в крае к концу XVIII столетия.

В XVIII столетии была продолжена христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Вместе с тем направленная на нее социальная и религиозная политика претерпела ряд существенных изменений.

Указы Петра I начала 20-х гг. были обращены уже к податному нерусскому населению. Согласно этим указам, принявшие крещение получали трехлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе.

Результаты осуществления петровских указов были невелики. Из числа татар в православие перешло чуть более двух тысяч человек. Мало крестившихся было среди других нерусских народов края.

Контора новокрещенских дел. Лука Конашевич. Особенно широкий размах и жесткий характер политика христианизации приобрела в 40-50-е гг. Еще в 1731 г. в Свияжске была создана Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. За восемь лет ей удалось обратить в православие немногим более двух тысяч человек.

В 1740 г. по указу Анны Ивановны вместо этого миссионерского учреждения была основана Контора новокрещенских дел. Ей было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.

Указ российской императрицы содержал весьма обширную программу христианизации и русификации. Им предусматривались меры как по поощрению перехода в православие, так и по удержанию крещеных в новой вере. Так, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 копеек до полутора рублей. Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками. Татарским мурзам выдавали серебряный крест и более ценные вещи и одежду. Кроме того, было подтверждено, что новокрещены на три года освобождаются от налогов и повинностей (эти налоги и повинности возложили на некрещеных иноверцев). Рекомендовалось также организовать обучение новокрещеных основам православной веры, поощрять браки между новокрещеными и русскими.

В деле христианизации правительство использовало и другие меры. Так, в 50-х гг. действовало несколько новокрещенских школ, которые затем перевели в Казань, в Старотатарскую слободу. Общее число учащихся этих школ — чувашских, татарских, марийских, мордовских, удмуртских детей — в 1758 г. составляло 205 человек.

К середине XVIII в. было крещено подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов. Обратить в православие за время деятельности Конторы новокрещенских дел миссионерам удалось лишь 8,4 тысячи татар.

Ослабление религиозных притеснений. Указ 1773 г. о веротерпимости. Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756 г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар.

В 1773 г. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.

Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.

Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.

Вопросы и задания

1. Какими мерами правительство и церковь пытались обратить нерусское население Поволжья и Приуралья в христианство в первой половине, XVIII в.? Какую реакцию у него вызвали эти меры? 2. С какой целью был учреждена Контора новокрещенских дел? Что вы знаете о методах и результатах ее деятельности? 3. Какую память о себе и почему оставил в татарском народе Лука Конашевич? 4. Сравните религиозную политику правительства и православной церкви в крае в первой половине XVIII в. с аналогичной политикой в предшествующие полтора столетия. К каким выводам вы пришли? 5. С какого времени политика христианизации нерусского населения Среднего Поволжья начинает приобретать более мягкие фор­мы? 6. Почему в татарском народе за Екатериной II осталось имя Эби патша? Объясните это с точки зрения проводившейся ей религиозной политики. 7. Можно ли утверждать, что Ду­ховное управление мусульман было независимым от властей учреждением? Обоснуйте свой вывод. 8. Охарактеризуйте об­щее изменение политики христианизации в крае к концу XVIII столетия.

Презентация на тему: " 1.Политика христианизации при Петре I 2. Политика христианизации при Анне Иоанновне 3. Политика христианизации при Елизавете Петровне 4. Политика христианизации." — Транскрипт:

2 1. Политика христианизации при Петре I 2. Политика христианизации при Анне Иоанновне 3. Политика христианизации при Елизавете Петровне 4. Политика христианизации при Екатерине II

3 Указ 1714 г. Крещение татарских помещиков, имевших русских крепостных крестьян Конфискация земель Итог – крещение несколько десятка человек Указ 1720 г. Крещение нерусского населения при помощи льгот -иноверцев, принявших православие, не зобирали в рекруты -сниженные налоги на три года Петр I Итог – крещение более 2 тыс.человек

5 Елизавета Петровна Массовая христианизация нерусского населения края Деятельность Луки Конашевича (миссионер, казанский архиепископ) 1. Разрушение мечетей с запрещением вновь строить их 2. Строительство церквей в центрах мусульманского населения 3. Уничтожение развалин древних Булгар 4. Проведение крестных ходов в пределах татарских слобод 5. Насильственная христианизация Итог – крещение более 8 тыс.человек

Спорно, очень спорно.
Начало христианства на Руси, это 1805 год. Когда английское библейское общество библию притащило.

Воспользовался тем, что Церковь была ослаблена Расколом и окончательно превратил её в обычное государственное ведомство.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: