Какие из представленных методов не относятся к школьной практике преподавания по источнику знаний

Обновлено: 01.07.2024

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Методы рассказа, объяснения и лекции были уже рассмотрены выше.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Беседа как метод обучения имеет несомненные достоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с учебником и книгой — один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.

1.3 Классификация методов обучения по дидактической цели

В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

— методы приобретения новых знаний;

— методы формирования умений и навыков;

— методы применения знаний;

— методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания.

При такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.

1.4 Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся

По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

Выделяют следующие методы:

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.

Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель — учащиеся — преподаватель — учащиеся и т. д.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:

• преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

• учащиеся самостоятельно ее разрешают;

• преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 22829
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Метод - (способ, путь к чему-либо)- способ реализации деятельности, как системы.

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.)

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы, наглядные методы; практические методы.

1. Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. В процессе применения словесных методов педагог посредством слова объясняет учащимся материал, а обучающиеся посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ – метод, предполагающий устное, повествовательное изложение учебного материала, непрерываемый вопросами к обучающимся. Бывает рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Беседа – разговор педагога с обучающимся. Она организована с помощью продуманной системы вопросов, подводящих обучающихся к понимаю новых фактов, понятий или закономерностей.

Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся от рассказа большей емкостью логических построений, образов, доказательств. Лекция занимает все занятие, рассказ – часть.

Объяснение – изложение учебного материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предыдущих действий.

2. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых основным источником информации являются различные объекты, явления, технические наглядные средства, пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, приборы. К таким методам относятся наблюдение, иллюстрации, демонстрации, показ, использование технических средств обучения.

Иллюстрация применяется в целях создания в сознании обучающихся четкого образа изучаемого явления с помощью натуральных или искусственно созданных макетов, моделей, произведений ИЗО, фрагментов фильмов…

Демонстрация – метод который позволяет обучающимся познакомиться с каким-либо явлением или предметом (опыт, показ работы приборов, технических установок..)

Наблюдение – активная форма чувственного познания, проводимая под руководством педагога на уроках Технич. Обучения, а также самостоятельно обучающимися на уроках-экскурсиях.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Показ – метод проф обучения, целью которого является создание в сознании обучающихся четкого зрительного образа.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются вместе со словесными.

3. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы, тренировки, поручения.

Упражнения – отработка умения или навыка путем повторения умственных действий, манипуляций, практических операций. Это основной метод.

Тренировка – подготовка обучающихся к максимальному для них проявлению силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения наивысших показателей. Тренировкой могут служить различные системы упражнений для приобретения или совершенствования каких-либо навыков и умений.

Лабораторные работы и практические работы – это взаимодействие педагога и обучающегося на основе воспроизведения ими естественных процессов в условиях лаборатории. Обеспечивает прочное усвоение знаний, формирует умения и навыки.

Поручение – передача обучающемуся определённой функции по выполнению общественно-полезного дела и несение ответственности за него. Происходит формирование мотиваций долга, ответственности, выработка определенных деятельностных умений.

I. Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным — методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

II. Классификация методов обучения по дидактической цели

В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

— методы приобретения новых знаний;

— методы формирования умений и навыков;

— методы применения знаний;

— методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

III. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин)

Выделяют следующие методы:

• объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) ( сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) ;

• репродуктивные (преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя);

• проблемного изложения (преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства);

• частично-поисковые (эвристические) (Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания);

• исследовательские (Сущность его состоит в следующем:

• преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

• учащиеся самостоятельно ее разрешают;

• преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

IV. По способу изложения

Репродуктивные (формируют опр круг представлений о мире)

  • Объяснительно-иллюстративное изложение
  • Образно-ассоциативная лекция
  • Повествовательное изложение

Продуктивные (активное формируют познавательные способности, проф интерес, мировоззрение, опыт творческой деятельности)

Методы обучения – это приемы организации педагогической деятельности и построения взаимоотношений между педагогом и учащимися, ориентированные на достижение целей и задач образования.

Методы обучения отражают деятельность, носящую упорядоченный характер. Они являются многогранным и многомерным явлением. Они состоят из объективных и субъективных составных элементов. Объективные элементы являются постоянными и не меняются в зависимости от сферы применения и направления действий педагога. Иными словами, эта часть присутствует в каждом методе обучения. Субъективная часть, напротив, является переменным компонентом и зависит от личности конкретного педагога или учащегося, направления деятельности, условиями прохождения учебно-воспитательного процесса.

Методов обучения имеется огромное множество. Они могут быть разделены на группы по самым разнообразным параметрам.

Наиболее распространенной и давно существующей является классификация методов обучения по источнику знаний. Она характеризуется традиционными чертами и включает в себя три основных источника: наглядность, слово и практическое действие. На современном этапе общественного развития, к ним добавили еще два источника – книгу и компьютерные технологии.

В результате, данная классификация включает пять основных групп методов:

  1. Практические методы.
  2. Наглядные методы.
  3. Словесные методы.
  4. Работа с книжными пособиями.
  5. Видео методы.

Практические методы обучения

К данной группе относятся методы, которые составляют практическое направление деятельности учащихся. Их применение ориентировано на развитие практических умений, навыков и способностей и их реализацию в реальной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными практическими методами являются:

  • Упражнения – выполнение разнообразных умственных действий и практических действий, манипуляций для усвоения какого-то навыка, развитие определенной способности;
  • Тренировка – выполнение системы упражнений, которые ориентированы на формирование у учащихся различных навыков, их закрепление и совершенствование. Тренировка предполагает постоянное развитие тех навыков, которыми обладает учащийся, чтобы повысить их качество и улучшить результаты их применения;
  • Лабораторные работы – проведение опытов и экспериментов в лабораторных условиях с соответствующим оборудованием. Они необходимы для того, чтобы закрепить какой-то навык, доказать его верность и эффективность;
  • Поручение – предоставление учащемуся определенного задания, предполагающего совершения значимого, общественно-продуктивного, полезного дела, за выполнение которого он полностью несет ответственность. Это помогает сформировать конкретные деятельностные навыки, развить чувство долга и ответственности.

Наглядные методы обучения

Данные методы основаны на применении в качестве источников знаний наглядных пособий на бумажных носителях, реальных предметов и объектов, технических средств, моделей, приборов, разнородного оборудования.

К данной группе относятся следующие методы:

  • Иллюстрация – усвоение образа исследуемого объекта, процесса или явления на основе рассмотрения его представления в схематичной форме, построения модели, макета, написания картины, кадров из фильмов;
  • Наблюдение – реальное отслеживание объекта исследования, путем его восприятия органами чувств, на основе организации экскурсий, прогулок, посещения культурных объектов, самостоятельного наблюдения учащимися;
  • Демонстрация – основан на визуальном показе учащимся приборов, технических установок, проведения опытов;
  • Показ – основан на формировании визуального образца, исследуемого объекта, в сознании учащегося.

Как правило, наглядные методы обучения не могут применяться отдельно от словесных. Они должны быть прокомментированы и пояснены педагогом.

Словесные методы обучения

Такие методы основаны на использовании слова педагога для пояснения учебного материала. Учащиеся воспринимают учебные данные на слух, запоминают информацию, сохраняют ее в сознании, осмысливают, осознают и воспроизводят.

Основными методами данной группы являются:

Методы работы с книжными пособиями

Данные методы предполагают развитие самостоятельных навыков познавательной работы учащихся. Первоначально, дети обучаются работе с книжной литературой на учебных занятиях, под контролем педагога. Затем они уже осваивают эти навыки и могут работать самостоятельно.

К таким методам относятся следующие:

  • Чтение – устное восприятие информации, за счет построения образов и представлений в сознании;
  • Конспектирование – краткое изложение прочитанной информации, путем ее записи на бумажном носителе;
  • Составление плана по тексту – разбиение текста на части, придание каждой части названия и сущностного значения;
  • Составление тезисов – запись основных мыслей текста;
  • Цитирование – дословный перенос какой-то части текста в устной форме или его запись на бумажном носителе.

Видео методы

Методы этой группы основываются на использовании современных компьютерных технологий. Они включают в себя составные компоненты наглядных, практических и словесных методов обучения. Такие методы предполагаю использование интерактивных досок для наглядного представления информации, компьютерных программ для выполнения упражнений, прохождения контрольных проверок, просмотра видео файлов, слайдов, дистанционное обучение.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: