Какие игры развивают человека кратко
Обновлено: 08.07.2024
Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он развивается, растет, приобретает нужные качества.Что надо знать об игре — предметной, сюжетно-ролевой и др., какие игры деструктивны? Что делать, если мальчик играет в куклы?
Значение игры для полноценного развития ребенка сложно переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б. Эльконина перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания, эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима для развития навыков взаимодействия с миром. В игровой ситуации всегда моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом усваивает его.
Предметная игра
Но важнее в этих первых играх собственно взаимодействие с предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.) ребенок отстраивает и проверяет связи между предметами. При этом дети имитируют действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих действий.
Другая функция предметной игры — понимание свойств предметов. Мария Монтессори в начале века разработала теорию развивающего пространства, в котором обучающие предметы как будто сами раскрывают свои свойства. Такие предметы легко сделать дома своими руками. Например, это могут быть квадратики одного размера из разных материалов, наклеенные в ряд на одну панель: от самого мягкого (шелк) до самого шершавого (наждачная бумага). Трогая их руками, малыш учится различать тактильные свойства материалов. То же самое можно сделать с цветами, формами, звуками и даже запахами!
Здесь я хотела бы рассказать об опыте домашней развивающей студии, которую я проводила вместе с другими инициативными мамами для детей до трех лет. С этой целью организовывалось развивающее пространство, где в разных зонах сидели мамы, предлагающие детям различные игры-задания. В одной зоне с малышами развивали мелкую моторику (через пальчиковые игры, поиск предметов в кастрюле с крупой), в другой пели песенки и показывали ноты на музыкальных инструментах, кто-то показывал свойства пирамидок и кубиков, кто-то клеил с детьми аппликации или рисовал и т.д.
Дети свободно перемещались в этом пространстве на протяжении двух часов, выбирая задания себе по вкусу, при этом постоянно ощущая поддержку взрослых, если в чем-то нужна была помощь. Таким образом, они получали опыт собственного выбора занятия, взаимодействия с другими детьми (например, двое детей одновременно не могут выполнять какое-то задание — тогда надо подождать).
Помимо этого, в этом же пространстве находились развивающие материалы, сделанные на основе концепции Монтессори, с которыми дети взаимодействовали полностью самостоятельно. Такая форма организации позволяет максимально полно развивать и познавательные функции (внимание, память, мышление), и творческие способности, и умение взаимодействовать с другими.
Сюжетно-ролевая игра
После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок осваивает уже мир отношений между людьми.
Игры со сверстниками несут на себе, таким образом, функцию социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим, находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.
При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой игры со сверстниками практически невозможно заменить дома. Когда я работала в школе и проводила адаптацию первоклассников, меня поразило, что детей, которые не ходили в детский сад или в какие-то другие устойчивые группы (кружки, группы социализации или просто дворовую компанию), можно выделить практически сразу. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъявить себя сверстникам. Какие-то функции социального интеллекта оказываются просто не развиты. Если умение чувствовать системы правил можно развивать дома через понятную и разработанную систему договоренностей и обязанностей ребенка, то ролевые игры с родителями никак не могут заменить взаимодействие с группой сверстников.
Если ребенку трудно
Как тут помочь? В первую очередь, родитель должен стать для ребенка психологом и другом и обсудить с ним ситуацию. В какую именно компанию или группу его не принимают? Как это происходит? Было бы здорово предложить ребенку разыграть какую-то типичную сценку, где он чувствовал себя отвергнутым группой, используя в качестве актеров его игрушки и предлагая ему выступить режиссером. При этом нужно предложить ему самому выбрать игрушки-актеров. Это нужно, во-первых, чтобы ребенок мог сам посмотреть ситуацию со стороны, во-вторых, сам выбор игрушек для игры может показать его отношение к себе и к ребятам в группе. После того как сценка будет показана, надо спросить его мнение: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сделать, чтобы его взяли?
Когда игры деструктивны
Еще один волнующий родителей вопрос связан с деструктивными или агрессивными играми, когда ребенок в игре ломает предметы или отыгрывает какие-то негативные события (игры в преступников; в смерть или болезни; игры, связанные с насилием, и т.д.).
Как к этому относиться? В такой ситуации очень важно проанализировать, появляются ли эти темы только в игровой ситуации или отражаются в остальной жизни ребенка. Игра, помимо прочего, несет в себе функцию эмоционального реагирования, переживания каких-то чувств, с которыми ребенок столкнулся в реальной жизни. Если ребенок увидел по телевизору репортаж об убийствах или насилии или в его семье происходят конфликты — это часть мира, с которой он соприкасается и которую ему надо как-то встроить в свою собственную картину мира. В игровой форме он может, с одной стороны, лучше понять, что произошло, с другой стороны, пережить эти эмоции, дать им какой-то выход. Когда родители поссорились, а ребенок, придя на площадку, разрушил песочную пирамидку, это дало ему возможность каким-то образом выплеснуть и пережить те негативные чувства, которые он испытал. Ему надо как-то пережить и такие части жизни, как смерть или болезни, поэтому многие дети играют в болезни, в умирание, в похороны — и это нормальная часть развития.
Другое дело, если игровые негативные или деструктивные темы распространяются на всю жизнь ребенка, например, проявляемая им агрессия касается не только игры, но и всех ситуаций взаимодействия. К таким проявлениям надо относиться очень внимательно и, в идеале, обращаться к специалистам, чтобы удостовериться, что это не является симптомом какого-то нарушения развития нервной системы.
Если мальчик играет с куклами
Тут надо выделить еще одну функцию игры, которая не только позволяет вжиться во взрослые социальные роли, но и в какой-то мере формирует гендерную идентичность. Гендерная идентичность — это осознание себя принадлежащим к какому-то полу. Биологическое развитие человека в этом вопросе немного отстает от социального: половое созревание наступает только в подростковом возрасте, тогда как ощущение себя девочкой или мальчиком формируется гораздо раньше. Как и с любой идентичностью (профессиональной, групповой, классовой) в момент ее формирования, люди склонны к экспериментам. Поэтому в играх дети часто экспериментируют, играя как в другой пол (одеваясь, выбирая игрушки), так и в социальные роли, которые в культуре несут яркую гендерную окраску. Так, мальчики начинают играть в воспитательницу детского сада, а девочки — в военного генерала.
Если такие игры носят разовый или периодический характер (например, связаны с героем мультфильма, который ребенку очень нравится), то никаких поводов для волнения тут нет. Гендерная идентичность сформируется достаточно быстро, мальчик осознает себя мальчиком и будет играть мальчишеские роли. Но вот если этого не происходит, то стоит обратить внимание на возможные причины, например, на отсутствие в жизни ребенка взрослых, которые создают образ женщины и мужчины. Такие ситуации бывают, если родители воспитывают ребенка в одиночку и как бы несут обе гендерные роли в одном человеке.
Социальное или когнитивное развитие?
Напоследок хотелось бы осветить еще один момент, связанный с местом игры в жизни современных дошкольников. Сейчас соревновательность между родителями, которая всегда была достаточно сильной, приводит к уменьшению времени, которое ребенок может уделить игре. Раннее развитие рассматривается и у нас, и в большинстве стран как необходимость, то, что ребенок обязательно должен получить. Дети занимаются иностранными языками, ходят на музыку, рисование, танцы, их рано учат читать и писать. Сам по себе этот процесс не несет в себе ничего плохого, не считая двух аспектов.
Первый связан с тем, что игра перестает рассматриваться как важная часть жизни ребенка, которой надо специально уделять время, покупать игровые предметы и вообще обращать какое-то особое внимание. После нескольких часов занятий у ребенка уже может просто не быть сил на полноценную игру, и она заменяется мультиками, гаджетами или, в лучшем случае, простыми играми на детской площадке.
А ведь социальное развитие имеет во многих смыслах даже большее значение. Для любого взрослого очевидно, что умение находить свое место в мире людей и строить с ними отношения является одним из самых важных для счастливой жизни, но ведь это умение не появляется само по себе, его тоже нужно развивать! Но понятие социального интеллекта в нашей культуре пока новое, и его оценка, а тем более развитие, вызывают сложности. К счастью, уже довольно давно в Москве функционируют центры социализации малышей, в которых дети учатся именно общаться, взаимодействовать и сосуществовать в группе по определенным правилам. Хотя, конечно, подобные центры пока распространены в меньшей степени, чем обычные центры раннего развития.
Выводы родители могут сделать сами.
Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.
Какие качества развивают игры в детях:
- Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
- Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
- Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.
Физические качества, которые развивают игры
В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.
Основные физические качества, которые развивают игры:
- Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
- Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
- Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
- Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
- Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.
Интеллектуальные качества, которые развивают игры
Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.
Какие качества развивают игры и в чем их польза:
- Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
- Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
- Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
- Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
- Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
- Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
- Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
- Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.
Социальные качества, которые развивают игры
Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.
Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.
Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:
- Самостоятельность – умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей);
- Смелость – способность преодолеть собственные страхи;
- Честность – важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих;
- Доброту – способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;
- Трудолюбие – в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда;
- Ответственность – умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни;
- Уважение – способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих;
- Уверенность в собственных силах – формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей.
Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.
По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.
Видео с YouTube по теме статьи:
Детство очень важный возраст для человека. В этот период формируется его характер, закладываются основы личности. В это время ребёнок получает первые знания об окружающем мире, учится взаимодействовать с другими людьми.
Чаще всего дети проводят время за играми. Влияние игр на детей очень большое. И неважно, кубики это или обучающая игра в телефоне. Иногда взрослым кажется, что игры это праздное времяпрепровождение, обычное развлечение. Но они ошибаются. Игры имеют большое влияние на развитие маленького человечка.
Нельзя недооценивать влияние игры на развитие ребенка. Когда ребёнок совсем маленький, взрослые должны активно принимать участие в забавах. Родители могут сами проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья, соседские дети, приятели в детском саду и школе. Но в любом случае проводником в мир игр является мама или папа.
КАК ИГРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?
Пока ребёнок играет, он развивается с разных сторон. Влияние игры на детей дошкольного возраста оказывается положительным:
- Познание мира. Играя, ребёнок узнаёт новые сведения об окружающих его вещах и природе. Ещё в раннем возрасте, пробуя погремушку на вкус, малыш понимает она твёрдая. Или, перебирая мячики, осознаёт, что они круглые.
- Развитие воображения и образного мышления. Кто из нас не представлял, что листики это деньги, а пол лава? Во время игр ребёнок принимает нестандартные решения, придумывает правила и сюжеты, включает фантазию.
- Развитие коммуникации. Почти все игры подразумевают, что в них играют двое и более человек. Поэтому ребёнку приходится общаться с другими ребятами. Не просто общаться, а договариваться, обсуждать, спорить. Игры развивают коммуникативные навыки.
Не стоит ограничивать ребёнка. Вволю наигравшись, он легче сделает переход из детства в юность. Предоставьте ему свободу действий, пусть он сам придумает себе забаву, а вы поддержите его. Таким образом, он почувствует себя хозяином своей судьбы, станет более уверенным. Играя, он будет развивать мышление, внимание и память.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Влияние игры на развитие ребенка дошкольника зависит от ее типа.
Коллективные игры
В таких играх у детей формируются коммуникационные навыки, они учатся правилам общения, усваивают, как нужно вести себя в социуме. В коллективных играх малыши могут слушать, разговаривать, поделиться своими мыслями и чувствами.
Математические игры
В процессе игровой деятельности дети также могут познавать основы точных наук. С помощью игр у детей формируется представление о геометрических фигурах, числах и количестве, а также логическое мышление.
Игры с мячом
Когда ребёнок играет с мячом, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений. Игры с мячом положительно влияют на физическое здоровье. Ребёнок становится более сильным, физически развитым, крепким.
Скороговорки
Из-за неправильной дикции у детей часто возникают проблемы в школе. Чтобы предупредить и предотвратить это, нужны развивающие игры, в которых ребёнок должен быстро и правильно произносить сложные слова и фразы. Веселые речевые тренировки могут состоять из скороговорок.
Подвижные игры
Подвижные игры, как и игры с мячом, укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат. Чтобы игра была веселее и принесла больше пользы, можно включить в неё скакалку, кегли, канат. Зимой можно играть в снежки, лепит снеговика.
Настольные игры
Сейчас в магазинах на прилавках лежит огромное количество разнообразных настольных игр для детей всех возрастов, которые развивают ребенка. Паззлы, мозаика, трафареты для рисования, раскраски, головоломки, конструктор все эти игры позволяют ребёнку провести время весело и с пользой. Настольные игры улучшают память и сообразительность, совершенствуют творческие способности и глазомер.
Компьютерные игры
Наш век цифровых технологий невозможно представить процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Несмотря на все свои минусы, компьютерные игры имеют и свои плюсы. Главное это подобрать хорошую развивающую игру. Яркие изображения помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Обучающие компьютерные игры улучшают логическое мышление детей, повышают эрудицию. Но имейте в виду, что необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за экраном. Дети дошкольного возраста должны играть на компьютере не более получаса в день.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках деньги, в камешках картошку для супа, а в сыром песке тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ
В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.
Настольные игры всегда были очень популярными. Прекрасно помню как мои бабушки и дедушки любили играть в русское лото и домино. Да и в наших детских компаниях всегда, первым делом, доставали какую-нибудь игру и сразу начиналось веселье. Было так интересно, что даже домой не спешили расходиться.
Сейчас, в эпоху гаджетов, родители заново начинают для себя открывать увлекательный мир настольных игр. Когда начался период самоизоляции, первое, что мы сделали - провели ревизию своей коллекции настольных игр. В обычной учебно-рабочей жизни на это как-то не хватало времени. Мы еще поговорим о наших любимых играх. А сейчас давайте узнаем чем так полезны настольные игры для развития наших детей.
1. Пространственное мышление
Учёные провели тесты среди 850 детей возрастом 4 – 7 лет. После того как были проанализированы результаты, выяснилось следующее. Дети, которые играли в настольные игры довольно часто, имели более развитое пространственное мышление. И по этому параметру превосходили тех, кто редко или вообще никогда в них не играл. Впоследствии это даёт возможность представлять объекты в пространстве, создавая последовательные динамические картины, и в целом помогает не только в изучении точных наук, но и в творчестве.
2. Социальное взаимодействие
Настольные игры так же положительно влияют на коммуникационные навыки. Чаще всего во время партий придется договариваться, иногда объединяться со всеми участниками. Многие игры рассчитаны на коллективную работу, где основной целью является не соревновательная часть, а прохождение игровых испытаний всем вместе.
3. Стратегическое мышление
В процессе игры возникает определенная закрытая среда, в которой не страшно действовать, к тому же она отлично развивает причинно – следственные связи. Предугадывание действий соперника, продумывание дальнейших ходов позволяют самостоятельно принимать решения и учиться на своих ошибках.
4. Познавательные способности и творческое мышление
Во время игры развивается творческий потенциал, фантазия. Дети глубоко погружаются в предлагаемый вымышленный мир, в обычных пластиковых фигурках они могут разглядеть паровоз, мчащийся на большой скорости по железной дороге или героев, спасающих человечество.
5. Математические способности
Существует огромное количество разнообразных настольных игр. Практически все из них, даже самые простые, отлично развивают способности к вычислению. Подсчет очков, ходов, карточек, значений выпавших на нескольких кубиках, со всем этим справятся даже маленькие дети. Если родители хотят познакомить малышей с числами и с простыми математическими операциями поближе, то настольные игры будут отличным решением.
Читайте также:
- Почему человек должен быть хорошо воспитанным кратко
- План работы логопеда в доу с детьми с овз
- Какие из своих статусов вы считаете самыми важными и почему 7 класс кратко
- Что необходимо для максимальной реализации социальной активности личности кратко
- Учение о кразе и дискразиях как понятия здоровья и болезни разработали школа