Какие игры развивают человека кратко

Обновлено: 08.07.2024

Игра, точ­нее, ее зна­че­ние в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он раз­ви­ва­ется, рас­тет, при­об­ре­тает нуж­ные качества.Что надо знать об игре — пред­мет­ной, сюжетно-роле­вой и др., какие игры деструк­тивны? Что делать, если маль­чик играет в куклы?

Зна­че­ние игры для пол­но­цен­ного раз­ви­тия ребенка сложно пере­оце­нить. В рабо­тах заме­ча­тель­ного пси­хо­лога Д.Б. Эль­ко­нина пере­чис­ля­ются мно­го­чис­лен­ные функ­ции игры: раз­ви­тие вооб­ра­же­ния и ини­ци­а­тив­но­сти, абстракт­ного мыш­ле­ния, памяти и вни­ма­ния, эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие, но глав­ное, навер­ное, в том, что игра необ­хо­дима для раз­ви­тия навы­ков вза­и­мо­дей­ствия с миром. В игро­вой ситу­а­ции все­гда моде­ли­ру­ется струк­тура мира, будь то мир соци­аль­ных отно­ше­ний или мир пред­ме­тов. Ребе­нок копи­рует окру­жа­ю­щий мир в свою игру и таким обра­зом усва­и­вает его.

Предметная игра

Но важ­нее в этих пер­вых играх соб­ственно вза­и­мо­дей­ствие с пред­мет­ным миром. В ими­та­ци­он­ных играх с пред­ме­тами (игру­шеч­ной посу­дой, куколь­ной одеж­дой, машин­ками, ору­жием и т.п.) ребе­нок отстра­и­вает и про­ве­ряет связи между пред­ме­тами. При этом дети ими­ти­руют дей­ствия взрос­лых, кото­рые они могут наблю­дать, и зада­чей роди­теля в дан­ном слу­чае явля­ется демон­стри­ро­вать ребенку широ­кий репер­туар этих действий.

Дру­гая функ­ция пред­мет­ной игры — пони­ма­ние свойств пред­ме­тов. Мария Мон­тессори в начале века раз­ра­бо­тала тео­рию раз­ви­ва­ю­щего про­стран­ства, в кото­ром обу­ча­ю­щие пред­меты как будто сами рас­кры­вают свои свой­ства. Такие пред­меты легко сде­лать дома сво­ими руками. Напри­мер, это могут быть квад­ра­тики одного раз­мера из раз­ных мате­ри­а­лов, накле­ен­ные в ряд на одну панель: от самого мяг­кого (шелк) до самого шер­ша­вого (наждач­ная бумага). Тро­гая их руками, малыш учится раз­ли­чать так­тиль­ные свой­ства мате­ри­а­лов. То же самое можно сде­лать с цве­тами, фор­мами, зву­ками и даже запахами!

Здесь я хотела бы рас­ска­зать об опыте домаш­ней раз­ви­ва­ю­щей сту­дии, кото­рую я про­во­дила вме­сте с дру­гими ини­ци­а­тив­ными мамами для детей до трех лет. С этой целью орга­ни­зо­вы­ва­лось раз­ви­ва­ю­щее про­стран­ство, где в раз­ных зонах сидели мамы, пред­ла­га­ю­щие детям раз­лич­ные игры-зада­ния. В одной зоне с малы­шами раз­ви­вали мел­кую мото­рику (через паль­чи­ко­вые игры, поиск пред­ме­тов в кастрюле с кру­пой), в дру­гой пели песенки и пока­зы­вали ноты на музы­каль­ных инстру­мен­тах, кто-то пока­зы­вал свой­ства пира­ми­док и куби­ков, кто-то клеил с детьми аппли­ка­ции или рисо­вал и т.д.

Дети сво­бодно пере­ме­ща­лись в этом про­стран­стве на про­тя­же­нии двух часов, выби­рая зада­ния себе по вкусу, при этом посто­янно ощу­щая под­держку взрос­лых, если в чем-то нужна была помощь. Таким обра­зом, они полу­чали опыт соб­ствен­ного выбора заня­тия, вза­и­мо­дей­ствия с дру­гими детьми (напри­мер, двое детей одно­вре­менно не могут выпол­нять какое-то зада­ние — тогда надо подождать).

Помимо этого, в этом же про­стран­стве нахо­ди­лись раз­ви­ва­ю­щие мате­ри­алы, сде­лан­ные на основе кон­цеп­ции Мон­тессори, с кото­рыми дети вза­и­мо­дей­ство­вали пол­но­стью само­сто­я­тельно. Такая форма орга­ни­за­ции поз­во­ляет мак­си­мально полно раз­ви­вать и позна­ва­тель­ные функ­ции (вни­ма­ние, память, мыш­ле­ние), и твор­че­ские спо­соб­но­сти, и уме­ние вза­и­мо­дей­ство­вать с другими.

Сюжетно-ролевая игра

После трех лет игра ста­но­вится веду­щей дея­тель­но­стью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша при­хо­дит сюжетно-роле­вая игра, в кото­рой ребе­нок осва­и­вает уже мир отно­ше­ний между людьми.

Игры со сверст­ни­ками несут на себе, таким обра­зом, функ­цию соци­аль­ной адап­та­ции. Ребе­нок учится чув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать дру­гим, нахо­дить и отста­и­вать свое место в группе и вос­при­ни­мать, ино­гда инту­и­тивно, пра­вила пове­де­ния в боль­ших и малых группах.

При вос­пи­та­нии детей очень важно пони­мать, что функ­ции роле­вой игры со сверст­ни­ками прак­ти­че­ски невоз­можно заме­нить дома. Когда я рабо­тала в школе и про­во­дила адап­та­цию пер­во­класс­ни­ков, меня пора­зило, что детей, кото­рые не ходили в дет­ский сад или в какие-то дру­гие устой­чи­вые группы (кружки, группы соци­а­ли­за­ции или про­сто дво­ро­вую ком­па­нию), можно выде­лить прак­ти­че­ски сразу. Им сложно адап­ти­ро­ваться в кол­лек­тиве, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъ­явить себя сверст­ни­кам. Какие-то функ­ции соци­аль­ного интел­лекта ока­зы­ва­ются про­сто не раз­виты. Если уме­ние чув­ство­вать системы пра­вил можно раз­ви­вать дома через понят­ную и раз­ра­бо­тан­ную систему дого­во­рен­но­стей и обя­зан­но­стей ребенка, то роле­вые игры с роди­те­лями никак не могут заме­нить вза­и­мо­дей­ствие с груп­пой сверстников.

Если ребенку трудно

Как тут помочь? В первую оче­редь, роди­тель дол­жен стать для ребенка пси­хо­ло­гом и дру­гом и обсу­дить с ним ситу­а­цию. В какую именно ком­па­нию или группу его не при­ни­мают? Как это про­ис­хо­дит? Было бы здо­рово пред­ло­жить ребенку разыг­рать какую-то типич­ную сценку, где он чув­ство­вал себя отверг­ну­тым груп­пой, исполь­зуя в каче­стве акте­ров его игрушки и пред­ла­гая ему высту­пить режис­се­ром. При этом нужно пред­ло­жить ему самому выбрать игрушки-акте­ров. Это нужно, во-пер­вых, чтобы ребе­нок мог сам посмот­реть ситу­а­цию со сто­роны, во-вто­рых, сам выбор игру­шек для игры может пока­зать его отно­ше­ние к себе и к ребя­там в группе. После того как сценка будет пока­зана, надо спро­сить его мне­ние: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сде­лать, чтобы его взяли?

Когда игры деструктивны

Еще один вол­ну­ю­щий роди­те­лей вопрос свя­зан с деструк­тив­ными или агрес­сив­ными играми, когда ребе­нок в игре ломает пред­меты или отыг­ры­вает какие-то нега­тив­ные собы­тия (игры в пре­ступ­ни­ков; в смерть или болезни; игры, свя­зан­ные с наси­лием, и т.д.).

Как к этому отно­ситься? В такой ситу­а­ции очень важно про­ана­ли­зи­ро­вать, появ­ля­ются ли эти темы только в игро­вой ситу­а­ции или отра­жа­ются в осталь­ной жизни ребенка. Игра, помимо про­чего, несет в себе функ­цию эмо­ци­о­наль­ного реа­ги­ро­ва­ния, пере­жи­ва­ния каких-то чувств, с кото­рыми ребе­нок столк­нулся в реаль­ной жизни. Если ребе­нок уви­дел по теле­ви­зору репор­таж об убий­ствах или наси­лии или в его семье про­ис­хо­дят кон­фликты — это часть мира, с кото­рой он сопри­ка­са­ется и кото­рую ему надо как-то встро­ить в свою соб­ствен­ную кар­тину мира. В игро­вой форме он может, с одной сто­роны, лучше понять, что про­изо­шло, с дру­гой сто­роны, пере­жить эти эмо­ции, дать им какой-то выход. Когда роди­тели поссо­ри­лись, а ребе­нок, придя на пло­щадку, раз­ру­шил песоч­ную пира­мидку, это дало ему воз­мож­ность каким-то обра­зом выплес­нуть и пере­жить те нега­тив­ные чув­ства, кото­рые он испы­тал. Ему надо как-то пере­жить и такие части жизни, как смерть или болезни, поэтому мно­гие дети играют в болезни, в уми­ра­ние, в похо­роны — и это нор­маль­ная часть развития.

Дру­гое дело, если игро­вые нега­тив­ные или деструк­тив­ные темы рас­про­стра­ня­ются на всю жизнь ребенка, напри­мер, про­яв­ля­е­мая им агрес­сия каса­ется не только игры, но и всех ситу­а­ций вза­и­мо­дей­ствия. К таким про­яв­ле­ниям надо отно­ситься очень вни­ма­тельно и, в иде­але, обра­щаться к спе­ци­а­ли­стам, чтобы удо­сто­ве­риться, что это не явля­ется симп­то­мом какого-то нару­ше­ния раз­ви­тия нерв­ной системы.

Если мальчик играет с куклами

Тут надо выде­лить еще одну функ­цию игры, кото­рая не только поз­во­ляет вжиться во взрос­лые соци­аль­ные роли, но и в какой-то мере фор­ми­рует ген­дер­ную иден­тич­ность. Ген­дер­ная иден­тич­ность — это осо­зна­ние себя при­над­ле­жа­щим к какому-то полу. Био­ло­ги­че­ское раз­ви­тие чело­века в этом вопросе немного отстает от соци­аль­ного: поло­вое созре­ва­ние насту­пает только в под­рост­ко­вом воз­расте, тогда как ощу­ще­ние себя девоч­кой или маль­чи­ком фор­ми­ру­ется гораздо раньше. Как и с любой иден­тич­но­стью (про­фес­си­о­наль­ной, груп­по­вой, клас­со­вой) в момент ее фор­ми­ро­ва­ния, люди склонны к экс­пе­ри­мен­там. Поэтому в играх дети часто экс­пе­ри­мен­ти­руют, играя как в дру­гой пол (оде­ва­ясь, выби­рая игрушки), так и в соци­аль­ные роли, кото­рые в куль­туре несут яркую ген­дер­ную окраску. Так, маль­чики начи­нают играть в вос­пи­та­тель­ницу дет­ского сада, а девочки — в воен­ного генерала.

Если такие игры носят разо­вый или пери­о­ди­че­ский харак­тер (напри­мер, свя­заны с героем мульт­фильма, кото­рый ребенку очень нра­вится), то ника­ких пово­дов для вол­не­ния тут нет. Ген­дер­ная иден­тич­ность сфор­ми­ру­ется доста­точно быстро, маль­чик осо­знает себя маль­чи­ком и будет играть маль­чи­ше­ские роли. Но вот если этого не про­ис­хо­дит, то стоит обра­тить вни­ма­ние на воз­мож­ные при­чины, напри­мер, на отсут­ствие в жизни ребенка взрос­лых, кото­рые создают образ жен­щины и муж­чины. Такие ситу­а­ции бывают, если роди­тели вос­пи­ты­вают ребенка в оди­ночку и как бы несут обе ген­дер­ные роли в одном человеке.

Социальное или когнитивное развитие?

Напо­сле­док хоте­лось бы осве­тить еще один момент, свя­зан­ный с местом игры в жизни совре­мен­ных дошколь­ни­ков. Сей­час сорев­но­ва­тель­ность между роди­те­лями, кото­рая все­гда была доста­точно силь­ной, при­во­дит к умень­ше­нию вре­мени, кото­рое ребе­нок может уде­лить игре. Ран­нее раз­ви­тие рас­смат­ри­ва­ется и у нас, и в боль­шин­стве стран как необ­хо­ди­мость, то, что ребе­нок обя­за­тельно дол­жен полу­чить. Дети зани­ма­ются ино­стран­ными язы­ками, ходят на музыку, рисо­ва­ние, танцы, их рано учат читать и писать. Сам по себе этот про­цесс не несет в себе ничего пло­хого, не счи­тая двух аспектов.

Пер­вый свя­зан с тем, что игра пере­стает рас­смат­ри­ваться как важ­ная часть жизни ребенка, кото­рой надо спе­ци­ально уде­лять время, поку­пать игро­вые пред­меты и вообще обра­щать какое-то осо­бое вни­ма­ние. После несколь­ких часов заня­тий у ребенка уже может про­сто не быть сил на пол­но­цен­ную игру, и она заме­ня­ется муль­ти­ками, гад­же­тами или, в луч­шем слу­чае, про­стыми играми на дет­ской площадке.

А ведь соци­аль­ное раз­ви­тие имеет во мно­гих смыс­лах даже боль­шее зна­че­ние. Для любого взрос­лого оче­видно, что уме­ние нахо­дить свое место в мире людей и стро­ить с ними отно­ше­ния явля­ется одним из самых важ­ных для счаст­ли­вой жизни, но ведь это уме­ние не появ­ля­ется само по себе, его тоже нужно раз­ви­вать! Но поня­тие соци­аль­ного интел­лекта в нашей куль­туре пока новое, и его оценка, а тем более раз­ви­тие, вызы­вают слож­но­сти. К сча­стью, уже довольно давно в Москве функ­ци­о­ни­руют цен­тры соци­а­ли­за­ции малы­шей, в кото­рых дети учатся именно общаться, вза­и­мо­дей­ство­вать и сосу­ще­ство­вать в группе по опре­де­лен­ным пра­ви­лам. Хотя, конечно, подоб­ные цен­тры пока рас­про­стра­нены в мень­шей сте­пени, чем обыч­ные цен­тры ран­него развития.

Выводы роди­тели могут сде­лать сами.

Характеристика основных качеств, которые развивают игры

Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.

Какие качества развивают игры в детях:

  • Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
  • Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
  • Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.

Основные физические качества, которые развивают игры:

  • Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
  • Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
  • Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
  • Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.

Какие качества развивают игры и в чем их польза:

  • Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
  • Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
  • Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
  • Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
  • Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
  • Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
  • Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
  • Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.

Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

Как происходит социализация детей в игре

  • Самостоятельность – умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей);
  • Смелость – способность преодолеть собственные страхи;
  • Честность – важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих;
  • Доброту – способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;
  • Трудолюбие – в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда;
  • Ответственность – умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни;
  • Уважение – способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих;
  • Уверенность в собственных силах – формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей.

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Детство очень важный возраст для человека. В этот период формируется его характер, закладываются основы личности. В это время ребёнок получает первые знания об окружающем мире, учится взаимодействовать с другими людьми.

Чаще всего дети проводят время за играми. Влияние игр на детей очень большое. И неважно, кубики это или обучающая игра в телефоне. Иногда взрослым кажется, что игры это праздное времяпрепровождение, обычное развлечение. Но они ошибаются. Игры имеют большое влияние на развитие маленького человечка.

Нельзя недооценивать влияние игры на развитие ребенка. Когда ребёнок совсем маленький, взрослые должны активно принимать участие в забавах. Родители могут сами проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья, соседские дети, приятели в детском саду и школе. Но в любом случае проводником в мир игр является мама или папа.

Влияние игр на развитие ребёнка

КАК ИГРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?

Пока ребёнок играет, он развивается с разных сторон. Влияние игры на детей дошкольного возраста оказывается положительным:

  1. Познание мира. Играя, ребёнок узнаёт новые сведения об окружающих его вещах и природе. Ещё в раннем возрасте, пробуя погремушку на вкус, малыш понимает она твёрдая. Или, перебирая мячики, осознаёт, что они круглые.
  2. Развитие воображения и образного мышления. Кто из нас не представлял, что листики это деньги, а пол лава? Во время игр ребёнок принимает нестандартные решения, придумывает правила и сюжеты, включает фантазию.
  3. Развитие коммуникации. Почти все игры подразумевают, что в них играют двое и более человек. Поэтому ребёнку приходится общаться с другими ребятами. Не просто общаться, а договариваться, обсуждать, спорить. Игры развивают коммуникативные навыки.

Не стоит ограничивать ребёнка. Вволю наигравшись, он легче сделает переход из детства в юность. Предоставьте ему свободу действий, пусть он сам придумает себе забаву, а вы поддержите его. Таким образом, он почувствует себя хозяином своей судьбы, станет более уверенным. Играя, он будет развивать мышление, внимание и память.

Влияние игр на развитие ребёнка

ВИДЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Влияние игры на развитие ребенка дошкольника зависит от ее типа.

Коллективные игры

В таких играх у детей формируются коммуникационные навыки, они учатся правилам общения, усваивают, как нужно вести себя в социуме. В коллективных играх малыши могут слушать, разговаривать, поделиться своими мыслями и чувствами.

Математические игры

В процессе игровой деятельности дети также могут познавать основы точных наук. С помощью игр у детей формируется представление о геометрических фигурах, числах и количестве, а также логическое мышление.

Игры с мячом

Когда ребёнок играет с мячом, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений. Игры с мячом положительно влияют на физическое здоровье. Ребёнок становится более сильным, физически развитым, крепким.

Скороговорки

Из-за неправильной дикции у детей часто возникают проблемы в школе. Чтобы предупредить и предотвратить это, нужны развивающие игры, в которых ребёнок должен быстро и правильно произносить сложные слова и фразы. Веселые речевые тренировки могут состоять из скороговорок.

Подвижные игры

Подвижные игры, как и игры с мячом, укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат. Чтобы игра была веселее и принесла больше пользы, можно включить в неё скакалку, кегли, канат. Зимой можно играть в снежки, лепит снеговика.

Настольные игры

Сейчас в магазинах на прилавках лежит огромное количество разнообразных настольных игр для детей всех возрастов, которые развивают ребенка. Паззлы, мозаика, трафареты для рисования, раскраски, головоломки, конструктор все эти игры позволяют ребёнку провести время весело и с пользой. Настольные игры улучшают память и сообразительность, совершенствуют творческие способности и глазомер.

Компьютерные игры

Наш век цифровых технологий невозможно представить процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Несмотря на все свои минусы, компьютерные игры имеют и свои плюсы. Главное это подобрать хорошую развивающую игру. Яркие изображения помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Обучающие компьютерные игры улучшают логическое мышление детей, повышают эрудицию. Но имейте в виду, что необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за экраном. Дети дошкольного возраста должны играть на компьютере не более получаса в день.

Влияние игр на развитие ребёнка

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках деньги, в камешках картошку для супа, а в сыром песке тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ

В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.

Настольные игры всегда были очень популярными. Прекрасно помню как мои бабушки и дедушки любили играть в русское лото и домино. Да и в наших детских компаниях всегда, первым делом, доставали какую-нибудь игру и сразу начиналось веселье. Было так интересно, что даже домой не спешили расходиться.

Сейчас, в эпоху гаджетов, родители заново начинают для себя открывать увлекательный мир настольных игр. Когда начался период самоизоляции, первое, что мы сделали - провели ревизию своей коллекции настольных игр. В обычной учебно-рабочей жизни на это как-то не хватало времени. Мы еще поговорим о наших любимых играх. А сейчас давайте узнаем чем так полезны настольные игры для развития наших детей.

1. Пространственное мышление

Учёные провели тесты среди 850 детей возрастом 4 – 7 лет. После того как были проанализированы результаты, выяснилось следующее. Дети, которые играли в настольные игры довольно часто, имели более развитое пространственное мышление. И по этому параметру превосходили тех, кто редко или вообще никогда в них не играл. Впоследствии это даёт возможность представлять объекты в пространстве, создавая последовательные динамические картины, и в целом помогает не только в изучении точных наук, но и в творчестве.

2. Социальное взаимодействие

Настольные игры так же положительно влияют на коммуникационные навыки. Чаще всего во время партий придется договариваться, иногда объединяться со всеми участниками. Многие игры рассчитаны на коллективную работу, где основной целью является не соревновательная часть, а прохождение игровых испытаний всем вместе.

3. Стратегическое мышление

В процессе игры возникает определенная закрытая среда, в которой не страшно действовать, к тому же она отлично развивает причинно – следственные связи. Предугадывание действий соперника, продумывание дальнейших ходов позволяют самостоятельно принимать решения и учиться на своих ошибках.

4. Познавательные способности и творческое мышление

Во время игры развивается творческий потенциал, фантазия. Дети глубоко погружаются в предлагаемый вымышленный мир, в обычных пластиковых фигурках они могут разглядеть паровоз, мчащийся на большой скорости по железной дороге или героев, спасающих человечество.

5. Математические способности

Существует огромное количество разнообразных настольных игр. Практически все из них, даже самые простые, отлично развивают способности к вычислению. Подсчет очков, ходов, карточек, значений выпавших на нескольких кубиках, со всем этим справятся даже маленькие дети. Если родители хотят познакомить малышей с числами и с простыми математическими операциями поближе, то настольные игры будут отличным решением.

Читайте также: