Какие идеи просвещения оказали влияние на подготовку буржуазных революций кратко

Обновлено: 19.05.2024

Европейское Просвещение - целая эпоха в мировой истории. Идеи Просвещения оказали огромное влияние на развитие духовной культуры всех стран. Весь XVIII век прошел под знаменем идей Просвещения.

Движение Просвещения получило свое начало в Англии. Именно здесь после буржуазной революции середины XVII в. зародились наиболее характерные идеи для всего века Просвещения. Они обусловливались национальными особенностями Англии. Своеобразие и уникальность его в Англии состояла в том, что просветительская идеология полнокровно развивалась здесь, образовав целостное и емкое движение интеллектуальной жизни раньше, чем в других странах, впервые в истории.
Идейными истоками английского Просвещения являются Возрождение, научно-техническая и социальная революции XVII в.

Французское Просвещение было чрезвычайно емким, насыщенным и весьма неоднородным. По своему содержанию оно включало множество своеобразных мыслей и теорий разноплановой, нередко противоположной ориентации.

Немецкое Просвещение - сложное и противоречивое явление. Политическая раздробленность страны наложила отпечаток на просветительское движение. Зачастую многое в его судьбе зависело от тех пределов свободомыслия, которое иной государь считал допустимым в своих владениях. Другой особенностью являлось то, что духовная жизнь общества определялась религией - либо протестантской на севере, либо католической на юге.

Европейское Просвещение оказало большое влияние па Россию, которая всеми сторонами своей жизни, духовным миром обратилась к нему. Просветительная идеология в это время, в эпоху Екатерины II, пользуется необычайной популярностью в высших кругах российского общества. Она становится модой, равно как и сочинения французских просветителей, в огромном количестве ввозившиеся в Россию. Французский язык является едва ли не официальным в России, а французские гувернеры, французские повара, французские парикмахеры - не исключение, а правило во времена Екатерины II, которая была кровно заинтересована в возникновении и распространении в Европе легенды о ней, как о "просвещенном" монархе, философе на троне.

Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, переводческой деятельности, публицистике и переписке, как частного, так и делового характера. Особое значение имел живой обмен между учеными и художниками разных стран. Немаловажную роль играл обмен художественными произведениями, коллекционирование, который очень успешно шел особенно с Германией. Однако Великая французская революция кардинально изменила отношение Екатерины II к французскому Просвещению, которое она теперь боялась, как огня.

Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIII в. время господства просветительской идеологии. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.




Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде Других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Европейское Просвещение - целая эпоха в мировой истории. Идеи Просвещения оказали огромное влияние на развитие духовной культуры всех стран. Весь XVIII век прошел под знаменем идей Просвещения.

Движение Просвещения получило свое начало в Англии. Именно здесь после буржуазной революции середины XVII в. зародились наиболее характерные идеи для всего века Просвещения. Они обусловливались национальными особенностями Англии. Своеобразие и уникальность его в Англии состояла в том, что просветительская идеология полнокровно развивалась здесь, образовав целостное и емкое движение интеллектуальной жизни раньше, чем в других странах, впервые в истории.
Идейными истоками английского Просвещения являются Возрождение, научно-техническая и социальная революции XVII в.

Французское Просвещение было чрезвычайно емким, насыщенным и весьма неоднородным. По своему содержанию оно включало множество своеобразных мыслей и теорий разноплановой, нередко противоположной ориентации.

Немецкое Просвещение - сложное и противоречивое явление. Политическая раздробленность страны наложила отпечаток на просветительское движение. Зачастую многое в его судьбе зависело от тех пределов свободомыслия, которое иной государь считал допустимым в своих владениях. Другой особенностью являлось то, что духовная жизнь общества определялась религией - либо протестантской на севере, либо католической на юге.

Европейское Просвещение оказало большое влияние па Россию, которая всеми сторонами своей жизни, духовным миром обратилась к нему. Просветительная идеология в это время, в эпоху Екатерины II, пользуется необычайной популярностью в высших кругах российского общества. Она становится модой, равно как и сочинения французских просветителей, в огромном количестве ввозившиеся в Россию. Французский язык является едва ли не официальным в России, а французские гувернеры, французские повара, французские парикмахеры - не исключение, а правило во времена Екатерины II, которая была кровно заинтересована в возникновении и распространении в Европе легенды о ней, как о "просвещенном" монархе, философе на троне.

Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, переводческой деятельности, публицистике и переписке, как частного, так и делового характера. Особое значение имел живой обмен между учеными и художниками разных стран. Немаловажную роль играл обмен художественными произведениями, коллекционирование, который очень успешно шел особенно с Германией. Однако Великая французская революция кардинально изменила отношение Екатерины II к французскому Просвещению, которое она теперь боялась, как огня.

Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIII в. время господства просветительской идеологии. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде Других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Эпоха Просвещения, как ее называют, была важным этапом в развитии европейской истории. Она противостоит общей философии как виду духовного образования, которое имеет свою идеологическую предпосылку. Миссия мыслителей эпохи Просвещения основывалась на признании того, что человеческая история, несмотря на все случайности, имеет внутреннюю линию развития, а именно: всеобщий прогресс разума и движение к большему совершенству. Поэтому самосознание их современности считалось истинным историческим сознанием.

Конечно, мыслители эпохи Просвещения уделяли большое внимание человеческой субъективности, то есть таким составляющим внутреннего мира индивида, как разум, эмоции и воля. Однако особое внимание они уделяли разуму, который якобы обеспечивает относительную целостность личности и отвращает ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволило мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности.

Просвещение и буржуазные революции. Решающий удар по феодализму был нанесен только в результате Французской буржуазной революции (1789-1794). Просвещение стало главным идеологом революции. Основной движущей силой этих революций было крестьянство (бедные классы). Главной темой революции был аграрный вопрос.
Одной из характерных черт буржуазной революции в Англии был союз буржуазии с новой аристократией, что объясняло ее половинчатый характер. Буржуазия и новая аристократия были ведущим классом. Движущей силой были народные массы. Революция в Англии была революцией высших классов, поскольку аграрный вопрос был решен в пользу лендлордов. Буржуазия проводила массовые огораживания и сгоняла крестьян с их земель. Результатом стала промышленная революция и первоначальное накопление капитала.

Революция во Франции была первой и единственной, которая привела к полной победе над феодальной аристократией и монархией. Во Франции не было буржуазной аристократии. Революция носила народный характер. Это привело к замене феодального угнетения капиталистическим. Террор устанавливается в Англии и Франции: диктатура Кромвеля (1652) и установление власти Бонапарта (1795). Все революции заканчивались реставрацией. Гражданская демократическая революция в Америке (1775-1783). В 1777 году, в разгар революционной войны английских колоний за независимость в Северной Америке, под давлением народа земли лоялистов (монархических землевладельцев) были конфискованы, но большая их часть была распродана в счет уплаты внешних долгов и перешла в руки спекулянтов. С 1777 года земельные сертификаты выдавались для привлечения добровольцев в армию. Конфискация земли скваттерами. Аграрный вопрос не был решен.

Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция - Общие черты эпохи Просвещения

Общие черты эпохи Просвещения

Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.

Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.

Рационализм и эмпиризм спорили о методах получения истинного знания. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология — занимали центральное место в системе знаний. Астрономия и т.д. Ньютон и Лейбниц, которые использовали математику и физику для выявления отношений между рационализмом и эмпиризмом, пришли к разработке интегральных и дифференциальных уравнений разными путями. Главной заслугой Ньютона, опиравшегося на открытия И. Кеплера — основы планетарного движения, открытие телескопа — стало создание механики земных и небесных тел, а также открытие закона всемирного тяготения. Лейбниц разработал доктрину относительности времени, пространства и движения.

Деизм — течение в философии, представители которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением природы и Бога и отвергали возможность вмешательства Бога в дела человека и процессы природы. Представителями деистического направления были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога. Происхождение мира и человека объяснялось на основе материалистических и научных идей; в вопросах познания они отдавали предпочтение эмпиризму.

Утопическое социалистическое (коммунистическое) направление в философии эпохи Просвещения начало появляться в середине XVIII века, но особую популярность получило во время Великой французской революции 1789-1794 годов и после ее окончания.

Среди французских утопических социалистов (коммунистов) были Маблис, Морелли, Бабёф, Оуэн и Сен-Симон.

Главным интересом социалистов-утопистов была проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Томас Гоббс (1588 — 1679), был учеником и последователем философской традиции Ф. Бэкона. Гоббс отстаивал идею о том, что формирование государства основано на социальном (общем) соглашении.

Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса. Он также разработал свои собственные теории, продолжая эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени.

Основные этапы в развитии культуры Просвещения

Просвещение и культурная критика. Традиционно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:

Просвещение и революционное движение

Французские мыслители эпохи Просвещения внесли огромный вклад в разработку проблем социального воспитания в обществе.

Ренессансный идеал свободной личности получил атрибут универсальности и ответственности: человек эпохи Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. Мыслители эпохи Просвещения сосредоточились на проблеме наилучшего общественного устройства. Мыслители эпохи Просвещения верили в возможность построения гармоничного общества.
Глубокие изменения в социально-политической и интеллектуальной жизни Европы, в сочетании с зарождением буржуазных экономических отношений, определили основные доминанты культуры XVIII века.

Основными центрами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. — …года последней революции в Англии началось Просвещение. Это была славная эпоха, которая началась с одной революции и закончилась тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 г. — мир изменился. Пережитки феодализма все больше выветривались, все громче заявляли о себе буржуазные условия, которые окончательно укрепились после Великой французской революции.

В восемнадцатом веке также наблюдался подъем буржуазной культуры. На смену старой феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, писателей нового века просвещения.

Критика абсолютной монархии. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление, возникшее во Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гипермаркет знаний>>Право>>Право 10 класс>> Идеи и воплощение прав человека в эпоху Просвещения и буржуазных революций

Идеи и воплощение прав человека в эпоху Просвещения и буржуазных революций

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права — это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.

Век Просвещения иначе поставил гуманистическую задачу, он заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума — гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом построения такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, как частная свобода, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII—XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский философ-просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина — в противном случае наступает хаос и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, — лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

памятник Гуго Гроцию

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т. Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Виржинии (1776), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, — все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Какие идеи Просвещения оказали воздействие на подготовку буржуазных революций?

  • Тестер Элина
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-07 21:23:24
  • 0
  • 1

Британская, а в ещё большей степени Южноамериканская (знаменитая как война за независимость) и Французская революции прошли пол знаком мыслях Просвещения, до этого всего теорий природного равенства людей и публичного уговора. Просветители внедряли в сознание человека идея о том, что его воли и познаний довольно для успешного переустройства сообщества.

Читайте также: