Какие идеи были сформулированы в классической школе криминологии

Обновлено: 05.07.2024

КРИМИНОЛОГИЯ, наука, изучающая преступника и преступное поведение. Криминологи создают теории, объясняющие причины преступлений, и проверяют их разнообразными методами и средствами, в частности социологическими, такими как опрос, статистический анализ, изучение документов, психологическими методами исследования личности преступника и его поведения и т.д.

Криминологические теории помогают сформировать реакцию общества на преступность, показывая пути предотвращения преступного поведения и способы ответа на его проявления.

Объяснение преступного поведения.

Как дисциплина криминология прошла три фазы развития. Сначала криминологи 18 в. провели различие между преступлением и грехом. Сделав это, они допустили возможность нетеологического объяснения преступного поведения, что, в свою очередь, позволило бесстрастно и систематически изучать причины совершения преступления.

Вторую фазу, начавшуюся в 19 в., можно назвать современной криминологией. В этот период криминология выделилась как отдельная специальность новых дисциплин – психологии, социологии, экономики. Формировались криминологические общества и создавались независимые журналы по криминологии. В качестве движущей интеллектуальной силы дисциплины экспериментальная проверка криминологической теории начала замещать теоретизирование. В эту же эпоху возник обширный набор криминологических теорий.

Третью фазу лучше всего назвать независимой криминологией: в 20 в. она начала отстаивать свою независимость от традиционных, породивших ее дисциплин и становиться самостоятельной. Возникали и росли ассоциации профессиональных криминологов, появлялись журналы, разрабатывались различные учебные курсы по криминологии. Криминологические теории становились многодисциплинарными, потому что независимые криминологи стремились понять преступление как таковое, а не изучать его как один аспект одной всеобъемлющей социологической или психологической теории.

Классическая криминология.

С древних времен проблемы преступления и наказания вызывали интерес и споры. К примеру, третья книга труда афинского историка Фукидида содержит обсуждение полезности смертной казни. С приходом христианства вопросы преступления и наказания практически неизменно рассматривались с теологической точки зрения. Особое значение христианская мысль стремилась придать личной ответственности за проступок. Хотя средневековая практика наказаний зачастую была дикой и необузданной, церковь, как правило, оказывала на нее сдерживающее влияние. В произведениях духовенства часто выражалась идея об исправлении и спасении заблудшего грешника как законной цели наказания.

Однако до 18 в. карательная политика (а значит и понимание преступления) не рассматривалась систематически. К этому пришли только после того, как элитарная природа основного уголовного права, регулярное применение пыток и широко распространенное обращение к смертной казни и другим жестоким и унижающим мерам наказания подверглись критики. Эти злоупотребления стали объектами сатиры философа Монтескье, драматурга Вольтера и других авторитетных авторов. Но наиболее значительным в 18 в. вкладом в этой области стала работа Trattodeidelittiedellepene (О преступлениях и наказаниях), опубликованная в 1764 Чезаре Бонесаной, маркизом ди Беккариа (1738–1794). В этом трактате Беккариа осудил применение пыток и тайных судебных процессов и выступил за отмену смертной казни. Он также доказывал, что неотвратимость – а никак не суровость – наказания является более эффективным сдерживающим уголовное преступление средством и приводил убедительные доводы в пользу соразмерности наказания серьезности преступления.

В Англии реформатор и философ Иеремия Бентам (1748–1832) предложил кодификацию уголовного права, основанную на принципе утилитаризма: наибольшая польза – наибольшему числу людей. Он нападал на неразвитость процедур уголовного суда и чрезмерную суровость наказания, предписанную уголовным правом. Многие идеи Бентама внес в парламент сэр Сэмюель Ромилли. Усилия Бентама и Ромилли заложили фундамент правовой реформы, проведенной уже следующим поколением правоведов.

Эффективность этих усилий подтверждается тем фактом, что в начале 19 в. в Англии смертной казнью наказывались 250 видов преступлений, а к 1861 их число сократилось до четырех.

Работа реформаторов права 18 в. не создала организованной совокупности знаний о причинах и условиях совершения преступлений, но послужила интеллектуальной базой криминологии. Беккариа, Бентам и их последователи сделали преступление и преступников привычными объектами научного исследования.

Современная криминология.

В 19 в. при изучении преступления начали использоваться концепции и технологии быстро развивавшихся биологических и поведенческих наук. Впервые были разработаны типологии преступления и преступников, сделаны попытки отождествления образцов этих типологий с различными биологическими, психологическими и социальными характеристиками преступников. Заслугу основания современной научной криминологии, как правило, приписывают так называемой итальянской школе и работам трех главных ее представителей – Чезаре Ломброзо, Энрико Ферри и Рафаэлю Гарофало.

Итальянская школа криминологии.

Ломброзо утверждал, что преступники относятся к особому физическому и биологическому типу человека. Истинного преступника можно распознать, наблюдая определенные физические особенности или дефекты, к которым относятся удлиненная нижняя челюсть, асимметричный череп и другие заметные признаки. Согласно Ломброзо, эти черты не являются причиной преступного поведения, а лишь обнаруживают врожденную склонность к преступлению; ей можно сопротивляться только при самых благоприятных социальных условиях. Ломброзо учил, что склонность к преступлению есть атавизм, реверсия к более примитивному состоянию развития человека. Первое издание самой важной работы Ломброзо L’uomodelinquente (1876, Преступный человек) привлекло огромное внимание, потому что оно продемонстрировало осуществимость по-настоящему научного изучения преступного поведения.

Криминология в США.

Вскоре интерес к европейской криминологической теории и литературе проявился в США. Возможно, самым важным событием на первом этапе развития научной криминологии в США стала национальная конференция по уголовному праву и криминологии, состоявшаяся в 1909 в Чикаго. Ей обязан своим созданием Американский институт уголовного права и криминологии, который взялся за перевод нескольких важных европейских трудов, ранее не доступных для читающей по-английски аудитории. Криминология стала признанной подобластью обучения и исследований во многих университетах США, общественных и частных исследовательских организациях.

Если не считать итальянской школы, то развитие современной криминологии главным образом происходило в США. Всю первую половину 20 в. в криминологических теориях и исследованиях господствовали психология и социология. Теории преступного поведения воспринимались как боковые ветви более общих психологических и социологических теорий. Так, например, теории, объясняющие преступное поведение социальной дезорганизацией районов внутри городских центров, рассматривались как части более общих теорий экологии человека в процессе урбанизации. Те же общие теории применялись для объяснения распространения других социальных проблем, например, психических заболеваний. Борьба за преобладание криминологии привело к созданию собрания эклектичных, среднего уровня теорий о преступном поведении, основанных на очень различных дисциплинарных предположениях. В конечном счете, социологии пришлось уступить образовавшееся поле криминологии в США, тем более что работы по криминологии, в основном, были выполнены социологами, а большинство популярных теорий подчеркивали роль социальных факторов в поощрении преступного поведения.

Преобладание установившихся дисциплин общественных наук в эволюции криминологии в США также повысило значение практики по сравнению с теорией. Представители итальянской школы и их последователи в Европе очень мало занимались проверкой на практике своих теорий. Ученые в Европе придерживались классических методов дедукции и аргументации. В США в социальных науках был принят несколько иной подход при построении теории, в котором сбору и анализу данных по социальным причинам преступного поведения уделялось значительное внимание.

Главные изменения в американской криминологии произошли в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Криминология начала выходить из тени более установившихся общественных наук и становиться самостоятельной дисциплиной. Главным образом, такое развитие стало возможно благодаря выделению правительством средств на криминологические исследования и статистику.

Криминология в России.

Мотивы и причины преступления издавна занимали умы выдающихся мыслителей Российской Империи. Эти вопросы, а также критика порождающего их общественного строя, поднимались в трудах А.Н.Радищева, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Ф.Н.Достоевского, Л.Н.Толстого и др. писателей и публицистов.

Собственно криминология стала развиваться в России как отрасль классического уголовного права в начале 20 в. Первый кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы возник в Саратове в 1922. В следующем, 1923, в Киеве, Москве, Одессе и Харькове открылись кабинеты по изучению личности преступника.

В 1925 при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) был создан Институт по изучению преступности и преступника. Однако криминология как регулярная дисциплина, курс которой стал обязательным для изучения студентами юридического факультета МГУ, оформилась лишь в 1964. Одним из ученых, внесших существенный вклад в разработку теоретической базы криминологии как самостоятельной науки, стал советский юрист А.Б.Сахаров (1919–1997).

В СССР интенсивно исследовались причины преступности, возможности ее предупреждения, проблемы виктимологии, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений и преступлений, совершенных по неосторожности.

В 1990-х была создана Российская криминологическая ассоциация и Союз криминалистов и криминологов, а также центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске. Российские исследователи направили свое внимание на такие вопросы, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т.д. Отечественная криминология продолжает свое развитие в русле мировой науки.

Причины преступления.

Объяснения преступления рациональным выбором не преобладают в теории современной криминологии. Вместо этого преступное поведение объясняется мотивировкой к совершению преступления и социальным фоном, позволяющим человеку следовать преступным наклонностям. Преступная мотивировка появляется в результате действия одного или нескольких факторов, полный набор которых столь велик и разнообразен, что современным теориям причинности преступления не удается ввести достаточно точную его классификацию. Тем не менее, в практических целях эти теории можно отнести к одной из трех категорий: теории, объясняющие преступное поведение биологическими или врожденными изъянами преступника; теории, связывающие преступление с психологическими факторами и психическими расстройствами; и теории, связывающие преступление с факторами окружения и социальными факторами. Криминологи имеют, конечно, теории множественной причинности, совместно рассматривающие факторы из этих категорий.

Криминологию часто критикуют за то, что она представляет собой не одну унифицированную теорию, а множество соперничающих. Так как преступность не является единым понятием, возможно и должно быть несколько теорий, для каждого различаемого преступления – своя. Преступления против собственности могут наилучшим образом соответствовать одной теории, сексуальные преступления – другой, серийные убийства – третьей и т.д. Некоторые теории могут выделять биологические источники преступной мотивировки, другие – социологические корни, еще одни – психологическое происхождение. Так как криминология стала в большей степени независима от установившихся дисциплин, появляется возможность создавать более частные теории преступности общего применения.

В развитии криминологической науки различают три основных периода: классический, что длился со второй половины XVIII в. до последней трети XIX в.; позитивистский - с последней трети XIX в. до 20-х годов XX в.; современный - с 30-х годов XX в. до сих пор.

Классический период криминологии следует непосредственно из идейных течений просвещения периода перехода от феодализма к капитализму (XVII-XVIII вв.). Он предшествовал, а затем сопровождал преобразования в государственном, общественном и духовной жизни, что обуславливались буржуазно-демократическими революциями в Европе.

Под классической школой криминологии следует понимать систему идей о преступлениях и борьбе с ними, которые сформировались в рамках так называемой классической школы уголовного права, которую основал дворянин Ч.Беккариа из Милана. Основные положения своего учения он сформулировал в уже упоминавшейся работе "О преступлениях и наказаниях".

Основываясь на идеях Монтескье и других великих просветителей XVII-XVIII вв., Ч. Беккариа создал принципиально новую для того времени теорию. Отстаивая позиции популярной в то время "общественного соглашения", он считал, что существует три основных источника моральных и политических принципов, которые управляют

людьми: боже начало, естественные законы и добровольные общественные отношения.

Источник преступлений Ч. Беккариа видел в общей борьбе человеческих страстей, в столкновении отдельных интересов. Преступную активность человека ученый объяснял, обращаясь преимущественно к основным, по его мнению, движущих источников, побуждающих человека к каким-либо действиям: как полезных, так и вредных. Этими источниками он считал наслаждение и страдание. Итак, в классическом труде Ч. Беккариа отображена не только диалектическое осознание воспроизводства преступности под влиянием общественных противоречий, но и психологическое толкование механизма индивидуального преступного поведения.

Для криминологии большое значение имеет также прогностический взгляд Ч. Беккариа на перспективы противодействия государства преступлениям. Его вывод реалистичен: "Невозможно предупредить все зло". Ценные идеи Ч. Беккариа относительно методов реагирования государства на совершенные преступления. Эти идеи и сейчас существенно влияют на теорию уголовного права и практику карательного законодательства.

Kostya Kuznezov

Kostya Kuznezov

Kostya Kuznezov запись закреплена

Классическая школа в истории криминологии

Криминологические идеи классической школы.

Предложения Ч. Беккариа для будущей уголовной политики:

Во - первых, запрет произвола полиции;
Во - вторых, строгая зависимость судьи от закона;

В - третьих, непрерывное развитие уголовногосудопроизводства: чем быстрее производится наказание за преступление, тем оносправедливее и полезнее;
В - четвертых, предоставление достаточного времени длязащиты;
В - пятых, гласность судебного разбирательства (отменатайных обвинений);
В - шестых, презумпция невиновности в пользу неизобличенного в совершении преступления подозреваемого;
В - седьмых, упразднение цели наказания как возмездия впользу предупреждения преступлений;
В - восьмых, отмена жестоких видов наказаний;
В - девятых, замена смертного приговора пожизненным лишениемсвободы;
В - десятых, главенство профилактической уголовной политики:лучше предупреждать преступления, чем наказывать.

Особое значение книга Ч. Беккариа имела для развитиякриминологии.

Последователем Чезаре Беккариа является Иеремия Бентам(1748—1832).

Значимость идей классической школы


Оглавление

  • Глава 1. Криминология как наука, ее предмет, цели и методы
  • Глава 2. Возникновение и развитие криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Вопросы и ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Возникновение и развитие криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платона, Аристотеля), эпох Возрождения (М. Лютера, Дж. Локка), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

Классическое и антропологическое направления криминологических теорий

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII–XIX веках решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление — следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом якобы различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям.

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее, биосоциальных концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.

Социологическое направление криминологической теории

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность как продукт общества подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т. п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т. п.).

Последователи Кетле расширили (до 170–200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии — безнормативности, т. е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Американский ученый Сатерленд в начале XX века разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т. п.).

Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, дополняющие криминологическую проблематику учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т. п.

Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно — положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.

К недостаткам социологических концепций можно отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т. п.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер.

Развитие отечественной криминологии

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности. В условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и другие ученые продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако затем (с середины 30-х до начала 60-х годов) криминологические исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении преимущественно репрессивными мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х годов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыграли ученые-юристы И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др. В 1963 году был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне — НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации). С 1964 года криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

Читайте также: