Какие хищные птицы помогают защитить воздушное пространство аэропортов от ворон чаек голубей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно официальной версии, самолет, 15 августа выполнявший рейс Москва — Симферополь, столкнулся со стаей чаек, и птицы попали в двигатели. Как решить проблему?

По официальной версии, при отрыве от взлетно-посадочной полосы самолет столкнулся со стаей чаек. Птицы попали в двигатели, что привело к отключению силовых установок. Есть вероятность, что чайки прилетели именно с несанкционированного мусорного полигона, который расположен прямо между аэропортом и Москвой-рекой.

Обычно аэропорты записывают звуки хищных птиц, автоматные очереди и выстрелы для отпугивания. Но, к сожалению, птицы к этому привыкают, поясняют сотрудники орнитологических служб.

— Во время разлива всегда чайки бывают на лугах. Птиц всегда полно бывает, особенно когда огороды, земли пашут. У нас даже ягод не бывает — птицы все склевывают.

— Я не местная, но от народа на остановке слышала, что птиц здесь много, чайки или какие-то другие. И говорят: зачем они сделали над этим полем, потому что здесь как раз засевается зерно, и птиц здесь всегда много.

— Я не скажу, что в самом городе много птиц. Именно где аэропорт находится, где садился самолет, это деревня в сторону Раменского, там болотистая местность, и это нормально, что там много птиц. Само расположение аэропорта такое. Там и Москва-река рядом, и река Пехорка, и Быковка. В этом районе очень много птиц. Там порой можно застать какую-то хищную птицу, и, судя по размерам, это либо орел, либо сокол.

Минприроды потребовало провести проверку свалок в районе Жуковского. Что касается способов борьбы с птицами, орнитологи говорят, что новейшие методы, такие как ультразвук, сложны в использовании: могут, помимо птиц, распугать и пассажиров.

Но при этом, по словам экспертов, штатных специалистов по авиационной орнитологии имеют всего лишь около 10% российских аэропортов. Остальные либо их не имеют, либо только иногда к ним обращаются.

Во всех московских аэропортах есть орнитологические службы, задача которых сделать территорию непривлекательной для птиц

Жесткая посадка самолета А321 в кукурузном поле в Раменском районе доказала, что птицы могут помешать в небе многотонному лайнеру. При столкновении пернатые попадают в двигатель воздушного судна и не позволяют пилоту продолжить полет. Однако птицам можно "объяснить", чтобы они не летали над взлетными полосами.

Во всех московских аэропортах есть орнитологические службы, задача которых сделать территорию непривлекательной для птиц. Как рассказывают в "Домодедово", не должно быть деревьев, зарослей кустарников, водоемов, какой-либо еды.

Особую опасность для самолетов представляют гуси, утки, чайки, цапли, куропатки и тетерева, которые летят стаями. Как правило, птицы уставшие и голодные, а на таких открытых территориях, как взлетно-посадочные полосы, они могут покормиться и отдохнуть. Птицам там хорошо и безопасно - на них никто не охотится. Да, и самолеты они воспринимают, как "больших" друзей.

- Это воронам не нужно объяснять, что такое самолет, и какую опасность он представляет, - рассказывал ранее "КП" Иван Дзюбак, специалист по орнитологическому обеспечению полетов в "Домодедово". – Кстати, местные грачи, галки и вороны ни разу не становились участниками столкновения с самолетами.

И как же разгоняют птиц? Бороться со стаями помогают акустические установки, которые издают крики испуганных грачей, скворцов и галок, что на языке птиц означает "опасность". Для этого на технических зданиях в аэропортах устанавливают специальные граммофоны. Применяются и пиротехнические средства - револьверы сигнальные, раздающие резкий хлопок. Но лучше всего "разгоняют" птиц живые ястребы-тетеревятники. Ежедневно они вылетают "на работу" для осмотра территории или для конкретного задания - разгона стаи. Ястребу, по словам орнитологов, достаточно появиться в небе и посторонним птицам понятно, что они здесь незванные гости. Еще один аргумент, почему птицы сильнее боятся ястребов, чем людей - они осознают, что сотрудники аэропорта постреляли и ушли, а хищные птицы продолжат охоту.

Только за осенний период в аэропортах отлавливают по 50-100 птиц-нарушителей, среди них серые вороны, куропатки, пустельги, дрозды-рябинники и другие. Эти цифры говорят о том, что орнитологическим службам удалось предотвратить десятки аварий самолетов.

Жесткая посадка самолета А321 в кукурузном поле в Раменском районе доказала, что птицы могут помешать в небе многотонному лайнеру

Жесткая посадка самолета А321 в кукурузном поле в Раменском районе доказала, что птицы могут помешать в небе многотонному лайнеру Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КОНКРЕТНО

Домодедово

Орнитологическая служба здесь действует с 2002 года. Главные задачи - обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него.

- Несколько раз в день орнитолог со специальным оборудованием осматривает всю площадь аэродрома, при необходимости сотрудник может спугнуть незваных пернатых гостей звуковыми эффектами, например, имитацией выстрелов из охотничьего ружья, - рассказывают в пресс-службе Московского аэропорта Домодедово.

По периметру аэродрома установлено стационарное оборудование – пропановые пушки, специальные ловушки, биоакустические установки. А также аэропорт использует специально обученных ловчих птиц – ястребов тетеревятников.

Шереметьево

В аэропорту осуществляется круглосуточный мониторинг летного поля. При необходимости птиц отпугивают техническими и пиротехническими средствами.

- Совместно со специалистами "Союза охраны птиц России" в 2018 году было проведено эколого-орнитологическое обследование аэродрома и прилегающей территории в радиусе 15 км включая зоны взлета и посадки, - рассказывают в пресс-службе "Шереметьево".

Также применяются подземные установки "Антикрот" по отпугиванию грызунов, являющихся пищей для пернатых. Внедрили орнитологическое оборудование типа "Еж" - 900 противоприсадочные шипы установлены на аэродроме вдоль рулежных дорожек на маркировочных щитах. Таким образом, "Ежи" не дают птицам осуществить посадку в пределах аэродрома, они просто меняют маршрут и улетают за пределы летного поля.

На аэродроме Шереметьево к тому же установлено: 40 биоакустических установок, 34 электронных газовых отпугивателей "Гром", 129 зеркальных шаров.

- В целях снижения условий, привлекающих птиц к аэродрому, дополнительно проводятся фитосанитарное обследование аэродрома, ликвидация кормовой базы птиц, - рассказывают в пресс-службе "Шереметьево".

Внуково

Для отпугивания птиц аэропорт использует ястребов-тетеревятников. Для поиска гнезд птиц (особо опасные для воздухных судов - серая куропатка, перепел, коростель, вальдшнеп, бекас) инженерами по орнитологическому обеспечению используются охотничьи легавые собаки.

- Проводим регулярное обследование приаэродромной территории с целью выявления несанкционированных свалок и других мест, привлекающих птиц, - рассказывают в пресс-службе "Внуково".

При большом скоплении врановых птиц и голубей применяются пропановые отпугиватели (пушки). Вдоль взлетно-посадочных полос установлены имитации хищных птиц, пугала, шары с глазами хищной птицы, механические отпугиватели птиц и блестящие ленты.

На зданиях аэропорта размещены биоакустические установки для отпугивания птиц, работающие круглосуточно. Приобретено дополнительное оборудование для контроля за хищными птицами (телеметрия, датчики местоположения).

- Инженеры по орнитологическому обеспечению безопасности полетов аэропорта Внуково соблюдают правила обязательной смены методов отпугивания птиц, так как непрерывное и слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания птиц к нему, - говорят во "Внуково".

Жуковский

Аэропорт расположен на экспериментальном (испытательном) аэродроме Раменское ЛИИ им. Громова, поэтому орнитологическое обеспечение полетов у них одно.

- Аэродром Раменское АО "ЛИИ им. М.М. Громова" сертифицирован Росавиацей по всем стандартам гражданской авиации, включая орнитологическое обеспечение полетов. Перед вылетом проводятся все предусмотренные правилами процедуры, включая осмотр взлетно-посадочной полосы на предмет отсутствия миграции птиц, - говорят в ЛИИ им. М.М. Громова.

"Всем было страшно", – пассажиры о посадке самолёта в подмосковном Жуковском

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Аудио: Чудо на кукурузе. В стране появились герои, о которых нужно снимать фильмы?

Возрастная категория сайта 18 +

Одна из главных задач аэродромных служб — обеспечение безопасности полетов. Рядом с людьми в аэропорту работают и специально обученные ловчие птицы. Вместе они — орнитологическая служба аэропорта.

Птицы, столкнувшись с самолетом, могут стать причиной авиационного происшествия. Орнитологическая служба следит за птицами в аэропорту и на прилегающей территории и применяет меры для обеспечения орнитологической безопасности полетов.

В аэропорту установлено специальное оборудование для отпугивания птиц, но птицы очень быстро привыкают к технологическим новшествам. Поэтому аэропорт применяет в своей работе хищных птиц, которые отпугивают залетных гостей.

На службе аэропорта Домодедово состоят пять ястребов-тетеревятников. С одним из них, Сильвой, я познакомился поближе. Хозяйка Сильвы, специалист по орнитологическому обеспечению Ника Рыжова-Аленичева, раскрыла подробности работы.

Ника работает в аэропорту уже 13 лет, ее питомице 7 лет. Контакт между птицей и наставником — самое важное в работе. Сильва слушается Нику и прилетает только к ней.

Практика использования ловчих птиц при охране аэропортов является мировой. Птицы используются для охраны аэропортов Лос-Анджелес и Хитроу. Раньше кроме ястребов-тетеревятников использовались еще и соколы, но соколы при охоте должны набирать большую высоту, а ястребы летают вслед за жертвой, поэтому лучше применять их.

Сильва живет в специальном вольере в относительно спокойной зоне аэропорта. Дрессированный ястреб-тетеревятник не боится громких звуков и техники.

При работе с ловчими птицами к хвосту крепятся колокольчик и радиопередатчик, позволяющие найти птицу, если она улетит. Сейчас у Сильвы линька, перо, к которому крепилось оборудование выпало. Но для такой опытной птицы передатчик и не обязателен, она очень хорошо ориентируется на местности и полностью подчиняется наставнице.

Наиболее опасны для самолетов птицы массой более полукилограмма. В районе Москвы это куропатки, серебристые чайки, канюки. Также опасность представляют более мелкие птицы, которые сбиваются в стаи. Особо опасные периоды — весна и осень, когда происходит миграция птиц с юга на север и обратно.

Если хищника нужно успокоить, например, при транспортировке. На голову надевают специальную шапочку — клобучок. Сильва — птица гордая, процесс не любит, но как только клобучок оказывается у нее на голове, мгновенно становится смирной.

После транспортировки клобучок снимают, птица оглядывается по сторонам, осваивается и вновь готова к работе.

Кстати, в большинстве случаев, обученная ловчая птица не наносит своей жертве критических повреждений. Непрошенных птиц потом окольцовывают и выпускают подальше от аэропорта.

Также в аэропорту под контролем орнитологической службы круглосуточно с интервалом в 10-20 минут работают биоакустические установки с записями тревожных птичьих криков и пропановые пушки.

Пропановые пушки. Они ни в кого не стреляют, а просто издают звуки выстрелов, отпугивающие диких птиц

Пропановые пушки. Они ни в кого не стреляют, а просто издают звуки выстрелов, отпугивающие диких птиц

Работают птицы круглый год посменно. Обычно поочередно используются две самые обученные птицы, еще три находятся в резерве.

Ника и Сильва — прекрасная пара. Они чувствуют и понимают друг друга с одного взгляда. Профессионалы, которые ежедневно заботятся о безопасности пассажиров.

Спасибо за вашу работу! Пусть все полеты будут безопасными!

Жмите палец вверх 👍 и поделитесь ссылкой в соцсетях.
Подписывайтесь на мой канал и заходите почаще! Спасибо за внимание!


Ущерб, наносимый птицами летательным аппаратам, огромен. Лётные происшествия, связанные со столкновениями самолётов с птицами, получают широкую огласку, только если они привели к катастрофам или очень серьёзным последствиям для людей и техники. Основная масса таких инцидентов остаётся исключительно в пол зрения специалистов. Только в США ежедневно регистрируется порядка 20 лётных происшествий с птицами.
Приступая к защите аэропорта от птиц, необходимо определить, какие виды птиц присутствуют на его территории или пролетают над ней, в каком количестве, в какое время суток и года, и что их туда привлекает (кормёжка, отдых, гнездование). В крупных аэропортах в штате аэродромной службы обычно имеются орнитологи. Если штатных орнитологов нет, возможен выезд нашего специалиста. Много информации могут дать и фотографии птиц на объекте, присланные нам. Наше предприятие имеет почти двадцатилетний опыт взаимодействия с аэропортами по вопросам обеспечения орнитологической безопасности полётов. На сегодняшний день поставленное нами оборудование эксплуатируется на более чем 60 объектах гражданской авиации, в том числе в основных международных аэропортах, а также на заводских и военных аэродромах.

Защита от птиц взлётно-посадочной полосы (ВПП)

Как выбрать отпугиватель птиц для аэродрома

Как показывает опыт, максимальный успех в борьбе с ущербом, наносимым птицами, удаётся достичь при комплексном подходе, когда организационные мероприятия и применение традиционных средств, таких как например пиротехника, сочетается с использованием современных технических средств защиты, воздействующих на различные органы чувств птиц.

На лётных полях сегодня широко применяются биоакустические приборы и системы, воспроизводящие сигналы тревоги и бедствия отпугиваемых птиц, крики хищников, ружейные выстрелы и другие звуки, воздействующие на птиц. Главная особенность аэропортов как защищаемых объектов - их большая площадь, притом не имеющая препятствий для распространения звука и света. Учитывая это, в качестве основного прибора для отпугивания птиц используется "Bird Gard Super Pro AMP". Этот прибор обладает высокой выходной мощностью. Его сигнал слышен на расстоянии более 1 км. Мы рекомендуем устанавливать их на дистанциях 400 - 500 м друг от друга, чтобы обеспечить эффективную защиту. Это объясняется тем, что птицы, как правило, не боятся источников опасности, удалённых от них более чем на 200 м. Данные приборы целесообразно использовать против тех птиц, которые в конкретном случае являются массовыми, чьё появление вероятно на большом пространстве. В том случае, если птицы строго приурочены к каким - то определённым участкам (например, гнездовье грачей на нескольких стоящих рядом деревьях) или нерегулярно посещают такие участки (пролётные утки, привлечённые лужей в понижении рельефа), достаточно использовать приборы меньшего радиуса действия ("Bird Gard Super Pro", "Bird Gard Pro Plus", "Bird Gard Super Pro PA - 4"). Эти приборы могут устанавливаться стационарно, аналогично "Bird Gard Super Pro AMP" или использоваться в качестве мобильного средства защиты. При их монтаже на автомобиле блоки управления устанавливаются внутри салона автомобиля, записываются от штатного аккумулятора, а динамики монтируются на крыше.

На территории аэропортов основную опасность в большинстве регионов России представляют чайки и врановые птицы.

Отпугиватели птиц на территории аэропорта

Отпугивающие сигналы, которые мы используем, записаны на территории России. Они эффективно воздействуют на этих птиц, что подтверждается многолетним опытом эксплуатации приборов в большинстве международных аэропортов России. Реже угрозу представляют скворцы, утки, куропатки, кулики, хищные птицы, также проводящие время на ВПП, рулёжных дорожках и грунтовых участках (или гнездящиеся, кормящиеся поблизости от аэропорта и потому опасные для воздушных судов поблизости от аэропорта и поблизости от неё). Голуби также могут быть проблемными птицами: если они кормятся на зерновых полях по соседству или привлечены пищевыми отходами в зоне аэровокзала, или используют ангары как места для отдыха и гнездования. Большая часть столкновений с птицами происходит на небольшой высоте при взлёте и посадке, причём в первом случае опасность от этого наиболее высока в тёмное время суток.

В последние годы во многих аэропортах мира стали использоваться новейшие лазерные приборы, позволяющие оперативно отпугивать птиц с больших территорий. Они особенно эффективны в пасмурную погоду, в сумерках и ночью. В тёмное время суток многие птицы (чайки, кулики, утки) присутствуют на территории аэродромов, что делает актуальным применение против них лазерных отпугивателей. Кроме того, лазеры позволяют также предотвратить гнездование птиц на сопредельных с аэропортом территориях, если применять их непосредственно на гнездовьях. Например, чайки, гнездящиеся на водоёмах вблизи лётного поля, за несколько ночных сеансов отпугивания с гнёзд в сезон насиживания кладки, могут быть удалены на весь предстоящий летний сезон. Таким образом, количество их полётов на территории аэродрома резко сократится. Кроме того, этот отпугиватель успешно может быть использован для удаления птиц и в ангарах. Для отпугивания птиц в помещении также могут быть использованы биоакустические и ультразвуковые приборы).

Как отпугнуть птиц в аэропорту.

Важным дополнением к этим отпугивающим средствам являются антиприсадные шипы от птиц, устанавливаемые на предметах, которые птицы используют для отдыха или выслеживания добычи - таких как метеощиты, мачты освещения, антенны курсоглиссадной системы. Для борьбы с хищными птицами они совершенно необходимы и могут быть названы "средством номер один". Противоприсадные шипы сделаны из радиопрозрачного материала и потому могут быть применены без каких - либо проблем. Там, где установка противоприсадных шипов невозможна или вызывает трудности, можно применять отпугивающий гель. Кроме того, на лётных полях широко используются различные визуальные отпугиватели, в том числе шары с глазами хищной птицы и блестящие ленты.

Ещё одним распространённым акустическим средством защиты в аэропортах являются гром пушка для отпугивания птиц.

Грунтовые участки нужно регулярно прокашивать (с вывозом зелёной массы), что уменьшит для них кормовую ценность территории. Борьба с высокой травой, кустарником и древесным подростом необходима также для снижения привлекательности территории для перепелов, куропаток, коростелей, а с понижением рельефа, в которых накапливается вода - для уток и куликов.

Защита ангаров от птиц

Отпугиватели птиц

Наряду с защитой территорий аэродромов, в авиации существует другая проблема, связанная с птицами. Это защита от ущерба, который наносят пернатые самолётам в ангарах. Птицы, проникающие внутрь, сбрасывают мелкие предметы, повреждающие лакокрасочные покрытия воздушных судов, и загрязняют их помётом. Особенно это не допустимо при выполнении их покраски.

Защита ангаров должна решать две задачи – снизить вероятность проникновения птиц внутрь и создать максимально некомфортные условия для тех особей, которые всё же оказались в помещении или же находились в нём до начала мероприятий по защите. Первая задача решается путём максимального закрытия путей проникновения птиц (заделка отверстий, замена разбитых стёкол, перекрытие сеткой вентиляционных проёмов и т.п.) Кроме того в связи с тем, что птицы могут проникать в ангар при открывании ворот необходимо около них снаружи разместить биоакустический отпугиватель, который бы включался непосредственно одновременно с включением механизма открытия. Для усиления эффекта вблизи динамиков прибора следует разместить шары с глазами хищной птицы.
Если вблизи ворот снаружи имеются конструкции, на которых могут находиться птицы, на них устанавливаются антиприсадные шипы от птиц.

Биоакустический отпугиватель

Вторая задача решается путём использования стационарных лазерных отпугивателей в сочетании с биоакустическими или ультразвуковыми отпугивателями. Если использовать биоакустические приборы внутри помещений, их следует включать только при открывании ворот, чтобы птицы могли покинуть помещение.

Следует также иметь в виду, что защита любого помещения требует тщательной очистки всех конструкций от следов жизнедеятельности птиц (помёт, перья, гнездовой материал) до ввода в эксплуатацию технических средств защиты. После этого в местах, где птицы гнездятся или обычно сидят, нужно установить противоприсадные устройства.

Птицы представляют серьезную угрозу для воздушных судов, как во время полета, так и на взлетно-посадочной полосе. К сожалению, столкновение с пернатыми не редкость в гражданской авиации, а ежегодный ущерб мировых авиакомпаний от подобных происшествий, по оценкам экспертов, составляет более 1 миллиарда долларов в год.

Как аэропорты защищают самолеты от столкновений с птицами

Существует даже специальное направление в науке — авиационная орнитология, которая изучает закономерности столкновения авиалайнеров с птицами, а также биологические и технологические способы борьбы с подобными происшествиями. Согласно российскому и международному законодательству, за безопасность воздушных судов отвечают специальные службы аэропортов.

Для отпугивания птиц используют биоакустические установки, которые размещают по периметру аэропортов. Подобные установки воспроизводят голоса нескольких видов птиц и обеспечивают защиту территории в радиусе 220 метров.

На вооружении аэропортов также состоят пиротехнические средства. Это всевозможные хлопушки, отпугивающие птиц резкими звуками, но не причиняющие им вреда. А в периоды наибольшей активности пернатых самолеты в пределах взлетно-посадочной полосы перемещаются с включенными фарами, для дополнительного обеспечения безопасности.

Как аэропорты защищают самолеты от столкновений с птицами

А в аэропорту Амстердама и некоторых других населенных пунктов птиц отпугивает беспилотник в образе хищной птицы, который патрулирует воздушную гавань круглосуточно.

Газовые пушки — еще одно средство борьбы с непрошеными гостями на территории взлетно-посадочной полосы. Производимые ими микровзрывы имеют уровень шума до 150 дБ и напоминают звуки выстрела из огнестрельного оружия. Кроме того, птиц отпугивают при помощи лазерных установок, которые особенно эффективны в утренние и вечерние часы.

За рубежом популярным помощником в борьбе с подобными авариями являются специально обученные собаки, например, породы бордер-колли. Сотрудники аэропорта с собаками постоянно патрулируют территорию, отгоняя пернатых, что имеет высокую эффективность. Так, благодаря служебным собакам, военный аэродром в штате Делавэр (США) почти в два раза сократил расходы на ремонт техники и оборудования, пострадавшего в результате столкновения с птицами.

Как аэропорты защищают самолеты от столкновений с птицами

Одним из обязательных условий по сокращению числа случаев столкновения с птицами является удаление свалок на значительное расстояние от аэропортов, так как места хранения отходов — это, как правило, кормовая база для птиц.

Такое разнообразие способов борьбы с пернатыми связано с тем, что ни один из них не дает 100% эффективности. Несмотря на принимаемые меры, количество столкновений с птицами ежегодно возрастает, вслед за увеличением мировых объемов авиаперевозок.

Читайте также: