Какие грешки водятся за городничим ревизор кратко

Обновлено: 04.07.2024

Характером сильно отличается от других чиновников, занимающих подобные должности. Он больше запуган и смирен, привык выполнять все указания, поступающие свыше. Так, например, Земляника, который привык быть настоящим пронырой, и Городничий, считающий себя настоящим городским правителем и титулованным царем, которому позволено все, разительно отличаются от Луки Лукича.

Автор характеризует его как самого настоящего труса, основными принципами которого являются следующие фразы: авось пронесет и как бы ничего не произошло. Главным законом для него является городничий, который регулярно выдает ему поручения, которые необходимо соблюдать.

Самым главным правилом является то, что нельзя брать в педагоги людей умных и свободомыслящих. Оптимальным вариантом, являются люди со знаниями, но относительно тупые, не способные применять полученные знания. Он должен контролировать свободомыслие и наличие инакомыслящих в школах и других образовательных системах. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность воспитания детей, мыслящих и свободных, тех, кто хочет идти против системы.

Дома всем заправляет супруга Анастасия, она по-доброму называет его Луканчик, принижая достоинство мужчины. Когда он не может четко высказать собственного мнения, его озвучивает жена, выдавая свое мнение за решения мужа. Так можно заключить, когда именно Настя поздравляет городничего со свадьбой дочери, а герой промолчит до последнего и согласиться с ее словами.

Лука Лукич стандартный представитель общества того времени, привыкший жить так, как диктует окружающее общество. Он не имеет собственное мнение, а если оно и осталось глубоко внутри, то он постоянно его скрывает, так как на работе все за него решает Городничий, а дома всем заведует супруга, привыкшая держать власть в собственных руках и не давать спуска мужу. А сам Лука Лукич и не думает менять сложившуюся ситуацию, поэтому просто плывет по течению и подчиняется окружающим людям, решающим за него, что будет лучше и как подойти к решению той или иной проблемы.

Ляпкин-Тяпкин

Человек высокого мнения о себе. Разговаривает со всеми на равных. Даже с Городничим, который на порядок выше его по социальному статусу. Считает себя дюже умным. При этом за всю жизнь прочел от силы шесть книг.

На работу плюет с большой колокольни. Все у него на тяп-ляп. Большой любитель охоты. Взяточник. Берет не деньгами – щенками борзых.

Считает, что это вполне нормально, ведь он никого не обворовывает. Полный бардак на работе. Канцелярия суда превратилась в хлев, где по коридору гуляют не свиньи, а гуси, но сути это не меняет. В уголовных делах, которые вел судья, совершенная неразбериха. Иногда он сам не понимает, где, что и куда записывал.

Регулярность проявления порочных действий

Н. В. Гоголь, рисуя мир чиновников, который погряз в различных пороках и грехах, говорит о том, что поступки героев, олицетворяющие современную ему эпоху, всегда отличаются ничтожеством и пустотой. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов, Шпекин и все их подчиненные показывают свою порочность не только тогда, когда в их городе появляется ревизор. Низкими поступками характеризуется вся их служба и вся их жизнь.

Земляника

Попечитель богоугодных заведений.

В его ведомстве хаос аналогичный канцелярии Ляпкина-Тяпкина. Жуткий проныра. Всюду сует нос. Считает, что с помощью лести можно с легкостью добраться до карьерной верхушки. Лебезит и заискивает перед всеми, кроме простых смертных. На них ему точно наплевать. Больные предоставлены сами себе. Разгуливают по больничным коридорам с сигаретами во рту. Лечить их никто не собирается. Земляника действует по принципу:

Подлый и низкий человек. В достижении целей пойдет на все: подставит коллег, предаст близких.

Лицемерие

Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.

Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.

Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.

Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.

Сквозник-Дмухановский

Образован. Смог подняться с низов и выбиться в люди. Взяточник от рождения. Твердо убежден, что:

Ревизор — краткое содержание

Действие первое

Комната в доме городничего

Явление I

Городничий объявляет о скором посещении уездного городка ревизором. Он признается, что во сне видел двух огромных черных крыс, и расценивает это как дурное предзнаменование. Зачитывает письмо кума о том, что скоро в городок с ревизией приедет чиновник из Петербурга, но приедет инкогнито, и потому городничему, за которым водятся грешки, поскольку он человек умный и не любит пропускать того, что в плывет в руки, стоит тщательно подготовиться. Присутствующие встревожены. Относительно спокоен лишь судья: он брал взятки только борзыми щенками. Городничий раздает указания попечителю богоугодных заведений, смотрителю училищ, лекарю: им придется привести в порядок, что возможно к прибытию чиновника.

Явление II

Появляется почтмейстер. Теперь и он знает о ревизоре. Городничий поручает ему просматривать всю корреспонденцию, чтобы разоблачить персону инкогнито. Почтмейстер признается, что и так читает все письма ради собственного интереса, а самые увлекательные и вовсе у себя оставляет.

Явление III

Появляются неразлучные помещики Бобчинский и Добчинский и сбивчиво рассказывают, что в гостинице живет подозрительное лицо: молодой человек недурной наружности в партикулярном платье по имени Иван Александрович Хлестаков. Он поселился в городе пару недель назад, но за жилье не платит, утверждает, что направляется в Саратовскую губернию. Все сходятся во мнении, что именно Хлестаков и есть инкогнито-ревизор. Городничий посылает квартального Свистунова за частным приставом и отправляет чиновников поправлять дела

Явление IV

Явление V

Приходит частный пристав Уховертов. Городничий поручает ему расставить квартальных в нужных местах и сломать соломенный забор: чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Отправляется с визитом к ревизору.

Явление VI

Жена и дочь городничего не успевают присоединиться к кортежу из-за нерасторопности и кокетства Марьи Антоновны. Бранятся и препираются.

Действие второе

Гостиница, маленькая комната Хлестакова

Явление I

Из монолога Осипа, слуги Хлестакова, зрители узнают, что Иван Александрович – не ревизор, а проезжий чиновник, который проигрывает деньги отца. Хлестаков привык жить на широкую ногу, но средств на это не имеет, вот и теперь живет в гостинице в долг, поскольку все спустил в карты.

Явление II

Приходит Хлестаков и бранится с Осипом: отправляет его к трактирщику, просит обед добыть. Осип отказывается: хозяин гостиницы грозится неплательщикам городничим и отказывает кормить в долг. После препирательств Осип все-таки идет за хозяином трактира.

Явление III

Хлестаков остается один и сетует на голод и на проигрыш в карты. Признает, что хотел бы еще раз сразиться с обыгравшим его капитаном.

Явление IV

Приходит трактирный слуга. Осип и Хлестаков выпрашивают у него еды. Хлестаков утверждает, что хозяин трактира напрасно судит по себе: думает, что, как ему мужику, ничего если не поесть день, так и другим тоже.

Явление V

Оставаясь наедине с собой, он фантазирует о красивой жизни, мечтая явиться к отцу-помещику в карете, возвышает себя над простым деревенским людом.

Явление VI

Приносят обед, Хлестаков в негодовании: только два блюда! Недоумевает, почему еда дурного качества. Однако голод берет верх над гордостью и Хлестаков с Осипом соглашаются на поданный обед.

Явление VII

Явление VIII

Явление IX

Хлестаков зовет трактирного слугу, готовый оплатить счет за проживание. Городничий выгоняет слугу, обещая прислать денег на оплату. Хлестаков пользуется случаем и прячет деньги. В дверь выглядывает Бобчинский.

Явление Х

Действие третье

Комната первого действия

Явление I

Жена и дочь городничего бранятся и ждут важного гостя. Завидев Добчинского издалека, раздраженно спорят, он ли это.

Явление II

Анна Андреевна и Марья Антоновна допытываются у Добчинского подробностей о чиновнике-инкогнито. Добчинский утверждает, что Хлестаков – образован и важен, настоящий вельможа, а по чину не уступит генералу. Анна Андреевна читает письмо городничего и дает распоряжения Мишке.

Явление III

Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят о том, какое платье надеть, затем спорят о цвете глаз Анны Андреевны. К общему мнению не приходят.

Явление IV

Осип беседует с Мишкой, слугой городничего, и ради собственного благополучия подкрепляет мнение о значимости своего хозяина.

Явление V

Явление VI

Хлестаков располагает к себе дочь и жену городничего, рисуется перед ними. В пылу самолюбования он плетет о себе невероятные истории: будто бы он писатель и

Присваивает авторство известных произведений, врет, что дом у него – самый богатый в городе, его боится государственный совет, и во дворец он каждый день ездит, а в данный момент ожидает произведения в фельдмаршалы.

Явление VII

Бобчинский, Добчинский, смотритель училищ Хлопов и судья Ляпкин-Тяпкин обсуждают ревизора. Приходят к выводу, что он, скорее всего, генерал. Судья признается, что ему очень страшно, хотя и сам не знает, чего именно боится.

Явление VIII

Дочь и жена городничего мгновенно очаровываются Хлестаковым, расценивая друг друга как соперниц. Спорят о том, на кого он чаще смотрел.

Явление IX

Явление X

Явление XI

Городничий наказывает полицейским охранять дом и никого в него не впускать: особенно он боится купеческих доносов.

Действие четвертое

Та же комната в доме городничего

Явление I

Пока Хлестаков спит, судья, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений и Бобчинский с Добчинским обсуждают, как бы еще произвести впечатление на важного гостя. Все трепещут от страха. Ни один не решается напрямую заговорить с Хлестаковым.

Явление II

Хлестаков просыпается. Наедине с собой выказывает удовольствие от внезапного гостеприимства горожан. Признает, что и дочка городничего, и жена его весьма недурны.

Явление III

Явление IV

Появляется почтмейстер. Говорят о прелестях провинциального городка. Хлестаков, уже не робея, просит у него взаймы 300 рублей. Почтмейстер дает: он убежден, что задобрил ревизора.

Явление V

Явление VI

Явление VII

Хлестаков настолько наглеет, что, не успев познакомиться, требует у Бобчинского и Добчинского взаймы 1000 рублей, однако у них не находится столько, и они отдают ему все, что было – 65 рублей.

Явление VIII

Хлестаков понимает, что его приняли за государственного человека, и решает написать приятелю в Петербург: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько.

Явление IX

Явление Х

Приносят взятку купцы: дают 500 рублей (опять взаймы), голову сахара и серебряный подносик. Жалуются на жадность городничего, который их обирает.

Явление XI

Слесарша и унтер-офицерша также доносят на городничего. У одной мужа-слесаря забрили в солдаты (противозаконно) вместо сына портного, который откупился. Унтер-офицершу же по ошибке высекли.

Явление XII

Марья Антоновна приходит к Хлестакову и тот, пользуется случаем, целует ее в плечо. Разгневанная девушка хочет уйти, но Хлестаков на коленях умоляет ее о прощении и клянется в любви.

Явление XIII

Вошедшая Анна Андреевна застает Хлестакова на коленях, выгоняет дочку, и теперь клятвы в любви достаются ей: Хлестакову безразлично кому врать, он просит жену городничего выйти за него замуж, несмотря на незначительные препятствия в виде уже существующего мужа.

Явление XIV

Вбегает Марья Антоновна дочь, и Хлестаков мгновенно переигрывает ситуацию: не вставая с колен, просит Анну Андреевну благословить его на брак с дочерью.

Явление XV

Появляется перепуганный городничий, узнавший о доносах на него, пытается оправдаться, обвиняет купцов и унтер-офицершу во лжи, Анна Андреевна сообщает ему о помолвке с Марьей Антоновной.

Явление XVI

Осип говорит, что лошади готовы. Хлестаков объясняет, что отправляется на один день к дяде, ему верят и снова дают 400 рублей и персидский ковер, чтобы удобнее сидеть было в бричке. Уезжает.

Действие пятое

Явление I

Семейство городничего мечтает о красивой жизни в Петербурге. Городничего манит чин, который ему выторгует зять, Анна Андреевна грезит о светской утонченности быта.

Явление II

Городничий бранится с купцами, разоблачая их доносы и требует с них откуп, они каются и соглашаются.

Явление III

Судья, попечитель богоугодных заведений и Растаковский поздравляют городничего с помолвкой дочери.

Явление IV

Появляются мещанин Коробкин с женой и Люлюков, поздравляют.

Явление V

Бобчинский и Добчинский наперебой поздравляют. Желают сынка Марье Антоновне.

Явление VI

Смотритель училищ с женой поздравляют семейство. Жена Хлопова выражает невероятную радость и признает, что плакала от счастья, узнав о помолвке Марьи Антоновны.

Явление VII

Частный пристав и квартальные также являются засвидетельствовать почтение и поздравить семейство. Гости просят рассказать им, как все началось. Мать и дочь сбивчиво пытаются восстановить сцену признания Хлестакова, из чего следует, что он действительно говорил о любви обеим, но никто этого не замечает. Коробкин просит городничего оказать протекцию его сыну в Петербурге, тот обещает помочь, но Анна Андреевна, уже уверовавшая в свое новое высокое положение считает, что не стоит всякой мелюзге оказывать покровительство. Жена Коробкина отпускает презрительную реплику зрителям.

Явление VIII

Идиллию разрушает появление почтмейстера: он прочел письмо Хлестакова и знает правду. Письмо персонажи зачитывают вслух: Хлестаков не скупился на скабрезные характеристики каждому из чиновников. Городничий в ужасе, его одурачил молодой наглец!

Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…

Хлестаков не только ограбил горожан, но и опозорил городничего: страшнее денежных потерь для него становится угроза появления в печати статьи-водевиля о произошедшем. Одураченные чиновники обвиняют в случившемся Бобчинского и Добчинского.

Явление последнее

Появляется жандарм (которого Гоголь не включает в список персонажей!) и объявляет: Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Немая сцена

Немая сцена подробно описана автором: по его замыслу персонажи замирают в комичных изумленных позах примерно на минуту. (Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект)

Хлестаков Иван Александрович

Недовольный жизнью. При этом не предпринимает никаких попыток изменить ее в лучшую сторону. Живет за счет папиных подачек. Повеса. Фантазер, мечтающий жить красиво. Мелкая пешка, сумевшая выбиться в дамки. Азартен до мозга костей. Именно ему удалось одурачить чиновников города N, где его приняли за ревизора. Парень был не промах и сумел по-быстрому вжиться в роль. Назанимав денег в долг, вовремя ретировался из города, оставив всех с носом.

Сочинение Лука Лукич

Он значительно отличается от Земляники, привыкшего быть двуличным и подлизываться в любом случае, а также от Городничего, который привык считать себя настоящим Царем города и фактически богом, которого нужно подчиняться. В отличии от них Лука Лукич – самый настоящий трус, не способный бороться за собственные права. Это характеризуют и его любимые фразы, которые он регулярно произносит: авось пронесет и как бы ничего не случилось.

Поэтому он полностью подчиняется распоряжениям городничего. Именно поэтому он уверен, что необходимо в своем подчинении держать только безвольных и туповатых педагогов, не способных перечить герою. В то время прогрессивные взгляды и свободомыслие не приветствовались на территории государства, поэтому умные люди не пользовались большим спросом. Особенно это касалось тех, кто работал в школах и училищах, ведь именно там происходило основное воспитание подрастающего поколения.

Нельзя было, чтобы учителя могли привить антиправительственные взгляды и собственные воззрения на происходящее в окружающем мире.

Лука Лукич типичный представитель того общества, привыкший, что все решения за него принимают другие люди. Он привык льстить и лицемерить, при этом он делает это достаточно профессионально, поэтому привык жить таким образом.

Другие сочинения: ← Подколесин в пьесе Женитьба↑ ГогольИстория создания повести Портрет →

Отношение к работе

Чиновники в комедии “Ревизор” – сочинение на тему

Для чиновника это неприемлемо, ведь на его плечах лежит ответственность за уровень образования. Но какая ответственность может быть у человека, который всего боится и не способен принять решение? Все идет самотеком, ничего не регулируется, и от этого все разваливается. Вот и получается, что чиновник без ответственности может быть даже хуже других, ведь именно из-за бездействия начинается разруха.

Жена Хлопова

Вероятно, ответ должен быть отрицательным. Но в Глухове происходит именно так, и такие люди являются начальниками уже не один десяток лет.

Страшно, что ситуация, описанная Гоголем, является повсеместной. Сегодняшние чиновники не сильно отличаются от гоголевских. Конечно, Николай Васильевич писал комедию. Но и современная Россия попадает под рамки этого смешного, а на самом деле страшного, описания.

Автор: Александра Ватаг

Сочинение 2 вариант

Разберем первый порок – лицемерие. Чиновники лицемерят даже с помещиками, не говоря уже о простых крестьянах. Землянику совсем не интересует жизнь простых людей. Он считает, что коли судьба у человека выздороветь, то он выздоровеет, а если умереть, то умрет. Щепкин, нарушая права людей, подло читает их письма. Чиновники думают, что им можно абсолютно все, но, тем не менее, перед вышестоящим начальством угодничают и подхалимничают. Именно появление Хлестакова в городе в полной мере открывает этот порок. Всеми возможными способами чиновники пытаются скрыть погрешности в своей работе. Даже не брезгуют дачей взятки.

Следующий порок – расхищение казны и мошенничество. Помимо взяток, чиновники смеют пользоваться деньгами, которые выделяются на благоустройство жизни народа. В процессе эпопеи с приездом ревизора становится известно о пропаже средств, для постройки церкви. Градоначальник подговорил всех сказать, что он разрушена вследствие пожара, в то время, как церковь даже не начинали строить. Сквозник-Дмухановский довольно спокойно отзывается о сложившейся ситуации, что говорит о привычном деле. Известно, что рыба гниет с головы, поэтому подчиненные, подобно городничему не брезгуют мошенничеством. В их распоряжении находится все самое лучшее, в то время, как больницы не могут приобрести лекарства, а в тюрьмах голодают люди. Все потому, что средства, выделенные для нужд населения, разворованы властителями.

Можно с уверенностью сказать, что все эти люди не только на службе плохи, но и в жизни.

Сочинение по литературе на тему: Портретная характеристика чиновников в комедии “Ревизор”

Другие сочинения:

  1. Портрет каждого из городских чиновников в комедии Гоголя “Ревизор” “достойно” завершается в четвертом действии комедии, когда они, собравшись вместе, устраивают визит к лжеревизору Хлестакову. Никто из чиновников честно не несет своей службы и, опасаясь снятия с должности, они пытаются решить Read More ……
  2. В комедии “Ревизор” автор представляет нам целый ряд государственных чиновников, живущих и служащих в небольшом провинциальном городке. Каждый из них занимает свое “достойное” место в этом сатирическом произведении. Никто из городских чиновников честно не несет своей службы. Взять хотя бы Read More ……
  3. Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка. В черновых вариантах Read More ……
  4. “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”, – объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого “хоть три года скачи, никуда не доскачешь”, Read More ……
  5. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно Мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки Бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому Русскому человеку. Работа над комедией так Read More ……
  6. Сюжет комедии Ревизор, так же как и сюжет бессмертной поэмы Мертвые души, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ……
  7. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ……
  8. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь Read More ……

Вариант 2

Произведение Мертвые души практически полностью состоит из описания пороков. Конечно, если говорить таким образом, то объективно вычеркиваются другие аспекты этой книги.

Нужно сделать такую ремарку, чтобы понимание этой поэмы не выглядело однобоким. Просто, когда мы рассматриваем Мертвые души с точки зрения пороков, то действительно находим их практически везде. Буквально в каждом герое и ситуации, и даже название прямо говорит о пороках.

Логика этого названия и механика описываемого процесса вполне проста. Ведь душа становится мертвой без Бога, а безбожником становится тот человек, который поддаётся порокам. Собственно, согласно православной традиции, именно в этом и заключается работа дьявола, а также его прислужников – бесов, которые стращают всячески человека и уводят его от божьего образа, переводят в Царство пороков.

Именно этим и царством и представляется во многом Россия, которую рисует перед нами Гоголь. Тут есть и вполне понятные пороки коррупции чиновников и не всегда полностью понятные картины, наподобие помещицы Коробочки, которые явно отсылают читателя к инфернальным сферам и образам Бабы-яги и подобным.

Самой распространённой является трактовка поэмы с точки зрения пороков, как сравнение каждого помещика с тем или иным смертным грехом и в этом действительно есть смысл. Мы начинаем от Манилова, который представляет собой инфантильность, также видим по этой дороге Ноздрёва, олицетворяющего собой обман и тщеславие, переходим к надменному Собакевичу, видим глупую Коробочку и жадного Плюшкина. Если разбирать их образы более подробно, то каждый из них связан с определенным смертным грехом, а также с тем спектром дополнительных пороков, которые грех даёт в человеческой личности.

Гоголя великолепно знал православную этику и православную теорию и там подробно описывается разнообразия греховных страстей и пороков. Чичиков тоже представляет собой целый спектр разнообразных греховных помыслов. Да и вся жизнь его в каком-то смысле является умерщвлением души, только в довольно изощрённый форме. Именно поэтому его и сравнивают с какими-то великими силами зла, какими они представлялись для того времени: Наполеон, дьявол и подобное. В тоже самое время и сам народ подвержен порокам, никакой святости в этом русском народе автор не видит, но наоборот только глупость, заблуждения и подобное. Это Царство мертвых душ, то есть такое царство, которое уже полностью продало себя греховным страстям, страна, которая фактически уже пребывает в аду.

Другие сочинения: ← Анализ повести Шинель↑ ГогольГоворящие фамилии в Ревизоре →

Вариант №2

В произведении изображен необычный для того периода российский провинциальный город. Также нетипичны были законы и порядки, которые устанавливались представителями местной власти.

Призвание чиновников в идеале сводится к тому, чтобы всеми силами развивать и улучшать город, облегчать жизнь простых граждан. На практике же выходит так, что чиновники обустраивают только собственную жизнь, заботясь о своих личных интересах. В этом деле они преуспевают как нельзя лучше, абсолютно забывая о своих обязанностях и призвании.

Во главе городского управления находится городничий А.А. Сквозник-Дмухановский. Он наделил себя поистине безграничными правами, которые позволяли ему делать все, что заблагорассудится: заниматься взяточничеством, казнокрадством и самодурством.

Бесправие и бесчинство в городе цветет пышным цветом. Именно поэтому городничий так страшно боится приезда ревизора.

Поведение и поступки других чиновников также вписываются в сложившуюся схему. Таким образом, в произведении представлена яркая и всеобъемлющая картина чиновничества, которое напрочь игнорирует свои обязанности и не несет при этом никакой ответственности за отказ от служения Родине и царю.

Центральные персонажи произведения

Ниже представлен цитатный образ и характеристика городничего в комедии "Ревизор" Гоголя: описание личности и характера героя в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание комедии
- Все материалы по комедии "Ревизор"

Характеристика городничего в комедии "Ревизор", образ, описание (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

В начале пьесы "Ревизор" Гоголь дает краткую характеристику каждому значимому персонажу. Вот что он пишет о городничем:

"Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. " (Гоголь, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

"Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов." (Гоголь, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. " (Гоголь, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

Он служит чиновником уже 30 лет, то есть ему, судя по всему, около 50 лет. По словам Гоголя, городничий начинал службу с низших чинов:

. как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов." (Гоголь, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

Городничий по происхождению является простым человеком. Вероятно, он происходит из небогатой дворянской семьи:

". Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь. " (жена о нем, действие 5 явление I)

Антон Антонович является по-своему неглупым человеком, по словам автора. Однако, по мнению афериста Хлестакова, городничий "глуп, как сивый мерин":

Городничий является умным человеком, который не любит пропускать то, что само плывет в руки, по мнению его кума господина Чмыхова:

". Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки. " (Андрей Иванович Чмыхов о городничем, действие 1 явление I)

Антон Антонович является серьезным, важным человеком и немного резонёром, то есть любит вести нравоучительные рассуждения, по словам автора. Городничий говорит не тихо, но и не громко, не много, но и не мало. Каждое его слово имеет значение для окружающих:

". довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно." (Гоголь, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

". Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно. " (чиновник Земляника о нем, действие 5 явление VII)

Городничий является хитрым и опытным мошенником. Он признается, что за 30 лет службы никому не удавалось его провести, то есть обмануть. Он сам способен обмануть самого опытного и ловкого мошенника. Так например, он хвастается тем, что за годы службы ему удалось обмануть аж трех губернаторов (то есть своих начальников):

". Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов. " (городничий о себе, действие 5 явление VIII)

Антон Антонович является взяточником, но при этом ведет себя очень солидно. Он не понимает, за что купцы и другие граждане не любят его, ведь он берет взятки "без всякой ненависти":

"Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно. " (Гоголь, "Замечания для господ актеров", пьеса "Ревизор")

". Купечество да гражданство меня смущает. Говорят, что я им солоно пришелся, а я, вот ей‑богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти. " (городничий о себе, действие 1 явление II)

Он является самым плохим городничим, какого только можно представить, по мнению местных купцов. Городничий чинит купцам неописуемые обиды. Купцы города N готовы "лезть в петлю" от его "обижательства":

". Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. " (один из купцов, действие 4 явление X)

". Обижательство терпим совсем понапрасну. Да всё от городничего здешнего. " (купцы о нем, действие 4 явление X)

Когда купцы пытаются дать ему отпор, городничий угрожает и шантажирует их. Например, он угрожает навести в дом недовольного купца целый полк военных, чтобы хозяин кормил и поил их, или угрожает закрыть его лавочку:

Городничий требует от местных купцов, чтобы те бесплатно давали ткань на платья для его жены и дочери. Купцы покорно исполняют это требование. Однако ненасытный Антон Антонович не ограничивается этим: он сам приходит в купеческие лавки (магазины) и выбирает то, что ему хочется, например требует отдать ему рулон сукна (ткани) на 50 аршин, то есть на 35 метров. Купцов возмущает такая наглость и жадность городничего:

Когда городничий отправляется в купеческие лавки, торговцы прячут всё подальше от него, чтобы тот не унес что-нибудь дорогое. При этом он не брезгует второсортными продуктами и может взять в лавках "всякую дрянь", которая по семь лет хранится в бочках, например, старый чернослив:

"Так все и припрятываешь в лавке, когда его завидишь. То есть, не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит." (один из купцов, действие 4 явление X)

Антон Антонович требует, чтобы в день его именин купцы бесплатно поставляли ему самые разные продукты. При этом жадный городничий празднует именины не один, а два раза в год, во второй раз — в день святого Онуфрия, и требует, чтобы купцы приносили продукты также и в этот день. Купцы вынуждены выполнять его требования:

"Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь." (один из купцов, действие 4 явление X)

По словам местной жительницы, слесарши Пошлепкиной, городничий берет взятки за то, чтобы молодых людей не отправляли в армию. Например, за сына портного он получает "богатый подарок", а за сына купчихи Пантелеевой — три штуки полотна, то есть три рулона ткани. Таким образом молодые люди получают освобождение от армии. В то же время взяточник Антон Антонович отправляет в солдаты тех мужчин, которым совсем не положено идти в армию. Например, он незаконно забирает в армию мужа слесарши Пошлепкиной:

". Да мужу‑то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь‑то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый. " (слесарша Пошлепкина о городничем, действие 4 явление XI)

Городничий не только сам берет взятки, но и позволяет подчиненным вести себя так же. Так например, он ругает квартального за то, что тот отобрал слишком много сукна у купца Черняева, то есть что он "берет не по чину". Как мы знаем, городничий отбирает у купцов ткань целыми рулонами, но подчиненным он этого не советует делать. При этом он не осуждает в принципе сам поступок квартального:

"Что ты сделал с купцом Черняевым, а? он тебе на мундир дал два аршина сукна; а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь! ступай!" (действие 1 явление IV)

Городничий ворует из казны деньги, выделяемые на строительство заведений. Так, он разворовал деньги на строительство церкви, так что здание даже не начинали строить. При этом Антон Антонович собирается сказать ревизору, что церковь была построена, но после сгорела:

". Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто‑нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. " (городничий о себе, действие 1 явление V)

Судя по всему, Антон Антонович участвует в отмывании денег на государственных подрядах. Так, он признается, что помог одному купцу сплутовать и незаконно заработать на строительстве моста. За свое участие Антон Антонович, вероятно, получает в таких случаях какую-то выгоду:

". а кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было? Я помог тебе, козлиная борода! Ты позабыл это. Я, показавши это на тебя, мог бы тебя также спровадить в Сибирь." (городничий — одному из купцов, действие 5 явление II)

Сквозник-Дмухановский не следит за порядком и чистотой в городе. Он убирает город только в связи с приездом ревизора:

". Арестантам не выдавали провизии!. На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье. " (слова городничего, действие 1 явление III)

". вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…" (слова городничего, действие 1 явление IV)

Городничий является бездельником и мошенником, но при этом умеет красочно "расписывать", то есть притворяться честным, добросовестным чиновником. По словам его коллеги Земляники, у городничего есть талант, дар "расписывать":

Антон Антонович всегда готов дать обещания, но, судя по всему, не всегда их выполняет, по словам его жены:

Городничий мечтает быть генералом. Однако по мнению его коллеги Ляпкина-Тяпкина, генеральский чин подойдет городничему, как корове седло:

"Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы." (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин о городничем, действие 5 явление VII)

". вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. " (городничий о себе, действие 1 явление I)

Городничий любит играть в карты, как и остальные чиновники города N. Однако "ревизору" Хлестакову он говорит, что вовсе не умеет играть в карты:

" Городничий. Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты. Бог с ними! Как можно, чтобы такое драгоценное время убивать на них?

У городничего есть жена Анна Андреевна и взрослая дочь Марья Антоновна. Судя по всему, помимо Марьи, у него есть еще и дети помладше. Дочь Марья на некоторое время становится невестой самозванца-"ревизора" Хлестакова, однако молодой аферист вскоре сбегает из города, оставив семью городничего и других чиновников города N в дураках:

". Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека. " (городничий о себе, действие 2 явление VIII)

Когда раскрывается афера Хлестакова, городничий страшно злится и называет себя старым дураком, глупым бараном, выжившим из ума:

Это был цитатный образ и характеристика городничего в комедии "Ревизор" Гоголя: описание личности и характера Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.

Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.

Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.

Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.

Сочинение-эссе о коррупции по комедии — Ревизор

Рекомендуем прочесть: Могут ли приставы забрать бытовую технику принадлежащею родителям

Взяточничество

Н. В. Гоголь посвящает проблеме взяточничества большое внимание. Наибольший пик проявления этого порока наблюдается в сцене посещения Хлестакова. Чиновники привыкли за все свои проступки платить деньгами. Как они считают, легче дать взятку, чем вести свои служебные дела по-честному.


Так родились законы. Так родилась мораль. Но сколько существует история человечества, столько существует коррупция. Ведь коррупция – это не только взятка, не только преступные деяния… Коррупция – это любое использование власти, это любое искушение.

Казнокрадство и мошенничество

Взятки в ревизоре

Рекомендуем прочесть: Взыскание Кредитов И Займов Через Суд У Иностранцев

Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” — решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Регулярность проявления порочных действий

Н. В. Гоголь, рисуя мир чиновников, который погряз в различных пороках и грехах, говорит о том, что поступки героев, олицетворяющие современную ему эпоху, всегда отличаются ничтожеством и пустотой. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов, Шпекин и все их подчиненные показывают свою порочность не только тогда, когда в их городе появляется ревизор. Низкими поступками характеризуется вся их служба и вся их жизнь.

Частный пристав, призванный следить за порядком, скорее, сам бесчинствует. Для него наказать, не разобравшись, невиновного человека — обычное дело.

Почтмейстер Шпекин — не только глупец, но и подлец. Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных безделием и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего.

Читайте также: