Какие горячие точки возникли в средней азии и европе после распада ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

Горячие точки на постсоветском пространстве — вооруженные конфликты, вспыхнувшие на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х — начале 1990-х.

С ослаблением (делигитимизацией) центральных властей в середине 1980-х годов и ухудшением социально-экономической ситуации конфликты перешли в фазу вооруженного противостояния, а затем и боевых действий.

Характер тех или иных конфликтов, состав их участников, их взаимоотношения с другими заинтересованными сторонами и политика по отношению друг к другу определялись местными условиями.

Содержание

Северный Кавказ

Годы Война Победители Проигравшие
1992 Осетино-ингушский конфликт Северная Осетия Северная Осетия
Россия Россия
Ингушетия Ингушетия
1994—1996 Первая чеченская война Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия Россия Россия
1999 Вторжение боевиков в Дагестан Россия Россия
Исламская международная миротворческая бригада

Исламский полк особого назначения

Шариатская гвардия
Исламская шура Дагестана
1999—2009 Вторая чеченская война Россия Россия Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия
Кавказский эмират Кавказский эмират
С 2009 Вооружённый конфликт на Северном Кавказе конфликт продолжается конфликт продолжается

Средняя Азия

Годы Война Победители Проигравшие
1992—1997 Гражданская война в Таджикистане Таджикистан Таджикистан
Россия Россия
Узбекистан Узбекистан
Объединённая таджикская оппозиция
Афганские моджахеды
1999 Баткенские события Киргизия Киргизия
Узбекистан Узбекистан
Исламское движение Узбекистана
2010 Революция в Киргизии (2010) Временное правительство Киргизии Курманбек Бакиев и его сторонники
2010 Засада на колонну правительственных войск Таджикистана в ущелье Камароб Таджикистан Таджикистан Исламское движение Узбекистана
2010 Бои в Раштском районе Таджикистана (2010) Таджикистан Таджикистан Исламское движение Узбекистана

Закавказье

Годы Война Победители Проигравшие
1991—1992 Южноосетинская война Южная Осетия Южная Осетия
Конфедерация горских народов Кавказа Конфедерация горских народов Кавказа
Грузия Грузия
1991—1993 Гражданская война в Грузии Госсовет Грузии Звиад Гамсахурдия и его сторонники
1992—1994 Карабахская война Нагорно-Карабахская Республика Нагорно-Карабахская Республика
Армения Армения
Азербайджан Азербайджан
1992—1993 Война в Абхазии (1992—1993) Абхазия Абхазия
Конфедерация горских народов Кавказа Конфедерация горских народов Кавказа
Госсовет Грузии
1998 Война в Абхазии (1998) Абхазия Абхазия Белый легион и Лесные братья
2001 Конфликт в Кодорском ущелье (2001) Абхазия Абхазия Монадире
Гелаев и его боевики
2006 Конфликт в Кодорском ущелье (2006) Грузия Грузия Монадире
2008—2014 Армяно-азербайджанские пограничные конфликты (в Мардакерте 4 марта 2008 • возле села Чайлы 18 июня 2010 • возле села Чайлы 31 августа 2010 • на армяно-азербайджанской границе в июне 2012) • в Физулинском районе ( 2014) Каждая из сторон сообщает о своей победе. Линия соприкосновения войск не изменилась Каждая из сторон сообщает о своей победе. Линия соприкосновения войск не изменилась
2008 Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) Южная Осетия Южная Осетия
Россия Россия
Абхазия Абхазия
Грузия Грузия
2016 Вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе (2016) конфликт продолжается конфликт продолжается

Европейская часть бывшего СССР

Годы Война Победители Проигравшие
1992 Вооружённый конфликт в Приднестровье ПМР ПМР
Россия Россия
Молдавия Молдавия
1993 События сентября — октября 1993 года в Москве Сторонники президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина Сторонники Верховного совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов Российской Федерации
2013—2014 Евромайдан Сторонники европейской интеграции Украины Правительство Украины
2014 Крымский кризис Россия Россия
Крым Крым
Украина Украина
2014—н.в. Вооружённый конфликт на востоке Украины конфликт продолжается конфликт продолжается

См. также

Напишите отзыв о статье "Горячие точки на постсоветском пространстве"

Отрывок, характеризующий Горячие точки на постсоветском пространстве

Горячие точки на постсоветском пространстве — вооруженные конфликты, вспыхнувшие на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х — начале 1990-х.

С ослаблением (делигитимизацией) центральных властей в середине 1980-х годов и ухудшением социально-экономической ситуации конфликты перешли в фазу вооруженного противостояния, а затем и боевых действий.

Характер тех или иных конфликтов, состав их участников, их взаимоотношения с другими заинтересованными сторонами и политика по отношению друг к другу определялась местными условиями.

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Началась первая арабо-израильская война, но арабы ее проиграли, и Израилю удалось увеличить свою территорию с 14 тыс. до 21 тыс. км2. Однако западный берег р. Иордан и восточная часть Иерусалима с Храмовой горой, где находятся главные святые места трех религий - христианской, иудейской и мусульманской - остались за Иорданией.

Вторая арабо-израильская война 1956 г., в которой на стороне Израиля участвовали Англия и Франция, не внесла изменений в палестинскую ситуацию.

В ответ на все это палестинцы создали свой парламент (Национальный совет) в изгнании и под руководством Организации освобождения Палестины (ООП) продолжили борьбу за формирование собственного государства. Основных требований у них было три:

1) вернуть им земли, предназначенные для создания Палестинского государства и захваченные Израилем;

2) разрешить миллионам палестинских беженцев вернуться к своим очагам;

3) сделать Восточный Иерусалим столицей государства Палестина.




Некоторый перелом к лучшему наступил в 1988 г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей - Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993 г. В 1994 г. в секторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996 г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне территория Палестинской автономии занимает 6020 км2, что при населении в 4,1 млн. чел. соответствует его средней плотности 620 чел. на 1 км2 (в том числе на сектор Газа приходится 380 км2 и 1,5 млн. чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXI в. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006 г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007 г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние - с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008 г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008 г.

Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979 г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Мирный договор с Иорданией был заключен в 1994 г. В начале 2000 г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни - это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.

Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами - народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, - была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн. курдов живут в Турции, 4,8 млн. - в Иране, 4,4 млн. - в Ираке и 1,2 млн. - в Сирии.

Вот уже на протяжении более чем девяти десятилетий курды ведут борьбу, в том числе вооруженную, за создание своего национального государства Курдистан. Но только в двух случаях - в начале 1940-х гг. в Ираке и в середине 1970-х гг. в Иране - им удавалось добиться хотя бы временной национально-культурной автономии. Особенно непримиримую позицию по отношению к своим курдам всегда занимали Турция и Ирак. Турецкие власти вообще не считают курдов самобытным народом, а именуют их турками. В борьбе с курдскими повстанцами они применяют регулярную армию, вводя в действие тяжелую артиллерию и авиацию. Иракский режим Саддама Хусейна также не раз применял по отношению к курдам жестокие репрессии, включая насильственную депортацию почти 1 млн. человек из пограничных с Ираном районов. Положение курдов в иранском Курдистане несколько лучше, но и они подвергаются ассимиляции и религиозным преследованиям (курды исповедуют ислам суннитского толка, а иранцы - шиитского). Только с конца 1970-х гг. в турецком, иракском и иранском Курдистане погибло более 110 тыс. человек. Единству действий самих курдов мешают частые разногласия между различными их партиями и группировками.

Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км2) на две части.

Проблема Кипра еще ждет своего решения. Организация Объединенных Наций выступает за вывод с острова большого контингента турецких войск и за такое урегулирование этой проблемы, при котором единство страны было бы восстановлено, причем без ущемления прав и греков-киприотов, и турок-киприотов. В конце 2002 г. ООН предложила план кипрского урегулирования, предусматривающий создание на острове единого государства с широкой автономией греческой и турецкой общин. Тогда Кипр вошел бы в состав ЕС как единое государство. Но этот план был отвергнут ТРСК.

Проблема Афганистана также относится к числу наиболее взрывоопасных. Война здесь длится уже третье десятилетие, она унесла миллионы жизней и давно перестала быть внутренним делом этого государства. Тем более что несколько миллионов афганских беженцев осели в Пакистане, Иране и в других странах Азии и Европы, в США.

В августе 2008 г. резко осложнилась обстановка в Кавказском регионе, что было связано с попыткой Грузии военным путем вернуть себе Южную Осетию. Вмешательство в этот конфликт России привело к провозглашению независимости Абхазии и Южной Осетии.

В Южной Азии уже долгое время существуют два взрывоопасных очага политической и военной напряженности.

Второй очаг - это Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной частях страны - их 82 % и тамилы в северной и северо-восточной ее частях - их 10 % (рис. 80); остальное приходится на потомков арабов - мавров.

К другим конфликтным районам ЮВА относятся Южные Филиппины, где местное мусульманское население требует независимости или по крайней мере широкой автономии. А в Мьянме с сепаратистских позиций выступают отдельные малые народы (карены, шаны).

В Восточной Азии главные геополитические споры также оказались связанными с последствиями Второй мировой войны и расколом мира на две системы. Здесь самый яркий пример такого рода - Корея, оказавшаяся разделенной на Северную (КНДР) и Южную (Республика Корея). В 1950-1953 гг. открытое противоборство двух этих государств привело к ожесточенной войне, в которой фактически участвовали и другие государства, с одной стороны, социалистические, а с другой - капиталистические. В последнее время политический климат на Корейском п-ове несколько потеплел, но говорить о мирном объединении Северной и Южной Кореи еще преждевременно.

К наследию Второй мировой войны можно отнести и отсутствие мирного договора между Россией и Японией, заключению которого более всего мешает затянувшийся на десятилетия спор из-за Курильских о-вов. Территориальные споры существуют также между Китаем и Индией.

Лекция 2.5 Этносоциальные проблемы в современном мире

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Началась первая арабо-израильская война, но арабы ее проиграли, и Израилю удалось увеличить свою территорию с 14 тыс. до 21 тыс. км2. Однако западный берег р. Иордан и восточная часть Иерусалима с Храмовой горой, где находятся главные святые места трех религий - христианской, иудейской и мусульманской - остались за Иорданией.

Вторая арабо-израильская война 1956 г., в которой на стороне Израиля участвовали Англия и Франция, не внесла изменений в палестинскую ситуацию.

В ответ на все это палестинцы создали свой парламент (Национальный совет) в изгнании и под руководством Организации освобождения Палестины (ООП) продолжили борьбу за формирование собственного государства. Основных требований у них было три:

1) вернуть им земли, предназначенные для создания Палестинского государства и захваченные Израилем;

2) разрешить миллионам палестинских беженцев вернуться к своим очагам;

3) сделать Восточный Иерусалим столицей государства Палестина.

Некоторый перелом к лучшему наступил в 1988 г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей - Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993 г. В 1994 г. в секторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996 г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне территория Палестинской автономии занимает 6020 км2, что при населении в 4,1 млн. чел. соответствует его средней плотности 620 чел. на 1 км2 (в том числе на сектор Газа приходится 380 км2 и 1,5 млн. чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXI в. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006 г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007 г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние - с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008 г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008 г.

Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979 г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Мирный договор с Иорданией был заключен в 1994 г. В начале 2000 г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни - это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.

Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами - народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, - была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн. курдов живут в Турции, 4,8 млн. - в Иране, 4,4 млн. - в Ираке и 1,2 млн. - в Сирии.

Вот уже на протяжении более чем девяти десятилетий курды ведут борьбу, в том числе вооруженную, за создание своего национального государства Курдистан. Но только в двух случаях - в начале 1940-х гг. в Ираке и в середине 1970-х гг. в Иране - им удавалось добиться хотя бы временной национально-культурной автономии. Особенно непримиримую позицию по отношению к своим курдам всегда занимали Турция и Ирак. Турецкие власти вообще не считают курдов самобытным народом, а именуют их турками. В борьбе с курдскими повстанцами они применяют регулярную армию, вводя в действие тяжелую артиллерию и авиацию. Иракский режим Саддама Хусейна также не раз применял по отношению к курдам жестокие репрессии, включая насильственную депортацию почти 1 млн. человек из пограничных с Ираном районов. Положение курдов в иранском Курдистане несколько лучше, но и они подвергаются ассимиляции и религиозным преследованиям (курды исповедуют ислам суннитского толка, а иранцы - шиитского). Только с конца 1970-х гг. в турецком, иракском и иранском Курдистане погибло более 110 тыс. человек. Единству действий самих курдов мешают частые разногласия между различными их партиями и группировками.

Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км2) на две части.

Проблема Кипра еще ждет своего решения. Организация Объединенных Наций выступает за вывод с острова большого контингента турецких войск и за такое урегулирование этой проблемы, при котором единство страны было бы восстановлено, причем без ущемления прав и греков-киприотов, и турок-киприотов. В конце 2002 г. ООН предложила план кипрского урегулирования, предусматривающий создание на острове единого государства с широкой автономией греческой и турецкой общин. Тогда Кипр вошел бы в состав ЕС как единое государство. Но этот план был отвергнут ТРСК.

Проблема Афганистана также относится к числу наиболее взрывоопасных. Война здесь длится уже третье десятилетие, она унесла миллионы жизней и давно перестала быть внутренним делом этого государства. Тем более что несколько миллионов афганских беженцев осели в Пакистане, Иране и в других странах Азии и Европы, в США.

В августе 2008 г. резко осложнилась обстановка в Кавказском регионе, что было связано с попыткой Грузии военным путем вернуть себе Южную Осетию. Вмешательство в этот конфликт России привело к провозглашению независимости Абхазии и Южной Осетии.

В Южной Азии уже долгое время существуют два взрывоопасных очага политической и военной напряженности.

Второй очаг - это Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной частях страны - их 82 % и тамилы в северной и северо-восточной ее частях - их 10 % (рис. 80); остальное приходится на потомков арабов - мавров.

К другим конфликтным районам ЮВА относятся Южные Филиппины, где местное мусульманское население требует независимости или по крайней мере широкой автономии. А в Мьянме с сепаратистских позиций выступают отдельные малые народы (карены, шаны).

В Восточной Азии главные геополитические споры также оказались связанными с последствиями Второй мировой войны и расколом мира на две системы. Здесь самый яркий пример такого рода - Корея, оказавшаяся разделенной на Северную (КНДР) и Южную (Республика Корея). В 1950-1953 гг. открытое противоборство двух этих государств привело к ожесточенной войне, в которой фактически участвовали и другие государства, с одной стороны, социалистические, а с другой - капиталистические. В последнее время политический климат на Корейском п-ове несколько потеплел, но говорить о мирном объединении Северной и Южной Кореи еще преждевременно.

К наследию Второй мировой войны можно отнести и отсутствие мирного договора между Россией и Японией, заключению которого более всего мешает затянувшийся на десятилетия спор из-за Курильских о-вов. Территориальные споры существуют также между Китаем и Индией.

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Некоторый перелом к лучшему наступил в 1988 г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей – Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993 г. В 1994 г. в секторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996 г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне территория Палестинской автономии занимает 6020 км 2 , что при населении в 4,1 млн чел. соответствует его средней плотности 620 чел. на 1 км 2 (в том числе на сектор Газа приходится 380 км 2 и 1,5 млн чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXI в. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006 г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007 г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние – с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008 г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008 г.

Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979 г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Да, мирный договор с Иорданией был заключен в 1994 г. В начале 2000 г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни – это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.


Рис. 77. Государство Израиль и Палестинская автономия

Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами – народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, – была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн курдов живут в Турции, 4,8 млн – в Иране, 4,4 млн – в Ираке и 1,2 млн – в Сирии (рис. 78).


Рис. 78. Территория, населенная курдами (по Д. В. Зайцу)

Вот уже на протяжении более чем девяти десятилетий курды ведут борьбу, в том числе вооруженную, за создание своего национального государства Курдистан. Но только в двух случаях – в начале 1940-х гг. в Ираке и в середине 1970-х гг. в Иране – им удавалось добиться хотя бы временной национально-культурной автономии. Особенно непримиримую позицию по отношению к своим курдам всегда занимали Турция и Ирак. Турецкие власти вообще не считают курдов самобытным народом, а именуют их турками. В борьбе с курдскими повстанцами они применяют регулярную армию, вводя в действие тяжелую артиллерию и авиацию. Иракский режим Саддама Хусейна также не раз применял по отношению к курдам жестокие репрессии, включая насильственную депортацию почти 1 млн человек из пограничных с Ираном районов. Положение курдов в иранском Курдистане несколько лучше, но и они подвергаются ассимиляции и религиозным преследованиям (курды исповедуют ислам суннитского толка, а иранцы – шиитского). Только с конца 1970-х гг. в турецком, иракском и иранском Курдистане погибло более 110 тыс. человек. Единству действий самих курдов мешают частые разногласия между различными их партиями и группировками.

Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км 2 ) на две части.

Проблема Кипра еще ждет своего решения. Организация Объединенных Наций выступает за вывод с острова большого контингента турецких войск и за такое урегулирование этой проблемы, при котором единство страны было бы восстановлено, причем без ущемления прав и греков-киприотов, и турок-киприотов. В конце 2002 г. ООН предложила план кипрского урегулирования, предусматривающий создание на острове единого государства с широкой автономией греческой и турецкой общин. Тогда Кипр вошел бы в состав ЕС как единое государство. Но этот план был отвергнут ТРСК.

Проблема Афганистана также относится к числу наиболее взрывоопасных. Война здесь длится уже третье десятилетие, она унесла миллионы жизней и давно перестала быть внутренним делом этого государства. Тем более что несколько миллионов афганских беженцев осели в Пакистане, Иране и в других странах Азии и Европы, в США.


Рис. 79. Карта о. Кипр (по Д. В. Зайцу)


Рис. 80. Расселение сингалов и тамилов в Шри-Ланке

В августе 2008 г. резко осложнилась обстановка в Кавказском регионе, что было связано с попыткой Грузии военным путем вернуть себе Южную Осетию. Вмешательство в этот конфликт России привело к провозглашению независимости Абхазии и Южной Осетии.

В Южной Азииуже долгое время существуют два взрывоопасных очага политической и военной напряженности.

Второй очаг – это Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной частях страны – их 82 % и тамилы в северной и северо-восточной ее частях – их 10 % (рис. 80); остальное приходится на потомков арабов – мавров.

К другим конфликтным районам ЮВА относятся Южные Филиппины, где местное мусульманское население требует независимости или по крайней мере широкой автономии. А в Мьянме с сепаратистских позиций выступают отдельные малые народы (карены, шаны).

В Восточной Азииглавные геополитические споры также оказались связанными с последствиями Второй мировой войны и расколом мира на две системы. Здесь самый яркий пример такого рода – Корея, оказавшаяся разделенной на Северную (КНДР) и Южную (Республика Корея). В 1950–1953 гг. открытое противоборство двух этих государств привело к ожесточенной войне, в которой фактически участвовали и другие государства, с одной стороны, социалистические, а с другой – капиталистические. В последнее время политический климат на Корейском п-ове несколько потеплел, но говорить о мирном объединении Северной и Южной Кореи еще преждевременно.

К наследию Второй мировой войны можно отнести и отсутствие мирного договора между Россией и Японией, заключению которого более всего мешает затянувшийся на десятилетия спор из-за Курильских о-вов. Территориальные споры существуют также между Китаем и Индией.

Читайте также: