Какие главные черты современного этапа развития науки вы можете выделить и кратко охарактеризовать

Обновлено: 06.07.2024

Современный этап развития науки характеризуется господством постнеклассического типа рациональности. Это проявляется в применении синергетических и вероятностных методов познания, вхождения антропологической проблематики в спектр вопросов, решаемых наукой.

Система и целостность

Исходя из положений синергетики, современная наука занимается изучением сложноорганизованных систем. При этом взаимосвязь между системами понимается как сложный процесс-явление их совключения друг в друга. Ключевым понятием также является хаос.

Такое единство проявляется в познавательной точке зрения, объединяющей космос, природу и человека в некое целое. Познающий человек более не является отстраненным субъектом, он включен в познавательный процесс.

Кроме того, для науки $конца XX века$ характерно стирание границ между естественными и гуманитарными науками. На более общем уровне истины науки и истины искусства оказываются соположенными, связанными. При этом в среде ученых появляется убеждение в относительности рациональности как основы научности исследования. Они начинают обращаться к опыту духовных практик (например, к восточному мышлению, характерному для философии буддизма). Во многих своих открытиях ученые опираются на внерациональные познавательные компоненты.

Идея целостности проявляется также в убеждении взаимосвязи всех элементов-систем нашего мира. Иными словами, эволюция одного элемента обуславливает эволюцию другого и так далее. Мир предстает взаимосвязанной эволюционирующей системой.

Методология и междисциплинарность современной науки

Постнеклассическая наука интересуется в первую очередь исторически изменяющимися системами, которые в ходе своего развития приобретают новые структуры и элементы. Поэтому научное познание требует разнообразной методологии, способной с разных сторон выявлять специфику познаваемого. Выработке современной междисциплинарности способствует и философия.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная наука с осторожностью относиться к идее абсолютного. Поэтому в выборе методов она придерживается плюрализма, помогающего осознавать односторонность и недостаточность какой-либо одной исследовательской практики.

Современный ученый строит свое исследование на принципах диалектики, с использованием математического языка. Это указывает на высокую абстрактность научных теорий. Теория начинает выступать своего рода закодированной информацией об универсуме. При этом, как ни странно, ученые в своих теориях не забывают об эстетической составляющей. Теория, кроме всего прочего, должна обладать внутренней симметрий, красотой мысли.

Человек и мир

Наравне с изменением представлений о положении человека в мире, меняется отношение и к самому миру.

Мир, являясь сложноорганизованной системой, вместе с тем, определяется через выявление его как обладающего хаосом. Противопоставление порядка-системы и хаоса в понимании мира – диалектическая особенность современной науки. Третья характеристика мира – это понятие времени. Беря за основу синергетику, постнеклассическая наука рассматривает каждое явление как обладающее своим временем, своей историей.

Также окружающий мир изучается с позиций рассмотрения его как своего рода организма, а не совокупности разрозненных, обособленных объектов.

Итак, из рассмотрения современной науки можно сделать вывод о построении ее на принципах неопределенности, нестабильности и вариативности.

Эволюционно­синергетическая картина мира. Ее фундамент составляют принципы развития и системности. Теоретический каркас ее составляют теории самоорганизации (синергетика) и системности, а также информационный подход (информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем). Пока еще рано судить о ней, но вот некоторые ее сущностные черты:
1) развитие понимается как универсальный и глобальный процесс;
2) развитие трактуется как самодетерминированный нелинейный процесс самоорганизации нестационарных открытых систем (короче, ВСЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНО!);
3) утверждается фундаментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума.
В указанных выше чертах отражаются и главные характеристики современной науки.
1) Принцип развития (эволюции) в современной наук получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы. В рамках универсального эволюционизма всякий локальный процесс эволюции
(гелогической, биологической, социальной и т.д.) может быть объяснен только лишь как необходимый момент единого универсального процесса развития Вселенной как целого.
2) Во 2­й половине XX века научное сообщество в полной мере осознало целостность, а следовательно, системность Метагалактики (часть наблюдаемой Вселенной, доступной для исследования современными астрономическими методами). Центральный аспект системности Метагалактики образует универсальность процессов развития. Процесс развития Вселенной: сингулярность ­> отделение материи от излучения ­> биологическая революция ­> появление социальных систем ­> информацонная революция и т.д. Предельно общий сценарий возрастания системности всего мира.
3) Современная наука становится человекоразмерной. Антропный принцип: “Мир таков, потому что существует человек”.
4) В современной науке стало распространенным исходящее из синергетики представление о том, что эволюционные процессы протекают в форме самоорганизации сложных систем. При этом самоорганизация есть даже в неживых системах: например, при образовании турбулентных потоков система переходит от менее упорядоченного состояния к более упорядоченному.
5) Современная наука характеризуется междисциплинарностью, представляющей собой суммарную тенденцию, детерминированную первыми четырьмя характеристиками.
Таким образом, следует ожидать, что в науке XXI в. доминирующей станет парадигма, основу которой будут составлять универсальные законы эволюции и самооргнаизации, инвариантные к любому уровню организации реальности (физической, химической, геологической, биологической, социальной и т.д.).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Понятие постнеклассической науки было введено в конце 80-х годов 20-го века академиком В. С. Степиным. Сделано это было для того, чтобы обозначить новый этап в развитии науки, связанный со становлением нелинейного естествознания в процессе научной революции, разворачивавшейся в течение трех последних десятилетий и до сих пор не завершившейся.

Главными характеристиками современной, постнеклассической науки являются:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Принятие диалектики целостности, включенности человека в систему – одно из величайших научных достижений современного естествознания и цивилизации в целом. В чем проявляется парадигма целостности?

а) В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т. п. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое.

в) В выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам. Все более распространяется убеждение не только о силе, но и о слабости европейского рационализма и его методов. Но это никоим образом не должно умалять роли разума, рациональности – и науки как ее главного носителя – в жизни современного общества.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации, понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, – это и есть глобальный эволюционизм.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки – сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

Предметом активного обсуждения сегодня являются вопросы о самой философии как таковой; ее месте в современной культуре; о специфике философского знания, его функциях и источниках; о ее возможностях и перспективах; о механизме ее воздействия на развитие познания (в том числе научного) и иных форм деятельности людей.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической включая диалектико-материалистическую.

В науке 20 в. все чаще говорят об эстетической стороне познания, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теориям, законам, концепциям. Поиски красоты, т.е. единства и симметрии законов природы, – примечательная черта современной физики и ряда других естественных наук. Характерная особенность постнеклассической науки – ее диалектизация – широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса – логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

Эту важную особенность, ярко проявившуюся в науке 20 в., подчеркивал В. И. Вернадский. Личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой (как бы расширенно мы ее ни понимали) не охватываемые.

8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Понимания природы все чаще рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает присутствия в универсуме противоположных характеристик.

Таким образом, современная наука даже в малом не может обойтись без вероятностей, нестабильностей и неопределенностей. Они пронизывают все мироздание – от свойств элементарных частиц до поведения человека, общества и Универсума в целом. Поэтому в наши дни все чаще говорят о неопределенности как об атрибутивной, интегральной характеристике бытия, объективной во всех ее сферах.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Современное общество буквально пропитано ощущением надвигающейся экологической катастрофы, и, тем не менее, оно продолжает вести привычный бизнес. Программы устойчивого развития, принятые правительствами, становятся красивой сказкой для взрослых, но мировое сообщество пока не продвигается вперед в развитии этой концепции. Устойчивое развитие часто рассматривается как бессмысленный постулат, с которым все согласны, но каждый идет своим путем. Или как идеологический маневр, скрывающий другие социальные и экономические интересы, утопическая надежда, даже иллюзия, потому что никто не знает, как достичь такого развития, даже если предположить, что смысл этого понятия очевиден. Действительно, как развитие может быть устойчивым? Будет ли стагнация? Или все будут продолжать развиваться ускоренными темпами, пока не исчерпаются природные ресурсы? После Чернобыля и аварии на атомной электростанции Фукусима не стоит надеяться на научно-техническое чудо, которое развеет вечные мечты человечества о рае на земле (хотя бы от ядерных исследований).

Особенности современного развития науки

Особенности современного этапа развития науки, процессы интеграции и дифференциации

Научный крот дифференциации знаний копает глубоко, в то время как орел интеграции парит. Почему такое причудливое сочетание дифференциации и интеграции возможно в разных направлениях? Потому что в науке реализован целый спектр фокусных расстояний. Исследователи, которые его изменяют, внимательно изучают и самые маленькие, и самые большие, и многочисленные ступеньки между ними. В современной науке дифференциация и интеграция знаний — это многоступенчатые процессы.

Еще одной особенностью современной науки является значительная интенсификация междисциплинарных исследований. Везде существует потребность в полноте знаний, а это достигается только путем междисциплинарной трансдукции. Независимость отдельных дисциплин не отрицается, научный изоляционизм отвергается. Никогда еще связи между естественными, формальными и аксиологическими науками, включая социальные и гуманитарные науки, не были такими тесными, как сегодня. Общепризнанно, что благополучие нашей общественной жизни зависит от успехов естественных наук. В то же время сама естественная наука зависит от многочисленных социальных факторов, таких как экономический и политический порядок. Аксиологические отрасли науки, включающие в свою орбиту формальное и естественное знание, придают ему этическое и эстетическое измерение (см. раздел 4.14). Таким образом, несмотря на специфику различных отраслей науки, их единство становится все более значительным.

Как показывает содержание данного учебника, плюрализм является характерной чертой современной науки. Истина не принадлежит одному, но и не произвольна. Это обстоятельство породило особый вид научного синтеза, а именно плюралистический синтез. Она предлагает многомерную истину.

Современная наука имеет векторный характер, она не идет назад, а предлагает линию прогрессивного развития. Самым передовым теориям отдается безусловный приоритет. Они призваны обеспечить научный прогресс.

В современной науке кардинальные изменения происходят в философии науки. В XX веке его именем пытались создать универсальную всеобщую научную картину мира. Это оказалось недостижимым. Сейчас становится все более очевидным, что философия науки понимается как концептуальный фундамент знания, его второй, метанаучный уровень.

Главные характеристики современного этапа развития науки

С развитием науки в последней трети 20-го века был заложен фундамент для создания нового научного мировоззрения — эволюционно-синергетического. Он основан на принципах развития и систематики, которые стали общенаучными принципами. Теоретическую основу этого мировоззрения составляют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в котором информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем. Пока рано оценивать полное содержание эволюционно-синергетического мировоззрения, но можно выделить некоторые его существенные черты. Во-первых, она рассматривает эволюцию как универсальный (происходящий везде и всегда) и глобальный (охватывающий все и всех) процесс. Эта особенность данного мировоззрения выражается в развитии концепции универсального (глобального) эволюционизма. Во-вторых, сама эволюция интерпретируется как самодетерминированный нелинейный процесс самоорганизации нестационарных открытых систем. Такое понимание процессов развития приходит из синергетики. В-третьих, утверждается фундаментальное соответствие основных законов и свойств Вселенной существованию в ней жизни и разума.

Эти особенности эволюционно-синергетического мировоззрения позволяют по-новому решить проблему единства мира, понять взаимосвязь между различными уровнями организации материального мира (мега-, макро- и микромиры), живой и неживой материи, природы и общества, по-новому увидеть место и роль духа во Вселенной.

Вышеперечисленные особенности формирующейся новой НКМ также отражают основные черты современной науки.

Во-первых, принцип развития (эволюции) в современной науке приобрел статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы. В общенаучной концепции универсального (глобального) эволюционизма принцип развития воспроизводится на уровне оснований науки, которая служит центром идеологической кристаллизации нового научного мировоззрения — эволюционно-синергетического.

В рамках универсального эволюционизма устраняется понятие изолированной системы, а вместе с ним и понятие абсолютного (лапласовского) детерминизма. Теперь любой локальный процесс эволюции (геологический, биологический, социальный и т.д.) может быть объяснен только как необходимый момент единого универсального процесса эволюции Вселенной в целом.

Основные тенденции современной науки

Интеграция. Интеграция означает тенденцию к объединению научных знаний. Это проявляется в различных формах.

Примерами таких наук и научных подходов являются кибернетика, общая теория систем, семиотика, теория информации и синергетика. Видимо, стремление к единству научного знания настолько сильно, что появление таких интегративных направлений всегда вызывает оптимизм у ученых и философов и сопровождается несколько завышенными ожиданиями.

Пути развития современной науки о культуре

После методологической революции, произошедшей 100 лет назад, развитие культурных исследований шло, по сути, по двум путям. Первый, как я уже сказал, был выбран адептами и эпигонами программы Дильтея-Рихерта, которые толкают ее к субъективизму и полной изоляции культурологии от контекста естественных наук. Примером этой крайности может служить учение немецкого культуролога Т. Лессинга, который развивал точку зрения, что история есть не что иное, как то, что появляется в результате придания смысла бессмысленному, а именно: сами человеческие поступки и их следы в прошлом, включая культуру.

Таким образом, возникает отношение, которое требует переоценки доктрины, предложенной Дильтеем и керкианской философией, относительно статуса культурных исследований, их критериев, их отличия от естественных наук и отношения к эмпатическим техникам с точки зрения их эпистемической ценности. Все это в значительной степени устарело. Программа культурного познания, основанная на принципах этой философии, должна быть подвергнута трезвому методологическому анализу.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: