Какие функции в политике выполняют сми кратко

Обновлено: 08.07.2024

Говоря о том, что информационная революция и роль СМИ в политических процессах стали закономерным следствием развития постиндустриального общества — общества знания, нужно сказать и том, какие функции приобретают СМИ в новом обществе. В данном случае нас интересует непосредственно участие масс-медиа в политической жизни. Во введении уже говорилось о том, что вряд ли можно унифицировать функции, претендовать на объективность и т. д., так как любое издание, радио, телеканал — являются продуктом того или иного общества и действуют в соответствии с его законами. И при этом: роль СМИ — не пассивная, напротив, вбирая традиции общества, средства массовой информации создают свои собственные традиции, ценности, по которым дальше живет и развивается общество.

Таким образом, совершенно очевидно, что СМИ формирует наши взгляды, оценки, мнения. Осознанно или неосознанно, действуя рационально или иррационально, убеждая нас в верности суждений или наоборот отталкивая, СМИ — является одним из важнейших источников нашего политического мировоззрения.

Итак, первая и главнейшая функция — мировоззренческая.

Однако, возникает еще один вопрос: кто стоит за той или иной публикацией или передачей на радио? Политики и граждане государства зачастую имеют убеждения разной полярности. А значит, и задачи, которые они ставят перед собой — различны. Так как большинство исследователей отдают предпочтение той точке зрения, что влияние СМИ на массы происходит иррационально, интересно обратиться к классификации функций с точки зрения интереса политики и политиков.

Один из видов классификаций представляет К. Виноградова16:

1.СМИ — источник информации.

2.СМИ -сигнальная система (устранение недостатков и прогноз новых политических решений).

3.СМИ -трибуна для дискуссии субъектов коммуникации о решениях и действиях властей.

4.СМИ выступает координатором (СМИ может предложить те или иные условия, которыми будет ознаменован компромисс между политикой и иной сферой, например, бизнесом).

5.СМИ -инструмент обоснования и обнародования политических решений (делает открытым политический процесс, обеспечивает лояльное отношение к власти, с одной стороны, и может восприниматься, как пропаганда взглядов, с другой).

Одной из основных функций СМИ является информационная. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Речь идет о политической информации, к которой относятся сведения, включая комментарий и оценку, имеющие общественную значимость. От того, как (последовательный или фрагментарный способ) и какую (какого качества) информацию получают агенты политики во многом, зависит политическая квалификация их последующих действий.

Речь идет об образовательных возможностях СМИ. Несомненно, что СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений. И все же информационная деятельность СМИ в значительной мере влияет на формирование политических позиций человека, расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической и культурной жизни общества. Политический вес СМИ в значительной мере определяется выполнением функции критики и контроля. Современное государство в состоянии монополизировать СМИ или поставить их под жесткий идеологический контроль. В странах с развитыми демократическими традициями, напротив, СМИ широко используют свои особые возможности контроля и критики. В демократическом государстве прямой контроль над деятельностью и продукцией СМИ устанавливается лишь в чрезвычайных ситуациях (например, во время войны). В отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, критика СМИ отличается неограниченностью своего объекта, а контроль более эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным лицам и событиям. При этом СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Нередко благодаря журналистским расследованиям создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве государственных институтов контроля.

Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медия являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Важнейшая роль СМИ в политической жизни общества заключается в эффективном освещении профессиональной деятельности высокопоставленных лиц. Именно им поручена ответственная работа — обеспечение достойного уровня жизни населения, защита прав и свобод граждан, а также представление и выражение интересов любого человека. Средства массовой информации называют четвертой властью, ставя их на один уровень с тремя основными ветками.

Роль сми в политической жизни общества

Функции и значение

Средства массовой информации — это неотъемлемая часть повседневной жизни демократического общества, важнейшая составляющая политической системы в государстве. Они выполняют несколько функций, главной из которых является распространение информации среди населения. К СМИ относятся журналы и газеты, каналы теле- и радиовещания, кинодокументалистика, а также другие формы передачи и донесения различных сведений. В некоторых случаях их деятельность настолько активна, что воздействие на общественное сознание перерастает в настоящую манипуляцию.

Такое явление особенно распространено в России, развитых азиатских странах и на Западе. При этом профессионалы действуют настолько умело и тонко, что влияние оказывается глубоким, но при этом незаметным. О том, каковы политические функции СМИ и их роль в политике, можно сделать вывод, рассмотрев их деятельность:

Средства массовой информации

  • критика и контроль: предоставленная информация дает возможность гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность, чтобы понять, какую пользу они приносят обществу;
  • освещение различных точек зрения: мнения предоставляются с нескольких сторон, иногда полностью противоположных (это могут быть комментарии простых рабочих, государственного служащего и т. д. );
  • формирование мировоззрения отдельных граждан и целых групп;
  • прививание политических взглядов, норм и ценностей;
  • создание имиджа и образа конкретного политика или партии.

Выполнение всех перечисленных функций сводится к реализации мобилизационной роли средств массовой информации. Другими словами, они объединяют и побуждают общество к совершению каких-либо действий, привлекают их к участию в политической деятельности, призывают не оставаться в стороне от происходящих в государстве процессов.

В настоящее время концентрация СМИ превращается в образование целых империй, последствием чего является монополизация рынка. Отсюда возникает угроза свободе слова и распространению разнообразных данных по одному и тому же вопросу.

Принципы деятельности и отбор материала

Отбор материала

Для реализации поставленных задач массмедиа используют определенный набор приемов и правил. К примеру, важнейшим этапом их работы является выбор тем или направления дискуссий, которые смогли бы сконцентрировать внимание правительства и общественности. Сотрудники этой сферы обычно самостоятельно составляют план и конспект вопросов, которые следует затрагивать публично или, наоборот, не выносить в массы.

Однако определение политических тем связано не только с личными интересами и пристрастиями работников СМИ и их владельцев. К примеру, существуют строгие правила отбора информационного материала, которые позволяют выжить в огромном рыночном пространстве и завоевать внимание публики. Чтобы успешно влиять на сознание публики, массмедиа руководствуются следующими принципами:

Способы подачи информации

Сложно оспорить довольно активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель, имеют собственные интересы, которые приходится пропагандировать и отстаивать, выдерживая конкурентную борьбу.

Иногда мнения, выраженные редакцией, и взгляды разных ведомств и учреждений не совпадают, в результате чего возникают разногласия. Это влечет за собой дискуссии.

Способы подачи информации

Даже если информационная компания провозглашает свою неполитическую ориентацию, могут развиваться противоречивые ситуации из-за несоответствия интересов канала и больших или малых социальных групп. В таких случаях наиболее активные СМИ выступают как группы давления, но при этом преследуют те же коммерческие цели и отстаивают собственный имидж. В обществознании выделяют несколько способов воздействия на население и гражданское мнение:

  • информирование зрителя или читателя, а также вышестоящих органов;
  • скрытая или явная пропаганда;
  • распространение лозунгов, призывов;
  • создание совещательных, консультативных и координационных блоков;
  • образование социологических отделов.

Несмотря на существующие различия в способах преподнесения информации, подавляющее большинство СМИ рассматривают как организации политического давления и повышения культуры населения в вопросах работы органов власти. Гражданин принимает решение, за какого лидера или партию отдать голос, на основании полноты и разносторонности имеющихся у него сведений, полученных из телепрограмм, радиоэфиров, интервью, дебатов и т. д. По этой причине в демократическом обществе приветствуют плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.

Задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти

Многие аналитики высказывают мнение, что главная задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти. Однако иногда реализация этой функции происходит в извращенных формах (незаконное подслушивание телефонных разговоров, подача дезинформации, выброс компрометирующих фактов, искажение данных). Эти кратко перечисленные способы также используются для распространения новостей, однако подобные источники информации быстро утрачивают свои лидирующие позиции и популярность в массах.

Политический процесс - последовательная смена политических событий, в которых происходит взаимодействие между субъектами политики.

СМИ – это технические средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории.

Политическое участие – это действия граждан с целью влияния на политическую власть.

Абсентеизм – сознательное уклонение граждан от участия в политических действиях (например, массовая неявка на выборы или референдум), которое способно сделать невозможным принятие значимых политических решений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 292-295; 307—316.

2. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

3. Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций : профильный уровень /[. Боголюбов Л. Н, Лазебникова А.Ю. и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2018.— С. 200-208; 265-268..

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любой процесс представляет собой последовательность событий, действий. Политический процесс также характеризуется последовательной сменой политических событий, в которых происходит взаимодействие между субъектами политики. В политическом процессе можно выделить два этапа. На первом этапе происходит формирование власти через выборы (например, Госдума) или назначение на должность (Председатель правительства). На втором же этапе происходит непосредственное осуществление властных полномочий. Какие же шаги включает в себя этот этап? Во-первых, должна возникнуть какая-то проблема, в ответ на которую и запускается политический процесс. Озвучить эту проблему, то есть выразить недовольство могут и социальные группы, и отдельные граждане, и общественно-политические организации и др. Вторым шагом будет принятие политического решения по данной проблеме. И здесь уже прерогатива принадлежит соответствующим органам власти: Президент принимает указы и распоряжения, Государственная дума - законы, правительство разрабатывает определенную стратегию и ставит конкретные цели. Третий шаг в этом процессе – реализация принятых решений. Здесь уже подключаются исполнительные орган власти: министерства и ведомства. И, наконец, четвертый шаг – это контроль и оценка результатов. Конечный результат зависит от многих факторов: наличие ресурсов, продуманность действий, согласованность структурных элементов политического процесса и др. Оценкой политики занимаются не только правительственные органы, такие как Главное контрольное управление Президента, но и неправительственные, среди которых различные независимые фонды, средства массовой информации и др.

Типы политических процессов:

- базовые (оказывают влияние на всю политическую систему общества)

- периферийные (ограничены рамками отдельных сфер);

2) по степени публичности

- открытые (интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учёт общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.)

- скрытые или теневые (тайные действия определённых структур)

3) в зависимости от объекта

Стадии политического процесса

  • Выявление и согласование интересов
  • Формирование цели и программы деятельности
  • Реализация программы в деятельности социально-политических общностей
  • Контроль за реализацией
  • Оценка результатов, определение ответственности

Признаки СМИ

  • Неограниченный круг потребителей
  • Сбор, обработка и передача информации с помощью специальных технических средств
  • Периодический или постоянный характер работы
  1. Информационная (дают информацию о различных событиях и комментируют их);
  2. Представление различных общественных интересов ;
  3. Формирование общественного мнения;
  4. Мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям);
  5. Политическая социализация (приобщение людей к политическим нормам и ценностям);
  6. Критика и контроль (помогают гражданам оценивать деятельность власти).

Виды политического участия

Примеры и разбор решения заданий

  1. Установите соответствие между элементами двух множеств:

1) базовые политические процессы

2) формы политического участия

3) периферийные политические процессы

4) политическое участие

А) выборы, обращение в органы государственной власти, митинги

Б) связаны с принятием ключевых решений для политической системы

В) прямое или опосредованное

Г) не оказывают принципиального влияния на способы осуществления власти

Правильный вариант: 1-Б; 2-А; 3-Г; 4-В.

1) СМИ выступают институтом политической социализации граждан;

2) В любом обществе возможен абсентеизм;

3) Политическая социализация может проявляться в форме социального отчуждения от политики.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);
  • книжные издательства;
  • агентства печати;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • кино-, видео-, звукозапись;
  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Политика и СМИ.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Читайте также: