Какие функции у администрации школы в работе с детьми с овз
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Функции различных групп специалистов,
обеспечивающих разработку и реализацию АОП для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе
Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
· финансовое обеспечение реализации АОП;
· внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
· кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
· обеспечение материально-технических условий (безбарьерной предметной образовательной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
· поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
· организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и оценка эффективности деятельности специалистов школы в направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) – члены шПМПк
· разработка индивидуальных образовательных программ;
· отслеживание динамики развития обучающегося;
· оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
· Помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
· Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации АОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка:
· участие в разработке адаптированных образовательных программ;
· разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
· организация развивающей среды в классе;
· создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
· формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации;
· выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
· применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и Индивидуальных образовательных программ;
· при необходимости – адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
· выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе – детей с ОВЗ.
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
· участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
· помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе - детей с ОВЗ;
· применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе – с ОВЗ.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Этапы развития ребёнка с ОВЗ
Период раннего детства
комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощью ребенку
проведение консультаций и специальных занятий с детьми
возможность корректировки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута с учётом динамики развития проблемного ребёнка
организация перехода ребёнка в адаптационную группу или группу кратковременного пребывания на базе ППМС центра или дошкольного образовательного учреждения
Период дошкольного детства
обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной программы для ребёнка
необходимость создания адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды
наличие специальной образовательной помощи
чёткое разделение функционала всех специалистов
обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком
Период школьного обучения
обучение в условиях общеобразовательного класса
обучение в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки
система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении
развёрнутая сеть услуг дополнительного образования
Период профессионально-трудовой адаптации
учёт состояния умственной и физической трудоспособности
раннее начало профориентационной деятельности
сопоставление психофизиологических возможностей подростка с параметрами конкретной профессии и рабочего места
постоянное обновление данных о вакансиях и расширение спектра профессиональных занятий
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Разъяснения
о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Таким образом, тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
на постоянной основе.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.
Обзор документа
Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:
- статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;
- порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;
- особенности их деятельности.
Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МАОУ-СОШ №4 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Локальные акты МАОУ - СОШ №4 г Асино:
• Положение об инклюзивном образовании (приказ от 30.08.2016 г. № 298)
• Положение об организации индивидуального обучении на дому (приказ от 05.11.2014 г. № 336)
• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приказ от 01.09.2013 г. №211)
Форма договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
План работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МАОУ-СОШ№4 г. Асино на 2021 -2022 учебный год.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ВАРИАНТ 7.1)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)
Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов (Вариант 7.1)
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_detmi_ovz.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
Из опыта работы
В Ф едеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
1.Основные группы условий
- Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
- Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
- Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
- Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
2.Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ
- Индивидуальный подход.
- Поддержка стабильности эмоциональной сферы.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. И на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому главным приоритетом в работе детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Наряду с традиционными технологиями обучения, позволяющие обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. В своей работе использую следующие методические приемы:
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- поэтапное разъяснение заданий;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- использование упражнений с минимальным заполнением, с пропущенными словами, предложениями;
- смена видов деятельности;
- использование печатных материалов иллюстрациями.
В работе с детьми применяю такие подходы:
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- проведение подготовительных занятий;
- активизация познавательной деятельности;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка;
- разрешение переделать задание, с которым он не справился;
- оценка переделанных работ.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность, положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:
Повторение - основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Повторение провожу непрерывно, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,
организация коррекционной работы
В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение, о сновная задача которого:
- создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ.
В своей работе используем следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:
- тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зренияздоровьесбережения;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- анкетирование учащихся, диагностика;
- обследование школьников по запросу родителей
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, педагога- психолога, учителя-логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Технологии компенсирующего обучения
В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы реабилитационного пространства:
а также виды педагогической поддержки в усвоении знаний :
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Дневник динамического развития
В своей работе использую дневник д инамического развития, в котором прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях;
- развитие мотивации учебной деятельности
- развитие внимания и памяти , навыков самоконтроля
- повышение работоспособности и самостоятельности
В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения. Дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и технологий, например:
- сетевое взаимодействие - взаимодействие учебной деятельности со сферой дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта.
В рамках сетевого взаимодействия я, совместно с педагогическим коллективом, сотрудничаю :
Обследование обучающихся с целью профилактики заболеваний
Сибирский Центр Профилактики и Лечение Близорукости ГЛАЗКА
Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, выставок, мастер-классов.
ДДТ им. А.И. Ефремова
Детская школа искусств №11
Проведение выставок, концертов.
Участие в благотворительных акциях.
МУП Новосибирский зоопарк им. Р.А.Шило
Представители силовых структур (МЧС, пожарной охраны, полиции)
Всероссийский Союз Ветеранов Афганистана
Участие в благотворительных акциях, концертах ко Дню матери и Дню Победы.
Задачи педагогического сопровождения
В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей, имеющих ОВЗ:
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Читайте также:
- Что такое возвышенность в географии 6 класс определение кратко
- Expressing and justifying opinion about fantasy books and films essay план урока
- Что такое первоначальное накопление капитала как вы понимаете это выражение кратко
- Какие хищные птицы помогают защитить воздушное пространство аэропортов от ворон чаек голубей кратко
- Какие характеристики позволяют одному человеку влиять на другого кратко