Какие функции права выполняет в обществе кратко

Обновлено: 18.05.2024

Виды права – то же, что и отрасли права – это элементы, составляющие комплекс всех правовых норм, каждый из которых регулирует какую-то конкретную группу отношений в обществе. Виды права, в свою очередь, делятся на институты права. Например, конституция как норма права и конституционный суд являются институтами конституционного права.

В системе права все отрасли делятся на материальное право (непосредственное воздействие на общественные отношения и прямое их регулирование) и процессуальное право (порядок и процедура осуществления прав и обязанностей объектов права). То есть, материальное право, грубо говоря, - конкретное и практическое, а процессуальное – общее и теоретическое.

Виды материального права:

  1. Конституционное право – регулирование отношений личности и государства, организация государства и его конституционные характеристики.
  2. Административное право – регулирование отношений государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.
  3. Гражданское право – имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.
  4. Предпринимательское право – правовые нормы организации и ведения предпринимательской деятельности.
  5. Трудовое право – отношения в сфере наемного труда и рынка труда.
  6. Финансовое право – отношения в сфере налогообложения, государственных денежных средств и ценных бумаг.
  7. Уголовное право – общественные отношения, связанные с правонарушениями преступного характера, и наказание (уголовная ответственность).
  8. Экологическое право – взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  9. Семейное право – регулирует семейные отношения и, связанные с ними, имущественные отношения.
  10. Право социального обеспечения – распределение части ВВП населению путем денежных выплат, социального страхования, социальных услуг, льгот, а также реализация соответствующих правовых норм.

Виды процессуального права:

  1. Гражданское процессуальное право.
  2. Уголовно-процессуальное право.
  3. Арбитражный процесс (характерно только для России).

Таковы основные отрасли права. Кроме них эксперты выделяют еще несколько, более конкретных, так называемых, комплексных отраслей:

  • коммерческое право; ;
  • транспортное право;
  • аграрное право;
  • жилищное право;
  • авторское право;
  • наследственное право;
  • земельное право;
  • таможенное право;
  • муниципальное право;
  • налоговое право;
  • уголовно-исполнительное право.

Есть еще одна отрасль права, стоящая особняком – международное право. Это совсем другая правовая система, так как все предыдущие виды относятся к внутренней политике, а эта – к внешней.

Международное право – это система правовых норм, регулирующих отношения между государствами, отношения с участием иностранных субъектов и объектов права, учитывающая иностранные нормативно-правовые акты и правовые особенности. Виды международного права:

  • международное публичное право;
  • международное частное право;
  • наднациональное право (собственно межгосударственные отношения).

Функции права.

Под функциями права правоведы понимают направления воздействия права на общественные отношения. Все отрасли права выполняют два типа функций, каждый из которых делится на несколько видов функций права:

  1. Общесоциальные функции права:
    • экономическая функция (гражданско-правовые договоры и перемещение материальных благ);
    • политическая функция (деятельность субъектов политической системы);
    • коммуникативная функция (связь между объектами управления);
    • экологическая функция (экологическое право).
  1. Специально-юридические функции права:
    • регулятивная (правила поведения в обществе, обеспечение общественного порядка);
    • охранительная (охрана значимых общественных отношений);
    • оценочная (определение правомерности или неправомерности поступков и действий);
    • воспитательная (воздействие на поведение людей и привитие социальных норм).

Все перечисленные функции права обеспечивают нормативность общественной жизни и отражают сложнейший процесс правового регулирования и правового воздействия.

Принцип социальной справедливости, вся правовая система на нем основывается.

Принцип верховенства права.

Принцип взаимной ответственности личности и государства.

Принцип ответственности (при доказанной вине).

Принцип гласности судопроизводства.

Принцип состязательности при вершении правосудия.

Остальные принципы заложены по отраслям права.

Dum spiro, spero. Любопытство - не порок, а очень даже полезная вещь. Интересуюсь многим. · 24 февр 2019

Правовые нормы выполняют следующие функции в обществе: - охранительная (сохраняют полезные отношения и вытесняют вредные); - гуманистическая (смягчает конфликты и противоречия); - регулятивная (воздействие на поведение людей); - воспитательная (закладывают модели поведения в сознание подрастающего поколения); - идеологическая (формируют в общественном сознании. Читать далее

О термине функции права юридическая наука имеет неоднозначные определения. В обобщенном изложении, это правовое воздействие на общественные отношения, которое обусловлено их социальным назначением.

Значения функций права

Обобщив толкование термина в различных источниках, опираясь на практическое применение, можно сделать вывод, что функции права - это:

  1. Соцназначение права.
  2. Направленность правового воздействия на общество.
  3. Совокупность двух пунктов.

Рассмотрение функций права происходит в разных плоскостях. Отталкиваясь от неразрывности с государством прослеживается схожесть функций с государственной властью.

Классификация функций права

Государственная деятельность характеризуется правовыми формами на основе различных законодательных актов. Поэтому выделяют идентичные государственным экономические, социальные, экологические функции права. Если же говорить о государственной власти по субъектам, то различают законодательную, исполнительную, судебную функции.

Видовое подразделение зависит от основных задач решаемых правовыми функциями.

Полная классификация функций права изображена на рисунке 1.

Классификация функций права

Рисунок 1. Классификация функций права

Среди данных функций выделяются две основные группы и одну не основную:

  1. Внешние.
  2. Внутренние.
  3. Неосновные.

Кратко охарактеризуем каждую из них.

Внешние и внутренние функции права

Большая группа внешних функций выступает правовым социальным регулятором. К ней относят такие общесоциальные функции права, как:

  • Политическую — регулировка всех действующих механизмов госфункционирования.
  • Экономическую — регулирование производственных отношений по вопросам приобретения собственности, распределения богатств.
  • Воспитательную — регулирует идеологию, педагогику, влияет на правомерное поведение субъектов.
  • Культурно-историческую — отвечает за духовные ценности.
  • Социальное контролирование — сдерживает неправомерный поведенческий характер.
  • Информационно-регулирующую — стимулирует социально полезное поведение.
  • Коммуникативную — связующее звено между управляемыми субъектами и объектами управления.

Внутреннее понятие функции права сводится к юридическому вопросу взаимодействия с обществом.

В свою очередь подразделяются на:

  1. Регулятивную функцию, которая призвана устанавливать упорядочивание отношений не связанных с правонарушениями, которая, в свою очередь, делится на:
    1. динамическую (пользование позитивными правами, исполнение позитивных обязанностей);
    2. статистическую (закрепление позитивных прав).

    Неосновные функции права

    Юридические или неосновные функции права выделяются юрлитературными источниками. К ним относят:

    • Компенсационную функцию. Любой субъект общественных отношений обязан возместить причиненный ущерб. Применима в гражданском, трудовом, частично в уголовном праве.
    • Ограничительную функцию. Законные ограничения прав и свобод человека могут применяться в отношении лиц нарушающих конституционные принципы государства. К ним относятся ущемление прав других граждан, угроза безопасности государства, разжигание национальной вражды и так далее.
    • Восстановительную функцию. Возврат прежнего правового, трудового положения, отобранного имущества — восстановление нарушенного права. Тесно связана с компенсационной функцией, так как является видом возмещения утраченного.

    Рассмотренные функции являются стандартами, нормативами в регулировании и правовом воздействии на общественную жизнь.

    Значение права в жизни общества трудно переоценить. Оно незримой нитью пронизывает значительную часть общественных отношений, начиная своё воздействие на человека тогда, когда он ещё находится на раннем этапе социализации, постепенно усложняясь. Так возникает воспитательная функция права.

    Воспитательная функция права — это способность права влиять на мысли и чувства людей, формируя их правосознание и стимулируя правомерное поведение.

    Разумеется, одной воспитательной функцией право бы обойтись не могло. Государство контролирует и регулирует жизнь общества посредством права. Государству принадлежит монопольное право на издание законов, которые и являются регуляторами всех сфер жизни общества. Иными словами, право выполняет также регулятивную функцию.

    Регулятивная функция права — это направление правового воздействия, призванное обеспечить чёткую организацию общественно-полезных отношений во всём их многообразии.

    Это означает, что благодаря регулятивной функции права происходит законодательное обоснование должного поведения людей в сфере имущественных, финансовых, семейных и иных правоотношений.
    Но, к сожалению, далеко не всегда поведение людей в спорных вопросах, даже и регулируемых нормами права, оказывается именно должным. Это, в свою очередь, приводит к нарушению правовых норм, установленных государством, и ущемляет права отдельных лиц. Следовательно, государство должно отреагировать на такое поведение и восстановить правовую справедливость. Говоря иначе, государство должно охранять права граждан и воздействовать на лиц, посягающих на эти права. Отсюда вытекает охранительная функция права.

    Охранительная функция права — это направление правового воздействия, имеющее целью охрану положительных, а также пресечение и предотвращение вредных для общества отношений.

    • определяет, какие деяния относятся к противоправным , и запрещает их, предостерегая от возможного нарушения права;
    • определяет меру ответственности за совершение противоправных деяний;
    • непосредственно применяет санкции к лицам, совершившим противоправное деяние.

    Именно с позиции права мы можем оценить правильность или ошибочность деяния человека для общества. Следовательно, праву присуща оценочная функция.

    Оценочная функция права — это определение критерия правомерности или неправомерности поведения человека при взаимодействии с обществом.

    При правомерном поведении человека исключается применение к нему негативных санкций со стороны государства.
    В рамках оценочной функции права применяются не только охранительные нормы, которые предусматривают негативное воздействие на нарушителя. Также существуют и поощрительные нормы, предусматривающие положительные санкции.

    группа лиц по предварительному сговору напала на инкассаторов, похитив значительную сумму денег. Однако момент нападения и побега грабителей был замечен проезжавшим мимо на автомобиле человеком, который моментально сообщил об этом по телефону, что помогло оперативно задержать преступников. Преступники получили суровый приговор суда — это охранительная функция права — а гражданину, своевременно сообщившему о преступлении, была объявлена официальная благодарность — это поощрительная санкция.

    Функции права — это основные направления воздей­ствия права на сознание и поведение людей, характеризу­ющие его роль и значение в жизни общества.

    К общесоциальным функциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и ин­формационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля.

    Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достижения человеческой цивилизации: свободу, равенство, справед­ливость.

    Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные раз­рушительные процессы.

    Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становлению че­ловека как правопослушного члена гражданского обще­ства.

    Информационно-ориентирующая функция заключа­ется в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.

    Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально полезное поведение человека и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) поведе­ние, опасное или вредное для общества.

    Специально-юридические функции права осуществля­ются при помощи специфических юридических средств (издание нормативных и индивидуальных правовых актов). Обычно выделяют две основные специально-юридические функции права: регулятивную и охранительную.

    Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в об­щественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает че­ловеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде­ляют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.

    Различают две разновидности регулятивной функции: регулятивную статическую и регулятивную динами­ческую. Регулятивная статическая функция права прояв­ляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов). Например, ст.2 Конституции Украины закреп­ляет унитарное устройство нашего государства.

    Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго­ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и собствен­ность от преступного посягательства.

    Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права при­звана обеспечить нормальное действие регулятивной функ­ции.

    2.8. Источники (формы) права: понятие и виды

    Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.

    В современном понимании источник права — это исхо­дящий от государства способ выражения и закрепления норм права.

    Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

    1) правовой обычай — стихийно сложившееся устойчи­вое правило поведения, санкционированное государством. В древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире правовой обы­чай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в международном праве (дипло­матические обычаи);

    2) юридический (судебный или административный) пре­цедент — решение по конкретному делу, которому при­дана нормативная сила и которое служит образцом для ре­шения аналогичных дел. Юридический прецедент распро­странен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады и США, используется международной юстицией. Однако его элементы имеют место и в украинской правовой системе в деятельности Конституционного Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми судебными органами;




    3) нормативно-правовой акт — письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт явля­ется основным источником права;

    4) нормативный договор — это соглашение между дву­мя и более субъектами права, содержащее обязательные для них предписания. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и междуна­родными, учредительными и обычными, типовыми и теку­щими. Нормативный договор не является персонифициро­ванным актом, его содержание составляют правила пове­дения общего характера. Наиболее распространенным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

    В различных правовых системах соотношение и взаимо­действие между источниками права имеет свои особеннос­ти. Например, в Украине нечасто используются юридичес­кий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде госу­дарств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.

    2.9. Законы и подзаконные акты

    Нормативно-правовые акты как основные источники права по юридической силе разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

    Закон — это нормативный акт, принятый органом за­конодательной власти или всенародным референдумом, содержащий первичные правовые нормы и обладающий высшей юридической силой.

    Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:

    1) закон принимается только носителями государ­ственного суверенитета (народом или его высшим пред­ставительным органом);

    3) законами регулируются наиболее важные обществен­ные отношения.

    Законы в современном демократическом правовом госу­дарстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.

    Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы об­щественного и государственного строя страны и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и допол­нения. Эти законы, как правило, принимаются и изменя­ются в особом порядке. Все иные законы относятся к груп­пе обычных (текущих) законов.

    Подзаконные акты — это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации зако­нов.

    Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Под­законные акты не могут изменять или отменять как законы в целом, так и их отдельные положения.

    Подзаконные акты многообразны по форме и источникам происхождения. В нашей стране существуют следующие виды подзаконных актов:

    1) указы Президента Украины;

    2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

    3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;

    4) решения органов местного самоуправления и их ис­полнительных органов;

    5) распоряжения глав местных государственных адми­нистраций;

    6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.

    Законы и подзаконные акты являются основными эле­ментами системы законодательства.

    Функции права — это основные направления воздей­ствия права на сознание и поведение людей, характеризу­ющие его роль и значение в жизни общества.

    К общесоциальным функциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и ин­формационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля.

    Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достижения человеческой цивилизации: свободу, равенство, справед­ливость.

    Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные раз­рушительные процессы.

    Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становлению че­ловека как правопослушного члена гражданского обще­ства.

    Информационно-ориентирующая функция заключа­ется в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.

    Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально полезное поведение человека и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) поведе­ние, опасное или вредное для общества.

    Специально-юридические функции права осуществля­ются при помощи специфических юридических средств (издание нормативных и индивидуальных правовых актов). Обычно выделяют две основные специально-юридические функции права: регулятивную и охранительную.

    Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в об­щественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает че­ловеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде­ляют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.

    Различают две разновидности регулятивной функции: регулятивную статическую и регулятивную динами­ческую. Регулятивная статическая функция права прояв­ляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов). Например, ст.2 Конституции Украины закреп­ляет унитарное устройство нашего государства.

    Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго­ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и собствен­ность от преступного посягательства.

    Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права при­звана обеспечить нормальное действие регулятивной функ­ции.

    2.8. Источники (формы) права: понятие и виды

    Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.

    В современном понимании источник права — это исхо­дящий от государства способ выражения и закрепления норм права.

    Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

    1) правовой обычай — стихийно сложившееся устойчи­вое правило поведения, санкционированное государством. В древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире правовой обы­чай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в международном праве (дипло­матические обычаи);

    2) юридический (судебный или административный) пре­цедент — решение по конкретному делу, которому при­дана нормативная сила и которое служит образцом для ре­шения аналогичных дел. Юридический прецедент распро­странен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады и США, используется международной юстицией. Однако его элементы имеют место и в украинской правовой системе в деятельности Конституционного Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми судебными органами;

    3) нормативно-правовой акт — письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт явля­ется основным источником права;

    4) нормативный договор — это соглашение между дву­мя и более субъектами права, содержащее обязательные для них предписания. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и междуна­родными, учредительными и обычными, типовыми и теку­щими. Нормативный договор не является персонифициро­ванным актом, его содержание составляют правила пове­дения общего характера. Наиболее распространенным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

    В различных правовых системах соотношение и взаимо­действие между источниками права имеет свои особеннос­ти. Например, в Украине нечасто используются юридичес­кий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде госу­дарств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.

    2.9. Законы и подзаконные акты

    Нормативно-правовые акты как основные источники права по юридической силе разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

    Закон — это нормативный акт, принятый органом за­конодательной власти или всенародным референдумом, содержащий первичные правовые нормы и обладающий высшей юридической силой.

    Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:

    1) закон принимается только носителями государ­ственного суверенитета (народом или его высшим пред­ставительным органом);

    3) законами регулируются наиболее важные обществен­ные отношения.

    Законы в современном демократическом правовом госу­дарстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.

    Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы об­щественного и государственного строя страны и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и допол­нения. Эти законы, как правило, принимаются и изменя­ются в особом порядке. Все иные законы относятся к груп­пе обычных (текущих) законов.

    Подзаконные акты — это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации зако­нов.

    Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Под­законные акты не могут изменять или отменять как законы в целом, так и их отдельные положения.

    Подзаконные акты многообразны по форме и источникам происхождения. В нашей стране существуют следующие виды подзаконных актов:

    1) указы Президента Украины;

    2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

    3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;

    4) решения органов местного самоуправления и их ис­полнительных органов;

    5) распоряжения глав местных государственных адми­нистраций;

    6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.

    Законы и подзаконные акты являются основными эле­ментами системы законодательства.

    Читайте также: