Какие формы мероприятий можно провести с детьми начальной школы в лагере поясните почему

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 4326 0

Новые формы работы в лагере

Наша задача – каждым делом удивить ребенка.

В.А. Сухомлинский

Организация досуга детей и подростков в летнем лагере – традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования, которое стремится наполнить свободное время ребенка разнообразными видами и формами работы, интересными, эмоционально насыщенными компонентами.

Несмотря на то, что XXI век насыщен разнообразными видами внешкольной деятельности, таких как интернет – клубы, неформальные группировки, интернет - игры и др., каждый ребенок внутренне ощущает потребность в общении со сверстниками. И если в школе важны информационные отношения и ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий, то в лагере есть возможность строить социальные отношения (мобильность, самоуважение и т.д.) и попробовать себя в новом качестве. Поэтому главной задачей для организаторов летнего отдыха детей на базе общеобразовательных учреждений является поиск и применение новых методов работы, которые могли бы мотивировать детей на то, что отдых в лагере – это праздник, возможность интересно провести время, научиться чему-то новому, получить незабываемые впечатления, познакомиться с интересными людьми, приобрести новых друзей.

Новыми вариантами проведения мероприятий в лагере могут стать:

При проведении флешмоба в городском оздоровительном лагере необходимо учитывать некоторые моменты:

проводить мероприятие необходимо не в организационный период, а в первые дни основного этапа смены(4-5 день);

необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

предварительно в помещении лагеря провести инструктаж и обсудить план действий каждого участника акции;

определить ответственных за определенные участки построения фигуры.

Сценарий проведения флешмоба в лагере представлен в приложении № 1.

Фотокарнавал

Фотогра́фия ( фр. Photographie от др.-греч. φως / φωτος— свет и γραφω — пишу; светопись— техника рисования светом )— получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере .

В более широком смысле, фотография— это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.

Таким образом, фотокарнавалпредполагает демонстрацию маскарадных костюмов, изготовленных руками детей из подручных материалов, и проведение фотосессии по итогам мероприятия (см. Приложение №2). Такие праздники, предполагающие переодевание или изготовление костюмов, вызывают огромный интерес среди детей, массовое участие, позитивные отклики.

Футбо́л (от англ. Foot — ступня, ball — мяч)— командный вид спорта , в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.

Весёлый(толковый словарь русского языка Ефремова Т.Ф.):
1) а) полный веселья, жизнерадостный;
б) выражающий веселье , исполненный веселья.
2) вызывающий радость, веселье.
3) приятный для глаза, светлый, яркий (о расцветке тканей, обоев , картин и
т.п.).

Данное мероприятие является заключительным аккордом лагерной смены. Дружеский матч, в котором нет проигравших и победителей, позволяет оставить у детей приятные воспоминания о днях, проведенных в лагере.

Таким образом, вышеуказанные формы работы помогают ребенку освоить новое пространство, способствуют физическому развитию, эмоциональному и духовному раскрепощению, раскрытию творческого потенциала, формированию креативности, самостоятельности и ведут к сплочению коллектива.

Приложение 1.

(для детей летних оздоровительных лагерей)

Цель: повышение социальной активности детей и формирование ответственного отношения к своему здоровью через интерактивные формы деятельности.

Форма: флешмоб

Подготовительная работа: подготовить вступительную речь; продумать вопросы для флешмоба; подобрать веселую разминку; напечатать листовки с полезной информацией и занимательной зарядкой.

Ход праздника:

Озвучивание плана действий.

Все отряды собираются в актовом зале.

Вступительная речь

Каждый из вас, наверное, знает, что движение – это жизнь! Физическая активность – это обязательное условие нормального функционирования организма человека. Недостаток движения также опасен для человека, как и недостаток витаминов, минеральных веществ, кислорода и т.п.

Движение помогает нашему организму быть здоровым – развивает мышцы (это 45% от общей массы человека), укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердце, нервы, сосуды. Кроме этого движение помогает нам быть стройными и красивыми.

Физическая активность нужна всем: больным — чтобы быстрее выздороветь, здоровым — чтобы оставаться таковыми долгие годы, детям – чтобы правильно развиваться и расти, молодым людям и людям среднего возраста – чтобы надолго сохранить молодость, пожилым людям – чтобы жить полноценной жизнью вне зависимости от возраста.

Современный темп жизни, как правило, не дает нам заниматься физическими занятиями даже в минимальных количествах. Но это только на первый взгляд. Ведь в большинстве своем мы просто боимся. Боимся, что физическая активность – это обязательно изнурительные тренировки, а это совершенно не так! Мы забываем про пешие прогулки, про занятия танцами, про катание на велосипеде, про активные игры на свежем воздухе, про плавание. А ведь все это и многое другое приносит нам удовольствие и является прекрасной тренировкой для нашего организма. Занятия физкультурой должны обязательно приносить человеку удовлетворение и радость. И начинать нужно хотя бы с малого.

Начнем мы с веселой зарядки.

1. Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда
(повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали.
Словно ванькой - встанькой стали.
А теперь пустились вскачь,
(прыжки на месте)
Будто мой упругий мяч.
Раз, два, раз, два
(упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.

2. Эй! Попрыгали на месте.

(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.

(наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки.

(нагнувшись ,поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже.

(глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе.

(дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй!

(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай!

(руками потянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко.

(покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?

(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок!

А теперь мы с вами попытаемся выразить свое отношение к активному образу жизни, через флешмоб.

План наших действий:

Необходимо выбрать 4 человека для глаз смайлика и 6-7 для улыбки.

Выходим из зала по отрядам. Сначала первый, потом второй и третий.

На улице размечена фигура с цифрами. Каждому отряду необходимо будет занять свои места, согласно цифрам.

Разминка: глазки открыли- закрыли, подмигнули; По кругу побежали – остановились. Смайлик улыбнулся – огорчился.

- газированные напитки полезны;

- утром надо умываться;

- ходить пешком вредно;

- смех продлевает жизнь человека;

- зимой можно ходить без шапки;

- в киви много витамина С;

- кушать всегда надо быстро;

- чипсы очень вредны;

- зарядкой заниматься - плохо;

- мы теперь все будем любить спорт!

6. Раздача листовок с полезной информацией и необычной зарядкой для шеи. (см. приложение 1)

Приложение 2.

Сценарий развлекательной программы

для летних оздоровительных лагерей

Цели: создание условий для развития творческого мышления и креативных способностей детей в условиях городского оздоровительного лагеря.

Форма: познавательно-игровая программа.

Возраст участников:7-14 лет.

Подготовительная работа: заранее подготовленные костюмы, музыкальное сопровождение, реквизит для конкурсов (пакеты, газеты, скотч, ножницы, цветная бумага, цветные изображения одежды разных профессий), грамоты, дипломы, подарки; мелкие призы для зрителей.

Ход праздника:

Вступительная театрализованная постановка.

Заключительные слова ведущих.

Звучит песня о моде.

На сцене появляется мама, собирающаяся на работу и дочь, которая постоянно смотрит в зеркальце и поправляет прическу.

Мама: Дорогая, я ухожу на работу. Будь умницей. Смотри мне чтобы в доме был полный порядок!

Кристина: Не волнуйся, мамуля.

Мама:(целует дочь) До встречи, доченька.

Кристина:До свидания, мама.

Девочка целует маму, провожает ее до двери и тут же достает телефон из своей сумочки, звонит подружке.

Кристина:(набрав номер) Алло! Приветик. Слушай, Альбина, бери самые лучшие наряды, и приходи ко мне домой! Устроим показ мод. Что? Я одна. Нет никого. О'кей!

Кладет трубку телефона, примеряет бусы, шляпку. Стук в дверь.

Кристина: А вот и Альбина! (открывает дверь) Привет!

Альбина:Привет!

Кристина: Принесла?

Альбина: Принесла! (показывает чемодан)

Неожиданно входит мама. Девочки в растерянности. Пытаются спрятать все наряды снова в чемодан.

Мама: Кристина, что здесь происходит?

Кристина:А мы… а у нас…

С этими девчонками, никакого сладу:

Не успели вырасти —

Каждый день волнения,

Каждый день заботы.

Ох, уж эти девочки!

Ох, уж эти моды!
Альбина: Да! Мода во все времена удивляла, вызывала недоумение, поражала воображение и озадачивала с первого дня своего появления на свет.

Мама:Ты совершенно права, Альбина. А вы знаете, что по внешнему виду – по одежде, мы можем различать профессии людей? Вот подскажите, ребята, (обращается в зал), кто носит у нас вот такую одежду?

Показываются карточки с нарисованной одеждой, дети, сидящие в зале, отгадывают, что за профессия.

Альбина: Но, это же не модно?

Мама: Вот здесь ты не права! Модной и современной может быть любая одежда. Иногда профессиональную одежду могут разрабатывать самые известные модельеры.

Кристина: А ещеодежда:

- защищает от холода,

- подчёркивает статус и роль в обществе

Альбина:А вот я, когда вырасту, стану манекенщицей. Они самые стройные и длинноногие. Им аплодирует весь мир.

Мама:Прежде чем стать манекенщицей, надо хорошо учиться, заниматься спортом и много приложить усилий. Девочки, а вы знаете, что первые манекенщицы появились в 1391 году, когда французская королева Антуанетта, диктовавшая вкусы при своем дворе, отослала дочери Изабелле Английской в Лондон двух кукол — Большую и Малую Пандору. Большая Пандора была снабжена гардеробом с вечерними платьями, Малая — повседневными, или, как их тогда называли, обеденными. Эти куклы и стали первыми манекенщицами.

Кристина: А давайте свой показ мод устроим!

Альбина:Какой-нибудь необычный!

Мама:Давайте попробуем.

Мы концерт свой начинаем,

Дом моделей открываем.

Такого вы не видели, не знали,

Что мы покажем в нашем зале.

В наших модах - новизна,

В наших модах - красота!

С новыми идеями — в новый век!

На месте не может стоять человек.

Душа без фантазии жить устала.

Спешите увидеть, спешите увидеть:

Наряды из нового материала.

Звучит музыка. Идет показ моделей, сделанных руками ребят. Награждение.

Кристина: А вот интересно, можно ли за несколько минут сделать себе наряд?

Альбина:Что-то я сомневаюсь!

Мама: Давайте проверим!

(От каждого отряда вызывают по 3 человека – 1 модель и 2 модельера, с ними воспитатель. Им выдаются мусорные мешки, цветная бумага, ножницы, скотч. Задача за пять минут сделать наряд.)

Мама: Девочки, засекайте время. Пока костюмы готовятся, проведем с вами викторину и загадаем ребятам загадки.

У маленькой Катюшки,
Уселся на макушке,
Не мотылек, не птичка –
Держит две косички.
(Бант)

От солнца я защита,
Для того и сшита.
(Панама)

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)

Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.
(Шарф)

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
(Шляпа)

Как только отправляется
Она зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый – целых пять.
(Перчатки)

Кто кольцом скрутился
Да в хвост вцепился
Единственным зубом.
Надежно и туго!
(Ремень)

Я как зонт — не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(Плащ)

Показ моделей, сделанных за пять минут, из подручных материалов.

Награждение.

Чтобы дружбу с модой завязать

Всем девчонкам в этом зале,

Мы хотим кое-что раздать.

Стильная девочка или жертва моды? Ответь на вопросы теста и узнай, кто ты на самом деле.

7. В выборе одежды ты ориентируешься на:
а) Мнение подруг, которые уж точно знают, что тебе к лицу.
б) Рекомендации модных журналов.
в) Свой собственный вкус.
8. Ярко-оранжевую юбку ты можешь купить, если:
а) Этот цвет в моде.
б) Этот цвет тебе идет.
в) Кроме оранжевого, нет никакого другого.
9. Собираясь в магазин, ты наденешь:
а) То, что первым попадется под руку.
б) Свои любимые джинсы.
в) Какую-нибудь модную вещицу, ведь никогда не знаешь, кого можно встретить по дороге.
10. Как бы ты отреагировала, если бы кто-то не очень лестно отозвался о твоем гардеробе?
а) Оскорблюсь: уж кто-кто, а я-то знаю толк в одежде.
б) Постараюсь не переживать по этому поводу: ведь мне нравятся те вещи, которые я ношу.
в) Не понимаю о чем речь; я не особенно отличаюсь в этом плане от окружающих.

Итак, подсчитаем очки и посмотрим, что получилось.А — 5 баллов; Б — 3 балла; В — 0 баллов.

0—15 баллов
Мода как таковая тебя мало интересует. Может, это и не плохо, что ты считаешь, что одежда — не самое главное, чем может похвастаться человек, но не забывай, что встречают по одежке.
16—42 балла
Пусть ты не стремишься выглядеть модно, но все же стараешься одеваться так, чтобы хоть чем-то отличаться. Это хорошее качество, которое в разумных пределах не повредит никому. К тому же, ты вряд ли когда-нибудь станешь безрассудно тратить баснословные деньги на какую-нибудь модную безделушку. Молодец!
42—50 баллов
Ты неисправимая модница. Похоже, все твои мысли только и сводятся к тому, как бы утереть нос подружкам.

Мама:А теперь мы просим всех ребят подняться на сцену для общей фотографии на память.

Общая фотография.

Праздник кончился друзья!

И вам всем желаем мы:

Быть красивыми, опрятными

Модными и аккуратными

И с улыбкою дружить.

Ведь улыбка всем подходит

И из моды не выходит!

Вместе: До свидания! До новых встреч!

Дискотека

Приложение 3.

Спортивно-развлекательный праздник

Ход мероприятия:

Выход и построение команд.

Вступительное слово ведущего.

Игра с залом ( во время перерыва игры)

Список литературы

Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга воспитателя и вожатого/Авт._ сост. В.И.Руденко. Изд.4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192с.

Лучшие сценарии развлекательных и познавательных программ для школьников./ А.Н.Кугач, С.В. Турыгина; худож. С.В. Павлычева. – Ярославль: Акедемияразвития,2008. – 192с.

Каникулы — латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно назвали люди перерыв в учебе этим словом? Наверное, не случайно. В школьные годы летние каникулы — самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям необходима смена деятельности, смена впечатлений. Продолжительные каникулы в своем роде клапан для выпуска излишней детской энергии. И вместе с тем каникулы — всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, богатейшее время для воспитания и самовоспитания.

Тот, кому хоть раз приходилось быть вожатым, знает, насколько это сложная и ответственная работа. Не осознав трудностей педагогического труда, не стоит браться за него. Все, что происходит в отряде — радости, печали, успехи и разочарования, — всецело на плечах человека, который стоит во главе отряда — вожатого.

Опытные вожатые и педагоги, чтобы свести к минимуму неудачи, конфликты, травмы, создают такие условия жизни в отряде, когда дети каждую минуту заняты делом, которое могло бы их увлечь, приносило бы радость творчества, побед и открытий. Поэтому немаловажно, каким игровым материалом владеет педагог.

Данные материалы расскажут вам об опыте вожатых и педагогов оздоровительных лагерей.

Здесь собраны сценарии праздников для летнего пришкольного и загородного лагеря, сценарии игровых программ, сюжетно-ролевые игры, увлекательные театрализованные шоу с участием самих детей, а также разнообразные игры, загадки и стихи, которые помогут сделать отдых детей полезным, насыщенным и незабываемым.

Сценарии праздников, игр и развлечений для летнего лагеря




Мультимедийная викторина для учащихся 2-4 классов "Ура! Лето!"Мультимедийная викторина "Ура! Лето!" для учащихся начальной школы. Данная викторина будет полезна как воспитательное мероприятие для пришкольных лагерей во время летних каникул и в учреждениях дополнительного образования. Актуальность. В настоящее время большое значение для современных детей играет телевизор, компьютер, а не книга или журнал. Именно из телевидения или из Интернета дети подчеркивают для себя главное, узнают что-то .



Беседа

Сценарий недели здоровья в летнем лагереОписание: сценарий Недели здоровья будет полезен в работе учителям начальных классов, педагогам детских садов и педагогам-организаторам оздоровительных и пришкольных лагерей для проведения мероприятий в летний период. Цель: оздоровление детей в летний период, привитие гигиенических навыков, развитие физических качеств, воспитание бережного отношения к своему здоровью, желания с пользой проводить свободное время. Задачи: - прививать здоровый образ жиз.


ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономические условия жизни, финансовые возможности большинства современных семей Украины не позволяют родителям обеспечить детей в каникулярное время смысловым, интересным, полезным отдыхом и эффективным оздоровлением.

Наиболее эффективной и допустимой формой организации оздоровления и отдыха остаются загородные детские лагеря и оздоровительные учреждения, то есть места,где для детей, по специально разработанным программам и проектам, проводятся разнообразные виды деятельности (развитие творческих способностей в кружках и секциях, спортивные, интеллектуальные, подвижные игры и пр.). Все это дает возможность родителям продолжать трудовую деятельность, не заботясь проблемами безнадзорности детей.

Основным документом, определяющим задачи по созданию надлежащих условий для организации отдыха детей, является Государственная программа отдыха и оздоровления детей на период до 2008 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 № 3. Этим документом определено, что оздоровление детей осуществляется в детском оздоровительном заведении. К нему относится учреждение, которое находится в помещении за пределами населенного пункта, где дети находятся круглосуточно. Разностороннее развитие детей в детских оздоровительных заведениях направлено на формирование их интеллекта и эмоциональной сферы. Развитие предполагает последовательные внутренние и внешние изменения у ребенка, привлечение его к социальным связям. Одной из важных задач детских оздоровительных учреждений является обеспечение разнообразного досуга детей.

Досуг - это свободное время ребенка, в процессе которого он занимается разнообразной деятельностью по своему выбору. Досуг не может отделяться от заведения. Заведение создает условия, направляет интересы личности в определенном направлении и дает возможность выбора.

В целях реализации Государственной программы отдыха и оздоровления детей в летний период при общеобразовательных школах работают детские оздоровительные лагеря дневного пребывания.

Приоритетными направлениями работы лагеря является оздоровление, закаливание, воспитание и развитие детей. Этому способствуют:

1. Эффективное использование природных ресурсов (солнечные и воздушные ванны, обливания, физические упражнения на свежем воздухе).

2. Сбалансированное питание (наличие в рационе свежих овощей и фруктов, натуральных соков).

3. Четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм отдыха детей, формирование навыков личной гигиены.

4. Надлежащая организация физкультурно-оздоровительной работы (спортивные соревнования, подвижные игры, походы, формирование навыков безопасного поведения и т.д.).

5. Соблюдение режима дня.

6. Разнообразные воспитательные мероприятия.

Разрабатывается план-сетка тематической смены лагеря, в которой четко спланировано все воспитательные мероприятия на каждый день. С этой целью целесообразно каждый день посвятить какой-то теме, например, День защиты детей, Фестиваль талантов, День физкультуры и спорта, День здорового юмора, День безопасности жизнедеятельности, День народных обычаев, День здорового питания. Согласно этому добираются и воспитательные мероприятия, проводимые в этот день. Так в День этноздоровья можно провести следующие мероприятия:

- Провести отчет работы кружков;

Таким образом, качественная и спланированная организация отдыха и оздоровления детей в летний период, безусловно, положительно влияет на эмоциональное и физическое развитие школьников. Итак, школа способствует тому, что подрастающее поколение имеет возможность развивать свои физические и творческие способности не только во время уроков, но и после окончания учебного процесса

Форма воспитательной работы — это ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все отрядные дела; для того чтобы представить их разнообразие, рассмотрим более подробно одну из классификаций, в основе которой лежит степень активности участников дела. Формы дел объединяются в следующие группы:

Формы-представления, которые строятся на демонстрации, ритуале, беседе.

К данной группе относятся:

· линейка — это ритуальное представление, предполагающее построение участников, наличие ритуалов, ведущих, выступающих и способствующее формированию эмоционально-ценностного отношения к получению информации;

· спектакль — предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа;

· концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров;

· соревнование — конкурсная программа на сцене или площадке;

· лекция — монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу;

· диспут — специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений;

· торжественное собрание детского коллектива — собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов[23].

Формы-путешествия, в основе которых лежит перемещение участников по определенному маршруту.

К ним можно отнести:

· игру-путешествие (маршрутные игры, игры по станциям, игры на преодоление этапов, игры-эстафеты и др.) — это целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту;

· экскурсию — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции либо знакомства с великими историческими событиями, с жизнью замечательных людей, с достижениями культуры, науки и техники;

· поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы);

· парад (карнавальное шествие) — ритуальное передвижение.

Формы промежуточного характера, их особенностью является то, что здесь нет зрителей, здесь все участники.

К ним относятся:

· ярмарка — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы;

· танцевальная программа — специально организованное на одной площадке развлечение с танцами;

· вечер общения — программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, гостиная);

· трудовая акция (субботник, трудовой десант, уборка территории) — ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность воспитанников;

· подготовка к представлению — специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля;

· час тихого чтения — специально выделенное время для чтения и обсуждения прочитанного;

· игры со словами — составление рассказа на одну букву, четверостиший с заданными словами, буриме и др.;

· выпуск стенгазеты — деятельность по созданию информационного продукта для последующей демонстрации[23].

Для того чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно использовать такие комплексные формы, как тематические дни, которые предполагают систему дел, связанных общей темой, логикой, сочетанием различных видов деятельности, либо разнообразить содержание дел отряда, например, спорт, искусство, развлечения.

Отрядное дело — это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря. В подготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены, от уровня самостоятельности детей, от их организаторских и творческих способностей. Отрядное дело получается по-настоящему тогда, когда:

· каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли поручения, задания;

· дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;

· дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с их интересами, желаниями;

· дело дает возможность каждому участнику раскрыться, самовыразиться;

· взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советчик, помощник;

· дело является важной составляющей программы лагеря, смены, отряда;

· форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в отряде, периоду смены;

· хорошо продуманный и интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используется музыкальное оформление, театрализация, специально готовится помещение и др[23].

Трудовые дела

Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта:

· Польза труда, то есть в получении конкретного предметного результата произведенной работы;

· Воспитание и его цель - формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них.

Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности. Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е. труд является средством восстановления нервной системы. При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их. Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.

В лагерях стационарного типа трудовую деятельность рекомендуется ориентировать на постройки многолетнего пользования. Никогда не давайте рабочее задание детям в форме приказа, без предварительного объяснения. Каждое задание сначала обсудите со всем отрядом, дайте ребятам возможность обдумать детали, поддержите интерес и инициативу детей, создайте впечатление, что они сами решают, как организовать работу и руководить ею.

Только сделанное собственным трудом приносит чувство радости и удовлетворения. Дети могут принимать участие и в более крупном строительстве в лагере, но основная часть работы при этом ложится на вожатого, который организует работу и отвечает за безопасность детей.

Коллективно-творческие дела

В отрядах детских лагерей отдыха издавна проводятся дела, игры и мероприятия, называемые коллективно-творческими делами (далее КТД). Они не имеют прямого отношения к методике КТД, а лишь являются отдельными её техниками. Сводятся они к тому, что отряд разбивается на творческие группы (4-6 или 5-9 человек, в зависимости от вида КТД) и группам выдаются задания, далее группы выдают результат в заданной форме. Задачи дел могут быть разными. Это может быть творческий конкурс, подготовка к общелагерному мероприятию (например КВН) и т.д. . Формы тоже могут быть разными. Их разнообразие ограниченно лишь фантазией вожатых. Общее для всех КТД - наличие детских творческих групп. С учетом возрастных характеристик детей подобные мероприятия проводятся в полном объеме на старших отрядах, в упрощенной форме на средних отрядах, на младших отрядах вообще не проводятся (разве только как групповая рефлекторная репродукция (как процесс отраженного воспроизведения задания - например зачитывается отрывок какого-нить произведения, а группа детей изображают действующих лиц и объектов (деревья, ветер, речка и т.д.)

По структуре КТД бывают:

1. Линейные. Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник)

2. Нетематические. КТД представляет собой набор конкурсов не связанных единой идеей (в лагере не приветствуются).

У коллективно-творческого дела есть свои важные компоненты:

1. Настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться.

2. Разбивка. Выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду.

3. Раздача задания. Общая идея дела одна, а задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, варьете и т.д.

4. Подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15 – 20 минут.

5. Жеребьевка. Для установления очередности выступления.

6. Выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу.

7. Подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов, медалей.

8. Анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.

В свою очередь выполнение группой задания можно разбить на два этапа: разработка задания ( подробнее по технике и классификации участия детей в группе - Взаимодействие при обсуждении в группе), и непосредственно реализация задания.

При выполнении задания желательно выделение в группе таких ролей, как организатор и исполнитель. Организатор, как человек структурирующий деятельность (на первом этапе он выступает в роли ведущего (капитана), позже - разводящего).

Эти классификации позволяют вожатому понять, кто какую роль уже умеет играть и в процессе смены помочь ребятам освоить новые для них роли. Работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:

· Все, что предлагается детям, должно быть разработано заранее;

· Участвуют в предложенном мероприятии все;

· Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие;

· Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся. [9].

Начинать нужно с театральных постановок, спортивных эстафет и конкурсов, викторин. Но имейте в виду, что в педагогической терминологии это будет обозначаться не КТД, а творческая или коллективная игра. Позже, если вы сумеете увлечь детей, то сможете впоследствии привлечь их к самостоятельной организации коллективных творческих мероприятий.

Все коллективно-творческие дела имеют свою особую классификацию:

Дружинные. В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д. [21]

Для вожатого важно уметь правильно создавать КТД, для этого необходимо, чтобы он строго придерживался этапов подготовки коллективно-творческих дел:

1. Определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, не нужно судорожно выжимать свой мозг, придумывая КТД, провести которые не будет возможности. Черпайте идеи из легенды дня.

2. Определение возраста участников: так вы определитесь с примерным содержанием;

3. Постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);

4. выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум семь конкурсов);

5. Составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);

6. Выбор варианта награждения;

Читайте также: