Какие физические качества можно развивать занимаясь гандболом кратко

Обновлено: 06.07.2024

Для меня идеален Иисус что касается современного мира, то первый план вышла экономика, деньги. Человек должен уметь хорошо зарабатывать, причем за счёт трудов других людей, лучше, если у него будет свое дело.

Капитан Немо утверждал "Я всем обязан океану". На что профессор Аронакс задал резонный вопрос: а как же добывается воздух для ды

В европе после кругосветных путешествий и открытия нового света получило широкое распространение новое растение это

Напишите Какие поступки ваших родных Друзей знакомых вы считаете проявлением чем рептилии великодушие

мых возможностей организма увеличивается эффективность исполь­зования приемов техники и тактики игры.

Для общей физической подготовки гандболистов используют об-щеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снаря­дах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимна­стики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также фут­бол, хоккей, бадминтон.

Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: 1) упражнения для развития силы, быст­роты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств; 2) упражнения, направленные на совершенствование приемов игры.

Очень полезны упражнения с небольшими отягощениями при ов­ладении основными техническими приемами игры. В этом случае уда­ется увеличить силу, не нарушая структуру техники игровых прие­мов. Поэтому в тренировке гандболистов широко используют утяже­ленный мяч (до 600 г), упражнения с набивными мячами и на блочных аппаратах (с отягощением). В тренировки включают также разнооб­разные упражнения со штангой, гантелями, эспандером, резиновыми шнурами, с преодолением собственного веса и сопротивления парт­нера, бег в усложненных условиях (по песку, снегу) и т. п.

В гандболе одинаково важна как скорость отдельного движения, так и способность длительное время действовать в максимальном темпе. Быстроту развивают с помощью упражнений, выполняемых с наи­большей частотой в течение 4—6 сек. Их периодически повторяют с ин­тервалами отдыха. Такой повторный метод работы успешно сочетается с методом переменной и интервальной тренировки.

Для развития скоростных качеств и приобретения так называемой игровой скорости используют разнообразные упражнения, выполнение технических элементов с максимальной скоростью передвижения и учебные игры с сокращением времени, уменьшением размеров площад­ки и количества играющих. Большое значение имеют также различные виды скоростного бега, и особенно рывки на 20—60 м, всевозможные игры и эстафеты.

Основой скоростной выносливости является общая выносливость, развиваемая в процессе длительного выполнения упражнений с неболь­шой интенсивностью. Для развития специальной выносливости, наобо­рот, необходимы упражнения, выполняемые с повышенной интенсив­ностью. Поэтому выносливость у гандболистов развивают в процессе переменной и интервальной работы. Тогда интенсивность упражнений должна достигать 80% максимально возможной. В конце упражнения пульс может достигать 180 ударов в минуту, а само упражнение про-

должается 30—90 сек. и примерно столько же пауза для отдыха, в ко­торой пульс снижается до 120—140 ударов.

Основные упражнения, развивающие выносливость,— это кроссо­вый бег по пересеченной местности в сочетании с ходьбой и общераз-вивающими упражнениями, подготовительные и игровые упражнения, выполняемые продолжительное время (футбол, плавание, лыжи и 1 другие виды спорта, учебные игры и соревнования).

Совершенствуют выносливость, постепенно увеличивая нагрузку, повышая ее интенсивность, увеличивая темп и продолжительность вы-;; полнения упражнения.

Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координа­ции, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и спе­циальную) необходимо систематически.

Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на огра­ниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта (прыж- 1 ки в воду, бокс и т. п.), специальные упражнения в необычных усло­виях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.).




Гандболистам необходимо постоянно совершенствовать гибкость (особенно вратарям) и прыгучесть. Для этого в тренировки включают упражнения, с помощью которых развивают гибкость в других видах спорта.

Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает до­стичь гармонического единства их проявления в игровых, соревнова-|> тельных условиях.

Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму зани­мающихся. Чем выше уровень развития физических качеств, тем легче достичь спортивного мастерства. С совершенствованием функциональ-

мых возможностей организма увеличивается эффективность исполь­зования приемов техники и тактики игры.

Для общей физической подготовки гандболистов используют об-щеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снаря­дах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимна­стики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также фут­бол, хоккей, бадминтон.

Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: 1) упражнения для развития силы, быст­роты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств; 2) упражнения, направленные на совершенствование приемов игры.

Очень полезны упражнения с небольшими отягощениями при ов­ладении основными техническими приемами игры. В этом случае уда­ется увеличить силу, не нарушая структуру техники игровых прие­мов. Поэтому в тренировке гандболистов широко используют утяже­ленный мяч (до 600 г), упражнения с набивными мячами и на блочных аппаратах (с отягощением). В тренировки включают также разнооб­разные упражнения со штангой, гантелями, эспандером, резиновыми шнурами, с преодолением собственного веса и сопротивления парт­нера, бег в усложненных условиях (по песку, снегу) и т. п.

В гандболе одинаково важна как скорость отдельного движения, так и способность длительное время действовать в максимальном темпе. Быстроту развивают с помощью упражнений, выполняемых с наи­большей частотой в течение 4—6 сек. Их периодически повторяют с ин­тервалами отдыха. Такой повторный метод работы успешно сочетается с методом переменной и интервальной тренировки.

Для развития скоростных качеств и приобретения так называемой игровой скорости используют разнообразные упражнения, выполнение технических элементов с максимальной скоростью передвижения и учебные игры с сокращением времени, уменьшением размеров площад­ки и количества играющих. Большое значение имеют также различные виды скоростного бега, и особенно рывки на 20—60 м, всевозможные игры и эстафеты.

Основой скоростной выносливости является общая выносливость, развиваемая в процессе длительного выполнения упражнений с неболь­шой интенсивностью. Для развития специальной выносливости, наобо­рот, необходимы упражнения, выполняемые с повышенной интенсив­ностью. Поэтому выносливость у гандболистов развивают в процессе переменной и интервальной работы. Тогда интенсивность упражнений должна достигать 80% максимально возможной. В конце упражнения пульс может достигать 180 ударов в минуту, а само упражнение про-

должается 30—90 сек. и примерно столько же пауза для отдыха, в ко­торой пульс снижается до 120—140 ударов.

Основные упражнения, развивающие выносливость,— это кроссо­вый бег по пересеченной местности в сочетании с ходьбой и общераз-вивающими упражнениями, подготовительные и игровые упражнения, выполняемые продолжительное время (футбол, плавание, лыжи и 1 другие виды спорта, учебные игры и соревнования).

Совершенствуют выносливость, постепенно увеличивая нагрузку, повышая ее интенсивность, увеличивая темп и продолжительность вы-;; полнения упражнения.

Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координа­ции, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и спе­циальную) необходимо систематически.

Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на огра­ниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта (прыж- 1 ки в воду, бокс и т. п.), специальные упражнения в необычных усло­виях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.).

Гандболистам необходимо постоянно совершенствовать гибкость (особенно вратарям) и прыгучесть. Для этого в тренировки включают упражнения, с помощью которых развивают гибкость в других видах спорта.

Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает до­стичь гармонического единства их проявления в игровых, соревнова-|> тельных условиях.

В последние годы развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и на краевом уровнях. Это в равной степени касается как популяризации спорта, как основы здорового образа жизни, так и укреплению материально-технической базы: спортивных залов, бассейнов, площадок. И, тем не менее, мне как учителю физкультуры часто приходится сталкиваться с непониманием родителями важности систематических занятий спортом для детей во внеурочное время. В прошлом я серьёзно занимался гандболом – играл за команду одного из клубов города Краснодара, вот уже семь лет я работаю учителем физического воспитания в средней школе, веду секцию гандбола.

ВложениеРазмер
rol_zanyatiy_gandbolom_v_fizicheskom_razvitii_shkolnikov_i_formirovanii_zdorovogo_obraza_zhizni.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль занятий гандболом в физическом развитии школьников и формировании здорового образа жизни.

Коробка Александр Владимирович, учитель физического воспитания, МБОУСОШ № 2 станицы Выселки Краснодарского края

В последние годы развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и на краевом уровнях. Это в равной степени касается как популяризации спорта, как основы здорового образа жизни, так и укреплению материально-технической базы: спортивных залов, бассейнов, площадок. И, тем не менее, мне как учителю физкультуры часто приходится сталкиваться с непониманием родителями важности систематических занятий спортом для детей во внеурочное время. В прошлом я серьёзно занимался гандболом – играл за команду одного из клубов города Краснодара, вот уже семь лет я работаю учителем физического воспитания в средней школе, веду секцию гандбола.

Исследования, проведенные специалистами Шароненко П.С., Масюк С.А., Ермольевым В., Ивановым А.В. (1990 год), ещё раз указывают на положительное влияние систематических занятий спортом на морфологический статус детей. Сравнение морфологического статуса было проведено в двух группах детей одногодок (11 лет), первая из которых занималась по общеобразовательной программе, вторая - по программе учебно-тренировочных занятий по баскетболу. Анализ проводили методом стандартного сравнения. Наиболее значимыми были расхождения в базовых размерах тела: масса и длина тела маленьких спортсменов были увеличены соответственно на 13,7 % и 10,3%! В связи с этим мне кажется своевременным напомнить тот факт, что подавляющее большинство нынешних призывников страдает катастрофической нехваткой массы тела и роста. Причина этого, на мой взгляд, кроется не только в плохом питании, но и в недостаточных занятиях спортом.

Особенно большое значение в детском возрасте должно уделяться развитию быстроты во всех ее составляющих: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движения, быстрое переключение с одного действия на другое, стартовая и дистанционная скорость и т.п. Нет нужды объяснять, что скорость реакции, стартовая скорость имеют важное значение для жизни человека в целом, а не только как составляющие физического развития.

Столь же важна в детском возрасте и силовая подготовка. Общая силовая подготовка предусматривает целенаправленное воздействие на все группы мышц и совершенствование всего комплекса силовых проявлений. Это создает необходимый мышечный корсет, предохраняющий от случайных травм.

В настоящее время уделяется все возрастающее внимание развитию скоростно – силовых качеств у детей школьного возраста. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физических качества постоянно связаны с движением и определяют его.

Следующим рассматриваемым нами качеством является выносливость. Физиологи характеризуют ее как способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени. При различных формах двигательной активности выносливость проявляется в статических и динамических условиях работы.

Ловкость как качество двигательной активности представляет собой суммарное проявление высокой координации движений – быстроты, гибкости, чувства ритма и темпа, умения своевременно напрягать и расслаблять мышцы, способности вовремя и правильно выполнять необходимые движения в зависимости от конкретной, постоянно изменяющейся обстановки.

Под гибкостью понимается способность выполнять движения с максимальной амплитудой и определяется подвижностью звеньев опорно – двигательного аппарата.

Занятия гандболом, на мой взгляд, позволяют гармонично развивать все физические качества в комплексе. У меня имелась возможность в течение года проводить контрольные измерения в 2 группах сверстников (10 лет), одна из которых занималась в секции гандбола, другая посещала только уроки физической культуры. По результатом сравнения, проведенного по окончании годичного цикла, у спортсменов преобладает долихоморное строение туловища; поперечный и продольный размеры грудной клетки сужены на 4,5 %, ширина плеч- на 4,6%, обхват живота- на 2,3%. Выражены сегменты нижних конечностей, пропорциональная длина тазовой кости увеличена на 1%, бедра на 3,2%, голени на 3,2%. В данном случае прослеживается тенденция стимулирующего действия занятий спортом на рост длины голени и стопы. Костная масса в группе спортсменов увеличилась в среднем на 3,4%, мышечная – на 5,1%, жировой компонент уменьшился на 1,6%. Снизилась заболеваемость ОРВИ, ОРЗ, гриппом. Практически отсутствовали обострения хронических заболеваний. Таким образом, сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной групп показала достоверные различия по всем исследуемым параметрам у детей 10 лет по антропометрическим индексам. Анализ спортивно – педагогического тестирования по уровню физической подготовленности показал достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами к завершению годичного цикла.

Даже несмотря на то, что антропометрические показатели у школьников 10-11 лет генетически предопределены, представляется возможным сделать однозначные выводы о положительном влиянии занятий гандболом на эти показатели в годичном цикле.

Считаю также необходимым отметить, что 63% ребят из экспериментальной группы посещали, помимо занятий гандболом, музыкальную и художественную школы, хореографический кружок, другие спортивные секции. Таким образом, занятия спортом ни в коей мере не мешали общественной активности и эстетическому развитию исследуемой группы, а напротив, способствовали более рациональному распределению времени, приучали к ответственности и самостоятельности.

Не всегда в школах есть возможность для занятий гандболом в специальных группах, но совершенно очевидно, что для повышения физической подготовленности детей следует увеличить моторную плотность уроков физической культуры. Считаю целесообразным с этой целью использовать следующие методические приемы:

- введение подвижных игр во вводную и заключительную части урока;

- проведение разминки поточным способом;

- применение определенных методических приемов, дающих дополнительные резервы времени (например, силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнить на уроках преимущественно по разделу гимнастики, а в поддерживающем объеме – на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным играм);

- применение активного отдыха в паузах между выполнением основных нагрузок, предусмотренных планом занятий;

- рациональный подбор средств и методов обучения и соответствующего инвентаря.

Помимо этого необходим насыщенный двигательный режим учебы и отдыха. В нашей школе он реализуется за счет ежедневной утренней зарядки для младших школьников, физминуток, которые проводятся на каждом уроке, командных игр на спортивной площадке школы в течение двух двадцатиминутных перемен и динамической паузы (40 минут) между основными и факультативными занятиями. Эти и другие несложные приемы помогут повысить двигательную активность ваших учащихся, а следовательно, помогут ребятам сохранить здоровье. Именно в этом я вижу конечную цель уроков физического воспитания и внеурочных занятий спортом.

Список используемой литературы:

1.Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков.\\ Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. – Краснодар, КГИФК – 1991г., с.5-16.

2.Айзман Р.И. Рубанович С.А. Возрастные изменения морфункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем двигательной активности.\\ Физиология человека – М. – 1994 – Т.20 - №3 –с.136 -144.

3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. – Просвещение, 1991. – с. 64.

4.Осик В.И. Валеология. – Краснодар, 1997г.

5.Осик В.И. Здоровый ребенок – большая радость.\\ Аргументы и факты. №42 – 1993г.

6.Проскура А.В. Оценка здоровья школьников.\\ Современные проблемы физической культуры и Олимпийского движения. Материалы к конференции. – Ростов – на – Дону. – 1994г. – ч.2 – с. 78.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с.


Развитие мотивации у школьников к формированию здорового образа жизни

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью.


Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта.


Актуальность представленной методики обусловленаследующими причинами:особенностями возраста;риск снижения двигательной активности в 6 и 7 классах.Цель: создание условий для формирования.

Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци­ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи.

Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, .


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся.


Изучено влияние занятий гандболом на некоторые показатели физического развития девушек — спортсменок. Показано, что систематические занятия физическими упражнениями влияют на антропометрические и физиометрические показатели девушек-спортсменок.

Ключевые слова: жизненная ёмкость лёгких, артериальное давление, частота сердечных сокращений, рост, масса тела.

В системе физического воспитания спортивным играм отводится одно из важнейших мест. Игровые упражнения, в основном состоящие из естественных двигательных действий, способствуют развитию высокой координации, ловкости, выносливости и других качеств. Ручной мяч или гандбол является одним из наиболее популярных спортивных игр. Эта игра очень разнообразна и основана на различных движениях, которые развивают двигательные возможности организма и предъявляют высокие требования к физическим качествам спортсмена. Значительные эмоциональные нагрузки во во время игры создают возможности для формирования нравственного поведения и воспитания дисциплинированности, воли, умения управлять своими чувствами, подчинять личные интересы интересам команды.

Систематические занятия физкультурой и спортом оказывают существенное влияние на морфофункциональные особенности организма в зависимости от возраста и пола. В связи с этим важное значение имеет изучение влияния физических нагрузок на функциональные возможности женского организма, [1,5,6].

Известно, что физиологические показатели на физические нагрузки у женщин ниже, чем у мужчин, что связано с более низкой производительностью, с меньшими объёмами сердца и крови. Кроме того, содержание гемоглобина в крови, жизненная ёмкость крови и легочная вентиляция у женщин ниже, чем у мужчин.

Общее количество жировой ткани, а также абсолютное количество жира у женщин больше, что составляет дополнительную нагрузку в некоторых видах спорта, например в беге и прыжках, которые наиболее часто встречаются в спортивных играх.

Представляло интерес изучить влияние физических нагрузок на физическое развитие и некоторые функции организма девушек 16–19 лет, занимающихся спортивными играми, в частности гандболом.

Методика. В исследовании участвовали девушки, занимающиеся в спортивном колледже олимпийского резерва г. Андижана. Было изучено функциональное состояние организма девушек в возрасте 16–19 лет, в каждой группе было по 25 человек. У всех испытуемых были проведены антропометрические и физиометрические измерения. Измерения грудной клетки были проведены на уровне подмышечной впадины, сосков молочных желез и мечевидного отростка грудины.

Для изучения функциональных показателей организма девушек было проведено измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), измерение артериального давления (АД) методом Короткова и жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ) спирометрическим методом. В качестве контрольной группы были исследованы аналогичные показатели учащихся общеобразовательных школ того же возраста г. Андижана.

В ходе исследования были сделаны расчеты жизненного показателя, индекс Кетле и индекс массы тела (ИМТ),отражающие состояние физического развития гандболисток, [2].

Результаты исследования и их обсуждение.

Для организма женщин характерна меньщая мышечная масса тела, имеются различия и в размерах тела по сравнению с мужчинами. Занятия спортом приводят к повышению мышечной массы, и, следовательно, к увеличению максимальной силы сокращения мыщц, [3,4].

По нащим данным, показатели массы тела девушек 16 лет, занимающихся гандболом составили в среднем 53,5±2,4 кг, 17 лет- 55,8±1,2 кг, 18 лет -57,4±2,4 кг, 19 лет- 58,5±1,8 кг.

Наибольшее увеличение массы тела наблюдалось у девушек 17–19 лет по сравнению с 16 летними. Аналогичные результаты выявлены и в показательях роста: 162,5±1,2 см, 163,6±1,8 см, 164,2±1,6 см, 171,4±1,2 см. соответственно.

Вместе с изучением массы тела и роста были проведены измерения длины туловища. У девушек 16 лет этот показатель был равен 80,5±0,6 см, 17 лет-81,6±1,2 см, 18 лет-84,6±0,7 см и 19 лет 84,4±0,8 см. Как видно из полученных данных, этот показатель у девушек 18 и 19 лет практически не изменился, что связано с завершением ростовых процессов в этом возрасте.

Для организма женщин характерны меньшие величины объемов и емкостей легких. Поэтому были изучены формы грудной клетки, топография и морфофункциональные свойства органов грудной полости. Для этого были проведены измерения окружности грудной клетки на уровне подмышечной впадины, сосков молочных желез и мечевидного отростка грудины в состоянии покоя. Во всех возрастных группах наблюдалось увеличение этих показателей. Наибольшее достоверное увеличение окружности грудной клетки выявлено на уровне подмышечной спадины и сосков молочных желез у девушек 18–19 лет, что свидетельствует об увеличении объема грудной клетки.

Как видно из полученных данных, систематические занятия физическими упражнениями влияют на многие показатели физического развития организма.

Измерения частоты сердечных сокрашений показало уменьшение этого показателя в зависимости от возраста и длительности занятий спортом. Так, у девушек 16 лет ЧСС была равна 81,2±2,0 уд / мин, в 17–19 лет она составила 77,2±1,5 уд / мин, 74,3±1,5 уд / мин, 71,2±1,5 уд / мин. соответственно.

Уровень систолического давления у девушек 16 лет был равен 102,0±2,7 мм.рт.ст. У девушек 17–19 лет наблюдалось его увеличение: 106,4±2,7 мм.рт.ст. 110,0±2,4 мм.рт.ст, 122,0±2,3 мм.рт.ст (P жизненная ёмкость лёгких, артериальное давление, частота сердечных сокращений, рост, масса тела

Читайте также: