Какие философские идеи занимали умы человечества на рубеже 19 20 веков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сущность новейшего религиозного идеализма в России конца XIX - начала XX в. Мережковский и Розанов как первые крупные представители богоискательства. Духовный ренессанс начала XX в., его сущность и социальный смысл. Теоретическая философия В. Соловьева.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.02.2014
Размер файла 32,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Религиозно-философские собрания

3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл

4. Теоретическая философия В. Соловьева

5. Религиозно - философская проблематика В. Соловьева

соловьев религиозный идеализм

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.

2. Религиозно-философские собрания

3. Духовный ренессанс начала XX в. его сущность и социальный смысл

К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в.

Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица.

4. Теоретическая философия Вл. Соловьева

Все ранние трактаты Вл. Соловьева полны схематизма, логического систематизма и того, что обыватели обычно называют схоластикой, с которой они не знакомы как с определенным историко-философским периодом. Поэтому точный терминологический анализ Вл. Соловьева расставляет все проблемы споров на свои места. Давайте продолжим наш терминологический анализ его рассуждений.

В связи с этим не очень ясным предстает в данном трактате также слишком кратко и абстрактно выраженное учение о Пресвятой Троице. То, что абсолютное сущее как начало, исток и сила всего существующего именуется Отцом, это, если стоять на позициях Вл. Соловьева, еще более или менее понятно. Но если второе лицо Пресвятой Троицы он именует то Логосом, то Идеей, то Сыном, тогда здесь возникают неясности, о которых мы только что сказали, относительно понимания Логоса и Идеи. И неужели, с точки зрения Вл. Соловьева, второе лицо призрачно?

Философ избегает здесь противоречивости благодаря тому, что из всех своих указанных у нас выше основных триад останавливается только на одной -- Сущее, Бытие, Сущность. Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком виде: Абсолютное, Логос, Идея. Поскольку, однако, цельность предполагает существование всего во всем, то в каждой из этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории.

Отобрав только эти два тройных деления, Вл. Соловьев очищает себе путь для той ясности и простоты, без которых он не мог бы мыслить завершения своих категориальных построений.

Чтобы понять кристальную ясность предложенной Вл. Соловьевым таблицы категорий, нужно помнить три обстоятельства.

Первое обстоятельство -- это наличие трех основных категорий: Сущее, Бытие и Сущность. В таблице они расположены сверху по горизонтальной линии. Но важно и второе обстоятельство. Эти три основные категории находятся во взаимном соотношении, а именно так, что каждая категория, во-первых, есть она сама, во-вторых, она отражает на себе вторую и, в-третьих, -- третью категорию. Таким образом, эти три категории, отражая друг друга, превращаются уже в 9 категорий. А если эти три категории не будут превращены в 9, тогда нарушится основной принцип всеединства, а именно тот, что все находится во всем.

5. Религиозно-философская проблематика Вл. Соловьева

Прежде всего определенного рода неуверенность и даже противоречие мы склонны находить уже и в соловьевском учении о троичности, как оно представлено в разбираемом трактате.

Троичность рисуется Вл. Соловьеву в совершенно определенных традиционных христианских тонах. Бог есть абсолютный субъект, который выше всех своих проявлений; он есть проявление самого себя, так как иначе он был бы просто ничем; и это проявленное и произведенное в нем в то же самое время не отлично от него, возвращается к нему, есть оно же само, но только как живое. Православию здесь возразить нечего. Это -- традиционный православный догмат о трех ипостасях.

В прежнем трактате троичность понималась как сущее, бытие и идея. Уже там можно установить источник неточности этой терминологии. Настоящую путаницу Вл. Соловьев допускает в своих рассуждениях об отношении третьей ипостаси к Христу и к Софии В прежнем трактате между Духом Святым, Христом и Софией вообще никакого различия не проводится. Но согласно христианскому догмату, Дух Святой есть нетварная ипостась самого божества, в то время как Христос, поскольку он не только Бог, но и человек, есть субстанциальное тождество божества и человечества, то есть он богочеловек, а не просто Бог и не просто человек. В нем уже есть элемент тварности, без которого он был бы только Богом, а не богочеловеком.

Философия - ветвь науки, которая довольно субъективна, но тем и привлекательна: ведь практически каждый из нас может найти среди многочисленных философских учений то, которое станет для него светочем истины во тьме.

Не стоит ассоциировать философию с греками в хламидах или с педантами в пудреных париках. Современная эпоха дала миру самобытных философов, которые во многом и поменяли мир.

Перечислим те взгляды, которые зародились на рубеже веков и во многом подготовили те грозные события, которыми была ознаменована первая четверть 20 века.

Артур Шопенгауэр

Arthur Schopenhauer, 22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз

Arthur Schopenhauer, 22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз

Шопенгауэр, пожалуй, одним из первых европейских философов озвучил типично восточную мысль: всё есть страдание и избавление от страданий - смерть. Или избавление от желаний.

Вообще восточную философию он знал прекрасно, но относился к ней двойственно (так, он назвал своего пуделя Атма ("мировая душа" у индусов) - это примерно как если индиец решил бы назвать кошку Епитрахилью или попугая Ковчегом спасения).

Мизантроп и закоренелый холостяк, Шопенгауэр считал наш мир наихудшим местом, от которого не следует ожидать ничего хорошего.

Вывод из этого он сделал неожиданный: если вы ничего в мире не можете улучшить, вот и не делайте ничего. Впрочем, можете заняться искусством. Оно миру (и вам) точно не повредит.

Фридрих Ницше

Ницше известен тем, что перед ним преклонялся Гитлер.

Что же было привлекательного в его философии?

Один из основополагающих тезисов его учения - двойные стандарты. В наш век этим никого не удивишь, но для того времени это был прорыв мысли.

Ницше считал, что любой человек, обладающий достаточной уверенностью в себе, может смотреть на всех остальных сверху вниз. Делая исключение для равных, конечно же. Такой человек является, по мнению Ницше, Сверхчеловеком.

Сверхчеловек может обходиться со всеми остальными как с недочеловеками, т.к. ничего лучшего они не заслуживают. К недочеловекам он относил, в частности, женщин.

Широко известен этот афоризм немецкого философа:

Однако мало известен тот факт, что главной женщиной его жизни была некая Лу Саломе (немка русского происхождения, философ и психолог), которая дважды отказывалась выйти за Ницше замуж и предложила ему жить вместе с нею и ее лучшим другом.

Lou Andreas-Salomé, урождённая Луиза Густавовна фон Саломе) (12 февраля 1861, Санкт-Петербург — 5 февраля 1937, Гёттинген)

Lou Andreas-Salomé, урождённая Луиза Густавовна фон Саломе) (12 февраля 1861, Санкт-Петербург — 5 февраля 1937, Гёттинген)

Сохранилась фотография, где Лу погоняет друзей, запряженных в колесницу, кнутом.

Таким образом, назначение плетки, которую Ницше рекомендовал брать с собой, отправляясь к женщине, приобретает интересную трактовку.

Карл Маркс

Это фото Маркса в студенческие годы совсем не напоминает нам его "классический" портрет - с буйной бородой (хотя взгляд у него всегда пронзительный).

Если же отойти и от классического объяснения сути марксизма, то без политики это учение выглядит примерно так:

  • человек обладает свободой воли и может изменять мир,
  • он не является ни однозначно плохим, ни однозначно хорошим существом,
  • но и сам он не выбирает, стать ли ему плохим или хорошим, - за него решает его социальное окружение. Социум перекраивает человека под себя.
  • главное, в чем социум переделывает человека, - это обессмысливание жизни. Смысл жизни человека - сотворение вещей (созидательный труд, след на Земле). Отнимая у человека сделанные им вещи, социум лишает его жизнь смысли.
  • вывод - нужно дать каждому человеку возможность распоряжаться сделанным ими вещами.

В итоге именно эти воззрения и формировали умы молодежи рубежа 19-20 веков:

  • мир плох, и сделать его лучше ты не можешь,
  • но если ты будешь сидеть сложа руки, кто-то другой начнет командовать тобой.
  • поэтому или подчиняйся, или командуй (если можешь).

Что получилось из этого, мы знаем. Революция 1905 года в России, войны в Европе и Азии начала 20 века, Первая Мировая война.

Дэймонт в своей книге "Евреи, Бог и История" пишет про конец 19 века:

От припадков антисемитизма (сверхчеловеки первым делом объявили недочеловеками евреев, ведь это было так удобно - они богаты и беззащитны) дело быстро дошло до газовых камер Второй Мировой.

Ну а Россия, как всегда, пошла своим путем: воевали мы в основном сами с собой (вспомним Гражданскую войну, последовавшую за двумя революциями 1917 года). И если первая революция (Февральская) делалась еще "сверхчеловеками", смотревшими на народ как на быдло, то вторая (Октябрьская) делалась уже самим народом. А народ тоже решил показать: кто сильнее - тот и прав.

В конце девятнадцатого и двадцатого веков. — эпоха неклассической философии — породила галактику замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отражающими достижения науки и другие аспекты материального и духовного развития человечества. Западная философия этого периода — это огромное разнообразие философов самых разных школ, течений и концепций. Наиболее яркие представители различных течений философии: иррационализм (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер).

Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков - Эпоха бурного развития науки и культуры

Эпоха бурного развития науки и культуры

В то время акцент был сделан на рассмотрении человеческого фактора. Классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не исчезла со сцены, но и сохранила основное содержание всего философского тела, сохранив тем самым его бессмертную ценность.

Шопенгауэр был первоклассным писателем, блестящим стилистом. Он был одиноким и горьким по своей природе. Он — одна из самых ярких фигур иррационализма. Иррационализм — это доктрина, согласно которой решающим фактором в знании, поведении человека, мировоззрении и историческом процессе играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумное, бессознательное), что подразумевает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувств. Шопенгауэра привлекал немецкий романтизм, увлекался мистикой. Он уважал философию И. Канта и философские идеи Востока. Шопенгауэр не только уменьшил роль разума за счет эмоций и воли, он поставил под сомнение само понятие разума как сознательной деятельности человеческого сознания и ввел бессознательные и иррациональные элементы. Бессознательное не могло быть известно по разуму и было недоступно для любого рационального метода исследования. Интеллект, по словам Шопенгауэра, функционирует не в соответствии со своим рациональным планом, а в соответствии с указаниями завещания.

Великий композитор Р. Вагнер в своих эстетических взглядах находился под сильным влиянием Шопенгауэра.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855)

Фридрих Ницше (1844-1900)

Однако основной тенденцией во взглядах Ницше было улучшение человеческой культуры, улучшение самого типа человеческой личности.

Анри Бергсон (1859-1941)

Бергсон резко отделил интеллект и интуицию друг от друга, что сделало невозможным познание, требующее единства обоих, их взаимодополняемости (от автора). То, что воспринимается в чистой интуиции, без концептуального различия или логического предчувствия, по сути, не поддается описанию. Более того, абсолютизация Бергсоном принципа мутируемости бытия ставит его в явное противоречие с достижениями науки и философии, в основе которых лежит бесспорный принцип единства мутируемости и стабильности.

Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914)

Уильям Джемс (1862-1910)

Иаков унаследовал от своей семьи глубокую веру в Бога. Его религиозные убеждения были демо-кратичны, полны тепла и человеческой доброты. Мысль о Боге, по словам Иакова, была правдой. Религия содержала Is-tin, ее содержание проникнуто духом разума, морали и милосердия. Иаков верил, что люди могут быть счастливы до тех пор, пока их вера в Бога делает их счастливыми. Иаков защищал свободу воли и бессмертие души.

Джон Дьюи (1859-1952)

Американский философ, политический мыслитель, внесший большой вклад в развитие идей образования и теории культуры, один из самых ярких представителей прагматизма. Основной концепцией его философии был опыт, который включал в себя все проявления человеческой жизни. Для Дьюи философия родилась не из чудес (как в древности), а из социальных напряжений и стрессов. Задача философии, таким образом, состоит в том, чтобы организовать жизненный опыт, особенно в том, чтобы быть социальным, таким образом, чтобы улучшить то, как люди живут, как они живут в мире. Метод науки и разума должен стать средством достижения этого и служить инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Этот метод заключается в определении сложности или проблемы, возникающей во всех жизненных ситуациях, и постановке перед человеком задачи найти средства для ее осмысленного решения. В этом процессе идеи и теории должны служить важными интеллектуальными инструментами. Поэтому суть его философии — инструментализм. По мнению Дьюи, идеи, концепции и теории верны, если они эффективны, выгодны, успешно работают в жизненно важных условиях и приводят к прагматическим целям. Таким образом, средства, выбранные для решения соответствующих проблем, не должны быть субъективными и произвольными; они должны соответствовать характеру проблемы и поставленной цели. Познание — это инструмент адаптации человека к его природному и социальному окружению. Мерой теории является ее практическая полезность в данной жизненной ситуации. Целесообразность — это не только мера истины, но и нравственности. Дьюи считал, что предложенный им метод инструментализма способен эффективно решить любую проблему в де-демократическом обществе. Прагматик не склонен спорить о непостижимости или немыслимости внутреннего смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведет к успеху в жизни, поэтому задача человека — уживаться в жизни, в мире, а задача философии — помогать ему в этом.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938)

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литература России на рубеже 19-20 веков Основные литературные направления, те.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература России на рубеже 19-20 веков Основные литературные направления, те.

Литература России на рубеже 19-20 веков Основные литературные направления, течения

Общая характеристика периода Последние годы XIX столетия стали поворотными дл.

Общая характеристика периода Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Россия пережила три революции: -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японскую войну 1904-1905 гг. -Первую мировую войну 1914-1918гг., -Гражданскую войну

Внутриполитическая обстановка в России Конец XIX столетия обнажил глубочайшие.

Научные открытия н.20 века Начало XX столетия стало временем глобальных естес.

Научные открытия н.20 века Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.

Философские основы культуры рубежа веков: Главный вопрос – вопрос о Человеке.

Живопись Прочные позиции удерживали представители русской академической школ.

С.А. Коровин Цветы и фрукты

С.А. Коровин Цветы и фрукты

В.И. Суриков. Боярыня Морозова

В.И. Суриков. Боярыня Морозова

Л. Бакст Портрет графини Келлер

Л. Бакст Портрет графини Келлер

К. Петров-Водкин. Купание красного коня

К. Петров-Водкин. Купание красного коня

М. Врубель. Демон

М. Врубель. Демон

И.Машков Фрукты на столе

И.Машков Фрукты на столе

И. Машков. Бегонии

И. Машков. Бегонии

Н. Гончарова. Автопортрет

Н. Гончарова. Автопортрет

 В. Кандинский. Композиция №7

В. Кандинский. Композиция №7

Трагическая история литературы 20 века В 20-е годы уехали или были изгнаны пи.

Трагическая история литературы начала 20 века 3. С начала 30-х годов начался.

Трагическая история литературы начала 20 века 3. С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.

Трагическая история литературы начала 20 века 4. С начала 30-х годов появилас.

Трагическая история литературы начала 20 века 4. С начала 30-х годов появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.

Литература конца 19 – начала 20 веков В конце XIX - начале XX века русская ли.

Литература конца 19 – начала 20 веков В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. ( отражение реальности, жизненной правды) А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.

Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному време.

Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".

Направления в литературе реализм модернизм футуризм акмеизм имажинизм символизм

Направления в литературе реализм модернизм футуризм акмеизм имажинизм символизм

Идейные основы реализма и модернизма Идейный фундамент реализма Философия мо.

Идейные основы реализма и модернизма Идейный фундамент реализмаФилософия модернизма н.XX в. ИстинаЕдина,добро побеждает зло,Бог одолевает дьявола.Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла. ГеройИщущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви.Сложный, противоречивый,выделяющийся из остального мира, часто противостоящий ему. Высшие ценностиДуховные, христианские идеалыЛичность в её многообразии Цель искусстваГармонизация жизниВыражение себя и своего понимания мира и человека.

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми Демократизм – неп.

Писатели - реалисты Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 Куприн Александр Иванович.

Писатели - реалисты Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 Куприн Александр Иванович 1870-1938 Зайцев Борис Константинович 1881-1972 Вересаев Викентий Викентьевич 1867-1945

Новые течения в литературе России рубежа веков В период с 1890 по 1917 год ос.

Новые течения в литературе России рубежа веков В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения: символизм, акмеизм, футуризм Они составили основу модернизма как литературного направления.

Серебряный век Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX.

Серебряный век Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.

СИМВОЛИЗМ В марте 1894 г. вышел в свет сборник с названием "Русские символист.

СИМВОЛИЗМ В марте 1894 г. вышел в свет сборник с названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов , использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.

СИМВОЛИЗМ Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений.

СИМВОЛИЗМ Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения". Дмитрий Сергеевич Мережковский

Основные положения течения Андрей Белый Символ - центральная эстетическая кат.

Основные положения течения Андрей Белый Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.

Основные положения течения Символ многозначен: он содержит безграничное множе.

Основные положения течения Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.

Основные положения течения По-новому строились в символизме отношения между п.

Основные положения течения По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.

Старшие символисты Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной рус.

Старшие символисты Гиппиус Зинаида Николаевна 1869-1945 Бальмонт Константин Д.

Старшие символисты Гиппиус Зинаида Николаевна 1869-1945 Бальмонт Константин Дмитриевич 1867-1942 Фёдор Сологуб 1863-1927 Кузмин Михаил Алексеевич 1875-1936

Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от гре.

Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.

Акмеисты Ахматова Анна Андреевна 1889-1966 Мандельштам Осип Эмильевич 1891-19.

Акмеисты Ахматова Анна Андреевна 1889-1966 Мандельштам Осип Эмильевич 1891-1938 Гумилёв Николай Степанович 1886-1921 Сергей Городецкий 1884-1967

Основные положения течения А.Ахматова Новые ритмы создаются путем пропуска сл.

Футуризм Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Ита.

Футуризм Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи"

Футуристы Маяковский Владимир Владимирович 1893-1930 Бурлюк Давид Давидович 1.

Футуристы Маяковский Владимир Владимирович 1893-1930 Бурлюк Давид Давидович 1882-1967 Игорь Северянин 1887-1941 Велимир Хлебников 1885-1922

Основные положения течения В качестве художественной программы футуристы выдв.

Основные положения течения В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлест.

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.

Пощечина общественному вкусу Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.

Пощечина общественному вкусу Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. . Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным . С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь

Неокрестьянские поэты Мы предутренние тучи, зори росные весны. Н.Гумилёв Есен.

Неокрестьянские поэты Мы предутренние тучи, зори росные весны. Н.Гумилёв Есенин Сергей Александрович 1895-1925 Орешин Пётр Васильевич 1887-1938 Клюев Николай Алексеевич 1884-1937

Писатели, не входившие в литературные группы Максимилиан Александрович Волоши.

Писатели, не входившие в литературные группы Максимилиан Александрович Волошин 1877-1932 Борис Леонидович Пастернак 1890-1960 Владислав Фелицианович Ходасевич 1886-1939 Марина Ивановна Цветаева 1892-1941

Сделаем выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравним.

Сделаем выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века. Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства. В литературе развиваются различные направления. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.

Сделаем выводы Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и за.

Сделаем выводы Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Вопросы: Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже.

Читайте также: