Какие факторы влияли на развитие российской культуры 9 класс история россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

На развитие русской культуры огромное влияние оказала европейская культура, развитие которой значительно опережало Россию. Это влияние было исторически неизбежным.

Начало этому положила Отечественная война 1812 года. Она сблизила Россию с Западом и ускорила формирование русской культуры.

Передовые умы России начали изучать западные политические учения и философские течения применительно к российской действительности. Они поставили вопрос о крепостном праве в России, об историческом пути ее развития, о взаимоотношениях с Европой и западно-европейской культурой.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Шел большой общественный спор, по какому пути идти России: по самобытному или по европейскому. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Эти явления в общественной мысли страны предопределили развитие художественной культуры России XIX века, а именно: ее пристальное внимание к политическим и социальным проблемам страны.

Особенности развития

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Его называют временем небывалого взлета русской культуры. Этот век отмечен гениями во всех областях духовной культуры — в литературе, музыке, живописи, философии, науке и т.д.

Особенностью культурного развития России в XIX веке стал процесс демократизации культуры. В число деятелей культуры вошли выходцы из непривилегированных сословий – разночинцы, в то время как в XVIII веке это были только представители дворянства.

Демократизация культуры выразилась в изменении тематики произведений живописи, музыки литературы. В них появились темы, связанные с изображением жизни простого народа. Народное творчество стало источником идей и мерилом эстетического вкуса мастеров культуры.

Характерной чертой великих русских мастеров была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью.

В культуре развивается критический реализм. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова вошли навсегда в сокровищницу мировой литературы, так как в них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Предпосылки развития

Развитие культуры формировало бурное развитие событий:

  • предшествовавшие веку реформы Петра I;
  • Отечественная война 1812 года;
  • выступление декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года;
  • общественно-демократический подъем в стране;
  • отмена крепостного права;
  • проведение либеральных реформ 60-70-х годов;
  • высокие темпы развития капитализма в промышленности.

Реформы Петра I

Петр I ввел гражданскую азбуку в книгопечатание и арабские цифры. В результате читать книги и писать стало значительно легче. Он создал первый русский музей — Кунсткамера, дал добро на развитие светской живописи, открыл новые школы, которые обучали различным ремеслам. Система обучения детей стала светской. В 1725 году он основал Академию наук.

Близкие контакты с Европой

В начале XIX века началось расширение культурных связей России с другими странами. Увеличилось число контактов представителей русской культуры с зарубежными учеными, мыслителями, писателями, художниками. Русские ученые и художник выезжали на учебу в Германию, Италию. Учились в Европе музыке, художеству, торговле и естественным наукам.

Развитие капиталистических отношений в стране

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

После отмены крепостного права возникали новые промышленные города, менялась общественная атмосфера. Начался процесс демократизации российского общества. Помещичьи хозяйства без крепостных стали клониться к упадку. На первый план вышли денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.

Оппозиционные течения в обществе

Экономические преобразования также способствовали расцвету оппозиционных движений. Наиболее заметным из них было либеральное движение, критиковавшее существующий строй. К средине века образованная молодежь стала пропагандировать радикально-демократические, а также социалистические идеи.

В России началась эпоха освободительного движения. Оппозиция заявляла о себе в подцензурной литературе, которая становилась одной из активных общественных сил.

Научные достижения

В условиях становления капиталистического уклада жизни и промышленного переворота происходят значимые научные открытия, имевшие как теоретическое, так и прикладное значение. Вот только некоторые из них:

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в исследованиях научных центров Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи.

Применение электричества

В конце XIX века по миру, в том числе и по России, прокатилась волна открытий, связанных с электричеством. Все открытия включали и практическое применение.

В 70-х годах XIX века была изобретена лампа накаливания. Ее создателем стал российский электротехник А.Н. Лодыгин. Это было сделано за семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н.

Один из первых российских электротехников академик В.В. Петров (1761-1834) раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества, вошедшее в науку как вольтова дуга. Этим было положено начало применению электроэнергии на практике.

В 1832 году член-корреспондент Петербургской Академии наук П. Л. Шиллинг впервые продемонстрировал работу изобретённого им электромагнитного телеграфа. Так появилась проводная связь.

Изобретения воплощались в жизнь. Впервые электрическое освещение появилось в Санкт-Петербурге в 1879 году. В 1883 году начала работу первая электростанция у Полицейского моста. В Москве освещение впервые появилось 1881 году.

Развитие медицины

К началу XIX в. в России было всего два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Оба они стали центром медицинской науки.

Выдающимся терапевтом стал выпускник Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831). Он создал систему клинического обследования и одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации.

С.П. Боткин (1832-1889) создал крупнейшую в России научно-терапевтическую школу. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний: сердца, сосудов, почек, а также выделил инфекционный гепатит, названный позже болезнью Боткина.

Н.И. Пирогов (1810-1881) — учёный-анатом, русский хирург создал первый атлас топографической анатомии, первым в мире начал проводить операции под эфирным наркозом. Это стало началом новой эпохи в развитии военно-полевой хирургии.

Большим открытием для медицины в России в конце XIX века стало создание службы оказания скорой медицинской помощи.

После отмены крепостного права в России начала развиваться земская медицина. До этого медицинская помощь сельскому населению практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах.

Становление литературы

XIX век называют Золотым веком русской культуры благодаря развитию литературы. Именно литература становится господствующим видом искусства.

Хотя произведения русских писателей подвергались жесткой цензуре, они оставалась важным инструментом развития общественной мысли.

В XIX веке творили писатели:

  • А.С. Пушкин;
  • М.Ю. Лермонтов;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • А.П. Чехов;
  • Н.А. Некрасов;
  • А.А. Фет;
  • Ф.М. Достоевский;
  • А.И. Куприн;
  • М. Горький и многие другие классики.

Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне демократических настроений в России. Так или иначе, они отражали недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

В начале века в литературе расцвел сентиментализм и началось становления романтизма. Эти направления ярко проявили себя в поэзии. Среди самых талантливых поэтов:

  • Е.А Баратынский;
  • К.Н. Батюшков;
  • В.А. Жуковский;
  • А.А. Фет;
  • Ф.И. Тютчев.

Русская поэзия XIX века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались в своих стихах осмыслить свое предназначение. Поэт в России считался проводником истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их строкам.

Литераторы все чаще обращаются к общественно-политическим проблемам российской жизни. Развивается жанр реалистического романа. В этом жанре пишут:

  • И.С. Тургенев;
  • Ф.М. Достоевский;
  • Л.Н. Толстой;
  • И.А. Гончаров.

Мастером малого литературного жанра — рассказа считается А.П. Чехов. Мировую известность приобретают и его пьесы.

Драматургию продолжают А.Н. Островский, М. Горький. В их пьесах уже хорошо ощущается настроение грядущих перемен социального строя.

Реформы в образовании

В начале века существовала сословная система образования.

Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.

Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.

После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.

Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.

В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.

Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.

Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.

Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.

Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.

Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.

Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.

Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.

Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.

Искусство

Бурное развитие получили все виды искусства: живопись, архитектура, скульптура, музыка. Русское искусство XIX века — это многогранное явление, которое отличает многообразие направлений.

Живопись

Русское изобразительное искусство XIX века в основном выражалось в академизме. Этот стиль диктовала Академия художеств.

Живопись передвижников носила реалистический характер. На своих полотнах они отражали жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями. Передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, организовывая передвижные выставки.

Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве Суриков В.И. На его картинах народ также главный герой истории.

Близок к передвижникам был художник-баталист Верещагин В.В. (1842-1904). Он совершил переворот в батальной живописи, наполнив ее правдой жизни. Его полотна — приговор войне.

Передвижники были непревзойденными мастерами пейзажа. Пейзаж на их полотнах становится значимым жанром живописи. Среди них Саврасов А.К (1830-1897), Поленов В.Д. (1844-1927), Шишкин И.И (1832-1898), Куинджи (1842-1910), Айвазовский И.К. (1817-1900), Левитан И.И. (1860-1900).

Художников поддерживали меценаты, такие, как Третьяковы, Мамонтов С.И. Эта поддержка способствовала зарождению крупнейшей коллекции произведений изобразительного искусства — Третьяковской галерее.

Театр

XIX столетие стало временем успешного развития русского театра. В начале века он был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. На сцене ставились трагедии на мифологические и исторические сюжеты.

Над театрами был установлен строгий контроль государства. В 1826 г. они были подчинены ведению Министерства двора. Государственная монополия на театры просуществовала до 1882 г.

Важным этапом в развитии русского театра было создание в 1898 г. Московского Художественного театра. Создателями его были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Этот театр отличали демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Островского, Ибсена, Метерлинка, и другие.

Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С. Станиславским. В театре выросла целая плеяда замечательных актеров: М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.В. Самойлов и многие другие.

Музыка

Традиции русской музыкальной культуры сложились уже к концу XVIII века. Знаменитые композиторы тех лет:

  • А.А. Алябьев (1787-1851);
  • А.Е. Варламов (1801- 1848);
  • А.Л. Гурилев (1803-1858);
  • Н.А. Титов (1800-1875).

Они создавали произведения камерного жанра: романсы, небольшие музыкальные пьесы.

Основоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка (1804-1857). В музыке Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. В основе его музыки лежит русская народная песенная культура.

В составе группы были:

  • М.А. Балакирев (1837-1910);
  • М.П. Мусоргский (1839-1881);
  • А.П. Бородин (1833-1887);
  • Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908);
  • Ц.А. Кюи (1835-1918).

Все они придерживались народного стиля в музыке. Их творчество современники называли музыкальной революцией.

Великим композитором в истории русской и мировой музыки считают Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Он создал оперы и балеты, идущие до сих с успехом пор на мировой оперной сцене:

XIX век знаменит появлением русского романса, основу которого составили народные мотивы. Главную роль в развитии русского романса сыграли композиторы:

  • А.А. Алябьев;
  • А.Л. Гурилёв;
  • А.Е. Варламов;
  • П.П. Булахов;
  • А.Н. Верстовский.

Самым знаменитым среди музыкальных театров был петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Многие имена русских исполнителей знали во всем мире: знаменитый оперный бас Ф.И. Шаляпина, лирический тенор Л.В. Собинова. Известны были русский балетмейстер и педагог М.И. Петипа, балетмейстеры и танцовщики М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский, балерина А.П. Павлова.

§ 12. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг. — Вопросы к пунктам параграфа — 1 — стр. 113 - 0

"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 9 класс.

Aвторы:

Волобуев О.В., Ляшенко Л.М., Симонова Е.В.

Задание

Какие факторы влияли на развитие российской культуры?

Еще решебники за 9 класс

Мы подобрали сборники ГДЗ за 9 класс, которые могут быть Вам интересны.

Инновационная школа Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Домогацких Н.И., Клюев Н.Н.

Историко-культурный стандарт Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В., Клоков В.А.

Предметы за 9 класс

Переключаться между предметами теперь очень просто, просто кликни нужный.


Научное понятие типа культуры логически связывает и акцентирует внимание на характерных показателях жизни, сосредоточенных в одном пространстве и времени.

При типологическом изучении русской культуры особое внимание уделяется анализу широкого комплекса факторов: пространственных, временных, этно- и социопсихологических.

  • Пространственные — определяются спецификой природных и геополитических данных.
  • Временные — связаны с обстоятельствами истории существования культуры. — упрочняют культурное единство при помощи создания соизмеримых и значимых регламентирующих механизмов личностного осмысления единства, самоотождествления людей.

Рассмотрим подробнее специфику формирования русской культуры по такому анализу.

Пространственные факторы формирования культуры

В формировании культуры народов большое значение имеют географические территории, на которых они проживают. Это сложный процесс взаимовлияния географического положения и социально-исторической среды друг на друга. Из основных особенностей пространственного месторазвития народов России можно выделить:

  1. большие пространства,
  2. открытость территорий,
  3. природа и климат,
  4. растянутость с востока на запад.

В этой связи специфику формирования культуры России обуславливают:

  • Многообразие, его фундаментом многообразия служат обширные пространства.

Природные зоны: арктических пустынь, тундры, тайги, лесов, степей, приморских и высокогорных районов, они создают непохожую среду обитания людей.

Этим объясняется возникновение разных субкультур. Народы севера и юга страны очень отличаются друг от друга.

  • Отсутствие рубежей между восточной и западной частью, Азией и Европой, необъятность территорий, безграничность.
  • Особую роль всегда играла и суровая природа, непредсказуемость климата, переменчивость погоды. Она нарушала все расчеты человека и приучила его действовать интуитивно, иногда наудачу, не принимая за основу расчетливость.

Некоторые черты русского характера формировались именно под влиянием специфичных природных условий и сурового климата.

  • Обширные территории, тянущиеся с запада на восток, обогащали русскую культуру. Народы, населяющие страну, взаимодействовали между собой, делясь опытом, знаниями. Кроме того, Россия всегда играла роль посредника между культурой Востока и Запада. По ее обширной территории из Азии в Европу переселялись кочевники. Европа проникала в Россию с христианством. Другое влияние Востока на некоторые народы России принесло распространение ислама.

Временные факторы

Временные факторы, влияющие на формирование русской культуры и определяющие специфику ее развития, можно представить в виде двух составляющих:

  1. основные элементы, находившиеся у зачатия русской культуры,
  2. а также самобытность ее исторического развития.

Основные элементы

  • Культура язычества восточных славян является одним из слагаемых культурных компонентов, она имеет значительную долю тюркских, финно-угорских и балтских элементов.

Это единство сформировалось VIII – IX вв. на основе язычества, земледельческого уклада жизни, свойственных им правил, обычаев, канонов. Даже с принятием христианства многие элементы этой культуры существовали до XIII века, а что-то сохранилось и по сей день.

Спецификой распространения христианства на Руси в конце X века явилось то, что оно было принято по велению князя как государственная религия. Приобщение к православию и добавление народов к Киевской Руси совершалось параллельно. Это наложило определенный отпечаток на развитие христианства в стране. Церковь и государство были тесно взаимосвязаны. Значительная часть населения хоть и соблюдала обряды, в которых сохранялись элементы язычества, но это больше носило формальный характер. Меньшая часть населения искренне и глубоко приняла веру, что сказалось на создании монастырей, скитов.

Восточные славяне, осваивая соседние территории, постоянно и тесно контактировали с тюркскими кочевыми народами. В IV — XIII вв. по южнорусским степям с востока на запад прошло Великое переселение народов. Восточные славяне с кочевниками воевали, торговали, заключали браки и военные союзы. Вступив в коалицию, некоторые племена оседали по южной окраине государства, охраняли его рубежи. Примером тому могут служить черные клобуки и берендеи.

  • Еще одной самобытной чертой русской культуры во временной и пространственной плоскостях является пограничность.

Необходимость постоянного взаимодействия с враждебными племенами порождала своеобразные пограничные отношения, требующие знания образа жизни соседей, их нравов. Контакты были не только военного, но и торгового, личного, политического характера. Условия пограничности во многом определили и специфику последующего развития русской культуры.

Самобытность исторического развития русской культуры и его социодинамика

Культура и история страны тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. Российская история характерна своей неожиданностью, резкими изменениями и виражами. Одним из факторов формирования русской культуры, повлиявший на специфику ее развития, является прерывистый характер истории страны. Под культурой принято понимать единство деятельности людей во всех сферах жизни. В явлениях одного периода можно проследить единую закономерность, которая придает ему монолитность.

Н.А. Бердяев в российской истории обособляет пять периодов:

Россию киевскую, татарского периода, московскую, петровскую, императорскую и советскую.

Каждый из выделенных периодов имеет характерные черты и внутреннюю гармонию. Переход же всегда проходил из-за резких внешних или внутренних сдвигов.

  1. принятие христианства,
  2. монголо-татарское иго,
  3. образование Московского царства, установление самодержавия,
  4. раскол в религии, реформы Петра,
  5. отмена крепостничества,
  6. Октябрьский переворот 1917 года,
  7. советский тоталитаризм,
  8. августовский путч, 1991 – крах тоталитарной власти, начало реформ.
  • Крещение и Раскол,
  • Орда и утверждение Царства Москвы,
  • отмена крепостничества – колхозы,
  • Октябрь 1917 – Август 1991.

Наша презентация темы:

В этом перечне узловых событий истории постепенно сокращается период времени. Промежутки на начальных этапах длятся по два-три века, а последние составляют несколько десятков лет. Возможно, что последние события, непосредственно повлиявшие на нашу жизнь, кажутся значимее, чем те, что давно канули в лету. Глядя на перечень периодов по Кондакову, можно сделать вывод: повторение событий, круто меняющих ритм истории, влияет и на развитие взаимопротивоположных качеств в культуре. Это податливость, гибкость, приспособляемость и реакционность, косность, идейность, приверженность своим взглядам. Периодические сдвиги сложившихся суждений и понятий, несогласованное наложение взаимоисключающих представлений о мире — все это делает русскую культуру сложной и противоречивой.

Ю.М. Лотман отмечает скачкообразную, прерывистую форму социодинамики русской культуры. Он обращает внимание на смену центростремительных и центробежных периодов, когда созданная структура равновесия сметается безудержным движением развития. Центростремительные периоды оцениваются как время величия и в описаниях занимают главное место. Центробежные, динамичные периоды занижены в оценке их значимости, но именно они пробуждают качественно новые черты культуры.

19 век русская культура

История

Культура напрямую связана с жизнью государства. Первая половина XIX века характеризуется быстрым культурным развитием России. Эта обусловлено борьбой между старым и новым, появляющимся из-за естественных потребностей страны. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего столетия. Таким образом, будет весьма любопытно проследить все особенности развития русской культуры в 19 веке.

Предпосылки и причины

В XIX столетии наблюдалось активное культурно-историческое развитие Российского государства. При этом страна существенно отставала от европейских держав в социальном и экономическом развитии. Однако в области культуры она находилась на ведущих ролях. Среди основных причин, вызвавших бурный рост культуры, можно выделить несколько наиболее важных:

Русская культура 19 века особенности развития

  • проведенные Петром Великим реформы;
  • просвещенный абсолютизм Екатерины Второй;
  • усиление контактов с европейскими державами;
  • зарождение и дальнейшее развитие капиталистических отношений в России;
  • появление в обществе оппозиционных движений.

Нельзя недооценивать победу в Отечественной войне 1812 года. После этого события в обществе резко усилилось национальное самосознание. Однако были факторы, сдерживающие темп культурного развития. В первую очередь речь идет о борьбе правительства с общественной мыслью в литературе и публицистике. Вторым фактором, мешающим развиваться культуре страны еще активнее, было крепостное право.

Кратко судить о развитии культуры в России 19 века можно благодаря таблице:

Просвещение и наука

Для развития общества страны в XIX столетии требовалось серьезно изменить область просвещения. Большую роль в ее реформировании сыграл Александр I. Созданная во время его правления система образования включала:

  • начальные одноклассные приходские школы и двухклассные уездные училища;
  • четырехклассные гимназии;
  • университеты и технические учреждения образования.

19 век культура

Следует заметить, что последних учебных заведений в стране было сравнительно мало. Центральное место в этой системе занимали университеты. Одновременно с ними существовали учебные заведения для дворян — лицеи. Наиболее известным среди них был Царскосельский. Для желающих получить военное образование были открыты кадетские корпуса. Однако учиться в них могли лишь дети дворян.

Несмотря на это, система образования в России сделала шаг вперед. Еще в XVIII столетии учиться могли лишь представители высшего дворянства. В 19 веке образование стало доступным для мещанства, ремесленничества и купечества. Также положительную роль в росте уровня образованности населения страны сыграло и увеличение числа библиотек. Общество все больше интереса проявляло к прессе, что привело к росту количества газет и журналов.

19 века культура

В мировую историю вошли имена русских математиков Лобачевского, Буняковского и Остроградского. Не отставали от коллег и физики:

  1. 1802 год — открытие электрической дуги Петровым.
  2. 1828−1832 года — создание Шиллингом электромагнитного телеграфа. Несколько позже Якоби соединил столицу страны с Царским Селом подземным кабелем.
  3. Ленц активно изучает процесс превращения тепловой энергии в электрическую.

Также в 19 веке активно развивается и техника. Например, крепостные механики Черепановы в 1834 году построили первую железную дорогу не только в Российском государстве, но и в мире.

Литературные стили

Одним из самых значительных явлений в мировой культуре 19 столетия стала русская литература. Еще в XVIII веке начался процесс вытеснения классицизма новым литературным стилем — сентиментализмом. В отечественной литературе его основоположником является Карамзин. Произведения автора были наполнены чувствами героев и пользовались большим успехом у читателей.

Победа в Отечественной войне 1812 привела к росту самосознания в общества. Благодаря этому в русской литературе появилось течение романтизма. Его наиболее известным представителем стал Жуковский. Произведения автора переводились на различные языки и заняли место в одном ряду с работами Байрона, Гомера, Шиллера и других известных писателей.

19 века русская культура

Первая половина XIX столетия оказалась богатой на новые имена в литературе. Отличным примером проявления народного таланта стало творчество Пушкина. В тридцатых годах восходит звезда Лермонтова. Эти авторы являются отличным примером направления реализма в отечественной литературе.

Огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературной мысли оказали работы Гоголя. Именно под его влиянием свои произведения создавали Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов. Также нельзя не вспомнить Тютчева, труды которого наполнены чувством любви к Отечеству.

Театр и музыка

Благодаря смене крепостного театра вольностью, интерес в обществе к театральному искусству стремительно растет. Государственные театры на территории страны стали появляться еще в 18 веке, однако в XIX столетии этот процесс набирает большие обороты. Так, в 1832 году в Петербурге был возведен Александрийский театр, названный в честь супруги Николая Первого — Александры. Сегодня он носит название Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина.

19 век театр

На театральной сцене того времени большим успехом пользовались произведения Грибоедова и Гоголя. В начале второй половины 19 века все чаще ставятся пьесы Островского. Серьезных успехов в те времена добился и балетный театр. В 1815 году на сцене Большого театра в Петербурге состоялся дебют Истоминой. Имя этой танцовщицы вошло в мировую историю.

Живопись и архитектура

Еще в 18 веке в российском изобразительном искусстве зарождается течение классицизма. Оно продолжает стремительно развиваться в начале 19 столетия, постепенно трансформируясь в академизм. Именно эта художественная школа в результате была принята Академией художеств в качестве ведущей. Представителями академизма являются Бруни и Мартос.

19 век живопись

Главное внимание русских архитекторов того времени все еще привлекал Петербург. Именно 19 век стал периодом создания известного сегодня во всем мире стиля этого города. Среди наиболее известных зданий города, возведенных в те времена, можно отметить:

  • Генеральный штаб;
  • здание Сената и Синода;
  • Смольный институт;
  • Михайловский дворец и другие.

Однако шло строительство и в других городах страны. После пожара 1812 года быстро застраивается Москва. Регионы не желали отставать от столицы. В результате во многих уездных и губернских населенных пунктах начинают возводить частные дома представители купечества.

Почему культуру первой половины XIX в. называют золотым веком русской культуры?

Что способствовало развитию российского образования и науки в первой половине XIX в.?

• Н. И. Лобачевский

• И. Ф. Крузенштерн

• Ф. Ф. Беллинсгаузен

1. Изменения в системе российского образования. Культура, как особое историческое явление, по-своему отражает те изменения, которые происходят в жизни и сознании общества в определённую эпоху, в то же время она хранит лучшие национальные традиции. Именно в культуре с наибольшей полнотой выражается национальный характер народа. Деятели русской культуры выступали против сословного неравенства (особенно против крепостного права), чиновничьего произвола, бесправия общества. Большое влияние на развитие самосознания русских людей оказала Отечественная война 1812 г. Эта тема нашла отражение в произведениях писателей и поэтов, художников и композиторов.


Литературное чтение. Художник К. Е. Маковский

В России происходил процесс демократизации культуры. Он выражался в том, что в первой половине XIX в. расширился круг людей, имевших возможность воспользоваться благами образования. Сначала это было среднее и мелкое дворянство, затем — разночинцы и отдельные представители низших сословий. Возрос интерес к литературе, искусству, театру, периодическим изданиям, наукам. Чтение журналов и книг, рассматривавшееся ранее как дань моде, становилось потребностью образованной части российского общества.


Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Художник Г. Р. Барановский

Александр I надеялся правильным воспитанием формировать нужное для власти общественное мнение. В стране сложилась стройная система высшего и среднего образования: средние школы, лицеи и высшие учебные заведения. В 1802 г. правительство учредило Министерство народного просвещения. В 1803 г. в стране создали шесть учебных округов, во главе с университетами; в 1804 г. число действовавших ранее вузов (Московский, Дерптский, Виленский) увеличилось (Петербургский, бывший прежде Педагогическим институтом, Харьковский и Казанский).

В 1803—1820 гг. открылись Демидовский лицей в Ярославле, Царскосельский (при Николае I переведён в Петербург и назван Александровским), Ришельевский в Одессе и Нежинский в Черниговской губернии. Лицеи представляли собой привилегированные учебные заведения гуманитарного направления. Здесь готовили дипломатов, чиновников для центральных государственных учреждений, юристов. Выпускникам лицеев присваивали определённые чины, что позволяло поступить на статскую или военную службу.

Все звенья системы образования находились под неусыпным контролем государства, поскольку власти опасались распространения оппозиционных идей среди молодёжи.

Новый университетский устав 1835 г. уничтожил автономию (независимость) университетов, полученную ими при Александре I. Затем число студентов в каждом университете уменьшили до 300, университетам запретили приглашать на работу иностранных профессоров, ввели для студентов обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела.

Во второй четверти века было положено начало специальному высшему и среднему техническому образованию.

Общий уровень образования населения страны оставался низким — в начале XIX в. число учащихся в низших и средних учебных заведениях составляло 130 тыс. человек, в 1856 г. — 450 тыс. На этом фоне российские учёные и талантливые самоучки, совершая открытия порой мирового значения, продолжали развивать отечественную науку.

1. Какие факторы влияли на развитие российской культуры?

2. Какие новшества появились в российском образовании в первой половине XIX столетия по сравнению с Екатерининской эпохой?

3*. Объясните, почему император Николай I уничтожил автономию университетов.

2. Развитие науки и техники. Значительный вклад в развитие науки внесли учёные-естествоиспытатели. Один из них — Н. И. Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии. Его открытие, не оценённое современниками, оказало огромное влияние на развитие математики. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я. К. Кайданов и П. Ф. Горяинов. В конце 1830-х гг. академик В. Я. Струве основал Пулковскую обсерваторию под Петербургом.

В 1834 г. отец и сын Черепановы построили в Нижнем Тагиле первую в России железную дорогу с паровой тягой.

В 1838 г. академик Б. С. Якоби приспособил сконструированный им электромотор к лодке, а затем к железнодорожной тележке, т. е. попытался построить катер и электровоз. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К. М. Бэра. В 1842 г. профессор Казанского университета Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, используемого в качестве красителя в текстильной промышленности. Тогда же П. П. Аносов установил связь между строением и свойствами металлов. Это открытие помогло получить литую булатную сталь, не уступавшую по своим свойствам древнему кованому булату. Хирург Н. И. Пирогов уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом. Он первым в России применил обезболивание в военно-полевых условиях.


Н. И. Лобачевский. Художник Л. Д. Крюков


Н. И. Пирогов. Художник И. Е. Ренин

Важные проблемы, в том числе и эффективность крепостного хозяйства, обсуждались в экономической литературе. Работы Н. С. Мордвинова, Н. И. Тургенева, Ю. Ф. Самарина опровергали мнение о русском крестьянине как о нерадивом, ленивом хозяине. Продолжало свою научную и просветительскую деятельность Вольное экономическое общество, немало сделавшее для приобщения России к европейским достижениям.



В. И. Даль. Художник В. Г. Перов

1830—1840-е гг. — время систематического изучения народного творчества. Ценнейшие образцы фольклора, предметов одежды и быта собирали братья Аксаковы и П. В. Киреевский. Народные песни, записанные Киреевским, были опубликованы в 1860-е гг. Этот материал до сих пор служит источником для изучения народного творчества.

1. Какие учёные внесли заметный вклад в развитие русской и мировой науки?

2. Какие факторы повлияли на развитие российской науки?

В университетах империи получили образование латышские общественные деятели К. Вальдемар и К. Барон, армянский писатель X. Абовян и учёный С. Назарян, эстонские просветители К. Петерсон, Ф. Фельман и Ф. Крейцвальд.

В Харьковском и Киевском университетах успешно трудились филологи И. И. Срезневский, А. А. Потебня и М. О. Максимович, в Казанском — И. Хальфин, X. Файезханов, М. Гали Махмудов и М. Казембек. Позже Файезханова и Казембека пригласили в Петербургский университет лля преподавания восточных языков. В московском Лазаревском институте начинали творческий путь идеолог армянской демократии М. Налбандян и реформатор армянского языка X. Абовян.

Благодаря деятельности таких учёных и просветителей, как А.-К. Бакиханов, М.-Ф. Ахундов, Ш. Ногмов, Т. Багратиони, российское общество получило возможность познакомиться с историей и культурой народов Кавказа.

Успехи представителей национальной интеллигенции невозможно переоценить: они создавали национальную письменность там, где коренные народы её не имели, и на этой основе — национальную литературу.

Охарактеризуйте новшества в культуре народов Российской империи в первой половине XIX в.

Вопросы и задания

1. Какие изменения претерпела система образования в Александровское и Николаевское время?

Значение для развития науки

3. Какие факторы влияли на развитие системы образования и науки в России в первой половине XIX в.?

4*. Охарактеризуйте взаимовлияние культур народов, проживавших на территории Российской империи. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте список произведений выдающихся писателей и поэтов народов России первой половины XIX в.

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Что способствовало развитию российского образования и науки в первой половине XIX в.?

A. Начало промышленного переворота.

Б. Улучшение материального благосостояния населения.

B. Потребность в кадрах врачей, учителей, инженеров.

Г. Приток иностранных студентов в Россию в связи с открытием здесь университетов.

Читайте также: