Какие факторы повлияли на смену художественных стилей в 19 веке кратко
Обновлено: 08.07.2024
1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.
Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.
Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов
2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.
Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.
Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.
Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.
4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.
Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).
Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар
5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.
В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.
Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.
1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.
Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.
Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов
2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.
Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.
Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.
Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.
4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.
Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).
Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар
5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.
В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.
Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.
В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г.. восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене, успехи в деле развития образования демократизация культуры.
Важная роль в становлении и развитии культурной среды принадлежит городу.
Восстание декабристов оказано огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру. Свою близость к идеям и духу декабризма выражал в своем творчестве А. С. Пушкин, а также другие художники.
Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Эта тема пришла в XIX в. из предыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились. По- разному смотрели они и на преобразования Петра I.
Наибольшее развитие на культуру и живопись в 19 веке, как и в последующих оказывало окружающая действительность. А именно научно-технический прогресс. Общество было в большинстве своём не феодальное, а буржуазно-капиталистическое. В архитектуре - уход от барокко, в России - классический и русский стили. В живописи - от классицизма до постимпрессионизма и передвижников. В литературе - от классицизма - неоклассицизм, до сентиментализма и продромантизма. В декоративном искусстве - первые десятилетия ампир (имперский стиль).
В науке - увеличение количества научных дисциплин.
История
Культура напрямую связана с жизнью государства. Первая половина XIX века характеризуется быстрым культурным развитием России. Эта обусловлено борьбой между старым и новым, появляющимся из-за естественных потребностей страны. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего столетия. Таким образом, будет весьма любопытно проследить все особенности развития русской культуры в 19 веке.
Предпосылки и причины
В XIX столетии наблюдалось активное культурно-историческое развитие Российского государства. При этом страна существенно отставала от европейских держав в социальном и экономическом развитии. Однако в области культуры она находилась на ведущих ролях. Среди основных причин, вызвавших бурный рост культуры, можно выделить несколько наиболее важных:
- проведенные Петром Великим реформы;
- просвещенный абсолютизм Екатерины Второй;
- усиление контактов с европейскими державами;
- зарождение и дальнейшее развитие капиталистических отношений в России;
- появление в обществе оппозиционных движений.
Нельзя недооценивать победу в Отечественной войне 1812 года. После этого события в обществе резко усилилось национальное самосознание. Однако были факторы, сдерживающие темп культурного развития. В первую очередь речь идет о борьбе правительства с общественной мыслью в литературе и публицистике. Вторым фактором, мешающим развиваться культуре страны еще активнее, было крепостное право.
Кратко судить о развитии культуры в России 19 века можно благодаря таблице:
Просвещение и наука
Для развития общества страны в XIX столетии требовалось серьезно изменить область просвещения. Большую роль в ее реформировании сыграл Александр I. Созданная во время его правления система образования включала:
- начальные одноклассные приходские школы и двухклассные уездные училища;
- четырехклассные гимназии;
- университеты и технические учреждения образования.
Следует заметить, что последних учебных заведений в стране было сравнительно мало. Центральное место в этой системе занимали университеты. Одновременно с ними существовали учебные заведения для дворян — лицеи. Наиболее известным среди них был Царскосельский. Для желающих получить военное образование были открыты кадетские корпуса. Однако учиться в них могли лишь дети дворян.
Несмотря на это, система образования в России сделала шаг вперед. Еще в XVIII столетии учиться могли лишь представители высшего дворянства. В 19 веке образование стало доступным для мещанства, ремесленничества и купечества. Также положительную роль в росте уровня образованности населения страны сыграло и увеличение числа библиотек. Общество все больше интереса проявляло к прессе, что привело к росту количества газет и журналов.
В мировую историю вошли имена русских математиков Лобачевского, Буняковского и Остроградского. Не отставали от коллег и физики:
- 1802 год — открытие электрической дуги Петровым.
- 1828−1832 года — создание Шиллингом электромагнитного телеграфа. Несколько позже Якоби соединил столицу страны с Царским Селом подземным кабелем.
- Ленц активно изучает процесс превращения тепловой энергии в электрическую.
Также в 19 веке активно развивается и техника. Например, крепостные механики Черепановы в 1834 году построили первую железную дорогу не только в Российском государстве, но и в мире.
Литературные стили
Одним из самых значительных явлений в мировой культуре 19 столетия стала русская литература. Еще в XVIII веке начался процесс вытеснения классицизма новым литературным стилем — сентиментализмом. В отечественной литературе его основоположником является Карамзин. Произведения автора были наполнены чувствами героев и пользовались большим успехом у читателей.
Победа в Отечественной войне 1812 привела к росту самосознания в общества. Благодаря этому в русской литературе появилось течение романтизма. Его наиболее известным представителем стал Жуковский. Произведения автора переводились на различные языки и заняли место в одном ряду с работами Байрона, Гомера, Шиллера и других известных писателей.
Первая половина XIX столетия оказалась богатой на новые имена в литературе. Отличным примером проявления народного таланта стало творчество Пушкина. В тридцатых годах восходит звезда Лермонтова. Эти авторы являются отличным примером направления реализма в отечественной литературе.
Огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературной мысли оказали работы Гоголя. Именно под его влиянием свои произведения создавали Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов. Также нельзя не вспомнить Тютчева, труды которого наполнены чувством любви к Отечеству.
Театр и музыка
Благодаря смене крепостного театра вольностью, интерес в обществе к театральному искусству стремительно растет. Государственные театры на территории страны стали появляться еще в 18 веке, однако в XIX столетии этот процесс набирает большие обороты. Так, в 1832 году в Петербурге был возведен Александрийский театр, названный в честь супруги Николая Первого — Александры. Сегодня он носит название Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина.
На театральной сцене того времени большим успехом пользовались произведения Грибоедова и Гоголя. В начале второй половины 19 века все чаще ставятся пьесы Островского. Серьезных успехов в те времена добился и балетный театр. В 1815 году на сцене Большого театра в Петербурге состоялся дебют Истоминой. Имя этой танцовщицы вошло в мировую историю.
Живопись и архитектура
Еще в 18 веке в российском изобразительном искусстве зарождается течение классицизма. Оно продолжает стремительно развиваться в начале 19 столетия, постепенно трансформируясь в академизм. Именно эта художественная школа в результате была принята Академией художеств в качестве ведущей. Представителями академизма являются Бруни и Мартос.
Главное внимание русских архитекторов того времени все еще привлекал Петербург. Именно 19 век стал периодом создания известного сегодня во всем мире стиля этого города. Среди наиболее известных зданий города, возведенных в те времена, можно отметить:
- Генеральный штаб;
- здание Сената и Синода;
- Смольный институт;
- Михайловский дворец и другие.
Однако шло строительство и в других городах страны. После пожара 1812 года быстро застраивается Москва. Регионы не желали отставать от столицы. В результате во многих уездных и губернских населенных пунктах начинают возводить частные дома представители купечества.
Какие факторы повлияли на смену художественных стилей первой половины XIX в?
Ответы:
Культура любой страны переживает периоды как слепого (или почти слепого) копирования достижений соседних государств, так и творческого освоения заимствований. Первая половина XIX в. для русской культуры — время переосмысления европейского опыта. Быстрая смена художественных стилей, методов и направлений, осмысление новых идей, желание за десятилетия освоить то, что другие народы создавали порой не одно столетие, обусловили необычайную напряжённость духовной жизни в России. Новизна в своём многообразии иногда лишала спокойствия, мешала сосредоточиться и в то же время открывала новые возможности решения художественных задач за счёт взаимообогащения, смешения жанров и направлений.
Читайте также: