Какие факторы дифференцируют молодежь на отдельные подгруппы кратко

Обновлено: 03.07.2024

Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ М. нет общего мнения. В отсутствии единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в т.ч. и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница М. определяестя между 14-16, а верхняя - между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место пролонгирование возраста отдельных групп М., как напр., молодых ученых (до 33-35 лет). М. как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др. Источник: Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М: Academia. - 2008. - C. 267 - 269


Содержание

Молодёжь в современном мире

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,15 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,3 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 25 процентов населения мира; 80 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира. [1]

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Манхейм (1893—1947) определил что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что [2]

Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.

Молодёжь в Российской Федерации


Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллиона молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Молодёжь и политика

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - "да, и довольно скоро". [6]

Молодёжь и социально-экономическая ситуация

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 — 24 лет (6,4 процента).

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Молодёжь как объект исследований


В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.

Социальные группы внутри Российской молодёжи

Учащаяся молодёжь

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет — учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические — 31 %, сельскохозяйственные — 4 %, экологические — 1 %, естественно-научные — 5 %, гуманитарные — 18 %, просвещения — 6 %, медицины — 3 %, культуры и искусства — 2 %. [9] В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.

Работающая молодёжь

В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

В целом достаточно высок уровень образования молодежи в материальном производстве. Более двух третьих (61,6 %), занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы. [10]

Молодёжь в странах Европейского союза

Несмотря на то, что в странах Европейского Союза ярко выражается общая мировая тенденция к старению населения в развитых странах, Старый Свет остается сравнительно молодым.

По данным доклада докладе Детского фонда ООН четырём странам — Швеции, Великобритании, Нидерландам и Италии — удалось сократить уровень юношеской смертности, связанной с несчастными случаями. В этих государствах в год погибает меньше 10 молодых людей на каждые 100 тысяч жителей моложе 19 лет. В других странах этот показатель — 20 на 100 тысяч. В исследовании говорится, что если бы все страны предприняли такие же решительные меры, направленные на предотвращение несчастных случаев среди детей и молодежи, как Швеция, то в год в богатых странах удалось бы предотвратить 12 тысяч смертей.

Учащаяся молодёжь

В Швеции высшее образование является бесплатным. Однако материальные расходы, связанные с обучением и проживанием студентам приходится покрывать самим. Так же как и в России, шведские студенты имеют определенные льготы на транспорт, посещение музеев, кино, дискотек, клубов и покупку учебников. Студентам из малоимущих семей шведский банк ежегодно выплачивает беспроцентную ссуду в размере 7200 шведских крон, что в пересчете на евро составляет 720 евро. Этого вполне может хватить на скромное существование: покупка учебников в семестр обходится в 750—1000 крон, а проживание в студенческих комнатах варьируется от 2000 до 3000 крон (в зависимости от города). Получение высшего образования в Великобритании осуществляется на платной основе. Плата за обучение не зависит от местоположения вуза, его престижа или выбранного направления обучения и составляет 12500 фунтов стерлингов в год. При поступлении в вуз иногородний студент имеет всегда гарантированное место в общежитии, плата за которое в Лондоне равна 70 фунтам в неделю. Новые учебники в среднем стоят 50 фунтов, а цена на учебники, бывшие в употреблении может составлять 20 фунтов. Если молодой человек или девушка захочет, поступив в вуз жить отдельно от родителей, то на основе определенного запроса районная администрация выдает стипендию, что составляет 3000 фунтов стерлингов в год. Половину этих денег будет стоить оплата отдельной квартиры. Дети из малоимущих или неполных семей также могут претендовать на получение стипендий от районных администраций. Самая большая стипендия, которую можно получить составляет 20000 фунтов стерлингов. Кроме того, в Великобритании существует практика беспроцентных банковских ссуд на обучение, выплата которых начинается с первого дня устройства на постоянную работу. [11]

Молодые европейцы на рынке труда

Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2005 года, уровень молодежной безработицы в Австрии на протяжении последнего года вырос на 1 процент и в настоящее время составляет приблизительно 10 процентов. С еще более высокими показателями молодежной безработицы столкнулись Венгрия (16 процентов), Словакия (25 процентов) и Словения (13 процентов). Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их вступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодежи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации. [12]

Молодёжь в США

В молодёжной среде США сохраняются проблемы потребления наркотиков, молодёжной преступности, безработицы, расовой дискриминации, положения молодых мигрантов, но накал этих проблем сравнительно ниже, чем десятилетие назад.

По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе за последние три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность [14] Вместе с тем растущую тревогоу вызывает рост нелгальной иммиграции в стране и положение молодых выходцев из Латинской Америки. Свыше 39 % школьников в Калифорнии — нелегальные иммигранты, из них более 42 % не говорят по-английски. В графстве Лос-Анжелос 5,1 миллиона человек говорят по-английски, 3,9 миллиона — говорят по-испански. 14 из 31 телевизионной станции в Лос-Анжелосе вещают только по-испански. 58 % всех социальных выплат в США идет нелегальным иммигрантам. [15]

Несмотря на то, что США фактически добились полной занятости в 1992 г. заработная плата 18 % работавших на постоянной основе американских рабочих была ниже прожиточного минимума; особенно же драматичным оказалось положение молодежи: 47(!)% работающих американцев в возрасте от 18 до 24 лет имели зарплату, не достигавшую прожиточного минимума.

Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие.

Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь.Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей.

Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям.Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. «Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества.

Социальная работа с семьями "группы риска" (на примере Центра .

Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. «Однако справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р Шапко В.Т усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности — ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.

Причина — возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. «По данным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии.Еще в 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек.

Социальное конструирование гражданской идентичности российской молодежи

Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений.

Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как специфики групповых отношений, молодежная субкультура, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества весьма актуальны.Цель курсовой работы Я не ставлю своей целью детальный анализ деятельности каждой референтной группы — такой анализ должен быть предметом специальных исследований учреждений, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать.

Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега: можно увидеть их очертания, общее количество, положение по отношению друг к другу, определить вероятные направления движения в ближайшем будущем — и не больше.

Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков

. групп подростков Задачи исследования: Описать социальные ориентации молодежи и проблема правонарушений Привести характеристику неформальных подростковых групп Проанализировать социально-психологические особенности подростковых криминогенных групп . подчиненность, включая учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественные и благотворительные организации. .

Курсовая работа логически состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.Первая – это введение основных понятий и определений, с которыми оперирует психология, социология при определении молодежь, субкультура, референтная группа и референтность.

Вторая часть посвящена описанию разновидностей референтных групп современной молодежи. Глава 1 Основные социально-психологические понятия: молодежь, субкультура, референтная группа и референтность 1. 1. Молодежь: концептуализация понятия Объективные, фундаментальные общественные отношения касаются молодежи практически во всем. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю.Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. 1.2. Особенности молодёжной субкультуры в России «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Социально-психологические характеристики неформальных групп

. и обществу: отношения молодых людей из среды рабочего класса и отношения групп богемной молодежи из средних классов, причем и те, и другие ориентированы на досуг . отечественной науке сформировались три направления исследований проблематики неформальных молодежных групп. Одно из них - изучение включенности молодежи в неформальные объединения и другие субкультурные образования (исследовательские .

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супер герои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: худо.

Примеры похожих учебных работ

Социологический анализ развития молодежи в современном обществе

Социально-педагогическая реабилитация как технология социальной работы с несовершеннолетними

Молодежь в современном обществе

. молодежи как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами в современном обществе . особенностей молодежь активно . понятию "молодежь". В современных социологических исследованиях молодежь определяется не просто как возрастная группа, .

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик .

. Особенности молодежи как социальной группы: 1. переходность социального положения 2. высокий уровень социальной мобильности 3. освоение социальных . Зашиты её культуры. языка, традиций. Социальная группа Социальная группа -относительно устойчивая .

. психологическая динамика группы от ее положения в обществе? В какой степени социальный статус группы предопределяет траекторию ее жизненного пути? Как связаны внутригрупповые процессы и феномены с особенностями межгрупповых отношений .

1. Социальные институты как понятия социологической науки

. подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы или общества, заставляет закреплять и . жизни людей. Социальный институт нужно отличать от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие «социальный институт .

Молодежь – это будущие политики, ученые, известные личности, писатели, которые существенно повлияют на течение всех сфер будущего общества. Важно передать правильное воспитание, нормы, ценности, навыки, необходимые знания учащейся части этой социальной группы.

Молодой человек

В период молодости человек определяется с будущей профессией, вырабатывает свое мировоззрение, определяется со своим местом в жизни, формирует на основе недолгого пока опыта жизненные ценности.

В это же время встречает спутника жизни и заводит семью. Ему приходится становиться более ответственным в экономическом и социальном плане.

Молодежь как социальная группа

Молодые люди

Отличительные особенности молодежи - присущие только им психологические и социологические качества.

Главные признаки молодежи как социальной группы:

динамичность, имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп;

быстрая смена социального статуса и ролей (сначала студент, затем работник, муж или жена, отец или мать);

душевная противоречивость и неустойчивое психическое состояние;

Готы

Достаточно типичным поведением для молодежной группы общества является то, что они подразделяют себя в определенные категории неформальных групп и движений. Каждая группа отличается от другой интересами, атрибутикой, ценностями.

Основные проблемы молодежи в России

Российская молодежь согласно данным института молодежи РФ находится в выжидательном положении, хоть и демонстрирует себя как стремящаяся к миру и толерантности в стране.

Современная молодежь России

В последние годы увеличивается тенденция к проявлению активной позиции, которая в ближайшем времени должна выявится еще сильнее.

В России за последние 10 - 15 лет достаточно увеличились проблемы среди молодого поколения. Рассмотрим, какие именно трудности выявлены в данной категории людей.

Социальные проблемы

y-6

Заметные ухудшения особенно коснулись социальной сферы:

Доля численности молодежи по отношению к другим возрастным группам страны сокращается, сокращение стало заметно в 1979 г. и достигло отметки в 15%.

Проблемы со здоровьем. Повысились случаи хронических заболеваний. Только 14% молодежи полностью здоровы.

Ухудшение образовательной системы России ведет к снижению умственных и интеллектуальных способностей молодых людей.

Проблемы с психическим состоянием молодых граждан. Государство не уделяет большое внимание психологии молодежи.

Молодежь отрывается от общества, повышается процент маргиналов.

Ухудшение экономической и социальной жизни страны приводит к повышению уровня преступлений среди молодых. Почти 60% всех преступлений страны совершены гражданами до 25 лет.

Экономические проблемы

1513

Тяжело обстоит дело с экономической ситуацией молодежи в России:

Невозможность устроиться на работу по специальности из-за некачественного образования. Работающая молодежь – всего лишь небольшой процент от всей социальной группы.

Увеличение безработицы среди молодого поколения. Неспособность материально обеспечивать свои нужды и потребности.

Жилищный вопрос. У молодого поколения практически нет возможности приобрести жилье.

Духовные проблемы

Социальные и экономические проблемы влияют на духовную составляющую молодого поколения страны. Родители меньше времени уделяют воспитанию детей и заложению в них фундамента нравственности и моральных качеств.

65433

Современные духовные и нравственные проблемы российской молодежи:

большая разница и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением;

поспешное освобождение из-под родительской опеки;

саморазрушение, уничтожение личности;

сексуальная и нравственная распущенность.

Молодежная политика - ее система и основные направления

Государство пытается решить проблемы молодого поколения, ведь юноши и девушки есть будущее нашей страны. Очевидно, что для разрешения трудностей нельзя использовать устаревшие методы, которые перестали быть актуальными в современном обществе.

8453.jpg

Страна на государственной основе взялась за развитие молодежной политики, в классификацию направлений которой входит:

создание общественных молодежных организаций;

международное молодежное сотрудничество;

молодежная волонтерская деятельность;

прививание молодому поколению активного образа жизни;

популяризация безопасной культуры;

поддержание в управленческой деятельности;

психологическая работа с теми, кто находится в опасном социальном положении;

помощь в определении своей профессиональной ориентации;

прививание традиций для формирования ценностей.

Власти уверены, что молодежная политика, предпринятая государством, должна со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества.

Роль молодежи в современном обществе

Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.

9999

Главные роли молодежи в современном мире:

Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.

Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.


В социальном представлении молодость является основным и наиболее ценным возрастом. В этот период человек находится на вершине своих творческих сил: он максимально работоспособен, энергичен, уверен в себе. На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства.

Характеристика

Молодость – период жизни человека между отрочеством и зрелостью, длящийся от 16 до 30 лет. Людей, принадлежащих к данной возрастной группе, называют молодежью. Этот период условно можно разделить на 2 этапа:

  • 16-23 года – юношество, переход к физической и социальной зрелости;
  • 23-30 лет – ранняя взрослость, достижение полной самостоятельности и ответственности.

Именно в молодости происходит окончательное формирование личностных качеств человека, его активное самоутверждение, включение во все виды социальной, профессиональной, семейной жизни, освоение социальных ролей. Отличие молодежи от других возрастных групп заключается в особенностях социального положения:

  • Мобильности – мотивации к успеху, стремлении к достижению более высокого социального статуса.
  • Переходности, промежуточности – биологической и психологической перестройке, освоении новых видов деятельности и нового социального окружения, дистанцировании от родительской опеки и создании собственной семьи.
  • Неопределенности, которая обусловлена отсутствием ясного плана действий, поиском путей самореализации.
  • Социальном неравенстве – ограничении прав до наступления совершеннолетия, сравнительно низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

По своему составу эта социальная группа неоднородна, различия определяются:

  • местом жительства – сельская или городская молодежь;
  • видом деятельности – учащиеся или трудящиеся;
  • происхождением – проецирование статуса родителей;
  • принадлежностью субкультуре, определяющей поведенческие стереотипы, ценностные ориентации, отношение к обществу.


Социальный статус молодежи обусловлен возложенными на нее функциями:

  • воспроизводственной – воспроизводство материальных и духовных ресурсов общества;
  • трансляционной – передача общественного опыта последующим поколениям;
  • инновационной – осуществление социальных изменений.

Социализация молодежи – процесс взаимодействия молодых людей и общества. Существует 4 типа таких взаимоотношений:

  1. Авторитарный – повсеместный и жесткий контроль над всеми сферами жизни и деятельности молодежи, ограничение ее гражданских свобод.
  2. Демократический – молодежи предоставлена полная свобода в выборе идеологии, профессии, культурных ценностей, общество осуществляет скрытый контроль над представителями групп социального риска.
  3. Смешанный – сочетает в себе различные черты авторитарного и демократического типов.
  4. Нейтральный – государство не уделяет должного внимания социальной адаптации молодежи, не оказывает ей в этом достаточной защиты и поддержки.

Сложность и противоречивость процесса вступления молодежи в самостоятельную жизнь нередко порождает различные асоциальные явления:

  • преступность – общественно опасные деяния, ответственность за которые предусмотрена уголовным законом;
  • наркоманию – привычка к употреблению наркотиков, седативных препаратов, галлюциногенов и других психотропных средств;
  • алкоголизм – злоупотребление, зависимость от алкоголя;
  • самоубийство – умышленное и осознанное лишение себя жизни;
  • сексуальную распущенность – безнравственное поведение, характеризующееся неразборчивостью в сексуальных связях;
  • отдельные неформальные молодежные группировки – неонацистские или романтизирующие, идеализирующие смерть.


Все эти явления обусловлены неправильным воспитанием, проблемными отношениями между родителями и детьми, отрицательным влиянием неблагополучного окружения.

Основные проблемы молодежи:

  • экономические– материальная неустроенность, зависимость от родителей;
  • духовные– потеря нравственных ориентиров, подмена жизненных ценностей;
  • непонимание поколений – конфликт мировоззрений.

Основные направления государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, социально-экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодых людей, развития их творческого потенциала в интересах общества. Важнейшими ее направлениями являются:

  • охрана прав молодежи – недопущение ограничения прав и свобод молодых людей по возрастному признаку или возложения на них дополнительных обязанностей;
  • обеспечение гарантий в сфере труда и занятости – оптимизация рынка труда, создание новых рабочих мест, подготовка и переподготовка кадров;
  • содействие предпринимательской деятельности – оказание адресной поддержки молодым предпринимателям, организация конкурсов, выставок;
  • государственная поддержка молодых семей – частичная компенсация затрат на покупку жилья, пособия на несовершеннолетних детей, льготное налогообложение;
  • социальные гарантии – предоставление льготных кредитов и ссуд, начисление надбавок и компенсаций, снижение платы за содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • создание условий для физического и духовного развития – обеспечение доступности занятий спортом, творчеством, поощрение общественных инициатив и проектов;
  • содействие творческой самореализации талантливой молодежи – организация конкурсов самого различного содержания;
  • поддержка деятельности молодежных объединений – частичное финансирование, материально-техническое, кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение.


Государственная молодежная политика РФ отражается в федеральных законах, программах, а также грантах, стипендиях, премиях Президента, Правительства, университетов, благотворительных и иных фондов.

Заключение

Молодежь – это самая ценная и в то же время самая уязвимая часть общества. Она является преемником его материальных и духовных богатств и носителем его физического, интеллектуального и творческого потенциала. Задача государства – обеспечить условия для развития и самореализации молодого поколения, потому что от него зависит будущее страны.

1. Молодость – самый ценный возраст.

2. Понятие молодости и ее возрастные этапы:

3. Особенности социального положения молодежи:

  • мобильность;
  • промежуточность;
  • неопределенность;
  • социальное неравенство.

4. Факторы, определяющие различия внутри социальной группы:

Читайте также: