Какие этапы прошло в своем развитии отечественное социальное обслуживание кратко

Обновлено: 06.07.2024

Развитие сферы социального обслуживания в России приходится на 90-е годы 20 века. В это время в следствии социально-экономических реформ большая часть граждан страны оказалась в весьма бедственном полжении.

По темпам развития социальных услуг Россия несколько отставала от других стран.

Социальное обслуживание становится одним из основных направлений социальной политики, ориентированной на социальную защиту населения. Прежде всего, социальное обслуживание связано с функционированием социальных служб и органов управления социальной защиты, что выражается в предоставлении социальных услуг, осуществлении социальной адаптации и поддержки граждан, нуждающихся в помощи и находящихся в трудной ситуации.

В конце XX века были приняты Федеральные законы и соответствующие постановления, регламентирующие развитие в стране социального обслуживания граждан:

ФЗ № 122 инициировал развитие социального обслуживания, способствовал теоретическому обоснованию наилучших региональных схем социального обслуживания в современном мире.

В 2010 г. был принят ФЗ № 83, придавший новый стимул развитию правового поля социальных служб. Закон позволил скорректировать статус социальных учреждений, границы бюджетирования социальных служб, способствовал развитию деловой активности социальных учреждений, реализации современных направлений в финансировании учреждений социального обеспечения.

Готовые работы на аналогичную тему

Трансформация социально-экономических, политических отношений, духовных ценностей, изменившееся социальное пространство большей части населения потребовало удовлетворения основных социальных потребностей граждан, особенностей деятельности социальных служб в условиях кризисного социума, нового объяснения явлений природы.

Социальное обслуживание как специфическая деятельность

Социальное обслуживание выступает специфической разновидностью социальной деятельности. Это сложная система, включающая различные и многочисленные связи, взаимоотношения между отдельными частями, блоками и компонентами, с присущими только ей специфическими функциями.

Для связей между элементами системы социального обслуживания характерны внутренняя организация, порядок, направленность на реализацию функций по предоставлению социальных услуг, функций социальной адаптации, реабилитации и ресоциализации.

Деятельность социального обслуживания определяется как потребностями отдельных уровней, так и всего общества в целом и зависит от ряда факторов:

  • политических,
  • демографических,
  • социально-экономических,
  • социально-психологических,
  • морально-этических,
  • экологических,
  • религиозных и т.д.

Создание института социального обслуживания

Социальное обслуживание только тогда может стать социальным институтом, когда каждый гражданин общества сможет удовлетворить потребности в социальных услугах.

В основе формирования института социального обслуживания находятся следующие основные потребности:

  • получение разных видов социальных услуг;
  • перераспределение общественных благ;
  • защита от нестабильного социально-экономического положения;
  • индивидуальность в предоставлении социальных услуг;
  • контроль за девиантным поведением;
  • реализация модели сотрудничества при осуществлении социальной работы;
  • управление социальным процессом расслоения общества;
  • воспитание квалифицированных сотрудников в сфере социального обслуживания и т.д.

Социальное обслуживание является социальным институтом, если обеспечивает воспроизводство норм, правил, образцов, стандартов жизни, необходимых для овладения многочисленными социальными ролями, обозначает социальные статусы в процессе сервисной социализации, регулирует различные уровни взаимодействия с другими институтами.

В настоящее время наблюдается переход к современной модификации традиционного института социального обслуживания. Традиционный институт являлся в основном институтом вспоможения, осуществляющим социозащитную и адаптационую функции. Современный модифицированный институт социального обслуживания – это, прежде всего, стратификационный институт, который способствует, используя методы сервисной социализации, воспроизводству общества, разделению различных социальных групп соответственно с уровнем социальной субъектности и потребностями в социальном обеспечении.

Социальное обслуживание является сложной системой, которая появляется и изменяется в результате взаимодействия индивидов, их деятельности. При этом индивиды могут выступать как объектами, так и субъектами деятельности.

Дальнейшее развитие системы социального обслуживания должно основываться на определенных принципах: принципе профессионализма работников сферы социальных услуг, аксиологическом принципе иерархии общественных, групповых, личностных ценностей; культурно-логическом принципе, выражающемся в культурном уровне работников сферы социального обслуживания и их клиентов; принципе интернальности и т.д.

Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности

1. Лекция 2

Социальная работа как профессия появилась в нашей стране только в конце 20 века.

Несколько позже, 12 октября 1994 г ., в Постановлении Министерства труда РФ № 66 была дана тарифно-квалификационная характеристика специалиста по социальной работе, в которой его функции были расширены.

В становлении и развитии социальной работы как профессиональной деятельности в России выделяют три этапа с 1991 года по настоящее на время.

Первый этап (с 1991 года по 1999 год) характеризуется противоречивостью политической, социальной, экономической ситуации, следствием чего стали многообразные проблемы. Нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета привели к росту задолженностей по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий и др. Отсюда – социальные девиации, такие как безработица, бедность, безнадзорность, бездомность, алкоголизм, наркомания и др.

Сложившаяся ситуация потребовала от государства принятия радикальных мероприятий в сфере социальной защиты населения.

Социальная работа в России стала рассматриваться государством как объективно необходимое явление. Новая для страны профессия предназначалась для деятельности в области социально-экономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье, в сфере социальной профилактики и реабилитации, для социальной работы в трудовых коллективах, службе занятости и т.п.

Социальная работа получила государственную поддержку по следующим направлениям:

- развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания населения;

- создание научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания населения;

- государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества;

- создание информационного обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения.

В это же время создается сеть социальных служб для отдельных категорий населения – молодежи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов, семьи и т.д. Обосновывается необходимость формирования территориальных систем социального обслуживания, включающих государственные, муниципальные, общественные, частные учреждения и предприятия социального обслуживания, координации и регулирования их деятельности независимо от ведомственной подчиненности.

Таким образом, на первом этапе происходит становление института социальной работы как профессиональной деятельности в системе социального обслуживания населения:

  • · формируется нормативно-правовая база и
  • · развивается система социальной защиты населения для реализации социальной политики в области социальной работы и решения конкретных социальных проблем населения.

Специалист по социальной работе получил достаточно широкие полномочия, которые включали в себя

  • · как выявление и оказание социальной поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
  • · так и работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений.

Таким образом, социальная работа была ориентирована на решение острейших социальных проблем, что, однако, привело к тому, что отсутствовала четкость и определенность в понимании границ данной профессии.

Дальнейшее развитие профессии сопровождалось разнонаправленными процессами:

Второй этап (с 2000 года по 2008 год) характеризуется, с одной стороны, процессами глобализации, а с другой, регионализации социальной работы. Не вызывает сомнения тот факт, что существуют как общие проблемы, возникающие в большинстве стран (хотя, естественно, в разные периоды развития этих стран), так и те, которые характерны для той или иной страны или отдельного региона. Поэтому целесообразно говорить о проблемах глобальных и национально-региональных моделей социальной работы.

Среди глобальных направлений развития социальной работы она выделила следующие.

1. Объединение экологии и социальной работы. Если в первое время объектом социальной работы считалась социально-проблемная ситуация клиента, то в конце 20 – начале 21 столетия социальная работа стала рассматриваться и с точки зрения характера воздействия на человека элементов окружающей среды, что обусловило связь между социальной работой и экологией.

Эта глобальная модель перспективного развития социальной работы тесно связана с региональными моделями социальной работы в условиях социально-экологического неблагополучия территорий.

2. Обеспечение общественного благосостояния, включающее обеспечение безопасности всем членам общества в соответствии с правами человека.

В широком смысле общественное благосостояние означает общественную безопасность, в узком – обеспечение,

  • · во-первых, социальными услугами представителей различных групп населения,
  • · во-вторых, поддержание благосостояния наиболее слабых слоев населения.

Региональная же модель социальной работы представляет собой обеспечение прав человека для слабых, менее защищенных слоев общества. Данное положение в какой-то мере реализуется через программу адресной помощи населению.

3. Проблема регулирования соотношения государственного и добровольно-частного обеспечения в связи с сокращением государственного бюджета, направляемого на социальное обеспечение граждан.

Поэтому особый интерес представляют модели формирования и функционирования частных социальных бюро, добровольческих организаций, а также такие формы поддержки, как группы самопомощи и взаимопомощи.

В России пока существует проблема взаимодействия государственных форм социальной защиты и добровольно-частных объединений и бюро, поэтому задачей региональной социальной работы в регионах становится формирование при социальных службах групп самопомощи и взаимопомощи, разработка технологий и методик работы с ними.

4. Организация паллиативной помощи, цель которой – добиться лучшего качества жизни для смертельно больных клиентов и их семей. В основе оказания паллиативной помощи лежит создание специализированных учреждений – хосписов.

Во многих странах уже действуют различные модели паллиативной помощи, но как комплексная модель поддержка тяжелобольного человека и его семьи еще недостаточно развита. Поэтому задачей социальной работы в различных регионах России становится реализация таких моделей с учетом их специфики.

5. Совершенствование методик и технологий социальной работы с клиентом, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

В связи с этим появляется необходимость решения задач разработки эффективных технологий социальной работы и повышения качества подготовки специалистов по социальной работе, особенно совершенствование их практической подготовки, что влечет за собой, с одной стороны, развитие баз практик для студентов вузов, с другой – модернизацию института супервизорства, существующего во многих странах.

6. Специфика организации социальной работы в разных типах поселения. В различных странах существуют разные типы поселений, особенности которых необходимо учитывать как при подготовке специалистов по социальной работе, так и при выборе моделей организации помощи населению в разных населенных пунктах – от большого города до маленького села.

7. Поиск универсальной константы и попытка разработать глобальную модель социальной работы. С этой проблемой тесно связана другая – обоснование моральных основ социальной работы, так как деятельность социального работника связана с моральными решениями.

Обозначенные проблемы и новая модель федерального устройства РФ, принятая в этот исторический период и, как следствие, повышение уровня ответственности региональных органов управления социально-экономическим развитием, потребовали реорганизации системы социальной защиты.

В связи с этим создается муниципальная сфера социального обслуживания, включающая учреждения и организации, которые предоставляют социальные услуги.

Регионализация социальной работы проявляется в форме работы в общине. Для специалиста общинная работа означает вмешательство и активизацию местных человеческих ресурсов в целях разрешения социальных проблем, повышения уровня предоставления услуг и социального функционирования членов сообщества. Акцент при этом делается на посреднической, разъяснительной работе и на инициировании создания структур, способных расширить возможности местных жителей.

На данном этапе формируется региональная социальная политика, в которой особое место отводится мероприятиям по оказанию социальной помощи населению, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе нетрудоспособным и ограниченно трудоспособным людям, пожилым, семьям, имеющим детей и др.

На федеральном уровне создается государственная система минимальных социальных гарантий, включающая

  • · минимальную заработную плату, стипендию, пенсию, пособия по социальному страхованию, в частности, пособия по болезни, беременности, родам, уходу за малолетними детьми, пособия по безработице и др.;
  • · законодательно устанавливается право на социальное обеспечение и обслуживание;
  • · разрабатываются количественные и качественные показатели деятельности социальных служб; повышается качество социальных услуг.

В это же время Правительством Российской Федерации было утверждено несколько федеральных целевых программ в сфере развития социальной поддержки населения:

Были внесены изменения и дополнения в законодательство о социальной поддержке населения.

Данный период времени характеризуется также тем, что идеи и положения, заложенные в принятых ранее в федеральных законах, были конкретизированы в Государственных национальных стандартах Российской Федерации –

В 2005 г . в области социального обслуживания были приняты еще четыре Национальных стандарта, имеющие рекомендательный характер.

Совершенствуется и система управленческой деятельности социальных служб. Постоянно улучшается их кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение. Активно внедряются объективные методы оценки нуждающихся в помощи и социальных услугах; используются инновационные технологии по оказанию помощи разным категориям населения с учетом потенциала клиента и членов его семьи и ресурсного обеспечения социальной службы; работают автоматизированные информационные системы с установленным специализированным программным обеспечением.

Происходит интенсивное развитие учреждений и предприятий социального обслуживания населения (в государственной системе работают 22 400 учреждений социального обслуживания, которые предоставляют услуги, примерно 12 миллионам человек), что привело к заметному увеличению численности социальных работников – до 500 тыс. человек, специализирующихся по 50 направлениям. Это разнообразие специализаций постоянно возрастает, что свидетельствует о приближении социальной работы к потребностям населения и возрастании уровня профессиональной помощи.

Создаются новые журналы и публикуются научные труды в области социальной работы, в которых освещается отечественный и зарубежный опыт работы социальных служб и органов управления в сфере социальной поддержки и защиты социально ослабленных слоев населения.

Это связано, прежде всего, с тем, что становление профессиональной социальной работы как незавершенной формы социозащитной деятельности государства и общества отражает тот начальный этап развития всякого нового явления, когда оно уже возникло в жизни общества, но еще полностью не сформировалось. В федеральных, региональных и местных органах управления, государственных и неправительственных социальных службах еще трудятся большие отряды непрофессиональных и полупрофессиональных социальных работников.

На третьем этапе (с 2009 года по 2016 год) практически во всех субъектах Российской Федерации осуществляется переход деятельности учреждений социального обслуживания на нормативно-подушевое целевое финансирование и государственный заказ, который стимулирует создание рынка социальных услуг, повышения их качества и эффективности, развивается негосударственный сектор, появляются автономные учреждения.

Анализ реформирования института социальной работы как профессиональной деятельности позволяет констатировать: в России становление системы социальной защиты населения происходит эволюционным путем, процесс развития системы социального обслуживания является промежуточным, переходным. К настоящему времени система социальной защиты в России представлена следующими функциональными блоками:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальная поддержка населения: выплаты гражданам по категориям независимо от нуждаемости, льготы; адресные выплаты гражданам на основе проверки нуждаемости, пособия;

3) социальное обслуживание населения.

Модернизация существующей системы способствует развитию рынка социальных услуг, направленного на более эффективную адаптацию, социальную реабилитацию лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

В данный период социальная работа в России проходит очередной этап интенсивной профессионализации. Одним из механизмов государственного регулирования этого процесса является разработка и внедрение профессионального стандарта специалиста по социальной работе.

Стандартизация профессий социальной сферы официально обосновывается необходимостью повышения результативности профессионалов, развития конкурентоспособности экономики, повышения востребованности и эффективности профессионального образования. В настоящее время работники социальной сферы в России подлежат сертификации в соответствии с внедренными профессиональными стандартами, в которых представлена система компетенций, включающих как чисто инструментальные, технические, так и проектные, аналитические знания и умения.

Несмотря на принятие еще в 2013 году Профессиональных стандартов социального работника и специалиста по социальной работе, до сих пор отсутствуют федеральные законы, которые бы устанавливали статус социальной работы и социальных работников.

На наш взгляд, можно выделить еще один этап в развитии социальной работы в России (с 2016 г .), который связан с тем, что с 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. Введение стандартов ставит перед социальной работой новые задачи, среди которых выделяют следующие.

Это влечет за собой не только усиление роли получателя услуг, повышение уровня его субъектности, но и изменение требований к человеку, который будет работать в этой сфере, его личностным качествам, профессиональной подготовке, уровню креативности и умениям взаимодействовать с другими.

Поэтому осуществляемая в настоящее время реформа образования в области социальной работы не должна сводиться только к формальному включению требований профессиональных стандартов в стандарты образовательные.

Несмотря на то, что сегодня в той или иной социальной поддержке и помощи нуждаются практически все граждане страны, происходит расширение объектов социальной работы, появляются новые целевые группы, происходит субъективизация объектов социальной работы.

Данное обстоятельство связано с активизацией позиции самих граждан:

  • с интеграцией в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья,
  • пожилых граждан,
  • с включением в более активную производственную профессиональную деятельность тех групп населения, которые традиционно были не заняты – женщин, находящихся в послеродовом отпуске или мам в многодетных семьях.
  • развивается государственно-частное партнерство,
  • расширяется негосударственный сектор социальных услуг и социальное предпринимательство,
  • социальное волонтерство.

Все это требует расширения межведомственного взаимодействия, перехода к новой модели прямого оказания услуг населению со стороны государства и бизнеса на основе использования социальных институтов помощи и взаимопомощи со стороны общественных организаций и территориальных сообществ, волонтеров и добровольных помощников, привлечение к решению социальных проблем НКО.

Новые реальности диктуют изменения в подготовке кадров. С одной стороны, происходит трансформация уже существующих видов профессиональной деятельности, например, появление специалистов по опеке и попечительству, специалистов по работе с семьей. С другой стороны, появляются и новые профессии: ассистент (помощник) для инвалидов, тифлосурдопереводчик, тьютор и др.

Фото страницы История социальной службы в России

История социальной службы в России

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность. У восточно-славянских племён она носила форму помощи старикам, больным и детям, регулируемой родом. Об этом свидетельствует славянская мифология и религиозные культы.



С 10 по 13 в., сформировались новые формы помощи: прокормление, лечение и научение, при церквях и монастырях на княжеские и церковные средства. При монастырях создаются странноприимные дома и больничные кельи, в том числе для неизлечимо больных.


В период татаро-монгольского ига возросла роль Церкви в оказании помощи вдовам, сиротам, калекам. С ликвидацией татаро-монгольского ига появились такие формы помощи как приходы, раздававшие милостыню. Появляются светские благотворители из числа господствующего класса напр., бояре А. Ордин-Нащокин, Ф. Ртищев и др.. В Московском царстве с 17 в. появляются Приказы, такие как: Патриарший, Казённый, Аптекарский, Большого Дворца и Полоняничный, которые оказывали социальную помощь малоимущим и неимущим слоям населения.

При Петре 1 социальная служба наполнилась новым глубоким содержанием. Особое место занимает Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г., который положил начало созданию в России целой системы социальной помощи и защиты, малоимущих слоёв населения, имеющих правовую основу. В соответствии с сетью изданных указов в России, больные нищие определялись в богадельни. На содержание призреваемых выделялись средства из патриаршей домовой казны; малоимущие получили право получать пособия из государственных средств; для раненных солдат открывались госпитали. К 1724 г. в Российской империи насчитывалось более 90 богаделен, в которых призревалось свыше трёх тысяч человек.


На протяжении всего 18 в. работа государства по социальному призрению развивалась и возрастала. Например, появились сиротские дома, в которых содержались дети-сироты. В 1775 г., в связи с территориально-административной реформой, поделившей Российскую империю на 51 губернию, особым распоряжением императрицы Екатерины 2, предписывалось в каждой губернии учредить Приказ общественного призрения, в обязанности которого входило: организовывать больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома работные и др.. Прогрессивным шагом в деле социального призрения было открытие 14 октября 1806 г. в Павловске, опытного училища для глухонемых. Учеников обучали не только грамоте, но и ремёслам.


В 19 в. распространённым явлением было создание благотворительных комитетов, обществ, попечительских советов для оказания разносторонней помощи сиротам, инвалидам, престарелым и неимущим людям. Эти организации существовали на частные пожертвования богатых людей и представителей правящей династии Романовых. Огромную роль в социальной защите населения сыграла земская реформа, проведённая Императором Александром 2. Земства проводили в жизнь социальную политику в своём регионе, создающую условия для развития социального благополучия населения во всей Империи. Благодаря такой социальной политике в Российской Империи за 30 лет число людей, получающих помощь от государства, достигла 12 млн. человек. Число богаделен увеличилось в 5 раз, сиротских домов возросло в 1,5 раза.


Появилась профессия, названная земскими уполномоченными, что явилось прообразом современных социальных работников, обслуживающих бедных, инвалидов и престарелых людей. В городах функционировали городские думы, проводившие в жизнь социальную политику государства. Создавались территориальные системы попечительства, которые выявляли социально-незащищённых лиц и определяли им формы социальной защиты. На оказание социальной помощи выделялись средства из бюджета попечительских советов. Работа попечительских советов была многогранной, в частности: - содействие в помещении больных, слабых и малолетних в учреждения призрения; - содействие в поиске работы и заработка; - выдача единовременных денежных пособий, а также постоянных денежных пособий социально-незащищённым слоям населения; - организация работных домов и домов трудолюбия и др. .


По всей Российской Империи в пореформенной России создавались приюты, школы, хутора-приюты, дома призрения, церковно-приходские школы, учебные заведения для глухонемых и слепых детей. Большой вклад в социальное попечительство внесли Российские Императрицы: Мария Александровна — жена Александра 2 и Мария Фёдоровна — жена Александра 3. Многие представители господствующего класса, также занимались благотворительностью, например, семья промышленников Бахрушиных открыла в Москве городскую больницу, приют и колонию для беспризорных. К началу 20 века в Российской Империи насчитывалось приблизительно 15 тыс. благотворительных учреждений.

Во время правления Временного правительства, с марта по октябрь 1917 г., начало функционировать Министерство государственного призрения, которое продолжило деятельность по социальной защите населения.

В ноябре 1917 г., был образован Народный комиссариат государственного призрения РСФСР, который принял все дела, имущество и денежные средства, прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения.


14 ноября 1917 года создан Народный комиссариат государственного призрения (НКГП), на который возлагалось попечение об инвалидах войны, их семьях, стариках, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества. Народным комиссаром общественного призрения назначается А.М. Коллонтай. 31 октября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял ДЕКРЕТ о социальном обеспечении трудящихся, подписанный председателем Совета народных комиссаров В.И. Ульяновым (Лениным), Народным комиссаром труда.

В Положении о социальном обеспечении трудящихся (так именовался Декрет) центральным, руководящим органом был провозглашен Отдел социального обеспечения и охраны труда Народного Комиссариата Труда.

Социальное обеспечение на местах возлагалось на подотделы социального обеспечения и охраны труда отделов труда местных Советов депутатов.

К видам социального обеспечения были отнесены пенсии и пособия лицам, лишившимся основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы; пособие при временной утрате трудоспособности; пособие беременным и роженицам, кормящим матерям, занимающимся физическим трудом; врачебная помощь, пособие на погребение.


1918 год. Народный комиссариат государственного призрения был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО).Определены основные направления деятельности: охрана материнства и младенчества; работа в детских домах; обеспечение несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; медицинская помощь.

1919 год. Наркоматы социального обеспечения и труда были объединены в Наркомат труда и социального обеспечения. В его составе был создан отдел социального обеспечения.

1920 год. Народный комиссариат труда и социального обеспечения был разделен на два комиссариата: Народный комиссариат труда и Народный комиссариат социального обеспечения.

В составе Якутского губревкома был образован Губернский отдел труда и социального обеспечения. Председателем Якутского ревкома М.К. Аммосовым 8 июня 1920 года был издан приказ о назначении Слепцова Н.А. заведующим отделом труда и социального обеспечения, заведующей подотдела социального обеспечения была назначена Д.С. Жиркова.


1921 год. Был образован самостоятельный Губотдел по социальному обеспечению. Декретом Совета Народных комиссаров с 15 ноября была введена система социального страхования рабочих и служащих. Государственное пенсионное обеспечение рабочих и служащих стало осуществляться по системе социального страхования, а военнослужащих и других категорий трудящихся по системе социального обеспечения. Количество якутян, пользовавшихся пенсиями и пособиями в 1921 - 1927 годах, колебалось от 1000 до 1600.


1922 год. С образованием СССР, по постановлению ВЦИК, в автономной республике был образован объединенный Наркомат просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

С образованием СССР в 1922 г. государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. В частности, Общество слепых, Общество глухих, Кооперация инвалидов, Крестьянское общество взаимопомощи стали работать, как самостоятельные хозяйственные единицы в системе социального обеспечения. В 20–30 годы все трудящиеся получили право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование, всеобщее право на пенсии по старости и инвалидности. В годы ВОВ сложилась карточная система распределения продуктов среди населения, что позволило прокормить население на неоккупированных территориях Советского союза. Денежные выплаты получали семьи военнослужащих, а инвалиды войны получали пенсии и бытовую помощь. Особую заботу проявляло государство о детях фронтовиков, для них в городах организовывали бесплатные столовые, например, в г. Ташкенте.


1925 год. Конституция Якутской АССР законодательно закрепила образование Наркомата просвещения и здравоохранения со структурными отделами просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

1927 год. В СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

1930 год. Образован Наркомат социального обеспечения ЯАССР. Первым народным комиссаром социального обеспечения был назначен Н.Е.Сосин. В 1946 году Наркомат социального обеспечения был переименован в Министерство социального обеспечения ЯАССР.

В 1946 г. в Советском Союзе было создано Министерство социального обеспечения, которое сформировало патерналистскую модель социальной защиты. Государственными гарантиями были охвачены все основные аспекты жизни общества вплоть до 1992 года. Важнейшей гарантией со стороны государства было право на труд и устойчивое получение дохода, хотя и в небольших размерах.

1947 год. В стране вводится повышенное пенсионное обеспечение для рабочих промышленности и работников транспорта. В Якутии в этот период интенсивно развивались золотодобывающая и угольная промышленности, на работников которых распространялись установленные льготы и преимущества по пенсионному обеспечению.



В целом в 70-е и 80-е гг. продолжалось улучшение пенсионного и социально-бытового обеспечения населения через деятельность государства по систематическому совершен­ствованию пенсионного и трудового законо­дательства. В эти годы масштабы социального обеспечения значительно расширились. Были осуществлены крупные мероприятия по сбли­жению уровней социального обеспечения кол­хозников и работников государственного сектора, охране материнства и детства. За этот период был издан целый комплекс законода­тельных актов о повышении размера пенсий и о назначении или увеличении различных по­собий, а также по установлению ряда льгот для отдельных категорий населения - рабо­чих и служащих, членов колхозов, инвалидов всех групп, семей потерявших кормильца, семей военнослужащих, погибших на фронте, участников Великой Отечественной войны, ве­теранов труда, престарелых граждан из числа народностей Севера, «многодетных и одиноких матерей, работающих женшин и др. В 1980-е годы в систему Министерства со­циального обеспечения ЯАССР входили Томмотский дом-интернат на 517 мест, Вилюйский дом-интернат на 73 места, Капитоновский дом- интернат общего типа на 265 мест, два дома- интерната на 265 мест в Олекминском районе, Якутский дом-интернат для детей-инвалидов на 186 мест, Якутское профтехучилище-интернат на 47 мест. Общая численность персонала республиканских домов-интернатов составляла 552 человека


За период 80-х гг. компетенция Министерства социального обеспечения ЯАССР не претерпела существенных изменений. Сохранялось его вертикальное подчинение по во­просам своей деятельности Министерству со­циального обеспечения РСФСР. По- прежнему основные его задачи состояли в руководстве назначением и выплатой пенсий и пособий, организацией врачебно-трудовой экспертизы для определения степени потери трудоспособ­ности, трудовым устройством и профессио­нальным обучением инвалидов. Важное место в деятельности министерства занимали орга­низация протезно-ортопедической помоши на­селению и обслуживание граждан, находящих­ся в домах престарелых и инвалидов. Кроме того, министерство продолжало осуществлять обшее руководство республиканскими обще­ствами слепых и глухонемых. Министерство обеспечивало пенсиями и пособиями почти всех нетрудоспособных граждан, за исключе­нием некоторых категорий: руководство пен­сионным обеспечением военнослужащих осу­ществляло Министерство обороны СССР, орга­нов охраны общественного порядка - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерство внутренних дел СССР.


Реформы, проводимые во второй половине 80-х и в 90-е годы, привели к ликвидации Советской власти и развалу СССР. Практически вся сложившаяся система социального обеспечения рухнула, что привело к значительному снижению уровня жизни населения, снижению рождаемости и превышению смертности над рождаемостью и другим негативным последствиям.
В связи с принятием Верховным Советом ЯАССР 27 сентября 1990 г. "Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Со­ветской Социалистической Республики" и пре­образованием, ЯАССР в Якутскую-Саха ССР Министерство социального обеспечения ЯАССР былб переименовано в Министерство социаль­ного обеспечения Якутской-Саха ССР. 26 февраля 1991 года Верховный Совет Якутской-Саха ССР принял Закон "О государ­ственном статусе Якутской-Саха Советской Со­циалистической Республики", по которому были внесены важные изменения во взаимоотношения республики с федеральными органами РСФСР и СССР. Согласно принятому закону Верховный Со­вет и Совет Министров Я-СССР стали вправе приостанавливать и опротестовывать действие на своей территории актов министерств, госкоми­тетов и ведомств РСФСР и СССР. Социальная зашита и руководство социальным обеспечени­ем были отнесены к исключительному ведению Якутской-Саха ССР.

Историю создания ныне действующего министерства с его основными функциями и полномочиями принято считать с 19 января 1992 года, когда был издан указ Президента РС (Я) об учреждении Министерства социальной защиты, труда и занятости населения РС(Я) со статусом правопреемника упраздненных министерств: социального обеспечения и труда. Позднее, в феврале 2002 года, министерство переименовано в Министерство труда и социального развития РС (Я).

В настоящее время социальной политикой в РФ руководит Министерство труда и социальной защиты. Во всех субъектах РФ существуют Министерства и ведомства, осуществляющие руководство социальным обеспечением на местах. Эти учреждения выполняют многогранную работу по социальному обслуживанию, куда входят: обслуживание инвалидов и престарелых на дому; социально-медицинское обслуживание инвалидов и престарелых; культурно-массовая работа с лицами только что вышедшими на пенсию; психологическая реабилитация лиц преклонного возраста и многое другое. Большинство социальных работников имеют специальную подготовку в высших и средних учебных заведениях. В целом в РФ система социальной защиты населения развивается и совершенствуется по мере нарастания экономической мощи РФ и совершенствования её политической системы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткая история развития социальной работы в России в рамках профессиональной.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Краткая история развития социальной работы в России в рамках профессиональной.

Рождение русского благотворения Истоки социальной работы восходят к благотвор.

Краткая история развития социальной работы По свидетельствам летописцев, одни.

Краткая история развития социальной работы При царе Алексее Михайловиче в 167.

Краткая история развития социальной работы При царе Алексее Михайловиче в 1670 г. учрежден Приказ строения богаделен. В царствование Федора Алексеевича, во второй половине XVII в., принимается решение о строительстве двух государственных богаделен. Петр I обязал государственные структуры заботиться о немощных, положив начало становлению государственной системы социального призрения.

Призрение и презрение Призрение – забота о слабых, немощных, больных на Руси.

Призрение и презрение Призрение – забота о слабых, немощных, больных на Руси. Презрение – неуважение.

Система учреждений социальной помощи в России к 1862 году К 1862 г. в России.

Система учреждений социальной помощи в России к 1862 году К 1862 г. в России система учреждений социальной помощи включала: - лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных); - заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных); - учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих); - институты пансионеров, местные благотворительные общества (пансион – закрытое уч. заведение с питанием и проживанием).

Частная благотворительная деятельность Федор Михайлович Ртищев (1626 —1673) в.

Развитие социального призрения в России в 19 веке Появляются специальные школ.

Развитие социального призрения в России в 19 веке Появляются специальные школы: в Санкт-Петербурге для глухих (1806) и для слепых (1807) под руководством Валентина Гаюи — французского педагога, основоположника тифлопедагогики, который с 1806 по 1817 г. жил в России. Гаюи впервые добился приобщения слепых к общественно полезному труду. Во второй половине XIX в. открываются учреждения и для умственно отсталых детей: в Риге — небольшое частное платное учреждение для детей, страдающих эпилепсией и идиотией (1854), в Санкт- Петербурге — приют Св. Эммануила (1880) и в Москве (1908).

Частная благотворительная деятельность Большую часть своей жизни посвятил бла.

Социальная работа в СССР После 1917 г. начинается новый этап в развитии социа.

Социальная работа в СССР После 1917 г. начинается новый этап в развитии социальной помощи в России. Социальная политика была направлена на организацию поддержки и помощи больным, инвалидам, престарелым, женщинам и детям, она включала в себя систему пособий и выплат. В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей.

Социальная работа в СССР Помощью на дому инвалидам, престарелым, больным, соц.

Социальная работа в СССР Помощью на дому инвалидам, престарелым, больным, социальным патронажем занимались работники здравоохранения, органов социального обеспечения и организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Привлекались к этому общественные организации, прежде всего профсоюзные комитеты, женсоветы. До 1990-х гг. социальная политика представляла собой социальное обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности на принципах всеобщности, равного права на

Социальная работа в РФ в 21 веке К многообразным видам и формам социального о.

Социальная работа в РФ в 21 веке К многообразным видам и формам социального обеспечения относятся: назначение пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособий женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лагерях отдыха и т. д. В настоящее время социальная работа ведется силами системы социальных служб и отдельных специалистов, реализующих социальную политику в обществе.

Социальная политика и социальная работа Политика — это сфера деятельности, св.

Социальная политика и социальная работа Политика — это сфера деятельности, связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования государственной власти. В политике выделяются два направления: внутренняя и внешняя. Социальная политика – это составная часть внутренней политики. Она воплощается в социальных программах и практике, регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Социальная политика Социальная политика — это целевой комплекс принципиальных.

Социальная политика Социальная политика — это целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в пределах страны, региона, предприятий. Главная задача социальной политики государства — гармонизация общественных отношений. Важнейшее ее направление — создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан.


С возникновением классового общества формы социальной защиты стали носить правовой характер. С возникновением у восточных славян государства (8–9 вв.), объединившего восточно-славянские племена, возникают новые формы социальной помощи, частично закреплённые в первых правовых актах. Русские князья, нередко занимались благотворительностью ещё до принятия Русью христианства. Уже в договорах с Византией, были зафиксированы акты благотворения о выкупе русичей из плена за счёт казны, при Киевских князьях Олеге и Игоре (9 в.)

С 10 по 13 в., сформировались новые формы помощи: прокормление, лечение и научение, при церквях и монастырях на княжеские и церковные средства. При монастырях создаются странноприимные дома и больничные кельи, в том числе для неизлечимо больных. В период татаро-монгольского ига возросла роль Церкви в оказании помощи вдовам, сиротам, калекам. С ликвидацией татаро-монгольского ига появились такие формы помощи как приходы, раздававшие милостыню. Появляются светские благотворители из числа господствующего класса напр., бояре А. Ордин-Нащокин, Ф. Ртищев и др. [2, с. 330].

В Московском царстве с 17 в. появляются Приказы, такие как: Патриарший, Казённый, Аптекарский, Большого Дворца и Полоняничный, которые оказывали социальную помощь малоимущим и неимущим слоям населения.

При Петре 1 социальная служба наполнилась новым глубоким содержанием. Особое место занимает Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г., который положил начало созданию в России целой системы социальной помощи и защиты, малоимущих слоёв населения, имеющих правовую основу. В соответствии с сетью изданных указов в России, больные нищие определялись в богадельни. На содержание призреваемых выделялись средства из патриаршей домовой казны; малоимущие получили право получать пособия из государственных средств; для раненных солдат открывались госпитали [4, с. 204]. К 1724 г. в Российской империи насчитывалось более 90 богаделен, в которых призревалось свыше трёх тысяч человек. На протяжении всего 18 в. работа государства по социальному призрению развивалась и возрастала. Например, появились сиротские дома, в которых содержались дети-сироты. В 1775 г., в связи с территориально-административной реформой, поделившей Российскую империю на 51 губернию, особым распоряжением императрицы Екатерины 2, предписывалось в каждой губернии учредить Приказ общественного призрения, в обязанности которого входило: организовывать больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома работные и др. [4, с. 198].

Огромную роль в социальной защите населения сыграла земская реформа, проведённая Императором Александром 2. Земства проводили в жизнь социальную политику в своём регионе, создающую условия для развития социального благополучия населения во всей Империи. Благодаря такой социальной политике в Российской Империи за 30 лет число людей, получающих помощь от государства, достигла 12 млн. человек. Число богаделен увеличилось в 5 раз, сиротских домов возросло в 1,5 раза [3, с. 104]. Появилась профессия, названная земскими уполномоченными, что явилось прообразом современных социальных работников, обслуживающих бедных, инвалидов и престарелых людей. В городах функционировали городские думы, проводившие в жизнь социальную политику государства. Создавались территориальные системы попечительства, которые выявляли социально-незащищённых лиц и определяли им формы социальной защиты. На оказание социальной помощи выделялись средства из бюджета попечительских советов. Работа попечительских советов была многогранной, в частности:

- содействие в помещении больных, слабых и малолетних в учреждения призрения;

- содействие в поиске работы и заработка;

- выдача единовременных денежных пособий, а также постоянных денежных пособий социально-незащищённым слоям населения;

- организация работных домов и домов трудолюбия и др. [1, с.119].

По всей Российской Империи в пореформенной России создавались приюты, школы, хутора-приюты, дома призрения, церковно-приходские школы, учебные заведения для глухонемых и слепых детей. Большой вклад в социальное попечительство внесли Российские Императрицы: Мария Александровна — жена Александра 2 и Мария Фёдоровна — жена Александра 3. Многие представители господствующего класса, также занимались благотворительностью, например, семья промышленников Бахрушиных открыла в Москве городскую больницу, приют и колонию для беспризорных. К началу 20 века в Российской Империи насчитывалось приблизительно 15 тыс. благотворительных учреждений [1, с. 220].

Во время правления Временного правительства, с марта по октябрь 1917 г., начало функционировать Министерство государственного призрения, которое продолжило деятельность по социальной защите населения. В ноябре 1917 г., был образован Народный комиссариат государственного призрения РСФСР, который принял все дела, имущество и денежные средства, прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения. В апреле 1918 г. этот Наркомат был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения, потому что старое название говорило о том, что социальная помощь носит форму милостыни что, по мнению новой власти, унижает человеческое достоинство неимущих слоёв населения.

В первые годы Советской власти был утверждён территориальный принцип оказания социальной помощи. Советская власть продолжила работу по выплате пенсий и пособий по инвалидности, материнства и детства. Огромная работа велась по борьбе с беспризорностью, лучшие педагоги были привлечены к этой работе. Самым ярким примером является педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко.

С образованием СССР в 1922 г. государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. В частности, Общество слепых, Общество глухих, Кооперация инвалидов, Крестьянское общество взаимопомощи стали работать, как самостоятельные хозяйственные единицы в системе социального обеспечения. В 20–30 годы все трудящиеся получили право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование, всеобщее право на пенсии по старости и инвалидности.

В годы ВОВ сложилась карточная система распределения продуктов среди населения, что позволило прокормить население на неоккупированных территориях Советского союза. Денежные выплаты получали семьи военнослужащих, а инвалиды войны получали пенсии и бытовую помощь. Особую заботу проявляло государство о детях фронтовиков, для них в городах организовывали бесплатные столовые, например, в г. Ташкенте.

В настоящее время социальной политикой в РФ руководит Министерство труда и социальной защиты [1]. Во всех субъектах РФ существуют Министерства и ведомства, осуществляющие руководство социальным обеспечением на местах, например, в Краснодарском крае оно называется Министерство социального развития и семейной политики, в настоящее время им руководит Е. С. Ильченко [2]. В г. Краснодаре в каждом районе имеется своё государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения, своего округа. Эти учреждения выполняют многогранную работу по социальному обслуживанию, куда входят: обслуживание инвалидов и престарелых на дому; социально-медицинское обслуживание инвалидов и престарелых; культурно-массовая работа с лицами только что вышедшими на пенсию; психологическая реабилитация лиц преклонного возраста и многое другое. Большинство социальных работников имеют специальную подготовку в высших и средних учебных заведениях.

В целом в РФ система социальной защиты населения развивается и совершенствуется по мере нарастания экономической мощи РФ и совершенствования её политической системы.

1. Жуков В. И. История социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011. 400 с.

2. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России: Учебное пособие. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 624 с.

4. Фирсов М. В. История социальной работы: Учебное пособие для высшей школы. — М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 608 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная помощь, социальное обеспечение, Российская Империя, дом, социальная защита, Россия, РФ, Советская власть, социальная защита населения, социальная политика.

Читайте также: