Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям кратко

Обновлено: 30.06.2024

Невербальное общение представляет собой коммуникационное общение между двумя индивидами без использования слов. Проще говоря — это способ общения без слов. Бывают такие ситуации, когда во время разговора человек не желает проявлять свои истинные эмоции, обеспокоенность или усталость, злость или же радость. Для того чтобы лучше понять собеседника и существует невербалистика.

Словами конечно же человек может обмануть, но вот тело, неосознанно выдает его истинные намерения. Этими процессами организма невозможно управлять.

Виды невербального общения

Голос

Один из главных ориентиров в невербальном общении. Благодаря голосу можно по-разному выразить одну и ту же мысль. Даже здороваясь человек, с помощью голоса может выдать свое настроение в данный момент.

Так, например, если речь очень быстрая — это указывает на эмоциональность и импульсивность. В то время как медленный темп на спокойствие и умиротворенность. Громкость голоса также имеет влияние: тихий голос означает скромность и сдержанность, а громкий принадлежит человеку сильному, властному, у которого есть четкие жизненные цели и ориентиры. Высокий голос говорит об интеллектуальной развитости личности, писклявый — указывает на испуг, а низкий тембр показывает уверенного в себе и расслабленного человека. Чаще всего именно низкий голос вызывает чувство уважения к его обладателю и формирует высокопоставленный образ в глазах слушателей.

Десять упражнений, чтобы осознать свои чувства

AbsolutVision / Pixabay

Мимика

Благодаря мимике люди выражают свои истинные эмоции и переживания. Чаще всего, когда человек испытывает гнев, то глаза широко раскрыты, зубы плотно сжаты, а взгляд прищурен. Счастье и радость выражаются приподнятыми уголками губ и спокойным, открытым взглядом. Восхищение характеризуется долгим зрительным контактом и спокойным взглядом. С возмущением все нечто похожее: долгий зрительный контакт, вот только с некоторыми нотками тревожности. Испытывая неприязнь, собеседник сморит в сторону, как бы показывая, что не настроен на общение.


Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

Жесты и позы

Вероятнее всего самым быстрым способом распознать чувства, испытываемые человеком в момент разговора — это обратить внимание на его положение тела. Известно, что скрещенные на груди руки или же прижимание к груди папки, книги и т.д., служит намеком на то, что собеседник не настроен на общение. Если же руки упираются на любые поверхности, то это позволяет понять, что человек ищет некой опоры, поддержки для себя. А вот если хотя бы одна рука упирается на бедро, то это уже признак превосходства. Распознать желание утаить что-либо выражается направленностью ног в сторону выхода, перекрыванием рта рукой, а также потирание шеи и глаз.

Как распознать ложь?

Итак, как же распознать ложь? Очень многие задаются данным вопросом. Для этого есть несколько очевидных факторов. Во-первых — это искажение голоса при разговоре, его скачки, что и выдает нервозность говорящего. Кроме того, если мимика лица застывает в одном положении дольше чем на 10 секунд, то это указывает на фальшивость эмоций. В дополнение в этому взгляд постоянно уводится в сторону, делаются большие паузы между словами, а глаза часто моргают.

Как итог, можно сказать, что изучение невербального общения довольно интересное занятие и крайне информативное. Данные знания пригодятся любому в жизни и в общении с окружающими. Навыки невербального общения позволят распознавать истинные чувства людей и найти к ним подход.

Это блог по психологии от профессионального психолога, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия - абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.
Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Zoom

Невербальное проявление эмоций – это сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия собеседников, которые выражены в мимике, жестах человека и занимаемой им позе.

Невербальные коммуникации: сущность и виды

Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др.

Специалисты выделяют несколько видов невербальной коммуникации – это кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

К более упрощенным типам невербальной коммуникации относятся:

  • движения тела – жесты, мимика, пантомимика, походка, поза;
  • визуальный контакт – частота контакта, направление, длина паузы;
  • пространственная структура общения – угол общения партнеров, ориентация, дистанция;
  • время – приход, опоздания, культура времени, соотношение времени и статуса;
  • проявление эмоций на лице.

Виды и функции эмоций

На личике новорожденного ребенка уже проявляются невербальные эмоции, но своего совершенства они достигают в подростковом возрасте. В это время общение становится ведущей деятельностью подростка, а эмоции являются своеобразным инструментом, с помощью которого мозг оценивает происходящее как внутри человека, так извне.

Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально различно. Однако язык эмоций объединяет весь мир, несмотря на воспитание, культуру, расу. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние.

В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции:

  • Положительными эмоциями являются блаженство, радость, удовольствие, восторг, уверенность в себе, благодарность, гордость, симпатия и др.
  • Отрицательными являются гнев, злость, тревога, ревность, скука, досада, разочарование, нетерпение и др.
  • Нейтральные эмоции выражают удивление, созерцание, безразличие, любопытство.

Готовые работы на аналогичную тему

Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни. Эмоции выполняют защитную, мотивационную, сигнальную функции.

Являясь моментальной реакцией человека, защитная эмоция в момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий. Что касается мотивационной функции, то она применяется чаще остальных, поскольку мотивация побуждает к действию. Сигнальная функция эмоций говорит о потребностях человека, о его состоянии.

Специалисты различают эмоции и чувства:

  • Эмоции – это временное переживание определенных чувств, например, восторга, восхищения, радости, наслаждения.
  • Чувства представляют собой отношение к предметам окружающей действительности.

Из высших чувств в качестве примера можно привести чувство влюбленности – но, по сравнению с любовью это будет более простое чувство.

Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно.

Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства:

  • Моральные чувства – совесть, патриотизм, дружба, любовь.
  • Практические чувства связаны с трудовой деятельностью человека – удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом.
  • Интеллектуальные чувства – любознательность, познание, удивление, радость открытия, а к эстетическим – умение и возможность созерцать красоту окружающей природы.

Элементы невербального общения

Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой.

Взгляд бывает разным:

  • фиксирование взгляда на лбу собеседника подразумевает серьезный разговор и носит название делового;
  • взгляд, расположенный между линией глаз и губ получил название светского;
  • взгляд, останавливающийся на зоне груди, шеи, губ, скорее всего, означает сексуальную заинтересованность и называется интимным;
  • взгляд искоса означает, что собеседник относится подозрительно.

С лица человека, благодаря мимике, можно считать большой объем информации. Здесь важно не только уметь читать выражение лица, но и создавать нужное впечатление. В этом вопросе самым непревзойденным оружием является улыбка.

Психологи считают, что когда лицо собеседника не видно, теряется до 15% необходимой информации. Современное общение через интернет не дает возможности видеть лицо человека, его реакцию, а написанное слово может нести разную информацию.

Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника говорят о его закрытости или недоверии и дают много скрытой информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием.

Дистанции между собеседниками тоже играют большую роль, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает неприятным явлением.

Частью невербального общения являются прикосновения, передающие немалую информацию, даже рукопожатие может сказать о настроении собеседника.

Вербальные и невербальные средства общения отдельно друг от друга не существуют, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и одобрительно.

Любой оратор должен обладать и применять в своей речи целый набор средств общения.

Невербальное проявление эмоций

Ту или иную реакцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени.

Несмотря на то, что эмоций очень много, психологи выделяют 4-е базовые – это радость, грусть, гнев и страх.

Рисунок 1. Невербальное проявление эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из этих эмоций имеет свои подвиды, степень проявления которых зависит от ситуации и личности. Так, например, базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие.

Человек, испытывающий эту базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск.

К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной.

Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное.

К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате.

Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу.

С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри.

Контролировать свои эмоции можно двумя способами.

Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения.

Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья.

Люди часто не могут найти слов для выражения своих чувств или предпочитают не говорить о них. Любое общение, которое происходит без слов, называется невербальным общением. Чувства, как и информация, могут передаваться одним или несколькими невербальными способами. Это та часть общения, которую мы не осознаем, но которая занимает центральное место в любом общении.

Невербальная коммуникация может либо дополнять и усиливать вербальную коммуникацию, либо противоречить ей и ослаблять ее. Хотя невербальное общение часто является бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и им можно успешно управлять для достижения желаемого эффекта. Это самая старая и самая основная форма общения. Наши предки общались друг с другом с помощью наклонов тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания и взгляда. Даже сегодня мы часто понимаем друг друга без слов.

Невербальная коммуникация не так сильно структурирована, как вербальная. Не существует универсального словаря и правил формирования жестов, мимики и интонации, с помощью которых мы могли бы четко передать свои чувства. Такая передача зависит от многих факторов и часто бывает неоднозначной.

Иллюзия важности слов связана с тем, что слова легче анализировать и констатировать, а восприятие невербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работать с точными категориями. И наша культура такова, что нас учат уделять больше внимания содержанию.

Традиционно все невербальное общение можно разделить на две большие части: то, что мы передаем телом, и то, что мы передаем голосом. Язык тела включает в себя: Жесты руками, покачивание ногами, поза, улыбка, хмурый взгляд, частое дыхание, покраснение кожи. Голос включает в себя все, что вы можете передать с его помощью: Крики, шепот, различные междометия (о-о-о, э-э-э), тарабарщина, повышенный тон и т.д.

Проблемы невербального общения привлекают особое внимание ученых, ведь изучение поведения людей помогает лучше понять других, разобраться в себе и, основываясь на полученных данных, создать свой образ наиболее обаятельным.

Альберт Мейерабиан установил, что информация передается на 7% вербальными средствами (только словами), на 38% — слуховыми средствами (включая тон голоса, интонацию звука) и на 55% — невербальными средствами. Профессор Бирдвиссл провел аналогичное исследование относительно доли невербальных средств в межличностном общении. Он обнаружил, что средний человек говорит словами всего 10-11 минут в день, а каждое предложение длится в среднем не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что на вербальную коммуникацию приходится менее 35% разговора, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений - Роль невербальных средств в процессе общения

Роль невербальных средств в процессе общения

В зависимости от типа общения различают вербальное (словесное) и невербальное (несловесное) общение. В своем эссе я рассмотрю невербальное общение.

Организационная форма невербальных средств общения, которая воспринимается человеком и преобразуется в индивидуальную, конкретную и чувственную форму действия, называется невербальным поведением.

Невербальные средства можно свести к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностное общение), временным особенностям взаимодействия.

Невербальные средства выполняют информативную и регулятивную функции в процессе общения.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо тренированный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения того или иного предложения.

Таким образом, чтобы понять смысл предложения, недостаточно проникнуть в смысл слов, а необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его невербальное поведение.

Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его разворачивание, на проявление эмоционального образа каждого из участников.

Особенность языка тела в том, что его выражение обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность искажения таких импульсов позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному способу общения.

Что говорят и регулируют невербальные средства коммуникации?

Мимика

Основным индикатором эмоций является мимика лица (глаза, брови, губы).

Под мимикой мы понимаем движения лицевых мышц и движения головы. Это условные знаки (кивки головой), которые указывают на движения — поворот головы в определенном направлении. С помощью мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (хмурится, улыбается), которая вызывает данную разрядку в классе, подчеркивает ритм звука, наклоном головы выражает неуверенность, колебание, поиск нового слова. Предшественниками невербальной коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино.

Глаза помогают коммуникатору установить визуальный контакт. Взгляд на говорящего не только означает заинтересованность, но и помогает нам сосредоточиться на том, что он/она говорит. Во время разговора говорящий и слушающий либо смотрят друг на друга, либо отворачиваются друг от друга, поскольку считают, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Говорящий и слушающий не смотрят друг на друга более 10 секунд. При обсуждении неприятных вопросов мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания его эмоционального состояния. Назойливый и навязчивый взгляд воспринимается нами как вторжение в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и производит на нас неблагоприятное впечатление.

Американский психолог Р. Вудвортс разделил выражения лица на шесть типов:

1) Любовь, счастье, радость, веселье;

3) Страх, страдание;

4) Гнев, решительность;

Обычно эмоции ассоциируются с выражением лица следующим образом:

  • Удивление — поднятые брови, расширенные глаза, опущенные кончики губ, открытый рот;
  • Страх — брови подняты и сведены над переносицей, глаза широко открыты, уголки губ опущены и немного отведены назад, губы раздвинуты, рот может быть открыт
  • Гнев — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа оттопырена или приподнята и сомкнута с верхней губой
  • Печаль — брови опущены, глаза бледные, уголки губ слегка опущены;
  • Счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно оттянуты назад.

Невербальные компоненты общения выражаются в следующих функциях:

Отсюда ответ: если вы хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека — посмотрите на его лицо.

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и вниз, сводить их к переносице и одновременно двигать глазами вверх и вниз в стороны. Такие движения могут иметь разное значение:

1) Попытка привлечь к себе внимание;

2) Выражение удивления, изумления;

3) Выражение лица, сопровождающее вопрос;

4) Выражение недовольства, неодобрения чего-либо;

Губы человека особенно выразительны. Все мы знаем, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, а искривленные — сомнение или сарказм. Улыбка обычно выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент выражения лица и поведения зависит от региональных и культурных различий: Южане, например, склонны улыбаться чаще, чем жители северных регионов. Улыбка, сопровождаемая поднятыми бровями, обычно выражает готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями свидетельствует о превосходстве. Губы могут быть выпячены, показаны, отодвинуты и выражать соответствующие эмоции.

Интонация

Говорящий передает слушателю следующую информацию.

Во-первых, мы узнаем, что (что?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Оно передается выбором смыслового содержания, слов, их порядка и синтаксических конструкций.

Второй — кто говорит, благодаря ярко выраженной индивидуальности голоса каждого человека. Это идентифицирующая информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу сказанное часто становится тем, что сказано, существенно дополняя или даже заменяя вербальное содержание речи.

Голос как совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком с помощью голосового аппарата, имеет различный диапазон, выразительность и выносливость.

Эмоции влияют на управление речевым общением, что проявляется в ряде особенностей речевого высказывания отдельного человека: тон голоса, интонационный рисунок и т.д.

Эта связь наиболее очевидна при анализе трудностей контроля над звучанием собственного голоса:

Тревожное состояние. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимается как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, подавленность и апатия. Очень равномерное распределение энергии в спектре.

Волнение. Одновременный тип распределения энергии, характеризующийся определенной звучностью и громкостью.

Основные коммуникативные жесты и их происхождение

Несмотря на то, что было проведено много исследований, ведутся жаркие споры о том, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются иным образом. Доказательством служат наблюдения за слепыми, глухими и слепоглухими людьми, которые не смогли бы научиться невербалике с помощью слуховых или зрительных рецепторов. Также были проведены наблюдения за жестовым поведением различных народов, изучено поведение наших ближайших антропологических родственников — обезьян и макак.

Немецкий ученый Эйбль-Айбесфельдт обнаружил, что способность улыбаться проявляется у глухих или слепых детей с рождения без какого-либо обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденности жестов. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые предположения Дарвина о врожденных жестах, когда изучали мимику людей из пяти совершенно разных культур. Они обнаружили, что представители разных культур используют схожую мимику при проявлении определенных эмоций, что привело их к выводу, что эти жесты должны быть врожденными.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурными или генетическими. Например, большинство мужчин носят пальто, начиная с правого рукава, а большинство женщин — с левого. Когда мужчина проходит мимо женщины на оживленной улице, он обычно поворачивает свое тело в сторону женщины, когда проходит мимо; женщина обычно проходит мимо, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, чтобы защитить свою грудь? Является ли этот жест врожденным для женщины или она научилась ему бессознательно, наблюдая за другими женщинами?

Во всем мире основные жесты общения не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда грустят — хмурятся, когда злятся — у них сердитый взгляд.

Подобно тому, как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, невербальный язык одного народа отличается от невербального языка другого народа. В то время как определенный жест может быть общепризнанным и иметь уникальное толкование в одной стране, он может не иметь обозначения или иметь совершенно противоположное значение в другой стране.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В течение долгого времени психологи не обращали на мимику никакого внимания. Впервые ей уделили внимание в 1872 году. Как ни странно, это был никто иной, как Чарльз Дарвин. Его работа об особенностях выражения эмоций у животных и человека заставила многих ученых обратить внимание на мимику.

Дарвин утверждал, что и людей и у животных наблюдается схожесть в выражении “лиц”, когда они испытывают некоторые эмоции. Например, и хищник и человек скалится, когда начинает злиться. При этом, Дарвин подчеркивал, что, в отличие от мимики, жесты человека могут быть условными, поскольку в большей степени говорят не о личности непосредственно, а о культурной среде, в которой человек вырос.


Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булон: нейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.

Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.

Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.

На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.

Выявлено 7 эмоций, которые одинаково выражают люди из разных уголков мира:

  • удивление
  • страх
  • отвращение
  • презрение
  • гнев
  • радость
  • печаль

Каждую можно определить по ряду характерных признаков. Кроме того, по этим же признаками можно оценить степень ее силы, а также смешана ли она с другими чувствами или же нет.

Какими способами человек выражает эмоции?

На человеческом лице есть три основные зоны, которые отвечают за мимику.

  • брови и лоб
  • переносица, глаза и веки
  • щеки, рот, нижняя часть носа и подбородок

Каждая из этих зон принимает свою форму в зависимости от испытываемой эмоции. Например, если человек удивлен, то он поднимет брови. Если человек испытывает страх, то он приподнимает не только брови, но и верхние веки, а рот приоткрывается.

Для выражения каждой из семи универсальных эмоций есть большая карта микродвижений каждой из представленных зон.

  • смягчение
  • модулирование
  • фальсификация

В первом случае человек может добавить слова или, так называемые, мимические комментарии, к уже существующему выражению лица. Например, если взрослый человек очень боится зубных врачей. То скорее всего, помимо выражения страха, у него на лице будет микровыражение отвращения к самому себе за проявленную слабость.

Второй случай — модулирование, в рамках которого собеседник пытается корректировать степень интенсивности выражения своих чувств. Грубо говоря, в этом случае человек бессознательно пытается сократить амплитуду своих лицевых мускулов.

Фальсификация: кто-то использует фальшивую мимику. Он может либо симулировать выражение того или иного чувства, либо маскировать одну (истинную) эмоцию другой (ложной).

Как научиться распознавать ложь?

Для этого нужно обращать внимание на целых 5 аспектов выражения эмоций.

  • Лицевую морфологию.
  • Как быстро возникает и сколько времени держится эмоция.
  • Какая лицевая зона является основной в выражении эмоции.
  • Какие микровыражения прерывают главное выражение эмоции.
  • Присутствует или нет социальный контекст.

Как правило, люди, которые вынуждены контролировать свои эмоции, большую часть своего внимания уделяют нижней части лица. Для фальсификации эмоции большинство людей используют нос, губы, подбородок и щеки. Но, если в этот момент обратить внимание на верхнюю часть лица: глаза и веки, то можно увидеть истинную эмоцию, которую испытывает человек.

Стоит уделять внимание и микровыражениям. Они длятся недолго, возможно, даже доли секунды, и потребуется немалая практика, чтобы научиться их улавливать.

Если вы хотите стать настоящим профи в распознавании эмоций, совсем необязательно прямо сейчас бежать в книжный магазин и скупать всю литературу, написанную Полом Экманом, а затем тратить десятки часов своего времени на то, чтобы осмыслить прочитанное и позже применить полученные навыки не практике. Специально для тех, кто хочет читать людей, как открытую книгу, освоить базу эффективного общения и развить эмоциональный интеллект, Викиум разработал онлайн-интенсив.

Эмоциональный интеллект от Викиум поможет за 1 месяц научиться понимать истинные мотивы людей, управлять их настроением, эффективно разрешать конфликтные ситуации и усовершенствовать свое общение с окружающими.

Важно ли понимать свои эмоции?

Что управляет человеком? В первую очередь — эмоции: их влияние на поведение и реакции человека сложно недооценить. Даже полное отсутствие эмоций это тоже эмоциональное состояние, которое обязательно влечет за собой соответствующие поведенческие реакции.

Именно эмоции являются определяющим фактором в поведенческих реакциях на то или иное событие, а также на уровень информационно-энергетического обмена.

От эмоционального состояния зависит та или иная направленность мыслей. От эмоционального состояния зависит степень ясности нашего мышления. Именно эмоции определяют уровень агрессии, а также степень мотивации и открытости к другим людям. Если кто-то не может распознавать свои эмоции, то не сможет повлиять на них, если будут нести разрушительные последствия. В подобных случаях человек чаще всего пытается заглушить негативное эмоциональное состояние вредными привычками или перееданием. В конечном итоге подобные поведенческие паттерны могут негативно сказываться на здоровье, материальном состоянии и на психике.

Невозможность понимать эмоции других людей также не несет ничего хорошего. Можно внезапно наткнуться на агрессивную реакцию или обиду или еще что-то. Впоследствие это может привести к полному отсутствию эмоционального интеллекта и нежеланию взаимодействовать с другими людьми.

Способность распознавать свои эмоции.

В качестве примера возьмем состояние гнева и злости. Если его вовремя не взять под контроль, то оно может привести к негативным последствиям. Чтобы быстро распознавать свои эмоции, попробуйте сначала определить физиологические их признаки.

Например, среди физиологических признаков злости можно выделить следующие:

  • выступающий пот в ладонях
  • сдавленность или боль в области живота
  • подрагивание мышц на лице
  • крепко сжатые челюсти
  • небольшое головокружение

Среди эмоциональных признаков злости можно выделить следующие:

  • грусть и раздражительность
  • желание немедленно прекратить происходящее
  • обиду
  • чувство подавленности

Эмоции злости широкого выражаются и в невербальных признаках. Например, вы можете ходить из угла в угол или ерзать на стуле, не находя себе места, повышать голос. Часто во время, когда человек испытывает злость, его начинает мучить жажда.

Как понять свои эмоции? В первую очередь старайтесь развивать осознанность. Так вы сможете вовремя остановиться и оценить ситуацию и свою реакцию со стороны. Иногда только одного осознания своей эмоции будет достаточно для того, чтобы негативная реакция пошла на спад и не повлекла за собой никаких негативных последствий.


Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Расширьте свое восприятие

Чтобы, научиться лучше, понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, к ним относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство. Рассмотрим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.

Мимика

Мимика-это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушарие мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может, как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь.

Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

Интонация и тембр голоса

  • Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
  • Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
  • Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
  • Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельных движений. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой оживленным расслабленным выражением лица. Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.

Невербальное общение становиться доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

Межличностное пространство

Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.

Межличностное расстояние (от 0,5м – до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

Социальное расстояние (от 1,2м – до 3,7м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границе, тем отношения формальней.

Публичное расстояние (более 3,7м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других. Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации.

В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в изучении невербального общения, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств, поэтому следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.

Читайте также: