В ресторане блок анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

В произведении есть всего два главных действующих персонажа - молодая дама и рассказчик (мужчина). Главный герой сидел в ресторане и заметил среди всех гостей прекрасную даму. Несмотря на то, что рядом с ней сидел кавалер, лирический герой решает впечатлить её, подарив розу в бокале. И женщина отвечает герою заинтересованным взглядом.

Настроение произведения можно назвать элегическим. В стихотворении представлены такие чувства, как грусть, неразделённая любовь.

История создания

Жанр и композиция

Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката. Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале. Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.

Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.

Главная тема и идея стихотворения

Главной темой и идеей является разочарование в любви. Лирический герой пришёл в ресторан грустным из-за того, что стремился к идеалу, которого в реальном мире не существует. Женщину, которую он находил прекрасным созданием и считал, что является любовью всей его жизни, оказалась надменной и циничной.

Стихотворный размер

Блоку удалось грамотно и гармонично связать все детали стихотворения. В произведении он использовал пятистопный анапест, а в качестве формы рифмовки выбрал перекрёстную.

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: “И этот влюблён”.

Вариант 1

Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” — одно из сложнейших произведений Блока.

Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов — романтиков, но символист А. Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.

Никогда не забуду (он был или не был этот вечер) …

Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.

Я сидел у окна в переполненной зале,

Где-то пели смычки о любви.

Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. “Где-то пели” — это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Чёрная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Чёрный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение “золотое, как небо”.

Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это. Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.

И сейчас же в ответ что-то

Исступлённо запели смычки…

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки.

И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка…

Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка:

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

В душе героя живёт красота, поэтому он может увидеть её везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовёт за собой героя:

Но из глуби зала ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: “Лови!”

Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари “на жёлтой заре”.

Вариант 2

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка …

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептали тревожно шелка.

Вариант 3

Стихотворение А.Блока “В ресторане” написано в 1910 году спустя 4 года после стихотворения “Незнакомка” и 7 лет после выхода в “Северных цветах” поэтического дневника Блока, цикла “Стихи о Прекрасной Даме”. Еще в 1901 году в стихотворении “Предчувствую тебя…”, входящем в цикл, поэт пророчески написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Действительно, образ Прекрасной Дамы с 1901 года в творчестве Блока очень сильно трансформировался. Если в “Стихах о Прекрасной Даме” мы видим поэтический, идеальный и потому недостижимый образ лирической героини, то в стихотворении “Незнакомка” эта наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы исчезла. Здесь появляется мотив сомнения в реальности образа Прекрасной Дамы:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Образ таинственной Незнакомки приобретает земные черты: героиня появляется здесь, в ресторане, “медленно пройдя меж пьяными”. Пошлость земного мира не вяжется в голове лирического героя с идеальным женским образом. Образ Прекрасной Дамы окончательно приобретает земные черты в стихотворении “В ресторане”. Сложные взаимоотношения Блока с женой Л.Д. Менделеевой, многочисленные увлечения обоих супругов “на стороне” не могли не сказаться на мировоззрении А.Блока.

Новой музой поэта стала актриса и художница Ольга Судейкина. Несмотря на то что Блок был знаком с ней с самого детства и никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную, именно ей он посвящает стихотворение “В ресторане”.

Поэт описывает вечер в одном из ресторанов. Здесь, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с “Незнакомкой”. Вновь возникают знакомые детали – духи и шелка:

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви.

Вариант 1

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.

Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передает свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошел Блоку для воплощения его идеи.

Трехстопный анапест с перекрестной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Вариант 2

Восприятие, истолкование, оценка

Эта девушка, вероятно, проведет всю жизнь, часто меняя своих кавалеров, и, в результате, останется одинока. Она получит прекрасный опыт, научившись отличать истинные чувства от кокетства и игры на публику, но заплатить за эти уроки ей придется своей молодостью и красотой, она увянет, как роза, когда-то присланная очередным поклонником.

Вариант 1

Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза – его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после того, как она стала любовницей Александра Белого и родила ребенка от одного из актеров своей труппы, которого Блок даже готовы был усыновить.

Тем не менее, уже с 1907 года супруги фактически жили раздельно и проводили под одной крышей не более нескольких дней в месяц. Естественно, что это отложило отпечаток не только на творчестве Блока, но и на его чувствах. Нет, он не перестал любить ту, с которой, как считал, был повенчан самой судьбой. Однако это не помешало поэту заводить романы на стороне и посвящать стихи другим женщинам. Одной из них была актриса и художница Ольга Судейкина, в девичестве Глебова, с которой Александр Блок был знаком с самого детства.

В этой роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу, осознав в одно мгновение, что с Ольгой Судейкиной у него очень много общего. В первую очередь их связывал неудачных брак, так, как и поэт, и давняя подруга его детства были разочарованы в семейной жизни. Они оба стремились к недосягаемому идеалу и не находили его среди живых людей, о чем впоследствии Блок упоминал в своих дневниках. И презрительная фраза Судейкиной, брошенная своему спутнику за столом, свидетельствовала о том, что эта женщина уже порядком устала от своих почитателей, которые кроме слепого обожания и денег не могли ей ничего предложить взамен, чтобы компенсировать душевную боль от неудачного замужества.

Но Ольга Судейкина не стала героиней очередного романа поэта, хотя они продолжали встречаться на закрытых богемных вечеринках, наблюдая друг за другом со стороны. Со временем актриса стала для Александра Блока самым близким и преданным другом, с которым он мог поделиться своими самыми сокровенными мыслями. И именно эти взаимоотношения предсказал поэт в своем стихотворении, словно бы предвидя, что, потеряв жену, он обретет душевное спокойствие и равновесие лишь благодаря этой удивительной женщине, которая оставалась его самым близким человеком до самой смерти.

Вариант 2

Блок продолжал считать жену своей поэтической музой, но это не мешало ему заводить новые романы. Поэт уже был достаточно известным человеком, поэтому часто проводил вечера в богатых ресторанах. В один из таких вечеров он встретил таинственную незнакомку и описал эту встречу в стихотворении.

Лирический герой находится в ресторане. Зал переполнен, но он все равно ощущает свое духовное одиночество. Автор одинок, потому что не может никому поведать о своих чувствах. Окружающая его толпа не способна понять сложный внутренний мир поэта. Внезапно в нем просыпается надежда в образе незнакомой женщины. Он делает ей символический подарок – черную розу в бокале вина. Этим он выражает свою глубокую печаль и надеется встретить в женщине понимание.

У Блока и О. Судейкиной любовные отношения все же не сложились. Но поэт не зря придавал встрече большое значение. Со временем они стали очень близкими друзьями.

Вариант 3

Но страшно мне: изменишь облик Ты…

Действительно, та наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы со временем исчезла, потому что изменился сам поэт, а значит, изменилось в какой-то степени и его мировоззрение. Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку из одноименного стихотворения, написанного в 1906 году. В этом лирическом произведении еще сохранилась грань между реальностью и нереальностью, ведь герой не разобрался до конца в своих ощущениях:

Иль это только снится мне?

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви, ведь общеизвестен тот факт, что его жена, Любовь Дмитриевна Менделеева, на некоторое время уходила от Блока к его другу, поэту Андрею Белому, а сам Александр испытывал влечение к многим женщинам, в основном, артисткам, как и положено настоящему поэту. В любом случае, ни современники, ни потомки не вправе осуждать его за это.

История создания

Жанр, направление, размер

Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.

Композиция

Образы и символы

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.

Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 22.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 14.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 11.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Настроение стихотворения – элегическое. Оно пронизано грустью, размышлениями о безответных чувствах.

Стихотворение нам открывается потрясающим описанием пейзажа:

Автор уточняет, что не помнит, был ли этот вечер вообще или нет. Смешение сна, иллюзии с реальностью — все это характерно для творчества Блока. Именно поэтому, в пятой строфе, автор сравнивает свою героиню со сном. Она для него тоже — что-то из другого мира.

Финал стихотворения тоже отводит наш взгляд от сцены с героиней. Автор возвращается к описанию окружающей обстановки:

«А монисто бренчало, цыганка плясала

Кратко по плану

блок1


Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи.

И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Анализ стихотворения

Большинство компетентных специалистов в области литературы в один голос твердят, что у Александра Блока на протяжении всей его нелегкой жизни была одна-единственная муза – его неподражаемая и горячо любимая супруга. Но, как известно знатокам биографии поэта, уже в 1907 году в семье произошел разлад. Пара, которая, на первый взгляд, ранее казалась самой счастливой, практически не проживала вместе. Да, были некоторые дни в месяце, когда Александр и его жена проводили вместе, однако, это уже было почти невозможно назвать парой и полноценной семьей. Все их отношения рушились на глазах у знакомых и окружающих их людей.
Конечно, для Александра Блока, как для поэта, как до безумия тонко чувствующего человека, подобный разрыв был настоящим противостоянием судьбы – это сильно ударило и по нему самому, и по манере его творчества. Поэт стал писать совершенно иначе, ведь теперь свои стихи он не посвящал той самой, горячо любимой. Да, он любил ее и никогда не прекращал любить женщину, с которой его свела сама судьба, однако, это совершенно не мешало ему проводить время в свое удовольствие. А какое удовольствие может быть без ресторанов и женщин? Мимолетные романы с красавицами стали частью новой жизни поэта, и это он старался воспеть в своих стихотворениях, как бы компенсируя тяжелый разрыв с избранницей.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Новая муза

В самом стихотворении идет описание обычного вечера в приличном обществе, во время которого уже разочарованный в жизни поэт увидел прекрасную женщину в объятиях очередного кавалера. Поэт не мог оставить даму без внимания и послал ей великолепную черную розу, но реакция дамы превзошла все ожидания. Ольга Судейкина уже давно была утомлена мужским вниманием и не принимала всерьез подобных ухаживаний, однако, Александр Блок увидел непросто красивую картинку, а самую настоящую близкую по духу женщину. Виной тому стали похожие судьбы главных героев – и сам поэт, и его новая избранница были глубоко разочарованы неудачами в семейной жизни, оба расстались со своими любимыми, и уже свободная Ольга с трудом отбивалась от кавалеров, а еще свободный Блок постоянно искал новый источник для вдохновения.

Ольга не обратила серьезного внимания на такие знаки от поэта – в ее жизни таких поступков было достаточно. Но, как позже писал сам Блок, именно в этот вечер между ними зародилась самая неподдельная искренность и близость, не имеющая ничего общего с любовными чувствами, но объединяющая двух людей в одно целое. Ольга не заинтересовалась поэтом, по крайней мере, постаралась показать это в максимально суровой форме, однако, на протяжении всего вечера в том самом ресторане тайком бросала заинтересованные взгляды в его сторону, пытаясь понять, почему же ее так притягивает этот мужчина.

Примечательно то, что даже несмотря на общий пронизывающий стихотворение приземленный образ женщины, простой и не имеющей никакого понятия о высоких сферах, с самого начала лирический персонаж испытывает сильное волнение, даже тревогу. А. Блок выражает это при помощи описания пейзажа – здесь и пожар зари, подчеркивающий внутреннее смятение персонажа, и бледное, золотое небо, выражающее общую усталость его чувств.

В следующих строках мы видим развитие сюжета стихотворения, как начало рассказа о любви, и уже одно то, что любовь эта начинается с черной розы, отосланной в бокале небесно-золотого (этого цвета светлой тоски, уже упомянутого ранее), вина, означает, что счастливого конца здесь не будет.

Неуверенность, обозначенная в первых строках произведения, остается с лирическим персонажем и дальше по ходу развития ситуации, однако, как видно из повествования, он все же ее скрывает ото всех остальных, тем самым обозначая свою отстраненность, обособленность от прочих людей, отсутствие нужды в их жалости и обществе.

Финал

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.

История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Жанр и композиция

Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката. Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале. Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.

Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

    Ср. растительная жидкость, перешедшая третью степень брожения (1. квасное, 2. сахарное, 3. винное, 4. гнилое) и получившая от этого пьяное свойство. Вино хлебное, водка, горячее вино, зелено вино, перегоняемое в кубе из заквашенного хлебного… … Толковый словарь Даля

Вино из одуванчиков Dandelion Wine Жанр: роман

Гостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Вино Вино передает каждому, кто пьет его, четыре состояния. Сначала человек становится похожим на павлина он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер … Сводная энциклопедия афоризмов

Из дореволюционной студенческой застольной песни: Так наливай, брат, наливай, наливай! Всё до капли выпивай, выпивай! Вино, вино, вино, вино, Оно на радость нам дано. Видимо, анонимные авторы этих слов вдохновлялись очень популярным в свое время… … Словарь крылатых слов и выражений

См … Словарь синонимов

Вино, подобно другим хмельным напиткам, вызвало у всех народов множество разнообразных сказаний, касающихся особенно его происхождения. Уже в древнейшую эпоху жизни индоевропейских народов хмельные напитки были известны, и особенно ценился… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вино веселитъ сердце человѣка. Ср. Много есть у меня Для пировъ серебра, Для бесѣдъ красныхъ словъ, Для веселья вина. Кольцовъ. Пѣсня. Ср. Я до отставки не пивалъ: Спросите, скажетъ весь кварталъ. Теперь же съ горя какъ напьюся, То будто бы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Винные плантации в регионе производства Вино Верде в Минью, Португалия … Википедия

Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? вина, чему? вину, (вижу) что? вино, чем? вином, о чём? о вине; мн. что? вина, (нет) чего? вин, чему? винам, (вижу) что? вина, чем? винами, о чём? о винах Вино это алкогольный напиток, который… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи.

И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Поэт описывает вечер в одном из ресторанов. Здесь, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

И вздохнули духи

, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка
.

Читайте также: