Какие две художественные школы определяли направления искусства второй половины xx века

Обновлено: 07.07.2024

Искусство 20 века – искусство перелоное, а не просто старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности и остается лишь ждать созревание плодов, или же, в наиболее сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время.

В искусстве 20 века с черезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно исключительно переломному времени.

Они проявляются не только в том – что и как отражает искусситво, не только в развитии охранительских тенденций в новаторстве, отвергающем художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобритательной форме. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясеном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротой невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросф о том, что выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же искусство нередко проникает неудовлетворенностью и собой, и окружающей жизнью, возбуждая при этом сомнения по части того – всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетверенность действительностью.

Генеральное свойство искусства 20 века заключается в том, что оно, принадлежит эпохе великих переворотов, соерщающихся на путях социальной и национальной борьбы, разрещающейся мировыми войнами, революциями, становлением нового общественного строя. В 20 веке утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые движения которой вызревают в недрах капиталистического общества соотносятся с буржуазной культурой. Однако в исторически обозримое время старый мир никуда не исчезает и всвою очередь успешно продолжает свое развитие. В силу этого социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в 20 веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен, находящихся на уровне родоплеменного строя, и от средне-вековых по типу художественных культур до разнообразных по своему состоянию художественных школ капиталистических стран. Социально-историческая типология той или иной культуры определяют основополагающие

Постмодернизм в искусстве




Умберто Эко — яркий представительпостмодернизма в литературе



Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе "все разрешено". Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что зачастую приводит к нигилизму и абсурдности постмодернистского искусства, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.

Существование современного искусства Бодрийяр видит в рамках противопоставления разума и стихии бессознательного, порядка и хаоса. Он утверждает, что разум окончательно потерял контроль над иррациональными силами, которые стали доминировать в современной культуре и обществе (Baudrillard, 1990). Согласно Бодрийяру, современные компьютерные технологии превратили искусство из сферы символов и образов, имеющих неразрывную связь с подлинной реальностью, в самостоятельную сферу, виртуальную реальность, отчужденную от подлинной реальности, но не менее эффектную в глазах потребителей, чем подлинная реальность и построенную на бесконечном самокопировании.

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА.

Понятие модернизма.

2. Особенности художественных направлений в искусстве ХХ века.

] Возникновение кубизма

Дадаи́зм , или дада — модернистское течение в литературе , изобразительном искусстве , театре и кино . Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии , в Цюрихе . Существовало с 1916 по 1922 г

Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом , а в Германии — с экспрессионизмом .

Происхождение термина

Постимпрессиони́зм ( фр. postimpressionisme ) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог , Поль Гоген , Поль Сезанн , Тулуз-Лотрек .

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма , Гоген проложил путь к символизму и модерну . (демонстрация работ Сезанна, Гогена, ван Гога)

Сюрреали́зм ( фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве , сформировавшееся к началу 1920-х во Франции . Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

3.Обобщение. (мини тесты)

4. Домашнее задание. Стр. 121, выполнить творческие задания.

Искусство 20 века – искусство перелоное, а не просто старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности и остается лишь ждать созревание плодов, или же, в наиболее сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время.

В искусстве 20 века с черезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно исключительно переломному времени.

Они проявляются не только в том – что и как отражает искусситво, не только в развитии охранительских тенденций в новаторстве, отвергающем художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобритательной форме. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясеном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротой невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросф о том, что выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же искусство нередко проникает неудовлетворенностью и собой, и окружающей жизнью, возбуждая при этом сомнения по части того – всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетверенность действительностью.

Генеральное свойство искусства 20 века заключается в том, что оно, принадлежит эпохе великих переворотов, соерщающихся на путях социальной и национальной борьбы, разрещающейся мировыми войнами, революциями, становлением нового общественного строя. В 20 веке утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые движения которой вызревают в недрах капиталистического общества соотносятся с буржуазной культурой. Однако в исторически обозримое время старый мир никуда не исчезает и всвою очередь успешно продолжает свое развитие. В силу этого социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в 20 веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен, находящихся на уровне родоплеменного строя, и от средне-вековых по типу художественных культур до разнообразных по своему состоянию художественных школ капиталистических стран. Социально-историческая типология той или иной культуры определяют основополагающие

Постмодернизм в искусстве




Умберто Эко — яркий представительпостмодернизма в литературе



Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе "все разрешено". Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что зачастую приводит к нигилизму и абсурдности постмодернистского искусства, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.

Существование современного искусства Бодрийяр видит в рамках противопоставления разума и стихии бессознательного, порядка и хаоса. Он утверждает, что разум окончательно потерял контроль над иррациональными силами, которые стали доминировать в современной культуре и обществе (Baudrillard, 1990). Согласно Бодрийяру, современные компьютерные технологии превратили искусство из сферы символов и образов, имеющих неразрывную связь с подлинной реальностью, в самостоятельную сферу, виртуальную реальность, отчужденную от подлинной реальности, но не менее эффектную в глазах потребителей, чем подлинная реальность и построенную на бесконечном самокопировании.

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

Краткая хронология стилей в области искусства 20-го века

Полный список наиболее известных направлений изобразительного искусства 20-го века, охватывающих две мировые войны и несколько культурных революций.

20-й век ознаменовался новой эрой художников, которые бросили вызов предшествующим стилям искусства. Красота и эстетика уступили место абстракции, экспрессии и символизму.

Эта метаморфоза сформировала множество различных и важных художественных течений. Которые представили новый тип эстетики, некоторые из которых пересекались с другими или влияли на них.

Ниже приведен обзор наиболее влиятельных движений в области визуального искусства в течение 20-го века.

Фовизм (1905-1908)

Фовизм (1905-1908)

Фовизм, заимствованный из термина les fauves, означающего “дикие звери” по-французски. Относится к художественному движению начала 20-го века, характеризующемуся отклонением от представления в импрессионизме в пользу абстрактных техник живописи.

В частности, фовизм отверг мягкую пастельную цветовую палитру импрессионизма и выбрал смелую гамму цветов. Это произвело революцию в использовании цвета и предметных искажений в современном искусстве.

Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен

Экспрессионизм (~1905-1920)

Экспрессионизм (~1905-1920)

Экспрессионизм был авангардным стилем, который зародился в Германии в начале 20 века. И может характеризоваться яркими и эмоциональными произведениями, которые, как правило, абстрактны.

Использование традиционного представления было отвергнуто в пользу передачи эмоций или смысла, лежащих в основе работы. Это использование тематического, а не буквального выражения произвело революцию в западном изобразительном искусстве. И стало предшественником многих других движений 20-го века.

Известные художники: Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Пауль Клее, Василий Кандинский

Кубизм (1907-1914)

Кубизм (1907-1914)

Кубизм считается одним из самых влиятельных течений в искусстве 20-го века. И известен тем, что он превращает предметы в геометрические или “кубические” формы для создания более трехмерной перспективы. Движение можно разделить на два этапа: Аналитический кубизм и Синтетический кубизм.

Ранние работы кубизма (аналитические), как правило, более строгие и монохромные с тонами черного и серого. В то время как более поздние работы кубизма (синтетические) отличаются более смелыми цветами и включением внешних элементов для коллажа.

Известные художники: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Поль Сезанн, Хуан Грис

Футуризм (1909-1914)

Футуризм (1909-1914)

Футуризм был основан поэтом Филиппо Томмазо Маринетти в Милане в начале 20 века. Как и его предшественники, футуризм подчеркивал абстракцию и нетрадиционное представление. Он ценил скорость, интуитивность, молодость и современность. И выступал как форма освобождения Италии от ее полной событий истории. Хотя он была основана в Италии, его влияние распространилось и на другие европейские страны.

Известные художники: Умберто Боччиони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини

Дадаизм (1915-1924)

Дадаизм (1915-1924)

Дада было разработано во время Первой мировой войны в Цюрихе как авангардное, антихудожественное движение. Он отвергал и высмеивал капиталистический и националистический культурный климат Первой мировой войны. Сосредоточившись вместо этого на иррациональном, бессмысленном и абсурдном с сильным антибуржуазным подтекстом. Движение распространилось по всей Европе и Соединенным Штатам. Отражая крайне леворадикальную мысль и общее недовольство насилием военного времени.

Известные художники: Ман Рэй, Марсель Дюшан, Ханс Арп, Ханна Хех, Тристан Тцара

Сюрреализм (1924-1966)

Сюрреализм (1924-1966)

Под сильным влиянием Зигмунда Фрейда и психоанализа сюрреализм искал выражения в исследовании бессознательного. Его образы характеризовались тревожными, похожими на сновидения образами и часто деформированным сюжетом. Развившись из авангардного движения Дада, сюрреализм зародился в Европе и распространился по всему западному миру как культурное, художественное и литературное движение.

Известные художники: Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Фрида Кало, Рене Магритт

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Возникший в Нью-Йорке после Второй мировой войны, абстрактный экспрессионизм был первым крупным международным художественным движением, возникшим в Соединенных Штатах, а не в Европе. Он опирается на сюрреалистический автоматизм и фокусируется на абстракции предмета. Его стиль характеризуется дерзкими, хаотичными мазками кисти и смелыми цветовыми эффектами. Как послевоенное движение, оно также является важным предшественником последующих стилей постмодернистского искусства.

Известные художники: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Франц Клайн

Поп-арт (1950-е – 70-е годы)

Поп-арт (1950-е - 70-е годы)

Поп-арт получил известность в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве в 1950-х и 1960-х годах. Черпая вдохновение из элементов средств массовой информации и популярной культуры. В произведениях часто фигурировали сопоставленные или несовместимые элементы из комиксов, журналов и рекламы.

Размещенные вместе, чтобы подчеркнуть банальность популярной культуры. Часто ироничный или сатирический, поп-арт стремился подорвать традиционное “изобразительное искусство”.

Известные художники: Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Кит Харинг, Эдвард Хоппер, Роберт Индиана

Минимализм (1960-70-е годы)

Минимализм (1960-70-е годы)

Минимализм возник в Нью-Йорке в 1960-х годах как продолжение отступления от традиционного “высокого искусства”. Вместо роскоши, красоты и выразительности минимализм сосредоточился на брутальных геометрических формах, приглушенных цветах и анонимности. Большинство элементов биографии или эмоций были удалены из минималистского искусства, привлекая внимание к простоте самой формы как предмета.

Известные художники: Дональд Джадд, Яей Касума, Карл Андре, Фрэнк Стелла, Пит Мондрайн

Постмодернизм (1980-е-настоящее время)

Постмодернизм (1980-е-настоящее время)

Постмодернизм нельзя охарактеризовать определяющими элементами. Скорее, это можно описать как общее отклонение от модернизма, которое включает в себя другие художественные течения 20-го века. Включая концептуальное искусство и неоэкспрессионизм.

В то время как модернизм фокусировался на идеализме и отстаивании основных убеждений. Постмодернизм предлагал скептицизм, цинизм и антиавторитаризм. Это очень концептуальное, осознанное сочетание других стилей искусства, теории и средств массовой информации для создания сложного и многогранного движения.

Известные художники: Джефф Кунс, Клаас Ольденбург, Барбара Крюгер

Читайте также: