Какие детали рассказа помогают понять характер героев приведите примеры чистый понедельник кратко

Обновлено: 07.07.2024

История создания

Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:

Жанр, направление

  • мотив незаконченности (оборванная на полутакте лунная соната, разлука главных героев после первой ночи);
  • необычная композиция: фабула не совпадает с сюжетом;
  • смелые религиозные отсылки: влюбленные стали близки в первый день Великого поста;
  • о символизме в тексте читателю говорят своеобразные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная лунная соната является символом назревающих перемен в душе героини. Лунный свет, оттеняющий героиню, одетую в черное, символизирует несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
  • контрастность: любовь предстает мукой и счастьем.

Смысл названия

Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.

Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.

Композиция и конфликт

  1. Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения.
  2. Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
  3. Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Суть: о чем?

Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.

Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Главная героиня противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.

  1. Основной темой рассказа служит любовь. Именно она дарит человеку смысл жизни. Героиня нашла свою любовь в служении Богу. А вот главный герой потерял свой земной идеал и сбился с пути. Этим автор хотел подчеркнуть хрупкость и бренность мирской страсти, которой не сравниться с духовным началом.
  2. Тема предназначения в жизни. Героиня рассказа находится в поисках себя, не знает, чего хочет на самом деле. Но она чувствует свое призвание в служении Богу и идет до конца, чтобы воплотить свой потенциал.
  3. Тема нравственного выбора. Любой человек имеет право выбора, и каждый решает, как ему поступить в той или иной ситуации. Главная героиня рассказа сделала свой шаг – уход в монастырь, но главный герой никак не может смириться с расставанием и обрести гармонию внутри себя. В нем нет силы и целенаправленности, которые есть в его избраннице.
  4. Вера и религия. Сомневающийся и вопрошающий человек может найти себя в стенах монастыря и молитве. В атмосфере пошлости и декаданса, окружающих героев на закате России, Он потерялся, а Она нашла спасение в служении чему-то вечному и истинному.
  5. Цвета и звуки. В произведении заметен переход от избытка темных цветов к светлым. Это означает, что героиня нашла выход из тьмы сомнений.
  6. Счастье. Автор традиционно указывает на то, что в страсти нет счастья. Любовь — удар, который оставляет незаживающие рубцы, но не длится долго. Скорее, притяжение сердец делает людей несчастными, а не радостными. Любовью невозможно насытиться, она всегда оставляет голод.

Проблемы

Основная идея

Чему учит?

Критика

Как говорил Максим Горький:

Читателя наверняка волнует вопрос, почему героиня ушла в монастырь. О об этом рассуждали многие критики, например, М.В. Михайлова:

Автор: Марина Ильина

Автор: Самый Зелёный · Published 13.12.2018 · Last modified 06.04.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 05.03.2020 · Last modified 03.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 03.06.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Рассказ написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века
1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие I Мировой войне, т. е.
более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием
реставрировать будущее, обращаясь к прошлому.
Писательская память с удивительной точностью воспроизводит
мельчайшие подробности той эпохи.
Детали современной героям действительности
Рестораны: Эрмитаж", Метрополь, "Прага"
Книги современных авторов Рассказы Л. Андреева
Лекция А. Белого Концерт Ф. Шаляпина
Реальные деятели художественного театра: Качалов, Москвин,
Станиславский
Могилы А. Чехова и Эртеля
Портрет Л. Толстого
Автор дает точные названия ресторанов, выставок и т. д.
Важно показать реальную эпоху и культуру.
Приметы глубокой старины, древности -многочисленные
названия храмов, икон, монастырей
Имена выдающихся исторических людей (Пересвет,
Ослябя, Юрий Долгорукий)
Цитаты из древних летописей, сказаний
Архаизмы: рипида, воздух, трикирий
Как взаимодействуют между собой эти два мира?
Настоящее Реалии настоящего представлены через места,
погружающие нас в мир изобилия и веселья. Это Москва
светская, ночная. Представлено оно в красоте, богатстве,
сытости и благополучии в канун Первой Мировой войны.
Разгул плоти.
Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц,
создающим ощущение зыбкости и скоротечности происходящего.
Москва православная, тихая. Прошлое наоборот ясно, от древних
церквей веет просветленностью, покоем, опорой или основой,
умиротворенностью.
На фоне этих описаний происходит событие, в котором принимают
участие два человека – ОН и ОНА.
Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения,
все то, что занимало их души, т. е. духовную жизнь людей.
Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью,
жизнелюбив.
Она – совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны,
капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей. Героиня ищет себя в прошлом и в
светских развлечениях. Она вся соткана из противоречий,
метаний между земным и небесным, плотским и духовным.

Главными персонажами в этом произведении являются красивая молодая пара. Этот рассказ о чистой любви, о влюбленной паре, которой пришлось пройти душевные переживания и разлуку. Но конец у рассказа не совсем счастливый, а даже печален и трагичен по крайней мере для одного из них, хотя их любовная история начиналась очень красиво и идеально.

Молодой человек

Одним из главных героев является молодой человек красивой внешности из дворянской семьи. Он самоуверен и хорошо образован, веселый.

Влюблен в свою девушку, осыпает ее разными подарками, выполняет все ее прихоти. Она хоть и принимает все его ухаживания, но не соглашается выходить за него замуж и не строит планы на будущее. Юноша не понимает почему девушка не хочет замуж за него и вообще иметь семью, но не злится и не торопит любимую, ведет себя сдержанно. После того как они расстались, он сильно страдает, переживает, начинает пить, ходит в церковь. Потом все-таки приходит в себя. Ведь прошло уже года два после того, как его любимая ушла от него. И в один день встретил ее в храме среди монахинь, но его возлюбленная его не узнала. И он навсегда попрощался со своей мечтой и надеждой.

Девушка

Молодая и богатая девушка, проживающая в самом центре столицы. Она красива и стройна, всем нравится. Девушка умная, но в одно время она как будто бы отстраненная от всего. Ей не нужны были ухаживания, цветы, сладости. Свое удовлетворение красавица находила в другом, например в чтении или каких-нибудь интересных увлечениях. Она находится в поисках самой себя и несколько странновата, не хочет связывать себя семейными узами. Девушка-загадка, которую ее возлюбленный долго не мог отгадать. Имеет большую силу воли, она не такая как другие девушки. Она любит дорогую одежду, любит читать книги, может даже по долгу никуда не выходить из дома, увлекшись чтением. Девушка молчалива, спокойна. Она часто ходила в монастыри, а также на кладбище. Девушка имеет очень тонкую натуру, она все пропускает через себя. Даже манера говорить у нее было достойная, речь она произносила тихо и медленно. Девушка меняет свою роскошную жизнь, дорогие наряды на уединение с Богом. Она уходит в монастырь.

Влюбленные оказались совсем противоположными людьми, их внутренний мир совсем разный.

Старушка с монастыря

Второстепенной героиней произведения является некая старушка, которую юноша встретил в церкви, когда зашел туда в слезах после того как расстался с возлюбленной. Старая героиня поведала ему, что страдание является грехом.

У возлюбленных была всего одна близость, которая совершилась в ночь масленицы. А решила уйти в монастырь девушка в чистый понедельник. Девушку хоть и украшает любовь к Богу и ее поступок кажется весьма похвальным , но в то же время от этого страдал ее возлюбленный, он живет в мучениях и страданиях. А также и два года он жил и не знал о таком ее неожиданном решении. Девушка хоть и не понятна другим людям, которые ее окружали, но очень заслуживает уважения, так как смогла так сильно изменить свою судьбу.

Другие темы: ← Анализ произведения Солнечный удар↑ БунинОбраз Господина из Сан-Франциско →

История создания

Жанр, направление

Нельзя сказать просто о любви, нужно вдуматься в название глубже, понять, почему Бунин употребил именно эти слова. В словаре чистый понедельник объясняется как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Эта трактовка также указывает на некое очищение. От заката до рассвета.

Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычайно интенсивная эротика кружила голову многим юным особам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно бунинские рассказы на удивление однообразны. Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, восстанавливая в памяти все детали юношеской счастливой (несчастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все. Отступлений от этой схемы сравнительно немного.

Не только в развлечениях думает героиня, мысль о Боге, о церкви проскальзывает в ее голове. Не зря Бунин упоминает о соборах Василия Блаженного и Спаса-на-Бору, Новодевичьем монастыре, храме Христа Спасителя, Марфо-Мариинской обители. Эта деталь в тексте указывает на нравственную чистоту души, говоря этим о кульминации рассказа, то есть об уходе девушки в монастырь.

В том мире, который Бунин предлагает читателю в качестве реального, все происходит совершенно наоборот.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

Смысл названия

Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.

Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.

Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.

На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.

Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.

На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.

Герой пускается по кабакам, и лишь спустя два года приходит в себя. Это было прощенное воскресенье. Он подходит к Марфо-Мариинской обители, где в то время шел крестный ход, в котором он увидел любимую женщину. Их взгляды пересеклись. Но герой повернулся и спокойно вышел из ворот. Сюжет раскрыт более подробно в нашем кратком содержании.

Странная красавица

Девушка, в которую влюблен молодой человек, удивляет и интригует с первых строк. Ее внешность яркая и необычная: она красива как персиянки, индийские девушки. Героиня богата, ее влюбленный спутник тоже. Идеальные отношения должны были заинтересовать красавицу, но она отводит разговор в сторону, когда речь заходит о браке. Красавица живет самостоятельно, но это не повод заводить настоящую связь с мужчиной. Она, наоборот, держит юношу

Девушка не отказывает себе в развлечениях: ездит в рестораны, посещает театры, концерты, любит представления цыган. Любовь между молодыми людьми автор называет странной. Читатель замечает странности, но только со стороны женщины.

Красавица любит дорогую стильную одежду, может съесть целую коробку шоколада, много ест за обедом, не отказывает себе в ужине. Героиня чаще молчит, по три дня не выходит из дому, увлекшись чтением книг. Интересна манера поведения героини. Она несет себя с достоинством, зная о своем уме и привлекательности. Девушка говорит медленно, ровно, тихо, оценивая каждое произносимое слово.

Странность усиливается, когда автор рассказывает о ее увлечении посещать соборы. В конце рассказа, когда уже все предвещала тесные узы между влюбленными, девушка уходит в монастырь. Достаток, счастье с любимым не могут заменить ей стремление соединиться с Богом. Душа делает свой выбор: светские наслаждения, дорогие модные наряды остаются в прошлом. Душа ищет покоя в молитвах и песнопении.

Главные герои и их характеристика

Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

Характеристика персонажей

Основными героями рассказа являются двое влюблённых. Если провести между ними сравнительную характеристику, то становится понятно, что и девушка, и юноша из богатых семей. Их объединяет общая страсть к развлечениям и роскоши. Оба отдают предпочтение светскому образу жизни. Однако есть между ними и большие различия — это внутренний мир.

Молодой человек

Главный герой — страстно влюблённый юноша. Кроме своего чувства, его больше ничто не интересует. Единственное его желание — обладать предметом своего вожделения. Он богат и умён, хорошо воспитан. Именно воспитание не даёт ему перейти тонкую черту между ухаживаниями и животной страстью. Цитатный монолог героя о себе выглядит следующим образом:


Его образ довольно понятен. Он любит и хочет ответного чувства. Однако именно эта страсть застилает глаза, так как он не способен понять тонкий внутренний мир избранницы. В его понимании поведение женщины выглядит странным.

Юноша смотрит только на внешнюю оболочку и видит:

  • гладкую кожу;
  • густые чёрные волосы;
  • соблазнительные движения.

На первый взгляд, мужчина вызывает жалость. Его бросила девушка, и он тяжело переживает разлуку. Но если взглянуть глубже, то такое поведение больше напоминает эгоизм.

Герой не смог получить желаемое и страдает от этого. Он понимает, что тягаться с Господом ему не по силам, но от этого не легче.

Задумчивая красавица

Обладает отменным аппетитом, который никоим образом не отражается на её фигуре. Героиня красива и знает об этом. Умело пользуется своей внешностью, чувствует и понимает мужчин. Женщина религиозна, но не афиширует это, чтобы не испортить свой образ светской красавицы.

В глубине души девушка понимает, что материальные блага никогда не принесут внутреннего удовлетворения, а светская жизнь только развращает мысли. Она по-своему любит избранника, но видит, что ему нужно только её тело.

Приглашая мужчину на прогулку по святым местам, героиня как бы даёт ему второй шанс понять её настоящую. Но этого не происходит. Тогда, поддавшись страсти, она проводит ночь с возлюбленным. Но поняв, что это ничего не меняет, принимает окончательное решение о монастыре.

Своеобразное сравнение светской жизни с душевным покоем. Именно тогда она и приняла окончательное решение, которое стало для неё единственно верным.

Темы и проблемы

  1. Основная тема – это любовь. Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
  2. Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
  3. Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
  4. Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни. Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
  5. Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.

Главные герои

Молодой человек

Девушка

Главная мысль

Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.

Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Время разбрасывать и время собирать

На разных полюсах

В этой истории есть и другие странности и тонкости:

Многие литературные критики прослеживали в рассказе некую аллегорию с намеком на возрождение послереволюционной России через духовное очищение. Однако какие-либо авторские свидетельства в пользу этой версии отсутствуют.

Философия жизни и смерти

Список внутренних диссонансов продолжает слабость героине к хорошей одежде и дорогому меху и желание уйти в монастырь.

Создается ощущение, что она опытным путем изучает жизнь во всех ее проявлениях, чтобы узнать, есть ли в ней что-то ценное, способное оправдать существование на коротком отрезке времени между жизнью и смертью. Этим объясняется ее интерес к истории, где она пытается отыскать прецеденты, дающие ответы. Посещая кладбища, присутствуя на похоронах, девушка словно пытается разглядеть — что ждет человека по ту сторону жизни.

Опьяненный дурманом любви

Портрет героя рассказа нарисован восторженными красками большой влюбленности. Он с душевным трепетом и благодарностью принимает даруемую возможность находиться рядом с той, которую безумно любит. Она занимает все его мысли и чувства, но при этом он сохраняет тактичное терпение, не переходя границу дозволенного. Чувствуется, что молодой человек получил хорошее светское воспитание.

Для него не стоит вопрос о том, что будет, когда жизнь иссякнет. Он живет здесь и сейчас:

  • любит;
  • радуется и огорчается;
  • восторгается и страдает.

Неразрешимые вопросы он передает времени, не вмешиваясь в ход событий.

Автор не указывает источник доходов героя и род занятий. Читатель видит только щедрость, с которой тратятся деньги на шоколад и цветы, на рестораны и театры. Он соглашается с любой ее прихотью, не раздумывая и не сомневаясь. Разрыв переживает тяжело, спиваясь и спускаясь до полного дна, откуда его вырывает все та же любовь к жизни.

Время разбрасывать и время собирать

На разных полюсах

В этой истории есть и другие странности и тонкости:

Многие литературные критики прослеживали в рассказе некую аллегорию с намеком на возрождение послереволюционной России через духовное очищение. Однако какие-либо авторские свидетельства в пользу этой версии отсутствуют.

Философия жизни и смерти

Героиня посещает храм по утрам

Список внутренних диссонансов продолжает слабость героине к хорошей одежде и дорогому меху и желание уйти в монастырь.

Создается ощущение, что она опытным путем изучает жизнь во всех ее проявлениях, чтобы узнать, есть ли в ней что-то ценное, способное оправдать существование на коротком отрезке времени между жизнью и смертью. Этим объясняется ее интерес к истории, где она пытается отыскать прецеденты, дающие ответы. Посещая кладбища, присутствуя на похоронах, девушка словно пытается разглядеть — что ждет человека по ту сторону жизни.

Опьяненный дурманом любви

Опьяненный дурманом любви

Портрет героя рассказа нарисован восторженными красками большой влюбленности. Он с душевным трепетом и благодарностью принимает даруемую возможность находиться рядом с той, которую безумно любит. Она занимает все его мысли и чувства, но при этом он сохраняет тактичное терпение, не переходя границу дозволенного. Чувствуется, что молодой человек получил хорошее светское воспитание.

Для него не стоит вопрос о том, что будет, когда жизнь иссякнет. Он живет здесь и сейчас:

  • любит;
  • радуется и огорчается;
  • восторгается и страдает.

Неразрешимые вопросы он передает времени, не вмешиваясь в ход событий.

Автор не указывает источник доходов героя и род занятий. Читатель видит только щедрость, с которой тратятся деньги на шоколад и цветы, на рестораны и театры. Он соглашается с любой ее прихотью, не раздумывая и не сомневаясь. Разрыв переживает тяжело, спиваясь и спускаясь до полного дна, откуда его вырывает все та же любовь к жизни.

Смысл названия произведения

Девушка монахиня

Читайте также: