Какие черты жития присутствуют в повести о петре и февронии муромских кратко

Обновлено: 06.07.2024

Жанр произведения: агиографическое сочинение, житие

Тема произведения: сила супружеской любви и верности

Число страниц: 11

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. В терем к жене Муромского князя Павла дьявол наслал оборотня-змея. По просьбе мужа, княгиня спросила змея, от чего ему суждено погибнуть, и узнала, что смерть ждет змея от Петрова плеча, от Агрикова меча.
  2. Брат Павла Петр решил извести змея, раздобыл Агриков меч, и убил его. Но его кровь обрызгала Петра, и он заболел, тело его покрылось страшными струпьями. Никто не мог вылечить Петра.
  3. Петр узнал, что в Рязанской земле много лекарей, и отправился туда. Дружинники нашли в деревне Ласково умную и необычную девушку Февронию, которая была готова вылечить князя. Но поставила условие жениться на ней, когда он излечится. Князь задумал обмануть Февронию, простую жену бортника, не подходящую для него пару.
  4. Феврония дала князю снадобье и велела намазать им все струпья, кроме одного. Князь излечился, отправил ей богатые дары и уехал. Вскоре его болезнь вернулась. Тогда он отправился к Февронии с повинной и согласился жениться на ней, только бы вылечиться до конца.
  5. После смерти брата Павла князь Петр стал правителем Муромским. Бояре не принимали его жену, простую дочь бортника и решили изгнать их из города. Князь, храня преданность супруге, уплыл вместе с ней. Но вскоре бояре прислали за ними посольство с просьбой вернуться и прекратить смуту в Муроме.
  6. С тех пор Петр и Феврония жили в любви и верности, и правили по совести и справедливости. Когда пришла пора умирать, они завещали, чтоб их похоронили в общей гробнице. 20 июня они оба умерли.
  7. Церковнослужители нарушили завещание, и похоронили их отдельно. Но тела Петра и Февронии дважды чудесным образом возвращались в общую гробницу, и были признаны святыми.

Истинная любовь не знает сословных преград, она выше людского зла. Люди, живущие честно и праведно, в верности и супружеской гармонии, всегда пользуются заслуженным уважением, и приносят миру добро и благо.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Более всего мне запомнился отрывок изгнания князя Петра вместе с женой. Она стоически восприняла это испытание, ведь главное – преданный супруг был с нею. Очень образно звучит пример, который она привела приближенному князя, чтобы укоротить его дурные помыслы, этот жизненный пример может и сейчас быть полезен в человеческих взаимоотношениях. Как и прочие, этот эпизод – отличная иллюстрация ума, мудрости и высокой нравственности Февронии.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Агрик — сказочный богатырь, владеющий волшебным мечом
  • Керамиды — плиты, обычно закрывающие погребения.
  • Пядь — старинная мера длины, равная расстоянию между концами большого и указательного пальцев, примерно 17,78 см.
  • Риза — парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителя.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть.
  • Он своей рукой убил оборотня, змея летучего, и где обрызгала его кровь змеиная, там и струпья явились.
  • Ну, спроси тогда его, разве можно из такого пучочка льну взрослому мужчине за то время, пока он в бане попарится, выделать и рубашку, и портки, и полотенце?
  • Князь Пётр не мог нарушить заповедь божию ради самодержавства.
  • Правили они в городе своём по законам божиим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать. Со всеми были равно сердечны, не любили только спесивых и грабительствующих, не жадны были к земным богатствам, но для вечной жизни богатели. Истинными пастырями города они были, не яростью и страхом правили, а истиной и справедливостью

О чем же повествуется в произведении? О жизни святых Петра и Февронии. Они были Муромскими правителями в Средние века. Князь Петр происходил из давнего благородного рода. И после брата Павла стал княжить в городе Муроме. А Феврония была простого происхождения. И то, что она – обычная крестьянка, является важным элементом в повести.

Произведение должно было относиться к житийному направлению в литературе. Так как митрополит Макарий поручил Ермолаю-Еразму написать о житие Петра и Февронии, которых собрались причислить к лику святых. Главная идея была в прославлении церкви. Но писатель написал не просто житие, а увлекательное художественное произведение с признаками повести, сказки и жития. Как же это соединяется в произведении?

В произведении повествуется о жизни князя Петра и Февронии, сумевшей стать княгиней. Рассказчик повествует историю размеренно, гармонируя со спокойствием образов. В центре событий два героя – Петр и Феврония. Причем, в первой части внимание сосредоточено на князе, а Феврония появляется уже во второй части.

Фольклорной отсылкой можно считать и то, что Петр становится князем-змееборцем. Подобно сказочным богатырям он побеждает коварного змея Агриковым мечом.

Признаком сказки являются и невыполнимые задания, которые дают друг другу герои для того, чтобы проверить, кто мудрее. Так, Петр приказывает Февронии наткать ему одежды с небольшого пучка льна за то время, пока он будет в бане. Но Феврония не испугалась и попросила его смастерить ей ткацкий станок с маленькой щепки. Петр осознал, что проиграл девушке.

К признакам жития относится тихая размеренная повествовательная манера произведения. Герои не проявляют сильных внешних эмоций. Их страсти давно побеждены, а любовь подчинена уму. Петр находит Агриков меч при помощи молитвы. Оба героя – верующие люди, способные на самоотречение во благо другим. В конце жизни они принимают монашество.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прославление святых, создание идеальных образов. Идеальными образами в повести являются Пётр и Феврония.

Есть похвальное слово святым. Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им. Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося в теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди Божий не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти! Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими и покрытыми ветвями и листьями! Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит.

Чудеса, которые творит герой Крошки хлеба превращаются в ладан. Срубленные деревья становятся с ветками и листьями.

Необычная смерть и смертные чудеса После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви Пре- чистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что, так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросиней, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме Пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые их положили, пусты а святые тела их нашли в городской соборной церкви Пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни.

Икона святых Петра и Февронии.

Сказка — это . Житие — это . Ниже перечислены признаки сказки и жития. Наведи порядок, распределив эти признаки (записав их номера) в две колонки. Признаки сказки и жития 1. Присутствуют волшебные помощники. 2. Добро побеждает зло. 3. Прославляются святые, происходит идеализация образов. 4. Есть традиционный зачин. 5. Герои проявляют любовь к Богу, живут по заповедям. 6. Герои творят чудеса. 7. Герои необычно умирают, происходят посмертные чудеса. 8. Все герои и события вымышлены. 9. Есть похвальное слово святым. 10. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. 11. Есть описание детства святого. 12. Используются постоянные эпитеты. 13. Герои разгадывают загадки. Признаки сказки жития ? ?

Ответ или решение 1

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях,
приключениях.
Житие — произведение, содержащее жизнеописания христианских праведников,
мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов.

Читайте также: