Анализ методического обеспечения оу в школе кратко

Обновлено: 07.07.2024

На 01.09.2018 г. функционирует – 4 дошкольные группы:

- первая младшая группа от 2 до 3 лет.

- вторая младшая группа от 3 до 4 лет.

- средняя группа от 4 до 5 лет.

-старшая группа от5 до 7 лет.

Воспитанники СП ДО пользуются льготами согласно законодательству РФ.

Обязанности участников образовательного процесса регламентируются Уставом ОО, родительским договором, заключенным между ОО и родителями (законными представителями)

ОО работает в режиме пятидневной рабочей недели с 7.30 до 18:00 часов

Основная общеобразовательная программа СП ДО разработана рабочей группой педагогов и утверждена руководителем образовательного учреждения.

ООП комплексная и охватывает возрастной период от 3 до 7 лет, обеспечивает разностороннее и полноценное развитие детей, сохраняющее их физическое и психическое здоровье.

Структура методической работы ДОУ

Структура методической работы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом. Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу. Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории. Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.). Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогическая комиссия.

Формы методической работы в ДОУ:Групповые формы работы

- аукцион педагогических идей,

проектов - взаимопосещение занятий (мероприятий)

Индивидуальные формы работы:

Перечень нормативно-правовых документов методкабинета ДОУ:- Положение о методическом кабинете;

- Закон РФ об образовании;

- Трудовой кодекс РФ;

- Семейный кодекс РФ;

- Конвенция о правах ребёнка (15.09.1990г);

- Конвенция дошкольного воспитания;

- Устав ДОУ; изменения к уставу;

- Копии должностных инструкций педагогов ДОУ;

- СанПиН 2.4.1.2660-13, с изменениями;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- ФГОС начального общего образования;

Перечень документов и материалов старшего воспитателя ДОУ:

- Годовые планы работы ДОУ (за 3 года);

- Материалы и протоколы педсоветов (за 3года);

- Материалы по аттестации;

- Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей;

- Материалы заседаний, документация ПМПК;

- Материалы оперативного, тематического и итогового контроля старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом;

- Материалы по самообразованию педагогов ДОУ;

- Паспорт методического кабинета;

- Книга учёта движения методической литературы;

- Различные виды картотек, видеотек и т. п. ;

- Приказы заведующей ДОУ;

- Сведения о педагогическом мастерстве педагогов; материалы по передовому педагогическому опыту;

- План и формы работы с молодыми специалистами, наставничество;

- План проведения методических объединений педагогов и районных семинаров;

- материалы и протоколы семинаров, консультаций, открытых занятий;

- планы проведения методической недели;

- планы работы творческих групп (тема, проблема, выход);

- планы по инновационной деятельности;

- тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация);схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты;

- план повышения квалификации педагогов;

- работа с молодыми специалистами (план, посещение занятий у наставников и наставников у них);

- Материалы по взаимодействию с родителями;

- Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи

- График занятости специалистов ДОУ;

- График проведения индивидуальных занятий;

- График проведения дополнительных занятий;

- Анализ работы за год; отчёты;

- План работы старшего воспитателя на год;

- Проектирование воспитательно-образовательного процесса (учебный план) ДОУ;

- Сведения о педагогических кадрах;

- Справочная и методическая литература; издания о профессии педагога, подписные издания по дошкольному воспитанию;

- Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски)варианте)

- Толковый словарь Даля;

- Книга отзывов выпускников, родителей

*Вся документация старшего воспитателя должна хранится в методкабинете или у заведующей ДОУ не менее 3-х лет.

Результат методической деятельности

Содержание методической работы в ДОУ определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности педагогического коллектива. Анализируя методическую работу ДОУ по основным критериями эффективности, характеристикам самого методического процесса, ее можно охарактеризовать как систему. Формы и содержание методической работы соответствуют поставленным целям и задачам. Дифференциация реализуется в индивидуальных и групповых формах работы с педагогами с учетом уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. При этом учитываются три уровня педагогического мастерства: низкий (интуитивный); средний (поисковый); высокий (мастерский). Этапность методической работы представлена в виде определенных последовательных этапов: 1-й этап – теоретический – осознание идеи, изучение передового педагогического опыта; 2-й этап – методический – показ лучшего из образцов; построение индивидуальной методической системы; 3-й этап – практический – реализация замысла; самостоятельная апробация педагогами новых технологий обучения и воспитания; 4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения. Данная последовательность не всегда сохраняется, иногда некоторые из этапов отсутствуют.

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОО Анализ методического обеспечения образовательного процесса в МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 4 МО "АХТУБИНСКИЙ РАЙОН". Центром всей педагогической.

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация развивающей предметной.

Анализ программно-методического обеспечения театрализованной деятельности Анализ программно-методического обеспечения Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, по которой работает наше дошкольное.

Анализ работы методического кабинета ДОУ

Анализ работы методического кабинета ДОУ Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой.

Творческая аттестационная работа Современный подход к организации развивающей среды для обеспечения педагогического процесса Цель исследования: Современный подход к организации развивающей среды для обеспечения педагогического процесса экологического образования.

Анализ работы методического кабинета в ДОУ. Задание №7 Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой.


Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

учебно методическое обеспечение

Определение

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.

Ключевые признаки

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.

Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

Цели и задачи

Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

учебно методическое обеспечение учебного процесса

Средства обучения

Их разделяют на следующие группы:

  1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемыми его элементами являются:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

Нормативно-правовые документы

В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:

  1. Выписка из ФГОС с указанием требований к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту по соответствующей дисциплине.
  2. Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  3. Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

Учебно-программные, планирующие документы

В этом разделе должны присутствовать:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • индивидуальный план педагога;
  • комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
  • программа.

Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов лекций;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
  • указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
  • тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических "копилок" – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта "входного" контроля знаний;
  • системы контроля уровня знаний по предмету;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

учебно методическое обеспечение дисциплины

Программное, информационное, материально-техническое обеспечение

В этом разделе должны присутствовать перечни:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:

  1. Мультимедийные презентации.
  2. Интерактивные и видеоматериалы.
  3. Плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение производственной деятельности

Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:

  1. Программы производственной, учебной и преддипломной практики по профессии (специальности).
  2. Календарные планы.
  3. Критерии оценок.
  4. Сборники заданий, рекомендации по их выполнению.

учебно методическое обеспечение программы

Раздел "Курсовое проектирование и курсовые работы"

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  1. Тематике курсовых проектов и работ. Она разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин и обсуждается на заседаниях предметной комиссии.
  2. Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите.
  3. Критериях оценки.
  4. Образцах оформления курсовой, рецензий на нее.

Сборник "Итоговая аттестация"

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект "Дипломное проектирование или дипломные работы". Он включает в себя:

  1. Программу итоговой аттестации.
  2. Критерии оценки дипломного проекта и выпускной работы, их защиты.
  3. Квалификационные требования к выпускникам по специальности.
  4. Тематику работ, методические указания по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа обучающихся

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.

Комплект "Самостоятельная работа обучающихся" – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:

  1. Сборники тестов, задач, упражнений для самостоятельной работы.
  2. Тематики рефератов, докладов, творческих работ, методические указания по их оформлению.
  3. Сборники заданий и тем для самостоятельного изучения.
  4. Сценарии олимпиад, диспутов, конкурсов.

информационно методическое обеспечение учебного процесса

Учебные материалы

В этот комплект входят:

В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  1. Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  2. Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  1. Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  2. Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  3. Получения учащимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  4. Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.

учебно методическое и информационное обеспечение

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.

Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.

Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.

Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:

  1. Компетентности педагогов и руководства образовательного учреждения.
  2. Уровне обучаемости и обученности студентов.
  3. Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.

учебно методическое обеспечение определение

Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, - это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.

Понятие и сущность методического обеспечения образовательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса – это совокупность всей учебно-методической документации, которая представлена в виде систематизированного описания образовательного процесса, реализуемого впоследствии на практике.

Методическое обеспечение образовательного процесса представляет собой комплекс, являющийся дидактическим средством по управлению подготовкой педагогического работника, посредством включенной в него учебно-методической информации. Именно методическое обеспечение задаёт структуру образовательному процессу и отображает его основные элементы.

Основные требования к содержанию методического обеспечения образовательным процессом, вне зависимости от того, на то он направлен (изучение темы, раздела, дисциплины, курса и т.д.):

  1. Полностью отражать содержание по подготовке учащихся по конкретной учебной дисциплине, курса, модуля, раздела и т.д.
  2. Обязательно содержать весь необходимый дидактический материал, позволяющий учащимся достичь необходимо уровня усвоения.
  3. Предоставлять каждому учащемуся возможность в удобное время самостоятельно проверить собственные знания и откорректировать свою учебную деятельность.
  4. Включение в комплекс наиболее объективных и эффективных методов контроля качества предоставляемого образования.

Таким образом, система методического обеспечения образовательного процесса, должна охватывать всё содержание учебного материала, предусмотренного программой и образовательными стандартами.

Основными целями формирования комплекса методического обеспечения образовательного процесса являются:

  1. Цель для педагога: отражение реального положения обеспеченности необходимыми средствами обучения, анализ уровня раскрытия учебной дисциплины в рабочих программах и введение их в практическую образовательную деятельность.
  2. Цель для учащегося: качественное получение теоретических знаний и практических навыков в рамках изучаемой учебной дисциплины.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные средства обучения, включаемые в методическое обеспечение образовательного процесса

К основным средствам обучения, которые обязательно должны быть включены с комплекс методического обучения образовательного процесса, относятся:

  1. Учебно-методическая литература, представленная: учебниками, учебными пособиями, конспектами, справочниками, альбомами, методическими пособиями и т.д. Учебно-методическая литература может быть представлена как печатными изданиями, так и в виде электронных носителей.
  2. Учебно-наглядные пособия, которые представлены в виде плакатов, схем, рисунков, фотографий, чертежей, графиков, таблиц и диаграмм. Могут быть в печатном виде, а также средствами мультимедиа.
  3. Натуральные средства, которые представлены макетами или непосредственно реальными приборами, механизмами, инструментами, моделями и образцами. Кроме того, к данным источникам учебной информации относятся разнообразные карточки с заданиями, дидактические задания для проведения лабораторных, практических, курсовых и самостоятельных работ, а также для решения ситуационных задач.
  4. Технические средства обучения, представленные аудиовизуальными средствами (магнитофоны, проигрыватель, телевизоры, Интернет и т.п.) и техническими средствами программирования.

Содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Формирование учебно-методического обеспечения образовательного процесса требует от педагога профессионального и ответственного подхода. Он должен включать в себя все обязательные пункты по каждому разделу методического обеспечения.

Организация работы по разработке методического обеспечения осуществляется на основании учебного плана по учебной дисциплине (курсу, предмету, модулю). В разработке принимает участие не только педагог, но и методические работники образовательного учреждения и специально созданная цикловая комиссия.

Основную ответственность за создание и внедрение методического обеспечения в образовательный процесс, а также за его содержание несет преподаватель-разработчик.

Все материалы, которые педагог предполагает включить в методическое обеспечение образовательного процесса, предварительно проходят обсуждение на заседании цикловой (предметной) комиссии. Контрольно-оценочные и рабочие программы предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебной и методической работе. Комплекты контрольно-оценочных средств и программ промежуточной аттестации предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Учебные материалы, входящие в содержание методического обеспечения образовательного процесса, представлены:

Для того, чтобы содержание методического обеспечения образовательного процесса было содержательным и эффективным при применении на практике, необходимо соблюдать ряд правил:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации, это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства. Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и определенно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.

развитие открытой культурно-образовательной среды в школе, направленной на обеспечение высокого уровня образовательного процесса.

1. Создание условий для реализации права каждого учащегося на получение доступного, адаптивного образования через повышение мотивации обучения, развитие его способностей и возможностей.

2.Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогических работников через систему самообразования с целью раскрытия личностного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

3. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по требованиям ФГОС.

4.Создание условий для раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, формирования у них исследовательских, проектировочных и экспериментальных умений.

5. Реализация индивидуальных образовательных возможностей, обеспечение поддержки учащихся, имеющих трудности в обучении.

6.Повышение качества социального и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;

7.Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленной на разностороннее развитие личности участников образовательного процесса.

8.Активизация работы по формированию основополагающих качеств личности, правового, толерантного сознания учащихся на основе государственной идеологии через укрепление школьных традиций и внедрение новых форм организации воспитательной работы.

9. Совершенствование работы по вовлечению родительской общественности в творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение авторитета семьи и школы.

10.Активизация работы по развитию здоровьесберегающей среды посредством создания безопасных условий пребывания учащихся в школе, формирования у них навыков здорового образа жизни, социального иммунитета.

Поставленные задачи выполнены практически в полном объеме, чему способствовали - спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса; анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности обученности учащихся; выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности

При планировании методической работы школы на 2017-2018 учебный год педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы:

1. Тематические педагогические советы.

4. Работа школьных методических объединений.

5. Работа учителей над темами самообразования.

6. Взаимопосещение и анализ уроков.

7. Предметные недели.

8. Мастер – классы.

9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

11. Аттестация педагогических работников.

12. Работа с молодыми специалистами.

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями.

Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.

Педагогические советы в 2017-2018 учебном году:

- Профилактика и предупреждение асоциального поведения.

- Формирование навыка смыслового чтения – необходимое условия развития метапредметных компетенций.

- Личностные достижения учащихся как показатель качества образования.

Проводились педсоветы с использованием следующих технологий: работа творческой группы учителей по подготовке к педсовету; работа творческих групп учителей в рамках педсовета для решения поставленных задач и обоснования сделанных выводов; анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива; анкетирование учителей и учащихся; диагностирование деятельности учителей; деловая игра, диалоговое общение, максимально применялись использовать компьютерные технологии. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся.

Органам внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет. В него входят: заместитель директора по УВР – председатель МС, четыре руководителя ШМО, творчески работающие учителя. Содержания деятельности методического совета было определено общей методической темой школы.

В 2017-2018 учебном году было проведено 8 заседаний МС. В течение года методический совет осуществлял координацию деятельности методических объединений и определял стратегические задачи развития школы.

Целью работы методических объединений является совершенствование профессиональных качеств личности каждого учителя, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучением и использованием на практике современных методов воспитания.

В школе в 2017-2018 учебном году продолжили работу 4 методических объединения. Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.

Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой, целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В ШМО каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях ШМО, МС. Все вопросы, рассмотренные на заседаниях ШМО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствованию качества преподавания. Тематика обсуждаемых проблем соответствовала единой проблеме школы, а также утвержденным темам ШМО.

Повышению педагогического мастерства способствовали методические недели, которые стали уже традиционными в работе учителей нашей школы, их в 2017-2018 учебном году было проведено три методические недели:

- Толерантность - залог успешности социализации личности.

- Смысловое чтение как фактор повышения качества образования.

- Путь к успеху через творчество учителя и ученика.

Уроки, классные часы, проведенные на методических неделях, посетили более 58% педагогов школы. Следует отметить, что в течение методических недель педагогический коллектив имеет возможность побывать на различных по содержанию, теме, структуре уроках.

В рамках методических недель были проведены теоретические семинары по темам:

- Методики профилактической работы.

- Системный подход в развитии стратегии смыслового чтения.

- Формирование учебной мотивации школьников.

- Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу проведения государственной итоговой аттестации учащихся.

Уже традиционными стали мастер- классы педагогов школы для наших педагогов. Так в 2017 -2018 учебном году были проведены мастер- классы по следующим темам:

Более 86% педагогов школы посетили заседания теоретических семинаров и отмечают их высокий уровень проведения и возможность использования знаний, полученных на семинарах, в своей работе.

С целью реализации задач, стоящих перед школой, а также для подготовки плановых методических семинаров и педсоветов в 2017-2018 учебном году была организована работа творческих и проблемных групп, количество педагогов, которые входят в эти группы остается прежним, все педагоги школы входят в состав творческих и проблемных групп.

Проблема профессионального роста молодых специалистов по-прежнему остается актуальной. Нужно отметить, что приходящие в школу молодые учителя испытывают значительные затруднения в составлении рабочей программы по предмету, организации познавательной деятельности учащихся на уроке, в школе работают 2 молодых педагога. Руководит Школой молодого специалиста заместитель директора Недашковская Н.В.

Характерной чертой истекшего учебного года в жизни и работе школы являлась стабильность.

Кадровый состав педагогического коллектива обладает высоким профессиональным уровнем: из 40 педагогов 39 имеют высшее образование (97%), (включены члены администрации).

95% педагогов имеют квалификационные категории: 23 учителя (58%) высшую категорию; 14 учителей (35%), первую квалификационную категорию. 3 учителя не имеют квалификационных категорий (Цудновец В.Н., Ермачкова В.Н., Цукорова Н.Г.). За 2017-2018 учебный год 11 педагогических работников школы прошли аттестацию: 5 человек получили высшую категорию и 6 человек – первую квалификационную категорию.

Средний возраст учителя составляет 53 года. По стажу работы: до 10 лет -4 учителя, 10 -20 лет – 5 учителей, 20-25 лет – 4 учителя, 25-30 лет -7 учителей, более 30 лет -19 учителей.

В административном составе изменений не произошло. Все члены администрации имеют высшее образование. 2 заместителя директора имеет административный стаж до 20 лет, один более 20 лет. Директор школы имеет стаж 13 лет. Все заместители директора аттестованы на соответствие занимаемой должности. Директор школы Оловянникова Тамара Александровна имеет звание кандидата педагогических наук. Все члены администрации имеют награды.

Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность привел к тому, что на базе школы были проведены:

Проведен международный методический семинар для референдаторов ВУЗа постдипломной подготовки педагогических кадров г. Хаген (Германия). (Присутствало 13 человек).

Таким образом, школа в 2017 - 2018 учебном году школа 5 раза открывала свои двери гостям из других школ, щедро делясь опытом своей работы.

Педагоги школы приняли участие в городских, областных и международных научно-практических конференциях и фестивалях (очно и заочно):

Городские мероприятия:

- Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, посвященных 100-летию Великой российской революции и завершению Первой мировой войны (Лаврушкина Е.А.).

- Смотр- конкурс на лучшую организацию работы по гражданско- патриотическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях города Смоленска (Демочкина Л.В.).

- Фестиваль лучших воспитательных практик в образовательных учреждениях города Смоленска (Демочкина Л.В., Романова И.Е.)

Областные мероприятия:

- Региональный конкурс на лучшую методическую разработку по курсу внеурочной деятельности (Шинкоренко О.А., Исаева И.В.,Подмарькова Л.А., Ермачкова В.Н., Дятлова С.А.).

- Региональный конкурс методических разработок педагогических работников Смоленской области, реализующих ФГОС (Сечкова Л.Н., Буряк Н.Н.).

Всероссийские мероприятия:

- Педагогические инновации. Всероссийский конкурс (1 участник).

Международные мероприятия:

- 12 международная научно –практическая конференция, посвященная памяти члена –корреспондента АПН СССР, заслуженного деятеля науки России Александра Ерофеевича Кондратенкова (2 участника).

- Международный семинар для референдаторов постдипломной подготовки педагогических кадров г. Хаген (Германия). (5 участников).

- Всероссийский конкурс педагогов, учителей, воспитателей с международным участием. Академия интеллектуального развития (1 участник).

- Открытый международный конкурс педагогических идей «Педагог –новатор 2017 (1 участник).

Печатные работы педагогических работников школы:

Публикация на инфоуроке. Методическая разработка.

В 2017-2018 учебном году в школе было проведено 6 предметных недель (неделя математики, физики, информатики; неделя иностранных языков; неделя истории; неделя русского языка и литературы; неделя начальной школы; неделя химии, географии, биологии, экологии) в рамках которых было дано 66 мероприятий разной направленности (уроки, праздники, конкурсы и викторины, сказки, театральные постановки, лекции). Предметные недели позволяют как учащимся, там и учителям дополнительно раскрывать свой творческий потенциал, самореализовывать себя. Предметные недели были проведены по плану, разработанному заместителем директора совместно с руководителями ШМО. В них приняли участие 100% учащихся 1, 2 и 3 уровней обучения, что позволило расширить банк данных по одаренным детям. В этом учебном году наиболее интересными были недели химии, географии, биологии, экономики; математики, физики; иностранных языков. Мероприятия, проводимые в рамках предметных недель, были подготовлены и проведены на высоком методическом уровне, учащиеся приняли активное участие во всех конкурсах и смотрах знаний. Было спланировано взаимопосещение уроков всех учителей для обмена опытом, что, безусловно, послужило повышению квалификации педагогов школы. Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создает праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умение применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, значительно увеличивая мотивацию к изучению предметов.

Уже не первый год в школе осуществляется работа по отслеживанию результативности профессиональной деятельности учителей и классных руководителей по папкам – портфолио. Каждый учитель ведет документацию, которую заполняет по итогам четверти и года. Подобный итог работы помогает учителю не только анализировать, но и корректировать свою педагогическую деятельность, готовить материал к аттестации.

Одним из направлений методического совета, ШМО и администрации является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки. Индивидуализация в системе повышения квалификации, планирование курсов на диагностической основе, отбор содержания и форм обучения с учетом личностных запросов педагогов, приводит к положительным результатам. Процедура планирования повышения квалификации педагогических кадров предполагает: диагностику профессиональной компетентности и мастерства педагога; определения вместе с учителем форм повышения квалификации (краткосрочные, авторские, целевые, проблемные, комплексно-целевые курсы, дистанционные, серия вебинаров).

В 2017-2018 в учебном году педагогами школы было подано 23 заявки (на комплексные курсы, семинары, краткосрочные курсы). Курсовую подготовку прошли все педагогические работники. 4 педагогов прошли курсовую подготовку дистанционно.

Несмотря на то, что средний возраст учителя школы составляет 53 года, коллектив работает профессионально, с интересом. Своим профессиональным мастерством педагоги школы ежегодно делятся со студентами Смоленской Государственной Академии физической культуры, СмолГУ, референдатарами поствузовской подготовки из Германии.

По итогам методической работы за 2017-2018 учебный год

можно сделать выводы:

1. Методическая работа школы проводилась по плану и соответствовала основным требованиям, предъявляемым к такого рода деятельности.

2. Охват методической работой педагогического коллектива 100%, о чем говорит возросший методический уровень проведенных открытых уроков и практических семинаров, мастер –классов, проводимых на базе школы.

3. Благодаря применению новых технологий проведения педсоветов, осуществляется совершенствование системы профессионального сотрудничества.

4. Заинтересованность педагогов школы в позитивном изменении качества учебного процесса способствовала продолжению роста профессионального мастерства учителей.

Наряду с положительными результатами в методической работе педагогического коллектива выявлены проблемы и недостатки:

1. Низкая организация взаимопосещения уроков учителями-предметниками.

2. На низком уровне остается психолого – педагогическое сопровождение методических мероприятий.

3. Результативность участия учащихся в конкурсах на уровне города и области остается достаточно на низком уровне. Снизилось количество участников конкурсов на этих уровнях.

4.Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в профессиональных конкурсах.

5. Педагоги школы слабо мотивированы на обобщение опыта работы на муниципальном и региональном уровнях.

6. Остается недостаточно высоким организационно - методический уровень предметных недель.

7. Равнодушное отношение ряда педагогов к росту своей профессиональной компетентности.

1. Содействие развитию инновационной деятельности и распространению инновационного педагогического опыта на всех уровнях.

2. Проведение мероприятий, направленных на всестороннее развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Развитие и совершенствование системы работы и поддержки одаренных учащихся.

3. Усилить практическую направленность работы МО. Тщательно планировать работу каждого методического объединения. В ШМО строить свою деятельность на основе данных мониторинга результативности образовательного процесса в школе.

4. В течение учебного года систематически отслеживать деятельность учителей-предметников по совершенствованию методической наполняемости учебных кабинетов.

Читайте также: