Как связаны между собой процессы познания и обучения в чем их сходство и различие кратко

Обновлено: 03.07.2024

Одним из распространённых методов обучения является метод беседы. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· С какой целью применяется метод беседы на уроках, занятиях в детском саду или в коррекционной работе с ребёнком?

· Каковы виды беседы по их назначению?

· В чём заключается сходство и различие всех этих видов беседы?

Беседа- это один из методов обучения. Учитель с помощью продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учеников, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Выделяют следующие виды беседы:

— вводные или вступительные (организующие);

Вводная беседа проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается психологическая настройка учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала. Беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

Закрепляющие беседы применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний (первичное закрепление на этом же уроке).

Контрольно-коррекционные беседы могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоенности знаний, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации

В ходе беседы дети учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

Цель: Познакомить детей с рядом профессий, рассказать, чем занимаются люди, этих профессий, какие инструменты помогают им в работе, где приобретают профессии.

Задачи: 1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

2) расширять знания и представления о профессиях;

3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия?

Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. (Ответы детей.)

Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер. Профессий очень много! О некоторых, самых распространённых, мы поговорим с вами.

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа? Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему? (Ответы детей.)

Давайте поговорим о том, как возникли профессии. Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами.

Как вы думаете, какими?

Мужчины изготавливали орудия для охоты - луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь - оленя, буйвола или кабана.

А чем занимались женщины? (Ответы детей.) Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла. Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди распределяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда! С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.

В Средние века в городах возникли цеха - объединения людей одной профессии. Например - цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр - то есть очень хорошее изделие. Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?

Некоторые дети очень рано чувствуют свое призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вышивать, вязать. Мальчики - мастерить планеры, строить модели кораблей. Многие дети свободно и естественно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Другие прекрасно рисуют.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!

1. Перечислите профессии, известные вам?.

2. Кем работают ваши родители?

3. Хотели бы вы пойти по их стопам, когда станете взрослыми?

4. О какой профессии вы мечтаете? Почему?

5. Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?

6. Есть ли у вас любимое занятие? Расскажите о нем.

Познакомьтесь с данной ситуацией:

Дайте ответы на следующие вопросы:

· Согласны ли Вы с высказываниями учителя на уроке? Почему?

С высказыванием учителя не согласна, так как повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании этого ученика известно всем. Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Ребенок должен почувствовать поддержку, а уверенность придет позже.

· Могут ли такие высказывания педагога отразиться на его отношениях с этим учеником, с другими учащимися класса? Каким образом? Аргументируйте свой ответ.

В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком.

· Как бы Вы поступили в данной ситуации? Дайте обоснование своей позиции.

В данной ситуации я прочитала первое слово в спокойном тоне, чтоб ребенок почувствовал поддержку. По завершению прочитанного текста, подбодрила ученика. Чтоб ребенок не чувствовал себя не полноценным, не замыкался в себе. Почувствовал поддержку и уверенность.

· Можно ли для этого ученика создать ситуацию успеха на уроке? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?

Ситуацию успеха для данного ученика создать можно. Похвала. Внушить ребенку веру в себя, быть с ним на равных - в этом и есть залог успешного.

Авансирование. Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о проверке его знаний. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать школьник (разгадать загадку и графически нарисовать ответ). Для тех, кто сомневается в себе такая подготовка создаёт психологическую установку на успех.

Эврика. Суть этого педагогического приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя задание неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя поставить перед учеником новые, более серьёзные задачи, вдохновлять на их решение.

Научное познание – это один из видов познавательной деятельности человека, которая направлена на получение им объективных, обоснованных, организованных и систематизированных знаний об окружающем мире.

Научное познание имеет ряд особенностей:

  1. Наличие только объективных знаний о человеке, природе и современном обществе.
  2. Системность, непротиворечивость и доказательность представляемых знаний.
  3. Возможность проверки знаний.
  4. Постоянное развитие и совершенствование понятийного аппарата (терминологии).
  5. Использование специальных способов и методов поиска знаний об изучаемом предмете или явлении.
  6. Обобщение полученных знаний на достаточно высоком уровне.
  7. Универсальность получаемых знаний и возможность их последующего применения в разнообразных научных отраслях и сферах деятельности.

Принципы научного познания – это исходные положения и правила, на основании которых осуществляется научная деятельность.

Основными принципами научного познания являются:

  1. Принцип причинности – направлен на установку причинно-следственных связей между процессами, событиями и явлениями, которые изучаются.
  2. Принцип истинности – все полученные об объекте знания должны полностью соответствовать его содержанию.
  3. Принцип относительности – любое научное знание является относительным, так как оно ограничивается возможностями науки в конкретный временной период развития общества, науки, техники и разума человека.

Научное познание имеет следующие уровни:

  • Эмпирический – направлен на установление очевидных и видимых фактов, в результате описания явлений и предметов. К эмпирическим методам относятся показания определенных научных приборов и чувственное познание.
  • Теоретический – направлен на установление фундаментальных знаний, скрытых за внешними признаками предметов, явлений и процессов. Основной метод – рациональное познание.

Готовые работы на аналогичную тему

Уровни научного познания имеют свои конкретные методы (пути познания), направленные на изучение предметов и явлений.

Таким образом, научное познание – это достаточно сложный процесс, который включает в себя разнообразные методы и формы изучения, направленные на получение конкретных и объективных знаний о предметах и явлениях.

Характеристика учебной деятельности

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на получение и усвоение ими умений и навыков в различных сферах общественного познания.

Основными методами и средствами усвоения знаний являются – диалоги, дискуссии, беседы, лекции и т.п.

Ведущими сферами общественного сознания, в рамках которых происходит усвоение знаний – это искусство, право, религия, нравственность и т.д.

Учебная деятельность имеет ряд характеристик, присущих только ей:

  1. Основная функция учебной деятельности – развитие учащихся и сфер их деятельности, посредством организованной и целенаправленной учебной деятельности. В процессе учебной деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и овладевают умениями и навыками применения ее в практической деятельности и повседневной жизни, что гарантирует их личностное развитие.
  2. Основным содержанием учебной деятельности являются общие учебные действия, направленные на решение учебных задач и получение новых знаний и умений. В процессе обучения деятельность учащихся должна быть направлена на овладение данными действиями.
  3. Особенность учебной деятельности состоит в самостоятельном и сознательном ориентире учащихся на выполнение конкретных учебных действий. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у учащихся потребность в сознательном овладении новыми понятиями и способами действий. Для этого ему необходимо показать учащемуся их значимость не только в учебной деятельности, но в повседневной жизни. Довольно часто для решения указной задачи педагоги стараются не давать ученикам знания в готовом виде, а организуют учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и усвоение новых знаний, посредством методов исследования, проектов, поиска и т.д.
  4. Формирование учебной деятельности основано на принципе продуктивного и содержательного обобщения. В данном случае подразумевается, что изучению крупной темы или раздела должно предшествовать ознакомление учащихся с общими понятиями и фактами.
  5. Одной из основных особенностей учебной деятельности является то, что она носит научно-теоретический характер, направленный на формирование у учащихся мышления.
  6. Учебная деятельность универсальна, она является основой для овладения рядом иных видов деятельности.

Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности

Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности:

Научное познание – индивидуальный процесс, протекающий между тем, кто познает и объектом познания. Не допускается наличие каких-либо посредников.

Учебная деятельность – это совместная деятельность дух субъектов обучения педагога и учащегося. То есть в данном случае, между объектом изучения и субъектом познания имеется посредник в лице педагога, который не только организует процесс, но и руководит им.

Учебная деятельность – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс, который предусматривает получение конкретного образовательного результата.

Научное познание – это стихийный процесс, возникающий иногда внезапно в рамках конкретной ситуации, в которой оказывается субъект.

Учебная деятельность – заранее запланированный процесс, который реализуется в соответствии с планом. Заранее планируется цель, задачи, содержание, методы, формы, средства и результаты обучения.

Научное познание – осуществляется всегда и везде, так как человек постоянно изучает и познает окружающий мир, вне зависимости от места его нахождения.

Учебная деятельность – регламентирована по времени, осуществляется в соответствии с планом и расписанием, в специально оборудованном помещении.

Образовательная функция. Воспитательная функция. Развивающая функция. Противоречия процесса обучения.

3. Виды обучения и их характеристика

Метод сократической беседы. Догматическое обучение. Объяснительно-иллюстративное обучение. Самостоятельное добывание знаний. Программированное обучение. Развивающее обучение. Проблемное обучение. Компьютерное обучение. Дистанционное обучение.

Обучение как способ организации педагогического процесса

Главными составляющими пед.процесса выступают обучение и воспитание. Их единство и взаимосвязь составляют одну из сущностных характеристик пед.процесса. вместе с тем и обучение, и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых имеет свою специфику, изучаемую определенной отраслью педагогической науки.

Отрасль педагогики, разрабатывающую теорию обучения, называют дидактикой (от греч. didactikos – поучающий, didasko – изучающий).

Дидактика – это отрасль научных знаний, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагогики.

Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспитания детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют.

На современном этапе и теоретики и практики задумываются и над рядом других вопросов: когда, кого, для чего, сколько и где учить.

Таким образом, как педагогическая отрасль дидактика занимается разработкой следующих проблем:

1. Для чего учить (цели)

2. Кого учить (субъекты)

3. Какие стратегии наиболее эффективны (принципы)

4. Чему учить (содержание)

5. Как учить (методы обучения)

6. Как организовать обучение (формы организации)

7. Какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы и т.п.)

8. Что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)

9. Как проконтролировать и оценить результаты обучения.

Различают общую и частную дидактику. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания соответствующего учебного предмета.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Соотношение познания и учения

Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процесс с продуманной методикой и технологией
Процесс познания сложен и противоречив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями личности
Многое познается непосредственно Многие знания приобретаются опосредованно
Практика — источник и критерий истины Практика — способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обучаемого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельности Организация знаний обучаемого соответствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таковдиалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)

Цель — формировать си­стему знаний и обеспе­чить развитие личности обучаемого.

Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процессе с продуманной методикой и техноло­гией
Процесс познания сложен и противо­речив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями Личности
Многое познается непосредственно Многие знания приобретаются опо­средованно
Практика — источник и критерий истины Практика — способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются са­мопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обуча­емого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельнос­ти Организация знаний обучаемого соот­ветствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов)

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое дидактика и что является предметом ее исследования?

2. Как дидактика связана с другими науками?

3. Перечислите основные понятия дидактики.

Домашнее задание

Обязательное:

- Создать глоссарий по основным понятиям темы

- Сравнить освещение рассматриваемой темы в различных учебниках по педагогике

Написать реферат « Развитие теории образования и обучения в соответствии с изменяющимися общественными потребностями. Задачи дидактики в период реализации ФГОС

Индивидуальное:

Основные концепции обучения в дидактике

Традиционная Доминирующую роль иг­рает преподавание, дея­тельность учителя (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.)

Цель — передача и ус­воение готовых знаний, выработка умений и на­выков их применения

ПедоцентристскаяДоминирующая роль от­водится учению, деятель­ности учеников(Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.)

Цель — развитие лично­сти воспитанника и рас­крытие всех потенциаль­ных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого

Современные дидактические системыВ центре обучения — взаимодействие препо­давания и учения, дея­тельность как учителя, так и ученика(Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонашвили и др.)

Цель — формировать си­стему знаний и обеспе­чить развитие личности обучаемого.

Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процессе с продуманной методикой и техноло­гией
Процесс познания сложен и противо­речив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями Личности
Многое познается непосредственно Многие знания приобретаются опо­средованно
Практика — источник и критерий истины Практика — способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются са­мопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обуча­емого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельнос­ти Организация знаний обучаемого соот­ветствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов)




Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое дидактика и что является предметом ее исследования?

2. Как дидактика связана с другими науками?

3. Перечислите основные понятия дидактики.

Домашнее задание

Обязательное:

- Создать глоссарий по основным понятиям темы

- Сравнить освещение рассматриваемой темы в различных учебниках по педагогике

Написать реферат « Развитие теории образования и обучения в соответствии с изменяющимися общественными потребностями. Задачи дидактики в период реализации ФГОС

Читайте также: