Какие части речи не изучаются в начальной школе и почему

Обновлено: 07.07.2024

Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова)3.

Работа, следовательно, и должна быть направлена на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей.

В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего' ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.

Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:

1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),

2) на какие вопросы отвечает,

3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,

4) каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,

5) какие имеет окончания; как чаще всего образуется.

По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.

На следующей таблице представлен объем знаний учащихся начальных классов о частях речи (в сопоставлении):

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
1. Обозначает предмет 1. Обозначает признак предмета 1. Обозначает действие предмета
2. Отвечает на вопрос кто? что? 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 2. Отвечает на вопросы что делать? что делает? и др.
3. Бывает мужского, женского или среднего рода 3. Изменяется по родам в единственном числе 3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам
4. Изменяется по числам 4. Изменяется по числам 4. Изменяется по числам
5. Изменяется по падежам (склоняется) 5. Изменяется по падежам (склоняется) 5. Изменяется по лицам (спрягается)
6. В предложении чаще всего бывает подлежащим или второстепенным членом 6. В предложении относится к существительному и чаще всего бывает второстепенным членом 6. В предложении чаще всего бывает сказуемым

Умение распознавать части речи формируется у учащихся с опорой на владение совокупностью признаков. Например, чтобы узнать, какими частями речи являются слова дружба, дружный, дружил, ученик II класса рассуждает так: что? — дружба, слово обозначает предмет, женского рода, это существительное; слово дружный отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета изменяется по родам: дружный, дружная, дружное, в предложении употребляется с существительным: дружный класс, дружная семья, дружное звено; это прилагательное; что делал? — дружил, слово обозначает действие предмета, изменяется по временам: дружит — настоящее время, будем дружить — будущее; это глагол.




Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. При этом необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.

Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.

Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова)3.

Работа, следовательно, и должна быть направлена на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей.

В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего' ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.

Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:

1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),

2) на какие вопросы отвечает,

3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,

4) каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,

5) какие имеет окончания; как чаще всего образуется.

По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.

На следующей таблице представлен объем знаний учащихся начальных классов о частях речи (в сопоставлении):

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
1. Обозначает предмет 1. Обозначает признак предмета 1. Обозначает действие предмета
2. Отвечает на вопрос кто? что? 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 2. Отвечает на вопросы что делать? что делает? и др.
3. Бывает мужского, женского или среднего рода 3. Изменяется по родам в единственном числе 3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам
4. Изменяется по числам 4. Изменяется по числам 4. Изменяется по числам
5. Изменяется по падежам (склоняется) 5. Изменяется по падежам (склоняется) 5. Изменяется по лицам (спрягается)
6. В предложении чаще всего бывает подлежащим или второстепенным членом 6. В предложении относится к существительному и чаще всего бывает второстепенным членом 6. В предложении чаще всего бывает сказуемым

Умение распознавать части речи формируется у учащихся с опорой на владение совокупностью признаков. Например, чтобы узнать, какими частями речи являются слова дружба, дружный, дружил, ученик II класса рассуждает так: что? — дружба, слово обозначает предмет, женского рода, это существительное; слово дружный отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета изменяется по родам: дружный, дружная, дружное, в предложении употребляется с существительным: дружный класс, дружная семья, дружное звено; это прилагательное; что делал? — дружил, слово обозначает действие предмета, изменяется по временам: дружит — настоящее время, будем дружить — будущее; это глагол.

Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. При этом необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.

Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Изучение частей речи в начальных классах

Что же является причиной трудностей усвоения детьми частей речи?

Одна из них - многофункциональность слов, которая является одной из существенных трудностей и русского языка и ставит его в разряд сложнейших мировых языков. Так, слова могут быть одинаковыми по звуко-буквенному составу, но разными по грамматической принадлежности: на – приставка и предлог, печь – имя существительное и глагол ;

- слова могут иметь хорошо заметные общие смысловые и внешние признаки, как, например, слова лошадь – лошадка , и различаться одним-двумя малозаметными для ребёнка формальными признаками, в данном примере составом слова и склонением.

- Грамматическое значение может быть близким лексическому ( тетрадь – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно, оно имя существительное), здесь всё чётко и понятно детям, но может и вступать с ним в противоречие ( темнота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселиласьстала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное- говорят дети.

Смысловое значение включает в себя собственный смысл слова и общий смысл, заключённый в корне. Так, сахарница – предмет посуды, в котором находится сахар . Собственное и корневое значения в данном случае близки и хорошо понимаются ребёнком. Но иногда они ребёнка, не обладающего достаточным лексическим опытом, выступают в некотором несоответствии, как, например, слова родина и родители . Дети могут не увидеть общности этих слов по корню, потому что родина – это страна или местность, где человек родился (иногда прямой смысл слова совсем не понятен для ребёнка), а родители – это мама и папа, два самых близких человека. Разница в лексическом значении этих слов мешает ребёнку увидеть их семантическое родство.

Слово имеет грамматическое значение, т.е. является носителем определённых грамматических категорий: класса (часть речи), числа, рода и т. д. Грамматическое значение может быть близким лексическому ( книга – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно оно имя существительное), но может и вступать с ним в противоречие ( краснота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселиласьстала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное.

Слово имеет синтаксическое значение, т. е. выступает в качестве одного из членов предложения. Ученики очень часто смешивают его с грамматическим значением, потому что в основе действий по их определению лежат похожие вопросы: ветер – какой? – тёплый, это прилагательное (вместо "определение"). Реже происходит смешение со смысловым значением. Например, в предложении Дед смастерил из досок скамейку к слову (из) досок ученик ставит вопрос какую? , представляя себе деревянную скамейку и поэтому включая слова из досок не в словосочетание смастерил (из чего?) из досок, а в словосочетание скамейку (какую?) из досок . Таким образом слова из досок становятся не дополнением, а несогласованным определением, что в данном предложении неверно.

Процесс изучения частей речи включает в себя наблюдение и осмысление каждого признака, входящего в соответствующее понятие и отражённого в его определении. Задача учителя – распределить усвоение всех признаков во времени таким образом, чтобы к моменту изучения той или иной части речи по программе ученики были знакомы с ней на практическом уровне, понимали присущие ей признаки и умели ими оперировать.

Изучение каждой части речи проходит два этапа – подготовительный и основной. В течение подготовительного периода учитель знакомит учеников с сущностной стороной понятия (обобщённым значением слов, входящих в данный класс) и соотносит это значение с грамматическим вопросом. Дети учатся различать слова по двум указанным параметрам (что называет и на какой вопрос отвечает). Одновременно начинается освоение категории числа, поскольку она обладает наиболее яркой чувственной основой "один – несколько", и первые наблюдения смысловой связи слов рассматриваемого класса с другими словами в предложении. При этом ученики пользуются не формальными терминами, а их смысловыми заменителями: "слова, называющие предмет (действие, признак предмета)". В работу включаются слова, имеющие явно выраженные признаки класса: названия вещей ( стол, окнго, ручка ), движений ( прыгать, рисовать ) и привычных для детей признаков ( добрый, грустный, жёлтый ).

Затем знакомлю детей с графическим изображением слова, приставляя полоску к каждому предмету и рисунку. Учащиеся читают слова (называют картинку) с опорой на рисунок и без него. Так постепенно происходит абстрагирование и подготовка к чтению слов по его буквенному изображению. Происходит усвоение терминов: "слово отвечает на вопрос", "поставить вопрос к слову", упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам. В подготовительный период необходимо осуществить практическое знакомство с понятием "начальная форма слова" и с опорой на соответствующий вопрос упражняться в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос. Для детей с ЗПР это представляет определённую трудность, поэтому эту работу провожу позже при ознакомлении с конкретной частью речи.
На чисто конкретном, практическом уровне дети знакомятся и с другими группами слов ( словами – признаками, действиями) Демонстрирую ……….

Назначение основного периода – переход с уровня понимания на уровень знания. Эта задача решается путём целенаправленного изучения грамматических категорий, присущих конкретной части речи, и её синтаксических ролей. По времени основной период совпадает с тематическим планированием, представленным в учебнике, по которому работают ученики. Первый этап изучения частей речи – это общее знакомство с ними.

План изучения частей речи по Г Мисаренко.

План изучения частей речи

1. Общий подготовительный период

Понятие "слово".
Привлечение внимания учеников к слову как единице речи.
Упражнения в определении количества слов в группе, словосочетании, предложении.

Грамматическое значение слова.
Практическое знакомство с терминами "слова, называющие предмет", "слова, называющие действие предмета", "слова, называющие признак предмета". Упражнения в классификации слов с опорой на их смысл.

Грамматические вопросы.
Усвоение терминов "слово отвечает на вопрос", "поставить вопрос к слову". Упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам.

Практическое знакомство с понятием "начальная форма слова"
Упражнения в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос.

2. Основной этап

Имя существительное

Слова, называющие предметы.
Выделение слов-предметов из группы различных слов.
Упражнения в постановке вопросов кто? что? кого? чего? кому? чему? и т. д.

Местоимения

Упражнения в замене слов-предметов словами он, она, оно, они . Упражнения в постановке слов в начальную форму.

Категория числа.
Наблюдение изменения слов-предметов по числу.
Упражнения в постановке слов в начальную форму.

Имена собственные.
Наблюдение слов, называющих один конкретный предмет.
Упражнения в постановке вопросов к именам собственным. Знакомство с большой буквой.

Слова-предметы, не имеющие ясно выраженного вещного значения ( радость, мысль ), в сравнении со словами-действиями. Знакомство с термином "имя существительное".
Упражнения в классификации слов на основании вопросов, которые могут быть к ним поставлены.

Глагол

Слова, называющие действие предмета.
Сравнение слов-действий и слов-предметов. Наблюдение разницы их значений и соответствующих грамматических вопросов.
Упражнения в различении слов-предметов и слов-действий.
Наблюдение изменения слов-действий по числам.>

Слова, обозначающие "скрытые" действия ( спит, думает ). Знакомство с термином "глагол".
Упражнения в классификации слов на основании поставленных к ним вопросов.

Имя прилагательное

Слова, называющие признаки предметов
Упражнения в подборе слов-признаков к предметам и в постановке к ним вопросов. Упражнения в распознавании слов-признаков и классификации слов по грамматическим классам.

Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существительными.

Знакомство с термином "имя прилагательное".
Упражнения в распространении предложений определениями.

Наблюдение расположения слов-признаков в словосочетаниях и предложениях между предлогом и словом-предметом.

Предлог

Привлечение внимания к предлогам и уточнение их понимания. Знакомство с термином "предлог".

Предлог как отдельное слово.

Наблюдение связи предлога в предложении со словами, называющими предметы.
Упражнения в синтаксическом анализе.

Наблюдение предложного управления

Следующий этап изучения частей речи – это этап, когда дети более детально начинают изучать каждую часть речи по программе 2 класса. В 3 и 4 классе знания о каждой части речи уточняются и расширяются.

Первый урок по данной теме –общее знакомство со всеми частями речи. Стараюсь сделать этот момент привлекательным и интересным, доступным для детей, так как знакомство с этими грамматическими понятиями требует от учащихся большого абстрагирования.

З класс – 2016 год

Цель изучения частей речи , морфологии в начальных классах имеет большое значение в формировании представления у младших школьников знаний о слове с точки зрения его грамматического значения.

Осознание частей речи во взаимосвязи с другими сторонами языка важно для осмысленного усвоения языка в целом. Знания по морфологии имеют развивающее значение, поскольку их усвоение сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Это оказывает положительное влияние на развитие логического мышления учащихся. Знания о частях речи и их грамматических признаках обеспечивают сознательное отношение учеников к своей речи и речи окружающих. Изучение морфологии способствует усвоению литературных норм, что важно для повышения уровня речевой культуры детей [2] . На основе усвоения знаний по морфологии происходит формирование навыка правописания окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов.

В первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы "Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают?"

Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется. Дети узнают, что слова, которые отвечают на вопросы "Кто? Что?" и называют предметы — это имена существительные; слова, которые отвечают на вопросы "Какой? Какая? Какое? Какие?" и называют признак предмета — это имена прилагательные; слова, которые отвечают на вопросы "Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что будет делать?" и называют действия предметов — это глаголы. Младшие школьники учатся различать части речи по смысловым признакам (предмет, признак предмета, действие предмета) и по вопросам. Также происходит знакомство и с некоторыми формальными (грамматическими) признаками частей речи (без введения терминов).

В третьем классе знания о частях речи расширяются ещё больше, дети знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола. Наиболее трудная категория – падеж имён существительных.

Как знакомлю с категорией падежа ?

« Сегодня на уроке - говорю детям,- мы узнаем еще один признак имени существительного – ПАДЕЖ. Что это такое? А поможет вам в этом разобраться

Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.( рисунок)

Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.

- В русском языке 6 падежей, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.

А сейчас проведём парад ПАДЕЖЕЙ (стихи о падежах).

Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки. (Слайд 7)

Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

Иван рубил дрова, Варвара топила печку.

Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.

- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение - грамматический признак имени существительного.

Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.

ВложениеРазмер
publikatsiyap.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение частей речи в начальной школе.

Далее можно проговорить слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предложить к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?—табурет; что? – рисунок; кто?—кошка; кто?—друзья… Затем мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).

Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Планируемые результаты:
  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
  • определять у имени существительного значение;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

Если хочешь строить мост

Наблюдать движенье звезд

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь

Хорошо работай в школе

Предлагаю улыбнуться друг другу

И подарите свои улыбки нашим гостям.

Все друг другу улыбнулись

И в работу окунуться.

II. Актуализация знаний

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Не кукушка и не дрозд.

Из металла крылья, хвост.

Не гнездо любимый дом,

А большой аэродром.

Вы догадались, что это?

Вы обратили внимание, какой вопрос я задала?

(Предмет, а точнее – вид транспорта).

Если слово отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.

Докажите к какой части речи относится слово самолет?

( К имени существительному)

III. Самоопределение к деятельности

О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(Об имени существительном.)

Давайте поставим цели к нашему уроку.

1. Узнать, что такое имя существительное?

2. Понять на какие вопросы отвечает имя существительное?

3. Как отличить от других частей речи?

4.Какую роль играет в речи имя существительное?

IV. Работа по теме урока

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово САМОЛЕТ.

Откройте словарики и запишите это слово. Обозначьте орфограммы.

Подберите синонимы к слову самолет. (лайнер, аэробус)

На какой вопрос отвечают эти слова?

(Эти слова отвечают на вопрос что?)

Какие это существительные?

(Это неодушевленные имена существительные)

- Кто управляет самолетом? (пилот или летчик)

- На какой вопрос отвечает слово пилот?

Какие это существительные?

(Это одушевленные имена существительные)

Клестер- лепесток ОДУШЕВЛЕННЫЕ

А сейчас поработаем с предложением

(Читает один ученик)

П а с с ажирский сам о лет пош е л на п о са д ку .

Дайте характеристику предложению

(Простое, повествовательное, невосклицательное,)

Давайте поработаем с орфограммами в этом предложении

Укажите грамматическую основу предложения.

Каким членом предложения может быть имя существительное?

А что обозначает имя существительное?

( Имя существительное обозначает предмет)

А что еще могу обозначать имена существительные?

Я буду называть слова, а вы постарайтесь эти слова назвать одним словом.

Карточка (сосна, сирень, ландыш) растения

Карточка (снег, дождь, гроза) явления природы

Карточка ( смелость, доброта, глупость) свойства, качества

Карточка (праздник, парад, день рождения ) события

Карточка ( Москва, Волга) географические названия

Давайте сделаем вывод.

Что же такое имя существительное?

А теперь давайте откроем учебник и прочитаем сведения о языке, которыми с нами поделилась Мудрая Сова

Один ученик читает правило.

Что еще можем добавить к нашей схеме?

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.

— Запишите эти слова в два столбика.

В первый запишите слова, которые отвечают на вопрос что? Какие это существительные? (неодушевленные)

А во второй - на вопрос кто? Какие это существительные?

2. Самостоятельная работа.

Перед вами лежат карточки , выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная -высокий уровень, синяя -средний уровень, зеленая -низкий уровень.

( Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам.)

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии -штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Игрушки -штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.

- На какие вопросы нам нужно было ответить?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достат.


Урок закрепление знаний об изученных частях речи

Урок закрепление знаний об изученных частях речи.


Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и.

Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:- определение изученных части речи и их грамматичес.


Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.

В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны.


Изучение частей речи по русскому языку в начальной школе

В данном материале представлены методические основы изучения частей речи в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великий русский язык для всех народов нашей страны поистине является вторым родным языком. Поэтому тяга к изучению русского языка детьми нерусской национальности огромна, знание его дает им неограниченные возможности для всестороннего развития личности.

Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. От успешности усвоения этого раздела во многом зависит достижение обозначенных выше целей. Согласно программам к концу обучения в начальной школе учащиеся должны свободно различать главные части речи.

Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска условий, при которых изучение морфологии в начальных классах будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.

Цель данной работы заключается во всестороннем анализе особенностей изучения морфологии в начальной школе, выявления проблем при изучении и их причин, поиска возможных решений этих проблем.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

Изучить соответствующие теме научную и методическую литературу;

Рассмотреть основные особенности процесса обучения морфологии в начальной школе;

Рассмотреть методические приемы обучения морфологии младших школьников;

Выявить и проанализировать объективные и субъективные трудности при изучении морфологии и обозначить пути преодоления этих трудностей;

Рассмотреть особенности работы над частями речи в начальных классах.

ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В русском и якутском языках выделяются большие классы слов- части речи. Они объективно существуют в языках. В прежних грамматиках якутского языка отсутствовали некоторые части речи, описываемые в русском языке.

В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики ( грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, внутри частей – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребление грамматических форм в контексте.

До середины 20 века в русской грамматике не было четкого различия между морфологией и словообразованием. Однако постепенно словообразование выделилось в самостоятельный раздел грамматики, обособившись от морфологии. При этом предмет морфологии несколько сузился. В современных учебниках он представлен в виде трех разделов:

Грамматические классы и разряды слов ( части речи);

Парадигма (системы форм словоизменения) с появлением раздела словообразования содержание предмета морфологии в школьных учебниках стало более четким.

В учебнике Виталия Михайловича Анисимова , в соавторстве Л.В. Сокоруковой, Л,П, Шамаевой , 2006 года выпуска, с темой части речи учащиеся знакомятся со 2 четверти (95 часов) и изучают до конца учебного года.

Особенности тесно морфология соприкасается со словообразованием. Проблема заключается в том , что не всегда можно четко определить, где лишь словоформа, а где уже новое лексическое значение слова, например, образование видовых пар глаголов ( делать – сделать, записать – записывать). Такие вопросы можно рассматривать как в области морфологии, так и словообразования.

Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слов, обеспечивающие их способность участвовать в построении слов. Различие морфологии и синтаксиса заключается в том, что объектом изучения морфологии является слово, тогда как для синтаксиса объектом изучения служит предложение, элементы предложения в виде разных сторон и выясняют разные взаимоотношения слов в общей системе языка.

Основными понятиями морфологии являются понятие формы слов (словоформы), грамматического значения, грамматические категории, морфологические парадигмы и части речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка. Младшие школьники на уроках русского языка оперируют практически всеми морфологическими понятиями, хотя и не используют соответствующую научную терминологию.

Выделяют три этапа формирования грамматических понятий:

Первый этап – эмпирический – предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных, признаков и свойств.

Второй этап – теоретический. На этом этапе происходит введение термина, вывод определения понятия.

Третий этап – дальнейшее углубление понятий, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат на основе формируемого понятия. В начальных классах далеко не все понятия в процессе их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться в последующих классах средней школы.

Обучение морфологии в начальной школе строится , учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6-7 лет не велика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.

Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.

Из специфики морфологии вытекают следующие принципы ее изучения:

Парадигматический – сопоставление слова как члена предложения и части речи. Для формирования как учебно-языковых умений выработаны специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

Полный или частичный морфологический разбор слова;

Формообразование слов, постановка слова в указанной форме;

Конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;

Нахождение части речи в предложении, в тексте;

Словообразование частей речи.

Опознание частей речи, того или иного разряда этой части речи;

Группировка слов по частям речи, их разрядам;

Составление парадигмы слова;

Разграничение омонимических слов, относящихся к разным частям речи;

Составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

Наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;

Наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;

Наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения;

Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное, имя прилагательное, глагол и местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащения словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. При этом необходимым условием является является связь обучения с жизненным опытом учащиеся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.

Формируя у учащихся умения наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.

Работа над морфологическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне.

2.ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Специфика морфологических понятий обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах.

При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, систематизировать и обобщать. Грамматическое, в частности морфологическое, понятие-результат абстрактирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам. Иначе говоря, сам первичный материал, на основе которого создано человеком грамматические понятие, достаточно абстрактен.

Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий:

Активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения и значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивной (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание.

Более эффективным, как убеждает обобщение школьного опыта и специальные исследования Л.В.Занкова, Ю.Н. Бабанского, В.П. Стрекозина и др., являются поисковые методы; в начальных классах – частично-поисковый. Ситуация поиска обуславливает заинтересованность в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения. Однако заинтересованность в изучении нового еще не означает, что учащиеся будут активны на всех этапах работы. Интерес может быстро угаснуть, если учащиеся окажутся в условиях, требующих лишь механического запоминания определения или правила, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся было стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому он не дает готового решения вопроса, а включает детей в активную учебную деятельность, предлагая последовательно выполнять ряд операций, требующих анализа языкового материала сравнения полученных фактов и первичного обобщения.

Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову.

Лингвистичекское отношение к слову формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка 9содержания) и грамматических средств его выражения).

Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Необходимо особо подчеркнуть, что для успешного формирования понятий предметов осознания у учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают на существенный и берут его в качестве ориентира при определении понятия.

Включение нового понятия в систему ранее изученных – важнейшее условие понятия, применения знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний учащихся по русскому языку, фундамент осознанного владения языком. Связи между понятиями обеспечивают мобильность применение теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и др.).

Раскрытие сущности связи определенных языковых категорий включается в сам процесс изучения новой категории, а также осуществляется после изучения в отдельности каждой из рассматриваемых категорий или одной из них.

Специфика наглядных средств, используемых при формировании морфологических понятий, обусловлена тем, что объектом изучения являются слова. Следовательно, в качестве средств наглядности, наряду с таблицами, схемами, конкретными предметами, их рисунками, выступает сам языковой материал. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое явление было представлено в них четко и выкупло, в наиболее ярком проявлении своей речевой функции и своих грамматических особенностей. Это так называемая внутренняя наглядность создает для учащихся возможность абстрагировать признаки понятия (при первоначальном знакомстве понятием), распознать изучаемое явление среди других, сходных с ним в каком-либо отношении.

Итак, основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умствення деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К служебным словам нельзя поставить вопрос.

Служебные слова не являются членами предложения. Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

студентка Ш-31 группы

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К служебным словам нельзя поставить вопрос.

Служебные слова не являются членами предложения. Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

Предло́г – служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.

Непроизводные (древнейшие предлоги) — в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, об, под, про, для.

Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:

наречные — вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;

отыме́нные — посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;

глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) — благодаря, несмотря на, спустя и другие.

Сою́з — служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения. Не склоняются и не спрягаются, и не являются членами предложения.

По строению союзы делятся на:

1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения).

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь‑в‑точь;

5)ограничительно‑выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, ‑то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё‑таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

Методика изучения служебных частей речи в начальной школе

Определение частей речи вызывает ряд трудностей у младших школьников, особенно эти трудности возникают при определении служебных слов. Дети допускают ошибки в разграничении предлогов и приставок, не понимая до конца, по каким признакам их различать, для чего нужна эта часть речи, как их правильно писать со словами.

Поэтому проблема изучения служебных частей речи в начальной школе, усвоение младшими школьниками признаков этих частей речи, их отличий от знаменательных слов является актуальной.

В первом классе изучение грамматики, грамматических понятий о частях речи носит подготовительный, пропедевтический характер.

В третьем классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; о связи между однородными членами предложения и сложном предложении с помощью союзов.

Используя данные таблицы, схемы, упражнения у выпускников начальной школы будут сформированы универсальные учебные действия.

Читайте также: