План урока по компьютерной грамотности

Обновлено: 05.07.2024

Учебно-тематический план первого года обучения …. 9 стр.

Содержание программы первого года обучения……………. 13стр.

Учебно-тематический план второго года обучения…………..14 стр.

Содержание программы второго года обучения………….……18 стр.

Учебно-тематический план третьего года обучения…………..20 стр.

Содержание программы третьего года обучения………………25 стр.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания.

В каждом предметном разделе ФГОС отражена необходимость использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся: для поиска информации в электронных архивах и ее анализа, для работы с электронными компьютерными лабораториями и презентационными средами. Таким образом, информационные технологии выступают как инструмент межпредметного объединения в учебной деятельности детей, что необходимо учитывать как в преподавании предмета, так и при выборе направлений внеурочной деятельности.

В существующих условиях реализации образовательными учреждениями ФГОС второго поколения целесообразно организовывать внеурочную деятельность, направленную на освоение дополнительных возможностей средств ИКТ.

Ребёнок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать её и использовать приобретённые знания и навыки в жизни.

Учащиеся первого уровня обучения испытывают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Пояснительная записка

Учитывая особенности ребёнка в младшем школьном возрасте, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.

Новизна программы заключается в объединении использования игровых элементов и интерактивных мультимедийных технологий, что способствует поддержанию неослабевающего интереса к учебе и использованию приобретенных знаний и навыков.

Отличительные особенности программы

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Данная программа общеинтеллектульного направления .

Цель данной программы развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.

Задачи программы :

развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;

формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;

развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников и возраста воспитанников:

тематические задания по подгруппам;

Система игр и тренингов позволяет в увлекательной для детей форме отработать первоначальные умения системного мышления. Структура учебных занятий проводится по гибкому планированию; т.е. предполагается введение дидактических пауз в зависимости от утомляемости и работоспособности детей, изменения структурных элементов занятия.

Программа характеризуется мотивацией учащегося первого уровня обучения к учебной деятельности. Особо важным является создание условий, при которых ученик имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат, у ребёнка развивается активный интерес к данному предмету.

II . Требования к уровню подготовки учащихся

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний.

В результате социального взаимодействия учащихся между собой и педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности гармоничное развитие личности ученика в целом и формирование информационной культуры в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в форме предварительного (определяется начальный уровень усвоения программы), текущего и итогового контроля. Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна учащимся первого уровня обучения; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать страха и чувства неуверенности, не формировать у ученика позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.

Для определения уровня усвоения программы применяются различные формы контроля: игры, викторины, кроссворды, самостоятельная работа по определенным заданиям, тестирование, защита проектов.

Ожидаемые результаты

Программа обеспечивает достижение выпускниками началь­ной школы определенных личностных, метапредметных и пред­метных результатов.

Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов.

Овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений – поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию) .

Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией .

Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора .

Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.) .

Основные виды учебной деятельности:

1 – чтение текста

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

5 – работа со словарём

6 – эвристическая беседа

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.


познакомить учащихся с основными устройствами и возможностями персонального компьютера.

систематизировать знания учащихся по темам “Информация”, “Техника безопасности и организация рабочего места”, “Устройства компьютера”.

развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

стимулировать познавательный интерес учащихся к занятиям в кружке.

создавать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Устройство компьютера”;

развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;

побудить интерес к изучению информатики.

познакомиться с устройством и назначением основных блоков компьютера.

Развивающие:

развивать умения выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

развивать алгоритмическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Продолжительность занятия: 1ч. 35 минут.

Средства обучения:

Технические:

Методы: словесный, наглядный, практическая работа.

Раздаточные материалы:

комплект карточек № 1

комплект карточек №2

Литература, использованная при подготовке занятия:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1–4 классы./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2007. – 304 с.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые урока информатики. 8–11 классы/В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. /С.В. Симонович, Г.А.Евсеев.– М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-пресс, 1998. – 368с.

Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2–4 классов./С.Н.Тур, Т.П. Бокучава.– СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 496 с.

Грязнова Е.В. Занимательная информатика в начальной школе//Информатика и образование. 2006. №5.

Идея мультфильма Костылева Т, школа №14

Мастер-класс "Игрушечных дел мастера". Вырвич И.А. , Нуриева Б.О.

Создание интерактивных кроссвордов в MS PPT (+VBA).

План занятия:

1.Организационный момент - 5 мин

2. Разминка (определение темы урока, отгадывание загадки)-5 мин

3. Актуализация темы. Правила ТБ. -10 мин.

4. Рассмотрение нового материала – 20 мин.

5. Физкультминутка – 5 мин.

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)-20 мин.

7. Выполнение практикума -15 мин.

8. Зарядка для глаз – 5 мин.

9. Закрепление полученных знаний. – 5 мин.

8. Подведение итогов - 5 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент 5 мин

проверка присутствующих на занятии


В ам интересно, а чем же мы с вами будем здесь заниматься? В этом нам поможет местный житель нашего компьютерного кабинета. Педагог показывает игрушку, которую сшили воспитанники для кружка.

А как его зовут, мы узнаем из следующей загадки:

Он рисует, он считает,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений,

Ну, конечно же – . (компьютер)!

Педагог: Правильно дети! Молодцы! Мы ласково будем называть его Компьюша! Согласны? Тогда давайте с ним познакомимся. (Раздается комплект карточек№1). Сейчас Компьюша раздаст вам карточки, на которых нужно написать свое имя, а затем на счет три произнесем свои имена все вместе. Итак: три-четыре…

Молодцы! Компьюше очень приятно. Положите карточки на край вашего стола, в конце занятия они вам еще пригодятся.

Сегодня он нам расскажет:

Как работает компьютер,

Из чего он состоит,

Разобраться с ним, ребята,

На занятьях предстоит.

Педагог: С этого дня мы начнем знакомство с компьютером. Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу можно выполнять с его помощью, какие для этого существуют программные средства, узнаем, каким образом информация попадает в компьютер и какие устройства помогают в этом.

Но сначала нужно познакомиться с некоторыми правилами, которые нужно знать и выполнять, чтобы компьютер стал не врагом, а другом. Эти правила называются Правилами техники безопасности в кабинете ЭВМ.

Чтоб с компьютером дружить,
Нужно правила учить:
Не шуметь и не ходить,

Только тихо говорить,

Руки чистыми держать,
Сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья
Кнопки в нем не нажимать!

Клавиш ты легко касайся,

Осторожным быть старайся:

Стукнешь пальчиком сильней -

Очень плохо будет ей!

Не надо толкаться, не надо шалить,

Из класса без спроса нельзя выходить.

Руками не трогать экран и шнуры

Это касается всей детворы!

НЕ ПЫЛИ В КАБИНЕТЕ - объяснить, почему нельзя пылить в кабинете, как и когда заходить в кабинет, когда можно начинать работать на компьютере.

НЕ ТРОГАЙ ПОВОДА И РОЗЕТКИ– пояснить, в чем опасность электрических приборов.

НЕ БЕЙ ПО КЛАВИАТУРЕ – рассказать, как нужно нажимать на клавиши устройств и какие устройства можно трогать руками (ТОЛЬКО мышь и клавиатуру!).

НЕ КЛАДИ НА КЛАВИАТУРУ ВЕЩИ– пояснить, что МОЖНО приносить в компьютерный класс, а что НЕЛЬЗЯ (еда!).

НЕ ОБЛАКАЧИВАЙСЯ НА КЛАВИАТУРУ– объяснить, почему нельзя это делать.

БЕРЕГИ ГЛАЗА– (ОЧЕНЬ ВАЖНО) – как и на каком расстоянии нужно сидеть во время работы за компьютером.

Ребята, я вас прошу очень бережно относиться к компьютерам.

4. Рассмотрение нового материала.

Педагог. Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у Компьюши. Узнаем, что такое компьютер, для чего он предназначен, из чего состоит и многое полезное и интересное. Что же такое компьютер? Скажем просто: “Компьютер – это машина”.

Правда, грузовик – тоже машина, хотя он на компьютер совсем не похож. Но машины не должны быть одинаковыми. Бывают машины механические, бывают – электрические, а бывают – электронные.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек подглядел в природе.

Не может человек создать, что невозможно увидать.

Все, что придумать он сумел, то у природы подглядел.

И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,

На самого себя смотрел.

Давайте, вместе с вами подумаем: «Для чего нужен компьютер сейчас? Что он умеет делать? Где сейчас можно встретить компьютер? (Ответы детей)

По назначению, компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. (Записи в тетради)

По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.

Компьютер – это один из видов электронных машин. Электронные машины служат для обработки сигналов.

Все вы видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение.

Компьютер тоже похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Таких дел четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации.

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Компьютер работает с пятью видами информации (текстовая, графическая, звуковая, числовая), каждый вид надо суметь применять, сохранять, обрабатывать и выдавать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

У компьютера некоторые устройства расположены снаружи. Такие устройства называются внешними. Те устройства, которые находятся у компьютера внутри, называются внутренними (запись в тетрадях).

Мы начнем изучение с внешних устройств. Они стоят на столе, и каждый может потрогать их руками.

Состав компьютера не труден,

Его запомнит и малыш.

Все вместе повторять мы будем:

Системный блок, дисплей, клавиатура, мышь.

У разных компьютеров могут быть различные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера.

Наверху машины всей

Словно смелый капитан!

А на нем горит экран.

Монитор, скажу, ребята,

Очень нам необходим,
Он покажет текст и игры,

Дисплей (монитор) во многом похож на телевизор, только у него намного лучше качество изображения. Он может выводить на экран тексты, числа, картинки и видео. Когда мы играем, то видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.

Это устройство называется – устройство вывода информации.

Ну а рядом – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут … (системным).

Педагог. Следующее устройство – “Системный блок” – это самый главный блок компьютера. На лицевой панели системного блока есть кнопки включения компьютера и щели для магнитных и лазерных дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры, учебные пособия и т.д.

ПЕДАГОГ. Отправляемся дальше.

Это вот – … (клавиатура) –

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны!

Кнопочки на ней всегда

Нажимают без труда.

Цифры, буквы, даже знаки
Знает эта задавака.

Клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатура служит для ввода букв, цифр и знаков препинания. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками – они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. С помощью клавиатуры можно ввести в компьютер текстовую информацию.

Педагог. Сделаем небольшой отдых. Вы знаете, что для здоровья полезно на уроках делать физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов и повторяйте движения за мной.

Солнышко лучистое. (щелкнуть мышкой в презентации)

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)

Педагог. А чтобы узнать следующее устройство мы отгадаем еще одну загадку:

К сыру равнодушная,

Кота не раздражает,

По коврику гуляет,

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …(мышка)

На столе она сидела.

Говорю: “Сейчас поймаю!”

А она мне отвечает:

Мышка я не полевая,

А домашняя, ручная.

По столу хожу, брожу,

Если хочешь поиграть,

Ты накрой меня ладошкой

По столу кати немножко.

Как художник на экране,

В удивительной программе

Будешь краской рисовать

И картины создавать.

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробочке –

Две или три кнопочки!

Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. У нее всего две кнопки, поэтому буквы и цифры с ее помощью вводить неудобно. Зато с ее помощью можно пользоваться как указкой для работы с информацией на экране. Мышку можно катать по столу или по специальному коврику. Мышка- устройство ввода информации.

Примечание: в ходе объяснения темы педагог на доске пишет название каждого устройства, обращает внимание учащихся на правописание терминов. Дополнительно объяснение темы сопровождается картинками в презентации, на которых изображены устройства компьютера.

А сейчас мы посмотрим мультфильм, который сделал для вас мой ученик Ильин Валера. Если вы будете заниматься в нашем кружке дальше, вы тоже научитесь создавать такие работы.

Выполнение упражнения на закрепление полученных знаний ( файл задание.ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна. Дети выполняют задания самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

А теперь я вам раздам карточки: (комплект карточек №2). В пустой клеточке нужно написать первую букву изображения над клеткой.


Педагог проверяет карточки, указывает на ошибки детей.

8. Физкультминутка. Комплекс упражнений для глаз .

Педагог: ребята, а теперь давайте дадим отдых нашим глазкам. Представьте, что мы на берегу теплого моря (щелкнуть мышкой в презентации). Давайте расслабимся и выполним упражнения для укрепления зрения.

б) быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз.

в) делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4—6 раз. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

9. Этап обобщения темы урока. Систематизация знаний и закрепление изученного материала.

Педагог: Итак, вы многое узнали. Теперь подведем итоги.

Проверка полученных знаний, выполнение задания ( файл викторина. ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

Дети выполняют упражнение на компьютере самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

Для детей, которые выполнят задания раньше всех можно предложить интерактивный кроссворд. При вводе ответа в сетку кроссворда нужно нажать кнопку Проверить. Если слово выбрано верное, то ячейки кроссворда закрасятся в зеленый цвет, если слово неправильное – ячейки очистятся. Можно проверить кроссворд целиком, также нажав кнопку Проверить. Для выхода из кроссворда необходимо нажать кнопку Esc или Выход.

Ответы на кроссворд. По вертикали: 1. Вычислитель. 2. Человек. По горизонтали: 3. Дисплей. 4. ЭВМ. 5. Счеты.

Сегодня на занятии мы познакомились с основными устройствами компьютера. Давайте, еще раз их назовем. (Ответы детей)

Мне приятно было работать с вами, надеюсь, что это взаимно.

В начале занятия Компьюша раздал вам карточки, пожалуйста, если вам понравилось сегодняшнее занятие нарисуйте веселого человечка, если не понравилось - грустного и верните карточки Компьюше. Наше занятие завершено, спасибо за работу, МОЛОДЦЫ!

А сейчас не забудьте привести рабочее место в порядок, соблюдайте осторожность при передвижении в кабинете и в коридоре. До свидания!


К омплект карточек №1

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены конспект занятия и презентация.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя школа №1 г.Приволжска





Разработала:

Локтева Елена Вадимовна

учитель начальных классов

высшей категории

Задачи урока:

проверить у учащихся логическое мышление, внимание, память, сообразительность;

повторить знания по пройденному материалу;

отработать навыки и умения работать в графическом редакторе Paint;

развивать устойчивый интерес к информатике, творческую активность, находчивость и фантазию учащихся.

как средство возбуждения интереса к изучаемому предмету традиционно в обучении применяются познавательные игры, кроссворды, различные головоломки и т.д.

Игры заставляют детей рассуждать логически, развивать речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укреплять память.

Оборудование:

работа проводится в компьютерном классе;

учителю необходим компьютер, мультимедийный проектор, колонки, принтер;

презентация (Microsoft Off ice PowerPoint 2003);

Ход занятия.

I . Организационный этап.

- Ребята мы снова с вами пришли в этот необычный кабинет – кабинет Информатики. Снова мы будем узнавать очень интересные способности этой замечательной машины. Желаю всем успеха!

II . Правила поведения в кабинете Информатики.

СЛАЙД 2-4

Работа на слайдах проводится по щелчку

- Как обычно в начале урока повторим правила поведения в этом кабинете:

Вы вошли ребята в класс,

Где компьютеры стоят.

Необычен класс для вас,

Он особый, говорят.

Ведь компьютеры – машины,

И пришли вы не играть.

Здесь вам строго соблюдать.

1.Чтоб работали исправно

Все компьютеры всегда

Нужно помнить вам о главном:

Главное здесь – чистота.

2. Нужно помнить всем вам, дети,

То, что тоже важно знать:

Дисциплину в кабинете

Нужно строго соблюдать.

3. И хотелось бы заранее

Дать наказ ещё такой,

Что нельзя без указаний

Кнопки трогать ни одной!

Не сложны советы эти

Вроде бы для всех вас, дети,

Но у самого порога

Вспомни их, им следуй строго.

И компьютер – добрый друг –

Поведёт вас в мир наук!

III . Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вот уже несколько занятий мы работаем в очень интересной программе.

- Как она называется?

(графический редактор Paint)

- Как я вам уже говорила, вы сегодня узнаете ещё много интересного об инструментах этой программы.

- На какие две группы мы их разделили?

(инструменты чертёжники и художника)

- Вот мы и узнаем, хорошо ли вы их знаете?

СЛАЙД 5.

На слайде настроены триггеры. Управляющими кнопками являются номера снежинок, на которые можно нажать по три раза для выполнения необходимого действия.

- Кто прислал вам этот кроссворд? Да ваш старый знакомый Микки-Маус – художник.

1) Этот инструмент позволяет залить краской любую замкнутую область.

2) Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет.


3)

4) Свою косичку без опаски она обмакивает в краски.

5) Этот инструмент напыляет точки выбранного цвета.

(кривая – лишний, т.к. инструмент чертёжника)

Чтобы перейти на следующий слайд, необходимо пройти по гиперссылке, которая настроена на фигурке Микки-Мауса.

СЛАЙД 6.

- А какой же инструмент может потребоваться и художнику и чертёжнику?



IV . Физкультминутка.

- Встали. Покатаемся немного на паровозике. Гимнастика для глаз.

V . Первичное усвоение новых знаний. Работа на ПК.

- У вас на экране открыта рабочая область. Сегодня мы продолжим знакомиться с инструментами чертёжника.

- На первом занятии мы познакомились с таким инструментом как линия. Мы можем изменить её толщину, цвет.

- Сегодня мы познакомимся с новым инструментом – кривая и узнаем её особенность.

Мы научимся её изгибать.

- Мы с вами работали с таким инструментом как эллипс.

- Чтобы его закрасить внутри нам требовался инструмент заливка.

- Сегодня мы научимся как изображать эту фигуру уже закрашенную.

1. Выбрать эллипс.

2. Выбрать второй прямоугольник (фигура с заливкой).

3. Определить цвет фона (это второй квадратик на палитре – нажать правой кнопкой).

4. Щелкните левой кнопкой мыши в начальной точке и не отпуская её ведите мышь вправо вниз.

5. Вот у вас получается эллипс и уже закрашенный.

- Молодцы! Очистите рабочую область.

VI . Физкультминутка.

Переход на слайд производится по щелчку.

СЛАЙД 7.

На слайде настроено движение предметов под встроенную музыку.

VII . Первичное закрепление. Выполнение работы в графическом редакторе Paint .

СЛАЙД 8.

Действия на слайде производятся по щелчку.

- Через несколько дней и по календарю наступит зима. Сколько интересных забав несёт она ребятам! Перечислите их.

- Мы с вами недавно писали рассказ, как надо лепить снеговика.

- А как вы думаете, можно ли нарисовать это на компьютере?

- Посмотрите на мой рисунок, какие инструменты вам потребуются?

По щелчку появляется новая иллюстрация.

- Приступим к выполнению работы.

Учитель показывает приёмы работы на ПК. Все действия проецируются на экран.

- Ну, вот и готова ваша работа.

VIII . Рефлексия (подведение итогов занятия).

СЛАЙД 9

- Понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

- Что нового вы узнали об инструментах чертёжника?

- Какую работу вы сегодня смогли выполнить?

- Если мы добавим надпись, то получится поздравительная открытка.

- Наше занятие подходит к концу, и я прошу вас на визитке нарисовать своё настроение, которое вы уносите с собой.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя школа №1 г. Приволжска

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр р.п. Кузоватово

Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета директор МУ ДО ДОЦ

приказ №____ от ________

Возраст учащихся: 10 – 12 лет

Срок реализации: 1 год

педагог дополнительного образования

Солаев Вадим Петрович

р.п. Кузоватово, 2018 год.

Содержание

Муниципальное учреждение дополнительного образования1

Общая характеристика курса внеурочной деятельности4

Личностные и метапредметные результаты освоения курса4

Содержание курса внеурочной деятельности5

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности8

Итого: 140 часов11

Планируемые результаты изучения курса12

Пояснительная записка

Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, подготовить компьютерную презентацию.

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий даёт принципиально новые возможности для развития образовательного уровня учащихся, обеспечит ученикам подготовку к исполнению ими ключевой роли в будущем обществе. Реализация программы позволяет подготовить уверенного пользователя компьютера, дает детям возможность познакомиться с профессиями, использующими компьютерные технологии, научиться совмещать работу на компьютере с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся в рамках школьной программы.

Научить учащихся основам работы на персональном компьютере.

Привить навыки сознательного и рационального использования компьютерных технологий в своей учебной деятельности.

Формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя.

Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Занятия проводятся в виде устного объяснения, демонстрации наглядного материала, видео материала, самостоятельных лабораторных работ, творческие индивидуальные задания, комплексные задания для самостоятельной работы (их выполнение позволит приобрести и закрепить навыки практической работы на компьютере), элементы исследовательской деятельности.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

При изучении курса обеспечивается достижение личностных и метапредметных результатов :

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

Метапредметные:

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов), навыки создания личного информационного пространства;

Содержание курса внеурочной деятельности

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий.

- Техника безопасности при работе на ПК.

- Этапы развития ПК

- Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

2). Основные сведения о персональных компьютерах и операционных системах

- Устройства, из которых состоит ПК

- Основные элементы, входящие в состав данных устройств

- Операционная система Windows

Устройства ПК: мышь, клавиатура, монитор, системный блок, принтер, сканер, модем

- Работа с клавиатурой, основные функциональные клавиши.

- Основные функции левой и правой кнопок "мыши"

- Назначение системного блока, принтера, сканера, модема. Проблемы с прерыванием работы ПК, примеры их устранения.

Работа в операционной системе Windows . Организация хранения информации. Файлы и папки

- Рабочий стол и его структура.

- Работа с меню и окнами.

- "Мой компьютер", "Проводник".

- Открытие папок и файлов.

- Переименование папок и файлов.

- Перемещение и копирование папок и файлов.

- Удаление и восстановление файлов.

Основные навыки работы с документами в текстовом редакторе MSWord 2010.

- Элементы окна документа. Режимы просмотра документа. Перемещение по документу. Выбор объекта перехода.

- Правила ввода текста. Непечатаемые знаки. Свободный ввод. Режим замены. Поиск и замена контекста. Автозамена.

- Проверка орфографии и исправление опечаток.

- Создание и первое сохранение документа. Использование шаблонов и мастеров.

- Поиск и открытие документа. Сохранение изменений. Сохранение документов под другим именем, в другой папке или в другом формате.

Настройка параметров страницы. Редактирование текста.

- Настройка параметров страницы. Выравнивание текста.

- Операции с текстовыми фрагментами: выделение, удаление, копирование, вставка, специальная вставка, изменение оформления.

- Использование буфера. Отмена, возврат и повтор команд.

Операции с текстом. Применение стандартных средств форматирования

- Форматирование текста: выбор шрифта, начертания, применение эффектов, настройка интервала и т.д.

- Оформление абзацев: выравнивание, отступы, интервалы.

- Добавление границ и заливки.- Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков.

- Использование табуляции: выравнивание в колонках, заполнение.

Профессиональноеоформлениедокумента

- Стилевое форматирование документа: создание новых стилей и их применение. Быстрое переоформление документа путем редактирования стилей.

- Вставка разрывов. Оформление текста с помощью колонок. Подготовка разделов с различным оформлением.

- Подготовка колонтитулов. Вставка даты и времени. Вставка символов. Нумерация страниц, выбор формата номеров.

Работа с таблицами и объектами

- Создание таблицы. Добавление и удаление строк и столбцов. Изменение ширины столбцов и высоты строк. Объединение ячеек.

- Оформление таблицы: форматирование текстовых фрагментов, абзацев, добавление границ и заливки. Поворот текста в ячейках. Автоформат.

- Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст.

Основные навыки работы с изображениями в графическом редакторе Paint

- Как формируется изображение на экране монитора.

- Растровые и векторные изображения.

- Инструменты графического редактора.

- Основные операции графического редактора.

Создание и редактирование изображений

- Создание рисунка на заданную тему

- Создание объёмных изображений

Работа с фрагментами изображения

- Фрагмент изображения, работа с фрагментами: удаление, копирование, перемещение, преобразование.

Создание комбинированных документов

- Внедрение объектов в текстовый документ.

- Использование панели инструментов Рисование: вставка надписей и автофигур, объектов WordArt и ClipArt .

Презентации в PowerPoint

- Основные принципы работы с программой

- Основные понятия: слайды, макеты, шаблоны, дизайн, анимация и др.

Создание презентаций с помощью PowerPoint

- Создание простейших презентаций.

- Добавление в презентацию схем, графиков и диаграмм

- Работа с мультимедийным содержанием: вставка в презентацию музыки, анимации, видео;

- Добавление и настройка спецэффектов;

Создание анимации с помощью PowerPoint

- Создание анимационного фильма с помощью PowerPoint

Конкурс презентаций.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Основноесодержание

Характеристика деятельности

Введение. Техника безопасности при работе с компьютером (2ч.)

Техника безопасности и организация рабочего места. Сведения из истории развития компьютерных технологий

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Основные сведения о персональных компьютерах и операционных системах (4ч.)

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Основные сведения о персональных компьютерах и операционных системах

выделять аппаратное и программное обеспечение ком­пьютера;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вы­вода и передачи информации;

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Работа в операционной системе Windows (8ч.)

Программы и документы.

Файлы и папки. Основные правила имено­вания файлов

Компьютерные объекты, их имена и гра­фические обозначения.

выбирать и запускать нужную программу создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы

Основные навыки работы с документами в текстовом редакторе MSWord 2010 (8ч.)

Элементы поль­зовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мы­шью. Управление компьютером с помо­щью мыши

Компьютерные меню. Главноеменю. Запускпрограмм

работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справ­кой, работать с окнами (изменять размеры и переме­щать окна, реагировать на диалоговые окна);

Правила ввода текста. Слово, предложе­ние, абзац.

Приемы редактирования (вставка, удале­ние и замена символов).

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматиро­вание) создания текстового документа и возможно­сти тестового процессора по их реализации;

Фор­матирование абзацев (выравнивание, от­ступ первой строки, междустрочный ин­тервал и др.).

Создание и форматированиесписков

оформлять текст в соответствии с заданными требо­ваниями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

создавать и форматироватьсписки

Проверка правописания, расстановка переносов Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).

осуществлять орфографический контроль в тексто­вом документе с помощью средств текстового про­цессора

Работа с таблицами и объектами (8ч.)

Вставка в документ таблицы, ее форматиро­вание и заполнение данными.

создавать несложные текстовые документы на род­ном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повто­ряющимися фрагментами

Основные навыки работы с изображениями в графическом редакторе Paint (8ч.)

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора.

выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

Создание и редактирование изображений (8ч.)

Инструменты создания простейших гра­фических объектов.

Исправление ошибок и внесение изме­нений

использовать простейший (растровый и/или вектор­ный) графический редактор для создания и редакти­рования изображений;

Работа с фрагментами изображения (8ч.)

Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразованиефрагментов.

создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами

Создание комбинированных документов. Вставка графических объектов в документ

планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами

Презентации в PowerPoint (8ч.)

Мультимедийная презентация Описание последовательно развивающихся событий (сюжет).

планировать последовательность событий на за­данную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответ­ствующий замыслу создаваемого мультимедийно­го объекта

Создание презентаций с помощью PowerPoint (8ч.)

Создание презентаций по собственному замыслу

использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

Создание анимации с помощью PowerPoint (8ч.)

Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Созданиеэффектадвижения с помощьюсменыпоследовательностирисунков

создавать на заданную тему мультимедийную пре­зентацию с гиперссылками, слайды которой содер­жат тексты, звуки, графические изображения

Читайте также: