Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры кратко

Обновлено: 30.06.2024

На территории Китая постоянно возникали и сменяли друг друга различные государства, но при этом на протяжении веков она сохраняла единство и целостность. В истории древнекитайской культуры выделяют следующие этапы:

1. 18 - 12 вв. до н.э. – эпоха Шан (или Инь). Период, когда начинается имущественное расслоение, во главе государства стоит ван, закладываются основания мифологии, культа предков и государства, появления письменной культуры.

2. 12 - 5 вв. до н.э. – эпоха Чжоу, в этот период территориальная целостность сменялась раздробленностью и нестабильностью. Появление ирригационных систем, расширение торговли. Письменная традиция позволила сохранить лингвистическую общность.

4. 221- 210 гг. до н.э. – эпоха Цинь.

5. 210 г. до н.э.- 220 г. н.э. – эпоха Хань.

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории и культуры, но сохраняет бережное отношение к своим традициям и обычаям. Во 2 - 3 вв. н.э. в Китай приходит буддизм, который оказал значительное влияние на дальнейший культурно-исторический процесс в регионе.

Социокультурные особенности древнекитайской цивилизации:

а) традиционализм, т.к. основой накопления и передачи культурно-исторического опыта выступала традиция, регламентирующая все стороны жизни человека и социума; при этом любые проявления индивидуальности подавлялись, а действия, соответствовавшие традиции, рассматривались как образцы высшей доблести.

Создателем древнекитайской письменности считают одного из мифических правителей – Фу-Си. Пиктографическое письмо (начало 3-го тыс. до н.э.) сменяется пиктограммами, а затем иероглифами (в эпоху Шан их насчитывалось около 2 тысяч, в наше время свыше 50 тысяч). Древние материалы для письма – камень, металл, кость, бамбук сменяются с течением времени шёлком и бумагой, на которых стали писать кисточкой. В пределах территории, объединявшей множество различных этносов, письменность была объединяющим элементом и основой внутрикультурных коммуникаций.




В целом в художественной культуре Древнего Китая воплотились как общие социокультурные приоритеты, так и своеобразие, уникальность одной из древнейших культур азиатского региона.

На территории Китая постоянно возникали и сменяли друг друга различные государства, но при этом на протяжении веков она сохраняла единство и целостность. В истории древнекитайской культуры выделяют следующие этапы:

1. 18 - 12 вв. до н.э. – эпоха Шан (или Инь). Период, когда начинается имущественное расслоение, во главе государства стоит ван, закладываются основания мифологии, культа предков и государства, появления письменной культуры.

2. 12 - 5 вв. до н.э. – эпоха Чжоу, в этот период территориальная целостность сменялась раздробленностью и нестабильностью. Появление ирригационных систем, расширение торговли. Письменная традиция позволила сохранить лингвистическую общность.

4. 221- 210 гг. до н.э. – эпоха Цинь.

5. 210 г. до н.э.- 220 г. н.э. – эпоха Хань.

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории и культуры, но сохраняет бережное отношение к своим традициям и обычаям. Во 2 - 3 вв. н.э. в Китай приходит буддизм, который оказал значительное влияние на дальнейший культурно-исторический процесс в регионе.

Социокультурные особенности древнекитайской цивилизации:

а) традиционализм, т.к. основой накопления и передачи культурно-исторического опыта выступала традиция, регламентирующая все стороны жизни человека и социума; при этом любые проявления индивидуальности подавлялись, а действия, соответствовавшие традиции, рассматривались как образцы высшей доблести.

Создателем древнекитайской письменности считают одного из мифических правителей – Фу-Си. Пиктографическое письмо (начало 3-го тыс. до н.э.) сменяется пиктограммами, а затем иероглифами (в эпоху Шан их насчитывалось около 2 тысяч, в наше время свыше 50 тысяч). Древние материалы для письма – камень, металл, кость, бамбук сменяются с течением времени шёлком и бумагой, на которых стали писать кисточкой. В пределах территории, объединявшей множество различных этносов, письменность была объединяющим элементом и основой внутрикультурных коммуникаций.

В целом в художественной культуре Древнего Китая воплотились как общие социокультурные приоритеты, так и своеобразие, уникальность одной из древнейших культур азиатского региона.

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Традиционная культура Китая

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Традиционная культура Китая

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Китай — страна на востоке Азии. Китай имеет свою культуру, которая развивается с давних времен. Развитие культуры Древнего Китая (хронологические рамки II в. до н. э. — I—III вв. н. э.) проходило по своему собственному пути, независимо от других цивилизаций. Она имеет большую ценность для всего мира. Благодаря произведениям искусства, которые сохранились до наших дней, можно исследовать зарождение философии и религии.

  • Развитие культуры
  • Философские течения
  • Письменность и литература
  • Наука в Древнем Китае
  • Изобразительное искусство
  • Обычаи и традиции

Культура Древнего Китая

Развитие культуры

Китай — это государство, которое существует многие тысячелетия. За это время китайский народ построил богатую культуру и внес большой вклад в развитие человечества. Именно в Китае изобрели фарфор, бумагу, шелк, компас, порох, сейсмограф и многое другое.

Развитие культуры Древнего Китая

Началом становления культуры Древнего Китая считается III век до нашей эры. Она отличается крепостью своих идеалов, ведь, несмотря ни на что, все культурные ценности сохранились до сих пор. Из-за того, что Китай раньше был в изоляции, культура его получила особенные черты.

Особенности:

  1. Практичность (ценность — предметы реальной жизни).
  2. Традиционность (приверженность обычаям, традициям).
  3. Главное — природа (божеством считались природные явления — небо, горы, воды).

Философские течения

Так как Китай — одна из тех стран, где обожествлялись и поклонялись силам природы, то и философия имеет свои черты.

Философия Китая получила свое начало в V веке до н. э. Тогда в Китае началось расслаивание на социальные классы — богатых, бедных и чиновников. Философия Китая объединяет в себя три объекта Вселенной — Земля, Небо и Человек. Считалось, создание Вселенной проходило через деление хаоса на Землю и Небо.

Конфуцианство и даосизм

Конфуцианство — это философская школа, которая была создана мыслителем Конфуцием в VI—V вв. до н. э. В конфуцианские годы в Китае боролись чиновники и император, поэтому основной идеей было отношение между людьми разных социальных слоев. Это направление в философии выражало идею, что человек должен стремиться к гармонии (в себе и с окружающими) и соблюдать моральные правила, для того чтобы прекратить общественные беспорядки.

Мыслитель Конфуций в VI—V вв. до н. э.

Жизнь человека — это главное в конфуцианстве. Человек должен всегда думать о душе и воспитывать ее. Конфуций также считал, что нужно выстраивать гармоничные отношения между собой. Благодаря такому воспитанию и гармоничному состоянию в стране не будет общественных конфликтов.

Даосизм — философское течение, которое основал Лао-цзы в V веке до н. э., а представителями школы были даосы. Дао — закон природы, путь, которому подчиняются все.

Для того чтобы обрести гармонию с природой китайцы использовали специальные практики: фэншуй, цигун, иглоукалывание.

Моизм и легизм

Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э

Моизм — еще одна философская школа, основанная Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э. Главный принцип этой школы — единомыслие всех живущих на земле. Если большинство людей считает полезным какое-либо действие, то остальные (несогласные) должны подчиниться мнению большинства, чтобы принести пользу обществу в целом. Поддерживать порядок следовало при помощи наказаний и поощрений.

Легизм — течение, основоположником которого был государственный деятель Шан Ян. Главная мысль, которую выражал Шан Ян, заключалась в том, что человек переполнен злом и плохими умыслами и должен держать под контролем свою сущность. После него эту тему развивал Хань Фэй, который выдвигал принцип тоталитарной политической философии. Он считал, что идея порядка должна определять общественную структуру.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая имеет свои особенные черты. Вместо букв в Китае используют иероглифы, отдельные знаки, каждый из которых имеет свое значение. Число иероглифов достигает десятков тысяч.

Письменность Древнего Китая

В древние времена китайцы писали на деревянных дощечках палочками из бамбука. Потом появились мягкие кисти, которыми писали на ткани из шелка, а уже позже появилась бумага (интересный факт, что бумагу изобрели именно в Китае).

В литературе Китая главное место занимала поэзия, почти не изменившаяся в течение веков. Поэзия имеет свои правила — размер и ритм. Стихи рассчитаны только для чтения, так как книжный язык тяжело воспринимается на слух и отличается от разговорного языка.

Наука в Древнем Китае

Наука в Китае была очень развита. Многие открытия были сделаны именно в Китае, где жили множество ученых.

Открытия в разных областях знаний:

Наука в Древнем Китае

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Древний храм Китая

Все изображенные предметы несут свой определенный смысл (сосна — долголетие, бамбук — стойкость, аист — одиночество).

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Музыкальные инструменты делали из камня, металла, шелка, дерева, кожи, глины и даже тыквы.

Обычаи и традиции

На протяжении истории в Китае сложился особый образ жизни. Он отражался в еде, одежде, жилище, обрядах.

Кухня и еда

В Китае основной деятельностью было земледелие. Основной культурой было пшено, его перерабатывали в муку, из которой готовили похлебку. Уже позже из этой муки стали готовить лапшу, которая является традиционным блюдом в современном Китае.

Кроме пшена, выращивали финики, каштаны, просо и сою. В южных районах выращивали рис.

Земледелие в Древнем китае

Китайцы занимались и собирательством: травы, ягоды, грибы, коренья. Культивировали также овощи и фрукты — огурцы, лук, тыква, капуста, апельсины, лимоны, персики, абрикосы.

Кроме растительной пищи, употребляли и животный белок. Выращивали свиней, коров, коз, овец, кур, гусей, уток, кошек и собак. В лесах охотились на оленей и кабанов. Жители побережья ловили рыбу и черепах.

Жители в те времена употребляли алкогольные напитки (рисовое вино). Из безалкогольных напитков основным являлся чай. Изначально чай был напитком императора, а позже полюбился и беднякам.

Чай в Китае — это не просто напиток, а чайная церемония — целый ритуал. Перед тем как приступать к чаепитию, нужно освободиться от раздражения, неприятностей и болезней. Уже в Средневековые времена начали строить чайные павильоны, в которых была особенная атмосфера. Чай пьют из маленьких чашек из керамики.

Поведение и этикет

Этикет в традиции Китая имеет особое значение. Его становление имеет долгую историю и кратко рассказать о нем очень сложно. Жизнь в прошлом имела много запретов и действий, имеющих магическое значение.

Этикет в традиции Китая

В основе этикета в Китае лежит уважение к старшим, бережное отношение к традициям, уважение к национальной истории, соблюдение всех ритуалов.

Культура Древнего Китая. Китайская культура. Конфуцианство

Идейным стержнем Китайской культуры, являлось конфуцианство — философско-этическое учение, возникшее в VI веке до н.э. Основоположником его был мудрец Конфу­ций (551 -479 г.г. до н.э.). Конфуцианство утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом. Каждый член об­щества должен занимать предопределенное ему изначально место. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому, до­стичь того, к чему сам стремится и не делать того, чего не же­лаешь себе. Эта этическая установка была позже сформул­рована в Библии и получила название золотого правила нрав­ственности.

Китайцы долгое время придерживались веры в свою ис­ключительность и все другие народы до середины XVIII века считали варварами.

Культура Древнего Китая. Китайская культура. Живопись

Китайская цивилизация древнейшая из цивилизаций. Уже в X веке до н.э. это была высокоразвитая культура. Китай по­дарил миру иероглифическую письменность, шелк, бумагу, фосфор, компас, плуг, порох, двигатель. Всему миру известны достижения китайской медицины, астрономии, математики.

В Китае не существовало понятия о Боге. Мир не создает­ся Богом, он раскрывается из собственной скрытой основы, как из бутона цветка.

В китайской культуре не было понятия духа и тела, идеи материи. Мир воспринимался нерасчлененным на дух и ма­терию. Человек равен космическим силам Неба и занимает во вселенной центральное место. Подход к любому явлению жизни, начинается, прежде всего, с понятий нравственности (конфуцианство).

Среди категорий китайской культуры самое важное ЦИ. Оно не переводится на русский язык. Понимается примерно так: подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода в пар, так и ЦИ, сгущаясь, становится веществом, истончаясь духом. Все, что есть в мире — это ЦИ, кроме ЦИ ничего нет. ЦИ изначальный дух в первозданной природе. Камень тоже содержит зачатки одухотворенности. ЦИ под­вижно, как все в мире. Вот гора. Она гора, когда возникла, но со временем постареет, рассыплется ветром, станет песком, а рано или поздно из песка возникнет новая гора. Итак, ЦИ — это жизненная энергия, наполняющая мир.

Китайское мышление отличалось от причинно-следствен­ного, свойственного европейцам. Например, что общего меж­ду металлом, Западом, белым цветом, легким и справедливос­тью. Европеец не увидит здесь связи. Китайцу все ясно: пер­воэлементом во всем этом, является металл.

Китайская культура оптимистична. Космос гармоничен, упорядочен, полон жизни и энергии. Небо — это мужское нача­ло, полное заряда Ян. Земля, как противоположность небу — женское начало Инь. Почва знаменует гармонию Ян и Инь.

Пространство: на востоке господствует молодая положи­тельная сила (дерево), обретшая зрелость на юге. Юг — огонь, Запад — металл, Север — вода. Север воспринимался китай­цами, как царство холода и мрака, откуда совершают набеги дикие кочевники. Юг — источник светлой и горячей силы Ян. Это отразилось на планировании китайских городов: они воз­водились строго по квадрату с главными воротами на юге. Ли­цом к югу восседал на троне император. Сначала китайцы счи­тали небо круглым, а землю квадратной. Потом поняли, что небо — это пустота, в которой разлита жизненная сила ЦИ.

Культура Древнего Китая. Китайская культура. Китайская живопись

Религия: Конфуцианство вряд ли можно считать религи­ей. Это этико-политическое учение. Было много смешанных верований и культов. Это синкретичное верование, как дао­сизм. Религии Китая допускали существование разных веро­ваний. Не было монотеизма. Буддизм пришел в Китай из Ин­дии и трансформировался. Китаец мог исповедовать одновре­менно три религии: на работе быть конфуциантом, с друзьями и на лоне природы — даосом, наедине с собой буддистом (размышления о жизни и смерти).

Общественные ценности:

• вера в возможность создания морального общества, что требовало идеальных, высокоразвитых лидеров;

• семья — особый клан, прообраз государства. Человек, который правильно содержит свою семью, может управлять государством;

• идеал благородного мужа, чиновника, монарха.

Огромную роль в древнекитайской культуре играли бла­городство происхождения и наличие высокопоставленных предков.

Правящий слой рекрутировался с помощью экзаменов. Любой житель имел право пройти экзамен на знание конфу­цианских текстов и комментарий литературы и мог получить ту или иную ученую степень.

Культ предков — часть национальной религии.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:


Культура Древнего Китая является не только одной из самых древних в истории человечества, но и одной из самых уникальных и самобытных. На протяжении пяти тысяч лет она развивалась по собственному пути, вдали от других цивилизаций. Результатом столь продолжительного непрерывного процесса стало богатое культурное наследие, которое представляет большую ценность для мировой культуры.


Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак – иероглиф – имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

которые читают вместе с этой



Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага – важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Древнекитайская письменность

Рис. 2. Древнекитайская письменность.

Архитектура и живопись

Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требующие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту – приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен – пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

Монастыри, вырубленные в скалах

Рис. 3. Монастыри, вырубленные в скалах.

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

Что мы узнали?

Читайте также: