Какие бывают школьные автобусы

Обновлено: 07.07.2024

Голливудские фильмы навсегда устаканили в наших головах образ школьного автобуса — капотный желтый гигант с огромным задним свесом и аскетичным салоном. Но все ли школьные автобусы такие? Смотрите нашу подборку.

BlueBird №1
Первый школьный автобус появился в 1927 году и был построен на платформе Ford Model T. Его автором стал Альберт Лус (на фото в автобусе) – культовая фигура в США, которая внесла немалый вклад в индустриализацию Америки. Внутри – лавки вдоль бортов и предельная простота. Уже тогда деревянный кузов автобуса был окрашен в желтый цвет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Детские (школьные) автобусы всех марок и моделей: технические характеристики и цена, подробные обзоры с фотографиями.

МАЗ-257 (школьный) на IronHorse.ru ©

БРАВИС-3297 (школьный) на IronHorse.ru ©

НефАЗ-5299 (школьные) на IronHorse.ru ©

МАЗ-241 (школьный) на IronHorse.ru ©

ПАЗ-32053-70 на IronHorse.ru ©

Правила перевозки детей в автобусе:

В данной подборке представлены подробные обзоры автобусов предназначенных для перевозки детей (с фотографиями и отзывами). Указаны основные технические характеристики и параметры каждой рассматриваемой машины, а так же цены на новые модели (для представленных на российском рынке).


Школьный автобус – специализированный транспорт, используемый для перевозки детей к учебным заведениям, а также для поездок на экскурсии, развлекательные мероприятия, олимпиады и конкурсы. Он отличается от другой техники для перевозки пассажиров дополнительными средствами пассивной и активной безопасности.

История производства школьных автобусов

Первые автобусы, предназначенные для перевозки детей, внешне сильно отличались от современного транспорта. Крыша была не металлической, а брезентовой, а вместо удобных сидений стояли деревянные скамьи. В тридцатые годы прошлого века школьные автобусы начали приобретать привычный для нас вид, но их практичность, удобство и безопасность были далеки от необходимого уровня.

Для создания безопасных условий в пути был разработан единый документ, регламентирующий технические требования к этому специальному виду транспортных средств, – ГОСТ Р 51160-98. Норматив описывает технику, адаптированную для транспортировки детей в возрасте 6-16 лет.

Особенности школьных автобусов

Другие требования, предъявляемые к школьным автобусам, используемым для перевозки детей на разные расстояния:

  • Машина массой до 5 тонн должна быть не старше 10 лет.
  • Все сиденья оснащены ремнями безопасности, кнопками вызова и располагаются по ходу машины. Между пассажирами и водителем должна быть постоянная связь, которую обеспечивает исправная сигнализация.
  • Для сопровождающих устанавливаются сиденья около выхода – одно или два.
  • Наличие специальных отсеков для портфелей и сумок.
  • Первая ступень на входе должна находиться на высоте не более 25 см от поверхности дороги.
  • Лестница оснащена поручнями и подсветкой.
  • Наличие ограничителя скорости – 60 км/час.

Ответственность за техническое состояние транспорта несет учебное учреждение, на балансе которого он находится. Если технику нанимают, то ответственность лежит на компании-перевозчике.

Наиболее популярные виды школьных автобусов малого класса

В российских условиях востребована автобусная техника малого класса производства Павловского автобусного завода – ПАЗ-32053-70, ПАЗ-320570-04, ПАЗ-320370-08. Перед тем как выбрать школьный автобус, необходимо определиться с требуемым количеством мест и условиями эксплуатации.

ПАЗ-32053-70

ПАЗ-32053-70. Сидячих мест – 22, в числе которых – два, предназначенные для взрослых сопровождающих. В соответствии с последними требованиями, зеркала заднего обзора оснащены системами обогрева. Вентиляция обеспечивается форточками на боковых окнах и люками на крыше. Двигатель – бензиновый. Техника северного исполнения имеет утепленный салон с двойным остеклением окон. Норма экобезопасности – не ниже Евро-4.

ПАЗ-320570-04

ПАЗ-320570-04. Пассажирских мест – 23. Двигатель – дизельный ЯМЗ. В комплектации имеется предпусковой обогреватель Webasto, обеспечивающий простой запуск техники в зимних условиях. Сиденья мягкие, раздельные.

ПАЗ-320370-08

ПАЗ-320370-08. Мест – 21, одно из них предназначено для взрослого сопровождающего. Двигатель – бензиновый ЗМЗ. Норма экобезопасности – Евро-4. Прекрасно показал себя на дорогах с плохим покрытием.

Разновидности школьных автобусов среднего класса

ПАЗ-423470-04

ПАЗ-423470-04. Техника эксплуатируется в пригородных населенных пунктах. 31 пассажирское место, из них два – для взрослых сопровождающих. Мягкие пассажирские сиденья оснащены ремнями безопасности. Для обогрева салона используются дополнительные печи.

Начался новый учебный год, а, значит, пришло время поговорить о школьных автобусах. Идея перевозить детей специализированными автобусами родилась в США, откуда ее позаимствовали и другие страны мира. Но фирменная желтая окраска в сочетании с капотной компоновкой с тех пор прочно ассоциируется с американским "скул басом".

Из всех специализированных транспортных средств социального назначения автобусы для перевозки детей отличаются наибольшим разнообразием типоразмеров. Это объясняется широким спектром распределения плотности населения на территории страны.

Основные пункты этого стандарта следующие:

    • автобус оборудуется только местами для сиденья, причем все кресла должны быть обращены вперед по ходу движения и снабжены двухточечными ремнями безопасности; в автобусе должно быть не менее двух сидений для взрослых пассажиров, сопровождающих детей;
    • автобусы вместимостью более 22 пассажиров должны иметь не менее двух пассажирских дверей, высота первой ступеньки на входе от уровня дороги не должна превышать 25 см;
    • автобус оборудуется дополнительными поручнями, как при входе, так и в салоне; предусматриваются повышенные требования к сигнализации, связывающей пассажиров с водителем;
    • в задней части салона оборудуется отсек для перевозки багажа и кресла-коляски в сложенном состоянии;

    в случае регулярной перевозки детей с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата оборудуется доступ детей в кресле-коляске;

    Малютки БАЗ-2215 "Дельфин" и Богдан А06907

    Типоразмерный ряд школьных автобусов делится на четыре класса. Машины для перевозки детей, созданные на базе серийных автобусов особо малого класса, могут иметь колесную формулу как 4х2, так и 4х4. Основными прототипами здесь последние 10-15 лет были модели ГАЗ-3221 (ГАЗ-2221) и УАЗ-3962, отличающиеся повышенной проходимостью. Украинской вариацией на тему "Газели" стал автобус БАЗ-2215 "Дельфин", производство которого в 2003 году освоили сразу на двух заводах – Бориспольском и Черниговском; данная модель разошлась широким тиражом, ведь при вместимости, сопоставимой с микроавтобусами типа "Спринтер", стоимость "Дельфина" была порядка 100 тыс. грн (на 2010-й год).


    Примерная цена: 250 тыс грн (б/у, с небольшим пробегом).

    С 2013 году выпуск семейства автобусов особо малого класса А069 начала корпорация Богдан. В основе конструкции, как и у предшественников, использовано качественное, надежное и хорошо зарекомендовавшее себя шасси Hyundai County, дизель D4DD (Евро-3). Различные варианты исполнения школьного автобуса А06907 (на 25 и 27 мест) позволяют обеспечить перевозку школьников всех возрастных категорий.



    Примерная цена: 993 тыс. грн (без пробега).

    "Рабочие лошадки" ПАЗ, Богдан и Эталон

    Базовыми моделями малого класса для постройки школьных автобусов являются ПАЗ-3205 и ПАЗ-32053. Эти машины рассчитаны на перевозку от 15 до 25 пассажиров и отличаются хорошей геометрической проходимостью. Такие автобусы традиционно работают на маршрутах, обслуживающие сельские школы, так как качество дорог нашей переферии зачастую не по зубам городским моделям.

    С 1 июля 2006 года в Украине вступил запрет на ввоз в страну автомобилей, не соответствующих нормам экологической безопасности Евро-2. Поскольку автобусы ПАЗ-3205 соответствуют лишь нормам Евро-1, их поставки (эти автобусы производятся в в Павлово-на-Оке, РФ) прекратились, что сразу же вызвало увеличение спроса на более дорогие отечественные аналоги - автобусы "Богдан" и "Эталон", которые возят школьников в основном на внутригородских маршрутах.

    В 2012 году в Кременчуге налажена сборка школьных автобусов АС-Р 32053-07 "Мрія" на базе автобуса ПАЗ-32053-07, которые на тот момент россияне оборудовали двигателями Евро-3. При этом российские автобусы приходили в Украину без комплектации салона, последнюю же осуществляли уже на месте. В частности, ставили сидения с высокими подголовниками, ремнями безопасности и опускающимися подлокотниками, оборудование громкоговорящей связи, кнопки подачи сигнала водителю, полочки для ранцев под сидениями, выдвигающаяся подножка на первой двери и проблесковые маячки на крыше. В некоторых деталях внутреннего оснащения подобные машины отличались от школьных ПАЗ-32053-70 российского производства, в частности, в российских "школьниках" полки для ранцев находятся в задней части салона, а не под сидениями.

    АС-Р 32053-07 "Мрія"





    Примерная цена: 1,4 млн грн (без пробега).

    Крупные партии таких автобусов поступили в 2012 году в Луганскую, Одесскую и Харьковскую области.

    Лидером в производстве школьных автобусов среднего класса является корпорация Богдан, которая производит их более 10 лет. Одна из самых популярных моделей прошлого десятилетия – Богдан А22412 изготавливался из агрегатов индийской AshokLeyland. Он рассчитан для перевозки 29 или 31 школьника (в зависимости от комплектации).

    Автобус оснащен внутренним устройством громкой связи, доступным для пользования как водителем, так и лицами, которые сопровождают школьников. Автобус с обеих сторон оборудован наружными зеркалами заднего вида с электроподогревом. Правое зеркало обеспечивает водителю с его рабочего места возможность визуального контроля за процессом входа и выхода школьников. Автобус оборудован двумя внутренними зеркалами для наблюдения за пассажирами, которые обеспечивают обзорность салона как водителю, так и лицу, сопровождающему школьников. Автобус оборудован светильниками для освещения ступенек служебной двери и площадки для посадки. Указанное устройство автоматически включается при открывании дверей при включенных габаритных огнях. Служебные двери оборудованы устройством, исключающим защемления пассажиров в дверях.

    Богдан D093S2 " Ataman "



    Фейслифтинговым продолжением Богдана А22412 является модель Ataman D093S2 по цене 1,68 млн грн (без пробега).

    Также Богдан оснащен двумя медицинскими аптечками и двумя порошковыми огнетушителями с зарядом огнетушащего вещества не менее 5 кг каждый. На передней и задней частях крыши автобуса установлены два проблесковые маячка оранжевого цвета. Маячки включаются автоматически в случае открывания любой двери автобуса (кроме водительской двери), независимо от работы двигателя или состояния (открытые или закрытые) двери. Автобус оборудован звуковой предупредительной сигнализацией, информирует пешеходов об опасности и включается вместе со световым сигналом заднего хода (задней фарой).

    В 2002 году с конвеера Бориспольского автозавода сошел БАЗ А079 "Эталон".

    БАЗ А079 "Эталон"



    Школьная версия автобуса Эталон А079 рассчитана на 25 посадочных мест и оснащена рядом дополнительных опций, которые строго соответствуют требованиям нормативной и технической документации к данному виду техники. К таким опциям, например, относятся сидения с двухточечными ремнями безопасности и интегрированными подголовниками, дополнительные салонные зеркала, сигнальные фонари для освещения ступенек служебной двери и площадки для посадки. Указанное устройство автоматически включается при открывании двери, а служебные двери оборудованы устройством, исключающим зажатие пассажиров или предметов в дверях.

    Рабочее место водителя оборудовано тахографом, звуковой (зуммер) и световой сигнализацией о превышении скорости 70 км / час. Эти и многие другие опции обеспечивают повышенную безопасность перевозки школьников и улучшают комфорт поездки.

    Модификация автобуса Эталон А079, приспособленная для перевозки детей с проблемами опорно-двигательного аппарата является уникальной в своем классе; такой автобус дополнительно оборудован погрузочным устройством. Техническое решение дает возможность свободно заезжать, а также закреплять инвалидные коляски на площадке внутри салона.



    Примерная цена: 1,425 млн грн (без пробега).

    ПАЗ-гигант и "индус" родом из Чернигова

    Средний класс автобусов для перевозки детей базируется на достаточно современных и комфортабельных моделях ПАЗ-4234-70, ЧАЗ А081. Диапазон вместимости таких машин – от 22 до 38 человек.





    Примерная цена: 1,3 млн грн (без пробега).

    В 2011 году Черниговский автозавод начал производство автобуса ЧАЗ А081, использующего в основе высококачественные агрегаты марки Ashok Leyland (производимые по лицензии Toyota), турбодизель (Евро-3) с рабочим объемом 5,76 л, а также механическую КПП марки ZF. В сидении водителя предусмотрена регулировка в продольном направлении и по углу наклона спинки, а также поясничного подпора. Рулевая колонка с возможностью изменения угла наклона.



    Примерная цена: 1,5 млн грн (без пробега).

    Безопасную и удобную перевозку 45 школьников обеспечивает просторный салон, удобные пассажирские сидения, наличие вентиляционного люка (2-й люк опция), а также наличие раздвижных вентиляционных форточек в пассажирском салоне. В зимний период времени комфорт обеспечивает наличие автономного отопителя салона и двух печек обдува. Посадка и высадка детей осуществляется через две пневматические двери.

    Американская экзотика в Украине

    Школьные автобусы большого размерного класса могут базироваться практически на любой серийно выпускаемой городской модели при условии четырехрядной планировки салона и наличия двух дверей (при большем количестве дверей затрудняется обеспечение безопасности при посадке и высадке детей). Вместимость таких автобусов – до 50 человек.

    В Украине подобных специализированных моделей не выпускается, т.к. специфика подобных перевозок в нашей стране просто не предусматривает такого числа маленьких пассажиров за одну поездку; кроме того, сельские школы, которые и являются основными эксплуатантами школьных автобусов, в своем большинстве не могут позволить себе эксплуатацию большого, и как следствие, дорогого в обслуживании автобуса. Тем более, что подобные модели имеют посредственную проходимость и расчитаны на эксплуатацию на хороших дорогах.

    Однако, школьные автобусы большого класса все-таки встречаются. В первой столице Украины ездит транспортное средство, которое по праву можно считать для нашей страны более эксклюзивным, чем иные суперкары! При этом настоящий школьный автобус Freightliner используется в Харькове по назначению: каждый день он доставляет более полусотни школьников в одну из частных школ.



    Примерная цена: 750 тыс. грн (б/у, с пробегом).

    Что касается автобусов особо большого класса, особенно шарнирно-сочлененных, их использование как специализированных транспортных средств для перевозки детей, категорически не рекомендуются: их размерность элементарно затрудняет контроль за расположением и поведением детей в поездке.

    Требования к транспортным средствам для перевозки детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет отражены в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТРТС 018/2011), который вступил в силу 1 января 2016 года. Однако до 1 июля 2016 года действовал переходный период, и школьные автобусы, имевшие Одобрение типа транспортного средства, полученное до 1 января 2015 года, выпускались исходя из требований прежних положений.

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Перечислим основные новшества, введенные ТРТС 018/2011. Вопервых, с 1 июля 2016 года все выпускаемые в обращение школьные автобусы должны комплектоваться 4-точечными ремнями безопасности (в прежних требованиях были 2-точечные). Во-вторых, изменилась конструкция сидений. Теперь они подвергаются более серьезным испытаниям при сертификации. Наконец, в-третьих, в перечень обязательного оборудования добавились кнопка вызова экстренных служб системы ЭРА-ГЛОНАСС и речевой динамик. Что еще особенного в транспорте для перевозки маленьких граждан с портфелями?

    В ШКОЛУ НА АВТОБУСЕ

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    От прочих пассажирских автотранспортных средств автобусы для перевозки детей отличаются наибольшим разнообразием типораз меров. Это объясняется крайне неравномерной плотностью населения в нашей стран. При этом обычные пригородные и городские машины не подходят для перевозки детей и подростков. Ранее технические требования к автобусам для перевозки детей были сведены в ГОСТ Р 51160-98. Большая часть пунктов этого стандарта действительна и сегодня. Например, в автобусе предусматриваются только места для сидения, причем все кресла должны быть обращены по ходу движения и снабжены ремнями безопасности. Предусматривается также не менее двух сидений для взрослых пассажиров, сопровождающих детей.

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    родукция на базе автобуов ПАЗа занимает существенную долю рынка в сегменте транспорта для перевозки детей

    Регламентируется удобство посадки в салон: машины вместимостью более 22 пассажиров должны иметь не менее двух пассажирских дверей, а высота первой ступени над уровнем дороги не должна превышать 25 см. Устанавливаются дополнительные поручни как при входе, так и в салоне. Предусматриваются повышенные требования к сигнализации, связывающей пассажиров с водителем. Над креслами монтируются полки для ручной клади, а в задней части салона оборудуется отсек для перевозки багажа (портфелей и ранцев) и, если необходимо, кресла-коляски в сложенном состоянии. К слову, в случае регулярной перевозки детей с ограниченными физическими возможностями автобус оборудуется вертикальным подъемником.

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Школьная модификация автобуса Bravis представлена на рынке с 2015 года

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Закон также требует оснащать все школьные автобусы электроприводом зеркал заднего вида и устройством подачи звукового сигнала при движении задним ходом. Кроме того, машины должны быть оснащены тахографом с СКЗИ.

    ЕСТЬ ЧЕТЫРЕ КЛАССА

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    В задней части автобуса есть стеллаж для ранцев

    А вот автобусы особо большого класса, как правило, не используются как специализированные транспортные средства для перевозки детей, поскольку их размерность затрудняет контроль над расположением и поведением маленьких пассажиров в поездке.

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Сиденья с 2-точечными ремнями для новых автобусов уже вне закона

    НОВИЧКИ

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Ручную кладь школьники могут разместить на полках

    Независимая передняя и усиленная задняя подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, рулевое управление с реечным механизмом и мощные тормоза обеспечивают плавность хода, устойчивость и безопасность управления. Среди других плюсов — высокий (1,9 м) салон, пара дополнительных отопителей и большая площадь остекления.

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    И снова о системе ЭРА-ГЛОНАСС. Одобрения на школьные автобусы, не оборудованные кнопкой вызова экстренных служб, действуют до 31 декабря 2016 года. Далее все специализированные транспортные средства должны выпускаться в обращение только с этим оборудованием. Поэтому конструкторы базовых шасси сейчас активно занимаются адаптацией бортовых устройств ЭРА-ГЛОНАСС.

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Нелишне напомнить и о том, что 1 января 2017 года вступают в законную силу требования, относящиеся к году выпуска автобусов, задействованных для перевозки групп детей. Такие транспортные средства не должны быть старше 10 лет.

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Автобус для перевозки детей Mercedes-Benz Sprinter Classic

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Пассажир с портфелем: школьные автобусы

    Классический вариант американского школьного автобуса, у нас такую машину использовать по назначению нельзя — велик возраст

    Читайте также: