Какие аспекты нравственной готовности детей следует осветить при подготовке к школе

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нравственная и психологическая готовность к школе

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и одноклассниками, насколько ему будет комфортно учиться. Но далеко не каждый родитель может себе представить, как поведёт себя ребёнок в различных ситуациях, в которые он будет попадать, переступив порог школы.

Поэтому родители должны и могут сделать так, чтобы вступление детей в школьную жизнь было не только безболезненным для всех, но и радостным, и результативным.

В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

Задолго до школы ребёнка нужно приучать к режиму дня, особенно в выходные дни. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию деятельности ребёнка, в которой активное участие должны принимать взрослые.

- уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребёнка подчинена контролю со стороны взрослых. Ожидание указаний развивает безынициативность, мешает проявлению самостоятельности и творчества;

- поощрять любую инициативу, даже если она вам кажется бесполезной. Поблагодарить, похвалить за проявленную находчивость, раскрыть её достоинства.

Самостоятельность . Это важный показатель готовности к школе. Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую школьную жизнь дети с повышенным уровнем самостоятельности и как много сложностей испытывают те, которые привыкли к постоянным указаниям и инструктированию со стороны взрослых. Если они не получают указания в привычной для них форме и интонации они теряются.

Раннее приучение детей к помощи взрослым в домашних делах, делает жизнь ребёнка наполненной смыслом и пониманием, что нужно делать, когда и для чего. Например, постоянными обязанностями ребёнка 6-7 лет могут быть следующие: ежедневно поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своём игровом уголке, помогать взрослым в приготовлении завтрака, обеда, ужина. Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно становится привычной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детей к школьному обучению.

Так как же поступить? Если ваш ребёнок посещал детский сад, то там он уже прошёл необходимую подготовку к школе. А если нет, то запаситесь терпением и обучайте ребёнка чтению и счёту в форме игры.

Если вы готовы играть вместе с ребёнком в разные звуковые и математические игры, умеете получать от этого положительные эмоции и хотите научить этому же ребёнка, хотите, чтобы ребёнок был счастлив, потому что он сам смог, он сам прочитал, сам сосчитал и т.д., то начните обучение чтению и счёту в 4-5 лет. Если ребёнку некомфортно, он пока ещё совсем не готов к получению новых знаний и умений, подождите, не настаивайте слишком упорно, попробуйте немного позже. Найдите нужное время и нужные слова в период с 4 до 5, 6 лет, так как это самый комфортный возраст для обучения грамоте.

Совсем не обязательно выполнять какие-то специальные упражнения для подготовки ребенка к обучению в школе. Достаточно просто поддерживать познавательный интерес ребенка, быть внимательным к ребенку и в частности к его вопросам, не навязывать то, что ему неинтересно и, исходя из возрастных особенностей, не может быть интересным.

Итак, ваш ребёнок идёт в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться.

Желаем успехов в вашей общей с ним новой интересной школьной жизни!

Список литературы

1.Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. - М., 1992.

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. - М., 2001.

4. Эмоциональное развитие дошкольников. Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.

Ключевые слова: воспитатель, готовность, подготовка к школе, родители, ребенок дошкольного возраста, нравственность, нравственное поведение.

Аннотация статья посвящена вопросу в подготовке детей к школе с учетом нравственного воспитания. Автор предлагает взаимодействовать с семьями детей по подготовке к школе Приведены примеры методов и мероприятий по развитию нравственности у детей дошкольного возраста и взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.

AbstractThe article is devoted to the issue of preparing children for school in the light of moral education. The author suggests interacting with families of children in preparation for school. Examples of methods and activities for the development of morality in children of preschool age and the interaction of pre-school educational institution with the family.

Keywords:educator, readiness, preparation for school, perents, child preschooler, moral, moral behavior.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний. Одним из важных компонентов готовности является формирование нравственности. Нравственноевоспитание дошкольников особенно важно, именно в дошкольномвозрастеребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

Нравственноеповедение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении[2,с.63]. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами формируется у ребёнка дошкольного возраста только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Дошкольный возраст характеризуется тем, что в этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе[4,с. 45].

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка[2,с.77].

Исследователями проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста были : (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). Они рассматривали вопросы моральных представлений, знаний и суждений, морального поведения, моральных чувств дошкольников.Ж. Пиаже был одним из первых, кто подошел к этому вопросу с глубоким изучением моральных представлений, знаний и суждении детей. Он смог выявить, что в процессе развития моральное сознание детей проходит две стадии: объективной морали и субъективной морали[1,с.151].

В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения детей дошкольного возраста изучались уже в сопоставлении с моральным поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский). В исследованиях достаточно широко рассматривали проблемы моральных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.[1,с.158].

Исследования показывают, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям[4,с.231]. Они отмечают, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место.

Таким образом, в центре внимания проблемы нравственного аспекта в формировании готовности детей к школе оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития нравственных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей.

Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения[3,с.72].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий [1,с.18]. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов[4,с.34]. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В сюжетно-ролевой игреотражается отношение между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли, дети дошкольного возраста учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе[1,с.157].

Таким образом, подготовка детей к школе будет более успешна, если в дошкольном возрасте формируют нравственность. Необходимо формировать у детей адекватную самооценку, научить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Создать модель для детей старшего дошкольного возраста учитель-ученик, которая будет способствовать подготовке к школе, формировать положительного к ней и учителям отношения. Важно научить детей сотрудничеству, работать вместе в коллективе сообща при помощи сюжетно-ролевых игр, бесед. В непосредственно-образовательной деятельности предоставить возможность детям активно отвечать, друг друга слышать. Формировать у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко взрослым, к воспитателям, родителям. Тогда нравственное воспитание будет положительно влиять на подготовку детей к школе.

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. У ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача воспитателей и родителей – помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику.

Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

1. Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.

Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество – ответственность. Формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием. Послушание – это первая ступень дисциплинированности. Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя. Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение, в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.

2. Новый образ жизни потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.

Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения. Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке.

Важно для старшего дошкольника и умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.

Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.

Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.

Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.

Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях.

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но педагоги детского сада и родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно – волевых качеств.

В детском саду, в каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возни-кают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. В последние годы родители, да и воспитатели чаще всего это вопрос решают односторон-не, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математи-ческие знания. Нередко бывает, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. А вот этого как раз и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовно-сти детей к школьному обучению.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельно-сти нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, само-стоятельность, инициативность.

Организованность. Она проявляется и в малом и в большом: без подсказки родителей

.приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и т. д.

Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного по-ведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивиду-альностью ребенка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием.

- Мама, у нас сегодня будут гости?- спрашивает восьмилетний сын.

-Тогда я не буду убирать постель.

Какие правила организованной жизни не сформированы у детей в этой семье?

Каждой вещи свое место. Это определяет четкость организации любого дела, ненуж-ность суеты, авральных уборок и наведения порядка. Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок без напоминаний и замечаний взрослого. В выполнении этого правила нет исключений ни при каких обстоятельствах. Его игнориро-вание отрицательно сказывается на общем порядке в доме и самочувствии всех членов семьи.

А как же самостоятельность детей? Она проявляется в том, что ребята сами определяют место каждой вещи, порядок и интерьер своего уголка или комнаты.

Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех ее членов, в том числе и ребенка. Это относится прежде всего к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:

вставай, ешь, гуляй в одно и тоже время;

умей занять себя интересным делом;

чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями;

найди время для общих интересных дел и труда;

старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, уби-рай сразу все на место, аккуратно ешь и др.)

Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в воскресные дни (если он посещает детский сад). Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нару-шается. Это касается как изменения времени сна, приема пищи, других режимных момен-тов, так и содержания детской деятельности. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребенком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделают по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.

В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться, и, соответ-ственно, уровень ее развития различен. Это зависит, с одной стороны, от характера инди-видуального развития под воздействием семьи, с другой стороны, от тех требований, ко-торые предъявляются ребенку в детском саду. К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в таких качествах, которые имеют особо важное значение в подготовке к школьному обучению : ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Это каче-ство особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить

внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:

уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявлению самостоятельности и творчества;

поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблаго-дарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является само-стоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в дет-ском саду.

Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную дея-тельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испыты-вают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.

Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

Своевременное приучение дошкольников к выполнению обязанностей в детском саду и семье предупреждает возникновение безответственности, воспитывает у ребенка умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они непременно встретятся во время учебы в школе.

Раннее включение детей в различный домашний труд делает жизнь ребенка более пол-ной, интересной. Он приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени нуждается в помощи взрослых, усваивает полезные практические навы-ки, учится дорожить временем, по-новому оценивает труд окружающих, приучается ви-деть свое участие в общем деле.

В семье постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть следующие: ежеднев-но поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем иг-ровом уголке, стирать передник, майку, носки, помогать взрослым в приготовлении зав-трака, обеда, ужина (поставить на стол посуду, нарезать вареные овощи, положить бу-мажные салфетки и др.). Родителям важно проследить, чтобы ребенок делал это с соблю-дением гигиенических правил.

Требуется планомерная воспитательная работа, и прежде всего разъяснение детям не-обходимости выполнения обязанностей, создание условий для приобретения опыта, уме-ний, сноровки. И всегда рядом взрослый – поддержит, одобрит, поможет.

Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно становится привычной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детей к школьному обуче-нию.

Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обя-занности учащегося, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим со-бой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, по-чему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержани-ем предстоящего занятия.

Основная воспитательная задача в процессе подготовки дошкольников к занятиям – формирование у детей навыков организованного поведения.

В первой половине учебного года дети довольно быстро овладевают навыками, необходимыми для того, чтобы спокойно садиться за столы и сосредоточивать внимание на учебном задании или обращении воспитателя. Они становятся требовательны к поведению друг друга. Педагог поддерживает эту требовательность.

Чтобы закрепить навыки, освоенные детьми, воспитатель использует одобрение, похва-лу; подчеркивает, что умение выполнять установленные правила позволяет быстрее на-чать заниматься, побольше узнать, лучше нарисовать и т. д., что в дальнейшем оно пона-добится для успешной учебы в школе.

Во втором полугодии организационная часть перед занятием должна еще больше сокра-титься. К поведению детей предъявляются более жесткие требования. Педагог добивается, чтобы воспитанники сразу по его предложению подходили к столам; были сосредоточены и внимательны, сдержанны и тактичны по отношению друг к другу. Он мотивирует необходимость приобретения таких навыков предстоящим поступлением в школу :

- Через несколько месяцев вы пойдете в школу. Мне очень хочется знать, сможете ли вы весь урок соблюдать порядок, быть внимательными, чтобы никому из вас учительница не делала замечаний.

Данный мотив оказывает большое влияние на детей, повышает их организованность. Практика показывает, что на данном этапе подготовка к занятию почти не занимает вре-мени. Это объясняется тем, что у дошкольников сформированы умение выбирать деятель-ность перед занятием с учетом того, чтобы можно было быстро убрать игрушки, интерес к учебной деятельности. В единичных случаях нарушения правил воспитатель прибегает к напоминанию:

- Дети, вспомните, как надо сесть.

К концу учебного года меняется и характер оценок, обращений. Педагог выражает уве-ренность в том, что дети знают правила и умеют самостоятельно их выполнять:

- Ребята, мне уже стыдно вас успокаивать. Вы ведь стали старше и научились готовить-ся к занятию. Не надо об этом забывать.

- Почти все дети с первого раза услышали меня. Очень мне приятно это. Вы любите за-ниматься, умеете быстро готовиться к занятию. Молодцы!

Таким образом, в процессе воспитательной работы, осуществляемой при подготовке к занятиям, у дошкольников формируются навыки организованного поведения, ответствен-ное отношение к учебной деятельности, к требованиям педагога, положительное отноше-ние к сверстникам. Главным в работе педагога на всех возрастных этапах является сле-дующее:

а) формирование у детей представлений о занятиях как о значимой деятельности;

б) уважение к личности ребенка, учет индивидуальных особенностей, формирование дружеских взаимоотношений в группе;

в) опора на имеющийся у детей опыт поведения;

г) постепенное повышение требований к детям;

д) разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.

Особое значение имеют доброжелательный характер общения с детьми, сам тон адресо-ванных к ним замечаний, умение педагога вводить то или иное правило внушительно и ненавязчиво, проявляя при этом уважение к ребенку, чуткость, понимание его состояния. Такой стиль педагогической работы позволяет установить в группе положительно-эмоциональную атмосферу, вызвать у детей желание поступать в соответствии с указа-ниями воспитателя.

Читайте также: