Какие антропологические направления появились в науке xx века кратко опишите каждое направление

Обновлено: 05.07.2024

Философская антропология возникла в 20–30 гг. ХХ в. и связана с именами Шелера, Плеснера, Гелена и др. Основная проблема философской. Основной метод антропологии опыт. построение целостной концепции человека.

Главная особенность человека – наличие у него духа, который позволяет подняться над биологической природой. С биологической точки зрения человек недостаточен, но дух позволяет ему преодолеть биологическую ограниченность и адаптироваться к реальности лучше, чем животному. Человек творит культуру, чтобы выжить, именно поэтому он не является только биологическим существом.

Представители философской антропологии смыслом философии считали построение программы комплексного изучения человека, в которой синтезировались бы естественно-научные, гуманитарные и философские знания. Антропологический поворот в философии связан с именем Канта. Вслед за Кантом Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (Ясперс, Сартр, Камю) и философской антропологии (Шелер, Гелен, Плеснер) сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии.

Экзистенционально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. В XIX–XX вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.

Шелер определяет философскую антропологию как науку о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут, о возможностях его развития. Между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие, определяемое наличием у человека духа. Дух принципиально открыт миру, эта открытость и есть свобода.

Гелен: именно в открытости миру следует искать сущность человека. Открытость миру определяет способ человеческого бытия, смысл которого – преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой.

Методы: философская антропология делает акцент на опыте, том методическом о обобщении, которое лежит в основе отдельных наук.

48. Проблема антропогенеза в философии и науке.

В целом основные предпосылки антропосоциогенеза сегодня принято подразделять на две группы: социальные и природно-биологические.

К природно-биологическим предпосылкам атропосоциогенеза относят следующие:

изменение климата (похолодание), приведшее к исчезновению обширных широколиственных тропических лесов, в которых обитали непосредственные предки человека;

Исчерпывающими данными о степени и масштабах влияния различных природных факторов на биологию приматов (предков человека) наука не обладает. Предполагается, что один из природных факторов в качестве определяющего или вся их совокупность стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению гоминидной триады. Гоминидная триада – это генетически закрепленные морфологические признаки первых гоминидных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между человеком и обезьяной: прямохождение, освобождение верхних конечностей и изменение кисти руки, увеличение объема и усложнение организации головного мозга, способствовавшее возникновению второй сигнальной системы.

Природные предпосылки обусловили биологические изменения гоминидных существ, однако, определяющая роль в антропогенезе отводится социальным факторам.

Социальные предпосылки антропогенеза:

Производство орудий труда и использование их как средств для производства материальных благ. Этот процесс имел, по меньшей мере, два значимых следствия: а) ослабление и разложение инстинктивной основы поведения, снижение непосредственной приспособленности к среде обитания у наших первопредков; б) переход от стратегии приспособления к природе к стратегии ее преобразования. В процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивал свои аналитико-синтетические способности. Результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудового акта. Например, освоение участков земли для собирательства, земледелия и т. п. требовало перемещений в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно-следственные связи, воображение, развивалось мышление;

возникновение мышления, языка, речи. В процессе хозяйственной деятельности посредством языка устанавливаются межчеловеческие связи (за счет появления надгенетических механизмов хранения опыта, формирования культурных традиций), структурируется реальность (она дифференцируется на роды практически значимых предметов – одежду, утварь, кров), что явилось предпосылкой возникновения материальной культуры. В процессе эволюции человеческая речь превратилась в произвольную и искусственную совокупность средств общения и выражения действий, мыслей, оценок, обеспечила способность воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Язык выступил эффективным средством организации совместных действий, хранения и трансляции знаний;

эволюция брачно-семейных отношений. Переход от стада к общине, установление внутристадного мира был связан с возникновением запрета на инцест и другими первичными морально-нравственными табу (запрет на убийство соплеменника; требование помощи слабому). Нравственность оказалась важнейшим фактором антропосоциогенеза, поскольку выступила специфическим механизмом выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Способствуя преодолению индивидуально-эгоистических импульсов в интересах рода, вида, племени и формированию альтруистических форм поведения, она стала основанием человеческой психики и ее первичных социальных проявлений.

В процессе эволюции, таким образом, жизнедеятельность людей приобрела сознательно-волевой характер, вследствие чего человек превратился в существо, способное к самопринуждению, обладающее сознанием, ответственностью и совестью.

С точки зрения современной науки, по мере развития цивилизации биологическая эволюция постепенно утратила ведущую роль, и эволюция человека пошла в направлении совершенствования социальных отношений, коллективного разума человечества, развития нормативно-преемственного, ценностного, многовариантного поведения.

Игровая концепция происхождения человека в качестве основного антропогенетического фактора, источника и основы культуры рассматривает игру. Несмотря на то, что непосредственным образом игра не связана с необходимостью выживания, именно через игру и посредством игры осуществляется развитие человека. Появление специфически человеческой среды обитания не может являться результатом исключительно трудовой деятельности, поскольку в сущностных своих проявлениях культура, как и игра, предполагает свободу самовыражения, творческую импровизацию, избыточность по отношению к материальным интересам.

Игра старше культуры, так как действия игрового характера можно обнаружить уже в животном мире, она постепенно преодолевает биологические границы. По мере становления культуры игровой элемент отодвигается на второй план, уступая место требованиям долженствования, но не вытесняется, а напротив, ассимилируется в сакральной сфере, кристаллизуется в науке и поэзии, правосознании и формах политической жизни, составляя глубинную основу жизни культуры. Такая ассимиляция наиболее наглядно проявляется в сфере языка. За каждым абстрактным словом скрывается метафора, образ, в каждой метафоре обнаружима игра слов, циркуляция смыслов.

49. проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.

Испокон веков “описанием” вариативных явлений сознания людей занимаются многочисленные научные дисциплины. Предметом философского анализа становится изучение природы сознания, проблемы сущности его происхождения, исследование удивительных возможностей созидательной силы сознания, а так же деятельности человеческого разума в познании и преобразовании окружающего мира.

В целом, сознаниеесть высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Неоспорим тот факт, что человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется он лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретается только через общение с другими людьми, а так же через навыки предметных действий. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознание. Без понимания и знания, которое несет с собой общественно-историческую деятельность и человеческую речь, нет и сознания.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения: 1) описание способов данности вещей в сознании (описание феномена сознания); 2) объяснение возможности самого сознания, т.е. самого феномена. Начиная с философии античности до Нового времени, указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В XXвеке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный. Представления о сознании тесно связано с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени сформировали различное понимание сознания.

Исторически первой трактовкой сознания является субстанциональный подход (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Г. Лейбниц, Р. Декарт и др.).

Наряду с субстанциональным, распространение в истории философии получил так же натуралистически-функциональный подход к анализу сущности сознания. Развитие подобных идей связано с представителями английского и французского материализма XVII-XVIIIвеков (Д.Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, Гоббс, Декарт, Спиноза и др.), которые освободили философию от схоластики и повернули ее лицом к науке. Основой философского познания для них стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Сознание понималось ими как функция мозга и отражение действительности, а также отстаивалась идея реальности сознания как активного фактора жизнедеятельности человека.

Одним из наиболее авторитетных неклассических подходов к пониманию сознания в современной философии становится экзистенциально-феноменологический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э.Гуссерль и др.) Здесь предлагается в трактовке сознания исходить из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Важным становится не мышление о бытии, а бытие мышления.

Наряду с вышеназванными основными подходами к трактовке сознания, можно выделить так же психоаналитический. Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) выявила существование проблемы бессознательного, т. е. скрытых составляющих сознания, не представленных в нем самом. Феномен бессознательного, по мнению авторов различных ветвей психоаналитической теории, представлен в персональном и коллективном виде, последний символизирует наследие опыта предшествующих поколений в индивидуальной психике человека.

Антропология это наука это вытекает из необходимости понимания, с одной стороны, разнообразия физических характеристик людей, а с другой - сравнения описательно различных групп людей.

Однако по мере развития и научного признания антропология расширила и систематизировала свою практику в различных отраслях. Далее мы объясним, что есть и что есть четыре основные ветви антропологии .

Что такое антропология?

Антропология - это научная дисциплина, которая отвечает за понимание того, что делает нас людьми. Для этого анализируются как физические, так и социокультурные проявления разных групп и в разные периоды .

В частности, антропологи заинтересованы в изучении того, как и почему люди ведут себя и взаимодействуют определенным образом; Вопрос, который можно проанализировать с самых разных точек зрения.

Многие антропологи работают, например, анализируя области экономики или политики, других здравоохранения, образования или права. Но может быть еще много. Для антропологии, области исследования столь же разнообразны, как и человеческое разнообразие .

Точно так же формы, которые Антропология создала, чтобы изучить это, варьируются в зависимости от места и конкретного контекста, где они возникли. Например, существуют традиции антропологии, которые не применяются в равной степени в Соединенных Штатах, чем в Латинской Америке. Это потому что потребности и образ жизни различаются в зависимости от контекста И это именно то, что антропология стремится понять.

Основные отрасли антропологии

В начале Антропология была посвящена изучению незападных практик и мировоззрений различных групп, таких как церемонии, ритуалы, гадания, среди других , Тем не менее, их области обучения стали намного более разнообразными, поскольку та же дисциплина прогрессировала.

Таким образом, объект изучения антропологии охватывает широкий спектр возможностей. Вот почему он обычно делится на разные поля.

По данным Американской антропологической ассоциации, существует четыре основных направления этой дисциплины. В свою очередь, каждая из этих отраслей антропологии может быть разделена на разные темы и в соответствии с конкретными интересами.

1. Биологическая антропология

Биологическая антропология (в некоторых местах она известна как физическая антропология) отвечает за понимание как люди адаптировались к различным средам , В частности, он ответственен, например, за изучение причин заболеваний или того, как мы эволюционировали в отличие от других видов.

Они также заинтересованы в понимании того, как биология и культура формируют образ жизни и поведение человека в целом.

2. Культурная антропология

Культурная антропология, которая в некоторых местах известна также как социокультурная антропология или этнология Узнайте, как люди из разных мест живут и понимают мир. Они задаются вопросом, как правила, которые устанавливают формы взаимодействия, генерируются в большом разнообразии контекстов.

Для этого они анализируют точки зрения людей. Эти точки зрения позволяют им понять перспективы, практики, ценности и социальную организацию человеческих групп.

3. Лингвистическая антропология

Те, кто изучает лингвистическую антропологию, заинтересованы в анализе различные способы установления связи, которые существуют между людьми , То есть понять, как язык связан со способами понимания мира и соотноситься с ним.

В частности, речь идет о том, как язык проявляется по-разному, и как его использование со временем меняется, создавая смыслы и даже меняя индивидуальность и отношения. Эти два понятия, язык и общение, являются ключом к пониманию общества и культуры.

4. Археология

Археология отвечает за изучение человеческой культуры через анализировать предметы, материалы, инструменты и конструкции, которые люди делали на протяжении всей истории и в разных местах.

Для этого наиболее распространенной практикой является удаление этих объектов с земли и нанесение на карту местоположения сооружений, чтобы лучше понять повседневную жизнь людей, а также понять различия и сходства между человеческими обществами. через время

Как применяются эти разделы обучения?

Различные отрасли антропологии могут применяться в самых разных контекстах. Например, на местном уровне, в общинах, пытающихся понять свои проблемы, связанные со здоровьем или образованием.

Или также, может применяться в музеях или на археологических раскопках, которые помогают восстановить прошлое , В этом же смысле он может быть применен в больших городах, то есть при анализе практик и пространств настоящего.

Они также могут применяться в деловой или технологической сфере, поскольку последняя может дать много подсказок о том, как мы развивались и как постоянно меняются наши потребности и образ жизни.

Антропология (от греч. anthropos — человек, и logos — слово, мысль) — это наука о человеке.

Она изучает происхождение человека, его физиологию, духовную и культурную составляющие человека, образование человеческих рас и обществ (т. е. социальный аспект).

Современная антропология как наука стала формироваться в 18–19 вв. Но первое упоминание термина приписывают ещё древнегреческому учёному Аристотелю (4 в. до н. э.).

Антрополог — это, соответственно, учёный, который занимается изучением биологического и духовного разнообразия человека.

Какие есть разделы антропологии?

Антропология изучает человека в целом, но у неё есть много разделов, и каждый отвечает за свою более узкую область.

В зависимости от того, чему уделяется большее внимание — биологическим характеристикам человека или его культурным признакам или расовой принадлежности — антропологию разделяют на направления:

  • социально-культурная,
  • физическая (биологическая),
  • философская,
  • медицинская,
  • юридическая (или антропология права).

Социально-культурная антропология

Изучает социализацию человека, то есть влияние социума на поведение индивида, объединение человека в общество — от первобытных до современных. Наука занимается также изучением культуры человека, его традиций, языка, религии.

Так как зачастую общности людей и их культурные ценности неразделимы, социальную и культурную антропологию объединяют в одно направление.

В России чаще применяют термин этнология. Это наука, изучающая отношения между этносами, различия между ними и то, как они сосуществуют.

Физическая (биологическая) антропология

Изучает строение тела и биологическое разнообразие человека. Путём исследований наука пытается выяснить, почему мы отличаемся друг от друга, а также пытается найти связь между нашим телом и личностью.

Учёные разбираются в:

  • морфологии (строение тела человека, параметры, физические характеристики),
  • генетике (гены и наследственность),
  • эволюции (то, как человек физиологически адаптируется).

Философская антропология

Изучает вопросы существования человека через философию. Пытается понять и осмыслить человека. Отвечает на такие вопросы, как: для чего существует человек, какая у него сущность и место в мире.

Философская антропология возникла в 20 веке. Она изучает идеи учений, которые предшествовали появлению этого раздела:

  • теоцентризм: в центре мира — Бог;
  • антропоцентризм: в центре мира — человек;
  • космоцентризм: человек — часть космоса;
  • экзистенциализм: в центре — "Я" человека и его свободный выбор.

Медицинская антропология

Наука занимается исследованием здоровья и благополучия людей. То есть выясняет:

  • методы лечения, которые использовались ранее и используются сейчас людьми,
  • как в разных обществах относятся к здоровью,
  • уровень медицины и знаний о ней у разных народов.

Этот раздел науки тесно связан с физической и социально-культурной антропологией.

Юридическая антропология (или антропология права)

Изучает социум людей через правовые источники. То есть каким образом человек создавал право в обществе и чем он при этом руководствовался.

Наука также изучает правовую культуру различных обществ. Она пытается ответить на вопрос, какая правовая система может соблюсти права человека и учесть при этом его интересы: социальные, национальные, исторические, возрастные, расовые, гендерные и т. д.

Методы антропологии

Собирая антропологические данные, учёные используют определённые методы и подходы к их анализу.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДОКЛАД.doc

Дуванова Екатерина Андреевна

Студентка 13 лл 14 группы

Антропология – система автономных дисциплин, предметом которых является человек. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих.

Возникновение термина восходит к античной философии и приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. До эпохи Нового Времени, с которой связано появление антропологии как научного понятия, разнообразие человеческого существования изучалось различными мыслителями и учеными. И всегда это изучение испытывало влияние социального фактора, дающего возможность проследить интересы, движущие обращением к человеку, человечеству, человечности.

Традиционно в антропологии выделяют несколько приоритетных направлений антропологических исследований и несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.

Всю структуру антропологических наук можно распределить по двум обширным направлениям. Это гуманитарное и естественно-научное направления. В свою очередь, оба этих направления содержат в себе как классические, так и новые активно развивающиеся дисциплины.

1. Классические дисциплины антропологии гуманитарного направления.

Филосо́фская антрополо́гия в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века.

Это базисная наука о сущности и сущностном строении человека. Сущностью человека является антропологическая связь духа и жизни, так как жизнь является общим для человека и остального органического мира. Человек в отличие от животного способен выделить свое "Я" от своего физического существования, способен осознать свою духовную неповторимость.

Невозможно более или менее точно определить время возникновения философской антропологии как отдельной дисциплины. Проблема человека ставилась уже первыми философами Индии, Китая, Др. Греции, и в последующем не было ни одной философской школы или учения, в которых не поднимался бы вопрос о человеке: его происхождении, способностях, структуре сознания, смысле существования и т.п.

Иммануил Кант считал, что философия, отвечающая на четыре главных вопроса (что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?), должна в конце концов три первых вопроса свести к четвертому, а все науки — к антропологии. Антропология — это, по Канту, фундаментальная философская наука.

В Советском Союзе социальная антропология долгое время не существовала как отдельная наука, предмет её исследования изучался в различных смежных дисциплинах, главным образом — в этнографии. В начале девяностых наука получила своё самостоятельное развитие в России, она преподаётся на социологических факультетах университетов.

Близкий к ней спектр вопросов изучается наукой этнологией ( этнографией), преподающейся на исторических факультетах.

Культу́рная антрополо́гия — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США.

Основные представители: Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс.

В процессе развития культурная антропология разделяется на Западе на ряд субдисциплин. Заметное место среди них занимает археология и этнология. Этнология, в свою очередь, распадается на этнографию, лингвистику, социальную антропологию как исследующую формы коммуникаций и взаимовлияния различных культур.

Культурантропологическое знание обосновывает научное изучение человеческой культуры, и материальные культурные объекты, и духовные проявления культуры (верования, ценности, идеи). Огромное внимание культурные антропологи уделяют религиозным верованиям.

Культурная антропология внесла заметный вклад в международную жизнь, сближая и способствуя пониманию между народами с различными культурами. Влиятельной ветвью культурной антропологии является лингвистическая антропология. Представители этого направления пытаются найти взаимосвязи между языками народов и другими аспектами народной культуры: понятия, которыми пользуются люди, отражают огромные различия в культуре социальных классов.

2. Классические дисциплины антропологии естественно-научного направления.

Физическая антропология — комплексная естественнонаучная дисциплина, использующая биологические методы для исследования разнообразных типов человека современного вида.

В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX века. Среди основоположников физической антропологии — выдающиеся ученые своего времени: П. Брок, П. Топинар, К. Бэр, А. Богданов, Д. Анучин и др.

Предметом данной дисциплины является физическая организация человека, ее изменчивость во времени и пространстве. Исследования ведутся с помощью объективных методов: антропометрии и биометрии, методов молекулярной биологии, генетики и медицины.

Границы исследований физиологической антропологии очень широки, ее проблематика тесно связана с такими биологическими науками, как физиология, биохимия, медицинская генетика, что нередко ее просто называют биологией человека.

Биологическая антропология получает научные основания, когда дарвиновская теория эволюции посредством естественного отбора становится центральной в ее развитии. Уже в эпоху Ч. Дарвина в ней тщательно рассматриваются важные характеристики человеческого существа: большой объем мозга и прямохождение.

Биологическая антропология изучает соотношение биологического и социального в человеке и включает в себя социобиологическое направление и этологию, которая изучает генетическую обусловленность механизмов поведения. Она исследует биологию человека и других приматов с эволюционной и сравнительной точек зрения. С открытием великой роли общества в жизни каждого отдельного человека, биологическая антропология используется для показа роли именно биологии в изучении Homo Sapiens.

Современная биологическая антропология изучает эволюцию человека и приматологию (физическая антропология); генетику человека, рост народонаселения и экологию.

Совокупность проблем, которые сегодня определяют предмет и содержание биологической антропологии, включает в себя вопрос происхождения человека и его места в животном мире, раскрытие движущих сил эволюции, разработку комплексной характеристики человека, как биологического вида.

На данных биологической антропологии базируются - медицина, психология, педагогика, социальные науки. Биологическая антропология дала толчок развитию гендерной и валеологической антропологий, а так же антропологии возраста.

К ней тесно примыкает медицинская антрополо́гия — научная дисциплина социально- культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании состояний здоровья и болезни представителями различных социумов, о вариантах сохранения здоровья человеком в культурном контексте медицинских практик, о разнообразных социокультурных аспектах создания медицинских знаний.

Медицинская антропология находится на стыке антропологии и медицины, поэтому она представляет собой как фундаментальную, так и прикладную дисциплину.

Исходно связана с социологией, гендерными исследованиями, фактически включает в себя в качестве составной части этномедицину, примыкает к психологической антропологии и антропологии сознания.

На Западе активно развивается с 1970-х годов, в России представлена незначительно: в 2005 году в составе Центра междисциплинарных исследований ИЭА РАН была создана научно-исследовательская группа медицинской антропологии.

Медицинская антропология получает всё большее распространение в условиях современных полиэтничных обществ, представители которых зачастую принадлежат к разным культурным сообществам со своими собственными, иногда весьма специфическими представлениями о здоровье и болезни, о теле, о гигиене и о способах лечения.

Эту дисциплину можно разделить на 2 направления. Биомедицинская антропология изучает соматопсихическую целостность здорового человека, формы и факторы изменчивости составляющих ее признаков, факторы благополучия и риска для здоровья человека, а клиническая антропология занимается изучением соматопсихической целостности больного человека, клинического разнообразия болезненных проявлений в связи с индивидуальной, возрастной, этнотерриториальной, биоритмологической и другими проявлениями изменчивости.

Кроме того, исследования в области медицинской антропологии стали основой для развития учения о здоровье, включающего понятия об уровнях здоровья и критериях их оценки – валеологии.

Одна из особенностей антропологии ее постоянно растущее участие в жизни человека, ее соучастие в решении вопросов, которые выдвигает наша действительность. С результатами исследований антропологов мы сталкиваемся буквально каждый день, на каждом шагу.

Решение задач прикладной антропологии такое же древнее, как сам человек, с тех пор, как наш далекий предок стал изготовлять и пользоваться орудиями труда и предметами быта. Какое построить жилище, как создать удобные стулья и парты, как оборудовать рабочее место на заводе, у станка, сшить пальто, смастерить лодку или оборудовать концертный зал - вот далеко не полный список вопросов, которые решает прикладная антропология.

Читайте также: