Какая содержательная линия не учитывается при планировании работы по обучению изо в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

2 ступень – 5–7 класс. В этот период обучения у учащихся систематизируются и углубляются знания по всем направлениям художественно-творческой деятельности. Изучаются закономерности в композиции, цветоведении и т.д.

3 ступень – 8–9 класс. На заключительном этапе учащиеся обобщают полученные знания и знакомятся с основами дизайна.

Методика преподавания в Дошкольном Образовательном учреждении Обучение в детских дошкольных учреждениях призваны развивать творческие способности детей, закладывать основы общего интеллектуального развития. Поэтому все программы обучения изобразительному искусству в этот период представляют собой разнообразие и вариативность использование активных форм деятельности по живописи, лепке, аппликации. Занятия должны быть сопряжены с игровой деятельностью

Умения и практические навыки:

1-й год обучения (2–3 года)

УМЕНИЯ: определить цвет, назвать его; лепить круглые и плоские формы; располагать рисунок по центру из цветных бумажных элементов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: держать правильно карандаш и кисть; смачивать кисть в воде и набирать краски кистью; смешивать краски.

Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения

Общеобразовательная школа должна раскрывать эстетические, общекультурные аспекты искусства. Общеобразовательная система -двухуровневая. Первый уровень – это традиционная система с одночасовым регламентом. Соответственно и организация подачи материала здесь включает основные аспекты искусства. Второй уровень – эстетические двухчасовые классы.

Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.

Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).

Однако задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования разняться.

Главной задачей обучения детей на профильном уровне обучения является углубленное обучение изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса и выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях (профориентационная работа).

Методика проведений занятий значительно отличается по структуре, продолжительности и направленности. В образовательном процессе происходит деление на отдельные дисциплины; живопись, композиция, рисунок, декоративно-прикладное искусство, история искусств, дизайн и др.

Система дополнительного образования – кружки, ДХШ.

Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.

Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки.

Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.

Приступая к планированию учебно-воспитательной работы, прежде всего необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое задание, и средства выполнения. Знания и навыки, которые уч-ся должны усвоить в каждом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начинающим педагогам часто кажется, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и раскрывает методическую последовательность усложнения учебных задач по годам обучения, однако многих частных вопросов методики преподавания она не касается. Как мы уже выяснили, педагогический процесс – творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов – дело самого учителя, организатора работы.

Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реализовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые рекомендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие картины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюрмортные постановки из таких предметов, которых в сельской местности нет. Учебная программа не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо знакомить уч-ся и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо художника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заменить их другими картинами того же художника. То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постановок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими аналогичными по форме.

Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны выделить основное содержание учебного материала, с другой стороны – согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении. При составлении индивидуального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Составляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды занятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя назвать удачным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то реябта легко настроились бы на продолжение этой работы ив каникулярное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и тематические композиции, связанные с праздниками – Новый Год, Восьмое Марта, Первое мая и др. Иллюстрированный план сразу позволяет увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность. Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы.

Некоторые методисты считают такой вид работы излишним, так как для выполнения иллюстрированного плана требуется известная затрата времени. Практика убедила в обратном. Те, кто не составляет иллюстрированного плана, тратят больше времени, им приходится перекраивать свой план работы по нескольку раз в год. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание. Кроме того, такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного материала – составлению календарных планов для каждого класса, тематических разработок и конспектов уроков.

Одновременно с составлением учебного плана преподаватель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, аннотаций, иллюстративный материал, различного рода пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества. Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки. Более дентальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала.

Онлайн-книги

Кузин В.С. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2010.

Кузин В.С. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2010.

Продолжительность урока: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Наряду с основной формой организации учебного процесса уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках.

Основные содержательные линии

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Место предмета в базисном учебном плане

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(135 час)

Мир изобразительных (пластических) искусств

(25-20 час)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.ВанГога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

(25-20 час)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

(50 час)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Выявление и утверждение индивидуальности школьника и его способностей. Основные цели и задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах. Требования к содержанию и методам преподавания. Структура программы и виды занятий.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.01.2013
Размер файла 15,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Изобразительное искусство в начальной школе

1. Цель и задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах

В связи с этим изобразительное творчество учащихся в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

- постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;

- развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

- духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;

- формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;

- развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

- создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;

- ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;

- формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

2.Требования к содержанию и методам преподавания

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе основаны на следующих принципах:

- органичном сочетании и единстве учебно-воспитательного процесса: нравственно-духовное, эстетическое и художественное воспитание должно осуществляться в комплексе с систематическим усвоением учащимися художественных знаний и освоением практических навыков художественной деятельности;

- освоении учащимися изобразительных навыков и технических приемов, которые является не самоцелью, а средством или инструментарием для художественного познания и создания художественного образа;

- учете возрастных особенностей учащихся, сочетании индивидуальных и коллективных форм работы;

- формировании представлений об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, понятиях и терминах, овладении техниками и материалами, образной системой;

- формировании стержневых представлений об изобразительном искусстве, которое происходит во взаимосвязи со всеми видами художественной деятельности: эстетическим освоением окружающего мира, восприятием искусства, теоретическим знанием, творческо-практической деятельностью;

- применении разнообразия видов работы и художественных материалов;

- взаимосвязи разных видов искусств (полихудожественности) - изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создается ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью на уроке определенное время отводится просмотру репродукций, слушанию музыки, литературных произведений, просмотру фрагментов

изобразительный искусство учебный начальный

3. Структура программы и виды занятий

Системообразующим началом программы и ее смысловым стержнем является дифференциация всего учебного материала по трем содержательным компонентам, которые охватывают всю программу с I по 4классы. К ним относятся:

Эстетическое восприятие действительности как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач.

Задачей данного содержательного компонента программы является также развитие у школьников зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.

На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техника.

Практическая художественно-творческая деятельность включает в себя:

- изображение на плоскости (использование разных художественных материалов и техник (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, тушь; аппликация, коллаж, монотипия);

- лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, солёное тесто);

- декоративно-прикладную деятельность и дизайн (художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства).

Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, работу на тему по заданию учителя, а также наброски, прикладную графику, аппликацию, коллаж, монотипию и т.п.

Лепка (скульптура) имеет особое значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет доминирующую роль в развитии изобразительной деятельности детей.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, художественного конструирования и проектирования, работу с природными материалами (листья, цветы, травы и т.п.), что способствует развитию у школьников представлений о связи разных видов художественной деятельности.

Содержание практической деятельности предполагает решение четырех основных групп учебных задач: 1) композиция; 2) цвет и освещение; 3) форма, пропорции, конструкция; 4) пространство и объем. Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Главное в работе по композиции в начальных классах - освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе - создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.

В работе с цветом в I-IV классах ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. В начальных классах следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, так как гуашь дает большую свободу в работе и позволяет вносить исправления. В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Для выработки навыков анализа формы и последующего ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.

Обучение передаче пространства на бумаге начинается с I класса, в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание в работе с младшими школьниками уделяется формированию у них понятий об изломе плоскостей и границе излома: границе пола и стены, видимой границе земли и неба, а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.

При планировании времени на данный вид работы нужно учитывать, что виды художественной деятельности на уроках могут сочетаться и занимать часть урока: восприятие - с практической работой, лепка - с рисованием.

Методы работы с учащимися по искусству на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр мультимедийной презентации,. Огромную роль играют уроки, построенные по законам художественной драматургии, формы внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству..

Особое внимание должно быть обращено на художественно одаренных детей, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

Уроки изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств.

Эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся практических умений и навыков.

.Ведущие умения формируются комплексно во всех видах художественной деятельности. Освоение каждого вида требует формирования частных умений и навыков: живописных, графических, пластических, декоративных, конструктивных, восприятия произведений искусства, освоение их языка, выразительных средств и т. п.

1Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 - 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.

2Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

3Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992.

4Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. - Минск: НМУ НИО, 2008.

5Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002 искусства).

Подобные документы

Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.

шпаргалка [102,6 K], добавлен 29.10.2013

Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

конспект урока [381,8 K], добавлен 10.09.2010

Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

курсовая работа [38,7 K], добавлен 20.04.2016

Основные характеристики школьных стандартов нового поколения. Универсальные учебные действия в современной начальной школе. Практическая значимость формирования личностных универсальных учебных действий у школьников средствами изобразительного искусства.

курсовая работа [62,7 K], добавлен 29.11.2016

Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.


Деятельность по воспитанию и развитию личности в школе осуществляется разными путями, важное значение имеет такой ее вид, как внеклассная работа. Перед педагогом стоит задача увидеть в каждом обучающемся личность творческую, активную и способную трудиться, научить самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности. Немаловажно воспитать у школьников любовь к труду и учить их правильно организовывать свой досуг. Внеклассная работа способствует воспитанию данных качеств, являясь добровольной деятельностью, она имеет свою особенность: дети выбирают род занятий по своим собственным интересам и увлечениям. Данный вид воспитательной деятельности направлен на формирование у обучающихся таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность и творчество. Внеклассная работа способствует саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию детей, развитию их творческих способностей. Не менее важное значение внеклассная деятельность занимает в организации досуга и культурного отдыха учащихся.

Внеклассная работа осуществляется по всем школьным предметам, предметы эстетического цикла не являются исключением. Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует творческую личность, развивает интерес к искусству и позволяет расширить и углубить знания младших школьников.

Цель исследования: изучить особенности организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.

Деятельность учителя во внеклассной работе заключается в том, что он руководит работой обучающихся, помогает, советует, направляя их тем самым на творческую работу. При этом, по мнению С. А. Смирнова, учитель должен основываться помимо общедидактических принципов, на специальных принципах внеклассной работы [2, с. 383]:

Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга интересов по предмету и желания расширять и углублять свои знания. Принцип равного права всех обучающихся заниматься внеклассной деятельность, независимо от успехов на уроке. Принцип самостоятельности заключается в ответственности обучающегося за взятые на себя поручения и поиск решения поставленных перед ним задач, как педагогом, так и коллективом. Принцип занимательности играет важную роль в поддержании и развитии интереса обучающихся и реализуется благодаря использованию разнообразных форм, средств методов и приемов.

Вышеизложенные принципы учитывается и при организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе, которая характеризуется свободой выбора младшими школьниками материалов и тем рисования, а также выбора оборудования (учащиеся часто рисуют на свободные темы, и имеют выбор в средствах рисования). На внеклассных занятиях по изобразительному искусству учащиеся имеют возможность работать с многообразными материалами (младшие школьники выполняют рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создают скульптуры из глины и пластилина; выполняют изделия из керамики и папье-маше.). Кроме этого, занятия могут посещать и те школьники, которые интересуются исключительно теоретическим знаниям в области искусства (учащиеся, у которых возникают трудности при рисовании, посещают кружки, экскурсии, принимают участие в беседах и просмотрах кинофильмов по изобразительному искусству, обусловлено это интересом школьника к самому искусству, к его истории, определенному жанру).

Внеклассная работа по изобразительному искусству должна протекать в атмосфере художественной школы, где учащиеся будут рисовать на мольбертах, устраивать выставки своих работ, беседовать на темы искусства и тем самым развивать свои творческие способности. С этой целью используются как общепринятые дидактические формы и методы организации внеклассной работы, так и специфические, характерные для предметов эстетического цикла.

Для реализации принципа занимательности, педагогу необходимо использовать разнообразные формы внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. К таким формам относят: кружок, факультативные занятия, экскурсии, организация изостудий, музеев, беседы, выставки, конкурсы рисунков, домашнее рисование младших школьников.

Рассмотрим сущность каждой организационной формы, которая описана в работах Н. Н. Ростовцева [1, с. 216–224].

Кружок способствует выявлению интересов и творческих способностей обучающихся, меньшее количество учащихся, по сравнению с уроком, позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе.

Факультативное занятие — это внеклассная деятельность младших школьников, которая носит ярко выраженный проблемный характер и рассчитана на высокую активность и самостоятельность обучающихся как в восприятии материала, так и в выполнении заданий.

Экскурсия по изобразительному искусству проводятся в музеи, на выставки (с целью расширения кругозора, знакомства с произведениями) и на природу (с целью наблюдения и зарисовок).

Изостудия — представляет собой помещение для занятий изобразительной деятельностью, может находиться как в школе, так и за ее пределами. Преимуществом изостудии являются благоприятные условия для создания атмосферы художественной школы, занятия проводятся относительно длительное время (от трех часов).

Музей изобразительного искусства организуется самостоятельно младшими школьниками под руководством педагога, учащиеся собирают экспонаты и оформляют экспозицию.

Беседы организуются как при организации других форм, в качестве метода (на экскурсии, перед началом рисования в кружке, занятии в изостудии) и в виде отдельных внеклассных занятий (в случае, если тема уроке вызвала у младших школьников особы интерес) по инициативе самих обучающихся.

Выставки рисунков чаще являются общешкольными и организуются в конце учебного года как творческий отчет по работе кружков. Могут оформляться как в кабинетах, так и в коридорах, библиотеках, актовых залах. При оформлении выставок по изобразительному искусству необходимо помнить о подписях к ним.

Конкурсы рисунков по изобразительному рисунку обычно проводятся тематически в виде лучшего рисунка на определенную тему.

Во время организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе учителю приходится сталкиваться с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано. Много времени уходит на составление сценариев мероприятий, на выбор форм, методики проведения. В силу вышеизложенных обстоятельств, целесообразно выделить педагогические условия, способствующие эффективной организации внеклассной работы по данной дисциплине.

К таким педагогическим условиям относятся:

– формы и методы работы в кружках должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе;

– воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

– целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание младшего школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

– применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими;

– привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству.

Рассмотрим каждое условие более подробно.

Создание атмосферы художественной школы будет способствовать развитию у учащихся интереса к занятия изобразительным искусством, т. к. у учащихся будет возможность в выборе тем и средств рисования. Новая для младших школьников обстановка, в которой они смогут не только получать новые знания и умения, но и передавать свой опыт, делиться им с другими школьниками.

Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности. Важно, чтобы преодоление младшими школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, свои творческие способности. Наибольшие трудности для учащихся представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые условия, а именно: для каждого внеклассного занятия необходимо выделить ведущую задачу и предусмотреть последовательное усложнение этих задач от занятия к занятию.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание младших школьников, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого внеклассного занятия по изобразительному искусству рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях и умениях. В то же время беседа настраивает младших школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в творческих работах.

Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков. Беседы и рассказы на внеклассных занятиях по изобразительному искусству, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и др.)

Разнообразие применяемых художественных материалов и техник. Младшим школьникам для выполнения рисунка предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, альбомный лист, холст и др. К выбору материала привлекаются учащиеся, при этом учитель помогает и советует. Постепенно, с накоплением опыта и формирования навыков изобразительной грамоты, учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству способствует более эффективно деятельности младших школьников по изобразительному искусству. Экскурсии на природу и в музеи могут организовывать как учителя, так и родители, а также посещать их. Тем самым при домашней работе родители смогут посоветовать ребенку либо помочь ему. Учащиеся могут приглашать родителей на тематические выставки и вечера искусства, это способствует формированию у учащегося интереса к изучению искусства.

Внеклассные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют эстетическому воспитанию. В связи с этим, материал для внеклассной работы должен быть отобран с учетом возрастных особенностей интересов и предпочтений учащихся.

Таким образом, содержание внеклассных занятий должно быть, как можно более разнообразным и увлекательным. Успех работы внеклассных занятий по изобразительному искусству зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количество участников, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок. К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или натуральные объекты, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем, чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Необходимо стремиться к тому, чтобы внеклассные занятия по изобразительному искусству происходили в атмосфере художественной школе, способствуя тем самым развитию творческих способностей и интересу к изобразительному искусству.

Результаты исследования. Вработе рассмотрены особенности организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. В исследовании выделены педагогические условия, выполняя которые педагог сможет решить поставленные задачи, а деятельность обучающихся будет являться эффективной, развивать их интерес к изобразительному искусству.

Выводы. Анализ проведенного исследования дает основание утверждать, что для успешной организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе учителю необходимо придерживаться принципов внеклассной работы (добровольности, равного права, самостоятельности, заинтересованности) и соблюдать педагогические условия. Важно также учитывать время, отведенное на проведение внеклассных занятий, количество планируемых мероприятий, возрастные и индивидуально-психические особенности учащихся. Многообразие видов внеклассной деятельности и форм работы с детьми по изобразительному искусству эффективно влияет на формирование интереса к изучению искусства, и является необходимым условием для всестороннего развития личности младшего школьника сохранению и развитию его интереса в занятиях внеклассной деятельностью по данному предмету.

  1. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. — Москва: АГАР, 2000. — 251 с.
  2. Смирнов, С. А. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Москва: Академия, 2004. — 512 с.
  3. Сокольникова, Н. М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр. / Н. М. Сокольникова. — Москва: Академия, 2013. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, внеклассная работа, начальная школа, занятие, учащийся, художественная школа, школьник, внеклассная деятельность, интерес, младший школьник.

Читайте также: