Какая социальная роль характерна для подростка и взрослого обучающийся основной школы

Обновлено: 02.07.2024

3. Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

4. Когда родители контролируют выполнение детьми домашнего задания, то они выполняют:

1) социальное предписание

2) социальное обязательство

3) социальную роль

4) социальный заказ

5. Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого ? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пользователь мобильной связи

3) работник завода

6. Верны ли следующие суждения:

А. При рождении человек приобретает все свои социальные роли

Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Соотнесите виды социальных статусов и их характеристики. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) характеризует положение, которое человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы

2) статус, приобретаемый человеком в результате его свободного выбора, личных усилий

3) положение человека в малой группе

4) статус, не зависящий от личных усилий человека

8. Какому понятию соответствует следующее определение?

Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.

Запишите ответ: __________________________________________

9. Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков.

Б) директор завода

Д) ученик старших классов

1) достигаемые статусы

10. Соотнесите понятия и определения. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

__ социальная роль

__ социальный статус

__ социальные санкции

1) меры воздействия общества на поведение человека или группы людей

2) ожидаемое поведение индивида, имеющего определённый статус в данном обществе

3) положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и т.п.

4) поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола

Инструкция к тесту:

Тест содержит две части заданий.

Часть 1 содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 состоит из более сложных заданий с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

На выполнение тематического теста отводится 10-15 минут.

Тестовые задания можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашнего задания, текущего контроля и при подготовке к Государственной итоговой аттестации.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте заставляет подростков стремительно развиваться психологически и морально. С каждым годом количество обязанностей и задач увеличивается. Социальной ролью называют определенную методику поведения, необходимость которой диктует социальный статус человека. В модель входят действия, выполняемые подростком, набор материальных ценностей и приоритетов.
Быстрое развитие социальных ролей в юношеском возрасте приходится на период с 11 до 17 лет. Индивид трансформируется из ребенка во взрослого человека. Он сталкивается со следующими изменениями:

  • Поведенческий кризис в переходном возрасте;
  • Физиологические проблемы, связанные с половым созреванием.

Подростковый возраст – время активного увеличения числа ролевых значений в обществе.

Какую социальную роль может исполнять подросток: перечень

Основные социальные роли в юношеском возрасте характеризуется полом, родственными связями, деятельностью человека. Кроме основных есть второстепенные роли, которые формируются в конкретных ситуациях, условиях. Выполнение ролевых требований нормируется окружающими людьми, поощрениями и наказаниями. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль:

  • Парня, девушки;
  • Дочери, сына;
  • Сестры, брата;
  • Ученицы, ученика;
  • Соседа, соседки;
  • Подруги, друга.

Если подросток подрабатывает, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте дополняется образом работника или работницы, сотрудника или сотрудницы. В зависимости от ситуации выделяют деятельность:

  • Пассажира;
  • Водителя;
  • Пешехода;
  • Покупателя;
  • Читателя;
  • Отличника;
  • Двоечника.

Ориентируясь на условия, сложившиеся в определенный момент, можно выделить следующие ролевые обороты:

  • Защитника;
  • Учителя;
  • Провожающего;
  • Инициатора;
  • Организатора;
  • Ответчика;
  • Обидчика.

Какая социальная роль типична для старшеклассника – социальная роль ученика

Теория описывает социальные роли в юношеском возрасте кратко. Любой подросток сталкивается с ролью ученика. Впервые он встречается с ней, будучи ребенком. В большинстве случаев только взрослый человек, после окончания университета, перестает быть учеником. Взросление – сложный процесс. Каждый индивид выбирает удобную для себя роль в школьном обществе. Примеры:

  • Тихий ученик. Поведение, характерное для интровертов. Дети не нуждаются в обществе и одобрении одноклассников, имеют богатый внутренний мир. Преимущество тихони отдают письменным заданиям, с устными ответами им бывает сложно справляться;
  • Стремящийся к лидеру. Общество играет большую роль для ученика. Он сам не обладает качествами лидера, но не желает оставаться в стороне. Готов пойти на риск, чтобы доказать свою преданность авторитетному другу. В будущем такие люди легко поддаются общественному влиянию, им сложно доказывать собственную точку зрения, если нет сильной поддержки;
  • Поближе в учителям. Ребенок старается выслужиться перед учителем. Он часто жалуется на одноклассников, не общается с одногодками, редко имеет друзей. Социальная роль учительского друга помогает в учебе, но отрицательно сказывается на социальном положении;
  • Позиция лидера. Ребенок должен много знать, чтобы стать лидером. Заслужить уважение подростков достаточно сложно. Такая роль подходит харизматичным, развитым, умным школьникам;
  • Хулиганы. Эту социальную роль чаще всего примеряют подростки в седьмом-девятом классе. Таким образом они стараются выразить себя. В большинстве случаев этот период заканчивается в течение нескольких лет. Ребенок находит увлечение, другой способ заинтересовать окружающих.

Социальные роли в юношеском возрасте – таблица

Каждый индивид выполняет персональные, субъективные роли, выбранные им самостоятельно. Человек углубленно изучает какой-либо предмет, посещает различные мероприятия, курсы, дополнительные занятия. После поступления в ВУЗ подросток получает социальную роль студента. Она во многом схожа с линией поведения ученика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Какой из перечисленных статусов является предписанным?

Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?

2) директор фирмы

4) учащийся основной школы

Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?

1) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет.

2) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх.

3) Юрий Анатольевич голосовал на выборах.

4) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства.

Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

1) организация досуга

2) ведение домашнего хозяйства

3) первичный социальный контроль

4) продолжение рода

Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый, —

1) ученик средней школы

2) покупатель в магазине

3) заёмщик в банке

4) водитель автобуса

Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?

4) пользователь Интернета

Виктория — женщина, уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её

1) достигаемый статус

2) имущественное положение

3) предписанный статус

4) гражданские права

Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

3) ученик средней школы

Ивану 12 лет. В какой из перечисленных социальных ролей он может выступать?

3) работник по найму

Виктор руководит отделом на крупном предприятии, в его подчинении находятся 30 человек, но рано утром он успевает отвезти своих детей в школу. Это — пример проявления многообразия

1) социальных ролей

2) социальных норм

3) социальной политики

4) социальной мобильности

Общей социальной ролью подростка и взрослого может быть роль

3) футбольного болельщика

4) отца семейства

Какая социальная роль типична для старшеклассника?

4) военнослужащий по призыву

13 Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.

Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.

(А) По данным социологических исследований, мужчины стали больше времени уделять семейным обязанностям. (Б) Мужчины нередко берут на себя даже уход за младенцами. (В) Такое поведение мужчин способствует укреплению семьи.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Целью социологического опроса пятиклассников и десятиклассников было выяснить, как они проводят своё свободное от учебы время. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

hello_html_m5e3e848e.jpg

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство школьников 5 и 10 классов предпочитают в свободное время заниматься спортом.

2) Пятиклассники, в сравнении с десятиклассниками, меньше времени общаются с друзьями.

3) К 10 классу более чем в два с половиной раза увеличивается число подростков, занимающихся спортом.

4) Старшеклассники больше, чем пятиклассники, читают.

5) Примерно в четыре раза возрастает к 10 классу число подростков, предпочитающих в свободное время просто спать.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Социальный статус

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.

Виды ролей.

  • Основныероли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
  • Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)

Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.

Особенности социальных ролей:

  • Стандартизированы
  • Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)

Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.

  • основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
  • ситуационные — пассажира, покупателя….

Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.

Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.

Социальная структура социальной роли.

  • Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
  • Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.

Подростковый возраст.

Особенности подросткового возраста.

  • Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
  • Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
  • Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
  • Усиление интереса к противоположному полу.
  • Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
  • Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями.

Примерный ролевой набор подростка:

  • роль мальчика или девочки
  • роль сына или дочери
  • роль брата или сестры
  • роль друга или подруги
  • роль ученика или ученицы
  • роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)

Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.

  • Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
  • Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).

Кризис подросткового возраста.

Стадии подросткового кризи са.

Позитивная.

  • Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
  • Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.

Негативная.

  • Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
  • Разрушение прежних интересов подростка.
  • Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).

Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.

Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.

  • Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
  • Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.

Характеристика социальных ролей.

Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:

  • по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
  • по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
  • по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
  • по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).

Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:

Позитивные роли:

  • член семьи
  • член коллектива
  • специалист и др.

Негативные роли:

  • бродяга
  • попрошайка
  • наркоман
  • алкоголик и др.

Значение социальных ролей для человека

Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.

Социальная роль означает определенную модель поведения, которой должен придерживаться человек. Такая роль обуславливается его статусом, наличием обязанностей и прав.

В целом, социальная роль обозначает принадлежность человека к той или иной группе. Поэтому, взрослые люди и подростки относятся к разным социальным группам. Но и те и другие, могут иметь ряд общих обязанностей и их социальная роль может совпадать.

В чем различия между взрослым и подростком

Подрост ком считается человек до 18 лет. Когда он достигает этого возраста, человек считается совершеннолетним. То есть, он несет все обязанности взрослого и воспринимается как полноценный членом общества со всеми обязанностями.

Возраст 18 лет считается возрастом наступления полной дееспособности. Это юридический термин, который означает, что человек имеет право обладать и распоряжаться имуществом, отвечать перед законом за свои действия, он может создавать семью и обязан заботиться о ней.

До 18 лет человек не обладает полной дееспособностью, поскольку его имуществом распоряжаются его родители или опекуны, он не может выступать от своего имени в суде и так далее.

Какая социальная роль одна для взрослого и подростка

Несмотря на различия, можно выделить несколько социальных ролей, которые одинаково характерны для взрослых и подростков:

  • Обязанность соблюдать закон. Данная социальная роль касается и подростков и взрослых. Никто не вправе нарушать закон. Каждый нарушитель понесет наказание;
  • И взрослый и подросток одинакового обязаны заботиться о своих родителях, которые являются нетрудоспособными;
  • Еще одной социальной ролью, следует назвать необходимость обучения. Например, взрослый человек имеет право учиться, а подросток имеет такую обязанность.

В целом, социальные обязанности взрослых и подростков могут совпадать во многих других ситуациях. Это касается достижения одинаковых целей, взаимоотношений с близкими, исполнения своих обязательств. Поэтому, социальных ролей может быть бесконечное множество. если цели совпадают, то и социальная роль будет общей.

Я думаю, что главная социальная роль, которая характерна, как для подростка, так и для взрослого, будет являться роль сына или дочери. Подросток, безусловно, является чьим-то сыном или дочерью. Взрослый также может являться сыном или дочерью для своих родителей, если они ещё живы. Следующей социальной ролью, характерной для подростка и взрослого, может являться внук или внучка, если бабушка и дедушка живы. Не исключением является роль матери или отца, особенно это актуально в наше современное время.

Читайте также: