Как сделать рабочие листы для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Интерактивные цифровые рабочие листы, представленные в этой публикациии, удобны тем, что они позволяют автоматизировать предоставление обратной связи учащимся и высвободить время учителя для индивидуальной работы с учениками.

Учебные рабочие листы, созданные при помощи этих веб-сервисов, можно использовать как в качестве домашней работы, так и для работы при очной встрече с учащимися. Основная цель создания таких учебных материалов заключается в том, чтобы поддержать процесс учения учащегося и помочь ему достигнуть учебных результатов.

Рассмотрим несколько сервисов. Кстати, о работе с каждым (с пошаговой инструкцией) из них вы можете прочитать в отдельных публикациях, ссылки на которые будут указаны.

Live Worksheets

Веб-сервис Live Worksheets позволяет рабочие материалы, созданные в форматах docx, pdf, jpg и png, превратить в интерактивный материал для самопроверки. Можно создавать рабочие листы, которые содержат несколько типов заданий: добавление текстовых полей для ввода текста, выбор правильного ответа, викторина с выбором правильного ответа, сопоставление, перетягивание правильного ответа, задания на прослушивание, задания на произношение, открытые вопросы; добавление mp3 файлов, добавление видео с YouTube, добавление ссылок. Как видно из этого списка, материал может получиться очень разнообразным.

Прежде чем создавать свои рабочие листы, можно исследовать, какие уже созданы и опубликованы коллегами.

Этот сервис содержит различные учебные видео, которые вам, с технической точки зрения, помогут в создании своих учебных материалов. Также вы можете воспользоваться инструкцией по использованию сервиса Live Worksheets, которую составила я.

Wizer.me

С помощью сервиса Wizer.me вы создаете невероятно красивые по дизайну цифровые рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют учителю быстро предоставлять уч ащимся обратную связь. В учебной работе можно использовать этот инструмент как для формирующего, так и для итогового оценивания. Однако я всегда обращаю ваше внимание на поддерживающую и направляющую функцию этих учебных материалов. Отметки мы точно умеем выставлять, а дать формирующую оценку сложнее, и эти инструменты для нас хорошие помощники.

Сервис Wizer.me содержит достаточно большое количество различных учебных заданий, при помощи которых вы составите рабочие листы, максимально позволяющие учащимся разобраться с учебной темой. Более того, коллекция интерактивных упражнений регулярно пополняется.

Воспользуйтесь этой пошаговой инструкцией по созданию учебных материалов в сервисе Wizer.me и создайте красивые интерактивные учебные материалы.

Formative

Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся и в любой момент комментировать их ответы и предоставлять обратную связь. Этот сервис мне напоминает комбинацию из функционалов двух инструментов — Google Document и Nearpod.

Принцип работы простой. Вы создаете учебный материал в этом сервисе (видео, тексты, викторины, открытые ответы и т.д.), предоставляете доступ учащимся и со своего компьютера наблюдаете за их работой в режиме онлайн. Все :).

Учитель видит, какие ответы учащиеся выбирают в викторинах, какие тексты вводят и какие рисунки/графики изображают. Можно сразу давать комментарии на их ответы или предоставлять подсказки. По окончании работы отчеты вместе с именами ребят и их ответами сохранятся у вас на специальной вкладке.

Интересных учебных цифровых материалов, которые будут мотивировать и помогать вашим учащимся!

В последние годы значительно повысился интерес учителей к такому уникальному средству активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся как интерактивный рабочий лист (ИРЛ). Именно это дидактическое средство позволяет обеспечить эффективную обратную связь и способствует реализации идей формирующего оценивания.

В ходе проводимых курсов и семинаров, вебинаров участники не один раз задавали мне вопрос, какой инструмент выбрать для создания эффективных интерактивных рабочих листов.

Прежде всего, давайте определимся с терминами.

Интерактивный рабочий лист — это цифровое средство организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.

Но следует помнить, что дело не только и не столько в инструментах, а в том разумном методическом фундаменте, который закладывается в создание ИРЛ. Необходимо чётко представлять себе назначение данного образовательного средства, дидактические требования, предъявляемые к интерактивному рабочему листу:

Самостоятельная дидактическая единица

Это одно из основных требований. Создавая ИРЛ, учитель должен создать максимальные условия для достижения образовательных целей по объявленной теме. Необходимо убедиться, что на всех этапах обучения ученик сможет не только самостоятельно изучать содержание, но и проверять правильность своих действий, возможность обращения при необходимости у учителю.

stru

Ни в коем случае целью ИРЛ не должно быть запоминание или повторение конкретного учебного материала. Это ещё один способ организации самостоятельной учебной работы ученика. Но в то же время предполагается и конечное оценивание учителем результатов учебной деятельности.

Чёткая структура

ИРЛ начинается с лаконичной, но понятной ученикам инструкции. Далее учитель должен предусмотреть возможность активной работы ученика с контентом:

  • поиск,
  • преобразование
  • ввод собственного текста, собственных данных, полученных в ходе исследования.

Алгоритм учебных целей и задач

Последовательность действий заложена учителем в предлагаемых учебных целях и задачах. Учебные задачи должны быть хорошо прописанными, достижимыми и проверяемыми.

Очень хорошо, если учитель продумывает усложнение учебных задач по мере погружения ученика в содержание изучаемой темы.

Доступность

Цели и задачи интерактивного рабочего листа не должны быть оторваны от всего образовательного процесса. Учитель должен убедиться, что ученик умело владеет предлагаемыми цифровыми инструментами, имеет доступ к ним в школе, и особенно дома.

Автономность

Очень часто дидактически оправданным является тиражирование интерактивного рабочего листа, его распечатка. Наличие у учеников распечатанных рабочих листов помогает им лучше разобраться в поставленных задачах, охватить их целиком. А иногда, в случае отсутствия интернет-соединения или доступа к компьютеру ученик работает непосредственно с бумажным аналогом.

Направленность

Вид интерактивного листа может отличаться в зависимости от поставленных образовательных целей. К примеру, учитель предлагает не самостоятельное изучение нового учебного материала, а исследование, практическую работу. Но и этом случае не стоит забывать о перечисленных выше требованиях к ИРЛ.

Исходя из дидактических требований к интерактивному рабочему листу. учитель выбирает наиболее приемлемый для него инструмент.

Итак, какими конструкторами интерактивных рабочих листов учитель может воспользоваться? Ниже вы увидите краткие описания. Для более подробного знакомства вы можете перейти по предлагаемым ссылкам.

WIZER.

Один из наиболее популярных среди учителей. Представляет собой набор разнообразных цифровых учебных заданий, которые учитель может представить учащимся.

wizerr

Организована обратная связь с учащимися. Учитель следит за работой учеников в электронном журнале.

Минусы:

  • Отсутствие русскоязычной версии.
  • Отсутствие отдельной функции вставки учительской инструкции.
  • Сложность регистрации учащихся.

Liveworksheets

Максимально приближен к видению печатного рабочего листа. Вы можете использовать за основу свои старые рабочие листы и тетради. Для создания интерактивных рабочих листов вы можете использовать свои записи в текстовом редакторе Word, а также в формате PDF или изображение JPEG.

irl1

Созданные ИРЛ вы можете группировать в интерактивные рабочие книги.

Для обратной связи с учащимися достаточно сбросить им ссылку на интерактивный рабочий лист или разместить его на сайте или в блоге. Создание классов максимально упрощено. Вы можете раздать ученикам для доступа логины и пароли.

Сервис предусматривает разнообразные учебные задания, в том числе связанные с произношением слов, что может пригодиться на уроках иностранного языка.

Минусы:

  • отсутствие русскоязычной версии
  • сложность конструирования интерактивных заданий.

Core

Отечественная онлайн платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом. Наличие русскоязычной версии предусмотрено изначально.

Предлагает несколько шаблонов создания ИРЛ. Предусматривается также возможность создания листа с нуля.

core1

Вы можете вставить текст, изображение, видео, прикрепить документ, ввести тест или организовать опрос.

Инструмент ввода инструкции предусмотрен изначально. Обладает несколькими фунциями.

instr

Имеется несколько вариантов создания класса. Это значительно облегчает работу учителя.

Учитель получает оперативную статистику о работе учеников.

core5

Минусы:

  • Неустойчивая работа платформы. К сожалению, пользователи сталкивались с этим несколько раз.

Имеется ещё несколько приложений, с помощью которых можно создавать интерактивные рабочие листы. Однако большинство из них не предусматривает создание виртуальных классов. То есть учитель не сможет отслеживать работу учеников. Впрочем, для интерактивных рабочих листов это не принципиально, особенно при работе с высоко мотивированными учащимися.

Показано, как можно создать эффективный ИРЛ с помощью приложений Google GradeBook for Google Sheets & Classroom и Random Generator.

Некоторые универсальные цифровые приложения позволяют создавать в том числе и интерактивные рабочие листы.

Располагает всеми возможностями создания интерактивного рабочего листа, в том числе и создания классов.

class12

В качестве конструкторов интерактивных рабочих листов можно использовать бесплатные инструменты по созданию интернет-блокнотов и веб-страниц.

Интерактивные рабочие листы – еще один тип информационных систем. Их можно применять как самостоятельные сервисы, а можно – как часть систем дистанционного обучения. Большинство сервисов интерактивных рабочих листов имеют интеграцию с Google Classroom. В последнем случае Гугл Класс получает своеобразное усиление функционала.

Правильно созданный интерактивный рабочий лист позволяет:

✅ освободить учителя от роли "говорящая голова”

✅ учащимся изучать учебную тему самостоятельно и автономно

✅ работать учащимся независимо от темпа работы всего класса

✅ вписать цифровые инструменты и веб-сервисы в учебный процесс

✅ учителю на уроке уделить больше внимания тем, кто в этом нуждается.

Интерактивный рабочий лист может применяться на уроке как один из этапов, как средство самостоятельного обучения учащихся. Особого внимания заслуживает использование интерактивного рабочего листа в перевернутом классе.

В обзор включены 5 наиболее интересных сервисов по созданию интерактивного рабочего листа (ИРЛ):

1 Google (можно обойтись только сервисами Гугла)

2 GoFormative – отличный интерактивный рабочий лист со строгим дизайном и базовыми формами тестовых заданий

3 Wizer – ИРЛ с ярким дизайном, есть множество форм тестовых заданий, аудиоконтент

4 LiveWorkSheets – ИРЛ со множеством функций; создается из PDF

5 Teacher Made – ИРЛ также создается из PDF, но имеется графический интерфейс добавления заданий.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Технологии для учителя и преподавателей | Интерактивные рабочие листы как новый способ познавательной активности детей (на примере поиска весеннего пробуждения природы)


преподаватель Нижнетагильского педагогического колледжа №2, Отличник Просвещения, Ветеран педагогического труда.

Современному учителю и родителю, чтобы разнообразить самостоятельную деятельность учащихся, могут пригодиться Интерактивные рабочие листы (ИРЛ). В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей – от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.

Интерактивным рабочим листом (ИРЛ) принято называть цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.

Авторами идеи являются Людмила Рождественская и Мария Смирнова.

Разработать ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить:

  • включение элементов теста: открытые и закрытые задания.
  • организации работы с текстом.
  • проблемные задания с пошаговым выполнением.
  • задания, направленные на умение классифицировать, структурировать.

Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д.

  1. Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
  2. Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, в активную работу ученика с ним.
  3. Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации, как бумажных, так и Интернет-источников.
  4. Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой, вероятность одинакового заполнения крайне мала.
  5. Заменить объекты на уже созданном листе можно в считанные секунды – и вот готов уже новый лист.

Сервисы для создания ИРЛ:

  1. Google-формы – Это может быть документ, либо рисунок, либо презентация. В данном случае была использована форма google-рисунок. С помощью стандартной панели инструментов, выбирая в ней коллекции фигур, таблиц, стрелок, линий, а также средств для их раскрашивания, можно создавать практически любые красочные и запоминающиеся листы. – открытые вопросы, множественный выбор ответа, сопоставление, установление соответствия, упорядочивание, заполнение пропусков в тексте, заполнение комментариев к изображению, таблицы, аудиозапись фрагмента.

С ребенком 5 лет идем гулять на улицу и берем с собой камеру, чтобы запечатлеть “признаки весны”.


Когда весна будет более заметна, кроме камеры возьмём еще один инструмент – “весноискатель”.



В сервисе Wizer оформляем находки в ИРЛ, который поможет вовлечь ребенка в систематизацию собственных наблюдений.


Другие интерактивные листы:

Современные технологии позволяют сохранять, модифицировать, вносить коррективы хоть миллион раз. Даже малыши, которые только учатся читать, с удовольствием будут перемещать по экрану карточки, решать задания, а старшеклассники с головой уйдут в разбор темы.

Читайте также: