Какая психологическая школа опирается на позитивистский подход к науке

Обновлено: 05.07.2024

· Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов.

· Этьен Бонно де Кондильяк

Позитивизм и его влияние на развитие психологии.

В первой половине XIX вв. рождаются системы, призванные нейтрализовать упорную склонность естественников материалистически постигнуть открытия естествознания. Наиболее существенной среди них была философия позитивизма, объявившая принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений, призвавшая научное мышление ограничиться от только наблюдаемых фактов и их устойчивыми зависимостями.

Идея О. Конта о духовном мире явится объектом научного анализа лишь тогда, когда будет забыта безрезультатная почва интроспективного изучения. Формулируя истинную потребность психологии в одолении субъективизма, конкретное осуществление своей идеи он усматривал в том, чтобы наблюдать операции сознания на доступных объективному изображению реалиях общественной жизни. В таком взаимообщении появляется сознание. Социальный организм образует объективное ядро фактов сознания.

Беря за отправную точку процесс общения, он анализировал динамику сознания личности как производное от объективных форм его взаимодействия с другими людьми. О. Конт не видел, что человеческие отношения сформированы на процессе труда, но само по себе выделение общения в характерную детерминанту психического было его существенной заслугой.

В дальнейшем под влиянием О. Конта создавалась социальная психология.

научное знание базируется на твердых эмпирических фактах;

теории выводятся из фактов и, следовательно, вторичны по отношению к ним;

наука развивается посредством постепенного накопления фактов;

поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение;

теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции;

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

В первой половине XIX вв. рождаются системы, призванные нейтрализовать упорную склонность естественников материалистически постигнуть открытия естествознания. Наиболее существенной среди них была философия позитивизма, объявившая принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений, призвавшая научное мышление ограничиться от только наблюдаемых фактов и их устойчивыми зависимостями.

О. Конт создал новую классификацию наук, в которой психологии вообще не было. Психические явления в качестве предмета положительного изучения раздробились на две дисциплины – физиологию и социологию. О. Конт раскритиковал индивидуальный, интроспективный метод.

Идея О. Конта о духовном мире явится объектом научного анализа лишь тогда, когда будет забыта безрезультатная почва интроспективного изучения. Формулируя истинную потребность психологии в одолении субъективизма, конкретное осуществление своей идеи он усматривал в том, чтобы наблюдать операции сознания на доступных объективному изображению реалиях общественной жизни. В таком взаимообщении появляется сознание. Социальный организм образует объективное ядро фактов сознания.

Беря за отправную точку процесс общения, он анализировал динамику сознания личности как производное от объективных форм его взаимодействия с другими людьми. О. Конт не видел, что человеческие отношения сформированы на процессе труда, но само по себе выделение общения в характерную детерминанту психического было его существенной заслугой.

Позитивизм — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

В конце концов, подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать которые невозможно.

Современные проблемы психологии личности

. это всякие игровые зависимости, инет, любовная аддикция (эротомании) и пр.), психология симпатий гендерная психология (гендер – социальный пол) основа гендера – социальные стереотипы (нормы поведения, . поведения. Общие принципы вывода из деструктивных культов. Прочитать и вникнуть: Личностные расстройства, психология зависимости (химические (алко, нарко, табако и пр.), нехимические: гемблинг – .

Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.

Целью данной работы является всесторонний анализ позитивизма как методологии современной психологии.

Методы исследования – при написании данной работы применялись как общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (описательный, сравнительный и т.д.).

Структура работы состоит из введения, основной части, выводов и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика позитивизма как методологии современной психологии

Суть его идей заключалась в следующем: бессмысленно заниматься тем, чем традиционно занимается философия – познанием сущностей; надо изучать только доступные нам внешние явления. То, что дано в ощущениях, то, что можно как-то воспринять и измерить – то и изучаемо. Все остальное – от лукавого. Путь прогресса – в продвижении от теологического к метафизическому и затем к особому – позитивному (положительному) мышлению. Самыми знаменитыми позитивистами помимо Конта были англичане Г. Спенсер и Дж.Ст. Милль.

Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний

. психологической науки. (За рубежом эта прикладная область психологии часто называется школьной психологией.) Профессиональная педагогическая деятельность предполагает хорошее знание учителем современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе. Это .

За более чем двести лет своего существования позитивизм видоизменялся и мимикрировал. Он принимал форму эмпириокритицизма Маха и Авенариуса, превращался в неопозитивизм и прагматизм. Однако принципиальные его положения сохранялись: критерий истинности знаний – реальный опыт; непроверяемое на опыте нельзя считать истинным. Эти положения нашли свое воплощение в известном принципе верифицируемости (верификации): истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

Бихевиоризм, претендовавший на звание объективной психологии, избрал своей методологией позитивизм и, следуя его логике, объявил сознание исключенным из сферы своих научных исследований. Изучать можно только поведение, поскольку оно дано нам в непосредственном опыте, в наших ощущениях. [1, с.115]

В 1931 году методологии позитивизма был нанесен существенной урон доказательством знаменитой теоремы Геделя – теоремы о неполноте достаточно богатых формальных систем. Суть этой теоремы: есть истинные предложения, которые в рамках этих самых богатых формальных систем недоказуемы и непроверяемы. Фактически доказанное утверждение опровергало изначальный тезис позитивистов. Не всякое истинное утверждение можно доказать, используя привычный набор аксиом. Для этого нужно выходить за пределы этого набора. Опоры на чувственный опыт явно недостаточно.

Вместе с тем позитивисты достаточно быстро осознали, что проблема истинности знаний связана с тем языком, с помощью которого описываются эти знания и процесс их получения. Научная философия, по их мнению, станет возможной только как логический анализ языка науки. Вокруг этих идей сплотились логики и математики – Карнап, Шлик, Франк и другие представители так называемого Венского кружка. [3, с.96]

Так возник логический позитивизм. Логические позитивисты ставили перед собой задачу подвергнуть логическому анализу имеющиеся научные знания, описать их и исследовать особые правила преобразования утверждений. Они полагали, что логика и математика должны рассматриваться не как знания о мире, а как набор аналитических утверждений, в которых устанавливаются по соглашению правила преобразования. [3, с.97]

2. Оценка роли позитивизма в истории психологии: многозначность подходов

Среди современных методологических проблем, обсуждаемых в отечественной психологии, одной из наиболее актуальных является оценка меры влияния позитивизма на формирование психологии как науки.

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности .

. знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, а для психоанализа — бессознательные явления и т. д.. Тем самым, возникает вопрос: стоит ли говорить о психологии как единой науке, . ом изучения не только психологии, но и диалектики и логики. Главные отрасли психологических знаний С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах .

научное знание базируется на твердых эмпирических фактах;

теории выводятся из фактов и, следовательно, вторичны по отношению к ним;

наука развивается посредством постепенного накопления фактов;

поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение;

теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции;

теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку эмпирическим опытом.

Гносеология, психология и логика – науки, исследующие знание.

. которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на . законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории. Эмпирический и теоретический уровни .

Сегодняшняя ситуация во многих науках показывает ограниченность позитивизма и рационализма вообще. Речь идет не только о само собой разумеющихся самоограничениях, например, в вопросе клонирования или производства орудий зомбирования или массового поражения. Проблема сегодняшней науки — это проблема востребованности новой ее философии, безусловно, глубоко психологичной и антропоцентричной. [2, с.73-77]

Этого мнения придерживаются ведущие ученые современности. Н.Н.Моисеев отмечает, что «рационализм, утвердившийся в XVIII веке, был естественным и очень важным этапом развития культуры и цивилизации в целом. Своим удивительным взлетом в XIX и XX веках именно ему обязаны физика и другие естественные науки. Да и утверждение научного метода в его современном понимании вряд ли могло произойти вне рамок рационализма и связанного с ним редукционизма. [2, с.73-77]

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

. Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное . те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь .

Ситуация действительно сложна и неоднозначна в той части, где должен быть определен предмет науки, об истории которой идет речь. Действительно, в истории науки в одночасье создались предпосылки для размывания предмета, деструктивного выхолащивания контекста формирования человеческой психики именно начиная с XVII века, превратившегося в веху начала шествия позитивизма в бесконечных просторах психологии.

В заключение резюмируем основные выводы по проделанной работе:

Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.

Психология 1курс — 2 семестр

. и без доказательств – женщины более всего подвержены интуиции. Психология – это знание духовного мира. Первую функцию психолога в истории выполняли священники . духовной субстанций. Рефлексы и система рефлексивной психологии. Психофизиология – это точная наука. Сфера психофиологии – опирается на эксперимент – научно-философская наука. Теоретическая психология – основана на философии – занимается .

Позитивизм — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.

Единственной формой знания при позитивизме становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) познания. Важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению.

позитивизм психология операционализм

Список использованной литературы

  1. Корнилова Т.В. , Методологические основы психологии. СПб., 2007. – 411 с.
  2. Мальцев А.А. Позитивизм в истории психологии.//Вопросы психологии. 2006. № 5. с.73-77.
  3. Юревич А.В. Психология и методология. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 312 с.

Примеры похожих учебных работ

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как .

. есть множество переходов. История развития психологического знания Впоследствии понятие . науке чисто отраслевым, т. е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? . или латентные, знания. Это те знания, которыми .

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая .

. синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного сознания.регулятивная: показывает, какое непосредственное воздействие общественно-психологические явления оказывает на развитие .

Психодиагностика как наука и практика. История психодиагностики

. история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии . науки и пракитики, история развития психодиагностики Цель исследования: рассмотреть историю возникновения психодиагностики как науки .

3. История становления и развития с. псих

. науки обособились элементы социально-психологического знания. Процесс создания предпосылок социальной психологии не отли­чается в целом от процесса развития . родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является .

По Психологии развития

Если в фильмах мы четко видим описание одного периода жизни, то в романах можем увидеть всю жизнь героя с рождения до самого конца жизни. В настоящее время очень малое количество фильмов обходится без роли новорожденного, детей младенческого, .

Оздоровительная аэробика: современное состояние и перспективы развития

. современное состояние и перспективы развития 1.1 Историографические тенденции развития аэробики Занятия физическими упражнениями под музыку имеют давнюю историю. . // Возрастная физиология. – Л. : Наука, 1975. – С.5-67. 6. Ашмарин, Б.А. Теория .

Позитивизм и неопозитивизм - направления художественной и философской мысли, известные всем взрослым и школьникам по истории. Они берут свое начало с 30-х годов 19 века, в то время, когда появились первые кружки общественной мысли.

Что представляет собой позитивизм с неопозитивизмом, что для них свойственно, какая была концепция и история возникновения, в чем заключается суть подхода позитивного знания, кто основоположник — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Что такое позитивизм - определение, теория, принципы

Позитивизм Конта является известным философским направлением в психологии, которое определяет в качестве источника подлинного знания эмпирический вид исследований и отрицает, что можно познать истину с помощью философского исследования.


Он считается также культурной установкой для всего общества в зарубежном сознании, которая появилась в течение Нового времени. Ее особенность заключается в направленности этого сознания на "позитивный" мир, землю, в которой обитаем и развиваемся.

В философской истории свое название первый позитивизм получил в 30-е годы девятнадцатого столетия. Сегодня он также популярен. Означает положительное течение, от латинского слова positivus.

В этом направлении исследуется научный вид познания с логикой и методологией. По теории, позитивным является знание, максимально правдивое. Оно противопоставляется сумбурному и не несущему пользу обыденному представлению сознания и метафизическим рассуждениям.

Позитивизм как историческое явление был призван создать научный вид методологии, который смог бы сформулировать нормы, по которым можно было бы получать и развивать знания. Однако она была призвана целенаправленно отойти от философии с культурой, главной составной частью которого считается наука.

На основе этого курса была выражена известная концепция Конта (не путать с Кантом!) про три исторические стадии = три стадии развития души:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • научная.

Так, по Конту все объясняется действием сверхсил, а философия, которая породила науку, становится для нее ненужной.

Из концепции Конта были выдвинуты позднее важные принципы позитивизма:

  1. Принцип натуралистической онтологии или однородности социальных, культурных с природными явлениями.
  2. Принцип методологического натурализма или построение социологический знаний на физических науках.
  3. Принцип феноменализма или опыт с чувствами взамен умозрительных выводов социальной философии и социологии.
  4. Принцип ценностной нейтральности или воздержание от каких-либо социологических мнений как ученого по природе изучаемого объекта.
  5. Принцип инструментальности знания.

Родоначальник позитивизма

Родоначальником позитивистского явления девятнадцатого столетия является французский философ Огюст Конт. Во Франции его поддерживали Линттре с Реваном, в Англии - Джон Миль и Герберт Спенсер, а в Германии - Якоб Молешотт с Эрнстом Геккелем.

В России позитивизма придерживались Михайловский с Лавровым. Перечисленные философы - представители первого течения позитивизма. Второе логическое течение или этап теории был связан с работой Маха с Авенариусом, которые развили мысль родоначальника и преобразовали позитивизм в эмпириокритицистическое направление.

Затем мысли подхватили и преобразовали Рассел, Карпан и Шлик с Витгенштейном, преобразовав классику в явление неопозитивизма.

Черты позитивистской философии

В отличие от другого направления в западной философии указанного столетия, в позитивизме:

  • отсутствует органическое единство, которое выражается в появлении с развитием школ с понятийным аппаратом и методами мышления;
  • присутствует претензия на явление надпартийности и снятия противоположности идеализма с марксизмом;
  • человеческие проблемы становятся центральной проблемой философского явления;
  • наблюдается связь течений со школами религий;
  • наблюдается борьба с идейностью, которая несет угрозу капиталистическому явлению;
  • господствует антидиалектический образ мыслей, который выражается во враждебному отношению к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке;
  • наблюдается тип мыслей в виде эклектицизма;
  • наблюдается противоречивое отношение к научному знанию, которое выражено в сциентизме и антисциентизме;
  • распространяется иррационалистическое мышление, которое выражено в ограничении возможностей получения знания для процветания мистики;
  • наблюдается утрата оптимизма.

В этом проявляются главные характерные черты позитивистской философии.

Позитивизм и его разновидности

Вскоре после появления позитивизма, он быстро разделился на отдельные виды, рассматривающие разные вопросы и проблемы. Самыми известными из них является махизм с неопозитивизмом и постпозитивизмом, после классического позитивизма.

Классический позитивизм


Особенности его в том, что он разграничивает метафизику с наукой, представляет закон о трех стадиях по Конту, описывает задачи науки и критику соответствующего знания (по нему наука должна отбирать и классифицировать известные факты, делать больше и шире позитивный вид знаний, то есть собирать устойчивые факты с помощью наблюдения с экспериментом).

Эмпириокритицизм или махизм

Эмпириокритицизм либо махизм (второе название того же направления) - явление, называемое вторым позитивизмом, конца девятнадцатого начала двадцатого столетия, при котором отрицается наличие материального мира.


Здесь существующая реальность сводится к системе чувств. В этом принципы учения. Учеными, положившими начало этому направлению, являются представитель Австрии и Швейцарии — Э. Мах с Р. Авенариусом.

Основные идеи направления:

  • мир - соединенные вместе физические и психические элементы, которые не считаются ни материальными, ни идеальными;
  • предметом науки выступают факты в виде эмпирического исследовательского опыта, списка его мироощущений;
  • отношения, которые имеются в природе, обладают функциональным видом характера;
  • наука опирается на принцип экономии мышления и только так понимается;
  • наука описывает определенные численные величины математическими операциями, по этой причине теории с законами рассматриваются в качестве форм описания реальности.

Неопозитивизм

Неопозитивизм - течение в философии середины двадцатых по середину шестидесятых годов прошлого столетия, сосредоточившееся на языковом анализе в качества средства, чтобы разграничить науку и метафизику.


Философами, положившими начало этого течения, являются участники венского кружка, львовской школы и берлинской философской группировки.

Неопозитивизм, в отличие от других разновидностей позитивизма:

  • разграничивает науку и метафизику, изучая проблему демаркации;
  • анализирует язык в качестве средства, активно влияющего на процесс мышления;
  • изучает верификацию с редукцией.

Постпозитивизм

Постпозитивизм - направление, возникшее в результате распада неопозитивизма в шестидесятых годах прошлого столетия. Создателями этого явления являются К. Р. Поппер с Т. С. Куном.


В отличие от других видов позитивизма, постпозитивизм:

  • критикует научное разграничение с метафизикой на основе фальсификационного принципа вместо верификации;
  • рассматривает научное развитие как явление социокультурного контекста достижений религии и политики;
  • реабилитирует философские и мировоззренческие вопросы и делает выводы по значению философии для науки;
  • отказывается от неисторического объяснения всего научного;
  • отказывается от поисковой установки с обоснованием научной концепции как главной идеи.

Плюсы и минусы позитивизма

К плюсам позитивистского направления можно отметить то, что оно:

  • относительно самостоятельное и независимое явление;
  • предусматривает ориентиры философии на реальную науку;
  • различает классическую философию и конкретные научные факты;
  • ориентировано на реальную науку как критерий истины в философских суждениях;
  • подчеркивает различия между философской методологией и научным познанием действительности.


К минусам его можно отнести то, что позитивизм:

  1. Не договаривает тот факт, что классический вид философии, будучи важным показателем развития культуры, не имеет пользы для общества из-за исчерпавших себя когнитивных элементов.
  2. Неверно истолкована сущность направления. Основоположники стремятся сделать все эмпирическим видом знаний, в то время как качественные особенности теории в научном знании недооценены, если сравнивать его с первым. При это неправильно интерпретируют природу знаний.

Кроме того, наука рассматривается как абсолютно самодостаточная культурная система, которая развивается лишь по интернализму, наблюдается редукция научной философии.

В целом, позитивизм - философское течение, возникшее в середине девятнадцатого столетия и продолжавшееся развиваться до настоящего времени, в котором позитивное научное знание исследуется как философское.

Читайте также: