Как защититься директору школы от необоснованных жалоб родителей

Обновлено: 01.05.2024

Что делать, если родитель воспитанника нарушил права педагога

Юридическая практика показывает, что в большинстве случаев не обходится без привлечения суда. Если удается зафиксировать факт оскорблений, то этого вполне хватит, чтобы привлечь обидчика к административной ответственности. Если есть возможность, неплохо бы заручиться поддержкой нескольких свидетелей, ведь всегда найдутся и смелые, и справедливые люди.

Весьма действенный способ - введение видеозаписей занятий в школе, детском саду - помог бы уменьшить количество таких историй. И поскольку класс - общественное место, то противозаконного в этом ничего нет. А знание и ученика, и учителя о том, что ведется запись, послужило бы сдерживающим фактором.

Если обидчиком стал агрессивный ученик

В настоящее время нет специального регулирования для правонарушений и преступлений, совершенных именно учениками (учащимися) в отношении именно учителей (педагогов). Для них действуют, как и для всех других "не специальных" потерпевших, нормы УК РФ и нормы КоАП .

Однако, согласно КоАП, привлечение к административной ответственности возможно только с 16 лет, к уголовному - по общему правилу также с 16, по особо тяжким преступлениям - с 14 лет.

В настоящее время есть возможность привлечения родителей к административной ответственностиза ненадлежащее воспитание детей, однако, его явно не достаточно. Отчислить из учебного заведения ребенка, нарушающего порядок в школе, можно только с 15 лет.

Таким образом, защита учителей (педагогов) от действий учащихся в настоящее время практически ограничивается общественным порицанием, действенных мер воздействия на малолетних бузотеров не имеется. А вот учитель ограничен в своем праве защищаться, он даже "сдачи" дать (ни словесно, ни физически) не имеет права, т. к. он взрослый, а, значит, предполагается, что заведомо сильнее ребенка (хотя это может быть вовсе не так) и законом обязан соблюдать нормы поведения, исключающие с его стороны противоправные действия.

Защитить права учителя, воспитателя, преподавателя помогут следующие правила



В мае 2017 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.

Обращение родителей сопровождались угрозами:

  • жалоб в вышестоящие инстанции — 88 случаев из 114;
  • применить физическую расправу — 5 случаев.

Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:

  • криками и истерикой родителей — 62 случая;
  • нецензурной лексикой — 27 случаев;
  • хлопанием дверями — 48 случаев.

В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.

По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.

Большая часть жалоб связана с:

Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:

Вечное признание родителей правыми, потакание их необоснованным жалобам и придиркам и есть провоцирование подобных жалоб. Школа, директор, учитель должны максимально грамотно выстроить свою работу и не давать повода жалобщикам предъявлять требования и претензии. Именно поэтому многие сейчас подстраховываются: требуют с родителей письменный отказ от вакцинации, вызывают на родительское собрание письмом с описью и уведомлением, записывают телефонные разговоры, хранят контрольные работы, листочки и т.д. Вся документация образовательного учреждения должна быть в идеальном порядке и должна соответствовать действительности: в уставе, должностных инструкциях и договорах должны быть прописаны все мелочи, на которые могут не обратить внимание большинство родителей, но обязательно придерутся профессиональные жалобщики. Правда, договора и уставы необходимо неукоснительно соблюдать и самим работникам учреждения.

Отсутствие полноценного разбирательства по жалобе, заведомое признание учителя/школы виновными во всех возможных ситуациях — слабость руководства.

  • 36 тысяч женщин ежегодно терпят побои мужа;
  • 20 тысяч детей ежегодно становятся жертвами родителей;
  • 12 тысяч женщин ежегодно гибнет от домашнего насилия;
  • 2 тысячи детей ежегодно кончают жизнь самоубийством, пытаясь избежать домашнего насилия;
  • 10 тысяч подростков ежегодно убегают из дома.




Нажмите для увеличения

В целом обращение органом не рассматривается, если:

  • оно является нечитаемым;
  • в обращении содержатся угрозы или нецензурная брань;
  • на аналогичные обращения давались неоднократные письменные ответы по существу;
  • обращение является анонимным.

Тем более не стоит давать пояснения и начинать разбирательства с родителями, некорректно обращающимся к учителю по телефону или лично. Все спорные вопросы лучше вести в присутствии третьих лиц, с завучем, а разговоры записывать на диктофон.

Что вы думаете о родительских жалобах? Какие случаи были в вашей школе? Поделитесь в комментариях.

Подскажите какая должна быть последовательность действий в ситуации: в Московской школе, один из родителей ученика начальных классов не доволен тем как обучают его ребенка- претензия в том что именно для этого ребенка созданы не выносимые эмоциональные условия в классе, что его избивают(однажды учитель тянулся к другому ребенку и задел его,случайно, что было интерпретировано как избиение) учитель, третирует и вообще не умеет учить. Все претензии голословные, но постоянные - " Я вас уволю, потому что Вы мне не нравитесь."Конфликт идет с сентября месяца, директор и заучи разводят руками и не могут ничего сделать и как-то урегулировать этот конфликт. Все согласны, что родитель "хочет крови учителя" уволить его по статье, что бы он не мог нигде больше преподавать. Педагог с более чем 40 стажем, высшей категории. Родитель отказывается переводить ученика в другой класс и сегодня сообщил, что написал письмо в прокуратору и организацию занимающеюся защитой прав ребенка. Что может предпринять учитель в свою защиту и как это юридически обосновать? Как можно оградить себя учителю по сути от унижения и лжи(так как идет вопрос об избиении. который ни чем не подкреплен кроме слов ребенка и родителя)?

Добрый вечер, Светлана!

Также заручитесь поддержкой свидетелей. Можете взять с них расписки, либо на видео зафиксировать их свидетельские показания.

Вы в свою очередь не волнуйтесь. НАймите адвоката, как только получите письмо или приглашение с прокуратуры. они ведь могут и запгивать.

адвокату предъявите доказательства, которые соберете. Можете и родителей других привлечь. Пусть напишут письмо коллективное. в дело все пойдет. суд что то примет, а что то нет.

по факту, если у ребенка нет наличия справки об экспертизе — вам ничего не грозит. И самое главное — ОСТАВАЙТЕСЬ ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОКОЙНОЙ. НЕРВЫ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ, А ТАКИХ ЛЮДЕЙ В НАШЕМ МИРЕ ПРУД-ПРУДИ.

также, если вы соберете достаточную доказательную базу, как было мной указано выше — вы сможете подать заявление о защите деловой репутации и возмещении морального вреда.

если вы учитель с 40 стажем, значит и квалификация имеется, и высшая категория, и имя.

Соответственно нарушаются ваши права на работу, чем вам причиняется моральный вред. обратитесь к врачу, к школьному психологу. фиксируйте где только можете и как только можете. все это будет доказательствами ваши страданий.


Школьные учителя из уважаемых членов общества, превращаются в объект необоснованной травли со стороны родителей. Будучи педагогом, я неоднократно сталкивалась с совершенно дикими ситуациями (как лично, так и на примере коллег). Считаю, что нужно поднять вопрос об ответственности за неуважительное отношение к учителю как со стороны учеников, так и со стороны их родителей.

Вот примеры частых явлений в рядовых школах:

1. Жалобы в прокуратуру, местные министерства образования и прочие инстанции, не имеющие под собой доказательной базы. Т.е. проверки инициируются, основываясь лишь на заявлении, зачастую несущем в себе недостоверные сведения или откровенно преувеличенные факты. Учитель, на которого была составлена жалоба, вместо того, чтобы сосредоточиться на работе, вынужден писать объяснительные, участвовать в разбирательствах, что негативно отражается на его моральном состоянии.

2. На уроках дети позволяют себе хамство, всячески провоцируют учителя - не работают, не подчиняются требованиям, сидят в телефонах и бравируют тем, что учитель не имеет право ставить 2 за поведение и не имеет права разговаривать с ними в тоне, который им не нравится. Многие рассказывают родителям ситуацию абсолютно противоположную, выставляя себя объектом травли со стороны учителя. Любые воспитательные моменты, дети воспринимают в штыки и привлекают на свою сторону родителей. Те в свою очередь приходят разбираться, отрывая учителя от его прямой работы, и обвиняют его в неуважении и грубости в отношении их ребенка, которой за частую и не было вовсе (просто учитель в строгом тоне мог сделать замечание, а ребенок всё вывернул как ему выгодно).

3. Некоторые родители считают что классные руководители для их детей нечто вроде официантов и позволяют себе просьбы, далекие от обязанностей учителя. Например, звонят в вечернее время, требуют чтоб они разбирались с другими учителями по поводу четвертных оценок и обязательно добивались их повышения, могут позволить себе в приказном тоне указывать учителю, что и как проводить, с кем и как разговаривать и т.п. А когда учитель делает то, что идет в разрез с их личным мнением, то они опускаются до банальных оскорблений и угроз, бравируя своими правами и тем что у учителя нет никаких прав, хотя в законе четко прописано что любой участник образовательного процесса имеет право на уважительное отношение к себе.

Учитель чувствует себя незащищенным, а молодые специалисты вовсе боятся детей и их родителей.

В связи с этим, я предлагаю для рассмотрения следующие меры:

1. Не принимать к рассмотрению жалобы без веских доказательств.

2. Привлекать к ответственности родителей за факт клеветы в жалобах и заявлениях на педагогов.

3.Привлекать к ответственности родителей, чьи дети позволяют себе в грубой форме нарушать дисциплину на уроке - хамить и нагло сидеть в телефонах.

Я считаю, эти меры позволят улучшить учебный процесс и будут способствовать не только повышению качества дисциплины, но и более ответственному подходу родителей к воспитанию своих детей.

Читайте также: