Как взаимосвязаны методологические подходы и принципы исследования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Методология — это совокупность научных знаний, выступающих в роли руководящих принципов, приемов и средств реализации, организации теоретической и практической деятельности в различных областях.

При единой концептуальной базе исследования в основе одного методологического подхода могут находиться несколько научных и теоретических учений (концепций).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика

Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:

  1. Системный. Основывается на принципе системности и используется во время исследования каждого изучаемого объекта в отдельности, вне зависимости от его структуры как системы, компоненты которой постоянно взаимодействуют между собой и обусловливают свое развитие. Такой подход является наиболее важным для организации учебной деятельности, а также в рамках психологии управления.
  2. Концептуальный. Начало любого исследования или познания происходит с создания его концепции, включающей порядок его реализации, ключевые положения его направленности, преемственности и функциональности.
  3. Аспективный (или аспектный). В основе лежит изучение одной конкретной стороны — направления, проблемы, — которая является наиболее важной и значимой, а также осуществимой.
  4. Эмпирический. В основе эмпирического подхода находится уже имеющийся опыт (например, исследовательский опыт в рамках научной практики или реальной жизненной деятельности).
  5. Прагматический. Базой для этого подхода является учет целей и задач, достижение которых предполагается в результате исследования.
  6. Научный. Базируется, соответственно, на научных учениях и концепциях, то есть является научно целенаправленным.
  7. Деятельностный. В основе данного подхода лежит ориентир на деятельностную сторону объекта, который исследуется. Именно деятельность является непреложным условием реализации объекта (процесса) и его развития в различных аспектах.

Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.

За что отвечают методы в социальном образовании

Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).

Основные функции методологических подходов

Выделяют следующие функции методологических подходов:

Ведущей в рамках современной педагогической науки является гносеологическая функция. Ее цель — познание человеком окружающей действительности. Эта функция является определяющей в педагогике, поскольку ею обуславливается выбор методов исследования.

Методология, в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

В данном исследовании системный подход проявляется в анализе взаимосвязей таких систем как личность, мотивы, потребности, умение адаптироваться в обществе. Личность можно исследовать только как целостный объект познания, а не как сумму отдельных составляющих. Мотивы и потребности каждого человека, несомненно, являются системой, так как в них есть свои элементы, связанные в одно целое и подчиняющиеся законам определенной иерархии.

Принцип системности (Ломов М.В., 1975г.; Ганзен В.А., 1984г.) – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применение принципа системности в данной работе обусловлено тем, что проявление особенностей личности тесно взаимосвязаны с достижениями в спорте.

2. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.

В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что личностные особенности находят своё отражение в характере выбираемого вида спорта.

2.3 Методики исследования личностных особенностей

I. Личностный опросник FPI. [6]

Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими.

2. Спонтанная агрессивность;

7. Реактивная агрессивность;

10. Экстраверсия- Интроверсия;

11. Эмоциональная лабильность;

12. Маскулинизм – феминизм.

II. Диагностика личностной креативности Е. Е. Туник. [27]

Методика определения личностной креативности состоит из 50 вопросов и 4 шкал таких как:

· Любознательность (Л),. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

· Воображение (В). Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

· Сложность (С). Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

· Склонность к риску (Р), . Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

III. Готовность к риску (PSK) Шуберт. [6]

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 70821
Количество таблиц: 5
Количество изображений: 0

Успех исследования, объективность получения знания обусловлены прежде всего выбором методологии исследования. Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие) это:

− система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности [Философский энциклопедический словарь, 1983];

− учение о научном методе познания;

− совокупность методов, применяемых в какой-либо науке

[Современный словарь иностранных слов, 1994].

Э. Г. Юдин 16 выделил четыре уровня методологии. Высший уровень – философская методология , которую составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Общенаучная методология – это второй уровень, представляющий собой общенаучные концепции, воздействующие на многие научные дисциплины, например, системный, синергетический и другие подходы.

Третий уровень – конкретно-научная методология , т. е. со-

вокупность подходов, принципов, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине. Методология специальной дисциплины включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на

16 Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – С. 41–45.

более высоких уровнях методологии, например, системный подход; моделирование в психолого-педагогическом исследовании.

Четвертый уровень методологии представляют методика и техника исследования . Это набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку, после которой он может включатся в массив знания, которое является высокоспециализированным методологическим знанием.

Все уровни взаимосвязаны и образуют сложную систему, при этом философский уровень выступает как база, основание всякого методологического знания.

В. И. Смирнов представил схематично эти уровни следующим образом (см. схему 1). 17

17 Смирнов В. И. Общая педагогика: учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 2003. – С. 47

Структура общенаучного уровня методологии может быть представлена в следующем виде:

1) общенаучные проблемы;

2) общенаучные понятия и категории;

3) общенаучные методы и подход к познанию;

4) общенаучные познавательные процедуры;

5) общенаучные теории, гипотезы и дисциплины;

6) общенаучные принципы и законы;

7) общенаучная картина мира.

В. И. Смирнов наглядно представил сферы реализации методологии науки (см. схему 2) 20 .

Сферы реализации методологии педагогики

Процесс научного по-

Практика как сфера реали-

Предмет, функции и

Проблемы выбора мето-

Изучения сущности, зако-

нов и закономерностей

Место педагогики в сис-

Особенности и взаимо-

Определение цели, задач,

теме наук о человеке

Изучение и сопоставление

венных и количествен-

ных характеристик, со-

18 Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – С. 17.

20 Смирнов В. И. Общая педагогика: учебное пособие. Изд. второе, перераб.,

испр. и доп. – М.: Логос, 2003. – 304 с.

держательных и форма-

Эмпирический и теоре-

с другими науками

тический уровни иссле-

форм, методов и средств

организации и осуществ-

ления процесса воспита-

Ряд авторов, рассматривая методологию психологопедагогических исследований, обращается к различным исследовательским подходам и принципам, составляющим содержание общенаучной и специальной (психолого-педагогической) методологии. Подход рассматривается как исходный принцип, исходная позиция, основное положение 21 . Анализ источников 22 позволил составить краткую характеристику этих подходов и представить их с помощью таблицы 4.

Характеристика подходов научного исследования

В основе лежит исследование

объектов как систем, ориен-

тирует исследователя на рас-

углом зрения с учетом его

крытие целостности объекта

и обеспечивающих его меха-

низмов, на выявление типов

ция результатов исследования

связей сложного объекта и

с учетом аспекта исследова-

сведение их в единое целое.

Специфика сложного объекта

не исчерпывается особенно-

стями составляющих ее эле-

ментов, а связана с характе-

Ни одно явление (процесс,

Ориентация при конструиро-

состояние, свойство) не мо-

вании и осуществлении педа-

гогического процесса на лич-

ность как цель, субъект, ре-

зультат и главный

ция на личность как цель,

его эффективности. При ис-

субъект, результат. Сознание

и деятельность не противо-

положны друг другу, но и не

его участников, обеспечивать

раскрывать личностные каче-

объяснена, если она рассмат-

ривается как продукт разви-

тия и результат деятельности

Изучение сущности явлений

Обращение к фактам, данным

и процессов, выявление со-

наблюдений, опыта и выведе-

ние из них путём анализа,

взаимодействия между ними,

синтеза, абстракций теорети-

тип, характер этих явлений,

предмета должен предшест-

анализ. Использование стати-

моментов, которые рассмат-

операций, формул, таблиц,

виде, вне связи со всем про-

цессом, явлением в целом.

чивые связи между элемен-

тами рассматриваемого про-

цесса или явления

Прежние теории описывают-

объект в форме его теории,

ся и сопоставляются с исто-

рическими фактами, на осно-

ние каждого явления в той

ве которых они были созда-

точке его развития,

ны, и анализируются с точки

зрения современной теории

При рассмотрении и глубоком

объект в форме его истории,

изучении современных про-

блем необходимо проследить

путь от начала их зарождения

до современного этапа; про-

пути их решения в прошлом

для того, чтобы успешно ре-

шить их в настоящем. Для

изучения явления необходимо

состоянии теории и опреде-

лить тенденции его дальней-

Рассмотрение свойств, осо-

процесса, определяющих его

ния для определения принад-

лежности к классу однотип-

ность самому себе, а также

ных с ним явлений

однотипных с ним явлений,

явлений и процессов по сход-

явлений, процессов по сте-

ным для них показателям и

пени развития или интенсив-

ности присущих им свойств,

внешне наблюдаемых, из-

развития, когда еще собран и

описан весь материал по ка-

изучаемого явления, процес-

внутренних, глубинных ус-

вания, влияния каких-либо

тойчивых сторон изучаемого

факторов на механизмы этого

явления, его механизмов и

Направлен на изучение отдельных явлений, процессов

Поиск общих связей, закономерностей, типологических черт

А. М. Новиков предлагает рассматривать исследовательский подход и как направление изучения предмета. В этом случае подходы классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны: содержательный и формальный, исторический и логический, качественный и количественный подходы 23 .

Каждое психолого-педагогическое исследование характеризуется определенным набором подходов. Нередко разные задачи одно и того же исследования могут решаться разным набором подходов. В то же время исследователю важно определить основной (возможно авторский) подход, с учётом (под углом зрения) которого проводится исследование, например, компетентностный, интегративно-вариативный, рефлективно-деятельностный и др.

Многие авторы отмечают, что в методологическом знании важную роль имеют принципы исследования. Так, В. И. Смирнов подчеркивает, что при проведении исследования необходимо следующее:

− «исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, при- чинно-следственных связей;

− обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

− изучать явление в его развитии;

− изучать данное явление в его связях и взаимодействии

с другими явлениями;

− рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противо-

В несколько другой интерпретации принципы исследования рассматривают В. И. Загвязинский и Р. Атаханов 25 . Представим характеристику этих принципов с помощью таблицы 5.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

Методология – это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой информации;

- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

- создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень - конкретно-научная методология это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

Читайте также: