Как взаимосвязаны гносеология и этика канта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Краткая биография философа И. Канта. Определение философии как науки и содержательность гносеологии Канта. Теория и структура познания в его философии. Основы теоретической этики и рассмотрение эстетических проблем и категорий в философских трудах Канта.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.04.2016
Размер файла 25,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования Архангельской области

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Философия

Выполнила: Соловьева Екатерина Сергеевна

Содержание

1. Гносеология Канта

3. Эстетика Канта

4. Теория познания

Иммануимл Кант (нем. Immanuel Kant [??ma?nu?e?l ?kant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] -- 12 февраля 1804, там же) -- немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

Наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача -- что такое человек?

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорят, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог -- то не хотел. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

1. Гносеология Канта

Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейших вопроса:

1. Что я могу знать? 2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать? 3. На что я могу надеяться?

Прежде чем начать что-либо познавать, писал Кант, надо исследовать сам инструмент познания и его возможности: исследовать особенности и возможности человеческого сознания во всех его аспектах. Кант в отличие от своих предшественников поставил себе задачу создать научную, теоретически и практически доказуемую, теорию познания. Кант считал, что есть два пути к созданию научной теории познания. Первый заключается в том, чтобы сопоставлять предметы природы с нашими идеями и представлениями, принимая за эталон предметы природы; а второй - в том, чтобы при таком сопоставлении эталоном считать наши идеи и представления. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо прежде кратко (и предельно упрощённо) описать структуру процесса познания. Этот процесс самым грубым образом может быть разделён на две основные операции:

2) дальнейшая переработка продуктов восприятия в знания.

1) формы чувственности (то есть собственно восприятия), к которым он относит пространство и время (и, похоже, каким-то пограничным образом причинность);

2) категории рассудка (обеспечивающие формирование понятий, то есть единство представлений об объектах);

3) принципы разума (определяющие формирование умозаключений, то есть оформляющие отношения и связи объектов и их понятий).

Таким образом, познание, по Канту, происходит в три ступени:

1) Чувственное познание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств, а с другой стороны - присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания. К примеру, априорными формами чувственного созерцания является Пространство и Время, которые, по Канту, не приобретается человеком из своего опыта, а даны ему до всякого опыта.

2) Рациональное познание. Совершается уже с помощью рассудка, который начинает оперировать конкретно-чувственными образами вне зависимости от наличествующего в данный момент чувственного восприятия предметов и явлений. Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия. Понятия, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений.

3) Познание чистого разума. На этом уровне человек пытается познать то, что никаким образом не доступно познанию ни путем чувственного созерцания, ни средствами чистого рассудка (путем рассуждения, логического мышления). Это истины самого высокого, абсолютного порядка. К ним Кант относит три группы идей:

А) Психологические идеи чистого разума (о душе человека).

Б) Космологические идеи чистого разума (идеи о Космосе).

В) Теологические идеи чистого разума (идеи о Боге).

Совокупность всех этих идей Кант называет антиномиями чистого разума. Кант считал, что в области проблем чистого разума не может быть доказательных и для всех убедительных решений.

2. Этика Канта

Абсолютная необходимость состоит в абсолютной ценности чистой воли, которой мы даем оценку, не принимая в расчет какой-либо пользы. Ничто из свойств человеческого духа, качеств его души, внешних благ, не обладает безусловной ценностью, если за ними не стоит чистая добрая воля. Волей обладает только разумное существо -- она есть способность поступать согласно представлению о законах. Говоря по-другому, воля есть практический разум. Разум существует для того, чтобы управлять нашей волей. Разум предназначен для того, чтобы учреждать чистую добрую волю. Все остальное могло бы существовать и без разума. Чистая добрая воля не может существовать вне разума именно потому, что она чистая, не содержит в себе ничего эмпирического. Это отождествление разума и доброй воли составляет высшую точку, самое сердце кантовской философии.

Нравственный закон как изначальный закон воли не имеет и не может иметь какого-либо природного, предметного содержания и определяет волю безотносительно к какому-либо ожидаемому от него результату. Нравственный закон -- объективный принцип воли, который дается разумом и свидетельствует о ее разумности. И он должен был бы быть самоочевидной основой поведения всех. Однако человек -- не просто разумное существо, он -- несовершенное разумное существо, которое сообразуется не только с разумом. Поэтому нравственный закон приобретает форму принудительного веления -- императива. Императивы -- это формулы отношения объективного (нравственного) закона к несовершенной воле человека. Категорический императив -- объективный принцип доброй воли. В качестве субъективного принципа доброй воли Кант выделяет чувство долга. Как категорический императив есть единственный нравственный закон, так и долг есть единственный нравственный мотив. В этом качестве он противостоит всем другим эмпирическим мотивам. Долг есть практическое принуждение к поступку из-за уважения к нравственному закону.

Кант предположил, что нет настоящего противоречия между свободой и необходимостью одних и тех же поступков человека, поскольку они не встречаются на одном поле и в одно время. Свобода и необходимость могут оставаться разъединенными тогда, когда речь идет о совершенных поступках. Но когда речь идет о будущих поступках, о том, чтобы их эмпирическую оправданность сочетать с нравственной чистотой, они мыслятся соединенными. Как возможно такое соединение? Как добродетель может совпасть с человеческим счастьем? Для того чтобы ответить на этот вопрос, Кант вводит два других постулата -- о бессмертии души и о существовании Бога. Для приведения к одному знаменателю добродетели и счастья человеку нужно бесконечно долгое время, что предполагается постулатом бессмертия души. Для этой же цели необходимо преобразовать саму природу, чтобы она могла соответствовать нравственности, что предполагается постулатом существования Бога. Постулат свободы необходим как условие происхождения нравственности, а постулаты бессмертия души и существования Бога -- как условия ее реализации.

3. Эстетика Канта

4. Теория познания

философия познание гносеология этика

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него -- лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания -- не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

Согласно Канту, мы познаем только явления -- мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Своеобразие Канта в том, что он анализирует возможности разума, исходя из убеждения в истинности только чувственных данных. До Канта этим занимались, как правило те, кто считал источником истины разум. Например, Декарт из того, что протяжение можно мыслить само по себе, выводил его истинность. Кант из этой же посылки выводит его априорность и субъективность.

Кант отвергает метафизику как внечувственное исследование бытия. Мышление по самой своей природе, по его мнению, впадает в противоречия (антиномии), когда оно хочет познать бесконечное и не опирается на данные органов чувств. Четыре антиномии, рассмотренные Кантом, касаются вопросов: является ли мир ограниченным или неограниченным в пространстве и времени; делима ли материя до бесконечности или состоит из атомов; обусловлено все завершающее в мире причинной связью или в мире существует свобода; принадлежит ли к миру ( как часть его или как его причина) безусловно необходимое существо (Бог) или такого во нет.

Основной вопрос теории познания звучит так: где критерий того, что наши мыслительные конструкции соответствуют объективной реальности? Можно начать ходить, как Антисфен, доказывая реальность движения и тем самым признавая практику критерием истины. Но теория познания на то и теория, чтобы предлагать рациональные решения.

По Канту, то, что всеобще и необходимо - априорно, категории - врожденны, законы мышления, как и грамматика, формальны и не зависят от содержания. Твердые формальные принципы (например, недопустимость логических противоречий) создают общеобязательность результатов мышления. Чувственный материал формируется сознанием, и в пределах опыта наука возможна, тогда как метафизические вопросы силами человеческого разума неразрешимы.

Помимо разума и чувств, Кант соединил ранее разделенные скептицизм и научное знание. Получилось, что правы и агностики и ученые, верящие в истинность своих результатов. Но результаты науки могут претендовать не на абсолютную, а на интерсубъективную(общечеловеческую) истину, что оказывается достаточным для практической деятельности людей.

В целом можно заключить, что философия Нового времени представляла собой определенный синтез античной мысли, к которой пробудился интерес начиная с эпохи Возрождения, с христианской философией. На него наложилась познавательная активность и практическая направленность западной души, создав оригинальную совокупность черт. В 19 веке этот синтез получил свое дальнейшее развитие.


Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический.

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, этики. Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности, выдвинув гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Классифицирует само знание на апостериорное— то знание, которое получает человек в результате опыта, априорное -то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

21. Метод и система философии Гегеля
(понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).

Гегель - нем. философ, объективный идеалист. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

1) действительность есть Дух

2) форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез).

3) св-ва Духа: активность, бесконечность, постоянное самопознание.

4) из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действительное – разумно, а всё разумное действительно.

5) система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа.

Логика (дух в себе) Природа (дух в ином) Чистый дух (дух в себе и для себя)
Бытие (качество, количество, мера) Механика (время/пространство, материя/движение, всемирное тяготение) Субъективный дух (феноменология, антропология, психология)
Сущность (чистая сущ-ть явление, действит-ть) Физика (магнетизм, электричество, химизм) Объективный дух (этика, право, нравственность)
Понятие (субъективное объективное, идея) Органика (геология, ботаника, зоология) Абсолют дух (искусство, религия, фил-я)

Метод Гегеля это последовательность и способ самопознания духа называющийся диалектикой. Гегель сформулировал законы и категории диалектики.

Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.





Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический.

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, этики. Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности, выдвинув гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Классифицирует само знание на апостериорное— то знание, которое получает человек в результате опыта, априорное -то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

21. Метод и система философии Гегеля
(понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).

Гегель - нем. философ, объективный идеалист. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

1) действительность есть Дух

2) форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез).

3) св-ва Духа: активность, бесконечность, постоянное самопознание.

4) из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действительное – разумно, а всё разумное действительно.

5) система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа.

Логика (дух в себе) Природа (дух в ином) Чистый дух (дух в себе и для себя)
Бытие (качество, количество, мера) Механика (время/пространство, материя/движение, всемирное тяготение) Субъективный дух (феноменология, антропология, психология)
Сущность (чистая сущ-ть явление, действит-ть) Физика (магнетизм, электричество, химизм) Объективный дух (этика, право, нравственность)
Понятие (субъективное объективное, идея) Органика (геология, ботаника, зоология) Абсолют дух (искусство, религия, фил-я)

Метод Гегеля это последовательность и способ самопознания духа называющийся диалектикой. Гегель сформулировал законы и категории диалектики.

Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Иммануил Кант (22 апреля 1724 - 12 февраля 1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания

Период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

Гносеология Канта -преодоление недостатков предыдущих установок эмпиризма и рационализма, попытка уяснить значимость как опыта, так и деятельности человеческого разума. Кант полагал, что вне опыта не существует чувственного контакта субъекта с объектом, и значит, нет реальной предпосылки обогащения знания.

Вся философия Канта подразделяется на два периода:

1) докритический: интерес к естественнонаучным проблемам;

2) критический: создание системы трансцендентального идеализма, анализ процесса познания, возможностей человеческого разума и его границ. Трансцендентальный идеализмрассматривает человека не как эмпирический субъект (с его индивидуально-психологическими особенностями), а как субъект трансцендентальный, надэмпирический, надындивидуальный. Кант полагает, что такой очищенный от конкретных эмпирических характеристик познающий субъект определяет способ познания и конструирует предмет знания.

Процесс познания сводится к трем способностям человека, которые можно рассматривать как три этапа познания:

1) Этап чувственного опыта:познание начинается с восприятия мира через ощущения (получаемые при помощи органов чувств).

ПРИМЕР: клинический осмотр больного. Зрение и слух медика всегда профессионально ориентированы на соответствующие симптомы болезни. И значит, они априорны по отношению к ним. Другими словами, чувственный опыт любого профессионала всегда целенаправлен. Человек видит и слышит то, как и что понимает.

Пространство и время, по Канту, не свойства мира, а изначально присущие сознанию человека способы упорядочивания опыта. Априорное знание рассматривается как условие необходимости, всеобщности и организованности опытного знания.

2) Этап рассудка: деятельность по суждению о чувственном опыте, основанная на подведении опыта под категории рассудка (чистые понятия рассудка).

Виды категорий(чистых понятий), под которые подводится чувственный опыт:

а) количество: единство, множественность, целокупность;

б) качество: реальность, отрицание, ограничение;

в) отношение: субстанция и акциденция, причина и действие, взаимодействие;

г) модальность: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Сами по себе категории пусты. Знание о мире (суждения) – синтетическая деятельность рассудка по подведению предмета под понятие. Открытие Канта:сознание человека – не пассивная доска, на которой отпечатываются впечатления, а активное, творческое начало, придающее форму чувственным впечатлениям. Рассудок - сфера науки (здесь осуществляется познавательный синтез).

3) Этап теоретического разума(есть еще практический разум, который реализует себя в поступках, а не в сфере познания): если рассудок пользуется уже выработанными категориями, под которые подводит чувственный опыт, то разумсоздает сами правила, принципы познания.

ПРИМЕР АНТИНОМИИ: Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве (имеет начало во времени и ограничен в пространстве). — Антитезис: мир не имеет начала во времени и пространство его бесконечно (проходит ряд конечных состояний, синтезировать которые не возможно, т.к. нужно выйти за пределы самого мира). Оба этих положения не возможно проверить опытным путем.

Итак, человеческий разум создает чистые априорные понятия – трансцендентальные идеи.

Вывод:критикуя познавательные возможности человека, Кант обнаруживает следующие ограничения:

2) Можно познать лишь явления вещей, т.е. их субъективное видение.

3) Кант выступает с позиции агностицизма, т.е. признания принципиальной непознаваемости мира самого по себе.

4) Заслуга Канта в том, что он показал творческую деятельность субъекта познания (именно субъект творит, конструирует, синтезирует мир), обозначил пределы разума.

Этика Канта:строится на идее практического разума, который, в отличие от теоретического, чистого разума связан непосредственно с поступками человека и, по Канту, первостепенен. В центре этического учения Канта находится человек.

Он выступает в двух сущностях:

1) Как животное: как чувственное, несвободное существо, определяемое законами природы.

2) Как разумное существо: как личность, обладающая свободой и возможностью самоопределения.

Категорический императив гласит: "Поступай согласно такой максиме, которая. сама может стать всеобщим законом" (максима - субъективный принцип поведения). Иначе – относись к другому как к цели, и никогда – лишь как к средству!

Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было:

1) одобрено всеми людьми;

2) воспроизведено всеми людьми;

3) другой человек не может быть средством для удовлетворения корыстных потребностей.

Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества. Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.

Формула нравственности – тождество свободы (воли) и долга.

Вывод:Кант вносит большой вклад в проект Просвещения, показывает возможности развития культуры и общества на основе разума, всеобщей морали, совместимой с индивидуальной свободой. Он стоит у истоков трансцендентальной философии, интерес к которой не угасает и сегодня. Своей этикой он задал высокую планку для человечества. Вместе с тем он оставался идеалистом.

Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находит в нашем разуме априорные формы, заранее данные условия всякого познавания; поэтому, прежде всего надо исследовать эти неэмпирические условия эмпирического знания, и такое исследование Кант называет трансцендентальным.

Но, согласно философии Канта, познание на интуициях не останавливается, и вполне законченный опыт мы получаем тогда, когда синтезируем интуиции посредством понятий, этих функций рассудка. Если чувственность воспринимает, то рассудок мыслит; он связывает интуиции и придает единство их разнообразию, и подобно тому, как чувственность имеет свои априорные формы, так имеет их и рассудок: эти формы – категории, т. е, самые общие и независимые от опыта понятия, при помощи которых все остальные, подчиненные им, понятия соединяются в суждения. Кант рассматривает суждения с точки зрения их количества, качества, отношения и модальности, и показывает, что категорий существует 12:

Категории количества: 1) единичность, 2) множество, 3) цельность.

Категории качества: 4) действительность, 5) отрицание, 6) ограничение.

Категории отношения: 7) субстанция и принадлежность, 8) причина и следствие, 9) взаимодействие.

Категории модальности: 10) возможность и невозможность, 11) бытие и небытие, 12) необходимость и случайность.

Только благодаря этим категориям, априорным, необходимым, всеобъемлющим, возможен опыт в широком смысле, только благодаря им есть возможность мыслить предмет и создавать объективные, для всех обязательные суждения. Интуиция, говорит Кант, констатирует факты, рассудок обобщает их, выводит законы в виде самых общих суждений, и вот почему его следует считать законодателем природы (но только природы, как совокупности явлений), вот почему возможно чистое естествознание (метафизика явлений).

Для того чтобы из суждений интуиции получить суждения рассудка, надо первые подвести под соответственные категории, а это делается посредством способности воображения, которая умеет определять, под какую категорию подходит то или другое интуитивное восприятие, благодаря тому, что каждая категория имеет свою схему, в виде звена, однородного как с явлением, так и с категорией. Этой схемой в философии Канта считается априорное отношение времени (наполненное время – схема действительности, пустое время – схема отрицания и т. д.), отношение, которое и указывает, какая категория приложима к данному предмету. Но хотя категории по своему происхождению нисколько не зависят от опыта и даже обусловливают его, однако употребление их не выходит за пределы возможного опыта, и они совершенно неприложимы к вещам в себе. Эти вещи в себе могут быть только мыслимы, но не познаны, они для нас – ноумены (объекты мышления), но не феномены (объекты восприятия). Этим философия Канта подписывает смертный приговор метафизике сверхчувственного.

Тем не менее, человеческий дух стремится все-таки к своей заветной цели, к сверхопытным и безусловным идеям Бога, свободы, бессмертия. Эти идеи возникают в нашем уме, благодаря тому, что разнообразие опыта получает высшее единство и конечный синтез в разуме. Идеи, минуя предметы интуиции, распространяются на суждения рассудка и придают им характер абсолютного и безусловного; так, согласно Канту, градирует наше познание, начинаясь с ощущений, переходя к рассудку и заканчиваясь в разуме. Но безусловность, характеризующая идеи, является только идеалом, только задачей, к решению которой человек постоянно стремится, желая найти условие для каждого обусловленного. В философии Канта идеи служат регулятивными принципами, которые управляют рассудком и ведут его вверх по бесконечной лестнице все больших и больших обобщений, ведут к высшим идеям души, мира и Бога. И если мы будем пользоваться этими идеями души, мира и Бога, не упуская из виду, что мы не знаем соответствующих им объектов, то они сослужат нам великую службу в качестве надежных руководительниц познания. Если же в объектах этих идей видят познаваемые реальности, то является основание для трех мнимых наук, составляющих, по убеждению Канта, оплот метафизики, – для рациональной психологии, космологии и теологии. Разбор этих псевдонаук показывает, что первая зиждется на ложной предпосылке, вторая запутывается в неразрешимых противоречиях, а третья тщетно пытается рационально доказать бытие Бога. Итак, идеи позволяют обсуждать явления, они расширяют пределы употребления разума, но и они, как все наше познание, не выходят за границы опыта, и перед ними, как и перед интуициями и категориями, вещи в себе не раскрывают своей непроницаемой тайны.

Этика Канта – кратко

Эстетика Канта

Эстетическое наслаждение, доставляемое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждения, но и не теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. Прекрасное, утверждает эстетика Канта, нравится всем вообще и необходимо, нравится потому, что мы рассматриваем его без всякого отношения к нашим практическим нуждам, без интереса и корысти. Эстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную деятельность интуиции и мышления, и вот почему оно целесообразно для нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем видеть в художественном объекте намерения понравиться нам; красота – это целесообразность без цели, чисто формальная и субъективная.

Читайте также: