Как выявить детей группы риска в доу

Обновлено: 02.07.2024

Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Традиционно считается, что раннее развитие детей – это дело их родителей. Однако, следует заметить, что педагогическая неграмотность многих родителей, нежелание признавать существование проблемы у своего ребенка, занятость родителей в наше экономически нестабильное время, никак не способствует успешному воспитанию ребенка, тем более ребенка пусть даже с незначительными отклонениями в развитии. Давайте попробуем разобраться, кто те люди, которые могут помочь родителям распознать проблемы в наиболее раннем возрасте.

ВложениеРазмер
kriterii.docx 36.09 КБ

Предварительный просмотр:

С огромным сожалением приходится признавать, что количество детей с проблемами в развитии не снижается, а наоборот продолжает неуклонно расти из года в год. И эта тенденция отмечается не только в России. Во всем мире, количество таких детей увеличивается.

Также все мы знаем, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Традиционно считается, что раннее развитие детей – это дело их родителей. Однако, следует заметить, что педагогическая неграмотность многих родителей, нежелание признавать существование проблемы у своего любимого чада (в силу слепой любви или собственных амбиций), занятость родителей в наше экономически нестабильное время, никак не способствует успешному воспитанию ребенка, тем более ребенка пусть даже с незначительными отклонениями в развитии.

Конечно некоторые педиатры, неврологи помогают родителям увидеть, осознать наличие проблемы, но это скорее исключение из правила. Педиатры чаще всего озабочены соматическим здоровьем ребенка, а до неврологов родители часто просто не доходят, не видя в этом необходимости.

И тут большая ответственность, как мне кажется, ложится на воспитателей детских садов, куда рано или поздно попадает большее количество дошкольников. Ведь именно воспитатели это те люди, которые проводят с ребенком иногда больше времени, чем их родители, это те люди, которые могут объективно взглянуть на каждого воспитанника, люди, имеющие педагогическое образование, имеющие знания детской психологии, люди, в большинстве своем, неравнодушные к детям.

Необходимость как можно более ранней коррекции отклонений в развитии ребенка очевидна, а значит, необходимо и как можно более раннее выявление проблем в развитии.

Ниже приведена анкета для воспитателей и пояснения к ней, в которых указаны возрастные нормы, и те особенности в поведении детей, которые должны насторожить педагога, помочь не пропустить ранние проявления неблагополучия.

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

Дата рождения_________________№ ДОУ______________№ группы____________

1. Понимание обращенной речи, понимание инструкций

2. Игровая деятельность

3. Активная речь

4. Сенсорное развитие

5. Сформированность навыков самообслуживания

7. Фиксация взгляда (на объекте, игрушке, иллюстрации)

8. Концентрация внимания (быстрая утомляемость, истощаемость)

9. Эмоциональная нестабильность, частая смена эмоций (в период адаптации такие реакции допустимы)

10. Двигательная расторможенность

11. Агрессивное поведение

12. Реакция на слуховые раздражители (закрывает уши при громких звуках, музыке)

13. Повышенная тревожность

14. Патологические привычки (онанизм, сосание пальцев и других частей тела или предметов, ест несъедобные предметы)

15. Особенности протекания адаптации в детском учреждении

16. Реакция на близких

17. Контактность (доступен – не доступен контакту, смотрит в глаза, готов к сотрудничеству с педагогами)

18. Реакция на сверстников

Данную анкету воспитатели могут заполнять постепенно, по мере выявления тех или иных особенностей в развитии и поведении ребенка. В ней стоит фиксировать любые отклонения от нормы, для того чтобы картина была наиболее полной. Приведенные ниже комментарии к каждому пункту анкеты помогут воспитателям сделать это наиболее эффективно.

Вот тут встает еще одна проблема – как донести до родителей столь деликатную информацию. Как сказать им о своих опасениях так, чтобы родители не обозлились, не отгородились стеной непонимания, а прислушались к вашим советам. Согласна, что часть родителей не примут эту информацию. Но все же большинство родителей будут готовы прислушаться к вашему мнению, выслушать ваши опасения и услышать ваши рекомендации, если они будут высказаны в деликатной форме. Если родители увидят вашу искреннюю заинтересованность их ребенком, увидят вашу искреннюю заботу о его судьбе – ваши слова не будут восприняты в штыки. Согласитесь, одну и ту же информацию можно донести по-разному. Не стоит сравнивать ребенка с его сверстниками, указывая на его несостоятельность, тем более употреблять обидных слов. Следует в мягкой и деликатной форме поделиться своими наблюдениями и опасениями. И, конечно, грамотно проинформировать родителей, куда они могу обратиться за консультацией.

Хочется отметить, что в нашем районе создана сеть коррекционных учреждений, в которых существуют группы для детей с интеллектуальной недостаточностью, сложными дефектами, для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжелыми нарушениями речи. И система помощи детям потихоньку расширяется и совершенствуется. В специализированных группах создаются все условия для своевременной квалифицированной помощи детям с проблемами в познавательном и речевом развитии. Чтобы быть зачисленным в такую группу, ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, и получить заключение о необходимости получения той или иной помощи. К сожалению родители не всегда владеют этой информацией. Как нам кажется именно воспитатели это те люди, которые могут не только первыми выявить те или иные проблемы в развитии ребенка, но и помочь родителям определиться куда можно и нужно обратиться за своевременной помощью.

Хочется надеяться, что та помощь, которую получат от вас родители, будет своевременной и эффективной. Хотя и ваши советы и выводы ТПМПК, носят для родителей рекомендательный характер. Только родители вправе выбирать программу обучения, т.к. основную ответственность за ребенка несут именно они.

Данная экспресс-диагностика позволяет выявить детей группы риска. Родителю или педагогу предлагают оценить формы поведения ребенка от "0"до "2".

Ф. И. О. ребенка___

В данной методике предлагается оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик некоторых детей, находящихся в детском саду (группе). Это поможет организовать необходимую работу с детьми группы риска. Важно, не пропуская ни одного признака поведения (развития, необходимо выбрать и поставить одно из трех значений, что характеризует выраженность признака в данный момент.

0 - показывает, что данный признак отсутствует;

1- признак выражен в средней степени;

2 – признак выражен в значительной степени.

1. Внешний вид. Отношение родителей.

1 Ребенок не опрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду.

2 Ребенка забирают из сада одним из последних.

3 Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку

4 Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада.

2. Поведение в группе.

6 Не выполняет распорядок жизни группы.

7 Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин.

8 Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого.

3. Игра и общение с детьми и взрослыми.

9 Предпочитает играть в одиночестве.

10 Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.

11 Не умеет поддерживать игру.

12 Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен со взрослыми.

4. Речевое развитие.

13 Речь не внятная, имеются трудности в произношении.

14 Словарный запас беден.

15 Речь грамматически неправильна.

16 Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно.

5. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.

17 Недостаточен объем знаний об окружающем мире

20 Не устанавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует).

6. Отношение к занятиям и их успешность.

21 Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.

22 С трудом овладевает необходимым объемом знаний.

23 Неусидчив, не доводит дело до конца.

24 Мешает педагогу и / или детям на занятиях.

7. Темповые характеристики деятельности.

25 Часто сонлив и вял в течении дня.

26 Темп работы на занятиях неравномерен.

27 Работает медленно и невнимательно.

8. Физическое развитие.

29 Недостаточно развит физически.

31 Не посещает детский сад из-за болезней. Болеет более 7-ми раз в году.

32 Плохо ест. Беспокойно спит днем или / трудно засыпает.

9. Моторное развитие

33 Плохо развита мелкая моторика рук.

34 Нарушена общая координация. Неуклюжий.

35 Медлителен в движениях.

36 Предпочитает работать левой рукой.

Количество баллов ___

Суммируйте полученные баллы по разделам и по всему бланку. Если количество баллов по отдельной характеристике 4 и больше – она может быть соотнесена к фактору риска. Если общее количество баллов 28 и больше, то ребенок может быть отнесен к группе риска и отправлен на ПМПк (углубленное обследование).

Анкета выявления интересов и потребностей родителей Анкета выявления интересов и потребностей родителей. 1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к родному селу? 2. Как проявляется этом интерес?.

Диагностика детей раннего возраста ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня При исследовании фиксируется понимание инструкции,.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выявление детей группы риска

в дошкольном и младшем школьном возрасте

Автор-составитель: С.А. Кувшинова

Педагог-психолог

В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Медико-биологические факторы (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды, дети, имеющие хронические заболевания и т.д.)

Социально-экономический фактор зависит от социального статуса семьи, ее положения в обществе, а также - социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе (городе, селе), где работают родители.

Педагогический фактор – дети не усваивающие программу в силу индивидуальных особенностей развития (ЗПР, педагогическая запущенность) или частых заболеваний.

Психологический фактор – эмоционально-личностые особенности развития ребенка. В основе психологического фактора лежит внутреннее состояние человека, такие как наличие тревожности, агрессии, суицидального поведения.

Если первые три фактора достаточно явно прослеживаются даже из работы с формальной документацией. То выявление группы психологических факторов риска, дело достаточно тонкое и требующее специальных навыков.

Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют такие категории детей: тревожные, агрессивные, гиперактивные, дети переживающие стресс, для более старшего, подросткового, возраста выделяется еще одна группа – склонные к суициду дети (или дети с суицидальными наклонностями).

Тревожные дети, дети переживающие страхи

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Переживание тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная адекватная реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации, правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта.

Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Тревожные дети – это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач.

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности, которая легко перерастает в тревожность.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем, что олицетворяет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т. д.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.

Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Агрессивные дети

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Вербальная агрессия.

Физическая агрессия.

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (например: ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы ее владельца).

Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Надо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременной диагностики явления, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы сможем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это уже может пролить свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим:

желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).

Как можно понять, большинство негативных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. Из этого вытекает вывод: в большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому. Не исключена, например, такая ситуация, когда мальчик толкает девочку в бассейн и смеется, видя ее слезы. Или другая картина: девочка прячет тапочки подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. О чем свидетельствует такое поведение? О склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Гиперактивные дети

Гиперактивность – это особенность личности, которая проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, дефицитом активного внимания, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.

Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.

Критерии синдрома дефицита внимания

Всё чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Об импульсивности ребёнка свидетельствуют следующие признаки. Он часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. Независимо от ситуации и обстановки такой ребёнок с трудом дожидается своей очереди: вмешивается в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у такого ребёнка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободиться от пелёнок и плохо успокаивается, если его пытаются туго запеленать или даже надеть на него стягивающую одежду. Могут наблюдаться частые неоднократные, немотивированные рвоты. Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы. В данном случае важно не спутать их с пилоростенозом – проблемой желудка, не способного принять много пищи. Поэтому прежде чем ставить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом.

Гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте. Жаре, холоду и т.д. В два – четыре года у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть.

Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении. Ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм.

Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т.п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьёзные травмы. Часто у них появляются подёргивания и тики.

Многие дети жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причём не только ночью, но и днём.

Кризисные ситуации в жизни ребёнка

В группу риска относятся и дети, пережившие стресс. Стресс может быть нескольких видов: эмоциональный (психологический), информационный и травматический.

Информационный – когда человек пытается воспринять больший объём информации, чем это может сделать его мозг. Поступающая информация не успевает перерабатываться и осмысливаться, и , как следствие, человек не может принять верное решение в том темпе, который от него требуется.

Эмоциональный (психологический) стресс — часто возникает как реакция на ситуацию опасности, обиды, горя, непонимания и т. д.

Травматический – особая форма реакции организма. Она возникает тогда, когда психологические, физиологические и адаптационные возможности перегружены и начинается разрушение защиты.

Возникновению переживания стресса у детей дошкольного возраста могут способствовать следующие факторы:

Шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и, как правило угрожают благополучию или жизни в целом. Для маленького ребёнка любое неожиданное изменение ситуации (нападение собаки, удар грома) может стать психотравмирующим фактором;

Травмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (внезапная болезнь или утрата одного из родителей, ссора со сверстниками или оскорбительное поведение с их стороны и т. д.);

Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации (внутрисемейные конфликты, чрезмерно жёсткие отношения со стороны кого-либо из родителей, неприятие со стороны воспитателя и др.)

Ситуации, возникающие на фоне эмоциональной депривации, т.е. недостаточного проявления заботы, ласки, телесного контакта близкого взрослого.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов и психологов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Исходя из этих позиций, предлагаем следующую систему мониторинга:

1. Первый этап – групповая диагностика. На этом этапе происходит выявление из общей массы группы или класса детей с подозрением на расстройство поведения и эмоций. Психологом заполняется таблица (Приложение 1), которая позволяет быстро и эффективно составить представление о выраженности и синдром-структуре расстройств поведения и эмоций у ребенка. Для этого специалист задает вопросы родителю, припоминает или наблюдает особенности поведения ребенка на занятиях, перемене, на прогулке, игре. Вопросы необходимо уточнять, дополнять словами: иногда, часто, почти всегда, непрерывно.

2. Второй этап – уточнение и углубление представлений о синдром-структуре расстройства в индивидуальной работе с детьми. Осуществление второго этапа предлагается с помощью следующих методов: наблюдения за поведением ребенка; опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребенком; в процессе собеседования специалиста с ребенком.

Диагностическая беседа с ребенком может иметь ограниченное значение и специфику ввиду того, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными проблемами, плохо осознает особенности собственного поведения и понимает вопросы взрослого, если они сформулированы недостаточно просто и ясно.

В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком можно выделить общие, комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей - это внешние, наблюдаемые проявления расстройств (в мимике, жестах, поведении, деятельности); в речевом поведении (сила голоса, темп и связность речи, и пр.); длительность состояния; количество помощи ребенку для совладания состоянием; особенности реагирования, импульсивности; реакции на новизну, неожиданность, ограничение, на неуспех и неудачу, препятствие; реакции избегания, центробежные, тормозные; чувствительность к присутствию других; способность ориентации на состояние другого, налаживания и согласования совместных действий с другими; осознанность и критичность к особенному или нарушенному поведению у ребенка; направленность или перенос состояния (на других, на себя, на мир предметов и животных); присоединяемые к основному расстройства; признак успешности в деятельности; тенденция к манипулированию для получения выгоды; признак социальной и другой опасности состояния, нарушенного поведения и другие.

Опросники, схемы наблюдения могут помочь психологу в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

Важно помнить, что симптомы расстройств поведения и эмоций, сочетаясь, образуют синдром-структуру (гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания, эмоциональная отгороженность с негативизмом и эгоцентризмом, страхи с нерешительностью и т. д.). Ситуационно-личностные реакции, симптомы расстройств поведения и эмоций, которые проявляются устойчиво более 6-ти месяцев, требуют особого внимания со стороны взрослого.

Чтобы определить синдром-структуру расстройств поведения и эмоций у ребенка (качественная диагностика), необходимо выделить те симптомы расстройства, которые встречаются наиболее часто (количественная диагностика).

3. Третий этап – углубленная индивидуальная диагностика, предполагающая использование узких стандартизированных методик, направленных на выявление конкретных симптомов и особенностей.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ. Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Юлия Зырянова

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ, Здравствуйте! А есть подробные индивидуальные занятия для коррекции девиантного поведения. Очень срочно нужно!

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Сборник тематических лекций и бесед, направленных на законопослушное и безопасное поведение детей и их родителей

Юлия Зырянова

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ, Да я её как раз и смотрела, но там всего лишь описание программы, а как проводить занятий не описано. Поэтому я и спросила, есть ли с полным описание индивидуальная программа, чтоб можно уже было начать работать с ребёнком.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Юлия, другого материала пока нет. Но игры эти есть в свободном доступе. Можно добавить по частям. И будет готовая программа.

Юлия Зырянова

😊

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ, Хорошо буду искать, благодарю за помощь

Наталья Шерстнёва

Добрый день. Работаю в школе педагогом-психологом. Квалификация по диплому "Педагог-психолог". Какое образование нужно для работы с девиантными детьми (группы риска)? Я считаю, что нужно проходить специальную подготовку, так нам говорили в университете. Тот же вопрос про детей с ОВЗ? И может ли один специалист работать по всем этим направлениям. Спасибо, буду ждать ответ. Может быть есть какие-то документы, регламентирующие эту работу.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Наталья, специальную подготовку проходить не обязательно. Конечно, это всегда большой плюс для самого специалиста если он самостоятельно повышает квалификацию по выбранным направлениям.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА И ИХ СЕМЬЯМИ

Вам помогут в работе четыре документа, которые нужны, чтобы определить, каким детям требуется коррекция и провести ее. В статье – карта по выявлению детей группы риска, учетная карта дошкольника и новые дневники педагогического и родительского наблюдения за ребенком группы риска.

В статье – этапы работы педагога-психолога и воспитателей с детьми, которым может быть нужна коррекция. Различайте семьи и детей в зоне и в группе социально-экономического риска. В группе риска неблагополучные семьи и дети, с которыми надо проводить коррекцию, а в зоне риска те, кто может стать неблагополучным. Предлагаем новые образцы учетных документов и дневников наблюдения, которые разработали ваши коллеги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен педагогам-психологам ДОУ. Использую в индивидуальной работе с детьми группы риска.

«Индивидуальное сопровождение детей группы риска

К числу внешних условий, оказывающих существенное влияние на становление психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского относятся социокультурные условия жизни. Анализ социально – педагогической ситуации в семьях, показывает, что в ДОУ имеется достаточно большой процент воспитанников, находящихся под воздействием неблагоприятных факторов (низкий прожиточный минимум, образовательный и социальный статус, вредные привычки родителей, стесненные жилищные условия) отрицательно сказывающихся на их психическом благополучии.

Данной проблеме много внимания уделяли ведущие специалисты в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии, такие как,В.Амен,А.Адлер, К. Изард, В.В. Суворова, В.Р.Кисловская и др..

Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные. И со всеми этими категориями необходимо комплексно проводить коррекционно-развивающую работу.

Осуществить эту цель можно, только решив следующие задачи:

1.Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

2.Развить способности понимать эмоциональное состояние других и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации;

3.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

4.Воспитать уверенность в себе;

5.Сформировать адекватную самооценку;

6.Снизить враждебность во взаимоотношениях со сверстниками.

7.Развитить навыки конструктивного общения.

В своей работе с детьми я придерживаюсь основных принципов психокоррекционной работы, разработанных известными отечественными психологами Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, A.B. Запорожец, Леонтьеввым и др.

Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего разви​тия ребенка.

Принцип четвертый – деятельностный принцип осуще​ствления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. На каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном пе​риоде онтогенеза, что развитие любой человеческой дея​тельности требует специ​ального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). В дошкольном детстве – это игра.

Ожидаемые результаты:

Родители. Изменение позиции во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

Педагоги. Повышение уровня компетентности, изменения во взглядах на воспитательно-образовательный процесс детей. Развитие индивидуальности, эмоциональной стабильности детей.

1 этап:Первичная диагностика:

В результате полученных данных совместно с воспитателями вырабатываем единые рекомендации для ребенка, педагога, родителей, составляем индивидуальный маршрут для детей, нуждающихся в дополнительной коррекционно-развивающей работе.

Основная цель проводимой мною коррекционной работы – способствовать полноценно​му психическому и личностному развитию ребенка.

При этом я четко соблюдаю принципиальную психолого-педагогическую пози​цию по отношению к детям: не ребенка подгонять, кор​ректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у него проблем.

Цель: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.

Карта индивидуального сопровождения ребенка включает в себя:

-биологический портрет ребенка –результаты изучения анамнеза;

-социальный портрет ребенка - данные социологического обследования семьи и стиля семейного воспитания;

-карта показателей индивидуального развития – обобщенные результаты диагностики физического, познавательного, речевого и психоэмоционального развития ребенка;

-комментарии психолога в форме пояснения по результатам диагностики и рекомендации к сопровождению ребенка;

-листы фиксации коррекционно-развивающей работы, проводимой с ребенком.

3 Этап. Психопрофилактика и просвещение родителей и педагогов.

Данный этап направлен на повышение психологической компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско‐родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.

Совместно с воспитателями мы составляем темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний для ознакомления с проблемами общения и развития детей.

Для педагогов я организую консультации и практикумы по следующим темам:

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие воспитателя с непопулярными детьми.

Методы обучения детей конструктивным навыкам общения.

Коммуникативные игры для снятия тревожных состояний у детей и пр.

Совместно с воспитателями мы составляем картотеки игровых упражнений для развития эмоционально-личностной сферы детей.

Родителям очень часто не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации, поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.

Провожу беседы и консультаций с родителями по темам:

Как воспитать ребенка без наказаний?

Как воспитать неагрессивного ребенка?

Типы современной семьи, стили воспитания ребенка.

Воспитание гиперактивных детей

Родители и дети. Причины конфликтов.

Для достижения этого мы решаем следующие задачи:

1. Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;

2. Повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия семьей.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

4. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей.

4 этап. Контрольно-итоговый.

Мониторинг провожу по тем же методикам, которые были на начальном диагностическом этапе.

1. Повышение самооценки ребенка;

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

1.Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

2.Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

4.Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

1.Развитие дефицитарных функций;

2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Определив проблему ребенка я составляю индивидуальную коррекционно-развивающую программу,соответствующую основным принципам психолого-педагогической коррекции и требованиям,разработанными ведущими психологами образования И.В.Дубровиной, А. Д. Андреевой (1998 г).А именно:

Коррекция развития носит опе​режающий, предвосхищающий характер.

Коррекция явлется целостной осмысленной деятельностью ребенка.

Создание благоприятных условий для продуктивного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекционно-развивающие программы для каждой категории детей разрабатываю отдельно.

При этом работа идет как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.

Проанализировав эти программы и психолого – педагогическую и методическую литературу я выбрала ряд методов, которые на мой взгляд наиболее эффективные в решении эмоционально – личностные проблем у дошкольников.

1.Наблюдения.

3.Телесно-ориентированные техники (психогимнастика,дыхательные упражнения, релаксация).

6.Работа с карточками (эмоции),

7. Моделирование ситуаций,

8.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Психолого-педагогические технологии в моей работе.

Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:

Здоровьесберегающая технология

-релаксацию (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому, когда я ее применяю, стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а в конце занятия расслабление, которое я провожу в сенсорной комнате);

Игровые технологии (их использую постоянно):

В практике работы активно использую игровые технологии, так как именно через игру происходит освоение основных видов отношений: воспитание, обучение, забота, обмен, общение, конфликт. Игры помогают осваивать не только стереотипы поведения, роли и нормы отношений, но и внутреннюю социальность ребенка.В первую очередь это коммуникативные, дидактические игры. В зависимости от поставленных задач провожу игры малой и средней подвижности, игры на внимание, развитие памяти, воображения, элементы сюжетно-ролевой игры, режиссерскую игру, словесные игры. Разумное сочетание перечисленных игр дает положительный эффект.

-коммуникативная игра

Играя с детьми в коммуникативные игры оказываю практическую помощь детям в социальной адаптации; развиваю средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создаю позитивное отношение к собственному телу и развиваю способность управлять им; развиваю умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учу определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развиваю невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

-Массаж и самомассаж (при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).

Коррекционные технологии

-технологии музыкального воздействия;

Информационно-коммуникационные технологии

Результативность (заполняется в конце года по собранным материалам и проведенным занятиям за учебный год)

Проведенная работа дала положительную динамику в эмоционально - личностном развитии тревожных детей :

качественный анализ показал, что что в отношениях ребенок-ребенок уровень тревожности в баллах колеблется от отсутствия тревожности и до среднего значения. Средний балл наблюдается у 17% детей. Что говорит о среднем уровне тревожности. В отношениях ребенок- взрослый уровень тревожности так же колеблется от отсутствия тревожности и до среднего значения. Однако детей с повышенным уровнем больше, чем вотношениях ребенок-ребенок. В процентном соотношении - 13%. Что говорит о низком уровне тревожности в отношениях со взрослыми (динамика). В ситуации одиночества тревожность так же колеблется от отсутствия тревожности и до среднего значения. Среднее значение общей тревожности составило 49%. Данной методикой обследовалось 10 детей и выявлено, что 2 ребенка имеют средний уровень, 1 высокий и 7 низкий уровень тревожности. У семи из десяти детей уровень тревожности приближается к низкому, что составляет 70%.

Таким образом, полученные данные подтверждают эффективность создания системы индивидуального сопровождения ребенка с проблемами в эмоционально - личностной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения , что позволяет вывести его из группы "риска" и обеспечить ему успешную социально - психологическую адаптацию к изменяющимся социальным условиям.

Проведя анкетирование педагогов и родителей, как партнеров по воспитанию, мы убедились, что выбранные формы формируют единство позиций педагогов и родителей в решении проблем, имеющихся в развитии детей, а также положительно сказываются на характере детско–родительских отношений, что, в конечном итоге обуславливает эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Об эффективности работы с родителями можно судить по следующим показателям

- Степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ (2016 -2017 г.г. – 91%; 2017 -2018 г.г. – 94%)

- Процент посещаемости мероприятий проводимых в ДОУ (2016 -2017 г.г. – 81%; 2017 -2018 г.г. – 88% );

Наличие методических разработок:

6. Программа по работе с агрессивными детьми.

Читайте также: