Как выглядит индийская деревня кратко

Обновлено: 06.07.2024

Одноэтажный дом, с дверью посередине передней комнаты, разрешалось иметь представителям низших каст и людям вне каст, при этом дома одной улицы должны были иметь одинаковую высоту. Комнаты не сообщались между собой, их, часто расписанные с обеих сторон двери, выходили на веранду, перед которой находился небольшой двор. Индийский дом не знал туалета. Если дом был более чем в один этаж, внешняя стена могла иметь балкон в виде арки. Тип сельских домов варьировался в зависимости от подручных материалов и климата. На засушливом севере и северо-западе Индии прямоугольные дома и по сей день строятся из обожженного или сырцового кирпича с толстыми стенами и плоскими крышами. На влажном юге и юго-востоке – дома с высокими четырехскатными и двухъярусными крышами, крытые соломой, черепицей или пальмовыми листьями.
Древнеиндийские города вырастали из селений, расположенных на торговых путях, в гаванях, бухтах, на побережье. Первые городские поселения возникли в долине Ганга в середине 1 тыс. до н. э. В конце тысячелетия появляются первые города ариев – Индрапрастха (современный Дели – столица Индии), Паталипутра, центр брахманизма Бенарес. По ведам, они имели высокие оборонительные стены и деревянные дворцы правителей, а жители расселялись по варнам. В 4 в. до н. э. столица империи Маурьев Паталипутра достигала до 18 км в окружности с населением в несколько сот тысяч человек.

Бенарес

Города разделялись на торговые, административные и столицы. Города Индии первой половины 1 тыс. н. э. был средоточием ремесла, торговли, ростовщичества, центром политической жизни, культуры, науки, искусств. Храмы, тюрьмы, приюты, харчевни, игорные дома, общественные сады были неотъемлемой частью любой столицы.
Районы заселялись по кастовому принципу и подразделялись в соответствии с гильдиями. Управлял городским хозяйством губернатор и совет граждан, в который обязательно входили банкир, торговец, писец и представители гильдий.
Дороги, несмотря на решетчатую модель города, редко были прямыми. Улицы столичных центров были широкими, мостились камнем, по сторонам улиц имелись дренажные канавы.
С востока на запад столицу обычно пересекала мощеная плиткой главнаямагистраль, на которой, в центре города, находился дворец правителя. Он окружался стеной, имел несколько внутренних дворов и, как правило, был поделен на три части: общественную, где размещались слуги и находились стойла, личные покои раджи, включая казну, арсенал и мастерские, и женскую половину.
Многоэтажные здания с плоскими или полукруглыми крышами поддерживались колоннами, украшенными золотым и серебряным орнаментом в виде цветов и птиц, и фресками. Во дворце были библиотеки, картинные галереи, игровые, музыкальные и танцевальные залы, бани. Самым важным местом во дворце считался тронный зал.
Трон, расписанный космологическими сюжетами, олицетворял центр мироздания. Не менее важным местом дворца был балкон, откуда раз в день царь являлся своим подданным. Перед дворцом проводились парады и совершались ритуальные церемонии.

Горожане передвигались в конных экипажах с закругленными крышами и опускающимися занавесями, грузы перевозились в основном на двухколесных повозках, заряженных буйволами.
Вне селения и ближе к водоемам находилось место кремации.

Строения.

Крепости.

Для защиты от иноземных захватчиков, создания укрытий для населения, конницы и даже самого правителя строились водные, горные, лесные и равнинные крепости.
Между ними, по определенному архитектурному плану, создавались города и поселения. Вокруг крепостей и городов прорывались рвы, до 25 метров, возводились стены, а между ними – высотой до десяти метров земляные валы.
От каждой крепости прокладывалось по 12 государственных дорог, по четыре на каждую сторону света, с шириной не менее семи метров.
Дороги вне городов содержались за счет пошлин, взимаемых с торговцев. Через определенные промежутки расставлялись вехи и дорожные указатели. Существовали почтовые станции, а также караван-сараи для путешествующих. За все почтовые отправления в государстве отвечал Главный почтмейстер.

Это восточное настроение жаркой расслабленности - то, что я так люблю, приезжая в Индию, и то, отчего так быстро устаю.

Вот как выглядит обычный день в одной из индийских деревень между двумя мостами Ришикеша.

526A0542-1


Иначе эту деревню называют "деревня садху". Она состоит из домов укрытых зеленью широких крон, и дороги, что соединяет два крупных туристических центра, куда приезжают любители йоги.

"П-с, парень, я слежу за тобой"

526A0561-1

Вдоль дороги постоянно встречаются местные жители занятые ничем.
Мужчина наблюдает как мама-собака кормит малышей.

526A0573-1

Священное дерево, затерявшееся в садах, спрятанное от пыли и прохожих.

526A0580 copy

Традиционные бетонные скамейки вдоль дороги.
Желающие пообщаться, скрасить вечер и дунуть чилум приглашаются присесть.

Индуса-туриста легко разглядеть издалека.

526A0604-1

Бездомная смотрит за тем, как сын просит милостыню у прохожих.

526A0609-1

Здесь круглосуточная сиеста, лишь руку протяни. Сколько бы вы могли прожить в таком режиме?

526A0613 copy

Чем дальше отъезжаешь - тем ближе все становится.
С нетерпением жду старта этнографической экспедиции по Индии.

Страна контрастов: круги из навоза, культ домашней еды и отсутствие детских садов

Фото: Наталья Федорова

Золотая аватара и мантра Харе Кришна

Летом в Индии 40 градусов выше нуля, которые ощущаются как все 50. Но это днем, а утром еще относительно не жарко — всего 30 градусов. Идти по полевой тропинке легко, и одежда не становится насквозь мокрой уже через 10 минут ходьбы. Вокруг в полях видны только одинокие пальмы и вдали, на фоне рассветного солнца, очертания храмов. Оттуда доносится пение мантр и удары гонга. Дело в том, что Бенгалия, а особенно окрестности Маяпура — это место, где живут гаудиа-вайшнавы, здесь родился 500 лет назад Чайтанья Махапрабху, аватара Бога золотого цвета, который сказал, что для нашего века предписано воспевание маха-мантры Харе Кришна (отсюда берет начало и движение кришнаитов, известное в западных городах). Поэтому все местные жители верят в Господа Чайтанью, участвуют в праздничных шествиях с воспеванием святых имен Бога и повторяют их на четках и в храмах, которых в окрестности великое множество.

Впрочем, многие деревенские жители в это время идут по делам в город. Они попадаются нам на пути. Перемещаются на велосипедах или пешком. На многих соломенные самодельные шляпы. Старики прикрывают загорелые худощавые тела только гамчей, повязанной вокруг бедер, они идут с хозяйственными плетеными сумками, закинутыми за плечо. Люди помоложе, несмотря на жару, предпочитают неудобные модные узкие джинсы и футболки.

Деревня состоит примерно из сотни домов, скрытых в глубине дворов, и других хозяйственных построек. Дома в основном из кирпича, и кажется, что все они находятся в процессе строительства. Впрочем, для индийцев это нормально: я видела, как в городке они начинают жить на первых этажах многоэтажных домов, когда там еще возводятся верхние этажи. Даже небогатые обязательно украшают свои дома разными элементами декора — лепниной, арками, колоннами, резными балкончиками. В домах побогаче есть узорные железные решетки на окнах, жалюзи и застекленные рамы.


Впрочем, дома нужны лишь для хранения вещей, ночного сна и как укрытие во время дождей. В основном жизнь протекает на улице. Просыпаются в деревне рано, часа в 4. Каждое утро все принимают омовение, это часть традиционной культуры. Раньше в деревнях для этого были приспособлены отдельные водоемы для женщин и мужчин, а для опорожнения кишечника обычно ходили в поле, подальше от жилых построек, поскольку иметь туалет рядом с домом считается неблагоприятным. Но в современных деревнях, таких как Триболо, в каждом дворе есть душевые и туалеты в отдельных строениях. Тут же стоят колонки, откуда женщины набирают воду в ведра по многу раз в день: чтобы омываться, стирать, готовить и мыть посуду.

Каждый день принято надевать чистую одежду. Даже если это выцветшее поношенное сари или ветхое дхоти, оно обязательно будет постиранное. Женщины носят только сари, причем пожилые не признают совсем никакой сшитой одежды, то есть не надевают под сари даже чоли, короткую футболку.

После омовения женщины приводят в порядок дом и двор. В доме моют каменные полы с водой, разведенной с навозом. Дело в том, что коровий навоз — это единственный вид испражнений, который, согласно священным писаниям (шастрам), не считается грязным: он очищает пространство как физически, так и на тонком уровне. Теперь его антисептические свойства подтверждаются наукой, поэтому навоз добавляют во многие аюрведические лекарства и благовония. Затем женщины также тщательно подметают двор и моют (!) землю водой с навозом. Перед каждым входом они чертят круги из навоза, в том числе перед дверями в туалет и душевую. А возле главной двери также рисуют ранголи — узоры из рисовой муки.


Банановые листья, нержавейка и глиняные горшки

В домах у многих бенгальских крестьян сегодня есть кухни с газовыми баллонами и плитой. Однако большая часть приготовлений пищи совершается на уличных печках из кирпичей, врытых в землю и облепленных глиной. В качестве экологичного топлива используют навозные лепешки. Наученные с детства тому, как лепить эти лепешки из свежего навоза, женщины мастерски и очень быстро облепливают ими стены домов, заборы и даже землю, а некоторые нанизывают навозные котлетки на тонкие бамбуковые палки и так сушат их, прислонив к стенам.

Утром в уличных печках разжигается огонь, и в чугунных котлах кипятят молоко для масала-чая или сладостей из уваренного молока. Я наблюдала, как многие женщины, чаще всего пожилые, которые не могут заниматься другой работой, сидя у котлов, неспешно мешали в них закипающее молоко деревянной палкой. Другие женщины в это время моют посуду для завтрака — обычно это чашки и подносы из нержавеющей стали. И дело не в том, что деревенские люди не могут позволить себе керамику. Просто любая глиняная посуда считается нечистой после одного использования, и ее нужно выбрасывать. До сих пор в Индии можно купить на улице ласси (сладкий йогурт) или кхир (уваренное сладкое молоко) в глиняных стаканчиках или кувшинчиках, хранящих прохладу. Иногда у этих кувшинов очень красивая форма и их жалко выбросить, но именно это и нужно сделать, согласно местным обычаям. Раньше богатые люди в Индии ели на серебряной и золотой посуде, а люди победнее — на банановых листьях. Сейчас вместо банановых листьев многие применяют более практичную нержавейку.

Большую часть продуктов жители Триболо выращивают сами. Помимо молока, любят картофель, рис, бобовые. Недавно закончился сезон манго, которое в мае и июне стоит очень дешево.


Дети и животные

Большинство детей в Индии, по крайней мере в сельской местности, до сих пор не имеют представления о том, что такое детские сады. Потому что семьи здесь традиционно расширенные, то есть несколько поколений живут вместе. Дети постарше смотрят за теми, кто помладше, поэтому им не нужны игрушки: всегда есть живые куклы.

Здесь также невероятно редки разводы, хотя раньше о них не слышали вообще. Женщины не работают. У них хватает забот в доме. В Индии культ домашней еды. Магазинная еда, полуфабрикаты считаются чем-то непривлекательным и нечистым. При этом кухня даже в деревнях достаточно разнообразная. Это и различные сладости из уваренного молока с сахаром, а днем — традиционный рис, дал и сабджи (блюда из овощей). Индийские женщины очень искусны в приготовлении различных блюд.


Звон колокольчиков и запах благовоний

Жители деревни очень религиозны. Женщины по утрам проводят службы (пуджи), предлагают огонь с фитилями на гхи, слышен звон колокольчиков и запах благовоний.

Жизнь в Триболо простая и неспешная. Здесь нет магазинов, только один небольшой ларек, скорее даже деревянный ящик на высоких сваях. Внутри него умещается один торговец, сидящий в йогической позе и продающий картошку, сахар и специи. Иногда в деревню заезжают на велосипедах торговцы дешевой одеждой или пластиковыми тазами. Редко у кого в доме есть телевизор и мобильный телефон, только у богатых — мотоцикл. Хотя технологический прогресс не оставляет шансов, и молодое поколение стремится уехать в города, во многих бенгальских деревнях жизнь все еще размеренная и стабильная. Несмотря на то что климат в Бенгалии довольно суровый: после иссушающего лета начинается сезон дождей, когда ливни могут не прекращаться много дней подряд.


Красивейшие деревни Индии – топ 10

1. Пувар, Керала

Небольшой поселок, находящийся в районе Тривандрума в южной части штата Керала, является местом, имеющим как историческую ценность, так и необыкновенную красоту. Пувар можно назвать нетронутым и неизведанным чудом. Помимо изучения деревни, будет интересно посетить легендарный храм Арумануур Шри Бадракали Деви, находящийся недалеко от села.

2. Киббер, Химачал-Прадеш

Расположенная высоко в гималайской долине Спити деревня Киббер — это самое высокое село в мире, до которого проходит автомобильная дорога. В деревне только 80 домов — они уникальны тем, что сделаны не из кирпича, как принято в этих областях, а из камня. Растительность здесь довольно скудна, но обладает высокой лекарственной ценностью. Это одна из самых красивых деревень в Индии.

3. Мавлиннонг, Мегхалая

Находящаяся в 90 км от Шиллонга деревня Мавлиннонг известна как самая чистая деревня в Азии. Основным занятием жителей является сельское хозяйство, а уровень грамотности составляет 100%. Природная красота места завораживает — это делает деревню практически идеальной.

4. Прагпур, Химачал-Прадеш

Первая историко-этнографическая деревня в Индии Прагпур была основана в конце 16-го столетия. Хавели, виллы и мощенные камнем улицы являются живым воплощением богатой истории страны. Ухоженность деревни делает ее настоящей жемчужиной среди других деревень. Здесь Индия по-настоящему красива, что каждый год привлекает в Прагпур множество туристов

5. Зулук, Сикким

6. Ламаюру, Ладакх

7. Калап, Уттаракханд

Находящаяся в Гималаях деревня Калап — это живописное место, которое может считаться идеальной индийской деревней. Сочетание густых кустарников, каменистых тропинок, ясного синего неба и сверкающих ручьев успокаивает и создает настоящую красоту. Можно устроить небольшой поход вокруг деревни и обнаружить множество впечатляющих видов.

8. Малана, Химачал-Прадеш

Расположенная в долине Парвати деревня Малана считается местом, где впервые в мире установилась демократия. Деревня отрезана от остального мира, а местные жители говорят на понятном только им диалекте и придерживаются строгих обычаев. Безмолвие, с которым ассоциируется это место, привлекает многих людей не менее, чем очарование долины Парвати.

9. Муттон, Тамил Наду

Это рыбацкая деревня, где практически каждый житель является христианином. Деревня знаменита из-за пляжа Муттом, который порадует необычной для Индии чистотой и тишиной. С одной из сторон пляж окружен скалами, а с находящегося неподалеку маяка открывается отличный вид.

10. Панамик, Ладакх

Деревня Панамик является единственной в Индии, где есть горячий источник, температура воды которого близка к температуре кипения. Несмотря на это, люди стремятся искупаться в источнике, так как существует убеждение, что вода обладает целебной силой. Стоит отметить и красоту этого места: покрытые снегом горные вершины и пышные деревья создают живописный вид.

В каждой из этих деревень есть красота, простота и спокойствие, которые тронут каждого посетителя.

Читайте также: