Как вы считаете разрешен ли обгон на пешеходном переходе кратко

Обновлено: 06.07.2024

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 11. Обгон, опережение, встречный разъезд

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Можно ли совершать обгон или опережение на пешеходном переходе?

Этим зачастую пользуются сотрудники дорожно-патрульной службы, штрафуя автовладельцев за совершение несуществующих нарушений. Давайте разберемся, как надо проезжать пешеходные переходы, чтобы избежать создания аварийной обстановки и не получить штраф?

Обгон и опережение. Чтобы запомнить, чем друг от друга отличаются обгон и опережение, необходимо понять главное различие данных маневров. Обгон не может быть совершен без выезда на полосу для встречного движения. А опережение осуществляется по соседней полосе попутного направления. Согласно ПДД, автомобилисту нельзя совершать обгон на пешеходных переходах.

Можно ли совершать обгон или опережение на пешеходном переходе? 3

Следует подчеркнуть, что чаще всего такое нарушение допускаются в местах, где перед пешеходным переходом стоит автобусная остановка и водителям приходится обгонять общественный транспорт, который на ней останавливается. За такое нарушение автомобилиста могут оштрафовать на 5 000 рублей и лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Можно ли опережать? Если в попутном направлении имеется больше одной полосы для движения, то по правилам дорожного движения, водитель имеет право на опережение других участников движения. В то же время и здесь имеются свои нюансы. Во время приближения к переходу, автомобилист должен уменьшить скорость и убедиться в безопасности проезда. Так, опередить кого-то, одновременно снижая скорость, очень трудно. Выходит, что опережать другие машины не запрещается, однако технически этот маневр невозможно выполнить.

Следует отметить, что при любых обстоятельствах, проезжая пешеходные переходы, каждый автомобилист должен быть очень внимательным. В особенности те, у которых нет разметки на асфальте, а лишь знаки, установленные на обочине. Поскольку в таких местах, во время опережения общественного транспорта, автомобилист за ним может просто не увидеть пешехода, который приступил к переходу дороги. По этой причине лучше всего вообще не совершать никаких маневров рядом с пешеходными переходами.

Итог. Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к такому выводу, что на пешеходных переходах вам не удастся совершить ни обгон, ни опережение, поскольку в первом случае это запрещается законом, а во втором - это просто технически невыполнимо.

С недавних пор понятие обгона несколько изменилось. Если ранее под обгоном понимали опережение впереди идущего транспорта с выездом со своей полосы, то теперь Правила трактуют это понятие, как опережение впереди идущего транспорта с выходом на встречную полосу и возвращением обратно. Таким образом, маневрирование в пределах своей полосы и соседних полос попутного направления движения, с целью опережения впереди идущих машин, не является обгоном.

обгон на пешеходном переходе запрещен

Что такое пешеходный переход по ПДД

Наказание за обгон на пешеходном переходе

Пешеходный переход – особая зона на проезжей части, отведенная для пересечения дороги людьми. В связи с этим на нем действует ряд ограничений. ПДД запрещают обгон на пешеходном переходе. Водителям необходимо четко понимать, в каких случаях маневр будет признаваться совершенным на переходе.

Очередные поправки в ПДД, принятые в 2017 году, коснулись и правил проезда пешеходного перехода, где движение не регулируется светофором. Если раньше разрешалось обгонять машины в зоне пешеходного перехода при отсутствии там пешеходов, то нынче Правилами запрещается это делать вне зависимости от наличия или отсутствия людей.

Нарушение этого требования приводит к возникновению ситуации, описываемой ст. 12.15 ч.4 КоАП, согласно которой полагается наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей или 4-6 месячное лишение прав вождения.

Чтобы не допустить совершения нарушения нужно разграничить понятие обгон и опережение. Опережением признается движения транспорта со скоростью больше, чем у попутной машины. Обгон – это тоже опережение, но с выездом на встречную сторону. Когда одна машина перегоняет другую, перестраиваясь на полосу попутного движения, это типичное опережение. Бывает водитель выезжает на встречную полосу, но, не перегнав автомобиль, возвращается обратно на свою полосу. Это также считается нарушением.

Нарушение остается нарушением, даже если:

Пересечение зебры во время обгона не всегда признается нарушением правил. Поэтому рассматривая вопрос, разрешен ли обгон на переходе, стоит учитывать, что маневр считается совершенным на пешеходной зоне в следующих случаях:

  1. Движение начато до начала пешеходной зоны, а закончено на ней.
  2. Транспортное средство начало маневр за 5 метров до перехода, а завершило менее 5 метров от зебры.
  3. Машина начала перестраиваться на дорожке для людей. Место завершения значения не имеет.

Крупный 5-тысячный штраф или полугодовое лишение прав может усугубиться ещё более суровым наказанием в виде лишения прав уже на один год, если нарушение, связанное с обгоном на пешеходном переходе будет зафиксировано инспектором ГИБДД повторно. Если такое нарушение зафиксируется автоматическими камерами видеонаблюдения (дорожными видео и фоторегистраторами), то нарушитель отделается только повторным крупным штрафом в 5000 рублей, постановление о котором прибудет к нему по почте.

Правила правильного проезда зоны пешеходного перехода

Замысел внесённых поправок в ПДД, касающиеся движения на пешеходных переходах, направлен на то, чтобы заставить и приучить водителей транспорта правильно переезжать эту зону с целью исключения наездов на пешехода. Новые правила проезда подразумевают следующие действия со стороны водителей:

Посмотрите видео по правилам проезда пешеходных переходов. Все подробно, буквально разложено по полочкам.

Видео: Проезд пешеходных переходов

Освобождение от ответственности

В некоторых ситуациях совершать обгоны на нерегулируемых пешеходных переходах допускается. Вернее, при определенных обстоятельствах наказание не последует:

При выполнении указанных правил всеми водителями обгон на пешеходном переходе станет невозможным, что будет способствовать снижению аварийности на дорогах.

Ответ. Возникает встречный вопрос: а с какой целью необходимо проехать по зебре по встречной полосе, если это не обгон или не объезд препятствия? В нашей стране правостороннее движение, поэтому целесообразно двигаться по своей, правой, половине проезжей части.

Нет разницы, нанесена ли сплошная разметка перед пешеходным переходом (перед зеброй), или ее нет (отсутствует). Обгон по пешеходному переходу запрещен независимо от наличия или отсутствия сплошной линии разметки, отделяющей встречную полосу.

Но логика, как известно, у каждого своя. Играя словами, можно прийти к выводу: что прямо не запрещено, то разрешено. Другими словами, в ситуации непосредственно обгона на пеш. переходе, как маневра, не было (некого было обгонять), а выезд на встречную полосу, по факту, был, т.е. состоялся. С какой целью — это уже другой вопрос.

Ситуация однозначная. Как к этому маневру отнесутся представители контролирующих структур, вопрос остается открытым.

Правомерность/неправомерность обгона по пешеходному переходу подробно рассмотрена в статье Обгон на пешеходном переходе.

На самом деле проблема находится в организации дорожной обстановки (если конкретно — в отсутствии сплошной разметки перед пеш.переходом). На дороге НЕ должно быть разногласий между требованием ПДД и визуальным оформлением дорожного участка.

Теперь, несколько слов о последствиях рассматриваемого маневра. Понятное дело, что речь идет о нерегулируемых пешеходных переходах, перед которыми ПДД обязывают остановиться и уступить дорогу пешеходу, чье намерение — перейти дорогу (пункт 14.1).

Обгон по пешеходному переходу (правильней будет: обгон на пешеходном переходе) запрещается по той самой причине, что обгоняющий в процессе обгона может не увидеть пешехода, идущего по переходу, которого пропускает обгоняемый. Или заметит его слишком поздно, когда будет уже реально поздно.

Нарушение

Представьте ситуацию. Автомобиль, едущий впереди вас, увидев пешехода, намеревающегося перейти дорогу, замедлил ход. Он не останавливается, а продолжает ехать с меньшей скоростью.

Пешеход, увидев, что его пропускают, решает не пройти через дорогу, а побежать, чтобы не задерживать водителя, и устремляется вперед!

Ровно по этой же причине существует запрет на проезд через пешеходный переход, если перед ним остановилось или снизило скорость другое транспортное средство (пункт 14.2 ПДД).

В такой ситуации сначала необходимо убедиться в том, что пешеходов нет на проезжей части, а если они идут по переходу, то необходимо уступить им дорогу. Что означает уступить им дорогу, рассмотрено в статье Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам.

С точки зрения здравого смысла правило введено с целью предотвратить возможный наезд на нерадивого пешехода, переходящего проезжую часть, как еще говорят, не глядя. К всеобщему сожалению, среди пешеходов немало таких, кто вообще не смотрит на дорогу (капюшон, наушники и пр.).

По этой же самой причине, т.е. чтобы избежать ДТП с пешеходом, перед пешеходным переходом целесообразно отказаться и от обгона.

Велик едет

Вот, как бы и вся наука. Еще есть смысл вспомнить о другой категории участников движения — велосипедистах. Эти имеют особенность пересекать пешеходный переход на колесах. С одной стороны, так быстро, с другой — они так же быстро могут угодить под колеса. Примеров тому немало.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.06.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.

Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2022 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье "Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения".

Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.

Для начала рассмотрим актуальное понятие "обгон" из пункта 1.2 ПДД:

"Обгон" – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на перекрестке

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки 2.3.1 - 2.3.7:

Знак 2.1 Главная дорога
Знак 2.3.1 Пересечение со второстепенной дорогой
Знак 2.3.2 Примыкание второстепенной дороги
Знак 2.3.3 Примыкание второстепенной дороги
Знак 2.3.4 Примыкание второстепенной дороги
Знак 2.3.5 Примыкание второстепенной дороги
Знак 2.3.6 Примыкание второстепенной дороги
Знак 2.3.7 Примыкание второстепенной дороги

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2022 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:

Знак 1.14 Крутой подъем
Знак 1.11.1 Опасный поворот
Знак 1.11.2 Опасный поворот

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Обгон на четырехполосной дороге

Пункт 9.2 правил дорожного движения:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Обгон на четырехполосных дорогах с двухсторонним движением запрещен во всех случаях, в том числе и при отсутствии дорожной разметки.

Штрафы за неправильный обгон в 2022 году

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз - в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Рассмотрим особенности этой статьи:

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

Читайте также: