Как вы считаете должно ли искусство быть правдоподобным обоснуйте свой ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одна из главных претензий зрителей к современному искусству — оно непонятно. Австрийский историк искусств Вернер Хофман в своей книге “Основы современного искусства” в том числе объясняет, почему мы предъявляем искусству требование понятности. Делимся цитатам из его книги.

"Искусству никогда бы не посмели бросить упрек в том, что оно непонятно, если бы в эпоху Просвещения не прозвучало дерзкое заявление о том, что подлинное произведение искусства (и это — главный критерий его подлинности) говорит на языке, доступном всем и каждому, а язык сложный , манерный и темный — удел искусства неподлинного, вторичного".

"Несомненно, на исходе феодальной эры понимали, что художник вырвался из пут, наложенных на него духовенством и предложили новое, огромное поле приложения сил: воспитание человека поверх сословных и классовых границ. Именно из связанности художника с этим невыполнимым заказом вытекают основные претензии предъявляемые искусстве и по сию пору".

Джефф Кунс. Собака из воздушных шаров (цвета маджента). 1994–2000. Зеркально отполированная нержавеющая сталь с прозрачным цветным покрытием

Джефф Кунс. Собака из воздушных шаров (цвета маджента). 1994–2000. Зеркально отполированная нержавеющая сталь с прозрачным цветным покрытием

"Было бы неверным полагать, что искусство стало непонятным и загадочным лишь в последние пятьдесят или даже сто пятьдесят лет. Это время всего-навсего обозначает эпоху, в которую искусство стало подвергаться сомнению со стороны общества, т.е. искусство стало подвергаться сомнению, и одновременно сомнение стало играть продуктивную роль в понимании искусства".

"Попытка преодолеть недоступность произведения искусства, преодолеть его непонятность средствами рационального понимания относится к состоянию сознания в более поздние эпохи".

"До наступления эпохи онаучивания подхода к произведению искусства дело обстояло значительно проще. Человеку всегда было доступно понимание того, что произведения искусства создают сферу недоступного; лишь попытки научного объяснения и комментария специалистов позволяют ему надеяться, что дистанцию между ним и произведением искусства можно преодолеть".

Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал ScienceMe .

Прежде всего, искусство всегда объективно. Это означает, что произведение искусства всегда в чем-то выражено: в записанных на бумаге словах, в красках, нанесенных на холст, в звуках му­зыки или в кадрах кинопленки. Только благодаря этому замысел художника (в широком смысле этого слова) становится доступ­ным для других людей, а произведение искусства становится про­изведением в полном смысле.

Искусство никогда не имеет в качестве объекта действительность. Конечно, искусство может быть очень правдоподобным и изобра­жать события так, как если бы они действительно имели место. Однако в любом случае это будет лишь вымысел, созданный челове­ком образ. Даже исторический роман, в котором описываются ре­альные персонажи и реальные события, все равно не может точно отображать эти события. И дело здесь не только в том, что автору этого романа не известны все детали описываемых событий, и он вынужден что-то придумывать, "добавлять от себя". Образы в его романах получают дополнительную нагрузку. Если персонажи выдуманы, то они представляют собой типы, то есть обобщенные образы, собранные из черт и особенностей различных людей. Бо­лее того, любой реальный человек, взятый в качестве персонажа, в искусстве преображается и приобретает типичность.

К тому же искусство далеко не всегда изображает то, что мог­ло бы произойти в действительности. Например, фантастическое произведение изображает события, предметы или существ, кото­рые являются созданием автора и не встречаются в реальности. Современное искусство также изображает ситуации и характеры, которые вступают в противоречие с обыденным представлением о мире. Ярким примером этому могут служить абсурдистские про­изведения, например, творчество Франца Кафки, Самуэля Бек-кета, Даниила Хармса.

Другими словами, художник всегда выступает в качестве по­средника между миром и произведением искусства. Он выражает свой жизненный опыт, свое видение мира и делает его доступ­ным для других в законченном произведении. И выражением его опыта являются образы, которые запечатлены, закреплены в виде того или иного произведения искусства.

Искусство несет в себе и индивидуальное, и всеобщее, обще­значимое, родовое. Художник всегда остается самим собой, он выражает себя, свое видение и понимание мира. Это выражение отдельного человека, который принадлежит к определенному на­роду, к определенной эпохе и прожил свою неповторимую жизнь. Однако то, что выражается в художественном произведении, од­новременно является и всеобщим. Художник в то же время – это человек, который испытывает те же чувства, что и другие люди, сталкивается с теми же проблемами и условиями жизни. Кроме того, художник знаком и с опытом других людей, поскольку он общается с ними и тоже является человеком, для которого пред­назначено творчество других людей. А, следовательно, он выра­жает и всеобщее, его личный опыт имеет стороны, объединяю­щие его с опытом других людей. Это подтверждается тем, что мы обычно понимаем те чувства и мысли, которые хотел выразить автор. Конечно, в процессе восприятия художественного произ­ведения мы вносим что-то свое. Не зря говорят, что у литератур­ного произведения столько же смыслов, сколько людей.

Функции искусства

Многообразие форм эстетического освоения действительности порождает разнообразие функций искусства, к которым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита-тельную, компенсаторную, эстетическую и др.

Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца.

Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задуматься об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодействия, общения в самом широком смысле.




Ценностно-ориентирующая функцияпроявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей является воспитательная функция.Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и деятельность людей.

Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства также позволяет в некоторой мере, как правило, иллюзорно компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания человека.

Эстетической функции искусстваеще древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующий этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.

Современное искусство

Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. И это не случайно, по­скольку искусство тесно связано с жизнью. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют обществен­ное существование. Художник, будучи обычным человеком, не может не реагировать на эти изменения и выражает их в своем творчестве. Нередко случается и так, что искусство предвосхи­щает те перемены, которые для большинства людей станут оче­видными лишь позднее, и даже оказывает влияние на развитие общества. Так случилось, например, с фантастикой, которая ста­ла выражением стремления европейской цивилизации к техни­ческому развитию. В романах того же Жюля Верна можно найти описание механизмов, которые его современники не могли себе представить. Однако его образы оказали существенное влияние на то, как развивалась техника, и можно даже говорить, что его романы в значительной степени определили то, как выглядит наша сегодняшняя жизнь.

Для современного искусства характерно несколько основопо­лагающих тенденций.

1. В настоящий момент искусство все больше и больше под­вергается коммерциализации. Эта тенденция представляет со­бой проявление конфликта между духовной жизнью масс и про­фессиональным художественным творчеством.

Экономическое и техническое развитие привело к тому, что искусство стало средством зарабатывания денег. Сейчас любой фильм, любое музыкальное произведение, любая книга могут быть размножены в огромном числе копий; картины тиражиру­ются в виде репродукций. И художественная ценность переста­ет быть критерием для ценности произведения, уступая место коммерческому успеху. Кинокомпании, звукозаписывающие ком­пании, издательства заинтересованы в том, чтобы их продукция хорошо продавалась на рынке. Естественно, продажа копий по­зволяет выжить не только издателю, то есть компании, которая выпускает произведение на рынок, но и автору, и это хорошо, поскольку в настоящее время образ "бедного художника" отхо­дит в прошлое. Однако это таит в себе и большую опасность потакания вкусам публики, отказа от идеи искусства как воп­лощения прекрасного.

Раньше художник (в широком смысле этого слова) оценивал­ся лишь с точки зрения того, насколько ценным и общезначи­мым является его творчество. При этом популярность в целом не принималась в расчет, а критерием оценки было скорее мнение людей, компетентных в вопросах искусства, чем мнение боль­шинства.

В настоящее время все более и более значимой является мас­совая востребованность. И действительно, выдающимся музыкан­том сейчас признается тот человек, который продал больше всего компакт-дисков и занял высшие места в хит-парадах. А это озна­чает, что основанием для оценки является мнение аудитории, публики, далеко не всегда обладающей необходимым для спра­ведливой оценки вкусом. Где гарантия того, что то, что хорошо покупается, является действительно хорошим? И можно ли гово­рить о том, что популярное – это всегда хорошее, ценное? На эти вопросы следует ответить отрицательно.

В таком положении кроется большая опасность. Искусство, превращенное в средство зарабатывания денег, рискует перестать быть искусством в собственном смысле слова. Желание автора продать книгу, фильм, песню приводит его к тому, что он начи­нает потакать вкусам публики, стремиться дать аудитории то, что она желает. А это также имеет негативные последствия. Если стремление создавать высокое искусство, непонятное для боль­шинства людей, – это одна крайность, то попытка идти на пово­ду у публики – это другая, не менее опасная крайность.

Конечно, в настоящий момент продолжает существовать эли­тарное, высокое искусство. Однако на рынке оно пользуется лишь ограниченным спросом. Основная причина этого состоит в том, что такое искусство не является массовым, оно непонятно для большинства.

2. Другая тенденция в развитии современного искусства, тес­но связанная с предыдущей, заключается в постепенном сниже­нии стандартов творчества и ослаблении требований к каче­ству культуры.

На современном этапе постепенно стираются границы между высоким искусством и народной культурой. Издавна существова­ло четкое разделение между высоким искусством, которое было распространено среди образованных городских жителей, и народ­ной культурой, представлявшей собой выражение идущих из про­шлого национальных традиций. Каждое из этих явлений облада­ло ценностью. Народная культура, не будучи такой утонченной и рафинированной, как высокое искусство, несла в себе ценности естественного человеческого существования, выработанные поко­лениями людей. Возможно, ее эстетика проигрывала при сравне­нии с эстетизмом высокой культуры, однако это была полноцен­ная, самостоятельная и самоценная эстетика. Высокое искусство, для которого характерна особая, даже чрезмерная усложненность, никогда не было массовым и понятным для простых людей.

Урбанизация, стремление к всеобщему образованию, разви­тие промышленности привели к тому, что большое число людей оставили естественную для них среду обитания и переехали в города. И следствием их отрыва от естественных условий суще­ствования стало возникновение низкопробной массовой культу­ры, получившей название "кич" (от нем. "дешевка"). Другими словами, возникновение кича оказалось формой приспособления людей к непривычной для них городской жизни.

В настоящее время народная культура постепенно гибнет: многие творения народа сейчас доступны только исследователям в виде записей песен, фотографий предметов народного творче­ства и экспонатов музеев. С другой стороны, высокое искусство остается невостребованным, представляя интерес лишь для не­большой группы ценителей. И наибольшее влияние имеет низко­пробные творения массовой культуры – американские и подоб­ные им фильмы, комиксы, бессмысленные песенки.

3. Еще одна тенденция, характеризующая современное искус­ство, – это его дегуманизация. Искусство все чаще объектом изоб­ражения делает то, что находится за пределами приемлемого, привычного, нормального, социального. Если раньше искусство было тесно связано с этикой и моралью и стремилось к изображе­нию подлинно прекрасного, то на протяжении всего XX в. оно постепенно отказывалось от этих ценностей. Теперь все чаще в романах, фильмах, театральных пьесах можно встретить слабых, мучающихся людей, которые не могут найти своего места, и вы­нуждены жить искусственной, не настоящей жизнью.

Эта тенденция также тесно связана с жизнью общества. Хотя человечество все больше осознает значимость гуманистических ценностей, в истории последних веков слишком много ужасаю­щих примеров того, как эти ценности могут игнорироваться. Можно сказать, что в настоящее время жизнь человека "не имеет цены" в обоих смыслах этого выражения: она бесценна и одно­временно совершенно не ценится. И именно это противоречие представляет собой движущий механизм дегуманизации искус­ства.

Эта тенденция в искусстве также не может быть оценена од­нозначно. С одной стороны, искусство утрачивает издревле при­сущую ему роль учителя жизни, оно нередко возбуждает в душе лишь негативные эмоции и не помогает нам позитивно относить­ся к жизни. Оно показывает нам насилие, агрессию, смерть, стра­дания. И это не может не оказывать негативного влияния на наше отношение к жизни и самим себе.

Однако, с другой стороны, искусство является яркой манифе­стацией той атмосферы, в которой мы живем. А, следовательно, в дегуманизации искусства можно видеть своего рода симптом, ука­зывающий на болезнь нашего времени.

К сожалению, тенденции, которые действуют в современном искусстве, внушают мало положительных чувств. Однако еще не все потеряно. И осознание тех опасностей, которые грозят куль­туре и искусству как ее важному компоненту, с этой точки зре­ния крайне важно, поскольку только оно поможет нам противо­стоять убийственным для искусства процессам.

Вопросы и задания

1. Дайте определение искусства. Каковы его отличительные черты?

2. Как вы считаете, должно ли искусство быть правдоподобным? Обо­снуйте свой ответ.

3. Как вы понимаете сущность искусства?

4. Для чего человеку необходимо искусство?

5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.

6. Какие виды искусства вы знаете?

7. Какие тенденции протекают в современном искусстве? Каково ваше отношение к этим тенденциям? Можно ли говорить о кризисе современного искусства?

ТЕМА 21. ЭКОНОМИКА

1. Экономика: сущность, основные понятия.

2. Экономические отношения. Типы экономических систем.

3. Структура экономики





Member Offline

  • Мастер
  • Репутация: 409
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободна

Member Offline

  • Новичок
  • Репутация: нет
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен

Member Offline

  • Специалист
  • Репутация: 42
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен

Member Offline

  • Специалист
  • Репутация: 50
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен

А по поводу отражения реальности вспомнился художественный анекдот советских времен:
Чингисхан решил заиметь свой портрет.
(а был он, как мы помним - хромым, сухоруким, рыжим и кривым на один глаз)
Вызвал первого художника.
Тот написал его стройным, атлетичным черноволосым юношей с обоими глазами.
Чингисхан казнил его, сказав - "это не правда."
Так родился классицизм.
Второй написал его таким, каким он был на самом - деле, кривым, рыжим и т.д.
Чингисхан казнил его, сказав - "это не та правда."
Так родился критический реализм.
Третий написал его сидящим на коне, в шапке, и в профиль.
Чингисхан наградил его, сказав - "Вот это правда!"
Так родился социалистический реализм.

  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен

Member Offline

  • Мастер
  • Репутация: 864
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен

Мне кажется, художник отличается от обычного человека тем, что он обладает даром подниматься над миром и улавливать в нём то, чего не видять те, кто не в состоянии этого сделать. И именно художники дают нам понять, что мир на самом деле красив и гармоничен изначально, и этой красотой и гармонией он УЖЕ спасён.

  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен

Задача художника показать хорошее и плохое в нашей жизни в гипер-размере. Так, чтобы это прекрасное стало заметно всем, даже тем, кто ежедневно ходит у его подножия. То же и о плохом.

Member Offline

  • Герцогиня
  • Репутация: 1078
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободна

Ты как всегда непревзойдённа!

  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
QUOTE (Monella @ 17.10.2005 - время: 23:44)
Искусство не живёт по законам..Тем и ценно


Зато оно живёт по законам бизнеса
И операется на внутре политические настроения. И под час являются лишь зеркалом политики!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. И это не случайно, поскольку искусство тесно связано с жизнью. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют общественное существование. Художник, будучи обычным человеком, не может не реагировать на эти изменения и выражает их в своем творчестве. Нередко случается и так, что искусство предвосхищает те перемены, которые для большинства людей станут очевидными лишь позднее, и даже оказывает влияние на развитие общества. Так случилось, например, с фантастикой, которая стала выражением стремления европейской цивилизации к техническому развитию. В романах того же Жюля Верна можно найти описание механизмов, которые его современники не могли себе представить. Однако его образы оказали существенное влияние на то, как развивалась техника, и можно даже говорить, что его романы в значительной степени определили то, как выглядит наша сегодняшняя жизнь.

Для современного искусства характерно несколько основополагающих тенденций.

1. В настоящий момент искусство все больше и больше подвергается коммерциализации . Эта тенденция представляет собой проявление конфликта между духовной жизнью масс и профессиональным художественным творчеством.

Экономическое и техническое развитие привело к тому, что искусство стало средством зарабатывания денег. Сейчас любой фильм, любое музыкальное произведение, любая книга могут быть размножены в огромном числе копий; картины тиражируются в виде репродукций. И художественная ценность перестает быть критерием для ценности произведения, уступая место коммерческому успеху. Кинокомпании, звукозаписывающие компании, издательства заинтересованы в том, чтобы их продукция хорошо продавалась на рынке. Естественно, продажа копий позволяет выжить не только издателю, то есть компании, которая выпускает произведение на рынок, но и автору, и это хорошо, поскольку в настоящее время образ "бедного художника" отходит в прошлое. Однако это таит в себе и большую опасность потакания вкусам публики, отказа от идеи искусства как воплощения прекрасного.

Раньше художник (в широком смысле этого слова) оценивался лишь с точки зрения того, насколько ценным и общезначимым является его творчество. При этом популярность в целом не принималась в расчет, а критерием оценки было скорее мнение людей, компетентных в вопросах искусства, чем мнение большинства.

В настоящее время все более и более значимой является массовая востребованность. И действительно, выдающимся музыкантом сейчас признается тот человек, который продал больше всего компакт-дисков и занял высшие места в хит-парадах. А это означает, что основанием для оценки является мнение аудитории, публики, далеко не всегда обладающей необходимым для справедливой оценки вкусом. Где гарантия того, что то, что хорошо покупается, является действительно хорошим? И можно ли говорить о том, что популярное – это всегда хорошее, ценное? На эти вопросы следует ответить отрицательно.

В таком положении кроется большая опасность. Искусство, превращенное в средство зарабатывания денег, рискует перестать быть искусством в собственном смысле слова. Желание автора продать книгу, фильм, песню приводит его к тому, что он начинает потакать вкусам публики, стремиться дать аудитории то, что она желает. А это также имеет негативные последствия. Если стремление создавать высокое искусство, непонятное для большинства людей, – это одна крайность, то попытка идти на поводу у публики – это другая, не менее опасная крайность.

Конечно, в настоящий момент продолжает существовать элитарное, высокое искусство. Однако на рынке оно пользуется лишь ограниченным спросом. Основная причина этого состоит в том, что такое искусство не является массовым, оно непонятно для большинства.

2. Другая тенденция в развитии современного искусства, тесно связанная с предыдущей, заключается в постепенном снижении стандартов творчества и ослаблении требований к качеству культуры.

На современном этапе постепенно стираются границы между высоким искусством и народной культурой. Издавна существовало четкое разделение между высоким искусством, которое было распространено среди образованных городских жителей, и народной культурой, представлявшей собой выражение идущих из прошлого национальных традиций. Каждое из этих явлений обладало ценностью. Народная культура, не будучи такой утонченной и рафинированной, как высокое искусство, несла в себе ценности естественного человеческого существования, выработанные поколениями людей. Возможно, ее эстетика проигрывала при сравнении с эстетизмом высокой культуры, однако это была полноценная, самостоятельная и самоценная эстетика. Высокое искусство, для которого характерна особая, даже чрезмерная усложненность, никогда не было массовым и понятным для простых людей.

Урбанизация, стремление к всеобщему образованию, развитие промышленности привели к тому, что большое число людей оставили естественную для них среду обитания и переехали в города. И следствием их отрыва от естественных условий существования стало возникновение низкопробной массовой культуры, получившей название "кич" (от нем. "дешевка"). Другими словами, возникновение кича оказалось формой приспособления людей к непривычной для них городской жизни.

В настоящее время народная культура постепенно гибнет: многие творения народа сейчас доступны только исследователям в виде записей песен, фотографий предметов народного творчества и экспонатов музеев. С другой стороны, высокое искусство остается невостребованным, представляя интерес лишь для небольшой группы ценителей. И наибольшее влияние имеет низкопробные творения массовой культуры – американские и подобные им фильмы, комиксы, бессмысленные песенки.

3. Еще одна тенденция, характеризующая современное искусство, – это его дегуманизация. Искусство все чаще объектом изображения делает то, что находится за пределами приемлемого, привычного, нормального, социального. Если раньше искусство было тесно связано с этикой и моралью и стремилось к изображению подлинно прекрасного, то на протяжении всего XX в. оно постепенно отказывалось от этих ценностей. Теперь все чаще в романах, фильмах, театральных пьесах можно встретить слабых, мучающихся людей, которые не могут найти своего места, и вынуждены жить искусственной, не настоящей жизнью.

Эта тенденция также тесно связана с жизнью общества. Хотя человечество все больше осознает значимость гуманистических ценностей, в истории последних веков слишком много ужасающих примеров того, как эти ценности могут игнорироваться. Можно сказать, что в настоящее время жизнь человека "не имеет цены" в обоих смыслах этого выражения: она бесценна и одновременно совершенно не ценится. И именно это противоречие представляет собой движущий механизм дегуманизации искусства.

Эта тенденция в искусстве также не может быть оценена однозначно. С одной стороны, искусство утрачивает издревле присущую ему роль учителя жизни, оно нередко возбуждает в душе лишь негативные эмоции и не помогает нам позитивно относиться к жизни. Оно показывает нам насилие, агрессию, смерть, страдания. И это не может не оказывать негативного влияния на наше отношение к жизни и самим себе.

Однако, с другой стороны, искусство является яркой манифестацией той атмосферы, в которой мы живем. А, следовательно, в дегуманизации искусства можно видеть своего рода симптом, указывающий на болезнь нашего времени.

К сожалению, тенденции, которые действуют в современном искусстве, внушают мало положительных чувств. Однако еще не все потеряно. И осознание тех опасностей, которые грозят культуре и искусству как ее важному компоненту, с этой точки зрения крайне важно, поскольку только оно поможет нам противостоять убийственным для искусства процессам.

Вопросы и задания

Дайте определение искусства. Каковы его отличительные черты?

Как вы считаете, должно ли искусство быть правдоподобным? Обоснуйте свой ответ.

Как вы понимаете сущность искусства?

Для чего человеку необходимо искусство?

Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.

Какие виды искусства вы знаете?

Какие тенденции протекают в современном искусстве? Каково ваше отношение к этим тенденциям? Можно ли говорить о кризисе современного искусства?

ДТПТ обществознание

ДТПТ обществознание

ДТПТ обществознание запись закреплена

23.03.111 грн.Общество.Тема"искусство"..Как вы считаете, должно ли искусство быть правдоподобным? ответьте на вопрос. выполните задание5

Читайте также: