Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола кратко

Обновлено: 05.07.2024

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Русская православная церковь в XVII веке подверглась реформированию, результатом этого стал раскол русского народа.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, были направлены на изменение древних церковных традиций.

Причинами преобразований русской православной церкви были:

  • стремление Патриарха Никона к власти;
  • назревшая необходимость централизации государства;
  • политическая раздробленность государства вызывала необходимость объединения всех церквей.

Перемены, которые ожидают русскую православную церковь, патриарх обосновывал тем, что между русской и греческой православными церквями есть различия и считал русскую церковь не полностью канонической.

Суть предстоящих изменений сводилась к следующему:

Богослужебные книги подлежали исправлению по греческому образцу. Разговоры о том, что церковную жизнь необходимо реформировать, начались ещё в 1640-е годы.

Рисунок 1. Реформы патриарха Никона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Неясным оставался вопрос образца, по которому должны были вносить изменения. В качестве образцов одни предлагали древнерусские церковные книги, а другие предлагали греческие. В конечном итоге было решено привести церковные книги и обряды в соответствие с византийскими канонами. Этот выбор объяснялся тем, что Российское государство стремилось упрочить среди православных стран свое международное положение.

Готовые работы на аналогичную тему

Территория польской Украины в 1654 г присоединилась по решению Переяславской Рады к Российскому государству, а православная литургия в новых землях проводилась по греческим канонам. Унификация богослужебных правил помогла бы процессу объединения Малороссии с Россией.

После Смутного времени необходимо было поддержать национальное единство, тем более что в стране время от времени вспыхивали народные волнения.

Предложение патриарха Никона было одобрено собором в 1654 г., и после чего он приступил к делу.

События развивались стремительно, Никон требовал немедленно принять новые обычаи и отказаться от старых. Народ же был не готов к таким резким переменам, поэтому отказался.

Следующий церковный собор состоялся в 1667-1668 гг. – царь Алексей Михайлович поддержал церковную реформу, результатом собора стало два решения:

  1. принять реформы Никона;
  2. лишить Никона сана из-за стремления к власти и конфликта с царем.

Несогласные предавались анафеме, отлучались от церкви, подвергались репрессиям – в стране началась настоящая идеологическая война. Главным и самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Лидеры и идеология раскола

Через 11 лет сибирской ссылки он возвращается в Москву, но вскоре вновь ссылается на Север. Сам Аввакум и его сподвижники на церковном соборе 1666 г были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Это место стало идейным центром старообрядчества, отсюда по всей России рассылались послания пустозерских старцев.

По решению церковного собора, в 1682 г Аввакум и его соузники были приговорены к заточению в земляной тюрьме, а потом заживо сожжены.

Рисунок 2. Протопоп Аввакум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кроме Аввакума к ярким раскольникам во II половине XVII века относились С. Потемкин, И. Неронов, Лазарь, Епифаний, Н. Пустоясвят и др. Среди раскольников особое место занимали женщины, например, известная всем боярыня Ф. Морозова, сделавшая свой московский дом оплотом старообрядчества. В конечном итоге её в 1671 г заключили в земляную тюрьму, где она и умерла через 4 года.

Никоновская реформа уничтожила истинное православие – Москва, т. е. Третий Рим, оказалась на грани гибели, прихода Антихриста и конца света.

Важным для староверов была незыблемость содержания и формы обрядов. Реформы Никона, по их мнению, разрушили канон и саму веру. Они не признавали священства русской церкви, лишившейся благодати. Однако они не ставили под сомнение божественность царской власти и рассчитывали, что царь образумится.

Староверы были противниками светского образования и культуры, отстаивали традиционную систему культурных ценностей. Аввакум, в частности, отрицал науки, очень негативно отзывался о новых направлениях в живописи.

Сохранение традиций в духе старообрядчества, таким образом, было чревато духовным консерватизмом и застоем в культурном прогрессе.

Последствия и значение раскола

В результате проведенных реформ общество разделилось, сторонников Никона называли никонианами, а противников – раскольниками или старообрядцами.

Рисунок 3. Итоги реформы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Старообрядцы делали всё для сохранения традиций, но государство их преследовало, тем не менее, они не сдавались, проявляя духовную стойкость.

Царевна Софья, вступившая на престол после смерти царя Алексея, сделала преследования старообрядцев более жестокими.

В результате раскола влияние православной церкви на народ было ослаблено, подорвана внутренняя сила страны.

Для России церковный раскол стал национальной трагедией, в результате которой русский народ разделился – одни в православной церкви совершали богослужения по новым правилам, другие придерживались дореформенных церковных обрядов.

В конечном итоге прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в стране возникла вражда на религиозной почве и стала проявляться социальная разобщенность населения.

В результате церковной реформы власть царя становится выше церковной власти, что стало началом перехода церковных дел в государственное ведомство.

Упразднение института патриаршества произошло при Петре I, что стало окончательным завершением процесса.

Что касается международной арены, то положение России укрепилось, окрепли её связи с православными странами мира.

Что касается движения старообрядцев, то они внесли свой вклад в развитие русского искусства, создали свои духовные центры, иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Причина церковного раскола, по мнению большинства ученых, заключается не в споре о поправках к богослужению, а в вопросе решать, каким образом народу верить во Христа и имеет ли право народ сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные в прошлом.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?

Причин для проведения церковной реформы XVII веке было много, но не все из них лежали на поверхности.

3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

В 1658 году, во время очередного праздника, царский окольничий, прокладывая, по обычаю, дорогу для государя, ударил палкой патриаршего человека. Никон, узнав об этом случае, пришел в крайнее негодование и потребовал у Алексея Михайловича расследования и наказания виновного боярина. Но расследование не было начато, а виновный остался безнаказанным. Видя изменившееся отношение царя к себе, Никон решил еще раз прибегнуть к приему, уже испытанному им при восшествии на патриарший престол. После обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимый Воскресенский монастырь под Москвой. Патриарший престол остался пустым. Никон рассчитывал на испуг Алексея Михайловича, но просчитался. Царь не приехал к нему. Потом царь старался добиться от Никона окончательного отказа от патриаршего звания и возвращения патриарших регалий, чтобы можно было избрать нового патриарха. Никон же стремился доказать, что он волен вернуться на патриарший престол в любой момент. Тогда Алексей Михайлович прибег к посредничеству вселенских патриархов. Однако дождаться их приезда оказалось нелегко: только в 1666 г. в Москву прибыли двое из четырех патриархов – антиохийский и александрийский, имевшие, правда, полномочия от двух других православных патриархов – константинопольского и иерусалимского. Несмотря на все уловки и сопротивление Никона, он все же предстал перед судом патриархов и был лишен своего сана за самовольное оставление патриаршего престола и прочие нарушения.

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

По моему мнению, церковный раскол стал трагической вехой в истории нашей страны и Русской православной церкви. Однако все последовавшие за ним трагические события произошли вовсе не из-за церковной реформы, хотя она, по сути, и разделила церковь на два лагеря, а из-за предания анафеме и проклятию всех, не желающих подчиниться. Без этого решения у церкви была возможность уладить дело миром. Однако кидаться из крайности в крайность – это в нашей природе.

Сущность церковного раскола на мой взгляд вовсе не в отличиях в обрядах, а в мироощущении. Сегодня нам все это кажется дикостью. Ну какая разница, как крестится человек, двумя или тремя перстами, по солнцу или против солнца идет крестный ход и т.д. Однако для религиозного человека того времени обряды были важны. Тогда считалось, что верность обряда — суть спасение. Но даже эти разногласия можно было бы решить. А вот разные мироощущения, стоявшие за той и другой позицией, имели непримиримые противоречия.

5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

Можно по-разному относиться к церковному расколу, позициям сторон и участию в расколе протопопа Аввакума, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой, стойким сторонником той веры, которую он считал истинной. Он предпочел умереть, но не склониться перед обвинителями. Есть много свидетельств того, что Аввакум никогда не признавал сделок со своей совестью. Если он видел несправедливость, он вступался за обиженных несмотря на то, что раз за разом для него это плохо заканчивалось. Из-за непростого характера и нетерпимости ко злу протопоп Аввакум постоянно менял приходы.

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Предлагаем самостоятельно выбрать имена деятелей Русской православной церкви, внесших значительный вклад в укрепление государства в XVII веке из перечня патриархов, учитывая описания их достижений. Мы считаем, что можно выбрать патриархов Иова, Гермогена, Филарета, Иосифа, Никона и Иосафа II.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 24

1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?

Проблема в том, что позиция Аввакума была такой же непримиримой, как и позиция Никона. И если обращение Аввакума к царю с просьбой прекратить гонения на староверов можно одобрить, то его слова о том, как нужно поступить с его оппонентами – не могут получить одобрения.

Думаем, сравниваем, размышляем

Позиция патриарха Никона была более глобальна и соответствовала амбициям России по воссоединению с братскими народами Украины и Белоруссии, которые уже жили по новым греческим религиозным обрядам. Таким образом Россия придала своей церкви вселенский характер и обеспечила единство обрядов с соседними народами.

Позиция протопопа Аввакума была направлена на сохранение древнерусских традиций, что в конечном счете привело бы к религиозной изоляции России даже среди других православных земель. При воссоединении России с Украиной и Белоруссией жителей тех земель пришлось бы переучивать. Зная, чем заканчивались в России такие попытки, можно с уверенностью предположить, что дело могло приобрести весьма неприглядный и даже кровавый характер.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

Старообрядчество — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Упомянутая реформа является одной из самых драматичных страниц не только в истории русской православной церкви, но и в истории России. Целью преобразований была унификация богослужений Русской Церкви с Греческой Церковью. В результате насаждения новых правил возник церковный раскол (до 1905 года всех не согласных с реформой называли раскольниками) — отказавшиеся от исполнения новых обрядов жестоко преследовались и подвергались гонениям, фактически общество было на пороге религиозной войны. В это время произошло множество массовых самоубийств людей, не желающих насильно принять новую веру. Наиболее распространённой формой протеста стали самосожжения, только до 1690 года унёсшие жизни около 20 тысяч человек.

Изменения, проведённые посредством никонианской реформы, касались внешних обрядовых сторон. Например, замена двуперстного крестного знамения на трёхперстное, смена направлений крёстного хода (против солнца, а не посолонь) и др. Также было проведено много исправлений, касающихся редактирования текстов Священного писания и богослужебных книг, относящихся к вариациям написания, небольшим корректировкам, не меняющим общего смысла. Для стороннего человека все эти изменения могут выглядеть как совершенно не принципиальные и не затрагивающие сути православия, но в 17-м веке это привело к трагическому расколу церкви и общества, который окончательно не изжит до сих пор.

И сейчас, несмотря на многочисленные шаги к примирению, отношения между старообрядцами и Русской православной Церковью отличаются сложностью. Например, старообрядцы считают себя истинными православными, а РПЦ называют инославной церковью.

Вопреки утвердившемуся мнению, несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, старообрядчество было весьма распространено — в XIX веке почти треть населения придерживалась старообрядческих традиций. В экономике важную роль сыграло старообрядческое купечество, ставшее опорой развития предпринимательства. Это было обосновано культивировавшимися в старообрядческой среде традициями — запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие.

Старообрядчество по праву является столь же важным и весомым направлением православия как и новообрядчество, сыграв неоценимую роль в сохранении и развитии русской культурной и религиозной традиции, а также в социально-экономической жизни России.

Сегодня в России и в ряде других стран действует Русская древлеправославная церковь (РДЦ). В России имеется также старообрядческое Высшее Духовное училище. В составе РДЦ есть около 70 общин в России, 5 в Румынии и одна община в Болгарии. В 2002 году на Соборе РДЦ было принято решение восстановить Патриаршество в Русской Древлеправославной церкви. Патриархом был избран архиепископ Александр. Резиденция патриарха РДЦ расположена в Москве. Однако Русская православная церковь не признает патриаршего титула предстоятеля РДЦ, именуя его в официальных документах архиепископом. В настоящее время РДЦ ведет сложные переговоры с РПЦ, сотрудничает с ней в области книгоиздания и обменивается богослужебным опытом.

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666—1667 гг.?

Большой Московский собор 1666-1667 годов был созван в Москве повелением царя Алексея Михайловича. В соборе принимали участие Александрийский патриарх Паисий, Антиохийский патриарх Макарий III, представители Вселенского и Иерусалимского патриархов. Собор был созван с целью решения нескольких задач:

4. Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

Мне кажется, что первенствующее положение светской власти по отношению к церковной стало закономерным итогом сочетания нескольких факторов. Царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством, оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Сама мысль о том, что есть еще кто-то, чье величие в государстве равно его собственному, угнетала. Патриарх Никон своей чрезмерно деятельной натурой и желанием управлять не только в церковной, но и светской жизнью государства стал именно такой фигурой, угрожающей величию царя. Никон сделал попытку увеличить свое влияние на царя, и она оказалась безуспешной, а ответ не заставил себя ждать. Царь в ответ сделал попытку увеличить свое влияние на церковь. Борьба за влияние, конечно, началась задолго до описываемых событий. Ее этапами были и давние попытки предшественников Алексея Михайловича ограничить влияние церкви, и недавнее принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства (запрет на приобретение духовенством земель для ограничения роста церковного землевладения), ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Естественно, царские мотивы понять несложно. Умело управляемая, церковь является одним из самых эффективных инструментов (как сегодня телевидение) для контроля над умами подданных. Все прошло гладко, за право церкви поступать по совести, а не по желанию царя никто не захотел класть голову. Общество было разделено на части церковным расколом. Всех, кто мог воспротивиться подвергали не только церковному, но и гражданскому преследованию. Армия царя активно рубила головы и жгла граждан собственного государства по религиозным причинам. Не удивительно, что церковь в такой ситуации не смогла ничего противопоставить воле царя.

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Каковы были причины и последствия церковного раскола?

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет.

середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнета властей.

В чем вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.

Вопросы и задания

1. Каково было положение церкви Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. Позиции церкви усиливались потому, что патриарх Филарет был фактическим правителем России.

2. В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось именно на середину XVII в.?

Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти царя.

3. Почему разгорелся конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

Сущность церковного раскола: борьба старого и нового в жизни государства и общества

Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость перемен.

5. Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.

Протопоп Аввакум – это пример героического стоизма, верности своим убеждениям, преданность историческим корням Родины.

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в. внесли деятели Русской православной церкви: патриархи Филарет, Иосаф I, Иосиф и даже Никон.

1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона?

Реформу Никона Аввакум оценивает как еретическую, уничтожающую истинное православие.

2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие – нет?

Думаем, сравниваем, размышляем

Победила позиция патриарха Никона потому, что Россия, царь стремились построить отношения с европейскими странами, и греческий вариант (читай – европейский) был в этом смысле правильней.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

Обзор истории старообрядчества

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами.

Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1846 году благодаря стараниям изгнанного турками с Босно-Сараевской кафедры греческого митрополита Амвросия старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие.

Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 г.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666-1667 гг?

На Церковном соборе 1666-1667 гг. решались вопросы: суд над патриархом Никоном и расправа (предание анафеме) над раскольниками, признание реформы.

4. Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?

Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

В XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной потому, что царская власть набрала уже достаточно силы, был сформирован аппарат царской власти, регулярная армия, самодержавная власть была признана в обществе.

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Читайте также: