Как вы понимаете смысл финала текста в ночь под рождество она полюбила своего мужа кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе

Учитель : Рыжкова Ирина Владимировна

Цель урока : открыть новое в творчестве писателя; учить старшеклассников видеть подтекст литературного произведения; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

Задачи урока :

- продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

- развивать навыки анализа художественных произведений Чехова;

- продолжить поиск духовно-нравственных ориентиров, осмысления их истоков на примере художественного произведения.

-обозначить основные сюжетные линии рассказа, проработать композицию;

-проанализировать произведение, найти в нем примеры художественно-изобразительных средств.

- тренировать умение учащихся выражать собственное мнение по проблеме, умение находить нужное из перечисленного.

Оборудование: портреты писателя, афоризмы, выставка книг.

Опорные тезисы:

Краткость - сестра таланта

Искусство писать - это искусство сокращать

Словарная работа: ирония, ироническое, парадокс, композиция, сюжет, сравнение, эпитеты, подтекст.

Тип урока : урок комплексного применения знаний.

Необходимое оснащение: художественный текст, тетрадь, ручка, чистый лист.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-З дравствуйте, ребята!

-Сегодня мы продолжим наше знакомство с творчеством замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова.

(на магнитной доске представлены портреты и фотографии А.П. Чехова одного и в кругу других писателей)

На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный).

- Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

Постановка темы, целей урока, введение проблемного вопроса.

Объявляется тема урока.

2-3 чел. дают свои варианты ответа.

Учащиеся делают запись — свои первые впечатления от прочитанного рассказа - на чистом листе

Учащиеся делают запись в тетради:

дата, тема урока.

2. Работа с опорными тезисами

- Как вы понимаете эти высказывания?

- Спасибо! Приведите примеры известных вам рассказов.

Чехов- мастер коротких рассказов. Жанр рассказа малой эпической формы он довел до совершенства.

Ученики называют рассказы, изученные ранее

3. Словарная работа

(На доске записаны слова:

- Ребята, давайте вспомним определения этих слов.

Учащиеся записывают в тетради:

Заглавие имеет точное идейное звучание.

Сюжет построен на остром, необычном положении.

Композиция: краткая экспозиция, динамичное действие, неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа.

Художественная деталь вместо красноречивых описаний.

Простота и четкость авторской речи, речь героев в соответствии с характером.

Сравнения подсказаны жизненной ситуацией,

Ирония — истинный смысл скрыт (например в заглавии рассказа) или противоречит смыслу явному.

В парадоксе привычная истина рушится на глазах.

Парадоксальность- неожиданность, непривычность. Противоречивость исходным предпосылкам, традиционному взгляду или здравому смыслу.

Подтекст - способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

Ответы на вопросы.

- Перескажите, пожалуйста, кратко содержание рассказа.

- Какова основная тема рассказа?

Сбылось ли ваше ожидание после прочтения этого рассказа?

- Кто является главными героями рассказа?

- На сколько частей вы поделили бы рассказ? В какой части сосредоточено действие? Какой эпизод считаете кульминационным?

- С помощью каких приемов (внешних описаний) автору удается показать всю сложность и напряжение внутреннего состояния героини, пришедшей на берег моря?

- Какие нравственные вопросы ставит перед читателем А.П.

Чехов? Какие моральные ценности утвеждаются?

- Чем достигается высокий психологизм рассказа?

- Какие евангельские истины, на ваш взгляд, призван напомнить рассказ? Считаете ли вы случайным, что сюжет основывается на нравственном перерождении героини - Натальи Сергеевны?

- В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в повествовательной речи прямые характеристики героев? Как они помогают прояснить авторское отношение к персонажам?

- Кто вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей Петрович?

- Не менялось ли ваше отношение к героям на протяжении рассказа? Если да, то каковы причины этому?

- В чем смысл описания лестницы, ведущей к берегу вниз, вдоль отвеса?

- Какую смысловую нагрузку выполняет образ дурачка Петруши?

- Как любовная история (женитьба) выстроила судьбу главного героя?

- Предначертана ли заранее судьба человека или нет? Свободен ли человек изначально или он лишён свободного выбора?

- О каких сторонах личности главного героя говорит попытка повернуть обратно лодку, несущуюся в морскую пучину, управляемую обезумевшим от боли дурачком Петрушей?

- Какова роль финала рассказа?

Предлагаю на этот вопрос ответить дома.

Один ученик кратко пересказывает содержание

- Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы, невозможности влиять на неё собственными поступками.

- Да, перед прочтением представлялось, что будет какое-то чудо.

На это настраивало название произведения, но, к сожалению, рассказ закончился очень трагично.

- Молодая женщина, барыня, Наталья Сергеевна Литвинова . с неё начинается рассказ, ею и заканчивается.

- На три части. Кульминация наступает в тот момент, когда читатель узнает о том, что Литвинова вовсе не ждали на берегу. Скорей, жена ждала известия о том, что её муж погиб во льдах.

Поведение, движения, страстное желание спуститься вниз по отвесной лестнице, готовой вот-вот уйти из-под маленьких ножек героини. Эти липкие и увертливые, как вьюн, перила…

Любовь, которая готова порой творить чудеса: исцелять, спасать, оберегать от бед. Верность и преданность супругов. Нежелание зла ближнему своему…

Дождь, ледяной ветер, мрак и тьма…

- В словах и делах быть чистыми; любить и почитать своего супруга; не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его нуждах…

Повествование ведется от лица рассказчика (от третьего лица). Для автора нет тайн в душе героини рассказа. Её шепот, обращение к святому чудотворцу Николаю, покровительствующему путникам, морякам…

- Да, менялось. Сопереживание , ожидание возвращения помещика Литвинова вместе с его женой, сочувствие её горю разлуки…

- Вертикальная лестница, идущая вниз вдоль отвеса, шаткие перила, холодные и грязные ступени, ветер зло шатал её. Девяносто ступеней. Лестница считается символом сошествия из рая в ад…

Число 90 означает конечность какого-либо срока, грядущие перемены. Вообще люди боятся подобных чисел, так как не всегда угодны перемены -лучше пусть будет как есть, так спокойнее.

- Может быть, это какая-то безысходность, которую чувствовала героиня. Зиять может что-то бездонное, подобное пропасти, пасти. Что-то страшное. Простор - ничем не стесненное пространство, свобода, но зияющий простор имеет негативный подтекстом.

«Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. В нем слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и наконец рухнувшая надежда на свободное вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле, не заглушенном даже трещавшими льдинами. Муж понял этот вопль, да и нельзя было не понять его…

Тебе горько, что меня не занесло снегом или не раздавило льдом! — пробормотал он.

- Да, думаем, что скорей всего у каждого своя судьба, изменить которую человек не в силах.

- Стоя здесь, на холоде, Наташа поняла, что муж ей очень дорог, что она его полюбила.

- Муж очень порядочный, добрый и милосердный человек. Он понял, что Наташа осознала свое отношение к мужу, он поверил ей. Поверил в то, что она его любит.

- Давайте вспомним Ваше первое впечатление от этого рассказа. Изменилось ли оно?

- Так в чем же иронический парадокс рассказа?

Истинный смысл противоречит смыслу явному.

6. Домашнее задание.

Мне очень нравятся короткие рассказы Антона Павловича Чехова своей лаконичностью, особенным стилем изложения и непредсказуемым финалом.

Дочитав до момента, когда мужчина возвращается и встречает свою жену я облегченно вздохнула. Обрадовалась, тому, что всё как мне казалось, закончилось благополучно.

Но что это? Вдруг из груди женщины вырывается крик отчаяния. Чехов объясняет нам, что его героиня не рада, тому, что её супруг вернулся. И одна лишь фраза автора объясняет всё. И это очень печально.

Мужчина расстроен реакцией жены…Что было дальше вы узнаете, прочитав этот небольшой рассказ. Финал трагичен.

У Чехова отсутствует во всех его произведениях личное отношение к своим героям. Наверное, это правильно. Читатель сам делает выводы и проводит анализ прочитанного. У меня это произведение вызвало много вопросов. Назвать его жизнеутверждающим нельзя.

Мне сложно понять эту женщину. Но есть над чем задуматься. Так, что к прочтению этот рассказ я вам порекомендую.


В ненастную Рождественскую ночь бледная 23-летняя Наталья Сергеевна, жена помещика Андрея Петровича Литвинова, недавно ставшая матерью, в ужасе вглядывается морскую даль. В нескольких верстах (километрах) отсюда – рыбачья артель ее мужа. Уже два дня бушует метель. Рыбаки могут быть под снегом. А может, их сани спешат к берегу. Еще немного – и ветер взломает лед. А тогда погибнут все.

Сюжет

Отзыв

Читайте также: